Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
(опубликовано 18 февраля 2009 г.)
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело N 9-ФАС22-ОВ/02-09 по признакам нарушения администрацией Романовского района Алтайского края части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в передаче в аренду ООО "П" земельного участка для жилищного строительства без проведения аукциона, установила:
В ходе проведения ежеквартального мониторинга предоставления органами местного самоуправления земельных участков в целях жилищного строительства и комплексного освоения, УФАС по Алтайскому краю установлен факт передачи администрацией Романовского района Алтайского края в аренду ООО "П" без проведения аукциона земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома. 06.09.2008 г. в районной газете "Г" было опубликовано объявление о намерении администрации Романовского района Алтайского края предоставить земельный участок по адресу: пер. Чкаловский, 5 (кадастровый N22:38:020855:0063) в аренду для строительства многоквартирного жилого дома. По истечении месячного срока поступило единственное заявление ООО "Пирамида", с которым орган местного самоуправления принял решение без аукциона заключить договор аренды земельного участка (п.2 постановления администрации Романовского района Алтайского края от 08.10.2008 г. N280).
По данному факту УФАС по Алтайскому краю в отношении администрации Романовского района Алтайского края возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 9-ФАС22-ОВ/02-09.
На заседании комиссии представитель администрации Романовского района Алтайского края Т. признал факт непроведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для жилищного строительства при передаче в аренду единственному заявителю (ООО "П") земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома. Представитель ответчика пояснил, что администрацией Романовского района с ООО "П" 08 октября 2008 г. заключен договор аренды земельного участка. Данный договор зарегистрирован в управлении Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю 24 октября 2008 г. На момент рассмотрения дела на участке уже возведен многоквартирный дом и выполнены практически все работы, необходимые для сдачи завершенного строительством объекта в эксплуатацию.
Изучив обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях органа местного самоуправления нарушения антимонопольного законодательства РФ ввиду следующего.
Статьей 30.1 Земельного кодекса РФ установлено:
"1. Земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
2. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
3. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет"
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка."
Таким образом, ч. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ предусматривает исключения из общего порядка, установленного ч. 2 этой же статьи, только для граждан и только в целях индивидуального жилищного строительства.
В случае с ООО "П" администрации Романовского района с учетом требований ч. 2 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ необходимо было провести аукцион, в порядке, предусмотренном, ст. 38.1 Кодекса, которая предусматривает: разработку аукционной документации (определение начальной цены предмета аукциона, суммы задатка и существенных условия договора, в том числе срок аренды; определение времени, места и порядка проведения аукциона, формы и сроков подачи заявок на участие в аукционе, порядка внесения и возврата задатка, величины повышения начальной цены предмета аукциона); публикацию извещения о проведении аукциона в периодическом печатном издании, а также размещение сообщения о проведении аукциона на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" а также ряд других действий со стороны организатора аукциона.
Порядок предоставления земельного участка в аренду ООО "П" для строительства многоквартирного жилого дома, установленный Земельным кодексом РФ, администрацией Романовского района Алтайского края соблюден не был.
В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия таких актов и (или) осуществления таких действий.
Таким образом, действия администрации Романовского района Алтайского края, выразившиеся в постановления о передаче земельного участка в аренду ООО "П" и заключении администрацией Романовского района с ООО "Пирамида" договора от 08.10.2008 г. аренды земельного участка без проведения аукциона по продаже права на заключение договора земельного участка для жилищного строительства противоречат требованиям ч. 2 ст.30.1 Земельного кодекса РФ и приводят к ограничению конкуренции на товарном рынке оборота земельных участков в целях жилищного строительства между другими хозяйствующими субъектами, следовательно, нарушают требования ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:
1. Признать действия администрации Романовского района Алтайского края, выразившиеся в издании постановления первого заместителя главы Романовского района о передаче земельного участка в аренду ООО "П" и заключении администрацией Романовского района с ООО "П" договора от 08.10.2008 г. аренды земельного участка без проведения аукциона по продаже права на заключение договора земельного участка для жилищного строительства противоречащими ч. 2 ст.30.1 Земельного кодекса РФ и ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать администрации Романовского района Алтайского края предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, при передаче в аренду хозяйствующим субъектам земельных участков для жилищного строительства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (опубликовано 18 февраля 2009 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016