Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<> (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
<>,
рассмотрев жалобу ООО "Ремторг" от 23.05.2016 N 36 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 795/ОКЭ-ЦДИ/16 на право заключения договора оказания услуг по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (извещение N 31603616918) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Ремторг" (далее - Заявитель) от 23.05.2016 N 36 (вх. от 30.05.2016 N 76287/16) на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 795/ОКЭ-ЦДИ/16 на право заключения договора оказания услуг по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (извещение N 31603616918) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РЖД" 30.06.2014 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
29.04.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация).
Согласно Извещению, информации размещенной в ЕИС:
дата и время окончания подачи заявок - 24.05.2016 в 11:00;
дата и время вскрытия заявок - 24.05.2016 в 11:00;
дата и время рассмотрения заявок - 09.06.2016 в 11:00;
дата и время подведения итогов Конкурса - 10.06.2016 в 11:00.
01.06.2016 в ЕИС размещено уведомление о прекращении проведения Конкурса.
Из Жалобы следует, что Документация составлена с нарушением нормативных требований по транспортной безопасности, а именно, в Документации отсутствует требование о необходимости соответствия сотрудников, осуществляющих исполнение договора, требованиям статьи 12.1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16 "О транспортной безопасности" (далее - Закон о транспортной безопасности) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2015 N 172 "О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности", а именно, подтверждение прохождения такими сотрудниками соответствующей аттестации.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Жалобы и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно части 2 статьи 5 Закона о транспортной безопасности оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.
Специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности - юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (пункт 8 части 1 статьи 1 Закона о транспортной безопасности).
Порядок аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - Порядок аккредитации специализированных организаций) утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 289 "Об утверждении правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств".
Согласно подпункту е) пункта 9 Порядка аккредитации специализированных организаций для получения свидетельства об аккредитации организация, претендующая на его получение, представляет в компетентный орган ряд документов, в том числе, сведения о кадровом составе и документы, подтверждающие профессиональную подготовку специалистов (копии трудовых книжек, документов об образовании и квалификации), а также соответствие кадрового состава требованиям статьи 10 Закона о транспортной безопасности.
В соответствии с подпунктом 8) части 1 статьи 10 Закона о транспортной безопасности работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица, не прошедшие в порядке, установленном Законом о транспортной безопасности, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.
Силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (часть 2 статьи 12.1 Закона о транспортной безопасности).
Правила аттестации сил обеспечения транспортной безопасности
(далее - Правила аттестации), предусмотренные частью 2 статьи 12.1 Закона о транспортной безопасности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2015 N 172 "О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности".
В соответствии с пунктом 28 Правил аттестации в случае установления соответствия знаний, умений и навыков аттестуемого лица требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности органом аттестации (аттестующей организацией) выносится решение о соответствии.
На основании решения о соответствии органом аттестации оформляется свидетельство об аттестации аттестуемого лица (далее - свидетельство об аттестации).
Следовательно, соответствие специалиста, оказывающего услуги по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, требованиям статьи 10 Закона о транспортной безопасности подтверждается наличием у такого специалиста свидетельства об аттестации, выданного в порядке, установленном Правилами аттестации.
Таким образом, организация для получения свидетельства об аккредитации для выполнения услуг по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры должна представить в компетентный орган ряд документов, в том числе, свидетельства об аттестации сотрудников такой организации.
На основании вышеизложенного, в случае отсутствия у организации, претендующей на получение свидетельства об аккредитации имеющих свидетельства об аттестации специалистов, такая организация не сможет получить свидетельство об аккредитации.
В соответствии с пунктом 2.1 Документации участник Конкурса должен иметь разрешительные документы на право осуществления деятельности, предусмотренной Документацией, а именно, действующее свидетельство об аккредитации организации на проведение оценки уязвимости объектов, выданное в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3103.2009 N 289 "Об утверждении правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств".
