Резолютивная часть решения объявлена 10.02.2016
Решение изготовлено в полном объеме 15.02.2016
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
<>
при участии представителей интересов:
Федерального государственного бюджетного учреждения "Военный санаторий "Крым" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Заказчик) Е. А. Татаренко (по доверенности), В. В. Король (по доверенности),
общества с ограниченной ответственностью "ЭкоБалт" (далее - Заявитель) И. Г. Григорьева (по доверенности), -
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении аукциона в электронной форме на техническое обслуживание зданий и сооружений Заказчика, рассмотрев предоставленные Заказчиком материалы, в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с изменениями (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Минюсте РФ 27.02.2015 за регистрационным N36262 (далее - Административный регламент), установила:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя б/н от 04.02.2016 (вх. N132/09 от 04.02.2016) на положения документации Заказчика аукциона в электронной форме "Техническое обслуживание зданий и сооружений ФГБУ "Военный санаторий "Крым" Минобороны России" (извещение N0375100002915000110) (далее - Аукцион).
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
"I. Согласно аукционной документации Участник в составе первой части заявки должен предоставить конкретные показатели товара, который будет использоваться при оказании услуг, соответствующие требованиям, установленным Заказчиком в приложении N1 к техническому заданию. В данных требованиях к товарам неоднократно используются знаки препинания ", ", "; " и "_", знак пунктуации "-", математический символ "_", а также конструкции "от_до_", "свыше _ до_", "до_", значения которых не описаны в инструкции по подготовке заявок на участие в электронном аукционе (Часть 6 раздела I "ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ" аукционной документации). Кроме того не по всем товарам Заказчик указал область их применения. В связи с этим не представляется возможным определить значение вышеуказанных знаков препинания, знака пунктуации, математического символа и конструкций_
II. В соответствии с требованиями аукционной документации участник в позиции N4 "Кирпич рядовой"должен предложить "кирпич, рядовой, полнотелый" или "кирпич, рядовой, пустотелый". В тоже время установлена следующая характеристика, не предполагающая выбора: "Толщина наружных стенок пустотелого кирпича должна быть не менее 12 мм.". Таким образом, характеристики указанного товара, вводят в заблуждение участника аукциона, не позволяют определить требуемый товар.
III. В позиции N16 "Плитка керамическая для внутренней облицовки стен" приложения N1 к техническому заданию указано следующее: "лицевая поверхность плиток - гладкая или рельефная, одноцветная или многоцветная (декорированная различными методами) - по согласованию с заказчиком. Согласно пункт 6.6. раздела I "ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ" аукционной документации, не допускается при заполнении сведений вместо указания конкретных характеристик (показателей) предлагаемого к поставке товара указывать: "не более", "не менее", "или", "не хуже". В связи с этим участник должен указать конкретный вид лицевой поверхности плиток, что не предполагает согласования с заказчиком. Таким образом, условие "по согласованию с заказчиком" противоречит требованиям аукционной документации..
IV. Считаем, что в приложении N1 к техническому заданию Заказчик установил избыточные требования к описанию участниками закупки в заявках на участие в аукционе характеристик товаров, используемых при оказании услуг.
V. Из требований аукционной документации не представляется возможным определить, какой товар должен соответствовать указанным государственным стандартам"
(цитаты из жалобы).
На заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) - 31.12.2015, изменения - 20.01.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 36 282 306,24 российских рублей;
4) дата окончания подачи котировочных заявок: 05.02.2016, дата окончания срока рассмотрения первых частей 11.02.2016, дата проведения Аукциона 15.02.2016.
1. Заявитель в жалобы указывает, что "I. Согласно аукционной документации Участник в составе первой части заявки должен предоставить конкретные показатели товара, который будет использоваться при оказании услуг, соответствующие требованиям, установленным Заказчиком в приложении N1 к техническому заданию. В данных требованиях к товарам неоднократно используются знаки препинания ", ", "; " и "_", знак пунктуации "-", математический символ "_", а также конструкции "от_до_", "свыше _ до_", "до_", значения которых не описаны в инструкции по подготовке заявок на участие в электронном аукционе (Часть 6 раздела I "ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ" аукционной документации). Кроме того не по всем товарам Заказчик указал область их применения. В связи с этим не представляется возможным определить значение вышеуказанных знаков препинания, знака пунктуации, математического символа и конструкций" (цитаты из жалобы).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе, согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В силу части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе содержит следующую инструкцию:
"Часть 6. Инструкция по подготовке заявок на участие в электронном аукционе
. Заявка на участие в электронном аукционе должна быть выполнена на русском языке и направляется участником аукциона оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих части заявки, первой и второй. Указанные электронные документы подаются одновременно.
