Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
N 05-04.1/109-14 (опубликовано 18 декабря 2014 г.)
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Омской области пр-кт К. Маркса, 12 А, г. Омск, 644010, e-mail: to55@fas.gov.ru т. (3812) 32-06-96, ф. (3812) 32-06-96 ___________________________________________________________________ Решение N 05-04.1/109-14 о признании жалобы обоснованной 15.12.2014 г. Омск Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:, рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью "Интеллект-Строй" (далее - Заявитель, ООО "Интеллект-Строй") на действия Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент, Ответчик) по проведению открытого аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности города Омска, на земельном участке, расположенном на территории города Омска, государственная собственность на который не разграничена (23 Лота), назначенного на 16.12.2014 (извещение о проведении аукциона размещено на сайте http://www.admomsk.ru в сети "Интернет") (далее - Аукцион), в отсутствие представителей Заявителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы по существу, в присутствии представителей Ответчика:, УСТАНОВИЛА: 1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 08.12.2014 N 13571э) на действия организатора торгов - Департамент при проведении Аукциона. Заявитель считает, что организатор Аукциона нарушил п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), поскольку сообщение о проведении аукциона, опубликованное на официальном сайте Администрации города Омска http://www.admomsk.ru в сети "Интернет", содержит преимущества, предоставляемые группе участников торгов по отношению к другим участникам. Заявитель утверждает, что организатор торгов не опубликовал часть документации об Аукционе, указанную в перечне документов, предоставляемых претендентам для ознакомления, а именно: разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с топографической съемкой и проект договора. Заявитель, местом нахождения которого является г. Москва, не имеет возможности, а в случае наличия такой возможности, вынужден был бы нести существенные финансовые и временные затраты для прибытия в Омск и ознакомления с указанной выше документацией. В тоже время, участники торгов, находящиеся в г. Омске могут избежать указанных выше затрат. Из чего Заявитель делает вывод, что указанные действия организатора Аукциона нарушают п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции. В обоснование своей позиции Ответчик приводит судебную практику - постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2014 по делу N А26-5416/2013 и указывает следующее. Пункт 114 Приказа ФАС России от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (далее - Приказ N 67) устанавливает, что документация о проведении аукциона должна содержать, в том числе: - форму, сроки и порядок оплаты по договору; - порядок пересмотра цены договора (цены лота) в сторону увеличения, а также указание на то, что цена заключенного договора не может быть пересмотрена сторонами в сторону уменьшения; - копию документа, подтверждающего согласие собственника имущества (арендодателя) на предоставление лицом, с которым заключается договор, соответствующих прав третьим лицам, или указание на то, что передача соответствующих прав третьим лицам не допускается. Пункт 115 Приказа N 67 предусматривает, что к документации об аукционе должен быть приложен проект договора (в случае проведения аукциона по нескольким лотам - проект договора в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью документации об аукционе. Пункт 43 Приказа N 67 устанавливает, что при проведении конкурса организатор конкурса, специализированная организация обеспечивают размещение конкурсной документации на официальном сайте торгов. Исходя из изложенных норм, Заявитель полагает, что документация об аукционе в полном объеме должна быть размещена на сайте информационно-коммуникационной сети "Интернет" и доступна для ознакомления широкому кругу лиц.
Помимо этого, Заявитель указывает, что порядок проведения Аукциона определяется Порядком проведения аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности города Омска, на земельном участке, расположенном на территории города Омска, государственная собственность на который не разграничена, размещения рекламы на транспортном средстве, находящемся в муниципальной собственности города Омска (далее - Порядок), утвержденным постановлением Администрации города Омска от 01.10.2014 N 1309-п (далее - Постановление N 1309-п). Согласно пункту 11 Порядка извещение о проведении Аукциона публикуется в газете "Третья столица" и в сети "Интернет" на официальном сайте Администрации города Омска не позднее, чем за 30 дней до даты проведения аукциона. В пункте 12 Порядка установлено, что в аукционную документацию входит, в том числе, форма договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. При этом пункт 13 устанавливает, что в любое время до истечения срока представления заявок на участие в аукционе организатор аукциона вправе изменить аукционную документацию. Изменения публикуются в газете "Третья столица" и в сети "Интернет" на официальном сайте Администрации города Омска не менее, чем за три дня до начала проведения аукциона и имеют для претендентов обязательную силу. Из выше изложенного, Заявитель делает вывод, что вся конкурсная документация в полном объеме должна быть опубликована в газете "Третья столица" и размещена в сети "Интернет" на официальном сайте Администрации города Омска. На заседании Комиссии 15.12.2014 представители ООО "Интеллект-Строй", надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы по существу, отсутствовали. 