Резолютивная часть решения оглашена "10" апреля 2015 г.
Полный текст решения изготовлен "24" апреля 2015 г.
Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председатель Комиссии: (_); члены Комиссии: (_)
, при участии представителя заявителей ООО "Авто 38", ООО "Автоколонна 1948-город", ЗАО "Автоколонна 1950" по доверенности (_), представителя Администрации города Ангарска по доверенности (_), представителя заинтересованного лица МУП города Ангарска "Ангарский трамвай" по доверенности (_), представителя заинтересованного лица ОАО "Автоколонна 1948" по доверенности (_),
рассмотрев дело N 10 от 13.01.2015 г. по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", в связи с принятием Постановления Администрацией города Ангарска от 30.09.2013 N 1706-г "Об утверждении муниципальной программы "Развитие городского пассажирского транспорта и транспортной инфраструктуры города Ангарска" на 2014-2018 годы" (в редакции постановлений администрации города Ангарска от 14.02.2014 N 137-г, от 07.03.2014 N 188-г, от 22.04.2014 N 483-г, от 22.04.2014 N 577-г) в части расширения сферы деятельности по оказанию услуг МУП города Ангарска "Ангарский трамвай", а именно: перевозка пассажиров автобусами средней вместимости, в нарушение Закона о государственных и муниципальных предприятиях, что противоречит целям создания указанного муниципального унитарного предприятия и видам деятельности, которые оно вправе осуществлять, и как следствие техническим обеспечением МУП "Ангарский трамвай" для осуществления указанных услуг в виде передачи в хозяйственное ведение 4-х автобусов большей вместимости, 2-х коробок переменных передач для автобусов марки КАВЗ-4235, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, поскольку создает преимущественные условия осуществления хозяйственной деятельности МУП "Ангарский трамвай" по сравнению с другими хозяйствующими субъектами осуществляющими услуги на рынке перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городе Ангарске, установила:
Приказом N 10 от 13.01.2015 г., по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Автоколонна 1948-город", Закрытого акционерного общества "Автоколонна 1950", Общества с ограниченной ответственностью "Автоколонна 1949", Общества с ограниченной ответственностью "АвтоЛайф", Общества с ограниченной ответственностью "Авто 38", возбуждено дело в отношении администрации города Ангарска о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", в связи с принятием Постановления Администрацией города Ангарска от 30.09.2013 N 1706-г "Об утверждении муниципальной программы "Развитие городского пассажирского транспорта и транспортной инфраструктуры города Ангарска" на 2014-2018 годы" (в редакции постановлений администрации города Ангарска от 14.02.2014 N 137-г, от 07.03.2014 N 188-г, от 22.04.2014 N 483-г, от 22.04.2014 N 577-г), в части расширения сферы деятельности по оказанию услуг МУП города Ангарска "Ангарский трамвай", а именно: перевозка пассажиров автобусами средней вместимости, в нарушение Закона о государственных и муниципальных предприятиях, что противоречит целям создания указанного муниципального унитарного предприятия и видам деятельности, которые оно вправе осуществлять, и как следствие техническим обеспечением МУП "Ангарский трамвай" для осуществления указанных услуг в виде передачи в хозяйственное ведение 4-х автобусов большей вместимости, 2-х коробок переменных передач для автобусов марки КАВЗ-4235, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, поскольку создает преимущественные условия осуществления хозяйственной деятельности МУП "Ангарский трамвай" по сравнению с другим хозяйствующими субъектами, осуществляющими услуги на рынке перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городе Ангарске.
Определением N 25 от 13.01.2015 г. рассмотрение дела N 10 назначено на 03 марта 2015 г. на 10 ч. 00 мин. Определением N 314 от 03.03.2015 г. рассмотрение дела отложено, на основании п.2 ч.1 ст.47 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), и назначено на 17.03.2015 г. на 11 ч. 00 мин., в связи с чем сторонам предложено представить документы, материалы.
17.03.2015 г. Комиссией Управления ФАС по Иркутской области объявлен перерыв в заседании Комиссии по рассмотрению дела N 10 от 13.01.2015 г. до "24" марта 2015 г. 15 час. 00 мин.
