Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<>,
(далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ОАО "РЖД": <> - по доверенности от 23.12.2015
N 948-ДП, <> - по доверенности от 26.04.2016 N 77АВ0003769;
АО "СТК Развитие": <> - по доверенности от 04.08.2016
N 13/080816, <> - по доверенности от 04.08.2016 N 14/080816,
рассмотрев жалобу АО "СТК Развитие" от 28.07.2016 N 05/28072016
(вх. от 29.07.2016 N 111484-ЭП/16) на действия (бездействие) заказчика
ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона в электронной форме
N 7058/ОАЭ-ТИ/16 на право заключения договора по поставке вычислительной и оргтехники для структурных подразделений ОАО "РЖД" и его филиалов в рамках реализации Программы информатизации ОАО "РЖД" на 2016 год (извещение N 31603869650), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба АО "СТК Развитие" (далее - Заявитель) от 28.07.2016 N 05/28072016 (вх. от 29.07.2016 N 111484-ЭП/16) на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 7058/ОАЭ-ТИ/16 на право заключения договора по поставке вычислительной и оргтехники для структурных подразделений ОАО "РЖД" и его филиалов в рамках реализации Программы информатизации ОАО "РЖД" на 2016 год (извещение
N 31603869650) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РЖД" 30.06.2014 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
08.07.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация).
Согласно Извещению, информации, размещенной в ЕИС:
дата и время окончания подачи заявок - 29.07.2016 в 11:00;
дата и время вскрытия заявок - 29.07.2016 в 11:00;
дата и время рассмотрения заявок - 02.08.2016 в 12:00;
дата и время проведения Аукциона - 03.08.2016 в 9:30.
Для участия в Конкурсе подано 5 заявок, 1 заявка отклонена.
Из Жалобы следует, что Заказчиком в Документации установлено требование о том, что участник должен являться производителем/официальным представителем производителя товара или обладать правом поставки товара, подтвержденным производителем/официальным представителем производителя, нарушающие права Заявителя и ограничивающие количество участников аукцона.
Также в Документации установлено право Заказчика запрашивать тестовые образцы поставляемой продукции, что по мнению Заявителя, ограничивает количество участников Аукциона.
Кроме того, согласно доводу Жалобы, Заказчиком при проведении Аукциона объединены в один лот технологически и функционально не связанные товары.
Также, по мнению Заявителя, указанные в Документации технические требования к поставляемому товару приводят к возможности закупки товаров только одного производителя, что ограничивает количество участников закупки.
Кроме того, на заседании Комиссии ФАС России Заявитель в дополнение к указанным выше доводам Жалобы заявил, что его заявка необоснованно отклонена комиссией Заказчика.
Представители Заказчика не согласились с доводами Жалобы и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
При этом, согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно протоколу от 02.08.2016 N 7058/ОАЭ-ТИ/16/2 рассмотрения аукционных заявок, представленных для участия в Аукционе, Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с представлением в не полном объеме документов, предусмотренных пунктом 2.2 Документации, а также в связи с несоответствием требованиям подпункта 1 таблицы N 1 пункта 3.1 Документации, на основании пунктов 6.7.3.1 и 6.7.3.2 Документации.
Подпунктом 1 таблицы N 1 пункта 3.1 Документации установлены требования к поставляемому товару (системному блоку), в том числе, требование о наличии у системного блока не менее 2-х слотов М.2.
На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили, что в техническом предложении Заявителя указано наличие у предлагаемого к поставке системного блока одного слота М.2, что не соответствует требованиям подпункта 1 таблицы N 1 пункта 3.1 Документации.
Представители Заявителя согласились с указанным утверждением представителей Заказчика и подтвердили наличие в заявке, поданной на участие в Аукционе, технической ошибки в части указания одного слотов М.2 системного блока.
На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что заявка Заявителя не соответствует требованиям Документации и отклонена комиссией Заказчика в соответствии с требованиями Закона о закупках.
Таким образом, довод Заявителя о необоснованном отклонении заявки Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, согласно пункту 2.2 Документации участник Аукциона должен являться производителем, либо обладать правом поставки вычислительной техники и оргтехники, указанной в подпунктах 1-3, 5-6 таблицы N 1 пункта 3.1 Документации, предоставленным ему производителями.
В подтверждение того, что участник является производителем либо обладает правом поставки вычислительной техники и оргтехники, указанной в подпунктах 1-3, 5-6 таблицы N 1 пункта 3.1 Документации, предоставленным производителями, участник в составе заявки должен представить:
- документ, подтверждающий, что участник является производителем вычислительной техники и оргтехники, указанной в подпунктах 1-3, 5-6 таблицы N 1 пункта 3.1 Документации;
или
- официальные письма от производителей (официальных представительств производителей на территории Российской Федерации), представленные для настоящего аукциона, о праве участника поставлять конкретную вычислительную технику и оргтехнику, указанную в подпунктах
1-3, 5-6 таблицы N 1 пункта 3.1 Документации, производства данных производителей, являющееся предметом аукциона. В письмах должны быть указаны конкретные модели, состав и объем вычислительной техники и оргтехники.
