Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
от 12 февраля 2015 г.
Я, заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю Кочетков Андрей Васильевич (656015, г. Барнаул, пр. Ленина, 81), рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N 13-АД (КЗ) 02-16, возбужденного в отношении должностного лица Заказчика - начальника Межрайонной ИФНС N 4 по Алтайскому краю К<_> по признакам состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), в связи с принятием решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением Закона о контрактной системе, установил:
В результате рассмотрения уведомления о заключении Межрайонной ИФНС России N 4 по Алтайскому краю государственного контракта в соответствии с ч.2 ст. 93 Закона о контрактной системе с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) ООО "Аура" и на "Выполнение работ по капитальному ремонту административного здания по адресу: г. Новоалтайск, ул. 22 Партсъезда, д. 12" Управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю в действиях Заказчика было выявлено нарушение п.9 ч.1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), выразившееся в выборе не верного способа определения поставщика для заключения государственного контракта, что содержит состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 7.29 КоАП РФ - "Принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона".
По данному факту в отношении начальника Межрайонной ИФНС N 4 по Алтайскому краю К<_> было возбуждено административное производство.
Рассмотрение дела происходило в присутствии К<_>
К<_> свою вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.29 КоАП РФ, не признала. А так же пояснила, что считает решение о заключении контракта по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе правомерным.
Исследовав материалы дела и доказательства по делу, лицо призванное решить дело об административном правонарушении, приходит к следующему выводу.
02.12.2015 г. в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступило уведомление Межрайонной ИФНС России N 4 по Алтайскому краю (исх. N 02-16/11111 от 01.12.2015 г.) о заключении государственного контракта N 30 от 01.12.2015 г. между Межрайонной ИФНС N 4 по Алтайскому краю (далее - Заказчик) и ООО "Аура" (далее - Исполнитель, подрядчик) на сумму 7 210 970 (семь миллионов двести десять тысяч девятьсот семьдесят) рублей 00 копеек на основании п.9 ч.1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с п.9 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика возможна вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
На основании п.9 ч.1 ст. 93 закона о контрактной системе, закупки определённых товаров, работ, услуг могут осуществляться только вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, что подразумевает наличие свершившегося события, когда применение иных способов определения поставщика требующих затрат времени, нецелесообразно.
Согласно пояснениям заказчика основанием для заключения контракта послужили следующие обстоятельства: позднее поступление финансирования для осуществления закупки на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания по адресу: г. Новоалтайск ул. 22 Партсъезда, длительность (по времени) проведения процедуры определения поставщика, а так же аннулирование аукциона в результате рассмотрения УФАС по Алтайскому краю поступивших жалоб и необходимость оперативного устранения ситуации, возникшей вследствие непреодолимой силы.
Действительно, в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю ранее поступали жалобы ООО "Юпитер", ООО "Фаворит" ООО "Серебрянный век Сибири" ООО "Бизнес-конструкция" ООО ТК "Геора" на положения аукционной документации, при проведении электронного аукциона N 0117100011515000036 на выполнение "Работы по капитальному ремонту административного здания по адресу: г. Новоалтайск ул. 22 Партсъезда, 12".
В результате рассмотрения жалоб действия Заказчика, выразившиеся в нарушении пункта 10 части 1 статьи 31, пунктов 1,2 части 1 статьи 33, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, комиссией УФАС по Алтайскому краю были признаны неправомерными. УФАС по Алтайскому краю было принято решение об аннулировании аукциона N 0117100011515000036. Однако данное обстоятельство, не является обстоятельством непреодолимой силы.
Исходя из положений п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), непреодолимая сила характеризуется несколькими связанными между собой признаками. К ним, в частности, относятся чрезвычайность и непредотвратимость обстоятельств при данных условиях.
Под чрезвычайностью следует понимать невозможность предвидения наступления соответствующих обстоятельств. Чрезвычайность обстоятельства - то, что не могло быть учтено лицом ни при каких обстоятельствах, что не относится к жизненном риску (например наводнение, землетрясение).
Именно указанные обстоятельства допускают заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) только в том количестве и объеме, которые необходимы для ликвидации последствий. Необходимо наличие такого условия, как нецелесообразность применения иных способов размещения заказа, требующих затрат времени.
