Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<> , рассмотрев жалобу ООО Фирма "Илига" от 04.07.2016 N 263 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона в электронной форме N 5151/ОАЭ-ЦТЕХ/16 на право заключения договора выполнения работ по теме "Разработка методики анализа и формирования карты заинтересованных сторон (государство, институты гражданского общества и бизнес-сообщество) ОАО "РЖД" (извещение
N 31603622388) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО Фирма "Илига"
(далее - Заявитель)от 04.07.2016 N 263 (вх. от 08.07.2016 N 98643/16) на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 5151/ОАЭ-ЦТЕХ/16 на право заключения договора выполнения работ по теме "Разработка методики анализа и формирования карты заинтересованных сторон (государство, институты гражданского общества и бизнес-сообщество) ОАО "РЖД" (извещение N 31603622388) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РЖД" 30.06.2014 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
29.04.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация).
В соответствии с Протоколом рассмотрения экспертной группой заявок
от 07.06.2016 N 5151/ОАЭ-ЦТЕХ/16/2 на участие в Аукционе подано 6 заявкок, к участию в Аукционе допущены 3 участника. Согласно Протоколу проведения Аукциона от 09.06.2016
N 5151/ОАЭ-ЦТЕХ/16/3 последнее предложение с ценой договора 1 950 000 рублей сделано ООО Фирма "Илига", предпоследнее предложение с ценой договора 1 969 500 рублей сделано ООО "Институт законодательства и нормативно-правовых разработок".
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее. Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены законные права и интересы Заявителя, а именно в нарушение требований пункта 8.3.2 Документации Заказчиком не направлен проект договора Заявителю. Представитель Заказчика с доводом жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке, Документации.
1. Пунктом 1.5 Документации установлено, что при проведении Аукциона применяется антидемпинговая мера, в соответствии с пунктом 6.13.2.2 Документации о проведении Аукциона, в порядке, установленном в указанном пункте.
В случае предложения демпинговой цены участник должен представить документы, предусмотренные подпунктом "в" пункта 6.13.2.2 Документации о проведении Аукциона. Демпинговой ценой при проведении Аукциона считается цена, сниженная по отношению к начальной (максимальной) на 25% и более. Соглано подпункту "в" пункта 6.13.2.2 Документации участник при представлении предложения с демпинговой ценой обязан представить при направлении Заказчику подписанного проекта договора обоснование предлагаемой цены договора (цены лота), с расчетом предлагаемой цены договора (цены лота) и ее обоснование. В случае невыполнения участником Аукциона требования о представлении документов или признания Заказчиком предложенной цены договора (цены лота) необоснованной, участник признается уклонившимся от заключения договора. При невыполнении участником Аукциона требования о представлении документов или признании предложенной цены договора (цены лота) необоснованной договор с таким участником не заключается и право заключения договора переходит к участнику аукциона, который предложил такую же, как и победитель аукциона, цену договора (цену лота) или предложение о цене договора (цене лота) которого содержит лучшие условия по цене договора (цене лота), следующие после условий, предложенных победителем аукциона. На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что в адрес Заявителя направлен запрос от 14.06.2016 N 635/ЦРВ о предоставлении подписанного проекта договора и расчет предложенной цены договора с ее обоснованием. В адрес Заказчика 17.06.2016 поступили документы Заявителя в подтверждении обоснования демпинговой цены договора, а именно Заявитель предоставил гарантийное письмо, но не предоставил расчет предлагаемой цены договора и ее обоснование. Вместе с тем, Заявителем не представлены документы, запрашиваемые в обоснование демпинговой цены. Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения. 2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке. Частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям. В соответствии с протоколом рассмотрения заявок представленных для участия в Аукционе от 07.06.2016 N 5151/ОАЭ-ЦТЕХ/16/2 в допуске к участию в Аукционе отказано участникам с порядковыми номерами N 3, N 6 в связи с непредоставлением документа, предусмотренного пунктом 5.4.3.1 Документации, в соответствии с пунктом с 6.7.3.1 Документации. Согласно пункту 6.7.3.1 Документации "непредставления определенных аукционной документацией документов либо наличия в этих документах неполной информации и (или) информации об участнике аукциона или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, не соответствующей действительности".