Вместе с тем, в отсутствие обязанности производителя как-либо реагировать на соответствующие запросы участников закупки, возможность участников закупки подать заявку на участие в Аукционе в соответствии с вышеуказанными требованиями Документации всецело зависит от волеизъявления третьих лиц - производителя закупаемого товара, его официального представителя, что ограничивает возможность участия в Аукционе.
При этом документы, подтверждающие возможность поставки товара, могут быть получены участником Аукциона после заключения договора по результатам закупки.
Следовательно, отсутствие у участника документов, указанных в пункте 2.2 Документации, в составе заявки не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Аукциона.
Кроме того, согласно пункту 3.2.6 Документации в целях подтверждения соответствия технических характеристик оборудования, предложенного участником к поставке в техническом предложении, требованиям технического задания, к участнику может быть предъявлено дополнительное требование о предоставлении тестовых образцов оборудования. Порядок запроса и предоставления тестовых образцов оборудования приведен в пункте 3.2.11 Документации.
В соответствии с пунктом 3.2.11 Документации заказчик вправе потребовать от участника предоставления тестовых образцов предлагаемого оборудования для оценки соответствия заявленному в техническом задании оборудованию. Проведение оценки тестовых образцов обеспечивает Заказчик. Тестовые образцы должны быть предоставлены участником по адресу, указанному в запросе, не позднее 2 (двух) рабочих дней со дня направления запроса. Аукционные заявки участников, не предоставивших в срок тестовые образцы или отказавшихся подписать акты о передаче образцов, отклоняются.
Вместе с тем, установление требования о представлении тестовых образцов на этапе рассмотрения заявок на участие в Аукционе, возможность отказа в допуске к участию в Аукционе в случае их непредставления, ограничивает количество участников Аукциона.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные требования в качестве обязательных для участников Аукциона, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
2. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком при проведении Аукциона объединены в один лот технологически и функционально не связанное оборудование, что ограничивает количество возможных участников закупки.
Согласно таблице N 1 пункта 3.1 Документации Заказчику требуется поставить определенный в указанной таблице объем оборудования по следующим номенклатурным позициям: системный блок, монитор, ноутбук, сетевой фильтр, источник бесперебойного питания, многофункциональное устройство.
На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили, что для удовлетворения потребностей Заказчика необходимо закупать указанное оборудование в комплексе, поскольку функциональная связь закупаемого товара обусловлена задачами и функциями оборудования, указанные устройства должны использоваться совместно, в том числе, должны быть интегрированы в единую информационную систему Заказчика.
При этом на заседании Комиссии ФАС России представителями Заявителя не представлено доказательств, свидетельствующих об ограничении конкуренции путем закупки Заказчиком указанного оборудования в рамках одной закупки.
Таким образом, рассматриваемый довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Жалобы указанные в Документации технические требования к поставляемому товару приводят к возможности закупки товаров только одного производителя, что ограничивает количество участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Требования в поставляемому оборудованию установлены в таблице N 1 пункта 3.1 Документации.
Комиссия ФАС России изучила заявки участников Аукциона, представленные представителями Заказчика, и установила следующее.
К участию в Аукционе допущено 4 участника. В заявках допущенных участников содержатся предложения как о поставке оборудования производителя Hewlett-Packard, так и производителя Lenovo. При этом предлагаемое оборудование обоих производителей признано комиссией Заказчика соответствующим требованиям Документации.
Таким образом, довод Жалобы о том, что указанные в Документации технические требования к поставляемому товару приводят к возможности закупки товаров только одного производителя, не нашел своего подтверждения.
4. Пунктами 5.3.3.6, 5.3.3.7, 5.3.3.8 Документации установлены следующие требования к участникам Аукциона:
- отсутствие просроченной задолженности перед ОАО "РЖД" за 3 (три) года, предшествующие дате размещения извещения о проведении конкурса и конкурсной документации;
- отсутствие неисполненных обязательств перед ОАО "РЖД";
- непричинение вреда имуществу ОАО "РЖД".
Вместе с тем, установление требований об отсутствии просроченной задолженности, неисполненных обязательств перед Заказчиком, о непричинении вреда имуществу Заказчика в качестве обязательных к участникам Аукциона, а также возможность отказа в допуске к участию в Аукционе в связи с несоответствием указанным требованиям, необоснованно ограничивает количество участников закупки. Кроме того, несоответствие указанным требованиям, относящимся к деловой репутации перед Заказчиком, не подтверждает невозможность участника Аукциона исполнять обязательства по договору, заключаемому по результатам Аукциона.