. Документы и информация, направляемые в форме электронных документов участником электронного аукциона, должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника электронного аукциона.
. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе и все документы и информация, входящие в состав второй части заявки на участие в электронном аукционе, должны быть составлены на русском языке.
. При подготовке первой части заявки участник аукциона должен указать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в "Описании объекта закупки" документации об электронном аукционе, а также указать товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. В том числе к конкретным показателям относятся: условные обозначения в отношении гвоздей, пластины резиновой, плиток стеновых, канатов пеньковых, пиломатериалов, проволоки, листов гипсокартонных, ленты изоляционной, трапов, шурупов, винтов самонарезающих, арматурной стали, растворов, кирпича, труб: водогазопроводных, многослойных, из термопластов, полиэтиленовых канализационных, из непластифицированного поливинилхлорида; пленки полиэтиленовой, люков, катанки, сетки тканой.
. Конкретные показатели предлагаемого для использования товара -это показатели, которые однозначно идентифицируют используемый товар в рамках заданных максимальных и (или) минимальных значений, являются контрольными при использовании товара, не могут иметь двух и более значений.
. Описание товара, используемого участником аукциона при поставке товара, должно быть выполнено как описание индивидуально определенной вещи, в строгом соответствии с реальными функциональными характеристиками товара.
. При заполнении заявки на участие в электронном аукционе участником электронного аукциона могут быть использованы только общепринятые обозначения и сокращения. Информация, которая содержится в заявке на участие в электронном аукционе, не должна допускать двусмысленных толкований.
. Не допускается при заполнении сведений вместо указания конкретных характеристик (показателей) предлагаемого к поставки товара указывать: "не более", "не менее", "или", "не хуже".
. Температурные диапазоны, например "от -50 до +70 °С", являются точными характеристиками, т.е. значениями которые не изменяются
. Ответственность за достоверность информации о конкретных показателях товара, в том числе товара, используемого при выполнении работ, оказании услуг, товарном знаке (его словесном обозначении), знаке обслуживания, фирменном наименовании, патентах, полезных моделях, промышленных образцах, в том числе товара, используемого при выполнении работ, оказании услуг, содержащейся в первой части заявки на участие в электронном аукционе, несет участник электронного аукциона.
. Информация, предусмотренная в подпункте 1 пункта 7.4. части 7 Участником закупки во второй части заявки указывается в произвольной форме.
. Вторая часть заявки должна быть выполнена на русском языке в форме электронного документа, т.е. в виде документа (word, excel, pdf, rtf и т.п.), подписанного электронной цифровой подписью лица, действующего от имени участника закупки в соответствии с Федеральным законом от 06 апреля 2011 г. N63-ФЗ "Об электронной подписи"
(цитата из документации об Аукционе).
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили:
"Федеральным законом N 44-ФЗ не регламентировано содержание инструкции по заполнению заявок на участие в аукционе_ Описание бетона выполнено в соответствии с ГОСТ 26633-2012. Ссылка на ГОСТ 26633- 2012 дана в Описании объекта закупки_ Требования к марке щебня по истираемости в полочном барабане также установлены в соответствии с ГОСТ 26633-2012_ Описание раствора выполнено в соответствии с ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия". Ссылка на ГОСТ 28013-98 дана в Описании объекта закупки. Описание кирпича рядового выполнено в соответствии с ГОСТ 530-2012 "Кирпич и камень керамические". Ссылка на ГОСТ 530-2012 дана в Описании объекта закупки_ Для труб стальных сварных водогазопроводных требования в Описании объекта закупки установлены в соответствии с ГОСТ 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные". Данный ГОСТ указан в разделе "Описание объекта закупки"_ Для кронштейнов металлических с резиновым профилем для фиксации труб в проектное положение установлены показатели длины - 50-60 мм, 90-100 мм, диаметра труб от 16 до 20 мм, от 25 до 30 мм, от 32 до 38 мм, в соответствии с положениями ч.2 ст.ЗЗ Федерального закона N 44- ФЗ, т.е. установлены минимальные и максимальные значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям_ Трубы напорные из термопластов - описание дано в соответствии с ГОСТ 32415-2013 "Трубы напорные из термопластов и соединительные детали к ним для систем водоснабжения и отопления". Ссылка на данный ГОСТ установлена в разделе "Описание объекта закупки"_ Винты самонарезающие - описание дано в соответствии с ГОСТ 10618-80 "Винты самонарезающие для металла и пластмассы. Общие технические условия". Ссылка на данный ГОСТ установлена в разделе "Описание объекта закупки"_"
(цитаты из возражений на жалобу).
