Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
от 1 июня 2016 г. N ПК-04/7637
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на торги в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей организатора торгов ООО "АУКЦИОНСЕРВИС" <"_"> (далее - организатор торгов), в отсутствие представителя заявителя Гаралева М.М., рассмотрев жалобу <"_"> (далее - заявители) на действия - ООО "АУКЦИОНСЕРВИС". установила:
Извещение о проведении торгов в форме открытого аукциона по продаже (имущество, арестованное судебными приставами-исполнителями, заложенное в пользу кредитных организаций, сведения об иных правах третьих лиц отсутствуют) незавершенного строительством объекта-склады, АБК, гаражи - 5 объектов расположены по адресу: г. Набережные Челны, Нижний Бьеф Нижнекамской ГЭС; Право аренды земельного участка - 3 участка по адресу: г. Набережные Челны, ул. Авторемонтная 5, 9, 11. (Лот N2)
Начальная цена - 15 879 600,00 руб. (Извещение 220416/13007086/02 от 22.04.2016 (открытый аукцион), лот N2 размещено на сайте http://torgi.gov.ru/, и в газете Республика Татарстан N57 от 22.04.2016 г.
Предмет торгов: Продажа
Форма проведения: торги в форме открытого аукциона.
Организатор торгов - ООО "АУКЦИОНСЕРВИС"
Суть жалобы: 1) по мнению заявителя, организатор торгов, установив дату приема заявок в рабочие дни по вторникам, средам, четвергам с 09.00 до 13.00, ограничил срок подачи заявок, что является нарушением норм действующего законодательства; 2) по мнению заявителя, установление условия о необходимости заключения договора о задатке и внесение задатка по результатам торгов (с учетом внесенных изменений от 04.05.2016 г.) является нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Данная жалоба рассматривается в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Изучив доводы сторон, а также представленные сторонами документы и материалы, Комиссия установила следующее.
Относительно довода заявителя, что организатор торгов установив дату приема заявок в рабочие дни по вторникам, средам, четвергам с 09.00 до 13.00, ограничил срок подачи заявок. что является нарушением норм действующего законодательства.
Согласно извещению N 220416/13007086/02 от 22.04.2016 г. заключение договоров задатка, прием заявок, ознакомление с формами документов и с предметом торгов (документами на него) осуществляется в рабочие дни по вторникам, средам, четвергам с 09.00 до 13.00 по адресу: РТ, г. Набережные Челны, бульвар Корчагина 2А (10/34А) кабинет 309, телефон: 8 8552 706140.
Аналогичная информация, опубликованная в периодическом издании газете "Республики Татарстан" от 26.04.2016 N 59.
Таким образом, организатором торгов установлен срок подачи заявок по определенным дням в количестве не превышающем 4 часов в день.
По результатам изучения документов установлено, что ООО "АУКЦИОНСЕРВИС" являлось организатором торгов арестованного имущества в соответствии с договором от 02.03.2016 г. N3, заключённым с Территориальным управлением Росимущества Республики Татарстан.
Согласно статье 87 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) реализация имущества должника, если иное не установлено названным законом, осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Специализированная организация обязана в десятидневный срок с момента получения имущества должника по акту приема-передачи размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, - также в печатных средствах массовой информации.
Функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
В соответствии с частью 3 статьи 87 Федерального закона N 229-ФЗ реализация недвижимого имущества должника, ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава-исполнителя - также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов), имущественных прав, заложенного имущества, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем, предметов, имеющих историческую или художественную ценность, а также вещи, стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей, включая неделимую, сложную вещь, главную вещь и вещь, связанную с ней общим назначением (принадлежность), осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона.
Согласно статье 90 Федерального закона N 229-ФЗ порядок проведения торгов устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации, названным законом, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.
ООО "АУКЦИОНСЕРВИС" реализовывало на торгах заложенное имущество, поэтому порядок организации данных торгов должен соответствовать Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - Закон об ипотеке), в статье 57 которого указано, что организатор публичных торгов извещает о предстоящих публичных торгах не позднее чем за 10 дней, но не ранее чем за 30 дней до их проведения в периодическом издании, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по месту нахождения недвижимого имущества, а также направляет соответствующую информацию для размещения в сети "Интернет" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В извещении указываются дата, время и место проведения публичных торгов, характер продаваемого имущества и его начальная продажная цена.
В соответствии с "Методическими рекомендациями по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество" (утвержденными Росимуществом 11.04.2014 г.) главой 7 пунктом 7.1. предусмотрено, что организатор торгов осуществляет прием заявок на участие в торгах в установленный извещением срок, согласно которого общая продолжительность срока приема заявок должна быть не менее 6 часов в день.
