Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
N 06-10.1/21-2016 (опубликовано 25 марта 2016 г.)
РЕШЕНИЕ по делу N 06-10.1/21-2016 24 марта 2016 года г. Омск Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело N 06-10.1/21-2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения обществом с ограниченной ответственностью "Город 55" (далее - ООО "Город 55", Общество) на интернет-сайте www.gorod.55.ru рекламы, содержащей признаки нарушения требований статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"), в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "Город 55" (ИНН 5506069422, 644024, г. Омск, пр-т К. Маркса, д. 3, к. 1) - (доверенность от 01.03.2016), УСТАНОВИЛА: В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Омского УФАС России был осуществлен осмотр интернет-сайта www.gorod.55.ru, в результате которого выявлен факт распространения рекламы купонов на получение скидки у ресторанов и служб доставки г. Омска ("Суши Маркет Сибирь", "Мастер Pizza", "Аладжин", "Японский домик", "Хочу суши", "Ханзо"), предлагающих возможность заказа доставки готовых блюд (т.е. реализующих свои товары дистанционным способом), а именно: - "Очень вкусное меню от службы доставки "Суши Маркет Сибирь" со скидкой 65 %. Цена 30 р. Стоимость различная. Скидка 65 %. Продано 5. Подробнее". Указанная реклама сопровождалась изображением роллов; - "Скидка 50 % на все меню службы доставки "Мастер Pizza". "Семейная", "Супер" или фирменная "Мастер!". Цена 70 р. Стоимость различная. Скидка 50 %. Продано 38. Подробнее". Указанная реклама сопровождалась изображением пиццы; -"Осетинские пироги от службы доставки "Аладжин" со скидкой 50 %. Цена 50 р. Стоимость различная. Скидка 50 %. Продано 11. Подробнее". Указанная реклама сопровождалась изображением пирога; - "Сет "Легенда" от суши-бара "Японский домик" со скидкой 50 %. Цена 30 р. Стоимость 599 р. Скидка 50 %. Экономия 299 р. Продано 32. Подробнее". Указанная реклама сопровождалась изображением роллов; - "Все меню от ресторана доставки "Хочу суши" со скидкой 55 %. Цена от 70 р. Стоимость различная. Скидка 55 %. Продано 8. Подробнее". Указанная реклама сопровождалась изображением роллов; - "Все меню от службы доставки суши "Ханзо" со скидкой 60 %. Цена от 70 р. Стоимость различная. Скидка 65 %. Продано 6. Подробнее". Указанная реклама сопровождалась изображением роллов. Учитывая, что помимо рекламы купонов на сайте www.gorod.55.ru распространялась реклама товаров, реализуемых дистанционным способом вышеуказанными ресторанами и службами доставки, следовательно, такая реклама должна распространяться с соблюдением требований статьи 8 Федерального закона "О рекламе", согласно которой в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. В силу пункта 2 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара). При такой продаже покупатель находится в худшем положении по сравнению с тем, кто непосредственно видит товар или его образец, поскольку может ознакомиться только с описанием товара либо его изображением. Согласно положениям договора публичной оферты, размещенного на сайте www.gorod.55, ООО "Город 55" является владельцем и администратором данного сайта, в том числе размещает на нем предложения продавцов о реализации клиентам товаров и услуг. В Письме ФАС России от 13.09.2012 г. N АК/29977 указано на то, что поскольку владелец (администратор) сайта осуществляет наполнение данного сайта информацией и обладает правами модератора размещаемой информации, то именно он должен признаваться рекламораспространителем в случае выявления рекламы, размещенной на данном сайте. Из пояснений ООО "Город 55" от 21.03.2016 следует, что ".информация о продукции указанных служб содержит сведения, предусмотренные ст. 8 ФЗ "О рекламе", в том числе наименование, место нахождения, ОГРН. Информация о товаре, приобретаемом со скидкой, и способах его приобретения указана на сайтах продавцов, ссылки на которые имеются в соответствующих разделах, предоставляющих информацию о купонах.".