Вместе с тем, Комиссией установлено, что инструкция Заказчика не содержит полного описания применения значений, указанных при описании используемых в процессе выполнения работ товаров в Приложении N1 к Техническому заданию в форме 1 "Сведения о качестве, технических характеристиках, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах)". Также установлено, что раздел III. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ Технического задания документации об Аукционе устанавливает перечень ГОСТ для товаров необходимых для выполнения работ.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что инструкция содержащаяся в документации об Аукционе не содержит полного описания применения установленных значений и не позволяет сопоставить какими именно требованиями государственных стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, участникам закупки следует руководствоваться при указании в своих заявках соответствующих значений показателей товара.
Комиссия приходит к выводу, что инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, содержащаяся в документации об Аукционе, установлена Заказчиком ненадлежащим образом.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, довод Заявителя нашел свое подтверждение.
2. Согласно доводу жалобы о том, что "В соответствии с требованиями аукционной документации участник в позиции N4 "Кирпич рядовой"должен предложить "кирпич, рядовой, полнотелый" или "кирпич, рядовой, пустотелый". В тоже время установлена следующая характеристика, не предполагающая выбора: "Толщина наружных стенок пустотелого кирпича должна быть не менее 12 мм.". Таким образом, характеристики указанного товара, вводят в заблуждение участника аукциона, не позволяют определить требуемый товар" (цитата жалобы).
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что "Описание кирпича рядового выполнено в соответствии с ГОСТ 530-2012 "Кирпич и камень керамические". Ссылка на ГОСТ 530-2012 дана в Описании объекта закупки. В данном описании предусмотрена возможность выбора для участника закупки, во-первых, какой кирпич будет применяться - полнотелый или пустотелый.
Марка по прочности - в соответствии с п.4.1.3 ГОСТ.
Марка по морозостойкости - в соответствии с п.4.1.4 ГОСТ.
Класс средней плотности - в соответствии с п.4.1.5 ГОСТ.
Размеры - в соответствии с п.4.2.1 и таблицей 2.
Предельные отклонения - в соответствии с п.4.2.2 ГОСТ.
Фраза "Толщина наружных стенок пустотелого кирпича должна быть не менее 12 мм" означает, что в случае, если участник закупки для использования при выполнении работ будет применять пустотелый кирпич, то только тогда толщина наружных стенок пустотелого кирпича должна быть не менее 12 мм" (цитата из возражений на жалобу).
Вместе с тем, представителем Заявителя не предоставлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода жалобы, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. По мнению Заявителя "В позиции N16 "Плитка керамическая для внутренней облицовки стен" приложения N1 к техническому заданию указано следующее: "лицевая поверхность плиток - гладкая или рельефная, одноцветная или многоцветная (декорированная различными методами) - по согласованию с заказчиком. Согласно пункт 6.6. раздела I "ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ" аукционной документации, не допускается при заполнении сведений вместо указания конкретных характеристик (показателей) предлагаемого к поставке товара указывать: "не более", "не менее", "или", "не хуже". В связи с этим участник должен указать конкретный вид лицевой поверхности плиток, что не предполагает согласования с заказчиком. Таким образом, условие "по согласованию с заказчиком" противоречит требованиям аукционной документации" (цитата жалобы).
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что "Военный санаторий "Крым" - это целый комплекс различных зданий и сооружений. Согласно Описанию объекта закупки только зданий не менее 90 штук на всей территории санатория. В каждом из зданий применены различные виды отделки, используются различные типы плитки керамической. Для сохранения целостности восприятия интерьеров зданий необходимо в случае замены плитки согласование с заказчиком какую в данном конкретном случае, в данном конкретном помещении применить плитку: гладкую или рельефную, одноцветную или многоцветную (декорированную различными методами). Согласование с заказчиком типа плитки является объективной потребностью заказчика и соответствует ст. 33 ФЗ N44-ФЗ" (цитата из возражений на жалобу).
