Резолютивная часть решения объявлена 03.10.2012 г.
Решение в полном объеме изготовлено "10" октября 2012 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: |
Кухарская Н.Е. - руководитель управления; |
Члены Комиссии: |
Полякова Ю.А. - заместитель начальника отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы; |
|
Саврасов М.Г. - главный специалист - эксперт отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы; |
|
Юканкин Д.С. - ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы.
|
При участии:
1. |
<_> - представителя МБУ "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Кемерово"; |
2. |
<_> - представителя ООО "ЛИКС-Сервис". |
рассмотрев дело N 53/А-16-2012, возбужденное по признакам нарушения муниципальным бюджетным учреждением "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Кемерово" (<_>) и ООО "ЛИКС-Сервис" (<_>) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
На основании поручения прокуратуры Центрального района г. Кемерово Кемеровским УФАС России была проведена соответствующая проверка.
По результатам проведенной Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области проверки приказом от 28.04.2012 г. N 107 по признакам нарушения муниципальным бюджетным учреждением "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Кемерово" и ООО "ЛИКС-Сервис" статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" было возбуждено дело N 53/А-16-2012 г., создана Комиссия по рассмотрению дела N 53/А-16-2012 г. о нарушении антимонопольного законодательства.
Определением от 03.05.2012 г. дело N 53/А-16-2012 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 28.06.2012 г. на 14 часов 00 минут.
На заседании комиссии, состоявшемся 28.06.2012 г., представитель муниципального бюджетного учреждения "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Кемерово" не признала факт нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поддержала доводы, изложенные в представленных 28.06.2012 г. в Кемеровское УФАС России письменных пояснениях, указав на то, что, муниципальный контракт с ООО "ЛИКС-Сервис" был заключен 04.08.2011 г. в соответствии с пунктом 7.1 статьи 47 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
04.08.2011 г. с ООО "ЛИКС-Сервис" был подписан акт - допуск для производства строительно-монтажных работ, в которых были определены сроки начала работ - 06.08.2011 г. и окончания - 16.08.2011 г. Сторонами также велся общий журнал работ, в котором были определены сроки и последовательность выполнения работ.
Представитель муниципального бюджетного учреждения "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Кемерово" пояснила, что работы были начаты в соответствии с актом - допуском 06.08.2011, а завершены 16.08.2011 г. испытанием оборудования. Работы проводились в соответствии установленными сроками.
Кроме того, представитель муниципального бюджетного учреждения "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Кемерово" пояснила, что акт выполненных работ (форма N КС-2) и справка о стоимости выполненных работ (форма КС-3) были составлены подрядчиком - ООО "ЛИКС-Сервис". Данные формы были представлены в учреждение 18.08.2011 г., именно эта дата и значится в актах КС-2, КС-3 как дата составления документов.
Также из представленных пояснений следует, что в качестве отчетного периода в формах КС-2, КС-3 ООО "ЛИКС-Сервис" был указан период с 01.08.2011 г. по 31.08.2011 г. Это связано с тем, что в методической литературе зачастую встречается мнение о том, что за отчетный период в бланке КС-2 в бухгалтерском учете принимается месяц, в котором производились работы.
В связи с изложенным в актах КС-2, КС-3 значится не фактический срок выполнения работ с 06.0.82011 г. по 16.08.2011 г., а календарный период бухгалтерской отчетности: 01.08.2011 - 31.08.2011 г.
28.06.2012 г. Комиссией Кемеровского УФАС России рассмотрение дела N 53/А-16-2012 о нарушении муниципальным бюджетным учреждением "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Кемерово" и ООО "ЛИКС-Сервис" антимонопольного законодательства было отложено до 28.08.2012 г. до 14 часов 00 минут в связи с необходимостью получения дополнительной информации, необходимой для полного и всестороннего рассмотрения дела N 53/А-16-2012.