2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 10.12.2014 N 05-12342э представителями Ответчика на заседании Комиссии 15.12.2014 представлены пояснения от 15.12.2014 N б/н (вх. Омского УФАС России от 15.12.2014 N 13944/1) и заверенные копии документов, в том числе: - публикации в газете "Третья столица" N 50 (850) от 13.11.2014 сообщения о проведении Аукциона; - публикации в газете "Третья столица" N 52 (852) от 27.11.2014, N 55 (855) от 11.12.2014 о внесении изменений в сообщение о проведении Аукциона; - формы заявки на участие в Аукционе; - проекта договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции; - приложения N 2 к проекту договора; - копии разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций; - протоколов о результатах рассмотрения заявок и признания претендентов участниками Аукциона от 15.12.2014; - заявок претендентов на участие в Аукционе. На заседании Комиссии 15.12.2014 представитель Ответчика с доводами жалобы ООО "Интеллект-Строй" от 28.11.2014 N 2811-2 не согласился, высказался согласно представленным им пояснениям от 15.12.2014 б/н (вх. от 15.12.2014 N 13944/1). 2.1. При проведении Аукциона Департамент руководствовался Порядком проведения Аукциона. Пункт 11 Порядка определяет, что должно содержать извещение о проведении Аукциона, которое публикуется в средствах массовой информации. По мнению представителя Департамента, извещение о проведении Аукциона, опубликованное в газете "Третья столица" (от 13.11.2014 N 50 (850), от 27.11.2014 N 52 (852)) в полном объеме отвечает требованиям, определенным п. 11 Порядка. Обязанность Департамента по опубликованию в средствах массовой информации разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с топографической съемкой и проекта договора, а также размещению аукционной документации в сети "Интернет" на официальном сайте Администрации города Омска, указанным Порядком не предусмотрена. 2.2. Ссылку Заявителя в жалобе ООО "Интеллект-Строй" от 28.11.2014 N 2811-2 на положения Приказа N 67 представитель Департамента считает ошибочной ввиду нижеследующего. Согласно ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ (ч. 2 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции). Поскольку предметом договора аукциона является право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, нормы приказа N 67, принятого во исполнение ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, на него не распространяются. 2.3. Представитель Департамента отмечает, что ООО "Интеллект-Строй" заявку на участие в Аукционе, назначенном на 16.12.2014, не подавало;
каких-либо письменных, устных, а также посредством электронной почты обращений по вопросам, связанным с Аукционом, от ООО "Интеллект-Строй" в Департамент не поступало. Представитель Департамента обратил внимание, что, несмотря на отсутствие обязанности по опубликованию в средствах массовой информации формы заявки и проекта договора, Департаментом были опубликованы изменения в газете "Третья столица" от 11.12.2014 N 55 (855), а также на официальном сайте Администрации города Омска в сети "Интернет". В адрес ООО "Интеллект-Строй" 11.12.2014 Департаментом было направлено посредством почтовой связи, а также по электронной почте письмо N Исх-ДИО/20681, содержащее информацию о продлении срока подачи заявок на участие в аукционе до 15.12.2014, порядке и месте подачи заявки, а также в письме приведены формы заявки и договора. По мнению представителя Департамента действия Заявителя свидетельствуют о его недобросовестности и заинтересованности "сорвать" Аукционы, назначенные на 10.12.2014 и на 16.12.2014. 2.4. Представитель Ответчика подчеркнул, что участниками Аукциона, назначенного на 16.12.2014, признаны не только местные, но и иногородние лица. Так, например, заявки на участие в аукционе поступили от юридических лиц, местом нахождения которых являются города Москва, Санкт-Петербург, Волгоград. Таким образом, по убеждению представителя Департамента довод Заявителя о том преимущественном положении потенциальных участников, находящихся в городе Омске, по отношению к иным участникам, несостоятелен. 3. Из представленных материалов и информации Комиссией установлено, что в соответствии с постановлением Администрации города Омска от 01.10.2014 N 1309-п Департаментом на 16.12.2014 назначено проведение Аукциона. Извещение о проведении Аукциона и изменения в него опубликованы в газете "Третья столица" от 13.11.2014 N 50 (850), от 27.11.2014 N 52 (852), от 11.12.2014 N 55 (855) и размещены на сайте Администрации города Омска http://www.admomsk.ru в сети "Интернет". Согласно извещению и изменениям в него заявки принимаются в период с 09-00 часов 14.11.2014 до 10-00 часов 15.12.2014; дата и время окончания приема заявок с прилагаемыми документами: 15.12.2014 до 10-00 часов; дата и время проведения Аукциона: 16.12.2014 в 09-30 часов; место проведения Аукциона: г. Омск, ул. Карла Либкнехта, д. 33 (на 1-м этаже пристройки к зданию, конференц-зал). Согласно протоколам комиссии по проведению Аукциона от 15.12.2014 рассмотрены заявки и признаны участниками Аукциона все претенденты, представившие заявки на участие в Аукционе. Администрацией города Омска в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления постановлением от 01.10.2014 N 1309-п утвержден Порядок проведения Аукциона. Пункт 12 раздела 4 