Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
N СЮ04-02/2012-19 (опубликовано 23 июля 2012 г.)
Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - <_> - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, члены Комиссии: <_> - ВрИО начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; <_> - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
рассмотрев дело N СЮ04-02/2012-17, возбужденное по заявлению гражданина <_> ООО "УК Доверие" в отношении Муниципального автономного учреждения "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска" (далее - МАУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска") по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
в присутствии:
представителя заявителя - ООО "УК Доверие" - <_> действующего на основании доверенности от 30.12.2011 г.,
представителя ответчика - МАУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" - <_> действующей на основании доверенности N 07-Д от 10.01.2012 г.,
в отсутствии заявителя - гражданина <_> уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (почтовое уведомление N 42600951108402 от 29.06.2012 г.), установила:
11.05.2012 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - Удмуртское УФАС России) поступило заявление гражданина <_> (вх.N 4171) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны МАУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска", выразившемся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением домом документов вновь выбранной управляющей организации. Из заявления следует, что решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Ижевск, ул. Коммунаров, д. 167 принято решение расторгнуть договор управления с прежней управляющей организацией и заключить договор с вновь выбранной управляющей организацией - ООО "УК "Доверие" с 01.08.2011 г.
В адрес прежней управляющей организации - МАУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" было направлено соответствующее уведомление с приложением подтверждающих документов. МАУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" от передачи технической документации на дом по адресу: г. Ижевск, ул. Коммунаров, д. 167 новой управляющей организации - ООО "УК "Доверие" уклонилось, продолжало выставлять платежные документы и получать коммунальные платежи от жильцов дома 167 по ул. Коммунаров в г. Ижевске.
В целях контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, Удмуртским УФАС России был направлен запрос в адрес ООО "УК Доверие" о предоставлении в срок до 01.06.2012 г. информации, необходимой для рассмотрения заявления гражданина <_> по существу.
29.05.2012 г. ООО "УК Доверие" представило в Удмуртское УФАС России заявление о нарушении антимонопольного законодательства со стороны МАУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска", а 30.05.2012 г. - письменные пояснения, из которых следует, что действия (бездействие) МАУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" по удержанию технической и иной документации, связанной с управлением многоквартирным домом (далее - МКД), выставлении платежных документов и сбору денежных средств, непринятию мер по внесению изменений в договоры энерго(ресурсоснабжения) с поставщиками коммунальных ресурсов направлены на получение МАУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, являются незаконными и способны причинить убытки ООО "УК Доверие", копию постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 7677/11 от 22.11.2011 г., копию договора управления многоквартирным домом от 30.06.2011 г. N 26-167К с приложениями под грифом "Для служебного пользования".
Приказом Удмуртского УФАС России N 620 от 01.06.2012 г. в отношении МАУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" было возбуждено дело N СЮ04-02/2012-17 по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по факту отказа от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением домом документов вновь выбранной управляющей организации - ООО "УК Доверие", а также во взимании с жильцов дома N 167 по ул. Коммунаров в г. Ижевске коммунальных платежей после расторжения договора управления многоквартирным домом.
Определением от 04.06.2012 г. рассмотрение дела N СЮ04-02/2012-17 было назначено на 09 июля 2012 года; у лиц, участвующих в деле, запрошены необходимые документы и информация.
29.06.2012 г. МАУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" представило в Удмуртское УФАС России следующие документы и информацию: ходатайство МАУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" о продлении срока предоставления документов; копию письма ГЖУ от 30.09.2011 г. N 7376/07-07; копию акта приема-передачи технической документации на многоквартирный дом; копию решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.09.2011 г. по делу N А71-9808/2011; копии актов приемки выполненных работ (услуг) по обслуживанию, ремонту и санитарному содержанию многоквартирного дома за период с августа 2011 года по январь 2012 года; копию письма МУП г. Ижевска "Ижводоканал" о фактически отпущенной холодной питьевой воды и сброшенных сточных вод за период с августа 2011 года по январь 2012 года; копии расчетов ООО "Удмуртские коммунальные системы" потребленной тепловой энергии и ГВС за период с августа 2011 года по январь 2012 года; копию контракта на оказание услуг по содержанию многоквартирных домов от 01.05.2011 г. N 33; копию договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 24.11.2006 г. N1, заключенного между МАУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" и МУП г.Ижевска "Ижводоканал"; копию письма МАУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" в адрес МУП г. Ижевска "Ижводоканал" от 06.02.2011 г. N658/01-17/06; копию договора теплоснабжения N К256 от 01.12.2011 г., заключенного между МАУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" и ООО "Удмуртские коммунальные системы"; копию письма МАУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" в адрес ООО "УКС" от 06.02.2012 г. N659/01-17/06; копию обращения ООО "УК Доверие" и уполномоченного представителя собственников дома - <_> от 17.08.2011 г. N 702; копию договора управления многоквартирным домом N167 по ул. Коммунаров, заключенного между собственниками данного дома и МАУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" от 22.05.2008 г. N1275/1.1; копию протокола общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Ижевск, ул. Коммунаров, 167 от 05.03.2007 г.; сопроводительное письмо от 29.06.2012 г. N3688/01-17/04.
