Резолютивная часть оглашена 10.08.2011 г.
В полном объеме решение изготовлено 24.08.2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
< >
в присутствии представителей:
- ответчика: Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее по тексту - ОАО "МРСК Урала", Общество) - < > (доверенность от 21.12.2010 г. б/N);
- заявитель (< >), уведомленный надлежащим образом о месте, дате и времени рассмотрения дела, на рассмотрение дела не явился,
рассмотрев дело N 347-11-а по признакам нарушения ОАО "МРСК Урала" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю поступило заявление (вх. от 21.02.2011 г. N 2296-11) о нарушении ОАО "МРСК Урала" положений Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения), в части несоблюдения 6-месячного срока технологического присоединения объекта < > расположенного по адресу: Пермский край, Краснокамский р-н, Оверятское г/п, д. Новоселы, ул. Луговая, < > к электрическим сетям.
ОАО "МРСК Урала" факт нарушения не признало, указав в письменных и устных пояснениях на правомерность своих действий в связи с отсутствием у заявителя энергопринимающего устройства (п. 6 письма вх. от 21.04.2011 г. N 5489-11), а также отсутствием возможности ускорить процесс по оформлению прав на земельный участок, на котором должна быть построена ЛЭП-0,4 кВ (исх. от 14.03.2011 г. N П4/01-7/258, вх. от 15.03.2011 г. N 3266-11).
Кроме того, полагает, что спор ОАО "МРСК Урала" и < > в части несоблюдения 6-месячного срока технологического присоединения объекта < > относится к гражданско-правовым спорам и не может быть разрешен антимонопольным органом.
Рассмотрев представленные заявителем и полученные в ходе проведения расследования документы и материалы, а также заслушав доводы сторон, Комиссия установила следующее.
В соответствии с материалами дела, < > является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Пермский край, Краснокамский р-н, Оверятское г/п, д. Новоселы, ул. Луговая, < > (кадастровый номер 59:07:221 01 03:0345).
Согласно заявки < > N 753-1224-10 от 19.07.2010 г., договору бытового строительного подряда б/N от 01.10.2010 г. с ООО "А2", указанный земельный участок предназначен для жилищного строительства (строительства жилого дома), то есть для использования для бытовых и иных нужд, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности.
ОАО "МРСК Урала" является хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии. Приказом ФСТ РФ от 24.07.2008 N 275-э "О включении (исключении) организации в (из) Реестр(а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль" Общество включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии" под регистрационным номером 66.1.3.
ОАО "МРСК Урала" владеет на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 24.07.2008 г. N 59 БА 0875201) электросетевым комплексом (ЭСК) "Подстанция 35/6 кВ "Судозаводская" с линиями электропередачи" по состоянию на 20.01.2008 г.; адрес объекта: Пермский край, г. Пермь, Кировский район, ул. Адмирала Макарова, д. 2а.
Согласно выписке из технического паспорта, представленной Обществом (вх. от 21.04.2011 г. N 5488-11), в указанный комплекс входит ТП-1206 (инвентарный номер 18114).
19.07.2010 г. < > в адрес ОАО "МРСК Урала" направлена заявка N 753-1224-10 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физического лица с указанием объекта: строящийся жилой дом на земельном участке для жилищного строительства, кад. N 59:07:221 01 03:0345.
18.08.2010 г. на основании заявки < > N 753-1224-10 от 19.07.2010 г. между < > и ОАО "МРСК Урала" был заключен договор N 046-03фк-88/753-710ТП/10ПОПГЭС (далее - Договор) на технологическое присоединение впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств для электроснабжения объекта: индивидуальный жилой дом, максимальной мощностью 15 кВт, уровень напряжения 0,4 кВ, третья категория надежности электроснабжения, расположенного по адресу: Пермский край, Краснокамский р-н, Оверятское г/п, д. Новоселы, ул. Луговая, < > (п. 1,2; 1.3 Договора).
