Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
от 28 сентября 2009 г.
Решение изготовлено в полном объеме 28 сентября 2009 года.
Резолютивная часть решения оглашена на заседании комиссии 16 сентября 2009 года.
Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии:
Григорьева Л.А. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России;
члены Комиссии:
Кучушев К.А. - заместитель начальника отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России;
Черных Т.В. - ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России,
в присутствии представителей (по доверенности):
администрации городского округа "Город Калининград": Милехиной Е.Ю.;
ООО "Метамир": Мирзояна А.А., Шишова А.И.,
рассмотрев дело N АМЗ-88/2009 по признакам нарушения администрацией городского округа "Город Калининград" (236035, г.Калининград, пл.Победы, 1) п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
1. В Калининградское УФАС России поступила жалоба ОАО "Метамир" (вх. N 3440 от 24.06.2009) на необоснованное препятствование осуществлению деятельности путем неправомерного требования сертификатов соответствия на производимое ООО "Метамир" оборудование для спортивных и детских игровых площадок на основании Постановления администрации городского округа "Город Калининград" N 183 от 04 февраля 2009 года "Об утверждении Положения "О типовом составе и требованиях к спортивным и детским площадкам в г. Калининграде" (далее - Постановление N 183).
Приказом N 241 от 23 июля 2009 года возбуждено дело N АМЗ-88/2009 по признакам нарушения администрацией городского округа "Город Калининград" п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в связи с принятием Постановления N 183.
Определением от 07.08.2009 г. рассмотрение дела назначено на 20 августа 2009 года.
Определением от 20 августа 2009 года рассмотрение дела, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, отложено на 16 сентября 2009 года.
2. Представитель ООО "Метамир" в письменном объяснении и в ходе проведения заседаний Комиссии пояснил следующее.
ООО "Метамир" занимается производством и установкой оборудования для спортивных и детских игровых площадок. В полном соответствии с требованиями стандартов ГОСТ Р и СанПиН 2.1.1249-03 предприятие представляет заказчикам Паспорт на изделие, подтверждающий его качество и безопасность. На полимерные материалы, входящие в состав изделия, представляется гигиенический сертификат.
Муниципальные предприятия г. Калининграда, являющиеся основными заказчиками вышеуказанного оборудования, требуют на стадии заключения договоров, на основании положений Постановления N 183, представление сертификатов на поставляемое оборудование. Заказчики мотивируют свой отказ тем обстоятельством, что при отсутствии сертификатов работы у них не будут приняты администрацией городского округа.
Так, в связи с исполнением положений Постановления N 183 ООО "Метамир" было отказано в заключении договора подряда на поставку и монтаж оборудования детской игровой площадки по строящемуся объекту "Детские ясли-сад на 240 мест с бассейном по ул. В. Фермора в Северном жилом районе г. Калининграда" по причине отсутствия у предприятия соответствующих сертификатов соответствия.
Требование наличия сертификатов на оборудование для спортивных и детских игровых площадок декларируется п.п. 1 и 5.7 Положения "О типовом составе и требованиях к спортивным и детским площадкам в г. Калининграде" (далее - Положение). Эти требования не соответствуют нормам действующего законодательства РФ о сертификации. В частности, в "Номенклатуре продукции, в отношении которой законодательными актами РФ предусмотрена обязательная сертификация" (утвержденной Постановлением Госстандарта России N 64 от 30.06.2002) - сертификация детского уличного оборудования не предусмотрена. В соответствии с Приказом Роспотребнадзора РФ от 224 от 19.07.2007 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок" гигиенические сертификаты на уличное детское оборудование не выдаются.
В настоящее время возможна только добровольная сертификация оборудования для спортивных и детских игровых площадок. Единственным обладателем сертификатов добровольного сертифицирования на этот вид оборудования в Калининградском регионе является ООО "КСИЛ-Калининград", являющееся филиалом ООО "КСИЛ" г. Санкт-Петербург.
Исполнением принятого Администрацией городского округа "Город Калининград" Постановления N 183 создается необоснованное препятствие осуществлению деятельности предприятия.
3. Администрацией городского округа "Город Калининград" в письменном объяснении и на заседаниях Комиссии даны следующие пояснения по существу дела.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.20.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация отдыха детей в каникулярное время, обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта. В соответствии со ст. 7 указанного закона органы местного самоуправления вправе принимать муниципальные правовые акты, не противоречащие действующему законодательству.
При принятии Положения Администрация руководствовалась СП 31-115-2006 "Свод правил по проектированию и строительству. Открытые плоскостные физкультурно-спортивные сооружения", в п. 5.18 которого указано, что игровое оборудование детских площадок должно быть сертифицировано, соответствовать требованиям санитарно-гигиенических норм, охраны жизни и здоровья ребенка, быть удобным в технической эксплуатации и эстетически привлекательным.