Омское УФАС России не может согласиться с указанным доводом Общества, поскольку размещение информации на иных сайтах (сайтах изготовителей (продавцов) товаров) не может свидетельствовать о соблюдении ООО "Город 55" требований статьи 8 Федерального закона "О рекламе". Отсутствие необходимой информации в рекламе товаров служб заказа доставки готовых блюд подтверждается актами фиксации электронных страниц интернет-сайта www.gorod.55.ru от 09.03.2016: 1. http://gorod.55/coupons/detail/sushi-4565 (реклама службы доставки "Суши-Маркет Сибирь"); 2. http://gorod.55/coupons/detail/pizza-4370 (реклама службы доставки "Мастер Pizza"); 3. http://gorod.55/coupons/detail/aladdgin-4522 (реклама службы доставки "Аладжин"); 4/ http://gorod.55/coupons/detail/sushi-4460 (реклама суши-бара "Японский домик"); 5. http://gorod.55/coupons/detail/sushi-4468 (реклама ресторана доставки "Хочу суши"); 6. http://gorod.55/coupons/detail/hanzo-4469 (реклама службы доставки суши "Ханзо"). Кроме того Обществом даны пояснения о том, что "ООО "Город55" является администратором сайта gorod55.ru. ООО "Город55" не заключало договоров с указанными лицами о размещении рекламы о продукции или услугах на сайте gorod55.ru, не получало денежных средств от указанных лиц. ООО "Город55" осуществляет реализацию купонов (права на получение скидок) на товары и услуги Продавца. Предложение о приобретении купонов (оферта) размещено на сайте. Информация, размещаемая в разделе сайта "купоны" является рекламой продаваемых ООО "Город55" скидок на соответствующие товары (купоны), и направлена на формирование интереса потребителей к приобретению купонов, дающих право на получение скидки при приобретении соответствующих товаров. Сами товары приобретаются у соответствующего Продавца (со скидкой, право на которую было приобретено потребителем (купон)), который определяет условия и способы приобретения товаров.На основании изложенного просим прекратить производство по делу ввиду отсутствия нарушения законодательства о рекламе". Омское УФАС России не может согласиться с доводами ООО "Город 55" по следующим основаниям. Из положений договора публичной оферты (купоны), размещенного на электронной странице http://gorod55.ru/help#howto-coupons следует, что настоящий договор, а также информация о продукте, представленная на сайте www.gorod.55.ru, являются публичной офертой в соответствии со статьей 435 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и частью 2 статьи 437 ГК РФ. Указанный договор адресован Клиентам и является официальным и публичным предложением Продавца (т.е. индивидуального предпринимателя или юридического лица, оказывающих услуги, продающих товары, выполняющих работы, предложения на которые размещены на сайте www.gorod55.ru и состоящих с ООО "Город 55" в договорных отношениях), в лице его Представителя (т.е. ООО "Город 55", оперирующее сайтом www.gorod55.ru, и размещающее на нем предложения Продавца на реализацию Продукта Клиентам), действующего от имени и за счет Продавца, заключить договор на реализацию Продукта, предмет и условия которого указаны в соответствующем разделе сайта www.gorod55.ru. Клиент, принимая условия настоящего договора, принимает следующие условия: Акция - предложение Продавца о продаже Продукта определенного ассортимента с определенной скидкой или без нее в течение определенного периода времени на Сайте. Заказ - соответствующим образом оформленный и размещенный заказ Клиента адресованный Представителю, на продажу выбранного на Сайте Продукта. Клиент - дееспособное физическое лицо, которое является гражданином России или иного государства, размещающее заказы и приобретающее Продукты, которые представлены на сайте в сети Интернет www.gorod55.ru, для своих личных целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Купон - электронное документальное подтверждение оплаты Клиентом Заказа, содержащее уникальный серийный номер, информацию об условиях, стоимости Продукта, порядке оказания услуг, покупке товаров (исключениях, ограничения и подобной информации), и необходимое к предъявлению Клиентом Продавцу для получения Продуктов Продавца Продукт - размещенные на сайте сервиса Город55 предложения юридических лиц и/или индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги, выполняющих работы, или продающих товары со скидкой к их базовой стоимости Клиентам Город55. Под Продуктом для целей настоящего Договора понимается как сами услуги, товары и работы, реализуемые Продавцом со скидкой на основании предъявленного купона без доплаты со стороны Клиента, так и право Клиента получить скидку в размере указанном в Купоне к их базовой цене; Сайт - сайт Представителя, расположенный по адресу www.gorod55.ru и содержащий все признаки публичной оферты". Таким образом, довод Общества о том, что "ООО "Город55" не заключало договоров с указанными лицами о размещении рекламы о продукции или услугах на сайте gorod55.ru" является несостоятельным, поскольку нарушает условия договора оферты, размещенном на сайте www.gorod55.ru.