Порядка проведения Аукциона устанавливает, что аукционная документация представляет собой комплект документов, содержащий: - информацию об условиях проведения аукциона; - форму заявки; - перечень документов, представляемых с заявкой; - примерную форму договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, договора на размещение рекламы на транспортном средстве; - номер лицевого счета для внесения задатка, платы за право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, договора на размещение рекламы на транспортном средстве. Согласно пункту 13 Порядка изменения аукционной документации публикуются в газете "Третья столица" и в сети "Интернет" на официальном сайте Администрации города Омска не менее чем за 3 дня до начала проведения аукциона и имеют для претендентов обязательную силу. В соответствии с пунктом 11 раздела 3 Порядка извещение о проведении Аукциона должно содержать, в том числе, порядок ознакомления с аукционной документацией. Извещение о проведении Аукциона и изменения в него, опубликованные в газете "Третья столица" и размещенные в сети "Интернет" на официальном сайте Администрации города Омска http://www.admomsk.ru, не содержат порядок ознакомления с аукционной документацией. Извещение о проведении Аукциона и изменения в него содержит лишь перечень документов, предоставляемых претендентам для ознакомления, а именно, разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с топографической съемкой; проект договора. Департаментом в газете "Третья столица" от 11.12.2014 N 55 (855) на официальном сайте Администрации города Омска http://www.admomsk.ru в сети "Интернет" были опубликованы формы заявки и проекта договора. Из представленных документов и пояснений представителя Ответчика следует, что заявка на участие в Аукционе от ООО "Интеллект-Строй" в Департамент не поступала. В соответствии с письмом Омского УФАС России от 10.12.2014 N 05-12342э Аукцион был приостановлен. 4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав представителей Департамента, Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов. Действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате проведения торгов. В соответствии с частью 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.06.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Администрацией города Омска в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления 01.10.2014 (постановление N 1309-п) утвержден Порядок проведения Аукциона. В соответствии с п. 11 раздела 3 Порядка извещение о проведении Аукциона должно содержать, в том числе, порядок ознакомления с аукционной документацией. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом. Извещение о проведении Аукциона, опубликованное в газете "Третья столица" и размещенное в сети "Интернет" на официальном сайте Администрации города Омска, не содержит порядок ознакомления с аукционной документацией. Комиссия считает, что опубликование извещения о проведении Аукциона, не содержащего порядок ознакомления с аукционной документацией ограничивает доступ претендентов на участие в Аукционе. Комиссией не могут быть приняты во внимание как не соответствующие действующему законодательству доводы Заявителя, что Аукцион должен быть проведен в соответствии с требованиями Приказа N 67 в связи со следующим: Согласно ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (ч. 2 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции). Поскольку предметом Аукциона является право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, расположенной на земельном участке, нормы Приказа N 67, принятого во исполнение ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, на него не распространяются. С учетом изложенного Комиссия считает, что Аукцион проведен Ответчиком с нарушением требований п. 11 Порядка и п. 2 ч. 1 ст.17 Закона о защите конкуренции. Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия РЕШИЛА: 1. Признать обоснованной жалобу ООО "Интеллект-Строй" на действия организатора Аукциона - Департамент имущественных отношений Администрации города Омска по проведению открытого аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности города Омска, на земельном участке, расположенном на территории города Омска, государственная собственность на который не разграничена (23 Лота), назначенного на 16.12.2014 (извещение о проведении аукциона размещено на сайте http://www.admomsk.ru в сети "Интернет") (Аукцион).
2. В соответствии с частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции выдать Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска предписание о принятии мер по недопущению нарушений порядка извещения о проведении аукциона, установленного Порядком проведения аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности города Омска, на земельном участке, расположенном на территории города Омска, государственная собственность на который не разграничена, размещения рекламы на транспортном средстве, находящемся в муниципальной собственности города Омска, утвержденного постановлением Администрации города Омска от 01.10.2014 N 1309-п. Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска проинформировать Омское УФАС России об исполнении предписания в трехдневный срок со дня его исполнения в письменном виде с приложением подтверждающих документов; Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель Комиссии Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области N 05-04.1/109-14 (опубликовано 18 декабря 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016