Пунктом 5.4.3.1 Документации установлено, что участник Аукциона должен соответствовавть требованию об "отсутствие у участника аукциона недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах). Участник аукциона считается соответствующим установленному требованию в случае наличия у него задолженности по налогам, сборам и пени на дату рассмотрения заявки на участие в аукционе в размере не более 1000 рублей. Соответствие данному требованию подтверждается справкой об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, выданной по состоянию на дату не ранее дня опубликования извещения и аукционной документации на сайтах налоговыми органами по форме, утвержденной приказом ФНС России от
21 июля 2014 г. N ММВ-7-8/378@, с учетом внесенных в приказ изменений (оригинал с печатью и подписью уполномоченного лица ИФНС либо нотариально заверенная копия). В случае наличия задолженности также необходимо представить справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей, выданную по состоянию на дату не ранее дня опубликования извещения и аукционной документации на сайтах налоговыми органами по форме, утвержденной приказом ФНС России от 5 июня 2015 г. N ММВ-7-17/227@, с учетом внесенных в приказ изменений из каждой ИФНС, указанной в справке об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов (оригинал с печатью и подписью уполномоченного лица ИФНС либо нотариально заверенная копия). В случае наличия вступившего в законную силу решения суда о признании обязанности заявителя по уплате недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации исполненной или решения компетентного органа, которым указанные суммы признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, дополнительно представляется соответствующее решение (копия, заверенная участником)".
Вместе с тем, требование о представлении в составе заявки справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, выданной по состоянию на дату не ранее дня опубликования Извещения и Документации в ЕИС, накладывает на участника Аукциона дополнительные обязанности, связанные с необходимостью обращения в налоговые органы в срок не ранее дня размещения в ЕИС Извещения и Документации, а также ограничивает возможность участников Аукциона в своевременном получении указанной справки, что влечет ограничение количества участников закупки.
Кроме того, на заседание Комиссии ФАС России не представлены доказательства, подтверждающие невозможность исполнения договора, заключенного по результатам Аукциона, в случае наличия у участника задолженности по налогам, сборам и пени на дату рассмотрения заявки на участие в Аукционе в размере более 1000 рублей.
С учетом того, что вышеуказанное требование является неправомерным к участникам Аукциона, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно отклонены заявки с порядковым N 3, N 6. Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований к участникам Аукциона в качестве обязательных и отказ в допуске участникам Аукциона по указанным основаниям противоречит подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает
часть 1 статьи 2 Закона о закупках, часть 6 статьи 3 Закона о закупках, и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;.
3. Документацией установлены следующие требования к участникам:
отсутствие просроченной задолженности перед ОАО "РЖД" за 3 (три) года, предшествующие дате размещения извещения о проведении аукциона и аукционной документации на сайтах (пункт 5.4.3.6 Документации);
отсутствие неисполненных обязательств перед ОАО "РЖД" (пункт
5.4.3.7 Документации);
непричинение вреда имуществу ОАО "РЖД" (пункт 5.4.3.8 Документации)".
Вместе с тем, установление требований об отсутствии просроченной задолженности, неисполненных обязательств перед Заказчиком, о непричинении вреда имуществу Заказчика в качестве обязательных к участникам Аукциона, а также отказ в допуске к участию в Аукционе в связи с несоответствием указанным требованиям необоснованно ограничивает количество участников. Кроме того, несоответствие указанным требованиям, не подтверждает невозможность участника Аукциона исполнять обязательства по договору, заключаемому по результатам Аукциона.
Согласно пункту 6.7.10 Документации "Заказчик вправе проверять достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, путем выездных проверок. В случае препятствования участником данной проверки, его заявка может быть отклонена".
Вместе с тем, возможность участия в Аукционе с учетом указанных положений Документации зависит от волеизъявления Заказчика, а также право осуществлять выездные проверки может применяться не в равной степени к участникам Закупки, что приводит к ограничению количество участников Аукциона.
Кроме того, в Документации отсутствуют основания и порядок проведения выездных проверок.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление вышеуказанных требований в качестве обязательных требований к участникам Аукциона и отказ в допуске участникам Аукциона в случае несоответствия им ограничивает количество участников закупки и противоречит подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Вместе с тем, указанные нарушения не повлияли на результаты проведения Аукциона, поскольку в связи с несоответствием указанным требованиям заявки участников Аукциона не отклонялись.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО Фирма "Илига" от 04.07.2016 N 263 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона в электронной форме N 5151/ОАЭ-ЦТЕХ/16 на право заключения договора выполнения работ по теме "Разработка методики анализа и формирования карты заинтересованных сторон (государство, институты гражданского общества и бизнес-сообщество) ОАО "РЖД" (извещение
N 31603622388) необоснованной.
2. Признать ОАО "РЖД" нарушившим части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 18.07.2016 N 223-ФЗ-352/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
4. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных с учетом принятого решения от 18.07.2016
N 223-ФЗ-352/16 нарушений.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 июля 2016 г. N 17/49624/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.7.2016