Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
N 07-16-14/2016 (опубликовано 25 февраля 2016 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (приказ Оренбургского УФАС России N 12 от 14.01.2016 г.), в составе:
Председателя Комиссии -; членов Комиссии:,
в отсутствии представителя заявителя ООО "КП-Сервис", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,
в присутствии представителя ответчика государственного автономного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница им. Н.И. Пирогова" города Оренбурга
рассмотрев жалобу (вх. N 635кэ от 02.02.2016) ООО "КП-Сервис" (460000, г. Оренбург, ул. Туркестанская, д. 41) на действия государственного автономного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница им. Н.И. Пирогова" города Оренбурга (460048, Оренбургская, Оренбург, Победы, дом 140, корпус В), при проведении запроса котировок на оказание консультационно-юридических услуг для нужд ГАУЗ "ГКБ им. Н.И. Пирогова" г. Оренбурга (извещение N 31603231547), установила:
В Оренбургское УФАС России поступила жалоба (вх. N 635кэ от 02.02.2016) от ООО "КП-Сервис" (460000, г. Оренбург, ул. Туркестанская, д. 41) (далее - заявитель) на действия государственного автономного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница им. Н.И. Пирогова" города Оренбурга (460048, Оренбургская, Оренбург, Победы, дом 140, корпус В) (далее - ответчик, заказчик, предприятие) при проведении запроса котировок на оказание
консультационно-юридических услуг для нужд ГАУЗ "ГКБ им. Н.И. Пирогова" г. Оренбурга (извещение N 31603231547).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч.11 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заявителю направлено уведомление о принятии жалобы к рассмотрению.
В порядке ч.11 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" организатору торгов Заказчику выставлено требование о приостановлении конкурса до рассмотрения указанной жалобы по существу.
Исходя из содержания жалобы, в документации о запросе котировок установлен ряд требований, которые вводят участников закупки в заблуждение:
в документации имеются разночтения относительно срока оплаты услуг.
Так, в пункте 8 документации указано: "Форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги: Оплата осуществляется в течение 90 банковских дней с момента поставки товара".
В тоже время согласно пункту 3.4. проекта договора: "Оплата по настоящему Договору производится путем безналичного перечисления на расчетный счет Исполнителя за счет средств, поступающих от оказания медицинской помощи по программе ОМС в течение 30 (тридцати) банковских дней после подписания акта оказанных услуг".
В пункте 11 "Требования к участникам запроса котировок, Обязательные требования: Участник размещения заказа должен соответствовать следующим требованиям: наличие высшего образования в сфере размещения заказов".
Во-первых, участником закупки может быть не только физическое лицо, но и индивидуальный предприниматель, а также юридическое лицо.
Так индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу не может быть присвоено высшее образование.
Следовательно, требование наличия высшего образования не может быть предъявлено в качестве требования к участнику закупки.
Ответчик согласился первым доводом жалобы указав что была допущена техническая ошибка в документации и в проекте договора в части указания срока оплаты с момента поставки товара, по второму доводу жалобы не согласился, представил письменные пояснения N УЗ-21/227 от 09.02.2016 г, вх. N 860 от 10.02.2016 г.
Исследовав материалы дела по существу, заслушав пояснения ответчика, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.
УФАС по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" 135 - ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
22.01.2016 года г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении запроса котировок на оказание консультационно-юридических услуг для нужд ГАУЗ "ГКБ им. Н.И. Пирогова" г. Оренбурга (извещение N 31603231547).
Согласно ч. 1 статьи 2 Закона о закупках N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии ч.2 ст.2 Закона N223-ФЗ, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Документация запроса котировок на оказание консультационно - юридических услуг для нужд ГАУЗ "ГКБ им. Н.И. Пирогова" г. Оренбурга утверждена главным врачом ГАУЗ "ГКБ им. Н.И. Пирогова" г. Оренбурга А
В пункте 8 документации указано: "Форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги: Оплата осуществляется в течение 90 банковских дней с момента поставки товара".
В пункте 3.4. проекта договора: "Оплата по настоящему Договору производится путем безналичного перечисления на расчетный счет Исполнителя за счет средств, поступающих от оказания медицинской помощи по программе ОМС в течение 30 (тридцати) банковских дней после подписания акта оказанных услуг".
Комиссией установлено, что оплата по договору с момента поставки товара в документации и в проекте договора не совпадает, следовательно, срок поступления денежных средств является не определенным, тем самым не возможно, установить срок оплаты с момента поставки товара.
Следовательно, данный довод жалобы является обоснованным.
В п. 16 указаны требования к содержанию и составу заявки на участие в запросе котировок, заявка на участие в запросе котировок должна содержать следующее:
1. Сведения и документы об участнике закупки, подавшем заявку:
для юридического лица:
а) заполненную форму заявки на участие в запросе котировок в соответствии с документацией о запросе котировок (Приложение N 1 к запросу котировок);
б) анкету юридического лица по установленной в документации о запросе котировок форме (Приложение N 2 к запросу котировок);
в) свидетельство о государственной регистрации юридического лица либо свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года;
для индивидуального предпринимателя:
а) заполненную форму заявки на участие в запросе котировок в соответствии с требованиями документации о запросе котировок (Приложение N 1 к запросу котировок);
б) анкету индивидуального предпринимателя по установленной в документации о проведении запроса котировок форме (Приложение N 2 к запросу котировок);
в) свидетельство о внесении записи в Единый государственной реестр индивидуальных предпринимателей (копию);
для физического лица:
а) заполненную форму заявки на участие в запросе котировок по установленной документацией о запросе котировок форме (Приложение N 2 к запросу котировок);
б) заполненную анкету физического лица по установленной в документации о запросе котировок форме (Приложение N 3 к запросу котировок);
в) нотариально заверенную копию паспорта гражданина Российской Федерации (всех страниц независимо от наличия на них записей), либо документа, подтверждающего личность гражданина иного государства или лица без гражданства с приложением перевода данного документа на русский язык, заверенного нотариально;
г) в случае участия в запросе котировок физического лица, являющегося гражданином иностранного государства либо лицом без гражданства, дополнительно представляются документы, подтверждающие законность нахождения на территории Российской Федерации и осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации".
