Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
N 7-1/304 (опубликовано 10 сентября 2012 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере размещения заказов в присутствии представителей ГУ - Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, в отсутствии представителей ООО "Профессиональные ортопедические товары", рассмотрев жалобу ООО "Профессиональные ортопедические товары" и материалы дела N 7-1/304 на действия государственного заказчика Государственного учреждения - Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ-ХРО ФСС РФ), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Профессиональные ортопедические товары" на действия ГУ - ХРО ФСС РФ при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на поставку противопролежневых матрацев для инвалидов в 2012 году.
Суть жалобы сводится к следующему:
1. Заказчиком указаны технические характеристики под потребности, не привязанные к необходимым и достаточным потребностям инвалидов, так как не подтверждаются индивидуальными программами реабилитации инвалидов и, соответственно, не являются потребностью инвалидов. В техническом задании указаны виды матрацев, не предусмотренные классификацией, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2011 года N 823н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в целях определения размера компенсации за технические средства реабилитации (изделия), приобретенные инвалидами (ветеранами) за собственный счет, и (или) оплаченные за счет собственных средств услуги по их ремонту". В соответствии с данной классификацией предусмотрено три вида матрацев, предоставляемых инвалидам, указанные в документации данного аукциона матрацы не включены в вышеуказанную классификацию;
2. В аукционной документации четко не прописаны районы, улицы и количество товара, необходимого для адресной развозки, тем самым невозможно рассчитать транспортную составляющую в цене товара;
3. Заказчиком закупаются матрацы с техническими параметрами, которые заранее стали известны узкому кругу участников, получивших информацию при запросе коммерческих предложений для обоснования начальной (максимальной) цены, что, по мнению заявителя, является ограничивающим конкуренцию;
4. Считают, что технические требования указывают на продукцию конкретных производителей;
5. По мнению заявителя, заказчик объединил в один лот поставку товара, услугу по развозке этого товара и услугу по хранению и выдаче закупаемого товара, что приводит к ограничению круга участников размещения заказа. Считают, что необходимость разделять выдачу изделий медицинского назначения и их поставку в пункты выдачи предусмотрена в Постановлении Правительства РФ от 30.07.1994 года N 890 (в ред. от 14.02.2002 года) "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения";
В рамках рассмотрения поступившей жалобы, на основании статьи 17 Федерального Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка деятельности заказчика на предмет соблюдения требований законодательства о размещении заказов, по результатам проведения которой установлено следующее.
22 августа ГУ - ХРО ФСС РФ на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0222100000212000305 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку противопролежневых матрацев для инвалидов в 2012 году. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 122 550, 00 рублей. Источник финансирования - средства бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации. Дата окончания срока подачи заявок - 05.09.2012 года до 09:00 (по московскому времени).
Согласно протоколу N 0222100000212000305-1 от 06.09.2012 года рассмотрения первых частей заявок, опубликованному на сайте, на участие в открытом аукционе в электронной форме подана одна заявка, и Аукционной комиссией принято решение о допуске единственного участника до участия в аукционе. Открытый аукцион в электронной форме признан несостоявшимся.
По результатам подведения итогов открытого аукциона в электронной форме, в соответствии с протоколом от 07 сентября 2012 года, вторая часть заявки единственного участника - ООО "Спецтехцентр ДВ" признана соответствующей требованиям, установленным документацией данного аукциона.
ГУ-ХРО ФСС РФ представлен в Хабаровское УФАС России мотивированный отзыв, в котором по доводам жалобы пояснено следующее:
1. Заказчик ссылается на федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 года N2347-р, который содержит указание на предоставляемые инвалидам противопролежневые матрацы без конкретизации их видов. Соответственно, государственный заказчик обязан осуществлять обеспечение инвалидов, исходя из разработанных федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, индивидуальными программами реабилитации (далее - ИПР). При формировании ИПР в обязательном порядке учитываются медицинские показатели и противопоказания, а также наличие у инвалидов соответствующих ограничений жизнедеятельности.
