Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
от 23 мая 2011 г. N Т12-13-11
Резолютивная часть решения оглашена 10 мая 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 23 мая 2011 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены Комиссии - Денк В.А. - начальник отдела антимонопольного контроля; Высотина Н.О., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля; Амосова Е.В., государственный инспектор контрольного отдела, рассмотрела дело N Т12-13-11, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Никса" (ул. Тамбовская, 7, г. Красноярск, 660013) по признакам нарушения части 1 статьи 13 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", установила:
Красноярским УФАС России на основании приказа N 738 от 07.10.2010 "О проведении выездной внеплановой проверки" проведена проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "Никса" (юридический и фактический адрес: ул. Тамбовская, 7, г. Красноярск, 660013) на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства при осуществлении торговой деятельности.
В ходе проведения проверки были получены и исследованы действующие договоры поставки продовольственных товаров, заключенные ООО "Никса".
В соответствии с актом проверки от 10.12.2010 в договоре поставки N П-41 от 01.01.2010, заключенном между ООО "Никса" и ООО "Гарс" (далее - договор поставки), выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В качестве приложения N 1 к указанному договору сторонами подписано коммерческое условие. В соответствии с п. 2.10 коммерческого условия поставщик обязуется предоставить скидку на поставляемый товар не менее 5 % от базового прайс-листа. Кроме этого, к договору N П-41 от 01.01.2010 заключено дополнительное соглашение N П-41/1 от 01.01.2010, в рамках которого поставщик обязуется предоставлять покупателю дополнительную (ретро) скидку в размере 5 % от общей стоимости товара, поставляемого по договору.
Протоколы разногласия сторонами не подписывались. Срок договора поставки N П-41 от 01.01.2010 определен периодом до 31 декабря 2011 года. Согласно пункту 7.1 договора окончание срока его действия не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
В силу требований статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Договор поставки N П-41 от 01.01.2010 заключен до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ), однако согласно статье 22 данного Федерального закона должен быть приведен до 31.07.2010 в соответствие установленным им требованиям.
В соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона N 381-ФЗ, вступившего в силу 01.02.2010, соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер вознаграждения не может превышать десять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров. Включение в цену договора поставки продовольственных товаров иных видов вознаграждения за исполнение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, условий этого договора и (или) его изменение не допускаются согласно части 6 статьи 9 Федерального закона N 381-ФЗ.
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона N 381-ФЗ запрещено нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.
В рассматриваемом договоре поставки и приложениях к нему не определено количество продовольственных товаров, необходимых для получения скидки. Отсутствие указанного положения в договоре, а также не включение в цену поставки установленной скидки указывают на наличие в действиях ООО "Никса" признаков нарушения подпункта "б" пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона N 381-ФЗ.
На основании вышеизложенного Красноярским УФАС России на основании приказа N 122 от 04.03.2011 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела N Т12-13-11 о нарушении антимонопольного законодательства" было возбуждено дело N Т12-13-11 в отношении ООО "Никса".
Определением от 04.03.2011 о назначении дела N Т12-13-11 к рассмотрению к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью ООО "Гарс" (ИНН 2463044746).
Дело рассмотрено с участием:
представителя ООО "Никса" по доверенности <_>
представителя ООО "Гарс" по доверенности <_>
Рассмотрев представленные материалы, а также пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
ООО "Никса" является коммерческой организацией, хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации розничной торговой сети "Универсам N5".
ООО "Гарс" осуществляет предпринимательскую деятельность, является хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки алкогольной продукции в торговую сеть.
Между ООО "Никса" и ООО "Гарс" был заключен договор поставки N П-41 от 01.01.2010. В качестве приложения N 1 к указанному договору сторонами подписано коммерческое условие. В соответствии с п. 2.10 коммерческого условия поставщик обязуется предоставить скидку на поставляемый товар не менее 5 % от базового прайс-листа.