Кроме того, согласно перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1013, обязательной сертификации подлежат изделия для общей физической культуры и спорта.
В целях уменьшения детского травматизма, для гарантии более безопасного и качественного отдыха детей на территории города Калининграда, Администрация считает целесообразным требовать от организаций, выполняющих работы по установке детских и спортивных площадок, расположенных на территориях общего пользования, сертификаты соответствия на оборудование детских и спортивных площадок.
4. Обстоятельства, установленные антимонопольным органом.
4.1. В соответствии с гл. 1 Положения, утвержденного Постановлением N 183, наличие сертификата безопасности является необходимым для производителей детского игрового оборудования.
Согласно п. 5.7 Положения, игровое оборудование детских площадок должно быть сертифицировано, соответствовать требованиям санитарно-гигиенических норм, охраны жизни и здоровья ребенка, быть удобным в технической эксплуатации и эстетически привлекательным.
4.2. Согласно сведениям Администрации, на территории городского округа "Город Калининград" деятельность по производству и изготовлению оборудования для детских игровых площадок осуществляют следующие хозяйствующие субъекты: ООО "КСИЛ-Калининград"; ООО "Мегиш-СМ"; ОАО "РМЗ"; ООО "Самум"; ООО "Элтехстандарт"; ООО "Град"; ООО "Балтийская коммунальная компания"; ООО "МонтажСпецСтрой". Рынок является конкурентным.
4.3. Письмо муниципального казенного предприятия "Управление капитального строительства" от 29.05.2009 N 1473/ж свидетельствует о том, что ООО "Метамир" было отказано в привлечении на поставку и монтаж детского оборудования на строящемся объекте "Детские ясли-сад на 240 мест с бассейном по ул. В Фермора в Северном жилом районе г. Калининграда" со ссылкой, в том числе, на нормы Положения, утвержденного Постановлением N 183, об обязательной сертификации игрового оборудования детских площадок.
Данные сведения подтверждают факт воспрепятствования деятельности ООО "Метамир" в связи с исполнением положений Постановления N 183.
4.4. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.20.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"органы местного самоуправления вправе принимать муниципальные правовые акты, не противоречащие действующему законодательству.
Согласно перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1013, обязательной сертификации подлежат спортивные товары (изделия для общей физической культуры, спорта и туризма). Детское игровое оборудование (оборудование для детских игровых площадок) не входит в упомянутый перечень.
Ссылка Администрации на положения указанного постановления Правительства РФ, в качестве обоснования принятия Постановления N 183, в части обязательного требования сертификации детского игрового оборудования, безосновательна.
4.5. СП 31-115-2006 "Свод правил по проектированию и строительству. Открытые плоскостные физкультурно-спортивные сооружения" (далее - Свод правил) утвержден приказами директора ФГУП "Институт общественных зданий" 27 марта 2006 года N 10 и ректора ФГОУ ВПО "Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта" 17 февраля 2006 года N 18, одобрен и рекомендован приказом Федерального агентства по физической культуре и спорту от 03 июля 2006 года N 407 "О сводах правил по проектированию и строительству спортивных сооружений".
Свод правил (СП-115-2006) опубликован не был.
В соответствии с п.п.1.1 и 1.7 Свода правил он предназначен для технологического проектирования открытых плоскостных физкультурно-спортивных и физкультурно-досуговых площадок и полей, содержит в основном рекомендательные положения и правила.
Согласно п. 5.18 СП 31-115-2006 игровое оборудование детских площадок должно быть сертифицировано, соответствовать требованиям санитарно-гигиенических норм, охраны жизни и здоровья ребенка, быть удобным в технической эксплуатации и эстетически привлекательным.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ нормативные правовые акты не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В результате анализа совокупности указанных норм следует вывод о том, что Свод правил не является нормативным правовым актом, содержащим императивные нормы обязательные для исполнения, а содержит нормы рекомендательного характера, которые могут применяться во исполнение положений действующего законодательства РФ.
Между тем, нормами Постановления Правительства РФ от 13.08.1997 N 1013 "Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации" и Номенклатуры продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация (утвержденной Постановлением Госстандарта России от 30 июля 2002 года N 64) не предусмотрена обязательная сертификация оборудования для детских игровых площадок.
Следовательно, положения Свода правил не могут применяться в части противоречащей действующему федерального законодательству о сертификации оборудования для детских игровых площадок.
4.6. Статьей 20 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184) установлено:
1. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.
2. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.
3. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:
принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия);
обязательной сертификации.
