Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Гриненко А.В,
членов Комиссии:
ведущего консультанта отдела контроля торгов отдельных видов юридических лиц Управления контроля размещения государственного заказа Выскребенцевой А.В.,
заместителя отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Цыбульской В.И.,
главного специалиста-эксперта отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Авхименя Ю.В.,
при участии представителей:
ФГУП "Главное управление специального строительства по территории Центрального федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства": Кузьмина М.В. - доверенность N219юр от 28.05.2015, Зубарева А.Ю. - доверенность N263юр от 03.07.2015, Суганова М.В. - доверенность N262юр от 03.07.2015,
рассмотрев жалобу ЗАО "Водоканалстрой" от 29.06.2015 N3434 на действия (бездействие) заказчика ФГУП "Главное управление специального строительства по территории Центрального федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства" при проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение комплекса работ по строительству объектов энергетического хозяйства, наружных сетей канализации, сооружений водо-, тепло-, газо- снабжения, благоустройству и озеленению территорий технологических площадок N 1 и N 2 на объекте "Строительство, реконструкция специализированной радиолокационной станции СККП для обнаружения и контроля малоразмерных космических объектов (техническая зона) г. Чехов Московской области" (шифр объекта
0746-М) (извещение N 31502388735) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
(далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ЗАО "Водоканалстрой"
(далее - Заявитель) от 29.06.2015 N3434 (вх N64876/15 от 30.06.2015) на действия (бездействие) заказчика ФГУП "Главное управление специального строительства по территории Центрального федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства" (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение комплекса работ по строительству объектов энергетического хозяйства, наружных сетей канализации, сооружений водо-, тепло-, газо- снабжения, благоустройству и озеленению территорий технологических площадок N 1 и
N 2 на объекте "Строительство, реконструкция специализированной радиолокационной станции СККП для обнаружения и контроля малоразмерных космических объектов (техническая зона) г. Чехов Московской области"
(шифр объекта 0746-М) (извещение N 31502388735) (далее - Запрос предложений).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ФГУП "ГУССТ N1 при Спецстрое России", утвержденным приказом N84 от 06.03.2015 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4, частью 10 статьи 8 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
25.05.2015 на официальном сайте размещено извещение и документация о проведении Запроса предложений (далее - Извещение, Документация).
По мнению Заявителя, установленные требования к участникам в пункте 15 Информационной карты Документации противоречат целям и принципам Закона о закупках, что является нарушением части 1 статьи 2 Закона о закупках.
1. Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
В соответствии с пунктом 4 Информационной карты Документации предметом заключаемого договора по итогам Запроса предложений является "Выполнение комплекса работ по строительству объектов энергетического хозяйства, наружных сетей канализации, сооружений водо-, тепло-, газо- снабжения, благоустройству и озеленению территорий технологических площадок N 1 и N 2 на объекте "Строительство, реконструкция специализированной радиолокационной станции СККП для обнаружения и контроля малоразмерных космических объектов (техническая зона) г. Чехов Московской области" (шифр объекта 0746-М), согласно Техническому заданию для нужд ФГУП "ГУССТ N 1 при Спецстрое России", 1 лот".
Согласно пункту 4 Информационной карты Документации субподрядчик обязан выполнить полный комплекс работ по строительству на технологических площадках N 1 и N 2:
- Объектов энергетического хозяйства (Раздел 1).
- Наружных сетей, канализации, сооружений водо-, тепло-, газо- снабжения (Раздел 2).
- Благоустройству и озеленению территорий (Раздел 3).
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом, согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, потребностям заказчика.
В соответствии с пунктом 4 Информационной карты Документации субподрядчику (победителю запроса предложений) необходимо, в том числе выполнить в полном объеме комплекс работ по строительству объектов энергетического хозяйства, наружных сетей канализации, сооружений водо-, тепло-, газо- снабжения, благоустройству и озеленению территорий технологических площадок N 1 и N 2 в соответствии с Рабочей документацией, разработанной на основании Проектной документации и выданной Генподрядчиком "В производство работ".
В соответствии с пунктом 15 Информационной карты Документации участник закупки должен предоставить в составе заявки, в том числе свидетельство СРО на выполнение работ.
