Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
от 29 апреля 2016 г. N Р16/18
Резолютивная часть решения объявлена 20.04.2016 г.
Решение изготовлено в полном объеме 29.04.2016 г. г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
<_>
|
- заместитель руководителя управления; |
Члены Комиссии:
|
<_>
<_>
|
- ведущий специалист-эксперт;
- специалист-эксперт, |
рассмотрев дело N Р16/18 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы юридических услуг, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - <_>
(предъявлен паспорт гражданина РФ),
в отсутствии заявителя - Жилищный кооператив "Домострой", установила:
В адрес Тюменского УФАС России поступило заявление Жилищного кооператива "Домострой" (вх. 1421 от 25.02.2016 г.) о нарушении Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Из заявления следует, что члены правления и собственники помещений, расположенных в жилом доме по адресу: г,Тюмень, ул. Червишевский тракт, д.58 постоянно сталкиваются с рекламой услуг <> следующего содержания: "Квалифицированный юрист по спорам с застройщиком - Пробст Виктория Леонидовна сайт ПРАВО72.РФ ВНИМАНИЕ! Уважаемый собственник! Вам полагается денежная компенсация за нарушение срока сдачи Вашего дома! Для получения компенсации обращайтесь по телефонам 8-919-952-0008, 8-932-324-0930, либо e-mail: vprobst@mail.ru консультация бесплатная! Ваши расходы на юридические услуги возмещаются застройщиком". Рекламные листовки размещаются на информационных стендах, на дверях подъездов, на машинах, припаркованных во дворе дома.
По мнению заявителя, данная реклама размещается без разрешения собственников жилых помещений на использование общего имущества дома.
Кроме того, по мнению заявителя, данная реклама является недостоверной по следующим основаниям. В листовке указано: "Вам полагается денежная компенсация за нарушение срока сдачи Вашего дома! Для получения компенсации обращайтесь по телефонам 8-919-952-0008, 8-932-324-0930, либо e-mail: vprobst@mail.ru", что не соответствует действительности, так как подобная компенсация может быть взыскана по решению суда при наличии определенных обстоятельств, установленных по конкретному судебному делу и подтвержденных надлежащими доказательствами, и никак не при обращении по какому-либо телефону и (или) электронной почте.
Также в листовке указано, что: "Ваши расходы на юридические услуги возмещаются застройщиком", что тоже не соответствует действительности, поскольку порядок возмещения судебных расходов устанавливается соответствующим процессуальным законодательством.
По мнению заявителя, реклама <_> вводит потенциального потребителя в заблуждение относительно себя и сути оказываемых ею услуг и является недостоверной.
Определением от 22.03.2016 г. N Р16/18-01 возбуждено дело N Р16/18 по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрение назначено на 19.04.2016 г.
Согласно пояснениям <_> рассматриваемая реклама не размещалась на информационных стендах и дверях подъездов жилого дома N58 по ул.Червишевский тракт, а были разложены ею 05.03.2016 г. в почтовые ящики этого дома. Данные объявления были размножены лично <> на принадлежащем ей ксероксе.
Изучив письменные доказательства по делу, письменные объяснения ответчика, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу статьи 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии со статьей 2 Закона о рекламе положения настоящего Федерального закона, относящиеся к изготовителю товара, распространяются также на лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги.
Согласно части 3 статьи 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения.
По результатам исследования представленных документов, имеющихся материалов, Комиссия усматривает нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе исходя из следующего.
Действующее законодательство предусматривает за нарушение сроков сдачи дома неустойку (пени) в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, от цены договора за каждый день просрочки (ст. 6 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации").
Гражданским процессуальным кодексом РФ и Арбитражным процессуальным кодексом РФ предусмотрено возмещение судебных расходов.
Таким образом, рассматриваемая реклама не является недостоверной, а в ней отсутствует часть существенной информации о том, что по данным телефонам и e-mail можно получить консультацию по получению компенсации за нарушение сроков сдачи дома. А возмещение расходов на юридические услуги возможно в судебном порядке.
В соответствии с части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Ненадлежащая реклама, которая вводит потребителей в заблуждение или причиняет ущерб конкурентам, является наиболее распространенным способом получения преимуществ в предпринимательской деятельности.
Рекламное объявление формирует интерес к товару или услуге и направлено на формирование у потребителей желания ею воспользоваться. Поэтому существенной является информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой.