Исходя из анализа норм Постановления Правительства РФ от 13.08.1997 N 1013 "Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации" и Номенклатуры продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация (утвержденной Постановлением Госстандарта России от 30 июля 2002 года N 64) обязательная сертификация оборудования для детских игровых площадок не предусмотрена.
Приказ Роспотребнадзора N 224 от 19 июля 2007 года "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок" не содержит требований о необходимости выдачи гигиенических сертификатов на оборудование для детских игровых площадок.
В соответствии с разъяснением ФГУ "Калининградский центр стандартизации, метрологии и сертификации" (письмо N 341 от 27.02.2009) оборудование для открытых (уличных) детских игровых площадок не является объектом обязательного подтверждения соответствия в Системе сертификации ГОСТ Р, представление сертификата соответствия или декларации соответствия не требуется.
Согласно разъяснению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области (письмо N 3656 от 01.06.2009) санитарно-эпидемиологическое заключение на оборудование для открытых (уличных) детских игровых и спортивных площадок не выдается.
Таким образом, действующим законодательством установлено, что сертификация соответствия на оборудование для детских игровых площадок в настоящее время может носить только добровольный характер.
Кроме того, действующим законодательством о техническом регулировании такие документы как "сертификаты безопасности" (дословно из теста Постановления N 183) не предусмотрены. В соответствии со ст. 2 Закона N 184 сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Положениями ст. 19 Закона N 184 декларируется принцип недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.
При таких обстоятельствах следует вывод о том, что Администрация, при принятии Постановления N 183 в части установления требования обязательной сертификации оборудования для детских игровых площадок, нарушила принцип недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации, установленный статьей 19 Закона N 184, вышла за рамки предоставленных ей законом полномочий и возложенных на нее правоприменительных функций, понуждая хозяйствующие субъекты выполнить требования, не предусмотренные законодательством, необоснованно препятствуя осуществлению их деятельности.
Исполнением требований Постановления N 183 предоставляются преимущества отдельным хозяйствующим субъектам, имеющим сертификаты добровольного подтверждения соответствия, которые обеспечивают им более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, таких сертификатов не имеющих, что приводит и может приводить к ограничению конкуренции.
Пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 29.04.2008 N 58-ФЗ, от 30.06.2008 N 108-ФЗ, от 08.11.2008 N 195-ФЗ) запрещается органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Вступившим в силу Федеральным законом от 17.07.2009 N 164-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 03.07.2009) упомянутая диспозиция п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона "О защите конкуренции" была изменена на следующую редакцию: "необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам". Тем не менее, диспозиция упомянутой нормы в части "необоснованного препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами" осталась неизменной, аналогичной редакции упомянутого закона от 08.11.2008 г., действовавшей на момент возбуждения настоящего дела.
Таким образом, администрацией городского округа "Город Калининград" допущено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 N 164-ФЗ) выразившееся в принятии Постановления N 183 от 04 февраля 2009 года "Об утверждении Положения "О типовом составе и требованиях к спортивным и детским площадкам в г. Калининграде" в части включения в него положений о необходимости наличия сертификата безопасности для производителей детского игрового оборудования и необходимости сертифицирования оборудования детских игровых площадок, содержащихся соответственно в гл. 1 Основные положения и п. 5.7 Положения, исполнение которых приводит и может приводить к ограничению конкуренции, в частности приводит к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом (ООО "Метамир").
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в редакции Федерального закона от 08.11.2008 N 195-ФЗ), Комиссия решила:
1. Администрацию городского округа "Город Калининград" признать нарушившей п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 N 164-ФЗ), в связи с принятием постановления N 183 от 04 февраля 2009 года "Об утверждении Положения "О типовом составе и требованиях к спортивным и детским площадкам в г. Калининграде", содержащим в гл. 1 и п. 5.7 Положения "О типовом составе и требованиях к спортивным и детским площадкам в г. Калининграде" нормы о необходимости наличия сертификата безопасности для производителей детского игрового оборудования и необходимости сертифицирования оборудования детских игровых площадок, исполнение которых приводит и может приводить к ограничению конкуренции, в частности, приводит к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом (ООО "Метамир").
2. Администрации городского округа "Город Калининград" выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства - в срок до 10 октября 2009 года содержание гл. 1 и п. 5.7 Положения "О типовом составе и требованиях к спортивным и детским площадкам в г. Калининграде", утвержденного постановлением администрации городского округа "Город Калининград" N 183 от 04 февраля 2009 года привести в соответствие с действующим антимонопольным законодательством и в срок до 15 октября 2009 года представить в Калининградское УФАС России доказательства исполнения предписания.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Л.А. Григорьева
Члены Комиссии К.А. Кучушев
Т.В. Черных
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 28 сентября 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016