Из текста вышеуказанных извещений о проведении торгов N 220416/13007086/02, усматривается, что установление четырехчасового периода приема заявок, со вторника по четверг, существенно ограничивает возможности потенциальных покупателей принять участие в торгах, препятствуя реализации цели выставления имущества на публичную продажу, так как заявки должны приниматься в течение всего рабочего дня. продолжительность которого регулируется трудовым законодательством, а не в течение 4- х часов со вторника по четверг.
Кроме того, установление вышеуказанного периода приема заявок противоречит методическим рекомендациям Росимущества, которым обязан руководствоваться организатор торгов по реализации арестованного имущества.
Данные выводы подтверждаются судебной практикой: Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2015 N 18АП-4193/2015 по делу N А76-25897/2014.
Относительно довода заявителя, что организатор установил условие о необходимости заключения договора о задатке и внесение задатка по результатам торгов (с учетом внесенных изменений от 04.05.2016 г.) является нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Информация, опубликованная в периодическом издании газете "Республики Татарстан" от 26.04.2016 N 59 противоречит информации, содержащейся в извещении от 22.04.2016 N220416/13007086/02 на официальном сайте www.torgi.gov.ru в части указания "Заключение договоров о задатке и прием заявок на участие в торгах осуществляется по рабочим ВТ, CP, ЧТ дням с 09.00 до 13.00 часов местного времени, в срок по 17.05.2016."
Так в информации, опубликованной в газете от 26.04.2016 N 59, указано " Заключение договоров о задатке и прием заявок на участие в торгах осуществляется по рабочим дням рабочим ВТ, CP, ЧТ дням с 09.00 до 13.00 часов местного времени, в срок по 04.05.2016."
При любых обстоятельствах, информация, которая опубликована в газете и информация, размещенная на сайте не должны противоречить друг другу. Указанное противоречие создает неопределенность для лиц, желающих подать заявки.
Согласно статье 448 Гражданского кодекса у претендента на участие в торгах нет обязанности заключать договор о перечислении задатка. Пунктом 4 статьи 448 ГК предусмотрена только обязанность организатора опубликовать сведения о размере задатка, порядке, сроке внесения и возврата. В данном случае документом, подтверждающим внесение денежных средств в качестве задатка, является платежное поручение, которое фактически является соглашением (договором) о задатке.
Участник торгов может подать заявку в электронной форме либо в письменной форме по средством почтовой связи. В свою очередь, необходимость заключить договор о задатке вынуждает участников обращаться непосредственно в организацию, проводящую торги.
Пунктом 4 статьи 57 Закона об ипотеке лица, желающие принять участие в публичных торгах, вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые должны быть указаны в извещении о публичных торгах. Размер задатка не может превышать 5 процентов от начальной продажной цены заложенного имущества.
Статьей 380 Гражданского кодекса предусмотрено, что задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения. Соглашение о задатке независимо от суммы задатка должно быть совершено в письменной форме.
Соблюдением простой письменной формы сделки является также предоставление платежного поручения, подтверждающего перечисление суммы задатка на счет, реквизиты которого указаны в извещении о проведении аукциона. Предъявление платежного поручения, свидетельствующего об уплате задатка, является письменной формой договора о задатке и надлежащим исполнением обязанности лица, желающего участвовать в торгах.
Таким образом, установление требования о заключении со специализированной организацией договора о задатке лишает потенциальных покупателей возможности принять участие в торгах, препятствуя реализации цели выставления имущества на публичную продажу.
Кроме того, необходимо отметить, что внесение изменений в извещение в части изменения срока внесения задатка после заключения договора о задатке и окончания торгов, создает преимущественные условия для отдельных участников торгов, которые подали заявки после внесенных изменений в извещение о проведение торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Исходя из буквального и смыслового толкования нормативных положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в статье 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.
Таким образом Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что организатор торгов установив график приема подачи заявок с обязанностью заключения договора о задатке и внесения задатка в разные сроки согласно публикации в периодическом издании газете "Республики Татарстан" от 26.04.2016 N 59 и на сайте http://torgi.gov.ru/ извещение N 220416/13007086/02 от 22.04.2016 лишает потенциальных покупателей возможности принять участие в торгах, а так же предоставляет преимущества отдельным участникам в торгах.
Учитывая, что по Лоту N5 договор заключен Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о нецелесообразности выдачи предписания по данному лоту.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу <"_">на действия организатора торгов -
ООО "АУКЦИОНСЕРВИС", при проведении открытого аукциона по продаже незавершенный строительством объект-склады, АБК, гаражи - 5 объектов расположены по адресу: г. Набережные Челны, Нижний Бьеф Нижнекамской ГЭС; Право аренды земельного участка - 3 участка по адресу: г. Набережные Челны, ул. Авторемонтная 5, 9, 11. (Лот N2) обоснованной.
2. Признать организатора торгов - ООО "АУКЦИОНСЕРВИС" нарушившим требования части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Выдать организатору торгов - ООО "АУКЦИОНСЕРВИС" предписание об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о защите конкуренции.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 1 июня 2016 г. N ПК-04/7637
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016