Согласно п. 2.5.1 Договора мероприятия по технологическому присоединению должны быть осуществлены сторонами в срок не превышающий 6 месяцев.
Таким образом, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению сторонами определен до 18.02.2011 г.
Пунктом 2.5.2 Договора установлено, что фактический срок выполнения мероприятий корректируется в зависимости от исполнения сторонами своих обязательств по настоящему договору, а также от иных обстоятельств в порядке, предусмотренном Договором.
18.08.2010 г. заявителем в соответствии с разделом 3 Договора внесена оплата в сумме 550 рублей за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (квитанция к приходному ордеру N 1498 от 18.08.2010 г. с основанием: по дог.тех. пр. 753-710ТП/10).
Вместе с договором ОАО "МРСК Урала" направило заявителю разработанные технические условия N 608-046-04/917 от 28.07.2010 г. (далее - Технические условия).
В соответствии с данными Техническими условиями присоединение потребляемой мощности 15 кВт для электроснабжения индивидуального жилого дома (далее - объекта), расположенного по адресу: Пермский край, Краснокамский р-н, Оверятское г/п, д. Новоселы, ул. Луговая, < > (кадастровый номер земельного участка 59:07:221 01 03:0345), необходимо выполнить на напряжении 0,4 кВ от ТП-1206 (ПС "Мост", ф. "Налимиха-1") по новой ЛЭП-0,4 кВ, строящейся силами ПО ПГЭС (Производственное отделение "Пермские городские электрические сети" филиала ОАО "МРСК Урала" - "Пермэнерго").
Согласно указанным Техническим условиям силами ПО ПГЭС необходимо выполнить следующий объем работ:
1. Установить в РУ-0,4 кВ ТП-1206 рубильник 0,4 кВ (номинальный ток рубильника определить проектом).
2. Построить одну ЛЭП-0,4 кВ по проекту от вновь установленного рубильника до объекта(~500-м).
3. Все работы выполнить по проекту, согласованному с ПТС ПО ПГЭС (г. Пермь, ул. Камчатовская, 26) и Кировским РЭС ПО ПГЭС (г. Пермь, ул. Б. Хмельницкого, 82).
Аналогичный объем работ по строительству ЛЭП-0,4 кВ задан также для подключения индивидуальных жилых домов Астаховой Е.В. (д. Новоселы, ул. Луговая, 28), Приходько Т.П. (д. Новоселы, ул. Луговая, 24).
На запрос антимонопольного органа от 17.06.2011 г. о дате подготовки проекта для исполнения ОАО "МРСК Урала" Технических условий в рамках исполнения Договора Обществом представлена копия перечня разделов проектной документации на строительство КТПП-400/6/0,4кВ, ВЛ-6кВ, ВЛ-0,4кВ для электроснабжения индивидуального жилого дома по адресу: Пермский край, Краснокамский р-н, Оверятское г/п, д. Новоселы, ул. Луговая, д.< > (а не дом N< >). Из представленного документа следует, что указанная проектная документация разработана в декабре 2010 года, то есть за месяц до окончания 6-месячного срока, предусмотренного п. 2.5.1 Договора.
В п. 4 Технических условий указано, что силами заявителя - < > необходимо выполнить, в том числе, следующий объем работ:
- подключение электроустановки объекта выполнить от ближайшей опоры новой ЛЭП-0,4 кВ по согласованию с Кировским РЭС ПГЭС.
В пункте 10 Договора указано, что данное разрешение действительно также для электроснабжения строительной площадки индивидуального жилого дома с нагрузкой до 10 кВт, напряжением 220/380 В.
01.10.2010 г. между < > ("Заказчик") и ООО "А2" ("Подрядчик") заключен договор бытового строительного подряда б/N от 01.10.2010 г. (далее - Договор строительного подряда) на строительство коттеджа заказчика площадью 59,55 кв.м, расположенного на землях населенного пункта д. Новоселы, ул. Луговая, < >
Сроки выполнения работ по строительству коттеджа в соответствии с пунктом 5.1 Договора строительного подряда определены сторонами в течение трех месяцев с момента начала строительства.
