Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
N 604-15-А (опубликовано 25 декабря 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "11" декабря 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено "24" декабря 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе (далее также -Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России):
Председатель Комиссии:
Удальев А.В., и.о. руководителя Управления;
Члены Комиссии:
Трутнева Е.П., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;
Ваганова Е.Д., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,
при участии представителей: ООО "Русь" - "" (доверенность от 12.03.2015 г.); Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района - "" (предъявлен паспорт); главы Пермского муниципального района - "" (доверенность от 02.02.2015 г.); КФХ "" - "" (доверенность от 18.09.2015 г.),
рассмотрев дело N 604-15-а, возбужденное по признакам нарушения Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а именно - ООО "Русь", путем отказа в предоставлении земельных участков для сельскохозяйственного производства по заявлению от 31.12.2014 г. и принятии решения о предоставлении данных земельных участков КФХ Джарджишова О.Р. по заявлению от 26.02.2015 г., что приводит либо может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке сельскохозяйственного производства на территории Пермского муниципального района (заявления ООО "Русь", вх. N 008608, N 007772), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также - Пермское УФАС России, антимонопольный орган) поступили заявления ООО "Русь" (далее также - заявитель) о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (далее также - Комитет) при выделении муниципальных земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в целях сельскохозяйственного производства. Заявитель полагает, что земельные участки, о предоставлении которых он обратился с заявлением 23.12.2014 г. (к главе района) и 31.12.2014 г. (в Комитет) были незаконно предоставлены КФХ "" который обратился в Комитет 26.02.2015 г.
Комитетом представлены письменные пояснения (от 30.07.2015 г. N 2553, от 04.08.2015 г. N 2577, от 11.09.2015 г. N 2900, от 15.09.2015 г. N 2928), где указывается на отсутствие нарушения антимонопольного законодательства и правомерность предоставления спорных земельных участков КФХ ""
В ходе рассмотрения дела Комиссия антимонопольного органа усмотрела признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях главы Пермского муниципального района (далее также - глава района), в связи с чем последний был привлечен в качестве ответчика по данному делу.
Главой района представлены письменные пояснения (от 09.12.2015 г. б/н), где указывается на отсутствие нарушения антимонопольного законодательства, поясняется, что заявление ООО "Русь" от 23.12.2014 г. было направлено для рассмотрения в Управление сельского хозяйства, продовольствия и закупок администрации района. Заявление КФХ "" рассмотрено в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
Изучив представленные в материалы дела документы и информацию, выслушав доводы сторон, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
23.12.2014 г. на имя главы района поступило заявление ООО "Русь" (исх. N 1197 от 11.11.2014 г.; вх. N 2162/01-26 от 23.12.2014 г.) о предоставлении 13-ти земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Пермского муниципального района, в целях сельскохозяйственного производства с кадастровыми номерами: 59:32:3890013:82, 59:32:3890013:81, 59:32:3890013:80, 59:32:3890013:79, 59:32:3890013:78, 59:32:3810001:104, 59:32:3810001:103, 59:32:3810001:102, 59:32:3890013:213, 59:32:3890013:6, 59:32:3890013:343, 59:32:3890013:346, 59:32:3890013:345.
26.12.2014 г. от главы района в адрес заявителя направлен ответ (исх. N 1282/01-21), в котором указано, что его заявление от 23.12.2014 г. направлено для рассмотрения в Управление сельского хозяйства, продовольствия и закупок администрации района. Ответ получил лично на руки генеральный директор ООО "Русь" ""
Управление сельского хозяйства, продовольствия и закупок администрации района предоставило Комиссии антимонопольного органа копию ответа на заявление ООО "Русь" от 23.12.2014 г. (исх. N 187 от 29.12.2014 г.), в котором сообщается, что арендодателем заявленных земельных участков является Комитет (на основании п. 2.2.45 решения Земского собрания района от 24.03.2008 г. N 159), в связи с чем заявителю рекомендуется обратиться в Комитет. Доказательств направления данного письма заявителю не представлено. Заявитель не подтверждает факт получения данного письма.