Определением N 459 от 24.03.2015 г. рассмотрение дела отложено на основании п.2 ч.1 ст.47 Закона о защите конкуренции и назначено на 10.04.2015 г. на 11 ч. 00 мин., в связи с чем, сторонам предложено представить документы, материалы.
Согласно заявлению, письменным и устным пояснениям представителя заявителей программа предусматривает приобретение комплекса системы автоматизированного мониторинга и анализа параметров пассажиропотока для городскогоназемного электрического транспорта, перевозки которым осуществляются МУП города Ангарска "Ангарский трамвай". Средства для наземного автомобильного транспорта для данных целей программой не предусмотрены, автомобильные перевозчики должны осуществлять закупку за собственный счет.
В программе предусмотрено мероприятие по предоставлению субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров городским наземным электрическим транспортом, в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров на территории города Ангарска, а также по предоставлению субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров городским наземным электрическим транспортом, в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров по месячным билетам на проезд в трамвае для детей школьного возраста, учащихся образовательных учреждений начального профессионального образования, образовательных школ-интернатов.
Программой предусмотрено приобретение 4-х автобусов большой вместимости для муниципальных нужд, на которых МУП "Ангарский трамвай" осуществляет перевозки пассажиров по маршруту N 5 города Ангарска, а также приобретение 2-х коробок переменных передач для автобусов марки КАВЗ-4235, стоящих на балансе МУП.
Программой также предусмотрено увеличение уставного капитала МУП г. Ангарска "Ангарский трамвай", за счет приобретения основных фондов.
Администрация г. Ангарска за счет бюджетных средств предоставляет неоправданное преимущество и возможность МУП г. Ангарска "Ангарский трамвай" конкурировать с частными перевозчиками путем приобретения основных средств на баланс не за счет собственной прибыли, результата собственной экономической деятельности, а за счет средств бюджета, чем нарушает статью 15 Закона о защите конкуренции.
Из представленных письменных и устных пояснений представителя администрации нарушение со стороны администрации отсутствует, в связи с чем, считает, что дело подлежит прекращению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об организации местного самоуправления) органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные унитарные предприятия, утверждая устав, определяя цели, условия, и порядок их деятельности, для решения вопросов местного значения, в том числе в целях создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения (статья 16 Закона об организации местного самоуправления).
Согласно уставу МУП г. Ангарска "Ангарский трамвай" целью создания предприятия является получение прибыли в процессе осуществления предпринимательской деятельности путем организации движения и эксплуатации трамвайного транспорта (пункт 2.1 Устава). Кроме того, унитарное предприятие вправе осуществлять иные виды деятельности, не запрещенные законом (пункт 2.2 Устава).
Унитарное предприятие занимается пассажирскими перевозками автомобильным транспортом на основании лицензии N АСС-38-004628 от 14.04.2014.
30.09.2013 г. администрацией города Ангарска было вынесено постановление N1706-г "Об утверждении муниципальной программы "Развитие городского пассажирского транспорта и транспортной инфраструктуры города Ангарска" на 2014-2018 годы".
Одной из основных задач Программы являлось расширение сферы деятельности по оказанию услуг МУП г.Ангарска "Ангарский трамвай", в том числе путем организации перевозок автобусами средней вместимости. Одними из основных мероприятий Программы предусмотрено приобретение 4-х автобусов средней вместимости для муниципальных нужд и приобретение 2-х коробок переменных передач для автобусов марки КАВЗ-4235. Данным имуществом собственник в лице администрации города Ангарска распорядился по-своему усмотрению, передав их в хозяйственное ведение унитарному предприятию. Обязанность по передаче муниципального имущества, приобретенного для муниципальных нужд, каким-либо иным коммерческим организациям законодательством не предусмотрена.
Комплекс системы автоматизированного мониторинга и анализа параметров пассажиропотока для городского наземного электрического транспорта приобретен по муниципальному контракту и оформляется в казну муниципального образования города Ангарска.
Решение об увеличении уставного фонда МУП г.Ангарска "Ангарский трамвай" не принималось. Программой было предусмотрено увеличение уставного капитала МУП г.Ангарска "Ангарский трамвай" за счет средств основных фондов в период с 2016 по 2018 годы.
