Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
от 29 октября 2010 г. N 195-10-10
Резолютивная часть решения оглашена сторонам по делу на заседании Комиссии 19 октября 2010 года. В полном объеме решение изготовлено 29 октября 2010 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Захаров В.М., руководитель управления, члены Комиссии: Баранова А.В., начальник правового отдела, Корнеева М.В., специалист-эксперт контрольного отдела, Гречищева В.П., ведущий эксперт управления, рассмотрела дело N 195-10-10, возбужденное в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "Авиапредприятие "Черемшанка" (аэропорт "Черемшанка", Емельяновский район, Красноярский край, 663021) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В адрес Красноярского УФАС России поступили материалы проверки, проведенной Енисейской транспортной прокуратурой по заявлению ФГУ "Красноярская региональная поисково-спасательная база" (аэропорт "Черемшанка", Емельяновский район, Красноярский край, 663021) с жалобой на действия Федерального государственного унитарного предприятия "Авиапредприятие "Черемшанка" выразившиеся в необоснованном, по мнению заявителя, выставлении ему счетов за оказание услуг по допуску работников и автотранспорта на территорию аэропорта "Черемшанка" (оформление пропусков).
По результатам рассмотрения указанного заявления 27 мая 2010 года управлением возбуждено дело N 195-10-10 в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "Авиапредприятие "Черемшанка" (далее также ФГУП "Черемшанка", авиапредприятие) по признакам нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На заседании Комиссии присутствовали:
От ФГУП "Авиапредприятие "Черемшанка", представитель по доверенности.
От ФГУ "Красноярская региональная поисково-спасательная база", директор.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила следующие фактические обстоятельства.
Государственное унитарное предприятие "Красноярский региональный центр авиационной метрологии" зарегистрировано в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1022402481760. Приказом от 16.01.2004 N 14 переименовано в Федеральное государственное унитарное предприятие "Авиапредприятие "Черемшанка", которое зарегистрировано в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ за тем же основным государственным регистрационным номером.
В соответствии с п. 2.1. устава ФГУП "Авиапредприятие "Черемшанка", утвержденного распоряжением Федерального агентства воздушного транспорта от 24.01.2005 N ШН-8-р, авиапредприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли. Для достижения этих целей авиапредприятие осуществляет двадцать видов деятельности, в том числе аэропортовое обслуживание авиапредприятий, непосредственно осуществляющих авиационные перевозки.
Федеральное государственное учреждение "Красноярская региональная поисково- спасательная база" (далее также ФГУ "РПСБ", учреждение) создано в целях выполнения работ в области авиационно-космического поиска и спасания (п. 11 Устава, утвержденного Распоряжением Федеральной аэронавигационной службы от 07.08.2007 N 124-р), базируется на территории аэропорта "Черемшанка" (На основании договора безвозмездного пользования N 6773 от 12.03.2003, заключенного с Красноярским краевым комитетом по управлению государственным имуществом (в настоящее время с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю) владеет и пользуется частью модуля ЛО федеральной собственности, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, аэропорт "Черемшанка", где расположены службы базы).
Между авиапредприятием и ФГУ "РПСБ" был заключен договор N 2-7 на оформление пропусков от 01.02.2007. Платежным поручением N 912774 от 27.02.2007 ФГУ "РПСБ" произвело оплату за оформление пропусков в сумме 73500 руб. Платежным поручением от 30.01.2008 N 20 учреждение уплатило авиапредприятию за оформление пропусков на 2008 год сумму 45000 руб.
Заявкой N <_> ФГУ "РПСБ" просило авиапредприятие выдать пропуска на 2010 год на четыре автомашины. Заявкой <_> ФГУ "РПСБ" просило авиапредприятие выдать пропуска на 2010 год на 26 работников учреждения для прохождения на территорию аэропорта.