Федеральный закон N 381-ФЗ вступил в силу с 01.02.2010 (часть 1 статьи 22 Закона о торговле). В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона N 381-ФЗ условия договоров поставки продовольственных товаров, заключенных до дня вступления в силу указанного Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с требованиями Федерального закона N 381-ФЗ в течение ста восьмидесяти дней со дня его вступления в силу.
Учитывая изложенное, стороны договора поставки, заключившие договор до 01.02.2010, должны были в течение ста восьмидесяти дней со дня вступления в силу Федерального закона N 381-ФЗ изменить условия договора, в случае, если такие условия не согласуются с Федеральным законом N 381-ФЗ, и применять эти условия с даты изменения договора, согласованной сторонами сделки. С момента вступления в силу Федерального закона N 381-ФЗ не допускается заключение соглашений о продлении на прежних условиях сроков действия договоров, заключенных до принятия указанного закона.
Согласно пояснений сторон по делу, установленные скидки дополнительным соглашением N П-41/1 (ретро скидка в 5%) договором поставки N П-41 (скидка на поставляемый товар не менее 5 % от базового прайс-листа ООО "Гарс") включены в связи с предоставлением поставщиком ООО "Гарс" большого объема товара. С учетом указанных скидок определяется конечная цена поставляемого товара. При этом стороны договора не установили определенное количество товара, в связи с приобретением которого предоставляются скидки.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно статье 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Данная конституционная гарантия составляет основы конституционного строя. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (статья 15 Конституции РФ).
В соответствии со статьей 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. При этом не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Заключенный между ООО "Никса" и ООО "Гарс" договор от 01.01.2010 является договором поставки, отношения по которому регулируются параграфами 1,3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Договорные обязательства регулируются в соответствии со статьями 1 и 2 ГК РФ гражданским законодательством, которое основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора. Граждане (физические лица) и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Указанные основные положения получили реализацию в статьях 421 и 422 ГК РФ. В соответствии с принципом свободы договора, определенным в части 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В силу требований статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Законом, ограничивающим гражданские права и устанавливающим обязательные для сторон договора поставки правила, стал Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", вступивший в силу 1 февраля 2010 года.
Целью Федерального закона N 381-ФЗ в соответствии со статьей 1 является обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации как основы конституционного строя путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности. Кроме того целями закона являются обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, а также осуществляющих поставки товаров, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.
Цели Федерального закона N 381-ФЗ достигаются путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности, а также путем антимонопольного регулирования в этой области.
В статье 9 Федерального закона N 381-ФЗ установлены обязательные для сторон договора поставки требования к организации и осуществлению торговой деятельности в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров. В соответствии с частями 3, 4 и 6 указанной статьи установлен порядок определения цены договора поставки.
В частности, цена договора поставки продовольственных товаров, заключаемого между хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, определяется исходя из цены продовольственных товаров, установленной соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров.
Соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не должен учитываться при определении цены продовольственных товаров. Размер вознаграждения не может превышать десять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров.
В свою очередь, статьей 13 Федерального закона N 381-ФЗ установлены антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров в торговые сети. В частности, в подпункте "б" пункта 1 части 1 для данных субъектов установлен запрет создавать дискриминационные условия, в том числе нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ООО "Никса" нарушения запрета создавать дискриминационные условия, в том числе нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования, установленного подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона N 381-ФЗ, по следующим основаниям.
Положениями частей 3, 4 и 6 статьи 9 Федерального закона N 381-ФЗ установлен порядок ценообразования договора поставки. В частности, установлено:
каким образом должна определяться цена договора поставки - исходя из цены продовольственных товаров, установленной соглашением сторон;
единственно допустимое в договоре поставки вознаграждение - вознаграждение в связи с приобретением определенного количества товара;
лицо, которому выплачивается данное вознаграждение - хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность;
условия выплаты данного вознаграждения - в связи с приобретением определенного количества продовольственных товаров;
предельный размер данного вознаграждения - 10% от цены приобретенных продовольственных товаров;
запрет на расчет цены товара с учетом согласованного размера вознаграждения.