Данные действия администрации обусловлены в силу положений ФЗ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Право муниципального образования, как учредителя муниципального унитарного предприятия, на увеличение уставного капитала муниципального предприятия, за счет дополнительно передаваемого собственником имущества предусмотрено статьями 8 и 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 04.11.2014) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Субсидии за счет средств бюджета муниципального образования город Ангарск, предоставленные МУП города Ангарска "Ангарский трамвай" заложены в бюджете муниципального образования и предоставлялись по соглашениям N С-13/2014 от 19.02.2014 и N С-14/2014 от 19.02.2014 в соответствии с постановлениями администрации г.Ангарска от 30.08.2013 г. N1468-ги от 08.07.2009 г. N 960-г. соответственно.
В соответствии с вышеизложенным, принятие администрацией города Ангарска постановления от 30.09.2014 N 1344-г "Об утверждении муниципальной программы "Развитие городского пассажирского транспорта и транспортной инфраструктуры города Ангарска" не привело и не могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции по смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Представитель заинтересованного лица - МУП г. Ангарска "Ангарский трамвай" доводы администрации г. Ангарска поддержал, письменные пояснения не представил.
Комиссия, оценив доказательства и доводы, заявителей, ответчика и заинтересованного лица, приходит к следующим выводам.
Поскольку уполномоченным органом по организации предоставления субсидий перевозчикам, которые осуществляют перевозку пассажиров, относящихся к отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, на всех видах общественного транспорта в городском сообщении (кроме такси) и общественным автомобильным транспортом в пригородном сообщении (кроме такси), является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 18.11.2013 N 521-пп (ред. от 29.12.2014) "Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области", в связи с тем, что цены (тарифы) на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщенииустанавливаются уполномоченным Правительством Иркутской области органом, исубсидии заложены в бюджете муниципального образования, довод Заявителей о том, что мероприятие по предоставлению субсидий, приводят к ограничению конкуренции, не обоснован.
Антимонопольный орган считает, что Положениями о предоставлении субсидий не введены ограничения в отношении хозяйствующих субъектов, зарегистрированных на территории г. Ангарска, для участия в конкурсе на получение субсидий, не установлены запреты или ограничения в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров для лиц, участвующих в конкурсе на получение субсидий.
Порядок отбора участников конкурса, предусмотренный программой, не препятствует участию хозяйствующих субъектов, отвечающим критериям участников программы, в конкурсе на получение субсидий.
Поскольку муниципальная Программа на момент возбуждения дела отменена, положения которой в части увеличения уставного фонда МУП г. Ангарска "Ангарский трамвай" и приобретения комплекса системы автоматизированного мониторинга и анализа параметров пассажиропотока не реализована, в связи с тем, что вредные последствия для конкуренции не наступили, довод заявителей отклоняется.
Кроме того, увеличение уставного фонда муниципального предприятия, за счет дополнительно передаваемого собственником имущества, в соответствии с целями, задачами и видом деятельности этого Предприятия, предусмотренными его уставом, установлено статьями 8 и 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 04.11.2014) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Постановлением N 1706-г от 30.09.2013 была утверждена муниципальная программа "Развитие городского пассажирского транспорта и транспортной инфраструктуры города Ангарска" на 2014-2018 годы (Программа), в целях создания условий для предоставления транспортных услуг и организации транспортного обслуживания населения г. Ангарска по маршрутам регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении, обеспечения доступности транспортных услуг на территории города Ангарска для всех категорий граждан.
Для достижения указанной цели необходимо было решить следующие задачи, в том числе: расширение сферы деятельности по оказанию услуг муниципальным унитарным предприятием города Ангарска "Ангарский трамвай" (далее - МУП г. Ангарска "Ангарский трамвай"), за счет организации перевозок пассажиров автобусами средней вместимости; приобретение основных средств МУП г. Ангарска "Ангарский трамвай".
Финансовое обеспечение программы осуществлялось за счет средств бюджета города Ангарска.
Задачей 3 Раздела 3 "Система мероприятий Программы и ресурсное обеспечение Программы" предусмотрено расширение сферы деятельности по оказанию услуг МУП г. Ангарска "Ангарский трамвай", в том числе путем организации перевозок пассажиров автобусами средней вместимости за счет изменения схем трамвайных маршрутов путем внедрения смешанных перевозок (трамвай-автобус).
