Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области
N 213/2015 (опубликовано 23 сентября 2015 г.)
Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы
по Курской области
Резолютивная часть объявлена 18 сентября 2015 г. Изготовлено в полном объеме 23 сентября 2015 г. |
г. Курск
|
|
Состав Комиссии Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
<_> |
председатель Комиссии, |
<_> |
член Комиссии, |
|
<_> |
член Комиссии, |
|
<_> |
член Комиссии, |
|
Заявитель |
Общество с ограниченной ответственностью "ЭМЕКС" (далее - ООО "ЭМЕКС", Общество) |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заявителя |
Отсутствуют (надлежаще уведомлено о времени и месте рассмотрения дела) |
|
Заказчик |
Комитет городского хозяйства города Курчатова (далее - заказчик) |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заказчика |
<_> <_> представлены документы, удостоверяющие личности |
|
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
|
Закупка N |
0344300116915000005 |
|
Объект закупки |
"Строительство объекта "Дом культуры с библиотекой и кинозалом в комплексе зданий общественно-торгового центра в г. Курчатове Курской области, II пусковой комплекс (корректировка)" |
Доводы жалобы:
- по мнению заявителя, в нарушение требований ч.4 ст.4, ч.5 ст.112 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе_") документация об электронном аукционе содержит ограничения возможности ознакомления;
- в нарушение требований ФЗ "О контрактной системе_" в локально-сметном расчете содержится указание на товарные знаки товаров, которые необходимо использовать при выполнении работ, при этом возможность поставки эквивалентного товара аукционной документацией заказчика не предусмотрена;
- заказчиком не установлены требования к системе пожарной безопасности и эвакуации, а также к транспортировке инвалидов;
- в локально-сметном расчете отсутствуют материалы, которые присутствуют в техническом задании документации об электронном аукционе, что не соответствует требованиям локально-сметного расчёта.
Доводы возражений, объяснений, пояснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле:
- в письменном пояснении, представленном в материалы дела, а также в ходе рассмотрения дела, представители заказчика возражали против доводов жалобы, указав, что заказчик действовал в соответствии с нормами ФЗ "О контрактной системе.".
По результатам проведенной на основании ч.3, ч.15 ст.99 ФЗ "О контрактной системе.", внеплановой проверки соблюдения требований ФЗ "О контрактной системе." при проведении электронного аукциона N0344300116915000005 на строительство объекта "Дом культуры с библиотекой и кинозалом в комплексе зданий общественно-торгового центра в г. Курчатове Курской области, II пусковой комплекс (корректировка)", Комиссия установила:
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией об электронном аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
- дата размещения извещения - 02.09.2015 г.;
- начальная (максимальная) цена контракта - 65 634 640 рублей 00 копеек;
- 08.09.2015 г. на официальном сайте РФ опубликованы изменения извещения о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе;
- 24.09.2015 г. - дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе;
- запросов о разъяснении положений документации об электронном аукционе от участников закупки, на дату рассмотрения дела по жалобе, не поступало.
На заседании Комиссии велась аудиозапись.
В п.11 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе заказчиком указано: "_Характеристики и показатели основных предлагаемых материалов, конструкций, изделий, используемых при выполнении работ (далее - товар) должны соответствовать характеристикам и показателям, указанным в Приложении N 5 к муниципальному контракту."
Комиссией установлено:
- в соответствии аукционной документацией заказчика размещено техническое задание. Техническим заданием является приложение N5 к проекту муниципального конракта. Техническое задание размещено заказчиком в формате текстового файла с расширением ".docx". При этом текст на 7 (седьмом) листе технического задания размещен в виде рисунка;
- "ТРЕБОВАНИЯ К ТОВАРАМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ" приложение N1 к техническому заданию архива расширения ".zip" "Приложение N 5 к МК", размещенном на официальном сайте РФ, а также сайте электронной торговой площадки ОАО "ЕЭТП" (www.roseltorg.ru), содержат ограничения для ознакомления - текст размещен в формате ".PDF", не обеспечивающем поиска и копирования отдельных фрагментов текста средствами веб-обозревателя.
Частью 4 ст.4 ФЗ "О контрактной системе." установлено, что информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе." документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч.3 - 6 ст.66 ФЗ "О контрактной системе." и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Как установлено ч.2 ст.65 ФЗ "О контрактной системе.", документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы. Данное требование закреплено в том числе ст.7 ФЗ "О контрактной системе.", согласно которой контрактная система в Российской Федерации основывается на принципах открытости и прозрачности, в связи с чем должен обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 14.12.2010 г. N646/12н утверждено Положение о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3 Положения размещаемая на официальном сайте информация должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Согласно пункту 8 Положения, программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать ввод информации, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Более того, примеры недопустимости размещения информации с указанными ограничениями приведены в пункте 3 Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальным сайтом федеральных органов исполнительной власти, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 16.11.2009 г. N470 (далее - Требования), согласно которому информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающим возможность поиска и копирования фрагментов текста в документации об аукционе средствами веб-обозревателя.
Пунктами 9 и 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 г. N147 "Об утверждении Положения о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требовании к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами" установлено, что "программное обеспечение и технологические средства ведения официальных сайтов должны обеспечивать доступ пользователей для ознакомления с информацией, размещенной на официальном сайте, на основе распространенных веб-обозревателей; указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств".