31.12.2014 г. заявитель направил свое заявление о предоставлении указанных земельных участков в Комитет (вх. N 13725). Информация о результатах рассмотрения указанного заявления Комитетом отсутствует.
26.02.2015 г. в Администрацию района поступило заявление КФХ "" (вх. N 399з) о выделении земельных участков площадью 2651 га в Лобановском сельском поселении для реализации инвестиционного проекта. Кадастровые номера земельных участков в заявлении не были указаны.
Заявление КФХ "" было рассмотрено в порядке ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее также - Закон о КФХ) и 27.02.2015 г. Комиссией по земельным отношениям принято решение о предоставлении КФХ "" в аренду на срок 2 года 11 месяцев в том числе земельных участков с кадастровыми номерами: 59:32:3810001:103, 59:32:3810001:104, 59:32:3890013:82, 59:32:3890013:79, 59:32:3810001:102, 59:32:3890013:78, 59:32:3890013:213, 59:32:3890013:343, 59:32:3890013:345 для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйстве и земельного участка с кадастровым номером 59:32:3890013:80 для сельскохозяйственного производства.
30.04.2015 г. в печатном издании "Нива" было опубликовано информационное сообщение о предоставлении КФХ "" земельного участка с кадастровым номером 59:32:3890013:80.
16.07.2015 г. в печатном издании "Нива" было опубликовано информационное сообщение о предоставлении КФХ "" земельных участков с кадастровыми номерами 59:32:3810001:103, 59:32:3810001:104, 59:32:3890013:82, 59:32:3890013:79, 59:32:3810001:102, 59:32:3890013:78, 59:32:3890013:213, 59:32:3890013:343, 59:32:3890013:345.
09.04.2015 г. в Администрацию Лобановского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края поступило заявление ООО "Русь" о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 59:32:3890013:82, 59:32:3890013:81, 59:32:3890013:80, 59:32:3890013:79, 59:32:3890013:78, 59:32:3810001:104, 59:32:3810001:103, 59:32:3810001:102, 59:32:3890013:213, 59:32:3890013:6, 59:32:3890013:343, 59:32:3890013:346, 59:32:3890013:345.
15.05.2015 г. Администрацией Лобановского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края на основании протокола N 8 Комиссии по земельным отношениям было принято решение об отказе в предоставлении испрашиваемых земельных участков по причине предоставления их КФХ "" в порядке ст. 12 Закона о КФХ.
Таким образом, в рассматриваемом случае определилась ситуация, при которой земельные участки, с заявлением о предоставлении которых заявитель обратился 23.12.2014 г. и 31.12.2014 г. были предоставлены КФХ "" который обратился в Комитет позднее - 26.02.2015 г.
Согласно п. 1 ст. 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (в том числе необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами (п. 2)).
Конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
В рассматриваемом случае конкуренция выражается в соперничестве хозяйствующих субъектов, работающих на рынке сельскохозяйственного производства на территории Пермского муниципального района, за право на аренду указанных земельных участков.
Так, для признания в рассматриваемых действиях (бездействии) нарушения антимонопольного законодательства Комиссии антимонопольного органа необходимо установить, что указанные действия (бездействие) не основаны на нормах действующего законодательства РФ и привели к тому, что хозяйствующие субъекты были поставлены в неравное положение по сравнению с другими, результатом чего стало, либо могло стать ограничение, устранение, недопущение конкуренции на рынке сельскохозяйственного производства на территории Пермского муниципального района.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения муниципального района относится: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района (п.3), создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства (п. 25).
