Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 22 сентября 2015 г. N 22 СЕНТЯБРЯ 2015 Г0ДА
Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России), рассмотрев заявление Отделения N 4 по Ашинскому району филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области (далее - Отделение N 4 по Ашинскому району филиала ФГУП "Охрана" МВД России по Челябинской области) о недобросовестных конкурентных действиях ООО "Уралспецэнерго", ООО "Строй-проект" выразившихся в осуществлении деятельности по техническому обслуживанию охранной, тревожной сигнализации, мониторингу, пультовой охране при отсутствии специального разрешения (лицензии) на осуществление охранной деятельности, сообщает следующее.
С целью проверки фактов, изложенных в заявлении Отделения N 4 по Ашинскому району филиала ФГУП Охрана" МВД России по Челябинской области, Челябинским УФАС России направлены запросы ООО "Строй-проект", ООО "Уралспецэнерго", Центру лицензионно-разрешительной работы Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области.
ООО "Уралспецэнерго" представило письменные пояснения и документы, из которых следует, что ООО "Уралспецэнерго" осуществляет эксплуатационное обслуживание технических средств пожарной сигнализации и системы оповещения, договоры по мониторингу и пультовой охране обществом не заключались.
ООО "Строй-Проект" письменно пояснило, что за 2014-2015 года обществом заключен ряд договоров на техническое обслуживание охранно-пожарной сигнализации и на мониторинг (диспетчеризацию) средств охранно-пожарной сигнализации. При этом положения действующего законодательства не предполагают получение лицензии на осуществление частной охранной деятельности при осуществлении технического обслуживания охранной, пожарной, тревожной сигнализации, мониторингу (диспетчеризации) состояния охранно-пожарной сигнализации.
Исследование представленных документов и сведений Челябинское УФАС России приводит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция не допускается.
Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Для признания действий хозяйствующего субъекта актом недобросовестной конкуренции необходимо наличие всех признаков, установленных пунктом 9 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции", а именно:
совершение действий хозяйствующим субъектом;
направленность на получение преимущества в предпринимательской деятельности;
противоречие положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
причинение и способность причинения убытков другому хозяйствующему субъекту конкуренту, либо нанесение ущерба его деловой репутации.
Пунктом 32 части 1 статьи 12, частью 1 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, в их числе указана частная охранная деятельность, особенности лицензирования которой устанавливаются федеральным законом, регулирующим осуществление этой деятельности.
Статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" в целях охраны определено оказание следующих видов услуг:
- охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении;
- охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
- консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 498 установлен перечень видов технических средств охраны, используемых для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию: средства аудио- и видеонаблюдения, технические средства охранной и охранно-пожарной сигнализации, средства инженерно-технической защиты и контроля доступа, технические средства мониторинга и навигации подвижных и стационарных объектов
В силу особенностей лицензирования частной охранной деятельности работы по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны отнесены к лицензируемым видам услуг лишь при их оказании в составе охраны объектов и (или) имущества на объектах.
Оказание услуг по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию средств охраны и иных систем безопасности, не связанное с непосредственной охраной объектов и (или) имущества на объектах, исходя из положений Закона "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", не является охранной деятельностью, в связи с чем не подлежит лицензированию как данный вид деятельности.
Вместе с тем Закон "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" не устанавливает запрет на передачу получаемой с технических средств охраны и иных систем безопасности сигнальной информации в правоохранительные органы, аварийно-спасательные, экстренные службы и частные охранные организации.
Аналогичные выводы содержатся в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6113/14 от 30.09.2014, письме правового департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации N 25/115/ от 27.03.2010.
Челябинским УФАС России при рассмотрении заявления Отделения N 4 по Ашинскому району филиала ФГУП "Охрана" МВД России по Челябинской области установлено, что ООО "Строй-Проект" заключает с хозяйствующими субъектами договоры на обслуживание технических средств охранно-пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре, трехсторонние договоры на диспетчеризацию и охрану объектов. При этом обязанности ООО "Строй-Проект" по таким договорам ограничиваются передачей сообщений о срабатывании технических средств охраны с охраняемых объектов второму исполнителю по такому трехстороннему договору. ООО "УралСпецЭнерго" заключает договоры, предметом которых является обслуживание технических средств тревожной и пожарной сигнализаций, систем оповещения. В силу положений Федерального закона "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и Постановления Правительства Российской Федерации N 498 на осуществление указанных видов деятельности ООО "УралСпецЭнерго" и ООО "Строй-Проект" получение лицензии на частную охранную деятельность не требуется.
Вместе с тем в материалы не представлено документов, подтверждающих что ООО "Строй-проект" и ООО "УралСпецЭнерго" осуществляют деятельность по охране объектов и (или) имущества на объектах. В связи с этим у ООО "Строй-проект" и ООО "УралСпецЭнерго" отсутствует обязанность по получению лицензии на осуществление частной охранной деятельности. В действиях указанных организаций по осуществлению таких видов деятельности как проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охраны и иных систем безопасности при наличии лицензии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств пожарной безопасности зданий и сооружений не усматривается признаков недобросовестных конкурентных действий, поскольку такие действия не противоречат действующему законодательству.
С учетом указанных обстоятельств, у Челябинского УФАС России отсутствуют основания для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении "Строй-проект" и ООО "УралСпецЭнерго", в связи с чем, на основании пункта 2 части 8, пункта 2 части 9 статьи 44 Федерального закона "О защите конкуренции" принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по указанным в заявлении фактам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 22 сентября 2015 г. N 22 СЕНТЯБРЯ 2015 Г0ДА
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016