Между тем, как следует из материалов дела, в подтверждение правомерности принятия решения К<_> были представлены фотографии подвала, где прорвало трубы, а так же пояснения, что капитальный ремонт здания не выполнялся с 1998 года.
Таким образом, бездействие собственника на протяжении семнадцати лет привело к столь срочному заключению контракта. Так же контракт был заключен не на ремонт прогнивших труб, а на капитальный ремонт всего здания.
Вышеперечисленные обстоятельства, не являются основанием для проведения Заказчиком закупки на данный объект в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, то есть вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы.
В соответствии с ч.1,2,5 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе" Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно ст. 48 Закона о контрактной системе Заказчик осуществляет закупки во всех случаях путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Ч. 2 ст. 59 обязывает Заказчика проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 г. N 2019-р установлен перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион). Виды работ, являющиеся предметом контракта, указанные в п. 45 данного перечня (работы строительные).
С учетом вышеизложенного, закупка должна была осуществляться посредством электронного аукциона.
Таким образом, действия должностного лица заказчика по выбору способа определения поставщика при заключении государственного контракта на "Выполнение работ по капитальному ремонту административного здания по адресу: г. Новоалтайск, ул. 22 Партсъезда, д. 12" содержат состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ - "Принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона".
В соответствии с частью 1 статьи 107 Закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
Приказом N ММВ-10-4/1314@ от 17.12.2014 г. К<_> назначена на должность начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Алтайскому краю.
Приказом N ММВ-10-4/1486@ от 22.12.2015 г. К<_> продлен срок замещения должности начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Алтайскому краю.
В соответствии с пунктом 3.1 должностного регламента начальника Межрайонной ИФНС России N 4 по Алтайскому краю от 29.04.2015 г. начальник инспекции организует и осуществляет на принципах единоналичия общее руководство инспекцией.
В соответствии с пунктом 8 Приложения N2 (далее - Приложение) к Приказу N 01-05/071@ от 20.02.2015 г. Инспекцию возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФНС России. Начальник инспекции несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Инспекцию задач и функций.
Пунктом 9.1 Приложения установлено, что начальник Инспекции организует и осуществляет на принципах единоналичия общее руководство и контроль за деятельностью Инспекции.
Контракт был подписан К<_> таким образом, К<_> является лицом, ответственным за принятие решения о закупке у единственного поставщика.
С учетом вышеизложенного, в действиях должностного лица - начальника Межрайонной ИФНС России N 4 по Алтайскому краю - К<_> содержится состав административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст. 7.29 КоАП РФ "Принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона".
Таким образом, из материалов административного дела следует, что вина начальника Межрайонной инспекции ИФНС России N 4 по Алтайскому краю - К<_> установлена.
Контракт заключен 01.12.2015 г. следовательно, датой совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.29 КоАП РФ, следует считать 01.12.2015 г.
С учётом вышеизложенного, срок привлечения к административной ответственности не истёк.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Руководствуясь статьями 23.48, 23.66, 29.9, а также частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
Признать начальника Межрайонной ИФНС России N 4 по Алтайскому краю - К<_> виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) руб. 00 коп.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Административный штраф должен быть перечислен по следующим реквизитам:
Р/с N 40101810100000010001 в БАНК-ОТДЕЛЕНИЕ БАРНАУЛ Г. БАРНАУЛ;
БИК банка получателя: 040173001;
Реквизиты получателя:
ИНН: 2221022528,
КПП: 222401001 Управление федерального казначейства по Алтайскому краю (Алтайское краевое УФАС России);
ОКТМО: 01701000;
Код дохода: 161 1 16 33010 01 6000 140;
Назначение платежа: денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
В соответствии с частью 4 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно пункту 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Постановление составлено на 3 (трех) листах, 6 (шести) страницах.
Постановление, если оно не было обжаловано, вступает в законную силу по истечении 10 суток со дня получения копии постановления.
Срок предъявления постановления к исполнению - 2 года.
Заместитель руководителя управления А.В. Кочетков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 12 февраля 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.2.2016