Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
от 12 апреля 2016 г. N 02-35/2016-007
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия): <_>
рассмотрев дело N 02-35/2016-007, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
в отсутствие заявителя: <_>
в отсутствие представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: ИП Тугариновой Е.Н. (ИНН <_>),
в отсутствие представителя заинтересованного лица: Комитета Ивановской области ЗАГС (153000 г. Иваново, ул. Батурина, д. 8,), установила:
В Ивановское УФАС России поступило заявление от жителя г.Иваново по фактам распространения рекламы с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
При рассмотрении заявления установлено, что в журналах "Свадебный переполох" от 22.05.2015 на стр.36 и от 02.11.2015 на стр. 87 опубликована реклама следующего содержания: "Салон красоты Рай <_> лечение волос <_> бикини-дизайн NEW: LPG-массаж (лимфодренаж, уменьшение объемов тела, улучшение эластичности и упругости кожи, решение проблем целлюлита, лифтинг лица)".
Рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения ч.7 ст.24 Закона о рекламе, согласно которой реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Вместе с тем, в Ивановское УФАС России предоставлены сведения о том, что "Салон красоты Рай" в г.Иваново в настоящее время закрыт. Следовательно, рекламируемые услуги потребителям не оказываются.
Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения п.3 ч.3 ст.5 Закона о рекламе, согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
Факт распространения указанной рекламы подтверждается: заявлением, журналом "Свадебный переполох. Иваново" от 22.05.2015 и от 02.11.2015.
Ивановским УФАС России по данному факту 29.03.2016 возбуждено дело N 02-35/2016-007 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Определением от 06.04.2016 рассмотрение дела было отложено на 12.04.2016, к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица Комитет Ивановской области ЗАГС.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к салону красоты "Рай" и оказываемым услугам (в том числе лечение волос, LPG-массаж (лимфодренаж, уменьшение объемов тела, улучшение эластичности и упругости кожи, решение проблем целлюлита, лифтинг лица);
- призвана формировать и поддерживать интерес к объектам рекламирования, способствует их продвижению на рынке.
Понятие "медицинская услуга" содержится в п.4 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан), где медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н (далее - Номенклатура медицинских услуг), массаж волосистой части головы медицинский (A21.01.005), микроскопия волос или трихометрия (A09.01.004), втирание растворов в волосистую часть головы (A14.01.014) являются медицинскими услугами.
Приказом Минздравсоцразвития России от 18.04.2012 N 381н (далее - Приказ Минздравсоцразвития) утвержден Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "косметология", под которым согласно п. 2 указанного приказа понимается комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (кожи и ее придатков, подкожной жировой клетчатки и поверхностных мышц),
Согласно п. 6 Положения об организации деятельности кабинета лечения волос, утвержденного указанным приказом Минздравсоцразвития, под проведением процедуры лечения волос понимается вакуумный массаж, криомассаж, ручной массаж кожи волосистой части головы, дарсонвализация, втирание лекарственных средств в волосистую часть головы, маски лечебные.
В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг вакуумное воздействие (код А17.30.010) и вакуумный массаж кожи (A21.01.007) и электронный лимфодренаж при заболеваниях кожи и подкожной клетчатки (A17.01.009) являются медицинскими услугами.
При этом в Письме Росздравнадзора от 24.10.2014 N 01И-1681/14 "Во изменение информационного письма Росздравнадзора от 31.12.2013 N 16И-1633/13" указано, что костюм для LPG-процедур отвечает понятию медицинское изделие.
Согласно ч. 1 ст.38 Закона об основах охраны здоровья граждан медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
Исходя из изложенного, Комиссией УФАС сделан вывод о том, что рекламируемая услуга LPG-массажа, подразумевающая под собой лимфодренаж, уменьшение объемов тела, улучшение эластичности и упругости кожи, решение проблем целлюлита и лифтинг лица, представляет собой совокупность методов профилактики, диагностики и лечения.
Таким образом, в рассматриваемой рекламе объектами рекламирования являются медицинские услуги. Следовательно, реклама должна была сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению, необходимости получения консультации специалистов. Однако требование ч.7 ст.24 Закона о рекламе не было исполнено.
За нарушение требований ч.7 ст. 24 Закона о рекламе согласно ч. 6 и ч.7 ст. 38 данного закона ответственность несут как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Документарно подтвержденных сведений о дате прекращения оказания рекламируемых услуг в салоне красоты "Рай" в Ивановское УФАС России не представлено. Исходя из изложенного, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в рассматриваемой рекламе нарушения п.3 ч.3 ст.5 Закона о рекламе.
Вместе с тем, в поданном в Ивановское УФАС России заявлении указано также на наличие в рассматриваемой рекламе признаков нарушения п. 1 ч.5 ст.5 Закона о рекламе, согласно которой в рекламе не допускается использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации.
Однако заявителем не приведено доводов о том, каким образом использование в рекламе иностранных слов привело к искажению смысла информации. Исходя из изложенного, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в рассматриваемой рекламе нарушения п. 1 ч.5 ст.5 Закона о рекламе.