ООО "УК Доверие" представило в Удмуртское УФАС России следующие документы и информацию: копию доверенности представителя; копии счетов-фактур и ведомостей начисления за период с сентября 2011 года по май 2012 года; копию договора водоснабжения N 634; копию письма от 27.07.2011 г. N 740 в адрес МУП г. Ижевска "Ижводоканал"; копию договора энергоснабжения N Р4575; копию письма от 27.07.2011 г. N 740 в адрес ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания"; копии договора теплоснабжения N 04-УД/К3005, счетов-фактур и расчетов потребления ресурсов за период с октября 2011 года по май 2012 года; копию письма от 27.07.2011 г. N 740 в адрес ООО "Удмуртские коммунальные системы"; копию договора N 02-УД от 11.01.2011 г.; копию допсоглашения N 3 от 29.07.2011 г.; копии счетов-фактур и актов выполненных ремонтных работ за период с ноября 2011 года по апрель 2012 года; сопроводительное письмо б/н от 26.07.2012 г.
На заседании Комиссии, состоявшемся 09 июля 2012 года, представитель ООО "УК Доверие" поддержал ранее представленные в Удмуртское УФАС России письменные пояснения в полном объеме, указав, что действия ответчика по отказу в передаче технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением домом документов препятствовали осуществлению ООО "УК Доверие" деятельности по обслуживанию многоквартирного жилого дома. Кроме того, согласно пояснениям представителя ООО "УК Доверие", выставление МАУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" платежных уведомлений жителям дома N 167 по ул. Коммунаров в г. Ижевске после расторжения договора управления многоквартирным домом с Учреждением является незаконным, причинило убытки заявителю.
Представитель МАУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" пояснил следующее.
МАУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" прекратило управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Ижевск, ул. Коммунаров, д. 167 в феврале 2012 года в соответствии с решением Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-9808/2011. До вынесения решения суда, МАУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" полагало, что собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Коммунаров, д. 167, не соблюден порядок расторжения договора, продолжало осуществлять обслуживание указанного дома, выставлять счета-извещения на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
В силу п. 7) ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (п. 9) ст. 4 ФЗ "О защите конкуренции").
Статья 14 указанного Закона содержит запрет на недобросовестную конкуренцию.
ООО "УК Доверие" и МАУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" являются хозяйствующими субъектами - конкурентами, поскольку осуществляют деятельность на одном товарном рынке (рынке по управлению многоквартирными домами) в пределах одних географических границ (на территории г. Ижевска).
Порядок выбора способа управления, а также осуществления управления МКД управляющей организацией закрепляется Жилищным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами.
В силу статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в частности, выбор способа управления многоквартирным домом.
Согласно частям 3 и 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Согласно ч. 8 ст. 162 Жилищного кодекса РФ изменение и(или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Общими нормами ч. 1 ст. 450 Гражданского кодекса РФ установлено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным (ч. 3 ст. 450 Гражданского кодекса РФ).
Согласно ч. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Системное толкование норм гражданского и жилищного законодательства позволяет сделать вывод о том, что договор управления многоквартирным домом по своей правовой природе является особым видом договора, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования. Такой договор может быть прекращен в одностороннем порядке по инициативе собственников помещений по основаниям, установленным законом, а именно частями 8.1. и 8.2. ст. 162 Жилищного кодекса РФ, а также по изложенным выше правовым основаниям - в случаях, определенных соглашением сторон.
Между собственниками МКД N 167 по ул. Коммунаров в г. Ижевске и МУ "ГЖУ-УК в ЖКХ г. Ижевска" (в настоящее время МАУ "ГЖУ-УК в ЖКХ г. Ижевска" (управляющая организация)) был заключен договор управления указанным многоквартирным домом N 1275/1.1 от 22.05.2008 г.