Считают ссылку заявителя на Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2011 года N 823н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в целях определения размера компенсации за технические средства реабилитации (изделия), приобретенные инвалидами (ветеранами) за собственный счет, и (или) оплаченные за счет собственных средств услуги по их ремонту" неправомерной, поскольку данный приказ применяется в целях определения размера компенсации за технические средства реабилитации, приобретенные инвалидами (ветеранами) самостоятельно. Поставка изделий, предусмотренных ИПР по размещаемому государственным заказчиком заказу осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств, при этом изделия передаются инвалидам в безвозмездное пользование.
2. В разделе 3 "Место поставки товара" аукционной документации определены места поставки на территории Хабаровского края Российской Федерации: Хабаровский район, район им. Лазо, Ульчский район с указанием количества изделий. При формировании документации учитывались требования Федерального закона от 27.07.2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", в соответствии с которым заказчик обязан обеспечить конфиденциальность данных, поэтому конкретизация места поставки изделий (указания конкретного места жительства инвалида), будет указываться в направлениях (с указанием персональных данных инвалидов), выдаваемых государственным заказчиком в соответствии с п. 5.4.1. государственного контракта, проект которого прилагается к аукционной документации. Согласно разделу 7 аукционной документации в цену государственного контракта входят и расходы на перевозку товара, и его доставку до получателей (инвалидов), поэтому указав в аукционной документации районы поставки, государственным заказчиком дана возможность участникам размещения заказа предусмотреть в своей цене транспортные расходы.
3. Матрацы противопролежневые с наполнителем из натурального латекса и поролоновые (далее - изделия) широко представлены на рынке. Помимо коммерческих предложений, взятых за основу при обосновании начальной (максимальной) цены, имеются аналогичные изделия у ФГУП "Реутовский экспериментальный завод средств протезирования", ООО "Здравоохранение. Реабилитация инвалидов". Соответственно, осуществить поставку указанных противопролежневых матрацев имеет возможность неограниченное количество организаций. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в соответствии с положениями ст. 19.1 Закона путем изучения рынка, в том числе запрашиваемой у участников такого рынка. В период срока подачи заявок возможность ознакомиться с техническими характеристиками товара, условиями исполнения контракта имеется у неограниченного количества участников размещения заказа, в том числе путем обращения к государственному заказчику о разъяснении положений аукционной документации.
4. Аукционная документация не содержит каких-либо требований к производителю товара, к участнику размещения заказа, в том числе к его квалификации, опыту, ресурсам и т.д., а также не содержит указаний на сведения, предусмотренные п. 3.1. ст. 34, влекущих за собой ограничение количества участников размещения заказов.
5. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (ст. 11.1. Федерального закона РФ от 24.11.1995 года N 181-ФЗ), следовательно, такие услуги как хранение, выдача изделий из пунктов выдачи в настоящем случае не оказываются.
Представители ООО "Профессиональные ортопедические товары" на заседание Комиссии Хабаровского УФАС России не явились, о дате и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом.
На рассмотрении дела Комиссией Хабаровского УФАС России представитель заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве. Дополнительно пояснил, что индивидуальные программы реабилитации содержат персональные данные инвалидов, и в соответствие с нормами Федерального закона от 27.07.2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", не могут разглашаться, заказчик обязан обеспечить конфиденциальность предоставленных сведений. А также пояснили, что закупаемые матрацы предназначены для инвалидов весьма преклонного возраста, в связи с чем, в документации об аукционе указаны районы места поставки, поскольку в ходе исполнения контракта возможны непредвиденные обстоятельства и товар доставляется другому инвалиду в пределах указанного района. Считают, что по указанным районам Хабаровского края возможно участникам размещения заказа просчитать транспортную составляющую в общей цене товара, при условии, что начальная (максимальная) цена контракта просчитывалась уже с учетом транспортных расходов поставщиков.
