Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 22 июля 2016 г. N РНП-112/2016
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: - заместителя руководителя Челябинского УФАС России,
Членов Комиссии: - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
. - специалиста 1 разряда отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России,
рассмотрев обращение Южно-Уральского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте о включении ООО "ГранитСтрой", учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа ООО "ГранитСтрой" в связи с уклонением последнего от заключения контракта по результатам проведенного аукциона в электронной форме N 0369100004616000044 на выполнение работ по капитальному ремонту помещений Южно-Уральского ЛУ МВД России на транспорте, расположенных по адресу г. Челябинск, ул. Овчинникова, д.8, в присутствии:
представителя Южно-Уральского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте, действующего по доверенности N 03-ю от 31.12.2015;
представителей ООО "ГранитСтрой", действующих на основании доверенностей от 19.08.2015, установила:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение Южно-Уральского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте (далее - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков ООО "ГранитСтрой" (далее - Общество), его учредителя и директора.
Согласно представленным документам, 10.05.2016 Заказчик объявил о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 279 626,94 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 30.05.2016, победителем аукциона признан ООО "ГранитСтрой" с ценой контракта 4 884 980, 18 рублей. Проект контракта размещен Заказчиком в Единой электронной системе 05.06.2016 (снижение цены контракта составило 41%).
В регламентированный срок победитель разместил подписанный контракт в единой информационной системе. В качестве обеспечения исполнения контракта представлена банковская гарантия от 16.06.2016 N БГ-49255/2016, выданная АКБ "Держава" ПАО, на сумму 413 981,35 рублей.
Для подтверждения добросовестности участника представлены три контракта - N1818 от 10.03.2016 (реестровый номер 20262003665516000046), N14-08/15 от 24.08.2015 (реестровый номер 3026700775145000017), N37 от 15.06.2015 (реестровый номер 1745314041815000218), каждый из которых, по заявлению Общества, имел статус исполненного.
Заказчик, ссылаясь на часть 3 статьи 37 Закона о контрактной системе, обращает внимание, что к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиком, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие аукционе трех и более контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек.
Однако, по состоянию на дату подачи заявки ООО "ГранитСтрой" (25.05.2016) и на дату подписания контракта участником, представления банковской гарантии и информации о добросовестности (21.06.2016), контракт N1818 от 10.03.2016 (реестровый номер 2026200366516000046) не исполнен - в реестре контрактов, заключенных заказчиком, отсутствуют сведения о его исполнении.
Общество указало, что факт исполнения контракта N1818 от 10.03.2016 подтверждается КС-2 и КС-3 от 27.05.2016.
Заказчик утверждает, что отсутствие или наличие КС-2 и КС-3 не может быть принято во внимание.
Также, государственный контракт N37 от 15.06.2016 (реестровый номер 1745314041815000218) в реестре контрактов, заключенных заказчиком имеет статус "Исполнение прекращено", расторгнут по соглашению сторон с 05.08.2016.
На основании изложенного, согласно протоколу от 24.06.2016, Общество признано уклонившимся от заключения контракта по итогам электронного аукциона.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон Комиссия руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 13 статьи 69 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный: лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил, требования, предусмотренные статьей 37 настоящею Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта, на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
Как следует из части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, в случае если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее, и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.
В соответствии с частью 3 статьи 37 закона о контрактной системе, к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Следовательно, заказчик обязан установить в аукционной документации и проекте контракта требования о предоставлении участником закупки обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона, или информацию, подтверждающую добросовестность такого участника в соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Протокол подведения итогов электронного аукциона был опубликован от 31.05.2016.
Снижение начальной максимальной цена победителем аукциона составило 41%.
В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе, Заказчик исполнил обязанность по размещению в единой информационной системе без своей подписи проекта контракта для подписания его Обществом в регламентированный законом срок, а именно в течение 5 (пяти) дней с момента размещения в единой информационной системе протокола.
Вместе с тем, Общество разместило в единой информационной системе подписанный электронной цифровой подписью контракт, предоставил обеспечение контракта, но не разместил обоснование предлагаемой цены контракта, установленное требованием части 9 и пункта 2 части 10 статьи 37, частью 3 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Для подтверждения добросовестности участника представлены три контракта - N1818 от 10.03.2016 (реестровый номер 20262003665516000046), N14-08/15 от 24.08.2015 (реестровый номер 3026700775145000017), N37 от 15.06.2015 (реестровый номер 1745314041815000218).
Из буквального толкования части 3 статьи 37 Закона о контрактной системе следует вывод о том, что добросовестность участника закупки подтверждается только той информацией, которая содержится в реестре контрактов, заключенных заказчиками. По состоянию на дату подачи заявки ООО "ГранитСтрой" (25.05.2016) и на дату подписания контракта участником, представления банковской гарантии и информации о добросовестности (21.06.2016), контракт N1818 от 10.03.2016 (реестровый номер 2026200366516000046) не исполнен - в реестре контрактов, заключенных заказчиком, отсутствуют сведения о его исполнении.
Заказчиком 31.05.2016 оформлен протокол о признании участника уклонившимся от заключения контракта по итогам электронного аукциона.
На заседании Комиссии установлено, что Общество имело намерение заключить контракт, что подтверждается размещением в единой информационной системе контракта, подписанного электронной цифровой подписью, в качестве обеспечения исполнения контракта представлена банковская гарантия от 16.06.2016 N БГ-49255/2016.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о совершении Обществом действий, направленных на заключение и исполнение контракта.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь серьезный экономический характер.
В настоящем случае нарушение, допущенное Обществом, не привело к нарушению прав и законных интересов заказчика в части своевременного размещения заказа для федеральных нужд, так как контракт в соответствии с частью 14 статьи 70 Закона о контрактной системе заключен со вторым участником, предложение о цене контракта которого содержит условия, незначительно отличающиеся условий ООО "ГранитСтрой".
Как следует из материалов дела, Общество не имело намерений уклониться от заключения контракта, что подтверждается подписанием контракта и перечислением денежных средств на счет Заказчика в качестве обеспечения исполнения контракта.
По мнению Комиссии Челябинского УФАС России, в действиях Общества не усматриваются признаки недобросовестностного поведения, направленного на уклонение от заключения контракта.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" решила:
Сведения, представленные Южно-Уральским линейным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте в отношении ООО "ГранитСтрой", учредителе и директоре указанного юридического лица, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 22 июля 2016 г. N РНП-112/2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.7.2016