Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
от 30 июня 2016 г. N 02-27-010/2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
<>- заместитель руководителя Управления,
Члены Комиссии:
<>- начальник отдела Управления,
<>- ведущий специалист-эксперт отдела Управления,
рассмотрев дело N 02-27-010/2016, возбужденное по обращению гражданина <> (вх. от 18.04.2016 N 683-о), в соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", по признакам нарушения части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в действиях <> <>, выразившихся в размещении рекламы алкогольной продукции (пиво) в лифтах многоквартирных домов города Ханты-Мансийска, а именно рекламы следующего содержания: "Разливное пиво предоставлено магазином "Хмельная лавка" с изображением бокала пива и указанием номеров телефонов <> и адресов магазинов: <>,
в отсутствие Заявителя - <> уведомленного надлежащим образом, о чем свидетельствуют материалы дела.
В присутствии представителя<>
В присутствии <> установила:
В адрес Ханты-Мансийского УФАС России поступило обращение гражданина<> (вх. от 18.04.2016 N 683-о) на действия <>, в части размещения рекламы алкогольной продукции (пиво) в лифтах многоквартирных домов города Ханты-Мансийска, а именно рекламы следующего содержания: "Разливное пиво предоставлено магазином Хмельная лавка" с изображением бокала пива и указанием номеров телефонов <> и адресов магазинов: <>.
Антимонопольным органом на основании статьи 34 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" <> направлен запрос о представлении информации и необходимых документов (исх. от 22.04.2016 N 02/ОВ-2197).
В ответ на запрос антимонопольного органа <> представлена информация (вх. от 18.05.2016).
Из представленной информации следует, что основным видом деятельности <> является розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия.
Между <> и <> заключен договор о размещении информационных материалов, где исполнитель <> обязуется оказать услуги по размещению информационных материалов, а Заказчик <> обязуется принять и оплатить оказанные исполнителем услуги.
Представленная реклама содержит текст "разливное пиво предоставлено магазином Хмельная лавка" с изображением бокала пива и указанием номеров телефонов <> и адресов магазинов: <>.
Согласно договору, Заказчик утверждает согласованный макет рекламы, а исполнитель осуществляет распространение данной рекламы.
Таким образом <> является рекламодателем, а <> рекламораспространителем.
Определением о возбуждении дела N 02-27-010/2016 по признакам нарушения законодательства о рекламе (исх. от 03.06.2016 г. N 02/ОВ-3101) рассмотрение дела назначено на 30.06.2016 г.
Изучив материалы дела, доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия антимонопольного органа пришла к следующим выводам.
Согласно договору, заключенного между <> и <>от 23.02.2016 N 18-16 на оказание услуг по размещению информационных материалов, реклама следующего содержания: "разливное пиво предоставлено магазином Хмельная лавка" с изображением бокала пива и указанием номеров телефонов <> и адресов магазинов: <>", распространялась в 97 лифтах многоквартирных домов г. Ханты-Мансийска, по адресам: ул. Коминтерна, ул. Комсомольская, ул. Конева, ул. Ледовая, ул. Ленина, ул. Мира, ул. Объездная, ул. Промышленная, ул. Рябиновая, ул. Самаровская, ул. Сирина, ул. Студенческая, ул. Энгельса, ул. Ямская.
Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;
объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;
рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
При этом под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в т.ч. спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В связи с вышеизложенным, к рекламе относятся направленные на продвижение на рынке адресованные неопределенном у кругу лиц сведения:
- наименование товара (услуги) и/или его описание, характеристики, свойства;
- наименование юридического лица или названия его торгового предприятия, в том числе с указанием профиля его деятельности, контактной информацией;
- название мероприятия любого характера.
Реклама размещенная в лифтах многоквартирных домов г. Ханты-Мансийска содержала следующую информацию:
Наименование торгового предприятия: магазин "Хмельная лавка".
Контактные телефоны <>
Адреса магазинов: <>.
Перечень товаров с фотографиями: разливное пиво.
Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 Федерального закона "О рекламе", поэтому является рекламой.
В соответствии с частью 2.1 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
В соответствии с письмом ФАС России от 20 февраля 2015 года N АК/7749/15 "О рекламе алкогольной продукции", к алкогольной продукции относится пиво и вино с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции.
В соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Таким образом, реклама пива, размещенная в лифтах многоквартирных домов не соответствует требованиям части 3 статьи 21 Закона о рекламе.
Согласно частям 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе, за нарушение части 3 статьи 21 Закона о рекламе ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
В смысле Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, а рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункты 5 - 7 част и 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе").
Таким образом, <> является рекламодателем, рекламораспространителем является <>
Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В ходе заседания комиссии Ханты-Мансийского УФАС России сторонами по делу представлен макет информационного стенда, в котором отсутствует спорная реклама алкогольной продукции.
Таким образом, нарушение законодательства о рекламе устранено.
Руководствуясь статьей 33, частью 1 статьи 36, частями 4, 6, 7, 8 статьи 38 Федерального закона о 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с п.п. 37-43, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу: "разливное пиво предоставлено магазином Хмельная лавка" с изображением бокала пива и указанием номеров телефонов <> и адресов магазинов: <>, размещенную в 97 лифтах многоквартирных домов г. Ханты-Мансийска, по адресам: ул. Коминтерна, ул. Комсомольская, ул. Конева, ул. Ледовая, ул. Ленина, ул. Мира, ул. Объездная, ул. Промышленная, ул. Рябиновая, ул. Самаровская, ул. Сирина, ул. Студенческая, ул. Энгельса, ул. Ямская, ненадлежащей.
2. Признать в действиях <>, <>, выразившихся в размещении рекламы алкогольной продукции (пиво) в лифтах многоквартирных домов города Ханты-Мансийска, нарушение требований части 3 статьи 21 Федерального закона "О рекламе".
Предписание не выдавать в связи с устранением нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на ведущего специалиста - эксперта отдела Управления <>/
Решение изготовлено в полном объеме 12 июля 2016 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <>
Члены Комиссии
<>
<>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 30 июня 2016 г. N 02-27-010/2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.7.2016