Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 21 апреля 2016 г. N 08-08/2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: <_> - заместитель
руководителя Управления -
начальник отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией;
члены Комиссии: <_> главный специалист-эксперт
отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией;
<_> специалист-эксперт
отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией,
рассмотрев дело N 08-08/2016, возбужденное в отношении <_> по факту размещения 18 декабря 2015 года рекламы услуг по доставке алкогольной продукции на Интернет-сайте www.alko-bank.ru с признаками нарушения пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О рекламе",
в отсутствие <_> надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела и не заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило заявление физического лица о размещении рекламы доставки алкогольной продукции в сети Интернет, в том числе на Интернет-сайте www.alko-bank.ru.
Челябинским УФАС России осуществлен осмотр Интернет-сайта www.alko-bank.ru, о чем составлен акт N 90-2015 от 18.12.2015. В результате осмотра установлено, что на Интернет-сайте www.alko-bank.ru размещается информация о доставке алкогольной продукции.
По сведениям ЗАО "Региональный сетевой информационный центр", представленным на запрос Челябинского УФАС России администратором домена alko-bank.ru с 06.09.2015 года и по настоящее время является <_>
Челябинским УФАС России в отношении <_> возбуждено дело по признакам нарушения пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О рекламе".
<_> в объяснениях указал, что занимается созданием сайтов. Услуги по созданию сайтов оказывает на платной основе, в качестве индивидуального предпринимателя не зарегистрирован. В сентябре 2016 года на Интернет-сайте бесплатных объявлений "Avito" www.avito.ru нашёл заказ на создание сайта. С заказчиком договор в письменном виде не заключил, данные о заказчике не сохранил. Разработал сайт согласно технического задания, зарегистрировал сайт на свое имя, после чего передал право доступа на сайт заказчику. Пояснил, что отношения к размещению информации на Интернет-ресурсе www.alko-bank.ru не имеет, алкогольную продукцию посредством указанного сайта не реализует. О том, что нарушает рекламное законодательство не знал.
Согласно выписке из реестра Российской системы и плана нумерации, размещенной на официальном сайте Федерального агентства связи www.rossvyaz.ru, телефонные номера 8-922-635-53-45, 8-922-636-67-11, указанные в рекламе, входят в ресурс нумерации оператора связи ОАО "МегаФон" (Челябинская область).
По сведениям ОАО "МегаФон" телефоны 8-922-635-53-<_> 8-922-636-67- <_> выделены по договорам об оказании услуг связи гр <_>
Определением исх. N 3515/08 от 25.03.2016 Челябинское УФАС России привлекло для участия в деле <_> в качестве заинтересованного лица. Чирков Р.С. на рассмотрение дела не явился, запрошенные документы и сведения не представил.
Изучение заявления и материалов приводит к следующим выводам.
На главной странице Интернет-сайта www.alko-bank.ru 18 декабря 2015 года содержатся сведения: Доставка алкоголя в Челябинске. Популярные подарки. Виски "Вильям Льонсонс" 0,5/0,7 L_Пиво "Бад" 6 шт по 0,5 L_Алкоголь 24 часа Челябинск. Наш сервис - это доставка алкоголя, наши курьеры готовы доставить ваш заказ. Продавать спиртные напитки крепостью выше 0,5% формально имеют право только крупные магазины и исключительно днем; в темное же время суток алкоголь может продаваться в ресторанах, барах и кафе. Однако есть несколько вполне легальных способов продажи спиртного после 23:00. В частности, закон не запрещает купить алкогольные напитки в баре. Законна и продажа сувениров, подарком к которым идут крепкие алкогольные напитки - этот способ использует и наш интернет-магазин. Наконец, законодательство запрещает только продажу спиртного, однако сдавать бутылку алкоголя в аренду с условием вернуть её до следующего утра (в противном случае залог, равный стоимости продукта, остается у компании) можно вполне легально_7 (922) 635-53-<_> +7 (922) 636-67-<_>_".
Факт размещения указанной рекламы подтверждается актом осмотра N 90-2015 от 18.12.2015.
Согласно статье 3 Федерального закона "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Анализ информации, размещенной на Интернет-сайте www.alko-bank.ru позволяет сделать выводы о том, что на сайте размещаются сведения о доставке алкогольной продукции с указанием её ассортимента, в том числе виски "Вильям Льонсонс", пива "Бад" и т.п. по городу Челябинску.
Данная информация предназначена для неопределенного круга лиц, формирует и поддерживает интерес к конкретной услуге - доставке алкоголя, имеет конечной целью реализацию данных услуг, следовательно, указанная информация является рекламой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Оборотоспособность объектов гражданских прав определена статьей 129 Гражданского кодекса Российской Федерации. Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе. Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.
В силу статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.
Согласно пункту 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. N 612 (далее - Правила) не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил "продажа товаров дистанционным способом" - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
В силу пункта 20 Правил договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар. При оплате товаров покупателем в безналичной форме или продаже товаров в кредит (за исключением оплаты с использованием банковских платежных карт) продавец обязан подтвердить передачу товара путем составления накладной или акта сдачи-приемки товара.