Из материалов дела следует, что авиапредприятие по заявкам учреждения изготавливало и выдавало пропуска его работникам, выдавало счета-фактуры и выставляло счета за оформление пропусков. Так, в материалы дела представлена счет-фактура <_>
Авиапредприятие письмом <_> направило учреждению проект договора <_> 0 на оказание услуг по оформлению пропусков на 2010 год и выставило счет-фактуру на оплату 191500-00 рублей. Ранее письмом <_> ФГУП "Черемшанка" пояснило ФГУ "РПСБ", что цены на услуги по оформлению пропусков на территорию аэропорта "Черемшанка" устанавливаются на основании утвержденной калькуляции и являются едиными для всех потребителей. Согласно калькуляции, утвержденной генеральным директором ФГУП "Авиапредприятие "Черемшанка" стоимость оформления одного пропуска для работников сторонних организаций на территорию аэропорта "Черемшанка с 1 января 2006 года составляла с НДС 500 рублей, стоимость разового отпуска на легковой автомобиль с НДС - 300 рублей. Согласно прейскуранту цен и тарифов на наземное обслуживание воздушных судов в аэропорту "Черемшанка" ФГУП "Авиапредприятие "Черемшанка", утвержденному генеральным директором аэропорта 05.03.2010 (вводится с 15 марта 2010 года) сбор за разовый проезд легкового транспортного средства также составляет 300 рублей, сбор за разовый проезд автобуса-700 рублей, сбор за пропуск личного состава организаций, базирующихся на территории аэропорта, 500 рублей.
ФГУ "РПСБ" договор на оказание услуг не заключило, проект договора письмом <_> возвратило авиапредприятию и попросило представить доказательства утверждения тарифа на предлагаемую услугу Федеральной службой по тарифам.
Письмом <_> авиапредприятие направило учреждению новый вариант договора <_> в соответствии с которым "Аэропорт оказывает услуги по обеспечению допуска автотранспорта и сотрудников Заказчика (учреждения) в контролируемую зону аэропорта "Черемшанка", а Заказчик обязуется оплатить оказанные услуги".при Стоимость услуг по договору составляет 99500,00 руб., Указанным письмом направлены также измененная счет-фактура <_> счет на сумму 99500 руб. и акт выполненных работ на эту же сумму.
Авиапредприятие считает взимание платы за изготовление и выдачу пропусков на охраняемую территорию аэропорта правомерным по следующим основаниям:
- в рамках сбора за обеспечение авиационной безопасности осуществляется допуск на территорию аэропорта пассажиров, экипажа и должностных лиц, указанных в полетном задании с целью проведения проверки. Тогда как допуск иных физических лиц и транспортных средств сторонних организаций выходит за рамки указанного сбора, в связи с чем отношения сторон должны регулироваться гражданско-правовым договором об оказании услуг, в котором должен быть определен, в т.ч. и размер стоимости изготовления пропусков для работников и транспортных средств организации - контрагента;
- пунктом 2.1 Положения о пропускном и внутриобъектовом режиме в аэропортах, авиапредприятиях, организациях и учреждениях гражданской авиации, утвержденного Приказом Федеральной авиационной службы России от 20.01.1998 г. N 22, установлено, что пропускной режим-это совокупность правил и процедур допуска лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта (авиапредприятия).
- согласно пункту 10 Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденных Приказом Минтранса России от 28.11. 2005 N 142, пропускной и внутриобъектовый режим в аэропорту организуется в соответствии с инструкцией аэропорта по согласованию с территориальным органом Федеральным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и подразделением вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, осуществляющим охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры;
- в аэропорту "Черемшанка" порядок организации и осуществления пропускного и внутриобъектового режима установлен Инструкцией по пропускному и внутриобъектовому режиму от 15.01.2009. Инструкция устанавливает, что лица сторонних организаций и посетители, которым необходим доступ в контролируемую зону аэропорта "Черемшанка" для выполнения служебных заданий, допускаются по разовым и временным пропускам на основании предварительных заявок при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
Учреждение считает требования авиапредприятия об оплате за оформление и выдачу пропусков незаконными, противоречащими действующему законодательству, в том числе Постановлению Правительства РФ от 23.04.2008 N 293 "О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей".
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства Комиссия пришла к следующим выводам:
Согласно пункту 3 статьи 40, статье 42 Воздушного кодекса Российской Федерации аэропорт - часть единой системы организации воздушного движения и является комплексом сооружений, включающего в себя аэродром (участок земли с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов), аэровокзал, другие сооружения и предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование, авиационный персонал и других работников.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации лица, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать меры по обеспечению авиационной безопасности. Сторонами отношений по обеспечению авиационной безопасности, в том числе по предотвращению доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта, является аэропорт и эксплуатант.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 02.10.2000 N 110 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации" утвержден перечень аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации и порядок применения аэронавигационных и аэропортовых сборов. Пунктом 3.2.1 указанного перечня установлено, что сбор за обеспечение авиационной безопасности включает в себя осуществление пропускного и внутриобъектового режима в аэропорту.