Вместе с тем, представителем Заявителя не предоставлено достаточных доказательств, свидетельствующих об ограничении установленным требованием количества участников Аукциона.
Таким образом, данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. По мнению Заявителя "в приложении N1 к техническому заданию Заказчик установил избыточные требования к описанию участниками закупки в заявках на участие в аукционе характеристик товаров, используемых при оказании услуг. Например:
1) В позиции N6 "Трубы стальные сварные водогазопроводные" указана следующая характеристика (выделена жирным цветом): "Трубы из стали марки Ст3пс с содержанием, массовая доля элементов, %: углерода 0,14-0,22%, марганца - 0,40-0,65%, кремния - 0,05-0,15%, массовая доля хрома, никеля и меди не более 0,3% каждого, массовая доля азота не более 0,01%, массовая доля серы не более 0,050%, фосфора не более 0,04%, мышьяка не более 0,08%."
2) В позиции N28 "Сталь тонколистовая оцинкованная" указана следующая характеристика: "с содержанием массовая доля элементов, %, углерода - 0,14-0,22, кремния - 0,05-0,15, марганца - 0,40-0,65, хрома, никеля и меди не более 0,30 каждого, серы не более 0,05, фосфора не более 0,04." (цитата жалобы).
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что:
"Химический состав стали является таким стандартным показателем, установленным в отношении различной металлопродукции в различных государственных стандартах. Государственные стандарты предназначены для использования как изготовителями продукции, так и ее потребителями. Непосредственно сами государственные стандарты указывают на необходимость владения потребителем полной информации о требуемом для выполнения работ товаре, т.к. товар производится изготовителем именно по заявке потребителя.
Данную информацию подтверждает, например, ГОСТ 535-2005 "Прокат сортовой и фасонный из стали углеродистой обыкновенного качества", где в п.3.5 указывается, что в зависимости от нормируемых показателей прокат подразделяют на категории от 1 до 7 и категорию указывают в заказе. Если учесть, что категория стали определяет ее физико-механические свойства, такие как предел текучести, временное сопротивление, относительное удлинение, изгиб в холодном состоянии, ударная вязкость, и, в том числе, нормирование свойств по химическому составу, то можно понять, что потребитель должен владеть полной информацией о товаре, в том числе о механических свойствах и химическом составе_
В отношении непосредственно стали тонколистовой оцинкованной действует ГОСТ 14918- 80 "Сталь тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий". Ссылка на данный ГОСТ указана в разделе "Описание объекта закупки". В соответствии с п.3.2 вышеуказанного ГОСТ марки стали должны соответствовать приведенным в табл. 1 а. Согласно данной таблице применяются различные марки стали в зависимости от группы стали, категории вытяжки, категории качества. Именно для конкретизации требований к стали оцинкованной тонколистовой, что должно облегчить участнику закупки подготовку сведений о товаре, используемом для выполнения работ, заказчик, проанализировав данную таблицу, сразу в аукционной документации указал необходимые требования по марке стали и химическому составу стали. В соответствии с п.4.2 ГОСТ 14918-80 данные химического состава стали указываются в документе о качестве.
В отношении труб стальных сварных водогазопроводных по ГОСТ 3262-75, указанному в Описании объекта закупки, п.5.1, маркировка, упаковка и хранение труб определяется по ГОСТ 10692-80 "Трубы стальные, чугунные и соединительные части к ним. Приемка, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение (с Изменениями N 1, 2, 3, 4, 5)", п. 1.1.1, Маркировка должна содержать размер трубы, марку стали, товарный знак или наименование и товарный знак предприятия-изготовителя.
Ни Законом N 44-ФЗ, ни Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не запрещено включать в документацию об аукционе требование к физико-химическим показателям товара. Какого-либо перечня таких требований, описания, позволяющего определять их таковыми, в законодательстве не содержится_
Заказчик НЕ предъявляет требования к наличию товара у участника закупки_" (цитаты из возражений на жалобу).