Таким образом, установление указанных требований в качестве обязательных требований к участникам Аукциона, ограничивает количество участников Аукциона, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2 пункта 32 Положения о закупках и нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 6.7.10 Документации Заказчик вправе проверять достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, путем получения сведений из любых официальных источников, использование которых не противоречит законодательству Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов и организаций в сети Интернет, а также путем выездных проверок. В случае препятствования участником данной проверке его заявка может быть отклонена.
Согласно пункту 6.7.4 Документации и пункту 286 Положения о закупке участник Конкурса не допускается к участию в Конкурсе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе заявки. В указанном случае Заказчик обязан отстранить такого участника Конкурса на любом этапе проведения Конкурса.
Вместе с тем, в Положении о закупке и Документации не установлен порядок проведения указанных проверок, что ставит возможность проведения или не проведения выездной проверки в отношении конкретного участника Аукциона в зависимость от решения Заказчика, которое может быть различным в отношении разных участников.
Кроме того, препятствование участником осуществлению выездной проверки является основанием для отклонения заявки участника Аукциона. Вместе с тем, законодательством не установлена обязанность участника Аукциона допускать представителей Заказчика на территорию своей организации, а отказ в таком допуске не является подтверждением предоставления участником в составе заявки документов, содержащих недостоверную информацию.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Документации указанное требование, ограничивают количество участников Аукциона, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке и нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
6. Пунктом 5.3.3.1 Документации установлено обязательное требование об отсутствии у участника Аукциона недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах). Участник аукциона считается соответствующим установленному требованию в случае наличия у него задолженности по налогам, сборам и пени на дату рассмотрения заявки на участие в конкурсе в размере не более 1000 рублей.
Соответствие данному требованию подтверждается справкой об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, выданной по состоянию на дату не ранее дня опубликования извещения и конкурсной документации на сайтах налоговыми органами по форме, утвержденной приказом ФНС России от 21 июля 2014 года N ММВ-7-8/378@, с учетом внесенных в приказ изменений (оригинал с печатью и подписью уполномоченного лица ИФНС либо нотариально заверенная копия). В случае наличия задолженности также необходимо представить справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей, выданную по состоянию на дату не ранее дня опубликования извещения и конкурсной документации на сайтах, налоговыми органами по форме, утвержденной приказом ФНС России от 5 июня 2015 г. N ММВ-7-17/227@, с учетом внесенных в приказ изменений из каждой ИФНС, указанной в справке об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов (оригинал с печатью и подписью уполномоченного лица ИФНС либо нотариально заверенная копия). В случае наличия вступившего в законную силу решения суда о признании обязанности заявителя по уплате недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации исполненной или решения компетентного органа, которым указанные суммы признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, дополнительно представляется соответствующее решение (копия, заверенная участником).
При этом, на заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика не представили доказательств, подтверждающих невозможность исполнения договора, заключенного по результатам Аукциона, в случае наличия у участника задолженности в размере более 1000 рублей по налогам, сборам и пени на дату рассмотрения заявки на участие в Аукционе.
Кроме того, требование о представлении в составе заявки справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, выданной по состоянию на дату не ранее дня опубликования Извещения и Документации в ЕИС, накладывает на участника Аукциона дополнительные обязанности, связанные с необходимостью обращения в налоговые органы в срок не ранее дня размещения в ЕИС Извещения и Документации, а также ограничивает возможность участников Аукциона в своевременном получении указанной справки, что влечет ограничение количества участников закупки.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное требование в качестве обязательного для участников Аукциона, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
Вместе с тем, указанные выше нарушения не повлияли на проведение процедуры Аукциона.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
Признать жалобу АО "СТК Развитие" от 28.07.2016 N 05/28072016
(вх. от 29.07.2016 N 111484-ЭП/16) на действия (бездействие) заказчика
ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона в электронной форме
N 7058/ОАЭ-ТИ/16 на право заключения договора по поставке вычислительной и оргтехники для структурных подразделений ОАО "РЖД" и его филиалов в рамках реализации Программы информатизации ОАО "РЖД" на 2016 год (извещение N 31603869650) обоснованной в части: установления требований к участникам о том, что участник должен являться производителем/официальным представителем производителя поставляемого товара или обладать правом поставки товара, предоставленным производителем/официальным представителем производителя; установления права Заказчика запрашивать у участников тестовые образцы оборудования, ограничивающих количество участников Аукциона.
Признать в действиях ОАО "РЖД" нарушение части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, с учетом принятого решения от 08.08.2016 N 223ФЗ-402/16 не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на проведение процедуры Аукциона.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 8 августа 2016 г. N 17/55463/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.8.2016