Пунктом 1 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что правила формирования и применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Ставки аэропортовых сборов и тарифы за наземное обслуживание формируются организациями гражданской авиации в соответствии с законодательством Российской Федерации, утверждаются компетентным органом в сфере регулирования естественных монополий на транспорте, регистрируются и/или публикуются для информационного обеспечения эксплуатантов Российской Федерации, применение ставок сборов, тарифов за наземное обслуживание и цен на материально-технические ресурсы, не зарегистрированных и/или не опубликованных в установленном порядке не допускается (пункт 2.9 приказа Минтранса России N 110 от 02.10.2000, пункт 2 приложения N 2 к указанному приказу N 110).
В силу указанных норм авиапредприятие обязано обеспечивать авиационную безопасность в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, порядок допуска лиц сторонних организаций в контролируемую зону аэропорта и порядок допуска транспортных средств на территорию аэропорта, установленный Положением о пропускном и внутриобъектовом режиме в аэропортах, авиапредприятиях и учреждениях гражданской авиации, утвержденном Приказом Федеральной авиационной службы России от 20.01.1998 N 22, также не предусматривает платность допуска в контролируемую зону аэропорта.
Согласно статье 52 Воздушного Кодекса Российской Федерации к авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения.
Согласно пункту 12 устава учреждения одним из видов его деятельности является осуществление поисково-спасательных работ по поиску и спасанию пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие.
Из указанных положений следует, что взимание платы предусмотрено за обеспечение авиационной безопасности; оформление пропусков работникам ФГУ "РПСБ" является неотъемлемой частью пропускного режима и способом его осуществления, в связи с чем не подлежит дополнительной оплате в силу вышеприведенных норм по причине компенсации затрат аэропорта сбором за обеспечение авиационной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также ФЗ "О защите конкуренции") запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного порядка ценообразования.
Пункт 5 статьи 5 ФЗ "О защите конкуренции устанавливает, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта-субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов. Таким образом, ФГУП "Авиапредприятие "Черемшанка" является субъектом естественной монополии.
Действия ФГУП "Авиапредприятие "Черемшанка" по взиманию с ФГУ "Красноярская региональная поисково-спасательная база" платы за оформление и выдачу пропусков на территорию аэропорта "Черемшанка" в 2007 году и в 2008 году, предъявлению к учреждению требования оплаты за оформление пропусков на 2010 год ущемляют интересы учреждения, нарушают установленный порядок ценообразования.
Руководствуясь статьями 23, 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом статьи 41.1 N 135-ФЗ (истечения срока давности по факту взимания платы за выдачу пропусков в 2007 году), Комиссия решила:
1. Признать Федеральное государственное унитарное предприятие "Авиапредприятие "Черемшанка" нарушившим пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Федеральному государственному унитарному предприятию "Авиапредприятие "Черемшанка" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося во взимании с Федерального государственного учреждения "Красноярская региональная поисково-спасательная база" платы за выдачу пропусков на территорию аэропорта "Черемшанка" в 2008 году, не предусмотренного действующим законодательством. С этой целью со дня получения предписания прекратить взимать с Федерального государственного учреждения "Красноярская региональная поисково-спасательная база" плату за оформление и выдачу пропусков на территорию аэропорта "Черемшанка" для персонала и транспортных средств учреждения.
3. Выдать Федеральному государственному унитарному предприятию "Черемшанка" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в предъявлении Федеральному государственному учреждению "Красноярская региональная поисково-спасательная база" требования об оплате за оформление и выдачу пропусков на территорию аэропорта "Черемшанка" в 2010 году, не предусмотренного действующим законодательством. С этой целью отозвать предложенный письмом <_> учреждению для заключения договор, счет<_> на сумму 99500 рублей.
4. Выдать Федеральному государственному унитарному предприятию "Черемшанка" предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода в сумме 45000 рублей, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии |
|
В.М. Захаров |
|
|
|
Члены Комиссии |
|
А.В. Баранова |
|
|
|
|
|
М.В.Корнеева В.П.Гречищева |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со
дня его вынесения.
Федеральное государственное унитарное предприятие
"Авиапредприятие "Черемшанка"
аэропорт "Черемшанка", Емельяновский район, Красноярский край, 663021
ПРЕДПИСАНИЕ N 195-10-10/1
29 октября 2010 года г.Красноярск
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Захаров В.М., руководитель управления, члены Комиссии - Баранова А.В., начальник правового отдела, Гречищева В.П., ведущий эксперт управления, Корнеева М.В., специалист-эксперт правового отдела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 29 октября 2010 года по делу N 195-10-10 о нарушении Федеральным государственным унитарным предприятием "Авиапредприятие "Черемшанка" (аэропорт "Черемшанка, Емельяновский район, Красноярский край, 663021) статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Федеральному государственному унитарному предприятию "Авиапредприятие "Черемшанка" прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся во взимании с Федерального государственного учреждения "Красноярская региональная поисково-спасательная база" платы за оформление и выдачу пропусков на территорию аэропорта "Черемшанка" в 2008 году, не предусмотренной действующим законодательством.