В силу ч. 1 ст. 36 Закона о местном самоуправлении глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В силу п. 5 ч. 4 ст. 36 Закона о местном самоуправлении глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи, обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 1 и 8 ст. 37 Закона о местном самоуправлении местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Устава муниципального образования "Пермский муниципальный район", утвержденного Решением Земского Собрания Пермского района от 30.06.2005 N 180 глава муниципального района является высшим должностным лицом Пермского муниципального района и наделяется настоящим Уставом в соответствии с законодательством собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В ч. 1 ст. 47 Устава муниципального образования "Пермский муниципальный район" установлено, что осуществляя полномочия главы муниципального района, глава муниципального района обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Пермского края.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее также - Закон об обращениях граждан) письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Так, по смыслу норм Закона о местном самоуправлении, Устава муниципального образования "Пермский муниципальный район", Закона об обращениях граждан следует, что глава Пермского муниципального района несет бремя ответственности за обеспечение органами местного самоуправления района полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе по распределению функций между ними, осуществлению руководства данными органами. К числу таких вопросов местного значения относится в том числе рассмотрение заявлений глав фермерских хозяйств или зарегистрированных в качестве юридических лиц фермерских хозяйств о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, в том числе передача таких заявлений в соответствующий орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение данных вопросов.
Таким образом, глава района при поступлении в его адрес обращения гражданина или юридического лица по вопросу местного значения обязан обеспечить его решение соответствующими подчиненными ему органами местного самоуправления путем дачи данным органам соответствующих указаний (поручений), передать данное обращение в соответствующий уполномоченный орган местного самоуправления для рассмотрения по существу.
Однако материалами данного дела установлено, что поступившее в адрес главы района заявление ООО "Русь" (вх. N 2162/01-26 от 23.12.2014 г.) о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Пермского муниципального района, было передано для рассмотрения главой района в функциональный орган администрации района - Управление сельского хозяйства, продовольствия и закупок администрации района, в сферу полномочий которого не входит вопрос по рассмотрению таких заявлений и принятию соответствующих решений по ним. Вместе с тем, отсутствуют доказательства направления заявителю и получения им ответа, подготовленного Управлением сельского хозяйства, продовольствия и закупок администрации района (исх. N 187 от 29.12.2014 г.).
При этом из материалов дела не вытекает, что заявление ООО "Русь" было передано главой района в Комитет как уполномоченный орган, соответствующих поручений Комитету по рассмотрению этого заявления от главы района не давалось.
Отсюда следует, что по причине передачи заявления не по компетенции, оно не было рассмотрено в установленном порядке. Также отсутствуют доказательства направления заявителю ответа Управления сельского хозяйства, продовольствия и закупок администрации района, что не подтверждает надлежащее рассмотрение данного заявления в целом.
Так, из изложенного следует, что заявителю, по сути, было отказано в удовлетворении его требований не на основании норм действующего законодательства РФ, что привело к дальнейшему нарушению прав заявителя на получение земельных участков.
Таким образом, действия (бездействие) главы района привели к нарушению ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, поскольку не основаны на нормах действующего законодательства РФ, в т.ч. Закона о местном самоуправлении, Устава муниципального образования "Пермский муниципальный район", Закона об обращениях граждан.
Решением Земского собрания Пермского муниципального района от 23.08.2007 г. N 561 утверждено Положение о Комитете имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (далее - Решение N 561), согласно которому Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района является функциональным органом администрации Пермского муниципального района, осуществляющим управление и распоряжение объектами недвижимости.
В силу п. 2.2. Решения N 561 в целях выполнения возложенных задач Комитет в установленном порядке выполняет в том числе следующие функции:
- управляет земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственности на которые не разграничена, подготавливает правовые акты администрации Пермского муниципального района в области предоставления, изъятия и распределения земель.
- осуществляет подготовку и проведение торгов по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность или прав аренды на них.
В соответствии с Постановлением Администрации Пермского муниципального района от 03.09.2014 г. N 3594 "Об утверждении административного регламента "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Пермского муниципального района и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей не связанных со строительством" контроль исполнения настоящего постановления возложен на заместителя главы администрации Пермского муниципального района по управлению ресурсами Л.Г. Ведерникову.