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктами 1- 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Комиссия, ознакомившись с документацией об Аукционе, утвержденной 20.01.2016, установила, что в Приложении N1 к Техническому заданию в форме 1 "Сведения о качестве, технических характеристиках, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах)" к некоторым товарам, используемым при техническом обслуживании зданий и сооружений, Заказчиком установлены избыточные требования к их производству. К примеру, в пункте 1 "Сталь угловая первого класса 50x5 мм" - требование к "Кривизна уголков не должна превышать 0,4% длины"; в пункте 6 "Трубы стальные сварные водогазопроводные" - "Трубы из стали марки Ст3пс с содержанием, массовая доля элементов, %: углерода 0,14- 0,22%, марганца - 0,40-0,65%, кремния - 0,05-0,15%, массовая доля хрома, никеля и меди не более 0,3% каждого, массовая доля азота не более 0,01%, массовая доля серы не более 0,050%, фосфора не более 0,04%, мышьяка не более 0,08%"; в пункте 9 "Трубы напорные из термопластов" - "Изменение длины труб после прогрева при температуре испытаний 135_2оС (в течение 60_2 мин или 120_2 мин в зависимости от толщины стенки труб, мм, до 8 включ. или от 8 до 16), %, не более 2"; в пункте 14 "Краска водно-дисперсионная" - "массовая доля нелетучих веществ, %, 52-57; степень перетира, мкм, не более 60"; в пункте 15 "Листы гипсокартонные" - "эффективная активность естественных радионуклидов в гипсокартонных листах не должна превышать 370 Бк/кг" (цитаты из Технического задания) и т. п. по другим позициям.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупок товаров, используемых при выполнении работ, веществ и компонентов, из которых они состоят, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации неправомерные требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе конкретных показателей веществ, применяемых при изготовлении товаров, противоречат пункту 1 части 1, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем довод Заявителя нашел свое подтверждение.
5. По мнению Заявителя, из требований аукционной документации не представляется возможным определить, какой товар должен соответствовать указанным Заказчиком государственным стандартам.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили следующее:
"В отношении положения жалобы, что Заказчиком не установлено какой именно государственный стандарт соответствует определенному товару заказчик считает, что законодательство о контрактной системе и не регламентирует подобную детализацию описания объекта закупки.
Объявляя закупку на проведение работ, оказание услуг, при осуществлении которых используется товар, заказчик предполагает, что на выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, будут претендовать участники, обладающие необходимой квалификацией в данной области, технически грамотные, имеющие опыт, специалистов, оборудование, инструмент для выполнения подобных работ_
Неумение или незнание как сопоставить какой именно государственный стандарт соответствует определенному товару, может привести в случае выигрыша аукциона к тяжелым последствиям в ходе выполнения работ, оказания услуг_
ФЗ N 44-ФЗ не регламентирует форму указания соответствующего ГОСТ: в общем разделе или напротив конкретного материала. Все государственные стандарты находятся в широком доступе и их наименование легко определяется при открытии ГОСТ.
Проектом государственного контракта, п.3.1.15, предусмотрено проводить плановые и внеплановые обследования и проверки технического состояния объектов имущественного комплекса, оценивать качество оказания услуг Исполнителем в соответствии с требованиями ГОСТов, СНиПов и СанПиНов, приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, других нормативных правовых актов Российской Федерации. Пунктом 3.4.2. предусмотрено требование Обеспечивать соответствие оказываемых Услуг требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам и т.п.), лицензирования, установленным действующим законодательством Российской Федерации и Контрактом. Пунктом 5.12. предусмотрено, что Оказание услуг должно производиться с соблюдением действующих на территории Российской Федерации законов, норм и правил.
А вот каким государственным стандартам должно соответствовать качество оказываемых услуг указано в аукционной документации в разделе "Описание объекта закупки", что должно обеспечить, с одной стороны, для Исполнителя конкретный перечень государственных стандартов, которым должны соответствовать оказываемые услуги, а с другой стороны, для заказчика, возможность осуществления должного контроля по исполнению предмета государственного контракта_" (цитаты из возражений на жалобу).