Пунктом 4.3 указанного договора определено, что подключение к коммуникационным сетям осуществляется Заказчиком за свой счет при заключении соответствующих договоров с обслуживающими организациями.
В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.2 Договора строительного подряда Заказчик вносит Подрядчику аванс в размере 550 000 руб., в том числе: 250 000 руб. в течение семи дней с момента начала строительства, 300 000 руб. в течение семи дней с момента подписания акта приемки фундамента коттеджа.
23.12.2010 г. между < > и ООО "А2" подписан акт приема-передачи выполненных работ по возведению ростверка дома заказчика по Договору бытового строительного подряда б/N от 01.10.2010 г.
В связи с выполнением ООО "А2" своих обязательств по возведению фундамента коттеджа < > произведена оплата аванса по договору бытового строительного подряда б/N от 01.10.2010 г. в полном объеме (550 000 руб = 250 000 300 000), что подтверждается справкой ООО "А2" от 30.06.2011 г. N 61.
Акт приема-передачи ООО "А2" от 23.12.2011 г. подтверждает, что на указанную дату на земельном участке заявителя, находящемся по адресу: Пермский край, Краснокамский р-н, Оверятское г/п, д. Новоселы, ул. Луговая, < > находился недостроенный индивидуальный жилой дом < > для продолжения строительства которого в соответствии с пунктами 4.3 и 5.1 Договора строительного подряда требовалось подключение к электрическим сетям.
21.02.2011 г. < > в связи с неисполнением ОАО "МРСК Урала" обязательств по Договору, а именно: несоблюдением 6-месячного срока технологического присоединения объекта заявителя, расположенного по адресу: Пермский край, Краснокамский р-н, Оверятское г/п, д. Новоселы, ул. Луговая, < > к электрическим сетям с момента заключения Договора, обратилась в Пермское УФАС России с заявлением о понуждении сетевой организации к исполнению Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861 (вх. от 21.02.2011 г. N 2296-11).
28.02.2011 г. Пермским УФАС России в адрес Общества направлен запрос о предоставлении письменных пояснений по фактам, изложенным в указанном заявлении < > (получено Обществом 09.03.2011 г.).
06.04.2011 г. ОАО "МРСК Урала" направило в адрес заявителя новые технические условия N 43-22-04/313 от 31.03.2011 г. и дополнительное соглашение N 1 к Договору. Согласно п. 1.2 данного дополнительного соглашения, п. 2.5.1 Договора изложен в следующей редакции:
"2.5.1. Мероприятия по технологическому присоединению по настоящему договору должны быть осуществлены сторонами в срок не превышающий 6 месяцев с даты подписания дополнительного соглашения".
Направление новых технических условий Общество объясняет необходимостью обеспечения в будущем новой застройки коттеджного поселка необходимой мощностью и тем самым улучшения качества поставляемой энергии (письмо исх. от 10.06.2011 г. N П4/01-2/548, вх. от 10.06.2011 г. N 8273-11). В то же время доказательств, подтверждающих указанную необходимость ОАО "МРСК Урала" не представило.
28.04.2011 г. < > не согласившись со сроками, указанными в дополнительном соглашении N 1, направила в адрес ОАО "МРСК Урала" письмо от 28.04.2011 г. б/N (получено Обществом 03.05.2011 г. N П4/43/01/900) с предложением внести изменения в п. 1.2 Дополнительного соглашения N 1 к Договору по сроку осуществления мероприятий не превышающим 2 месяца с даты подписания дополнительного соглашения.
11.05.2011 г. ОАО "МРСК Урала" подготовило новый проект дополнительного соглашения N 1 к Договору с учетом письма заявителя (вх. от 03.05.2011 г. N П4/43/01/900) и направило заявителю по почте заказным письмом с уведомлением.