На основании ч. 1 ст. 11 Закона о КФХ (в ред. до 01.03.2015 г.) для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Статья 12 Закона о КФХ (в ред. до 01.03.2015 г.) регламентировала порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности.
В целях получения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности главы фермерских хозяйств или зарегистрированные в качестве юридических лиц фермерские хозяйства подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (осуществление фермерским хозяйством его деятельности, расширение такой деятельности);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
К заявлению может быть приложен документ о государственной регистрации фермерского хозяйства. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает по межведомственному запросу документы о государственной регистрации фермерского хозяйства (сведения, содержащиеся в них) в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, если указанные документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В случае представления заявления через многофункциональный центр схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения.
Для осуществления фермерским хозяйством его деятельности граждане, изъявившие соответствующее желание, вправе подать в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Предоставление гражданам таких земельных участков осуществляется в порядке, установленном пунктами 1 - 6 настоящей статьи.
В соответствии с ч.ч. 1-4 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в ред. от 28.12.2013, действующей до 01.03.2015 г.) (далее также - Закон о землях сельхозназначения) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.
Порядок и процедуры предоставления в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в аренду до 01.03.2015 г. также устанавливались статьями 28, 34, 38 Земельного кодекса РФ.
Согласно ч. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет" включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В соответствии со ст. 38 Земельного кодекса РФ предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка. В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка. Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Материалами дела также подтверждается, что свое заявление о предоставлении указанных земельных участков заявитель впоследствии самостоятельно направил в Комитет (вх. N 13725 от 31.12.2014 г.). Информация о результатах рассмотрения указанного заявления Комитетом отсутствует, что позволяет сделать вывод о том, что данное заявление не было рассмотрено надлежащим образом по существу, соответствующих решений по нему не принималось, чем были нарушены законные права и интересы заявителя.
Между тем, заявление КФХ "" (вх. N 399з от 26.02.2015 г.), поступившее в Администрацию района, было принято и направлено в Комитет, который рассмотрел его в порядке ст. 12 Закона о КФХ. Впоследствии, после проведения установленных законом процедур, КФХ "" были предоставлены в аренду в том числе те земельные участки, предоставление которых требовало в своем заявлении ООО "Русь". Тем самым деятельности КФХ "" были предоставлены необоснованные преимущественные условия деятельности.
Комиссия антимонопольного органа также отмечает, что заявление КФХ "" не соответствовало требованиям ст. 12 Закона о КФХ, поскольку в нем отсутствовали необходимые сведения, и, следовательно, оно не подлежало удовлетворению.
Таким образом, действия (бездействие) Комитета приводят к нарушению ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, поскольку не основаны на нормах действующего законодательства РФ, в т.ч. Закона о землях сельхозназначения, Закона о КФХ, Земельного кодекса РФ.
С учетом вышеизложенного, Комиссия антимонопольного органа считает возможным признать в действиях (бездействии) главы района и Комитета нарушение ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а именно - ООО "Русь":
- у Комитета - путем неправомерного оставления заявления ООО "Русь" (вх. N 13725 от 31.12.2014 г.) без рассмотрения в установленном порядке и принятии решения о последующем предоставлении указанных земельных участков КФХ "" по его заявлению (вх. N 399з от 26.02.2015 г.), что привело либо могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке сельскохозяйственного производства на территории Пермского муниципального района;
- у главы района - путем нерассмотрения заявления ООО "Русь" (вх. N 2162/01-26 от 23.12.2014 г.) в установленном порядке, и, как следствие, непередаче данного заявления в уполномоченный функциональный орган администрации района (Комитет) для рассмотрения по существу, что свидетельствует о необеспечении главой района решения соответствующими подчиненными ему органами местного самоуправления указанного вопроса местного значения, что привело к фактическому отказу в удовлетворении требований заявителя не на основании норм действующего законодательства РФ, нарушению прав заявителя на получение земельных участков, что привело либо могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке сельскохозяйственного производства на территории Пермского муниципального района.