Со дня получения настоящего предписания прекратить взимание с Федерального государственного учреждения "Красноярская региональная поисково-спасательная база" платы за оформление и выдачу пропусков на территорию аэропорта "Черемшанка", не предусмотренной действующим законодательством.
Председатель Комиссии В.М. Захаров
Члены Комиссии А.В. Баранова
В.П. Гречищева
М.В.Корнеева
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Федеральное государственное
унитарное предприятие
"Авиапредприятие "Черемшанка"
аэропорт "Черемшанка",
Емельяновский район,
Красноярский край, 663021
ПРЕДПИСАНИЕ N 195-10-10/2
29 октября 2010 года г. Красноярск
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Захаров В.М., руководитель управления, члены Комиссии - Баранова А.В., начальник правового отдела, Гречищева В.П., ведущий эксперт управления, Корнеева М.В., специалист-эксперт контрольного отдела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 29 октября 2010 года по делу N 195-10-10 о нарушении Федеральным государственным унитарным предприятием "Авиапредприятие "Черемшанка" (аэропорт "Черемшанка", Емельяновский район, Красноярский край, 663021) статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Федеральному государственному унитарному предприятию "Авиапредприятие "Черемшанка" прекратить нарушение антимонопольного законодательства, выразившегося в предъявлении Федеральному государственному учреждению "Красноярская региональная поисково-спасательная база" требования об оплате за оформление и выдачу пропусков на территорию аэропорта "Черемшанка" в 2010 году, не предусмотренного действующим законодательством. С этой целью в срок до 15 ноября 2010 года отозвать предложенный письмом (исх. N 01-25/252 от 07.04.2010) учреждению для заключения договор N 018/2010 от 01.01.2010 и счет N 00000007 от 21.01.2010 на оплату 99500 рублей.
Об исполнении настоящего предписания в срок до 25 ноября 2010 года сообщить в управление с приложением документальных доказательств исполнения предписания.
Председатель Комиссии В.М. Захаров
Члены Комиссии А.В. Баранова
В.П. Гречищева
М.В.Корнеева
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Федеральное государственное унитарное предприятие
"Авиапредприятие "Черемшанка"
аэропорт "Черемшанка", Емельяновский район, Красноярский край, 663021
ПРЕДПИСАНИЕ N 195-10-10/3
29 октября 2010 года г.Красноярск
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Захаров В.М., руководитель управления, члены Комиссии - Баранова А.В., начальник правового отдела, Гречищева В.П., ведущий эксперт управления, Корнеева М.В., специалист-эксперт правового отдела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 29 октября 2010 года по делу N 195-10-10 о нарушении Федеральным государственным унитарным предприятием "Авиапредприятие "Черемшанка" (аэропорт "Черемшанка, Емельяновский район, Красноярский край, 663021) статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Федеральному государственному унитарному предприятию в срок до 20 ноября 2010 года перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства в сумме 45000 рублей (незаконное взимание денежных средств с Федерального государственного учреждении "Красноярская региональная поисково-спасательная база", находящегося по адресу: аэропорт "Черемшанка", Емельяновский район, Красноярский край, 663021, за оформление и выдачу пропусков на территорию аэропорта "Черемшанка" в 2008 году.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в адрес управления в срок до 25 ноября 2010 года, с приложением соответствующих документов, подтверждающих исполнение Предписания.
Председатель Комиссии В.М. Захаров
Члены Комиссии А.В. Баранова
В.П. Гречищева
М.В.Корнеева
Доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства должен быть перечислен в федеральный бюджет по реквизитам:
Получатель (взыскатель - Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (660017, г. Красноярск, пр. Мира, 81 Д):
ИНН 2466009115 КПП 246601001 УФК по Красноярскому краю (Красноярское УФАС России) г. Красноярск р/сч. 40101810600000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю г. Красноярск БИК 040407001.
ОКАТО 04401000000
Назначение платежа: (КБК 161 1 16 02010 01 0000 140)
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к административной ответственности не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
43.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 29 октября 2010 г. N 195-10-10
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016