В результате изучения документации о проведении открытого аукциона в электронной форме и иных материалов дела, исходя из конкретных обстоятельств размещения заказа, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
1. Извещением и документацией об аукционе определено, что предметом размещаемого заказа является поставка противопролежневых матрацев для инвалидов в 2012 году.
В разделе 2 документации об аукционе установлены требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, а также прописаны наименования изделий по функциональной классификации: противопролежневые матрацы для взрослых (натуральный латекс) их трех секций или цельный, противопролежневые матрацы поролоновые.
Статьей 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов РФ) определено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В статье 11.1 Закона о социальной защите инвалидов РФ указано, что к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р (ред. от 12.11.2010) "О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду" пунктом 10 которого, противопролежневые матрацы и подушки отнесены к техническим средствам реабилитации.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 (ред. от 08.04.2011) "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации (далее - ИПР) инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В ходе проведения проверки размещаемого заказа, Заказчиком дано пояснение, что указание в аукционной документации технических параметров противопролежневых матрацев основано на потребностях инвалидов, установленных в ИПР инвалидов, разработанных органами МСЭ.
На заседании Комиссии Хабаровского УФАС России предоставлены на обозрение копии ИПР инвалидов, где в разделе "Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации" прописаны к использованию противопролежневые матрацы из натурального латекса и поролоновые, соответствующие характеристики и указаны в техническом задании документации данного аукциона.
На основании вышеизложенного, довод заявителя о несоответствии требований технического задания аукционной документации законодательству является несостоятельным.
2. В соответствии с п.4 ч. 4 ст.41.5 Закона о размещении заказов, в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме указывается предмет контракта с указанием количества поставляемого товара.
В извещении о проведении данного открытого аукциона в электронной форме указано количество поставляемого товара - 6 штук.
В разделе 3 документации об аукционе установлено место поставки товара - Хабаровский край Российской Федерации. Также прописано, что поставка должна осуществляться на территории Хабаровского края до места проживания получателей по направлениям и приведена таблица:
N п\п |
Район доставки |
Количество*, шт. |
|
Хабаровский район, Район им. Лазо |
5 |
|
Ульчский район |
1 |
*В ходе исполнения Государственного контракта распределение товара по районам может быть изменено по независящим от воли Сторон причинам, в том числе с учетом фактических обращений Получателей.
Аналогичные сведения о месте поставки товара указаны и в пункте 2.5 раздела 2 "Предмет контракта" проекта государственного контракта.
В соответствии с п.7 ч.4 ст.41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта, в том числе, место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
Таким образом, Заказчиком в соответствии с п.4 ч. 4 ст.41.5 и п.7 ч.4 ст.41.6 Закона о размещении заказов прописаны условия исполнения контракта на поставку противопролежневых матрацев для инвалидов, указаны определенные места поставки товара и количество поставляемого товара.
Комиссией Хабаровского УФАС России приняты во внимание пояснения Заказчика о необходимости соблюдения требований Федерального закона от 27.07.2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", а также о том, что в начальную (максимальную) цену контракта заложены усредненные транспортные расходы.
3. Согласно ч.1 ст.41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.1 ст.34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Пунктом 6 части 4 статьи 41.5 Закона о размещении заказов установлено, что в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме указывается, в том числе начальная (максимальная) цена контракта (цена лота).
В пункте 8 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов прописано, что документация об открытом аукционе в электронной форме также должна содержать начальную (максимальную) цену контракта.
Согласно пункту 6.1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с положениями статьи 19.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.1 ст.19.1 Закона о размещении заказов, для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
Частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов определено, что в документации об открытом аукционе в электронной форме указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Частью 3 статьи 19.1 Закона о размещении заказов предусмотрено, что размещение на официальном сайте документации об открытом аукционе в электронной форме, в которых указываются обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и иная предусмотренная частью 2 настоящей статьи информация, признается добросовестным исполнением требований настоящей статьи.
