Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 4 июля 2016 г.
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: - руководителя Челябинского УФАС России,
Членов Комиссии: - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
- специалиста 1 разряда отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России,
рассмотрев обращение Управления вневедомственной охраны по городу Челябинску - филиала федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области" (далее - Заказчик) о включении ООО "ФИНгрупп" (далее - Общество, Участник закупки), учредителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа указанного юридического лица, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением последнего от заключения контракта по результатам проведенного аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания (замена пришедших в негодность оконных конструкций) для нужд подразделений УВО по г. Челябинску - филиала ФГКУ УВО ГУ МВД России по Челябинской области. (извещение N 0369100004216000003 (далее - Аукцион), в присутствии:
представителя ООО "ФИНгрупп", действующего на основании решения об избрании в качестве директора 18.03.2016;
представителя Заказчика, действующего на основании доверенностей N 107 от 22.12.2015, установила:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) 23 июня 2016 года поступило обращение Заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "ФИНгрупп", его учредителя и директора.
Согласно представленным документам, 10.05.2016 Заказчик объявил о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 354 696 рублей 12 копеек.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие от 24.05.2016, победителем Аукциона признано ООО "ФИНгрупп", предложившее наименьшую цену контракта.
В установленный срок до 02.06.2016 победитель аукциона не направил заказчику надлежащим образом подписанный проект контракта. В соответствии с частью 13 статьи 70 Закона о контрактной системе такой победитель был признан уклонившимся от заключения контракта.
Из пояснений Общества следует, что неподписание контракта в срок, предусмотренный действующим законодательством, обусловлено ошибкой сметчика в расчетах. Изначальный расчет был произведен на 20 оконных конструкций, тогда как в аукционной документации и проекте контракта указаны оконные конструкции в количестве 32 штук. Последующий пересчет сметы по правильному количеству оконных конструкций выявил невыгодность данного контракта для Общества, что и стало причиной уклонения от его подписания.
В пояснениях Заказчика указано, что 27.05.2016 через электронную торговую площадку ОАО "ЕЭТП" проект контракта был направлен Участнику закупки.
В свою очередь, со стороны Общества проект контракта не подписан, а также не представлен документ об обеспечении исполнения контракта, что и послужило основанием для направления сведений о данном участнике в антимонопольный орган.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 13 статьи 69 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный: лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе, или не исполнил, требования, предусмотренные статьей 37 настоящею Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта, на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
Как следует из части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе, контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
При этом уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Извещение о проведении электронного аукциона было размещено в Единой информационной системе в сфере закупок 10 мая 2016 года.
В протоколе рассмотрения заявок от 19 мая 2016 года указано о допуске 9 первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме от 24 мая 2016 года, от оператора электронной площадки поступило семь вторых частей заявок. Комиссия, рассмотрев вторые части заявок на участие в электронном аукционе приняла решение признать победителем ООО "ФИНгрупп".
Через электронную торговую площадку 27 мая 2016 года победителю был направлен проект контракта. В свою очередь, Общество в указанный срок не подписало проект контракта и не направило документы об обеспечении исполнения контракта.
Заказчиком 07.06.2016 оформлен протокол отказа от заключения контракта в связи с признанием Общества, уклонившимся от заключения контракта.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией антимонопольного органа исследованы представленные заказчиком доказательства и установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе прописано, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В Приложении N 2 проекта контракта, направленного Обществу заказчиком, отсутствуют конкретные показатели в части 4 технического задания. Так, в столбце "Технически требования и характеристики" таблицы "Требования установленные Заказчиком к качеству, техническим характеристикам работ, требования к их безопасности, требования к результатам работ" используются слова "не менее". Данная формулировка не конкретизирует установленные заказчиком требования. Вместе с тем, в заявке ООО "ФИНгрупп" указаны конкретные показатели и страна происхождения.
Таким образом, приведенные обстоятельства свидетельствуют о нарушение заказчиком порядка, указанного в части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе при направлении проекта контракта.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь серьезный экономический характер для субъекта малого бизнеса.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" решила:
1. Сведения, представленные Управлением вневедомственной охраны по городу Челябинску - филиалом федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области", в отношении ООО "ФИНгрупп", учредителя и директора указанного юридического лица, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение части 1 статьи 34 и части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 4 июля 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.7.2016