< > не подписала указанное дополнительное соглашение и направила в адрес антимонопольного органа заявление с жалобой на действия ОАО "МРСК Урала" о нарушении сроков техприсоединения (вх. от 17.05.2011 г. N 6948-11/э).
Письмом (исх. от 20.05.2011 г. N П4/07/443) ОАО "МРСК Урала" сообщило антимонопольному органу, что выполняет мероприятия по Договору и планирует подачу напряжения на объект, принадлежащий < > в июле 2011 г.
Однако фактически обязательства Общества по исполнению технических условий от 28.07.2010 г.: в части установления опор для монтажа воздушных линий до границ земельных участков, расположенных по адресу: Пермский край, Краснокамский район, Оверятское г/п, д. Новоселы, ул. Луговая, и строительства ВЛ-6 и 0,4 кВ выполнены Обществом значительно позднее первоначально установленного Договором 6-месячного срока (18.02.2011 г.), и при том, только после возбуждения антимонопольным органом настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства, что подтверждается справками ОАО "МРСК Урала", соответственно:
- справкой исх. от 15.06.2011 г. N П4/01-2/580,
- справкой исх. от 03.08.2011 г. N П4/01-2/725.
ОАО "МРСК Урала" представлено Комиссии письмо (исх. от 20.07.2011 г. N П4/43/01/1701) об уведомлении о готовности энергопринимающих устройств Общества для выполнения технологического присоединения объекта заявителя на имя < > Однако доказательств вручения Обществом указанного уведомления < > и готовности электросетевого хозяйства Общества по состоянию на 20.07.2011 г. для осуществления техприсоединения энергопринимающих устройств < > Комиссии не представило.
На заседания Комиссии 30.06.2011 г., 03.08.2011 г. заявителем представлены копии документов, в том числе фотографии, подтверждающие наличие у заявителя электронного счетчика для организации расчетного учёта электроэнергии, фундамента недостроенного жилого дома и временного бытового помещения синего цвета на участке < >
10.08.2011 г. Обществом на заседание Комиссии представлено заявление представителя <И > <Б > (доверенность от 09.08.2011 г.) с просьбой обследовать узел учета для заключения договора с ОАО "Пермэнергосбыт" в целях электроснабжения объекта по адресу: деревня Новоселы, ул. Луговая, < >
На указанном заявлении стоит виза от 10.08.2011 г.: "Б. А.В. бесплатно выполнить тех. присоединение". В то же время доказательств уведомления самого заявителя или его представителя о дате осуществления тех. присоединения как и акта о об осмотре приборов учета и согласовании расчетной схемы учета электрической энергии (мощности) ОАО "МРСК Урала" не представлено.
На момент вынесения решения ОАО "МРСК Урала" не представлено доказательств осуществления технологического присоединения объекта < > в течение 6 месяцев с момента заключения Договора от 18.08.2010 года, в том числе акта о технологическом присоединении заявителя.
При вынесении решения Комиссия руководствовалась следующим
Принципы недопустимости использования своих прав в нарушение прав других лиц, а также недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию, установлены статьями 17, 34 Конституции Российской Федерации.
Злоупотребление правом и доминирующим положением на рынке запрещено статьей 10 ГК РФ. Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В соответствии со статьей 3 Закона о защите конкуренции, настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица.
Правила поведения на рынке хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, определены статьей 10 Закона о защите конкуренции, согласно части 1 которой запрещаются такие действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно п. 1 ст. 5 указанного Закона доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Из содержания ст. 3, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В силу приведенной нормы (ч. 5 ст. 5) Закона о защите конкуренции товарный рынок в части услуг по передаче электрической энергии отнесен к состоянию естественной монополии. Таким образом, хозяйствующий субъект, действующий на этом рынке, обладает доминирующим положением в силу закона.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного (в силу публичности) для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
Следовательно, услуги по осуществлению технологического присоединения являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка. Указанное подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 08.09.2009 N 6057/09 по делу N А49-3724/2008-120а/21-АК.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с абзацами 4, 7 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.
Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения).
В силу п. 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными Правилами.
Перечень существенных условий договора об осуществлении технологического присоединения установлен в пункте 16 Правил технологического присоединения.
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать:
- 15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) - для заявителей, указанных в пункте 13 настоящих Правил, в случае если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;
- 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;
- 1 год - для заявителей, суммарная присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 750 кВА, если более короткие сроки не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон;
- 2 года - для заявителей, суммарная присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых превышает 750 кВА, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон.
Таким образом, применение положений абзаца 3 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике должно осуществляться с учетом указанных выше положений статьи 26 Закона об электроэнергетике и Правил технологического присоединения.
Включение сетевой организацией в договор условий об осуществлении технологического присоединения с нарушением предельных сроков технологического присоединения, установленных в подпункте "б" пункта 16 Правил технологического присоединения для соответствующих категорий заявителей, является нарушением пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункта 16 Правил технологического присоединения (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.08.2011 г. по делу N А21-8404/2010).
Согласно пункту 19 Правил технологического присоединения запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.
Как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Руководствуясь вышеизложенным, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. ОАО "МРСК Урала", как сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии, является субъектом естественной монополии и, соответственно, занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии и связанных с ними услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к своим электрическим сетям в границах Пермского края.
2. < > в соответствии с заявкой N 753-1224-10 от 19.07.2010 г., направленной в ОАО "МРСК Урала" в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств строящегося жилого дома на земельном участке под строительство (кад. N 59:07:221 01 03:345), максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, относится к заявителям, указанным в пункте 14 Правил технологического присоединения.
3. ОАО "МРСК Урала" нарушены положения подпункта "б" пункта 16 Правил технологического присоединения, абзаца 3 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике в части предельных сроков технологического присоединения для заявителей, указанных в пункте 14 Правил технологического присоединения (6 месяцев). Так как на 18.02.2011 г. мероприятия по технологическому присоединению со стороны ОАО "МРСК Урала" фактически не исполнены в полном объеме.
4. ОАО "МРСК Урала" совершило действия по навязыванию < > невыгодных условий Договора путем включения сетевой организацией в Договор от 18.08.2010 г.:
а) пункта 2.5.2, не содержащего конкретного срока по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению (фактический срок выполнения мероприятий корректируется в зависимости от исполнения сторонами своих обязательств по настоящему договору, а также от иных обстоятельств в порядке, предусмотренном Договором);
б) направления заявителю дополнительных соглашений (от 06.04.2011 г. и от 11.05.2011 г.) к Договору (во изменении п.2.5.1 Договора), в соответствии с пунктами 1.2 которых мероприятия по технологическому присоединению должны быть осуществлены сторонами в срок, соответственно, не превышающий 6 месяцев и 2 месяца, с даты подписания дополнительного соглашения).
5. Нарушение ОАО "МРСК Урала" установленного законодательством 6-месячного срока технологического присоединения привело к нарушению прав и охраняемым законом интересов < > по доступу на рынок электроснабжения и повлекло за собой невозможность для заявителя своевременного ввода её строящегося индивидуального жилого дома в эксплуатацию (в течение трех месяцев, установленного Договором бытового строительного подряда от 01.10.2010 г. с ООО "А2").
Свидетельством ущемления интересов < > являются ее обращения в антимонопольный орган с заявлениями (вх. от 21.02.2011 г. N 2296-11, от 17.05.2011 г. N 6948-11/э) за защитой нарушенных прав и законных интересов в связи с длительным бездействием общества по выполнению технических условий на электроснабжение N 608-046-04/917 от 28.07.2010 г., согласованных сторонами в целях осуществления строительства индивидуального жилого дома заявителя по адресу: Пермский край, Краснокамский район, Оверятское г/п, д. Новоселы, ул. Луговая, < >
6. Обществом документально не подтверждены обстоятельства, препятствующие ему последовательно, оперативно и четко исполнить обязательства, установленные пп. "б" п.16 Правил технологического присоединения, при соблюдении баланса интересов заказчика (< >) и сетевой организации (ОАО "МРСК Урала").