В подтверждение наличия разрешительных документов участник в составе заявки представляет действующее свидетельство об аккредитации организации на проведение оценки уязвимости объектов, выданное в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 289 "Об утверждении правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств".
Таким образом, установленное Заказчиком в Документации требование о представлении в составе заявки на участие в Конкурсе действующего свидетельства об аккредитации организации на проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры предполагает наличие в штате такой организации сотрудников, имеющих свидетельство об аттестации.
При этом, Заявитель не представил доказательств, подтверждающих необходимость установления в Документации указанных требований.
Таким образом, довод Заявителя не нашел подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
Пунктами 6.4.3.6, 6.4.3.7, 6.4.3.8 Документации установлены следующие требования к участникам Конкурса:
- отсутствие просроченной задолженности перед ОАО "РЖД" за 3 года, предшествующие дате размещения извещения о проведении конкурса и конкурсной документации;
- отсутствие неисполненных обязательств перед ОАО "РЖД";
- непричинение вреда имуществу ОАО "РЖД".
Таким образом, установление указанных требований в качестве обязательных требований к участникам Конкурса ограничивает количество участников Конкурса, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
3. Согласно пункту 2.3 Документации участник должен располагать квалифицированным персоналом для оказания услуг по предмету конкурса, а именно, специалист - не менее 2 человек на каждый лот.
В подтверждение наличия квалифицированного персонала участник в составе заявки должен представить:
- документ по форме приложения N 11 к конкурсной документации;
- штатное расписание.
- удостоверения специалистов о повышении квалификации по программе "Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта".
В приложении N 11 Документации "Сведения о квалифицированном персонале участника" приведена таблица, в которой участник Конкурса должен указать следующие сведения:
- количество специалистов по требуемой специальности,
- из них состоят в штате,
- иные требования необходимые для оценки заявки участника или подтверждения квалификации.
При этом, в соответствии с пунктом 3.2.2 Документации участник должен оказывать услуги собственными силами, привлечение субподрядных организаций возможно только с письменного разрешения Заказчика.
Таким образом, установление требования об оказании услуг собственными средствами и возможность привлечения субподрядчиков только с письменного разрешения Заказчика может привести к ограничению количества участников Конкурса, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке и нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно пункту 1.5 Документации при проведении Конкурса применяются антидемпинговые меры, перечисленные в пунктах 7.17.2.2, 7.17.2.3 (пп. "в") Документации, в порядке, установленном в указанных пунктах.
Демпинговой ценой при проведении конкурса считается цена, сниженная по отношению к начальной (максимальной) на 25% и более.
Согласно пункту 7.17.2.3 Документации участник при представлении предложения с демпинговой ценой обязан представить в составе конкурсной заявки обоснование предлагаемой цены договора (цены лота), которое может включать один или несколько документов, заверенных подписью и печатью (при ее наличии) участника, в том числе расчет предлагаемой цены договора (лота) и ее обоснование.
В случае невыполнения участником Конкурса требования о представлении документов или признания Заказчиком предложенной цены договора (лота) необоснованной, заявка на участие в Конкурсе такого участника отклоняется.
При этом, порядок признания Заказчиком предложенной демпинговой цены договора (лота) необоснованной Документацией не установлен.
Таким образом, действия Заказчика, установившего дополнительные требования к участнику Конкурса, подавшему предложение с демпинговой ценой, а также дополнительные основания для отклонения заявки такого участника противоречат пункту 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке и нарушают требования пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Ремторг" от 23.05.2016 N 36 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 795/ОКЭ-ЦДИ/16 на право заключения договора оказания услуг по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (извещение N 31603616918) необоснованной.
2. Признать в действиях ОАО "РЖД" нарушения части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 07.06.2016 N 223-ФЗ-242/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, с учетом принятого решения от 07.06.2016
N 223-ФЗ-242/16 не выдавать, так как Конкурс был отменен Заказчиком.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 июня 2016 г. N 17/39860/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.6.2016