При таких обстоятельствах, техническое задание аукционной документации, размещенной на официальном сайте РФ, содержит ограничения для ознакомления - текст размещен в формате, не обеспечивающем поиска и копирования отдельных фрагментов текста средствами веб-обозревателя, что противоречит ч.4 ст.4, п.2. ч.1 ст.64, ч.2 ст.65 ФЗ "О контрактной системе.", ограничивает возможность подготовки заявки участниками закупки, и может повлечь за собой ограничение количества участников торгов, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу п.1 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе." документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 ФЗ "О контрактной системе.", в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пп.1, 2 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе." заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Как установлено ч.2 ст.33 ФЗ "О контрактной системе." документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе.", должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком в п.11 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлено, что "Работы, производимые Подрядчиком, по перечню и объемам, должны быть выполнены в полном соответствии с локальными сметными расчетами (Приложение N 4 к муниципальному контракту), действующими нормативными документами в строительстве. Характеристики и показатели основных предлагаемых материалов, конструкций, изделий, используемых при выполнении работ (далее - товар) должны соответствовать характеристикам и показателям, указанным в Приложении N 5 к муниципальному контракту.
В случае если документация о закупке содержит указания на товары с товарными знаками (знаками обслуживания, фирменными наименованиями, патентами, полезными моделями, промышленными образцами, наименованиями страны происхождения товара), то применительно к таким товарам следует читать как "товарный знак или эквивалент"."
В соответствии с ч.1 ст.743 Градостроительного кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Заказчиком на официальном сайте РФ размещены локальные сметные расчеты на строительство объекта "Дом культуры с библиотекой и кинозалом в комплексе зданий общественно-торгового центра в г. Курчатове Курской области, II пусковой комплекс (корректировка)", которые в соответствии с п.11 документации об электронном аукционе, являются описанием объекта закупки, а также в соответствии с п.13 аукционной документации со ссылкой на приложение N1 к документации об электронном аукционе "РАСЧЕТ НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ КОНТРАКТА", а также согласно пояснений заказчика представленных в материалы дела, служат обоснованием (максимальной) цены контракта посредством применения проектно-сметного метода в соответствии со ст.22 ФЗ "О контрактной системе_".
В составе аукционной документации заказчиком размещено: приложение N1 к муниципальному контракту "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ", где установлено следующее требование: "Смонтировать полное инженерное оборудование в соответствии с действующими СНиП и проектно-сметной документацией."
Поскольку из содержания аукционной документации заказчика, а также положений ФЗ "О контрактной системе." и Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г. N190-ФЗ следует, что локальные сметы являются в том числе обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, то использование в смете товарных знаков обусловлено ссылками исполнителя локальной сметы на прайс (сборники), который использовался при её составлении.
Комиссия УФАС России не усматривает ограничения количества участников закупки указанием отдельных товарных знаков в локально-сметных расчетах, поскольку их использование связано с обоснованием стоимости используемых материалов и не предполагает запрета на использование в процессе выполнения работ эквивалентных товаров (материалов).
Доводы жалобы ООО "ЭМЕКС" о том, что в "техническом задании заказчиком установлены требования к техническим характеристикам материалов, которые не учтены в локально-сметном расчете", а также об отсутствии в аукционной документации требований к мероприятию по обеспечению пожарной безопасности и мероприятий по обеспечению доступа инвалидов не нашли своего подтверждения материалами дела.
Учитывая, что установленные Комиссией Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд нарушения в действиях заказчика носят устранимый характер, на основании изложенного, результатов проведения внеплановой проверки и материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе_", Комиссия, решила:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ЭМЕКС" на действия заказчика - Комитета городского хозяйства города Курчатова обоснованной в части, нарушения заказчиком требований ст.4, ст.64, ст.65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Признать заказчика - Комитет городского хозяйства города Курчатова нарушившим требования ч.4 ст.4, п.2. ч.1 ст.64, ч.2 ст.65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику - Комитету городского хозяйства города Курчатова предписание об устранении нарушений ч.4 ст.4, п.2. ч.1 ст.64, ч.2 ст.65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Передать материалы дела N213/2015 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. Копию решения по делу N213/2015 направить в прокуратуру Курской области и в УМВД России по Курской области.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
<_>
<_>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N213/2015
об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе
Резолютивная часть объявлена 18 сентября 2015 г.
Изготовлено в полном объеме 23 сентября 2015 г. г. Курск
Комиссия Управления ФАС по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<_> - председатель Комиссии,
<_> - член Комиссии,
<_> - член Комиссии,
<_> - член Комиссии,
на основании решения от 18 сентября 2015 года по делу N213/2015, принятого по результатам рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью "ЭМЕКС" на действия заказчика - Комитета городского хозяйства города Курчатова при определении поставщика способом электронного аукциона на строительство объекта "Дом культуры с библиотекой и кинозалом в комплексе зданий общественно-торгового центра в г. Курчатове Курской области, II пусковой комплекс (корректировка)" (закупка N0344300116915000005), руководствуясь ст.99, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предписывает:
1. Заказчику - Комитету городского хозяйства города Курчатова устраненить нарушения ч.4 ст.4, п.2. ч.1 ст.64, ч.2 ст.65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", для чего: внести изменения в документацию об электронном аукционе N0344100002715000006, опубликовать на сайте электронной торговой площадки ОАО "ЕЭТП" (www.roseltorg.ru), официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (www.zakupki.gov.ru) "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" приложение N5 к муниципальному контракту и "ТРЕБОВАНИЯ К ТОВАРАМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ" приложение N1 к техническому заданию разместить в формате, обеспечивающем поиск и копирование отдельных фрагментов текста средствами веб-обозревателя.
2. В течение 1 (одного) рабочего дня с даты исполнения п.1 настоящего предписания представить в Курское УФАС России доказательства исполнения предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в части 7.1 настоящей статьи, влечет административную ответственность, предусмотренную ч.7 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
<_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области N 213/2015 (опубликовано 23 сентября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016