Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области
от 28 декабря 2009 г.
Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Кудинкина Н.Н., председателя Комиссии, руководителя управления, членов Комиссии: Тихомирова В.И., начальника отдела, Федоровой Е.Н., специалиста-эксперта, Мордвиновой Е.В., специалиста-эксперта, в присутствии представителя Военного комиссариата Рязанской области - Резина А.А. (доверенность от 15.12.2009 г); представителя Военного комиссариата Октябрьского и Советского округов - юрисконсульта Абрамова Р.Ю. (доверенность от 07.09.2009 г); представителя ЗАО "Военно-мемориальная компания" - Матросова Е.Б. (доверенность N069 от 01.01.2009); представителей ООО "Мемориал-Сервис" - директора Кислякова И.Г., Хуснутдиновой Е.В. (доверенность от 10.11.2009 г); представителя ООО "Военно-ритуальный комплекс" - генерального директора Байгузина Ф.З. (решение N4 от 02.06.2009 г.); в отсутствие Решетниковой Н.А.; рассмотрев дело N192/2009-М/В по признакам нарушения Военным комиссариатом Рязанской области (390046, г.Рязань, ул.Фрунзе, д.27), Военным комиссариатом Октябрьского и Советского округов г.Рязани (390000, г.Рязань, ул.Фрунзе, д.6а), ООО "Мемориал-Сервис" (390000, г.Рязань, ул.Сенная, д.8) и ЗАО "Военно-мемориальная компания" (390000, г.Рязань, ул.Вокзальная, 43) статей 15, 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
УСТАНОВИЛА:
Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов.
В соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента РФ от 01.09.2007 N1132, возмещение расходов на изготовление и установку надгробных памятников в порядке и размерах, которые установлены законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства обороны РФ, является одной из задач военных комиссариатов.
В соответствии с пунктом 35 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N5 (далее - Порядок), оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечивания военнослужащих, ветеранов военной службы, участников Великой Отечественной войны и иных категорий лиц в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета.
На территории Рязанской области оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников производится Военным комиссариатом Рязанской области (далее - Военный комиссариат).
В соответствии с пунктом 36 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплата ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников.
14 августа 2009 года в Рязанское УФАС России поступило заявление от ООО "Военно-ритуальный комплекс" (далее - ООО "ВРК"), оказывающего услуги по погребению, изготовлению и установке надгробных памятников на неправомерные действия Военного комиссариата Октябрьского и Советского округов г. Рязани, предлагающего гражданам оформить изготовление и установку надгробных памятников только в ООО "Мемориал-Сервис", что создает конкурентные преимущества данному хозяйствующему субъекту.
28.08.2009 г Управлением возбуждено дело N192/2009-М/В по признакам нарушения Военным комиссариатом Октябрьского и Советского округов г. Рязани части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции". В ходе рассмотрения дела Комиссией была установлена необходимость привлечения к участию в рассмотрении дела ЗАО "Военно-мемориальная компания" (далее - ЗАО "ВМК"), располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах.
В процессе рассмотрения дела представитель ЗАО "ВМК" заявил о том, что на протяжении ряда лет общество осуществляло согласованные с Военным комиссариатом действия, направленные на устранение конкуренции на рынке услуг по изготовлению и установке надгробных памятников, оплачиваемых Военным комиссариатом и представил документы, подтверждающие такие действия:
- Директива Министра обороны РФ от 22.12.1999 г. NД-37 "О сотрудничестве между Министерством обороны РФ и Военно-мемориальной компанией";
- Договор между Министерством обороны РФ и Военно-мемориальной компанией от 03.06.2002 г., по изготовлению и установке надгробных памятников;
- Письмо начальника Генерального штаба Вооруженных сил РФ от 07.05.2008 N328/915 об организации взаимодействия военных комиссариатов с филиалами ВМК.
Кроме того, Военный комиссариат предоставил Комиссии Представление Военного прокурора Рязанского гарнизона начальнику организационно-мобилизационного управления штаба МВО (исх. от 18.03.2009 N1072), в котором указано, что должностные лица Военного комиссариата обязывали граждан заключать договоры на изготовление и установку надгробных памятников исключительно с ЗАО "ВМК".
Такие действия Военного комиссариата и ЗАО "ВМК" являются согласованными, что запрещено статьей 16 Федерального закона "О защите конкуренции".
Определением от 25.11.2009 N 2212 Комиссия привлекла в качестве ответчиков по делу Военный комиссариат и ЗАО "ВМК".
ЗАО "ВМК" в 1 квартале 2009 года добровольно прекратило согласованные действия с Военным комиссариатом, устранив тем самым нарушение статьи 16 Федерального закона "О защите конкуренции", что подтверждается снижением объемов оказанных услуг по изготовлению и установке надгробных памятников.
Комиссия также установила, что в 2009 году Военный комиссариат и его подразделения осуществляли действия, направленные на создание конкурентных преимуществ ООО "Мемориал-Сервис" на рынке услуг по изготовлению и установке надгробных памятников, оплачиваемых Военным комиссариатом.
Эти действия заключались в том, что сотрудники Военного комиссариата и его подразделений рекомендовали гражданам заказывать изготовление и установку памятников в конкретной организации - ООО "Мемориал-Сервис", что подтверждается проведенным управлением анкетирования граждан и данные об объемах заказов в 2009 году у ООО "Мемориал-Сервис".
Такие действия, которые приводят или могут привести к недопущению, устранению, ограничению конкуренции запрещены частью 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать Военный комиссариат Рязанской области нарушившим статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части создания преимуществ ЗАО "Военно-мемориальная компания".
2. Признать ЗАО "Военно-мемориальная компания" нарушившим статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Признать Военный комиссариат Рязанской области нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части создания преимуществ ООО "Мемориал-Сервис".
4. Прекратить дело в отношении Военного комиссариата Советского и Октябрьского округов г. Рязани.
5. Выдать Военному комиссариату Рязанской области предписание о прекращении нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
6. Освободить ЗАО "Военно-мемориальная компания" от административной ответственности в соответствии с пунктом 1 Приложения к статье 14.32 КоАП РФ.
7. Направить материалы дела руководителю Рязанского УФАС России для принятия решения о привлечении должностного лица Военного комиссариата Рязанской области к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Резолютивная часть решения оглашена 16 декабря 2009 года.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
П Р Е Д П И С А Н И Е N 192/2009-М/В
28 декабря 2009 года
Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии - Кудинкина Н.Н., руководителя управления,
членов Комиссии: - Тихомирова В.И., начальника отдела,
- Федоровой Е.Н, специалиста-эксперта,
- Мордвиновой Е.В., специалиста-эксперта,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 28.12.2009 г. по делу N.192/2009-М/В о нарушении Военным комиссариатом Рязанской области (390046, г. Рязань, ул. Фрунзе, д. 27) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
предписывает:
Военному комиссариату Рязанской области издать приказ, запрещающий сотрудникам подведомственных военных комиссариатов давать гражданам рекомендации по размещению заказов на изготовление и установку надгробных памятников, возмещение расходов на которые производится Военным комиссариатом в какой-либо конкретной организации.
Об исполнении настоящего Предписания сообщить в месячный срок с даты его получения.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 28 декабря 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016