Требований о предоставлении документов, свидетельствующих о наличии высшего образования в сфере размещения заказов у заказчика не имелось, следовательно, не могло послужить основанием для отклонения заявки участников.
Поскольку заявитель заявку на участие в конкурсе не подавал, следовательно, указанные обстоятельства не послужили и не могли послужить основанием для нарушения прав и законных интересов заявителя.
Следовательно, указанный довод жалобы является необоснованным.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что п. 17.13 Положения о закупке установлено, что срок подписания договора с победителем не должен превышать пятнадцать дней, с момента вручения договора победителю.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики в силу положений части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ обязаны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограниче-ний конкуренции по отношению к участникам закупки, а также необоснованного огра-ничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Учитывая изложенное, требования к заявке не могут рассматриваться как сугубо формальные препятствия к участию в размещении заказа, а должны преследовать цель исключения ненадлежащих участников торгов, не отвечающих условиям, значимым для правового регулирования с точки зрения специфики охраняемых законом общест-венных отношений.
Согласно части 10 статьи 3 ФЗ-223, участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 156-ФЗ)
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 4 статьи 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" обжалование действий (бездействия) организатора торгов в антимонопольный орган в соответствии с настоящим порядком допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информацион-но-телекоммуникационной сети "Интернет" со дня такого размещения, за исключени-ем случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Указанный срок определен законодателем с учетом соблюдения баланса интересов сторон. При этом если интересом заказчика и победителя торгов является как можно ско-рейшее заключение договора по результатам проведенных торгов, то интересом других участников торгов является наличие права на защиту своих интересов от возможных недобросовестных действий заказчика и победителя торгов.
Данное право участников (на защиту) выражено в возможности обратиться с за-явлением в административный (антимонопольный) орган для обжалования результатов торгов и защиты своих прав и законных интересов.
Десятидневный срок с точки зрения соблюдения интересов победителя торгов, заказчика и участника торгов, обжалующего результаты торгов является относительно коротким, чтобы повлечь негативные последствия для заказчика и побе-дителя торгов, оказать негативное воздействия на гражданский оборот, и достаточным для обжалования участниками торгов результатов торгов с целью защиты своих закон-ных прав и интересов.
Таким образом, часть 4 ст. 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" подразумевает возможность заинтересованных лиц (участников торгов) обратиться в течение данного десятидневного срока в антимонопольный орган для обжалования не-законных действий заказчика.
Вместе с тем согласно части 17 статьи 18.1 ФЗ - 135 "О защите конкуренции" при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Комиссией антимонопольного органа установлено, что в заключение договора с победителем ранее десяти дней, лишает заявителя возможности восстановить право на участие в торгах, в случае выдачи антимонопольным органом предписания об устранении нарушений порядка проведения процедуры торгов, в части определения победителя.
На основании вышеизложенного, Комиссия делает вывод о необходимости внесения изменений в Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд государственного автономного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница им. Н.И. Пирогова" города Оренбурга, в части установления условия о заключении договора с победителем торгов не ранее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информацион-но-телекоммуникационной сети "Интернет" со дня такого размещения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23, Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать жалобу вх. N 635кэ от 02.02.2016) ООО "КП-Сервис" (460000, г. Оренбург, ул. Туркестанская, д. 41) на действия государственного автономного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница им. Н.И. Пирогова" города Оренбурга (460048, Оренбургская, Оренбург, Победы, дом 140, корпус В), при проведении запроса котировок на оказание консультационно-юридических услуг для нужд ГАУЗ "ГКБ им. Н.И. Пирогова" г. Оренбурга (извещение N 31603231547), обоснованной.
2. Выдать предписание организатору торгов - ГАУЗ "Городская клиническая больница им. Н.И. Пирогова" города Оренбурга о внесении изменения в Положение о закупках.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Предписание по делу N 07-16-14/2016
о совершении действий, направленных на устранение нарушения порядка проведения торгов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии -; членов Комиссии:
руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч.1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135 "О защите конкуренции", на основании решения от __.02.2016 г. по делу N 07-16-14/2016, предписывает:
1. Организатору торгов - ГАУЗ "Городская клиническая больница им. Н.И. Пирогова" города Оренбурга (460048, Оренбургская, Оренбург, Победы, дом 140, корпус В), при проведении запроса котировок на оказание консультационно-юридических услуг для нужд ГАУЗ "ГКБ им. Н.И. Пирогова" г. Оренбурга (извещение N 31603231547) внести изменения в Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГАУЗ "ГКБ им. Н.И. Пирогова" г. Оренбурга, в части установления условия о заключении договора с победителем торгов не ранее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информацион-но-телекоммуникационной сети "Интернет" со дня такого размещения.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Оренбургское УФАС России в трехдневный срок с момента исполнения предписания, представив документы, подтверждающие его исполнение.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3-х месяцев со дня его выдачи.
Примечание: неисполнение в установленный срок настоящего Предписания влечет наложение административного штрафа в соответствии с ч. 7.2 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области N 07-16-14/2016 (опубликовано 25 февраля 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.2.2016