Отсутствие в рекламе части существенной информации приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым товаром или видом услуг.
Искажение информации - действия, направленные на умолчание, изменение части сведений (о товаре, условии его приобретения, использовании), содержащихся в рекламе, выдвижению желаемого за действительное. И определяющим здесь является не то, что имел в виду рекламодатель, и не то, насколько сообщенные сведения соответствуют истине, а их восприятие потребителями рекламы.
Введение в заблуждение является актом недобросовестной конкуренции и представляет собой действия, направленные на формирование неверных представлений в отношении собственных товаров (работ, услуг) или товаров конкурента.
Норма части 7 статьи 5 Закона о рекламе запрещает умалчивать информацию, которая, будучи сообщенной, изменила бы созданное рекламой представление потребителей о товаре, об условиях его приобретения или использования.
Согласно понятию рекламы, она направлена неопределенному кругу лиц, а значит, для оценки содержащейся в ней информации не требуется никаких специальных филологических познаний. Информация, содержащаяся в рекламе, должна очевидно ассоциироваться с объектом рекламирования.
Таким образом, доведение существенной информации до потребителей рекламы должно осуществляется доступными способами и в форме, позволяющей воспринимать такую информацию каждому из неопределенного круга лиц наравне с иными формирующими интерес к объекту рекламирования сведениями.
Из содержания рассматриваемой рекламы следует, что для получения компенсации достаточно обратиться по телефонам или электронной почте, а все расходы на юридические услуги будут возмещены застройщиком.
Но поскольку рекламодатель умалчивает об отдельных характеристиках рекламируемого товара (услуги), а именно о том, что по данным телефонам и e-mail можно получить только консультацию по получению компенсации за нарушение сроков сдачи дома, а возмещение расходов на юридические услуги возможно только в судебном порядке, у потребителя складывается искаженное представление о рекламируемой услуге.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что в размещенной <> рекламе отсутствует часть существенной информации.
Вводящая в заблуждение реклама способна причинить вред как потребителю рекламной информации, так и конкуренту рекламодателя. Введение потребителей в заблуждение посредством распространения рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о товаре, условиях его приобретения или использования, способна привести к неправильному выбору потребителем товара (услуги) с необходимым ему набором потребительских свойств.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, несет рекламодатель.
Материалами дела N Р16/18 (письменные пояснения <_> вх.N1922 от 16.03.201г.) подтверждается, что рекламодателем вышеуказанной рекламы является <_>
Согласно части 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу, размещенную 05.03.2016 г. по почтовым ящикам дома N58 по ул.Червишевский тракт г.Тюмени следующего содержания: "Квалифицированный юрист по спорам с застройщиком - Пробст Виктория Леонидовна сайт ПРАВО72.РФ Внимание Уважаемый собственник! Вам полагается денежная компенсация за нарушение срока сдачи Вашего дома! Для получения компенсации обращайтесь по телефонам 8-919-952-0008, 8-932-324-0930, либо e-mail: vprobst@mail.ru консультация бесплатная! Ваши расходы на юридические услуги возмещаются застройщиком", ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
2. Выдать <> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
ПРЕДПИСАНИЕ N Р16/18-03
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
20.04.2016 г. г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: |
<_>
|
-заместитель руководителя управления; |
Члены Комиссии:
|
<_>
<_>
|
- ведущий специалист-эксперт,
- ведущий специалист-эксперт, |
на основании своего решения NР16/18-02 от 20.04.2016 г. по делу N Р16/18 о признании рекламы <_> следующего содержания: "Квалифицированный юрист по спорам с застройщиком - Пробст Виктория Леонидовна сайт ПРАВО72.РФ Внимание Уважаемый собственник! Вам полагается денежная компенсация за нарушение срока сдачи Вашего дома! Для получения компенсации обращайтесь по телефонам 8-919-952-0008, 8-932-324-0930, либо e-mail: vprobst@mail.ru консультация бесплатная! Ваши расходы на юридические услуги возмещаются застройщиком", ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. <_> (адрес места жительства: <>), в десятидневный срок с момента получения настоящего предписания, устранить нарушение части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года N38-ФЗ "О рекламе", а именно: прекратить размещение рекламы юридических услуг, не содержащей части существенной информации о рекламируемой услуге.
2. В 5-дневный срок с момента исполнения настоящего предписания представить письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Тюменское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 29 апреля 2016 г. N Р16/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.5.2016