Согласно статье 3 Закона о рекламе: рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Из опубликованной в журналах "Свадебный переполох. Иваново" от 22.05.2015 и от 02.11.2015 на стр.3 информации следует, что издание распространяется, в том числе через филиал ЗАГС по г.Иваново, г.Кохма и Ивановскому району. В указанном номере журнала также опубликовано обращение председателя Комитета Ивановской области ЗАГС Н.И. Бураковой.
В соответствии с пунктом 1.4. Положения о комитете Ивановской области ЗАГС, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 17.10.2012 N 401-п, комитет ЗАГС является юридическим лицом.
Вместе с тем, согласно письменным пояснениям (вх. N1170 от 11.04.2016) Комитета Ивановской области ЗАГС не принимает участие в издании журнала "Свадебный переполох. Иваново" и не располагает сведениями об опубликованной рекламе, при этом журнал распространяется на безвозмездной основе среди посетителей в помещениях комитета ЗАГС.
В соответствии со свидетельством о регистрации средства массовой информации ПИ NТУ37-00074 от 24.08.2009 учредителем журнала "Свадебный переполох. Иваново" является ИП Тугаринова Е.Н.
ИП Тугаринова Е.Н. сообщила, что не располагает информацией о рекламодателе опубликованной в журнале "Свадебный переполох. Иваново" рекламы, сведения о согласовании макета рекламы также в материалы дела не представлены. Дополнительно ИП Тугаринова Е.Н. пояснила, что менеджер по рекламе, который занимался размещением и согласованием макета рассматриваемой рекламы, в настоящее время уволен.
Представитель Комитета Ивановской области ЗАГС на рассмотрение дела не явился, в Ивановское УФАС России представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (вх. N122ф от 11.04.2016).
На рассмотрение дела ИП Тугаринова Е.Н не явилась, предоставив ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие (вх. N от 12.04.2016). Дополнительно ИП Тугаринова Е.Н. сообщила, что рассматриваемая реклама была размещена только в журналах "Свадебный переполох. Иваново" от 22.05.2015 и от 02.11.2015 (вх. N от 12.04.2016).
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу, содержащую следующий текст: "Салон красоты Рай <_> лечение волос <_> бикини-дизайн NEW: LPG-массаж (лимфодренаж, уменьшение объемов тела, улучшение эластичности и упругости кожи, решение проблем целлюлита, лифтинг лица)", опубликованную в журналах "Свадебный переполох. Иваново" от 22.05.2015 на стр.36 и от 02.11.2015 на стр. 87, ненадлежащей, поскольку были нарушены требования ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ИП Тугариновой Е.Н. предписание о прекращении нарушения ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
3. Выдать Комитету Ивановской области ЗАГС предписание о прекращении нарушения ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии со ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 14 апреля 2016 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подписи членов Комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ N1
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
14 апреля 2016 года г. Иваново
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия): <_>
на основании своего решения от 14 апреля 2016 года по делу N 02-35/2016-007 о признании ненадлежащей рекламы, опубликованной в журнале "Свадебный переполох. Иваново", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ИП Тугариновой Е.<_> Н.<_> (ИНН <_>) устранить выявленные нарушения ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", для чего в срок до 22 апреля 2015 года прекратить распространение в журнале "Свадебный переполох. Иваново" ненадлежащей рекламы, содержащей следующий текст: "Салон красоты Рай <_> лечение волос <_> бикини-дизайн NEW: LPG-массаж (лимфодренаж, уменьшение объемов тела, улучшение эластичности и упругости кожи, решение проблем целлюлита, лифтинг лица)", либо дополнить текст предупреждением о наличии противопоказаний к применению рекламируемых медицинских услуг, необходимости получения консультации специалистов.
2. ИП Тугариновой Е.Н. представить в Ивановское УФАС России письменные доказательства исполнения п. 1 настоящего предписания в срок до 27 апреля 2016 года.
Невыполнение в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подписи членов Комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ N2
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
14 апреля 2016 года г. Иваново
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия): <_>
на основании своего решения от 14 апреля 2016 года по делу N 02-35/2016-007 о признании ненадлежащей рекламы, опубликованной в журнале "Свадебный переполох. Иваново", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Комитету Ивановской области ЗАГС (153000 г. Иваново, ул. Батурина, д. 8) устранить выявленные нарушения ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", для чего в срок до 22 апреля 2015 года предпринять необходимые меры по предотвращению распространения рекламы, содержащей следующий текст: ненадлежащей рекламы, содержащей следующий текст: "Салон красоты Рай <_> лечение волос <_> бикини-дизайн NEW: LPG-массаж (лимфодренаж, уменьшение объемов тела, улучшение эластичности и упругости кожи, решение проблем целлюлита, лифтинг лица)", опубликованной в журналах "Свадебный переполох. Иваново" от 22.05.2015 на стр.36 и от 02.11.2015 на стр. 87, без указания в тексте предупреждения о наличии противопоказаний к применению рекламируемых медицинских услуг, необходимости получения консультации специалистов.
2. Комитету Ивановской области ЗАГС представить в Ивановское УФАС России письменные доказательства исполнения п. 1 настоящего предписания в срок до 27 апреля 2016 года.
Невыполнение в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подписи членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 12 апреля 2016 г. N 02-35/2016-007
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.4.2016