С учетом вышеизложенного Комиссия отмечает, что согласованная сторонами цена договора поставки N П-41 от 01.01.2010 определена в спецификации к данному договору и является его неотъемлемой частью. Дополнительным соглашением N П-41/1 от 01.01.2010 стороны согласовали размер ретро скидки 5%, положения самого договора поставки содержат условия предоставления скидки на поставляемый товар не менее 5 % от базового прайс-листа. Форма договора предложена ООО "Никса". Предусмотренные скидки не поставлены в зависимость от приобретения определенного количества товара. Из пояснений, представленных ООО "Гарс", ООО "Никса" по договору поставки N П-41 от 01.01.2010 имеет перед ООО "Гарс" задолженность, что подтверждено решением Арбитражного суда от 02.02.2011 по делу N А33-16854/2010. Наличие указанной задолженности не позволило реализовать возможность предоставления ретро скидки в 5%, при этом скидка определенная в 5 % от базового прайс-листа на момент формирования сумм поставки в спецификации была учтена.
Независимо от того, что фактически ретро скидка не была предоставлена (реализована), действиями ООО "Никса" по включению в договор поставки N П-41 от 01.01.2011 дополнительной (ретро) скидки в размере 5% от общей стоимости товара, предоставлению скидки в 5% от базового прайс-листа, каждая из которых не связана с приобретением определенного количества товара, нарушен порядок ценообразования, установленный нормативным правовым актом - Федеральным закона N 381-ФЗ.
Срок действия договора поставки N П-41 определен с 01.01.2010 до 31.12.2011, при этом в связи с возникшими разногласиями в части взаиморасчетов по договору поставки N П-41 от 01.01.2011 договорные отношения прекращены.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 381-ФЗ государственный контроль (надзор) за соблюдением антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13 - 15 настоящего Федерального закона, проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальными органами с правом выдачи соответствующих предписаний в порядке и в пределах полномочий, которые установлены антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальные органы при выявлении нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13 - 15 настоящего Федерального закона, принимают меры в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона "О защите конкуренции", Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:
1. Признать ООО "Никса" нарушившим подпункт "б" пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности".
2. Выдать ООО "Никса" предписание о выполнении экономических, технических, информационных и иных требований об устранении дискриминационных условий и о предупреждении их создания, с этой целью ООО "Никса" надлежит принять меры по приведению договора поставки N П-41 от 01.01.2010 в соответствие с требованиями Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Примечание. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Председатель Комиссии Е.Л. Лужбин
Члены Комиссии
В.А. Денк
Н.О. Высотина
Е.В. Амосова
|
|
Общество с ограниченной ответственностью "Никса"
ул. Тамбовская, 7, г. Красноярск, 660013
|
ПРЕДПИСАНИЕ N Т12-13-11 О ВЫПОЛНЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ, ТЕХНИЧЕСКИХ, ИНФОРМАЦИОННЫХ И ИНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ОБ УСТРАНЕНИИ ДИСКРИМИНАЦИОННЫХ УСЛОВИЙ И О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ИХ СОЗДАНИЯ
"23" марта 2011 г. г. Красноярск
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены Комиссии - Денк В.А. - начальник отдела антимонопольного контроля; Высотина Н.О., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля; Амосова Е.В., государственный инспектор контрольного отдела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 23 марта 2011 года по делу N Т12-15-11 о нарушении ООО "Никса" (ул. Тамбовская, 7, г. Красноярск, 660013) по признакам нарушения части 1 статьи 13 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Выдать ООО "Никса" предписание о выполнении экономических, технических, информационных и иных требований об устранении дискриминационных условий и о предупреждении их создания, с этой целью ООО "Никса" надлежит принять меры по приведению договора поставки N П-41 от 01.01.2010 в соответствие с требованиями Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Настоящее предписание надлежит исполнить в течение месяца с момента его получения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии Е.Л. Лужбин
Члены Комиссии
В.А. Денк
Н.О. Высотина
Е.В. Амосова
251.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 23 мая 2011 г. N Т12-13-11
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016