По итогам собрания, проведенного в форме заочного голосования в период с 18.06.2011 г. по 29.06.2011 г., оформленного протоколом N 1/167К от 30.06.2011 г., собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Коммунаров, д. 167, приняли следующее решение: о подтверждении факта неисполнения бывшей управляющей организацией (МУ "ГЖУ-УК в ЖКХ г. Ижевска") условий договора управления МКД, некачественного обслуживания и некачественного выполнения ремонтных работ общего имущества дома (п.3 повестки); отказаться от исполнения договора управления МКД с бывшей управляющей организацией в связи с неисполнением управляющей организацией условий договора (п.4 повестки); расторгнуть договор управления МКД с бывшей управляющей организацией (п.5 повестки); сменить управляющую организацию, выбрать в качестве управляющей организации ООО "УК Доверие" (п.6 повестки); утвердить договор управления МКД, заключить собственникам дома договор управления МКД с ООО "УК Доверие" (п.7 повестки); выбрать уполномоченного представителя собственников помещений дома и предоставить полномочия представлять интересы жителей дома N 167 по ул. Коммунаров по управлению домом во всех государственных органах и иных организациях любой формы собственности, для осуществления всех фактических и юридических действий, в том числе обращение с требованием о расторжении договора управления с прежней управляющей организацией, направление в ее адрес уведомления о расторжении (п.14 повестки).
Решение собственников в установленном законом порядке не оспорено, недействительным не признано.
Уведомление N 702 от 13.07.2011 г. о расторжении договора управления МКД с МАУ "ГЖУ-УК в ЖКХ г. Ижевска" с 31.07.2011 г. подписано и направлено ответчику уполномоченным представителем собственников МКД - гражданином <_> и получено МАУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" 14.07.2011 г. Кроме того, с аналогичными требованиями к ответчику в этом же уведомлении обратилась вновь избранная управляющая компания - ООО "УК Доверие". В данном уведомлении также было указано предложение о передаче технической документации на спорный многоквартирный дом.
В силу части 10 статьи 162 Жилищного кодекса РФ Управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации.
Указанная обязанность МАУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" в установленный законодательством срок исполнена не была.
С 01.08.2011 г. ООО "УК Доверие" на основании решения собственников МКД N 167 по ул. Коммунаров в г. Ижевске, договора на управление МКД, приступило к управлению указанным домом. Вместе с тем, техническая документация на жилой дом по адресу: г. Ижевск, ул. Коммунаров, 167, была передана МАУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" в адрес ООО "УК Доверие" лишь 31.01.2012 г., что подтверждается актом приема-передачи технической документации от 31.01.2012 г.
Кроме того в период с 01.08.2011 г. по 31.01.2012 г. МАУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" продолжало осуществлять управление многоквартирным жилым домом, выставлять счета-квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг и получать коммунальные платежи от жителей дома N 167 по ул. Коммунаров в г. Ижевске, что подтверждается пояснениями представителя МАУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска", актами выполненных работ, представленными в материалы дела.
Незаконность действий МАУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" по удержанию технической документации подтверждается также решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.11.2011 г. по делу А71-9808/2011.
Таким образом, действия МАУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" по отказу от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением домом документов вновь выбранной управляющей организации - ООО "УК Доверие", а также во взимании в период с 01.08.2011 г. по 31.01.2012 г. с жильцов дома N 167 по ул. Коммунаров в г. Ижевске коммунальных платежей противоречат положениями Жилищного кодекса РФ, обычаям делового оборота, требованиям разумности, добропорядочности и справедливости. Такие действия учреждения создают препятствие ООО "УК Доверие" в осуществлении управления домом N 167 по ул. Коммунаров в г. Ижевске и способны причинить убытки хозяйствующему субъекту.
С целью устранения недобросовестной конкуренции и руководствуясь пунктом е) части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Удмуртского УФАС России считает необходимым выдать МАУ "ГЖУ - УК В ЖКХ г. Ижевска" предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства путем направления жителям дома N 167 по ул. Коммунаров в г. Ижевске информационных писем об отзыве счетов-квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг, выставлявшихся им в период с 01.08.2011 г. по 31.01.2012 г. - в период, когда управление указанным домом стала осуществлять вновь избранная управляющая организация - ООО "УК Доверие".
Ответственность за недобросовестную конкуренцию предусмотрена частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей, на должностных лиц - от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Удмуртского УФАС России решила:
1. Признать действия Муниципального автономного учреждения "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска" по выставлению платежных документов жителям многоквартирного дома N 167 по ул. Коммунаров в г. Ижевске за период с 01.08.2011 г. по 31.01.2012 г., отказу от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением домом документов вновь выбранной управляющей организации - ООО "УК Доверие", что нарушает требования части 10 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, требования добропорядочности, разумности и справедливости, способно причинить убытки хозяйствующим субъектам - конкурентам,
недобросовестной конкуренцией, нарушающей часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Признать Муниципальное автономное учреждение "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска" нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Выдать Муниципальному автономному учреждению "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска" предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.
4. Передать материалы дела N СЮ04-02/2012-17 уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения в отношении Муниципального автономного учреждения "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска" и виновного должностного лица учреждения производств по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в трехмесячный срок с момента вынесения решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия N СЮ04-02/2012-19 (опубликовано 23 июля 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016