Документацией установлен перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе:
"_1. Геодезические работы, выполняемые на строительных площадках;
2. Подготовительные работы;
3. Земляные работы;
4. Устройство скважин;
5. Свайные работы. Закрепление грунтов;
6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций;
7. Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций
9. Работы по устройству каменных конструкций;
10. Монтаж металлических конструкций;
11. Монтаж деревянных конструкций;
12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов);
13. Устройство кровель;
14. Фасадные работы;
15. Устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений;
16. Устройство наружных сетей водопровода;
17. Устройство наружных сетей канализации;
18. Устройство наружных сетей теплоснабжения;
19. Устройство наружных сетей газоснабжения, кроме магистральных;
20. Устройство наружных электрических сетей и линий связи;
23. Монтажные работы;
24. Пусконаладочные работы;
25. Устройство автомобильных дорог и аэродромов;
29. Устройство мостов, эстакад и путепроводов;
32. Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем;
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.1. Промышленное строительство
33.2. Транспортное строительство
33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта
33.3. Жилищно-гражданское строительство
33.5. Объекты теплоснабжения
33.6. Объекты газоснабжения
33.7. Объекты водоснабжения и канализации
33.8. Здания и сооружения объектов связи;
34. Работы по осуществлению строительного контроля застройщиком, либо привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов использования атомной энергии (виды работ N 23.7, 24.32, группа видов работ N 21)
(п. 34 введен Приказом Минрегиона РФ от 23.06.2010 N 294),
* Данные виды и группы видов работ требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации - Работы, которые отмечены звездочкой (*), требуют наличия свидетельства СРО только, если они проводятся на особо опасных и уникальных объектах_".
Пунктом 7.3 проекта договора, являющийся неотъемлемой частью Документации, предусмотрено, что: "_Субподрядчик обязан выполнить Работы в соответствии с проектной и технической документацией, полученной Подрядчиком от Заказчика со штампом "В производство работ", в сроки, установленные Договором и Графиком производства работ (Приложением N 1 к Договору)_".
Вместе с тем, согласно пункту 7.5 проекта договора: "_работы, предусмотренные Договором, Субподрядчик обязан выполнить собственными силами и средствами. Субподрядчик обязуется использовать квалифицированный персонал для выполнения работ по настоящему Договору. В случае невозможности выполнения части работ своими силами, в исключительном порядке с письменного разрешения Подрядчика (согласованного при выполнении работ на режимных объектах строительства в отделе защиты государственной тайны, на остальных в управлении безопасности предприятия) допускается привлечение субподрядных организаций к выполнению данных работ. При этом Субподрядчик несет ответственность перед Подрядчиком за сроки и качество Работ и услуг, выполняемых привлеченными субподрядчиками и третьими лицами.
В случае привлечения сторонних субподрядных организаций объем работ, выполняемых собственными силами Субподрядчика, не должен быть менее 85 (восьмидесяти пяти) % от общего объема Работ, выполняемых по Договору_".
Участник Запроса предложений при выполнении работ на объекте строительства по договору субподряда с Заказчиком вправе привлечь иные организации к исполнению только часть работ в объеме 15 %.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Таким образом, учитывая требования части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 7.5 проекта договора, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.
Согласно пункту 12 Информационной карты Документации "Предусмотрена выплата аванса в размере до 30% (Тридцать процентов) от суммы договора субподряда".
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что в пункте 5.1.3.2 проекта договора в нарушение пункта 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках не установлен надлежащим образом порядок оплаты закупаемых работ, а именно конкретный размер аванса.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ЗАО "Водоканалстрой" от 29.06.2015 N3434
(вх N64876/15 от 30.06.2015) на действия (бездействие) заказчика
ФГУП "Главное управление специального строительства по территории Центрального федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства" при проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение комплекса работ по строительству объектов энергетического хозяйства, наружных сетей канализации, сооружений водо-, тепло-, газо- снабжения, благоустройству и озеленению территорий технологических площадок N 1 и N 2 на объекте "Строительство, реконструкция специализированной радиолокационной станции СККП для обнаружения и контроля малоразмерных космических объектов (техническая зона) г. Чехов Московской области" (шифр объекта
0746-М) (извещение N 31502388735) необоснованной.
2. Признать ФГУП "Главное управление специального строительства по территории Центрального федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства" нарушившим пункты 6 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 04.06.2015 N 223-ФЗ-158/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Выдать ФГУП "Главное управление специального строительства по территории Центрального федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства" обязательное для исполнения предписание, направленное на устранения выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 8 июля 2015 г. N 17/35289/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.3.2016