Письмами от 02.08.2012 г. N 11/7014, N 11/7015, Кемеровское УФАС довело до сведения муниципального бюджетного учреждения "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Кемерово" и ООО "ЛИКС-Сервис" информацию о том, что рассмотрение дела N 53/А-16-2012 о нарушении антимонопольного законодательства состоится 19.09.2012 г. в 11 ч. 00 м.
09.08.2012 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство муниципального бюджетного учреждения "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Кемерово" об отложении рассмотрения дела N 53/А-16-2012 о нарушении антимонопольного законодательства. Указанное ходатайство было удовлетворено.
Письмами от 14.08.2012 г. N 11/7370, от 16.08.2012 г. N 11/7474, Кемеровское УФАС довело до сведения муниципального бюджетного учреждения "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Кемерово" и ООО "ЛИКС-Сервис" информацию о том, что рассмотрение дела N 53/А-16-2012 о нарушении антимонопольного законодательства состоится 03.10.2012 г. в 11 ч. 00 м.
На заседании комиссии, состоявшемся 03.10.2012 г., представитель муниципального бюджетного учреждения "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Кемерово" факт нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не признала, поддержала доводы, озвученные 28.06.2012 г. на заседании комиссии.
Представитель ООО "ЛИКС-Сервис" по существу пояснений не давал, поддержал доводы представителя муниципального бюджетного учреждения "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Кемерово".
Изучив материалы дела N 53/А-16-2012 о нарушении антимонопольного законодательства, комиссия Кемеровского УФАС России установила, следующее:
06.07.2011 г. управлением муниципального заказа администрации г. Кемерово по заявке МУ "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Кемерово" было опубликовано извещение о запросе котировочных цен на выполнение работ по монтажу приточно-вытяжной вентиляции (Заказ N 0139300032511000785).
Победителем в проведении запроса котировочных цен было признано ООО "ЛИКС-Сервис" (Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок N785 от 25.07.2011 г.).
Муниципальный контракт с ООО "ЛИКС-Сервис" в соответствии с пунктом 7.1 статьи 47 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" был заключен 04.08.2011 за N 70 - К.
При этом в акте формы КС-2 и справке формы КС-3 подрядной организацией в графе "Отчетный период" указан период выполнения работ - август, с 01.08.2011 по 31.08.2011 г.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что работы Обществом были уже начаты до заключения муниципального контракта на выполнение работ по монтажу приточно-вытяжной вентиляции, а, значит, стороны были информированы о стратегиях друг друга и выполняли согласованный план действий. Следовательно, в данном случае другие хозяйствующие субъекты лишены права выполнять работы по "Монтажу приточно-вытяжной вентиляции" а, следовательно, и осуществлять свою уставную деятельность.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Вместе с тем, в процессе рассмотрения дела N 53/А-16-2012 о нарушении антимонопольного законодательства было установлено, что 04.08.2011 г. между МУ "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Кемерово" и ООО "ЛИКС-Сервис" был подписан акт - допуск для производства строительно-монтажных работ, в которых были определены сроки начала работ - 06.08.2011 и окончания - 16.08.2011. Стороны также вели общий журнал работ, в котором были определены сроки и последовательность выполнения работ.
В соответствии с актом - допуском для производства строительно-монтажных работ на территории организации от 04.08.2011 г. работы были начаты 06.08.2011, а завершены 16.08.2011 г. испытанием оборудования.
Акт выполненных работ (форма N КС-2) и справка о стоимости выполненных работ (форма N КС-3) была составлена подрядчиком - ООО "ЛИКС-Сервис". Данные формы были представлены в МУ "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Кемерово" 18.08.2011, именно эта дата и значится как дата составления документов в формах КС-2, КС-3.
Однако в качестве отчётного периода в формах КС-2, КС-3 ООО "ЛИКС-Сервис" указало период с 01.08.2011 по 31.08.2011. Данное обстоятельство связано с тем, в методической литературе зачастую встречается мнение о том, что за отчётный период в бланке КС-2 в бухгалтерском учете принимается месяц, в котором производились работы. Так, в пункте 12 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)", утверждённого приказом Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н, указано, что для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода. Поскольку формы КС-2, КС-3 являются бухгалтерскими документами, бухгалтерия подрядчика за отчётный период приняла именно период бухгалтерской отчетности по аналогии со статьей 285 Налогового кодекса РФ, в котором отчетным периодом для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаётся месяц (два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года).