Постановление Администрации города Ангарска от 30.09.2013 N 1706-г "Об утверждении муниципальной программы "Развитие городскогопассажирского транспорта и транспортной инфраструктуры города Ангарска" на 2014-2018 годы" действовало в редакции постановлений администрации города Ангарска от 14.02.2014 N 137-г, от 07.03.2014 N 188-г, от 22.04.2014 N 483-г, от 22.04.2014 N 577-г.
Из представленных на рассмотрение дела документов, следует, что в рамках реализации указанной Программы, администрацией приобретены:
2 (две) коробки переменных передач ZF модель S5-42 для автобусов КАВЗ -4235 "Аврора";
3 (три) автобуса ЛиАЗ-525660, а также автобус КАВЗ-4238-45,
которые закреплены за МУП г. Ангарска "Ангарский трамвай" на праве хозяйственного ведения (Распоряжение департамента по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ангарска от 18.08.2014 N 68-р., от 17.07.2014 N 61-р., соответственно).
При передаче имущества собственником не установлены какие-либо цели его использования.
После закрепления указанного имущества в хозяйственном ведении МУП г. Ангарска "Ангарский трамвай", предприятие получило возможность оформить лицензию на перевозку пассажиров автомобильным транспортом.
В настоящее время МУП г. Ангарска "Ангарский трамвай" осуществляет перевозку пассажиров электрическим транспортом на территории города Ангарска по установленному расписанию и согласованным схемам движения маршрутов:
N 11 "17 микрорайон - Завод полимеров";
N 10 "17 микрорайон - ЗБХ";
N 7 "205 квартал - ТЭЦ-9";
N 6 "205 квартал - Сангородок";
N 5 "205 квартал - Завод полимеров";
N 4 "17 микрорайон - ТЭЦ-9";
N 3 "17 микрорайон - Майский вокзал";
N 1 "Сангородок - ТЭЦ-9".
Схема движения трамваев по маршруту N 1 "Сангородок - ТЭЦ-9" частично совпадает со схемами движения автобусов по маршрутам N 2 "Микрорайон Китой - 22 микрорайон", N 3 "Магистральный- ж/д вокзал", N 10 "РМЗ - автостанция - 17 мрн.", N 11 "189 кв-л. (МЖК) - Техучилище".
Схема движения трамваев по маршруту N 3 "17 мкр. - Майский вокзал" частично совпадает со схемами движения автобусов по маршрутам N 2 "Микрорайон Китой - 22 микрорайон", N 8 "Ж/д Вокзал - 18 мкр. - 12 мкр.", N 10 "РМЗ - автостанция - 17 мрн.", N 11 "189 кв-л. (МЖК) - Техучилище", N 17 "МЖК - Ж/Д Вокзал".
Схема движения трамваев по маршруту N 5 "205 квартал - Завод полимеров" частично совпадает со схемами движения автобусов по маршрутам N 7 "Ж/Д Вокзал - 4-й поселок", N 8 "Ж/д Вокзал - 18 мкр. - 12 мкр.", N 17 "МЖК - Ж/Д Вокзал", N 20 "212 квр. - РМЗ", N 40 "Ж/Д Вокзал - (МЖК)".
Схема движения трамваев по маршруту N 10 "17 микрорайон - ЗБХ" частично совпадает со схемами движения автобусов по маршрутам N 2 "Микрорайон Китой - 22 микрорайон", N 8 "Ж/д Вокзал - 18 мкр. - 12 мкр.", N 11 "189 кв-л. (МЖК) - Техучилище", N 40 "Ж/Д Вокзал - (МЖК)".
Кроме того, Предприятие осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом в городе Ангарске по регулярному городскому маршруту N 5 "Автостанция - мкр. Юго-Восточный" (лицензия N АСС-38-004628 от 14.04.2014 г.). Постановлением N 575-г от 12.05.2014 регулярный городской маршрут N 5 "Автостанция - мкр. Юго-Восточный" утвержден в качестве социально значимого городского автобусного маршрута на территории города Ангарска.
Следовательно, МУП г. Ангарска "Ангарский трамвай" и автомобильные перевозчики находятся в конкурентных отношениях на соответствующем товарном рынке.
