Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<> , рассмотрев жалобу ООО "ПКП "Теплосфера" от б/д Nб/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 848/ОКЭ-ЦДПО/16 на право заключения договора на поставку, монтаж, пуско-наладку и ввод в эксплуатацию оборудования для систем освещения пассажирских платформ, Лот N8 (извещение N 31603622732) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "ПКП "Теплосфера" (далее - Заявитель) от б/д N б/н (вх. 109499/16 от 27.07.2016) на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 848/ОКЭ-ЦДПО/16 на право заключения договора на поставку, монтаж, пуско-наладку и ввод в эксплуатацию оборудования для систем освещения пассажирских платформ, Лот N8 (извещение N 31603622732) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РЖД" 30.06.2014 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
29.04.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация).
Из Жалобы следует, что при рассмотрении заявок Заказчиком нарушены законные права и интересы Заявителя, а также положения Закона о закупках, а именно:
- Заказчиком необоснованно отклонена заявка Заявителя в связи с несоответствием заявки требованиям технического задания, установленным пунктом 3.2.3 конкурсной документации, на основании пункта 7.8.3.1 конкурсной документации;
- в Документации неправомерно установлено требование о наличии дилерских/дистрибьюторских договоров в составе заявки;
- установление требования о наличии в составе заявки участников документального подтверждения о проведении испытаний на поставляемый продукт;
- Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии СРО на определенные виды работ у участника.
Представители Заказчика не согласились с доводами Жалобы и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
При этом, согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно протоколу N 848/ОКЭ-ЦДПО/16/2 рассмотрения и оценки конкурсных заявок, представленных для участия в Конкурсе, от 18.07.2016 Заявителю отказано в допуске к участию в Конкурсе в связи с несоответствием заявки требованиям технического задания, установленным пунктом 3.2.3 конкурсной документации, на основании пункта 7.8.3.1 конкурсной документации.
Пунктом 3.2.1. Документации установлены общие требования к оборудованию в том числе, оборудование должно иметь:
- сертификат соответствия Госстандарта России (при наличии), выданный аккредитованным органом по сертификации;
- паспорт и инструкцию по эксплуатации на русском языке;
гарантийный талон производителя оборудования.
На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика представили заявку Заявителя и пояснили, что копии паспортов в составе заявки Заявителя представлены на светильник обычного освещения, согласно техническому заданию к поставке требуются светильники уличного исполнения.
Комиссия ФАС России установила, что паспорта представленные Заявителем не соответствуют техническим характеристикам установленным Документацией.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
В соответствии с пунктом 3.3.1. в течение 45 (сорока пяти) календарных дней после заключения договора победитель обязан за свой счет провести техническую экспертизу по одному образцу, предлагаемых к поставке светодиодных светильников каждого типа, на соответствие техническим требованиям, указанным в настоящей конкурсной документации, в ОАО "НИИАС", и предоставить Заказчику акт положительных результатов технической экспертизы в течение 3 (трех) календарных дней с даты проведения экспертизы.
Вместе с тем Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление данного требования в рамках исполнения договора не противоречит положениям Закона о закупке и не нарушает права и законные интересы участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел подтверждения.
3. Пунктом 2.6 Документации установлено требование к участникам: "Участник должен являться производителем либо обладать правом поставки материалов (светодиодных светильников), указанных в п. 3.2. конкурсной документации.
В подтверждение указанных требований участник в составе заявки должен представить:
- документ, подтверждающий, что участник является производителем оборудования;
или
- информационное письмо или иной документ выданный производителем, и/или копию дилерского договора с производителем оборудования о праве участника осуществлять поставку оборудования;
или
- договор с дилером/поставщиком или иной документ выданный участнику дилером/поставщиком, с приложением копии договора
с приложением всех листов договора, приложений и спецификаций к нему, заключенного между дилером/поставщиком и производителем, и/или информационных писем, иных документов, выданных производителем дилеру/поставщику".
Вместе с тем, установление данного требования в качестве допуска к участию в закупочной процедуре является ограничением круга участников, так как предоставление таких документов не подтверждают качество поставки и выполнение обязательств по результатам Конкурса.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Документации указанное требование, ограничивают количество участников Конкурса, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке и нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
4. Согласно пункту 2.1 Документации: "Участник должен иметь разрешительные документы на проведение монтажных и пуско-наладочных работ. В подтверждение наличия разрешительных документов участник в составе заявки представляет:
- действующие свидетельства о допуске, выданные саморегулируемой организацией (СРО), к выполнению следующих видов работ в соответствии с перечнем видов работ, утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 в последней редакции:
Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:
10. Монтаж металлических конструкций
15. Устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений
15.5. Устройство системы электроснабжения
20. Устройство наружных электрических сетей
20.2. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 35 кВ включительно.