В связи с чем, в формах КС-2, КС-3 значится не фактический срок выполнения работ с 06.08.2011 по 16.08.2011, а календарный период бухгалтерской отчётности: 01.08.2011 - 31.08.2011.
В Указаниях по применению и заполнению Унифицированных форм первичной учётной документации по учёту работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, утверждённых постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 г. N 100, не регламентируется, какой именно период указывать в качестве отчётного в формах КС-2, КС-3.
В процессе рассмотрения настоящего дела Кемеровским УФАС России в адрес Департамента строительства Кемеровской области как исполнительного органа государственной власти Кемеровской области отраслевой компетенции, осуществляющего государственную политику в сфере строительства и промышленности строительных материалов на территории Кемеровской области был направлен запрос о предоставлении сведений о порядке заполнения формы КС-2, КС-3, а именно: графы "отчетный период", а также сведений о том, какой именно отчетный период указывается в формах КС-2, КС-3.
Из представленного в Кемеровское УФАС России ответа Департамента строительства Кемеровской области следует, что методика заполнения форм КС-2, КС-3 нормативно не урегулирована.
При этом с учетом норм налогового законодательства и законодательства о бухгалтерском учете Департамент строительства Кемеровской области принимает от подрядных организаций выполненные объемы работ ежемесячно. В связи с чем, сложилась практика по заполнению граф "Отчетный период" - этот период должен "укладываться" в календарный месяц и составлять от нескольких дней (с даты подписания контракта, дополнительного соглашения к нему) до окончания календарного месяца.
Поскольку законодательством Российской Федерации четко не урегулировано заполнение бланков КС-2, КС-3 при заполнении подрядчиком ООО "ЛИКС-Сервис" форм КС-2, КС-3 необходимо было указать период с 04.08.2011 г. (дата подписания муниципального контракта) по 31.08.2011 г. (дата окончания календарного месяца).
В свою очередь, срок начала и окончания работ зафиксирован актом-допуском для производства строительно-монтажных работ от 04.08.2011 г. и общим журналом работ N 1, где в разделе 3 "Сведения о выполнении работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства" поэтапно расписаны работы, выполняемые ООО "ЛИКС-Сервис" в период с 06.08.2011 г. по 15.08.2011 г. во исполнение муниципального контракта N 70-к от 04.08.2011 г.
Таким образом, безусловным доказательством начала выполнения работ подрядной организацией ранее срока заключения муниципального контракта между заказчиком и подрядчиком, информация, которая содержится в поле "Отчетный период", с 01.08.2011 по 31.08.2011 г. в формах КС-2, КС-3 в указанной ситуации не может быть признана. Иные доказательства того, что фактически работы по монтажу вентиляции были начаты ранее даты заключения контракта (01.08.2011, а не 04.08.2011) отсутствуют.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях муниципального бюджетного учреждения "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Кемерово" и ООО "ЛИКС-Сервис" нарушений статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части начала выполнения работ на предмет: "Монтаж приточно-вытяжной вентиляции" до начала заключения муниципального контракта и наличии оснований для прекращения производства по делу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Производство по делу N 53/А-16-2012, возбужденному в отношении муниципального бюджетного учреждения "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Кемерово" и ООО "ЛИКС-Сервис" по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" прекратить в связи с отсутствием в действиях муниципального бюджетного учреждения "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Кемерово" и ООО "ЛИКС-Сервис" нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии: Н.Е. Кухарская
Члены Комиссии: Ю.А. Полякова
М.Г. Саврасов
Д.С. Юканкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области N 53/А-16-2012 (опубликовано 15 октября 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016