Также установлено, что раздел III. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ Технического задания документации об Аукционе устанавливает перечень ГОСТ для товаров необходимых для выполнения работ:
"Качество Работ, товаров (материалов), используемых при выполнении работ, должно соответствовать требованиям действующих ГОСТ, СНиП (в том числе нижеперечисленных), технических регламентов, условий, правил, норм взрыво- и пожарной безопасности, иных нормативных документов, а также действующего законодательства Российской Федерации.
Минимально необходимые требования в отношении нормативных документов, определяющих качество работ, услуг, товаров, используемых для выполнения работ, оказания услуг, входящих в предмет контракта: СП 48.13330.2011 Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004 Организация строительства; ГОСТ 8509-93; ГОСТ 26633-2012; ГОСТ 28013-98; ГОСТ 530-2012; ГОСТ 3262-75; ГОСТ Р 53630-2009; ГОСТ 32415-2013; ГОСТ 31311-2005; ГОСТ 28196-89; ГОСТ 6266-97; ГОСТ 6141-91; ГОСТ 6787-2001; ГОСТ 22689-2014; ГОСТ 5631-79; ГОСТ 14791-79; ГОСТ 10354-82; ГОСТ 7338-90; ГОСТ 14918-80; ГОСТ 3282-74; ГОСТ 8736-2014; ГОСТ 30055-93; ГОСТ 3634-99; ГОСТ 1811-97; ГОСТ Р 54170-2010; ГОСТ Р 53630-2009; ГОСТ 32415-2013; ГОСТ 32389-2013; ГОСТ 10618-80; ГОСТ 10621-80; ГОСТ 1144-80; ГОСТ 8486-86; ГОСТ 24454-80; ГОСТ 5781-82; ГОСТ 10503-71; ГОСТ 24064-80; ГОСТ 2162-97; ГОСТ 2889-80; ГОСТ Р 54562-2011; ГОСТ 9179-77; ГОСТ 31108-2003; ГОСТ 6465-76; ГОСТ 25129-82; ГОСТ 8267-93; ГОСТ 8736-2014; ГОСТ 6617-76; ГОСТ 30136-95; ГОСТ 21520-89; ГОСТ 3826-82; ГОСТ 28117-89; ГОСТ 31996-2012; ГОСТ Р 51324.1-2012; ГОСТ Р 54170-2010; ГОСТ 8292-85;
Исполнитель должен в ходе выполнения работ, оказания услуг использовать материалы, конструкции, оборудование, качество которых и комплектация соответствуют требованиям действующих государственных стандартов (ГОСТов), технических условий (ТУ), требованиям иных нормативных документов, а также требованиям действующего законодательства Российской Федерации, что должно подтверждаться наличием у Исполнителя соответствующих документов, свидетельствующих о качестве используемых материалов, оборудования и конструкций, выданных уполномоченной на то организацией, в том числе наличием сертификатов соответствия, сертификатов пожарной безопасности и иных документов" (цитата).
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что инструкция содержащаяся в документации об Аукционе не позволяет сопоставить какими именно требованиями государственных стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, участникам закупки следует руководствоваться при указании в своих заявках соответствующих значений показателей товара.
Комиссия приходит к выводу, что инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, содержащаяся в документации об Аукционе, установлена Заказчиком ненадлежащим образом, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, довод Заявителя нашел свое подтверждение.
6. Комиссией установлено, что 10.02.2016 Комиссией Крымского УФАС России рассмотрена жалоба ООО "СКАЙЛАЙН" на положения документации данного Аукциона и в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка.
По результатам рассмотрения указанной жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссией принято решение 10.02.2016 по делу N06/91-16 о признании в действиях Заказчика нарушений частей 1, 13 статьи 34, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, частей 1, 2 статьи 70 Закона о контрактной системе, передаче материалов дела N06/91-16 соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении и выдаче Заказчику предписания по делу N06/91-16 об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия решила:
Признать жалобу Заявителя обоснованной частично.
Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Учитывая, что Комиссией Крымского УФАС России 10.02.2016 принято решение по делу N06/91-16, согласно которому Заказчику выдано предписание по делу N06/91-16 об устранении Заказчиком нарушений Закона о контрактной системе, Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе по делу N06/97-16 не выдавать.
Учитывая, что Комиссией Крымского УФАС России 10.02.2016 принято решение по делу N06/91-16, согласно которому материалы дела N06/91-16 переданы соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы дела N06/97-16 соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю N 06/605 (опубликовано 15 февраля 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.2.2016