Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 28 июня 2016 г. N 9066/06-03
(решение изготовлено в полном объеме 12.07.2016)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - руководитель управления А.В. Ширков, члены Комиссии: начальник отдела контроля органов Е.В. Гудкевич, специалист-эксперт отдела контроля органов власти Коженков Е.В., при участии:
от департамента транспорта Ярославской области - О.В. Дейцевой, представителя (по доверенности);
от ГБУ ЯО "Яроблатранском" - А.Д. Бытева, представителя (по доверенности);
от заявителя и ЗАО "Золотая Корона, представители не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев на заседании Комиссии 28 июня 2016 года дело N 06-03/72-15, возбужденное по признакам нарушения департаментом транспорта части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Настоящее дело возбуждено по результатам рассмотрения заявления депутата Ярославской областной Думы С.А. Балабаева, в котором указывалось на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях департамента транспорта Ярославской области.
Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.
Агентством транспорта Ярославской области, правопреемником которого в настоящее время является департамент транспорта Ярославской области, 29.09.2015 было утверждено Положение о закупке товаров, работ и услуг для нужд ГБУ ЯО "Яроблтранском", предусматривающее возможность закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) оборудования автоматизированной системы учета и оплаты проезда (АСУОП) и передачи простой (неисключительной) лицензии на право использования программного обеспечения АСУОП в автомобильном и городском электрическом транспорте общего пользования на территории Ярославской области в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 17.08.2015 N 914-п "Об операторе информационных систем и ресурсов, необходимых для обслуживания персонифицированных электронных транспортных карт".
Согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 по делу N 8799/11, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном проведении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.
Учитывая вышеизложенное, при наличии функционирующего в границах Российской Федерации товарного рынка производства и поставки автоматизированных систем учета и оплаты проезда, непроведение ГБУ ЯО "Яроблтранском" конкурентных процедур в нарушение установленных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг, привело к недопущению конкуренции на указанном товарном рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам государственной власти запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Установленный приведенной нормой запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.
Таким образом, действия агентства транспорта Ярославской области (департамента транспорта Ярославской области) по утверждению Положения о закупке товаров, работ и услуг для нужд ГБУ ЯО "Яроблтранском", предусматривающего возможность закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) оборудования автоматизированной системы учета и оплаты проезда (АСУОП) и передачи простой (неисключительной) лицензии на право использования программного обеспечения АСУОП в автомобильном и городском электрическом транспорте общего пользования на территории Ярославской области в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 17.08.2015 N 914-п "Об операторе информационных систем и ресурсов, необходимых для обслуживания персонифицированных электронных транспортных карт" без проведения конкурентных процедур в отсутствие объективных оснований для размещения заказа у единственного поставщика, привели к негативным последствиям для конкуренции на товарном рынке производства и поставки автоматизированной системы учета и оплаты проезда в виде ее недопущения, что нарушает запрет, установленный частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Основываясь на приведенных фактах, в соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.20006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия 18.04.2016 года выдала департаменту транспорта Ярославской области предупреждение о необходимости совершения действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а именно:
- исключить из Положения о закупке товаров, работ и услуг для нужд ГБУ ЯО "Яроблтранском" абзац 15 пункта 12.2, предусматривающий возможность закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) оборудования автоматизированной системы учета и оплаты проезда (АСУОП) и передаче простой (неисключительной) лицензии на право использования программного обеспечения АСУОП в автомобильном и городском электрическом транспорте общего пользования на территории Ярославской области в соответствии с постановлением от 17.08.2015 N 914-п "Об операторе информационных систем и ресурсов, необходимых для обслуживания персонифицированных электронных транспортных карт".
Перечисленные действия департаменту транспорта Ярославской области необходимо было совершить в срок не позднее 11 мая 2016 года, о выполнении предупреждения сообщить в Ярославское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
11 мая 2016 года в Ярославское УФАС России поступило ходатайство департамента транспорта Ярославской области о продлении срока исполнения предупреждения на месяц, которое было удовлетворено Ярославским УФАС России.
10.06.2016 в адрес Ярославского УФАС России поступило письмо департамента транспорта Ярославской области N 6093/06-03 от 26.05.2016 о выполнении предупреждения и приказ N 79 от 08.06.2016 "Об утверждении изменений в Положение о закупке товаров, работ и услуг для нужд ГБУ ЯО "Яроблтранском", согласно которого внесены изменения в Положение о закупке товаров, работ и услуг для нужд ГБУ ЯО "Яроблтранском", а именно абзац 15 пункта 12.2 раздела 12 Положения, предусматривающий возможность закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) оборудования автоматизированной системы учета и оплаты проезда (АСУОП) и передаче простой (неисключительной) лицензии на право использования программного обеспечения АСУОП в автомобильном и городском электрическом транспорте общего пользования на территории Ярославской области в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 17.08.2015 N 914-п "Об операторе информационных систем и ресурсов, необходимых для обслуживания персонифицированных электронных транспортных карт".
28.06.2016 года на заседание Комиссии представителем департамента транспорта Ярославской области также представлены скриншоты с сайта www.zakupki.gov.ru, свидетельствующие о внесении указанных изменений в Положение о закупке товаров, работ и услуг для нужд ГБУ ЯО "Яроблтранском".
Таким образом, департаментом транспорта Ярославской области в надлежащей форме и своевременно (относительно установленных антимонопольным органом в предупреждении сроков) выданное предупреждение выполнено в полном объеме.
Частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 7 статьи 39.1, частями 1 - 4 статьи 41, статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Рассмотрение дела N 06-03/72-15 в отношении департамента транспорта Ярославской области прекратить в связи с исполнением предупреждения, выданного Ярославским УФАС России 20.04.2016 года.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.В. Ширков
Члены Комиссии Е.В. Гудкевич
Е.В. Коженков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 28 июня 2016 г. N 9066/06-03
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.7.2016