Во исполнение требований вышеуказанных норм Закона о размещении заказов, в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме N 01222100000212000305 и пункте 7 документации об аукционе установлена начальная (максимальная) цена контракта - 122 550 рублей, в пункте 8 аукционной документации содержатся сведения о порядке формирования и обоснование начальной (максимальной) цены контракта. В частности, указано, что начальная (максимальная) цена контракта, рассчитанная рыночным методом с использованием сведений мониторинга коммерческих предложений ООО "Консультативно-реабилитационный центр "красота и здоровье", ООО "Спецтехцентр ДВ", ИП Родякина на 2012 год, составила: ((33400,00+34250,00+33900,00)/3)*3 + ((6800,00+7200,00+7000,00)/3)*3 = 101550,00 + 21000 = 122 550 (Сто двадцать две тысячи пятьсот пятьдесят) рублей 00 копеек.
В ходе проведения проверки заказчиком представлены копии ответов хозяйствующих субъектов о предоставлении коммерческих предложений о своих ценовых предложениях за единицу товара.
Таким образом, государственным заказчиком при направлении запросов о предоставлении коммерческих предложений соблюдались требования положений пункта 6.1 части 3 статьи 41.9 и статьи 19.1 Закона о размещении заказов при формировании начальной цены контракта на поставку противопролежневых матрацев для инвалидов.
4. В разделе 2 документации об аукционе установлены требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, а также прописаны наименования изделий по функциональной классификации: противопролежневые матрацы для взрослых (натуральный латекс) их трех секций или цельный, противопролежневые матрацы поролоновые.
Согласно ч.1 ст.41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В силу пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 названной статьи должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Из анализа приведенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик должен установить, в том числе, конкретные требования к качеству, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке.
В силу указанных норм, в техническом задании документации об аукционе установлены требования к противопролежневым матрацам по характеристикам, соответствующим потребностям заказчика, указаны требуемые значения и величины параметров в максимальных и (или) минимальных значениях в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов и потребностью заказчика.
Заявителем доводы жалобы документально не подтверждены.
Таким образом, комиссия Хабаровского УФАС России в данной части жалобы не усматривает в действиях государственного заказчика при составлении аукционной документации нарушений законодательства о размещении заказов.
5. В соответствии с п.4 ч. 4 ст.41.5 Закона о размещении заказов, в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме указывается предмет контракта с указанием количества поставляемого товара.
Предметом контракта, согласно извещению N 0222100000212000305 о проведении открытого аукциона в электронной форме является поставка противопролежневых матрацев для инвалидов в 2012 году.
В разделе 2 "Предмет контракта" проекта государственного контракта прописано, что Поставщик обязуется поставить Получателям Товар в соответствии с Техническим предложением.
В разделе 3 "Цена Контракта и порядок расчетов" проекта государственного контракта установлено, что в стоимость контракта включаются все расходы на перевозку товара, доставку до Получателей, страхование, уплату налогов, таможенных платежей, сборов и других обязательных платежей, которые Поставщик должен выплатить в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также все затраты, издержки и иные расходы Исполнителя, связанные с исполнением Государственного контракта.
Представителем ГУ-ХРО ФСС РФ даны пояснения, что данное требование выставлено в связи с тем, что Поставщик выдает товар инвалидам.
В соответствии со ст.11.1 Закона о социальной защите инвалидов РФ, технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 (ред. от 14.02.2002) "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утверждены Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно Приложению N 1, и Перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, согласно Приложению N 2. Следовательно, данный нормативный правовой акт не может быть принят к вниманию.
В соответствии с п.7 ч.4 ст.41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта, в том числе, место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
Исходя из вышеуказанного, Комиссия Хабаровского УФАС России в действиях государственного заказчика, нарушений законодательства о размещении заказов не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.17, 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", решила:
Признать жалобу жалоба ООО "Профессиональные ортопедические товары" на действия ГУ - ХРО ФСС РФ при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на поставку противопролежневых матрацев для инвалидов в 2012 году - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его оглашения в Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю N 7-1/304 (опубликовано 10 сентября 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016