Муниципальное унитарное предприятие города Ангарска "Ангарский трамвай"является муниципальным предприятием, созданным на основании Постановлениямэра Ангарского муниципального образования от 26.06.2002 N 1716, затем постановлениями N 1729 от 30.06.2003 Ангарского МО; N 589-г от 21.06.2007; N 42-г от 21.01.2009 было несколько раз переименовано.
Целью учреждения МУП "Ангарский трамвай" является получение прибыли в процессе осуществления предпринимательской деятельности, путем организации движения и эксплуатации трамвайного транспорта (пункт 2.1 Устава).
Пунктом 2.2 Устава определены виды деятельности, которые Предприятие вправе осуществлять для достижения указанной выше цели, последним абзацем которого указано, что предприятие может осуществлять иные виды деятельности, не запрещенные Федеральными законами Российской Федерации.
МУП г. Ангарска "Ангарский трамвай" создано до вступления в силу Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", в связи с чем, в Уставе отсутствует указание на основания для создания унитарного предприятия.
Основания для создания унитарных предприятий, согласно положениям, действующим в момент принятия Программы, определены частью 4 статьи 8 указанного закона:
-необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;
-необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;
-необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;
-необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;
-необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
-необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.
По другим, не установленным указанным законом основаниям, создание муниципальных унитарных предприятий, запрещено.
Вместе с тем, как установлено Комиссией по рассмотрению дела, подтверждено материалами, и не оспаривается ответчиком, заинтересованное лицо - муниципальное предприятие занимается деятельностью - перевозкой пассажиров автомобильным транспортом в городе Ангарске по регулярному городскому маршруту N 5 "Автостанция - мкр. Юго-Восточный", осуществляемой с использованием 3 (трех) автобусов ЛиАЗ-525660, переданных Предприятию в соответствии с актом приема-передачи муниципального имущества от 11.08.2014, на основании распоряжения департамента по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ангарска от 18.08.2014 N 68-р "О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения" за МУП г. Ангарска "Ангарский трамвай", не предусмотренной уставом, а также в нарушение закона"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Предприятие допущено к осуществлению перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городе Ангарске по регулярному городскому маршруту N 5 "Автостанция - мкр. Юго-Восточный" по результатам конкурса, где было признано победителем (Протокол от 20.10.2014 оценки и сопоставления конкурсных заявок на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории г. Ангарска).
Вместе с тем, критериями оценки конкурсных заявок и определения победителя по указанному конкурсу являлись:
наличие у соискателя на праве собственности или на ином законном основании необходимого для выполнения перевозок количества транспортных средств, соответствующих назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении (К1);
наличие у соискателя резерва транспортных средств (К2);
предоставление соискателем льгот по оплате проезда в соответствии с действующим законодательством России и Иркутской области.
Необходимо также отметить, что перевозчик - ОАО "Автоколонна 1948", осуществляющее ранее перевозки пассажиров автомобильным транспортом в городе Ангарске по регулярному городскому маршруту N 5 "Автостанция - мкр. Юго-Восточный", отказалось от оказания услуг, в связи с невозможностью выполнения договора по экономическим причинам (отказ администрации о возмещении недополученных доходов), несоответствия расписания реальному пассажиропотоку на данном маршруте (Заявления N 01/769 и N 01/770 от 02.12.2013 ОАО "Автоколонна 1948", Письмо администрации г. Ангарска N 3/13-3054 от 13.12.2013 "О расторжении договоров"). В последующем, условия предоставления услуг по перевозки пассажиров автомобильным транспортом в городе Ангарске по регулярному городскому маршруту N 5 "Автостанция - мкр. Юго-Восточный", с точки зрения его привлекательности, изменились, так как администрацией принято постановление N 576-г от 12.05.2014 "Об утверждении Положения о предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по перевозкепассажиров автомобильным транспортом по социально-значимым маршрутам на территории г. Ангарска".
Данные обстоятельства - закрепление автобусов в хозяйственное ведение за МУП г.Ангарска "Ангарский трамвай" и принятие Положения о предоставлении субсидий хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по социально-значимым маршрутам на территории г. Ангарска", позволили Предприятиюнаряду с ООО "Авто 38"принять участие в конкурсе, и в последствии победить.
Пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" регламентировано, что при разрешении споров необходимо учитывать, что коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных организаций, предусмотренных законом, наделены общей правоспособностью (статья 49) и могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься.
Унитарные предприятия, а также другие коммерческие организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность, не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Такие сделки являются ничтожными на основании статьи 168 Гражданского кодекса РФ.
В связи с этим условия договоров, заключенных между собственником соответствующего государственного (муниципального) имущества и таким предприятием, которые изменяют характер и пределы указанных правомочий, являются ничтожными.
Имущество унитарного предприятия формируется за счет: имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходов унитарного предприятия от его деятельности; иных не противоречащих законодательству источников (часть 1 статьи 11 Закона о муниципальных предприятиях).
Кроме того, частью 5 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 04.11.2014) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" установлено, что порядок определения состава имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, а также порядок утверждения устава унитарного предприятия и заключения контракта с его руководителем устанавливается в том числе органами местного самоуправления.
Постановлением Администрации города Ангарска N 692-г от 29.05.2014 г. утвержден Порядок определения состава имущества, закрепленного за муниципальным унитарным предприятием города Ангарска на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, а также утверждения устава муниципального унитарного предприятия города Ангарска (далее - Порядок).
Так, пунктом 4 указанного Порядка предусмотрено, что состав муниципального имущества, закрепленного за Предприятием, определяется в соответствии с целями, задачами и видом деятельности этого Предприятия, предусмотренными его уставом.
Довод ответчика и третьего лица, о том, что расширение сферы деятельности Предприятия, наделение их муниципальным имуществом, указанным в распоряжении департамента по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ангарска от 18.08.2014 N 68-р "О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения" МУП г. Ангарска; распоряжении департамента по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ангарска от 17.07.2014 N 61-р "О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения" МУП г. Ангарскаобусловлено необходимостью осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам) не состоятелен.
Согласно положениям Устава указанного муниципального предприятия, на него не возлагаются обязанности по решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам).
Утверждение о том, что содержание муниципального имущества, переданного по указанным распоряжениям, и представляет собой решение социальной задачи, не основано на нормах права.
Социальные задачи решаются в соответствии со специальным законодательством, например, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Согласно частям 3 и 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В соответствии с частью 1 статьи 8, частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Следовательно, муниципальное унитарное предприятие города Ангарска "Ангарский трамвай" должно в своей деятельности исходить из требования честной конкуренции, однако в результате принятых Администрацией города Ангарска действий, хозяйствующий субъект получил преимущества перед иными хозяйствующими субъектами в результате закрепления в хозяйственное ведение трех автобусов для осуществления деятельности не связанной с его уставной деятельностью, а также не связанной с обслуживанием основного вида деятельности, что позволило расширить перечень видов деятельности, в нарушение Федерального Закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", и приводит и может привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.
Как установлено ранее, Комиссией антимонопольного органа, Предприятию переданы по акту приема-передачи 2 (две) коробки переменных передач ZF модель S5-42 для автобусов КАВЗ -4235 "Аврора", приобретенные в рамках исполнения муниципальной Программы.
Передача администрацией города Ангарска в хозяйственное ведение МУП г.Ангарска "Ангарский трамвай" 2 (двух) коробок переменных передач ZF модель S5-42 для автобусов КАВЗ -4235 "Аврора", согласно акту приема-передачи муниципального имущества от 17.07.2014 на основании распоряжения департамента по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ангарска от 17.07.2014 N 61-р "О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения" МУП г. Ангарска, предназначенных для ремонта автобусов КАВЗ - 4235 "Аврора", находящихся в хозяйственном ведении у Предприятия, которые также могут использоваться Предприятием для осуществления предпринимательской деятельности на рынке перевозки пассажиров автомобильным транспортом в городе Ангарске по регулярным городским маршрутам, также является предоставлением преимущества отдельному хозяйствующему субъекту для осуществления указанного вида услуг, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 113 Гражданского кодекса РФ под унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальные унитарные предприятия относятся к коммерческим организациям, преследующим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
Имущество унитарного предприятия формируется за счет: имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходов унитарного предприятия от его деятельности; иных не противоречащих законодательству источников (часть 1 статьи 11 Закона о муниципальных предприятиях).