Доказательств иного сторонами дела не представлено. Иного материалами делами не установлено.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.
В силу п.п. в) п. 3 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящей части, обязательные для исполнения предписания о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции.
Учитывая факт установленного нарушения, Комиссия Пермского УФАС России считает необходимым выдать обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение допущенного нарушения антимонопольного законодательства:
- Комитету - путем принятия мер по возврату земельных участков с кадастровыми номерами: 59:32:3810001:103, 59:32:3810001:104, 59:32:3890013:82, 59:32:3890013:79, 59:32:3890013:80, 59:32:3810001:102, 59:32:3890013:78, 59:32:3890013:213, 59:32:3890013:343, 59:32:3890013:345, переданных в аренду КФХ "" обратно в муниципальную казну и принятию мер по рассмотрению заявления ООО "Русь" по существу (вх. N 2162/01-26 от 23.12.2014 г.);
- главе района - путем принятия мер по обеспечению рассмотрения заявления ООО "Русь" уполномоченным функциональным органом администрации района.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49, ст.50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1) Признать в действиях (бездействии) Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а именно - ООО "Русь", путем неправомерного оставления без рассмотрения в установленном порядке заявления ООО "Русь" (вх. N 13725 от 31.12.2014 г.) о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности (кадастровые номера: 59:32:3890013:82, 59:32:3890013:81, 59:32:3890013:80, 59:32:3890013:79, 59:32:3890013:78, 59:32:3810001:104, 59:32:3810001:103, 59:32:3810001:102, 59:32:3890013:213, 59:32:3890013:6, 59:32:3890013:343, 59:32:3890013:346, 59:32:3890013:345), и последующем предоставлении указанных земельных участков КФХ "" по его заявлению (вх. N 399з от 26.02.2015 г.), что привело либо могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке сельскохозяйственного производства на территории Пермского муниципального района.
2) Признать в действиях (бездействии) главы Пермского муниципального района нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а именно - ООО "Русь", путем нерассмотрения заявления ООО "Русь" (вх. N 2162/01-26 от 23.12.2014 г.) в установленном порядке, непередаче данного заявления в уполномоченный функциональный орган администрации Пермского муниципального района (Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района) для рассмотрения по существу, что свидетельствует о необеспечении главой района решения соответствующими подчиненными ему органами местного самоуправления указанного вопроса местного значения, что привело к фактическому отказу в удовлетворении требований заявителя не на основании норм действующего законодательства РФ, нарушению прав заявителя на получение земельных участков, что привело либо могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке сельскохозяйственного производства на территории Пермского муниципального района.
3) Выдать Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение допущенного нарушения антимонопольного законодательства, путем принятия мер по возврату земельных участков с кадастровыми номерами: 59:32:3810001:103, 59:32:3810001:104, 59:32:3890013:82, 59:32:3890013:79, 59:32:3890013:80, 59:32:3810001:102, 59:32:3890013:78, 59:32:3890013:213, 59:32:3890013:343, 59:32:3890013:345, переданных в аренду КФХ Джарджишова О.Р., обратно в муниципальную казну и принятию мер по рассмотрению заявления ООО "Русь" по существу (вх. N 13725 от 31.12.2014 г.).
4) Выдать главе Пермского муниципального района обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение допущенного нарушения антимонопольного законодательства, путем принятия мер по обеспечению рассмотрения заявления ООО "Русь" по существу уполномоченным функциональным органом администрации Пермского муниципального района.
Председатель Комиссии А.В. Удальев
Члены Комиссии Е.П. Трутнева
Е.Д. Ваганова
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
П.И. Литвинов,
(342) 235-10-36.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю N 604-15-А (опубликовано 25 декабря 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 4.3.2016