В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.10.2007 N 0100/10281-07-32 "О контроле за соблюдением Правил" продажа товаров вне стационарных мест торговли непосредственно по месту нахождения потребителя является одним из условий дистанционного способа продажи товаров.
Частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (то есть правил, ответственность за нарушение которых не предусмотрена частями 1 - 2.1 данной статьи).
Таким образом, дистанционная продажа алкогольной продукции является видом деятельности, запрещенным законодательством Российской Федерации.
Норма пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О рекламе" устанавливает не только запрет рекламы тех товаров, которые в принципе не допускаются к обороту на территории Российской Федерации любым способом, но также и запрет распространения рекламы товаров с указанием на отдельные способы реализации данных товаров, если реализация данных товаров такими способами запрещена (Письмо ФАС России исх. N АК/17858/16 от 22.03.2016).
Таким образом, реклама услуги по доставке алкогольной продукции, то есть услуг по продаже дистанционным способом алкогольной продукции, запрещенных законодательством Российской Федерации, размещенная на Интернет-сайте www.alko-bank.ru нарушает требования пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О рекламе".
Доводы <_> о том, что он передал право администрирования сайта заказчику Комиссией не приняты по следующим основаниям.
Согласно пункту 1.1. Правил регистрации доменных имен в доменах.RU и.РФ, утвержденных решением АНО "Координационный центр национального домена сети Интернет" N 2011-18/81 от 05.10.2011 (далее - Правила регистрации) администратор - пользователь, на имя которого зарегистрировано доменное имя в Реестре, администрирование - осуществление администратором прав и обязанностей, установленных настоящими Правилами регистрации.
В соответствии с пунктом 2.5. Правил регистрации пользователь (администратор) обязан предоставить достоверные сведения в объеме и порядке, установленными Правилами и договором, а также своевременно извещать регистратора об изменении предоставленных им сведений и предоставлять регистратору по его запросу подтверждающие документы.
В силу пункта 2.13 Правил регистрации, если для целей регистрации и/или администрирования доменного имени пользователь вступает в договорные отношения с третьими лицами (посредниками), то взаимные права и обязанности пользователя и регистратора, предусмотренные Правилами и условиями оказания услуг регистратора, возникают с момента получения регистратором заявки пользователя. При этом все риски, связанные с ненадлежащими действиями или бездействием посредника, лежат на пользователе, если иное не установлено действующим законодательством.
Сведения о заказчике разработки сайта www.alko-bank.ru, документальные доказательства передачи права администрирования Интернет-сайта www.alko-bank.ru другому лицу <_> не представил.
Таким образом, в соответствии с Правилами ответственность за размещенную информацию на Интернет-сайте www.alko-bank.ru возложены на администратора домена alko-bank.ru, в данном случае на <_>
Указание на Интернет-сайте www.alko-bank.ru номеров телефонов _7 (922) 635-53-45, +7 (922) 636-67-11, принадлежащих другому лицу, в данном случае гр. <_> свидетельствует о том, что данные номера используются для осуществления деятельности по доставке алкогольной продукции, что следует из содержания рекламной информации, ответственность за содержание которой также несёт администратор домена.
В соответствии с частями 6,7 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О рекламе" несут рекламодатель и рекламораспространитель.
Статьей 3 Федерального закона "О рекламе" установлено, что рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, а рекламораспространителем лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламораспространителем рассматриваемой рекламы следует признать <_> - администратора домена www. alko-bank.ru, осуществляющего услуги модерации и наполнения сайта информацией, что подтверждается письмом ЗАО "Региональный сетевой информационный центр" вх. N 757 от 25.01.2016.
Поскольку <_> не представил Комиссии материалы о том, что распространение рекламы на Интернет-сайте www.alko-bank.ru прекращено, Челябинское УФАС России считает необходимым выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламную информацию: "Доставка алкоголя__7 (922) 635-53-45, +7 (922) 636-67-11" с указанием ассортимента продукции, размещенную 18 декабря 2015 года на Интернет-сайте www. alko-bank.ru, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать <_> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении <_>
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
21 апреля 2016 года г. Челябинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии: |
<_> - заместитель руководителя- начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;
|
члены Комиссии: |
<_> - главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, <_> - специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, |
на основании своего решения от 21.04.2016 по делу N 08-08/2016 о признании ненадлежащей рекламной информации: "Доставка алкоголя__7 (922) 635-53-45, +7 (922) 636-67-11" с указанием ассортимента продукции, размещенной 18 декабря 2015 года на Интернет-сайте www. alko-bank.ru, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О рекламе", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. <_> незамедлительно со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требований пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О рекламе", а именно не размещать на Интернет-сайте www. alko-bank.ru рекламу дистанционного способа продажи алкогольной продукции, в частности исключить сведения о доставке алкогольной продукции с указанием её ассортимента посредством заказа по номеру телефона +7 (922) 635-53-45, +7 (922) 636-67-11.
2. <_> представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 31 мая 2016 года (скрин-шоты Интернет-сайта www. alko-bank.ru, выполненные на дату исполнения предписания).
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Челябинское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечь виновное лицо к административной ответственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 апреля 2016 г. N 08-08/2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.5.2016