В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона о муниципальных предприятиях движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах определяемых в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 294).
Право хозяйственного ведения предполагает владение, пользование и распоряжение имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Учитывая правовую природу указанного вещного права, можно сделать вывод, что затраты, связанные с содержанием имущества (муниципальная собственность), находящегося в хозяйственном ведении унитарного предприятия, должны осуществляться за счет средств самого предприятия - в настоящем случае этот порядок не соблюдается.
Содержание имущества(а именно: автобусов КАВЗ - 4235 "Аврора"посредством замены2 (двух) коробок переменных передач ZF модель S5-42),переданного Предприятию на праве хозяйственного ведения должно обслуживаться в рамках договоров по оказанию услуг или осуществлению работ и является предметом регулирования Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Пользование представляет собой извлечение полезных свойств из вещи. Исходя из характера имущества, переданного МУП г. Ангарска "Ангарский трамвай", также учитывая цели, для которых создано муниципальное предприятие, последним указанное имущество используется для осуществления предпринимательской деятельности, в частности для осуществления перевозки пассажиров автомобильным транспортом в городе Ангарске по регулярным городским маршрутам. Исходя из определенного собственником содержания права хозяйственного ведения на передаваемое унитарному предприятию имущество, унитарному предприятию надлежит использовать такое имущество в соответствии с предметом и целями своей деятельности, извлекая из него прибыль.
Как предусмотрено статьей 294 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Пунктом 9 Порядка определения состава имущества, закрепленного за муниципальным унитарным предприятием города Ангарска на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, а также утверждения устава муниципального унитарного предприятия города Ангарска, утвержденногоПостановлением Администрации города Ангарска N 692-г от 29.05.2014 г. определено, что при передаче в хозяйственное ведение или оперативное управление Предприятию бремя содержания, риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет Предприятие.
Таким образом, на указанные муниципальные предприятия возложено бремя содержания, принадлежащего им имущества. Содержание такого имущества осуществляется за счет собственныхсредств муниципального предприятия.
Так как, муниципальное унитарное предприятие относится к коммерческим организациям, преследующим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, конкурируя с другими хозяйствующими субъектами, следовательно, должно осуществлять свою деятельность в конкурентной сфере на тех же условиях, что и иные хозяйствующие субъекты. При этом предоставление одному из участников хозяйственных отношений имуществадля осуществления предпринимательской деятельности, в то время как иные участники такой возможности не имеют, нарушает принцип равенства всех участников хозяйственного оборота независимо от формы собственности.
Полномочия администрации города Ангарскав части создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах поселения, не означает участие публичного образования в предпринимательской деятельности коммерческих организаций, в том числе муниципальных унитарных предприятий.
Из вышесказанного следует, что передача имущества муниципальному предприятию г. Ангарска "Ангарский трамвай"в хозяйственное ведение имущества будет является законнойтолько в том случае, если состав муниципального имущества, закрепляемого за Предприятием, предназначен для осуществления и обслуживания основного вида деятельности в соответствии с целями, задачами и видом деятельности этого Предприятия, предусмотренными его уставом(оказание услуг по перевозке пассажиров наземным электрическим транспортом), в противном случае передача имущества в хозяйственное ведение для осуществления иной коммерческой деятельности не предусмотренной уставом цели, противоречит действующему законодательству.
Таким образом Администрация г. Ангарска за счет бюджетных средств и муниципального имущества, предоставляет неоправданную возможность МУП города Ангарска "Ангарский трамвай" конкурировать с частными перевозчиками путем приобретения основных средств на баланс не за счет собственной прибыли, результата собственной экономической деятельности, закупкой товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а за счет средств бюджета.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Закрепленный приведенной нормой запрет распространяется, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.