Все вышеперечисленные действия ОАО "МРСК Урала" квалифицируются Комиссией как злоупотребление Обществом своим доминирующим положением и являются нарушением ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.
При этом ОАО "МРСК Урала" не проявило должной осмотрительности, не выполнило должным образом обязательства, предусмотренные в этом случае законодательством, тем самым допустило злоупотребление своим доминирующим положением.
Кроме того, установлено, что у Общества имелась возможность для соблюдения требований ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", п. 16 Правил технологического присоединения, пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Указанное подтверждается справками ОАО "МРСК Урала" о выполнении мероприятий, предусмотренных выданными техническими условиями от 28.07.2010 г., после направления Пермским УФАС России в адрес Общества запроса (исх. от 28.02.2011 г. N 1718-11, получено ОАО "МРСК Урала" 09.03.2011 г.) о предоставлении письменных пояснений по фактам, изложенным в заявлении (вх. N 2296-11), а именно:
- справкой исх. от 15.06.2011 г. N П4/01-2/580, вх. от 17.06.2011 г. N 8587-11: в части установления опор для монтажа воздушных линий до границ земельных участков, расположенных по адресу: Пермский край, Краснокамский район, Оверятское г/п, д. Новоселы, ул. Луговая;
- справкой исх. от 03.08.2011 г. N П4/01/-2/725: в части строительства ВЛ-6 и 0,4 кВ, а также:
- уведомлением о готовности энергопринимающих устройств Общества для выполнения технологического присоединения объекта заявителя (письмо ОАО "МРСК Урала" исх. от 20.07.2011 г. N П4/43/01/1701).
Таким образом, в действиях ОАО "МРСК Урала", занимающего доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии Пермского края, в период с 19.02.2011 г. по настоящее время, установлено нарушение ч. 1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", результатом которого стало ущемление интересов < > выразившееся в невозможности заключить договор электроснабжения и тем самым в полной мере использовать имущество (индивидуальный жилой дом, земельный участок), по адресу: Пермский край, Краснокамский район, Оверятское г/п, д. Новоселы, ул. Луговая, < >) по назначению.
Кроме того, согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Таким образом, в действиях ОАО "МРСК Урала" есть нарушение п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся во включении в направленный и подписанный Обществом проект дополнительного соглашения к договору технологического присоединения от 18.08.2010 г. N 046-03фк-88/753-710ТП/10ПОПГЭС условия об увеличении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, которое противоречит Правилам технологического присоединения и является действием по навязыванию невыгодных условий договора.
Довод ОАО "МРСК Урала" о том, что отношения между Обществом и < > в части урегулирования сроков технологического присоединения объекта заявителя относятся к гражданско-правовым спорам, которые не могут быть разрешены антимонопольным органом (исх. от 14.03.2011 г. N П4/01-7/258, вх. от 15.03.2011 г. N 3266-11), отклоняется Комиссией по следующим основаниям.
Функции антимонопольного органа определены статьей 22 Закона о защите конкуренции.
В силу положений пунктов 2,3 указанной статьи антимонопольный орган предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.Пунктом 1 статьи 25 Закона об электроэнергетике на антимонопольный орган возложены функции по антимонопольному регулированию и контролю на оптовом и розничных рынках электрической энергии и мощности.
Согласно пункту 2 статьи 25 Закона об электроэнергетике на оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе: злоупотребления доминирующим и (или) исключительным положением на оптовом и розничных рынках. При этом объектами антимонопольного регулирования и контроля являются, в том числе: действия субъектов оптового или розничных рынков, занимающих доминирующее и (или) исключительное положение на указанных рынках.
Антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Законом об электроэнергетике, и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации актами федерального антимонопольного органа.
Абзацем 2 статьи 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 Федеральная антимонопольная служба в рамках своих полномочий определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
Нормы указанных Правил являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.
Из указанного следует, что при рассмотрении заявления < > (вх. от 21.02.2011 г. N 2296-11) Пермское УФАС России не рассматривало спор, вытекающий из договорных отношений заявителя и ОАО "МРСК Урала", а осуществляло контроль за соблюдением Обществом, занимающим доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии, Правил технологического присоединения.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 Постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" также разъяснил, что требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям.
Основания для переквалификации нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Основания для принятия антимонопольным органом других мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, обеспечению конкуренции отсутствуют.
В связи с тем, что нарушение антимонопольного законодательства со стороны ОАО "МРСК Урала" на дату принятия решения не устранено, принято решение о выдаче предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать в действиях Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в том числе пункта 3 части 1 статьи 10 указанного Закона, выразившееся в нарушении Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, в части несоблюдения 6-месячного срока осуществления технологического присоединения объекта < > расположенного по адресу: Пермский край, Краснокамский р-н, Оверятское г/п, д. Новоселы, ул. Луговая, < > к электрическим сетям, а также в навязывании < > условия договора об увеличении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, невыгодного для неё и противоречащего Правилам технологического присоединения, в результате чего ущемлены интересы < > по своевременному вводу её индивидуального жилого дома в эксплуатацию.
2. Выдать Открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" предписание:
1. прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в нарушении Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, в части несоблюдения 6-месячного срока технологического присоединения объекта < > расположенного по адресу: Пермский край, Краснокамский р-н, Оверятское г/п, д. Новоселы, ул. Луговая, < > к электрическим сетям, в результате чего ущемлены интересы < > по своевременному вводу её индивидуального жилого дома в эксплуатацию.
а именно:
- в срок до 17.10.2011 г. выполнить технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта < > расположенного по адресу: Пермский край, Краснокамский р-н, Оверятское г/п, д. Новоселы, ул. Луговая, < > к электрическим сетям ОАО "МРСК Урала".
2. в срок до 21.10.2011 г. уведомить Пермское УФАС России об исполнении предписания с приложением документов, подтверждающих его исполнение.
3. в случае обжалования предписания исполнить его в течение 10 дней со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта по данному предписанию уведомить Пермское УФАС России об исполнении предписания в течение 5 дней со дня его исполнения.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Решение может быть обжаловано в суд или в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 347-11-а
10.08.2011 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии: - < >
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 10.08.2011 г. по делу N 347-11-а по признакам нарушения Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (620026, г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, 140) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в том числе пункта 3 части 1 статьи 10 указанного закона, предписывает:
Открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала"
1. прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в нарушении Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, в части несоблюдения 6-месячного срока технологического присоединения объекта < > расположенного по адресу: Пермский край, Краснокамский р-н, Оверятское г/п, д. Новоселы, ул. Луговая, < > к электрическим сетям, в результате чего ущемлены интересы < > по своевременному вводу её индивидуального жилого дома в эксплуатацию.
а именно:
- в срок до 17.10.2011 г. выполнить технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта < > расположенного по адресу: Пермский край, Краснокамский р-н, Оверятское г/п, д. Новоселы, ул. Луговая, < > к электрическим сетям ОАО "МРСК Урала".
2. в срок до 21.10.2011 г. уведомить Пермское УФАС России об исполнении предписания с приложением документов, подтверждающих его исполнение.
3. в случае обжалования предписания исполнить его в течение 10 дней со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта по данному предписанию.
Уведомить Пермское УФАС России об исполнении предписания в течение 5 дней со дня его исполнения.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 24 августа 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.2.2016