Федеральный закон "О рекламе" устанавливает следующие понятия: реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Как указано в письме ФАС России N АЦ/4624 "О понятии "неопределенный круг лиц" под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена. Таким образом, ООО "Город 55", размещая в свободном доступе на сайте www.gorod55.ru информацию о возможности приобретения купонов на покупку товаров, реализуемых торговыми предприятиями ("Суши Маркет", "Мастер Pizza", "Аладжин", "Японский домик", "Хочу суши", "Ханзо"), одновременно привлекает внимание неопределенного круга лиц и к товарам и к продавцам этих товаров, что соответствует определению "реклама". Соответственно деятельность ООО "Город 55" по распространению информации о продавцах реализуемых товаров на сайте www.gorod55.ru соответствует деятельности рекламораспространителя, т.е. деятельности лица, осуществляющего распространение рекламы любым способом, в любой форме и использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе"). Указание в рекламе реализуемых товаров коммерческого обозначения лица, оказывающего услуги по доставке блюд ("Суши Маркет", "Мастер Pizza", "Аладжин", "Японский домик", "Хочу суши", "Ханзо"), не может свидетельствовать о надлежащем соблюдении рекламораспространителем требований статьи 8 Федерального закона "О рекламе", поскольку статьей 1473 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица (статья 54 ГК РФ), которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. Кроме того, в распространяемой рекламе отсутствует информация о месте нахождения и государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица либо фамилии, имени, отчестве, основном государственном регистрационном номере записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Учитывая изложенное, Комиссия Омского УФАС России считает, что ООО "Город 55" нарушило требования статьи 8 Федерального закона "О рекламе" при распространении рекламы на интернет-сайте www.gorod.55.ru. По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. В силу части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных статьей 8 Федерального закона "О рекламе" несет рекламораспространитель. Учитывая изложенное, ООО "Город 55" является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе"). Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия РЕШИЛА: 1. Признать ненадлежащей рекламу товаров ресторанов и служб доставки г. Омска ("Суши Маркет", "Мастер Pizza", "Аладжин", "Японский домик", "Хочу суши", "Ханзо", размещенную ООО "Город 55" на интернет-сайте www.gorod.55.ru, поскольку при ее распространении нарушены требования статьи 8 Федерального закона "О рекламе". 2. Выдать ООО "Город 55" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Решение изготовлено в полном объеме 25 марта 2016 года. ПРЕДПИСАНИЕ о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по делу N 06-10.1/21-2016 24 марта 2016 года г. Омск Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, на основании своего решения от 24.03.2016 по делу N 06-10.1/21-2016 о признании ненадлежащей рекламы, распространенной ООО "Город 55" на интернет-сайте www.gorod.55.ru, нарушающей требования статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, ПРЕДПИСЫВАЕТ: 1. ООО "Город 55" (ИНН 5506069422, 644024, г. Омск, пр-т К. Маркса, д. 3, к. 1) в срок до 12 апреля 2016 года прекратить нарушение требований статьи 8 Федерального закона "О рекламе", а именно: в рекламе товаров ресторанов и служб доставки г. Омска ("Суши Маркет", "Мастер Pizza", "Аладжин", "Японский домик", "Хочу суши", "Ханзо"), предлагающих к продаже товары дистанционным способом, указать сведения о продавце таких товаров (наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя). 2. ООО "Город 55" представить в Омское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 14 апреля 2016 года. В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области N 06-10.1/21-2016 (опубликовано 25 марта 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.4.2016