Принятие Постановления Администрацией города Ангарска от 30.09.2013 N 1706-г "Об утверждении муниципальной программы "Развитие городского пассажирского транспорта и транспортной инфраструктуры города Ангарска" на 2014-2018 годы" (в редакции постановлений администрации города Ангарска от 14.02.2014 N 137-г, от 07.03.2014 N 188-г, от 22.04.2014 N 483-г, от 22.04.2014 N 577-г) в части расширения сферы деятельности по оказанию услуг МУП города Ангарска "Ангарский трамвай", а именно: перевозка пассажиров автобусами средней вместимости, и как следствие техническим обеспечением МУП "Ангарский трамвай" для осуществления указанных услуг в виде передачи в хозяйственное ведение 4-х автобусов большей вместимости, 2-х коробок переменных передач для автобусов марки КАВЗ-4235,в нарушение Закона о государственных и муниципальных предприятиях, поскольку состав муниципального имущества, закрепляемого за Предприятием, не предназначен для осуществления и обслуживания основного вида деятельности в соответствии с целями, задачами и видом деятельности этого Предприятия, предусмотренными его уставом (оказание услуг по перевозке пассажиров наземным электрическим транспортом), приводит или может привести к ограничению конкуренции, поскольку создает преимущественные условия осуществления хозяйственной деятельности МУП "Ангарский трамвай" по сравнению с другим хозяйствующими субъектами осуществляющими услуги на рынке перевозки пассажиров автомобильным транспортом в городе Ангарске.
Комиссия Иркутского УФАС на рассмотрении дела установила, что Администрацией города Ангарска принято Постановление N 1946-г от 31.12.2014 "Об отмене некоторых постановлений администрации города
Ангарска", согласно которому постановление от 30.09.2014 N 1344-г "Об утверждении муниципальной программы "Развитие городского пассажирского транспорта и транспортной инфраструктуры города Ангарска", отменено.
Комиссия приходит к выводу, что основания для выдачи ответчику предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Вместе с тем, нарушения гражданского законодательства, в частности: части 4 ст. 8 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ, ст. 49 Гражданского кодекса РФ о специальной правоспособности муниципальных предприятий, в связи с отменой данной муниципальной Программы, в части расширения сферы деятельности по оказанию услуг МУП города Ангарска "Ангарский трамвай", а именно: перевозка пассажиров автобусами средней вместимости, и как следствие техническим обеспечением МУП "Ангарский трамвай" для осуществления указанных услуг в виде передачи в хозяйственное ведение 4-х автобусов большей вместимости, 2-х коробок переменных передач для автобусов марки КАВЗ-4235, для осуществления услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, не устранены. Указанное имущество используется унитарным предприятием для осуществления деятельности не в соответствии с целями и задачами Предприятия, предусмотренными его уставом (оказание услуг по перевозке пассажиров наземным электрическим транспортом), что противоречит действующему законодательству. На основании изложенного имеются основания для передачи материалов в Прокуратуру Иркутской области, для осуществления мер прокурорского реагирования в отношении деятельности муниципального унитарного предприятия города Ангарска "Ангарский трамвай".
На основании изложенного и в соответствии со статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
1. Признать администрацию города Ангарска нарушившей ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", в связи с принятием Постановления Администрацией города Ангарска от 30.09.2013 N 1706-г "Об утверждении муниципальной программы "Развитие городского пассажирского транспорта и транспортной инфраструктуры города Ангарска" на 2014-2018 годы" (в редакции постановлений администрации города Ангарска от 14.02.2014 N 137-г, от 07.03.2014 N 188-г, от 22.04.2014 N 483-г, от 22.04.2014 N 577-г), в части расширения сферы деятельности по оказанию услуг МУП города Ангарска "Ангарский трамвай", а именно: перевозка пассажиров автобусами средней
вместимости, в нарушение Закона о государственных и муниципальных предприятиях, что противоречит целям создания указанного муниципального унитарного предприятия и видам деятельности, которые оно вправе осуществлять, и как следствие техническим обеспечением МУП "Ангарский трамвай" для осуществления указанных услуг в виде передачи в хозяйственное ведение 4-х автобусов большей вместимости, 2-х коробок переменных передач для автобусов марки КАВЗ-4235, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, поскольку создает преимущественные условия осуществления хозяйственной деятельности МУП "Ангарский трамвай" по сравнению с другим хозяйствующими субъектами осуществляющими услуги на рынке перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городе Ангарске.
2. Администрации города Ангарска предписание не выдавать.
3. Копию решения направить в адрес лиц, участвующих в деле.
Председатель Комиссии
Члены
Решение и предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области N 151 (опубликовано 27 апреля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016