20.5. Монтаж и демонтаж опор для воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ.
20.8. Монтаж и демонтаж проводов и грозозащитных тросов воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ включительно.
20.10. Монтаж и демонтаж трансформаторных подстанций и линейного электрооборудования напряжением до 35 кВ включительно.
20.12. Установка распределительных устройств, коммутационной аппаратуры, устройств защиты.
23. Монтажные работы
23.6. Монтаж электротехнических установок, оборудования, систем автоматики и сигнализации
24. Пусконаладочные работы
24.5. Пусконаладочные работы коммутационных аппаратов
24.7. Пусконаладочные работы автоматики в электроснабжении
24.8. Пусконаладочные работы систем напряжения и оперативного тока
24.10. Пусконаладочные работы систем автоматики, сигнализации и взаимосвязанных устройств".
Вместе с тем, Заказчиком установленое требование о наличии СРО на конкретные виды деятельности, предусмотренные техническим заданием, в связи с чем действия Заказчика не противоречат положениям Закона о закупках.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Пунктом 2.3 Документации установлено: "У участника должна иметься система менеджмента качества поставок, монтажа, пусконаладочных работ и ввода в эксплуатацию электротехнического оборудования. В подтверждение наличия системы менеджмента качества участник в составе заявки представляет:
- действующий сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарта ISO (с приложениями при их наличии, а также с приложением документов, подтверждающих прохождение ежегодного инспекционного контроля), либо распоряжение, приказы и т.д. о создании своей систем, свидетельства об обучении сотрудников системе менеджмента качества стандарта ISO".
Вместе с тем, данное требование является подтверждением соответствия системы менеджмента качества организации, и установление данных требований в качестве критерия допуска к участию в закупочной процедуре является ограничением числа участников закупки, так как наличие у участника системы менеджмента качества организации не влияет на исполнение обязательств по договору.
6. В соответствии с пунктом 7.8.10 Документации Заказчик вправе проверять достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в конкурсных заявках участников, путем выездных проверок. В случае препятствования участником данной проверки, его заявка может быть отклонена.
Согласно пункту 7.8.4 Документации и пункту 241 Положения о закупке участник Конкурса не допускается к участию в Конкурсе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе заявки. В указанном случае Заказчик обязан отстранить такого участника Конкурса на любом этапе проведения Конкурса.
Вместе с тем, в Положении о закупке и Документации не установлен порядок проведения указанных проверок, что ставит возможность проведения или не проведения выездной проверки в отношении конкретного участника Конкурса в зависимость от решения Заказчика, которое может быть различным в отношении разных участников.
Кроме того, препятствование участником осуществлению выездной проверки является основанием для отклонения заявки участника Конкурса. Вместе с тем, законодательством не установлена обязанность участника Конкурса допускать представителей Заказчика на территорию своей организации, а отказ в таком допуске не является подтверждением предоставления участником в составе заявки документов, содержащих недостоверную информацию.
7. Согласно пункту 6.4.1 Документации участник Конкурса должен соответствовать обязательным и квалификационным требованиям конкурсной документации. Заявка участника должна соответствовать требованиям технического задания конкурсной документации. Для подтверждения соответствия требованиям конкурсной документации в составе конкурсной заявки должны быть представлены все необходимые документы и информация в соответствии с требованиями конкурсной документации.
Пунктом 6.4.3.1 Документации установлено обязательное требование об отсутствии у участника Конкурса недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах). Участник конкурса считается соответствующим установленному требованию в случае наличия у него задолженности по налогам, сборам и пени на дату рассмотрения заявки на участие в конкурсе в размере не более 1000 рублей.
Соответствие данному требованию подтверждается справкой об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, выданной по состоянию на дату не ранее дня опубликования извещения и конкурсной документации на сайтах налоговыми органами по форме, утвержденной приказом ФНС России от 21 июля 2014 года N ММВ-7-8/378@, с учетом внесенных в приказ изменений (оригинал с печатью и подписью уполномоченного лица ИФНС либо нотариально заверенная копия). В случае наличия задолженности также необходимо представить справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей, выданную по состоянию на дату не ранее дня опубликования извещения и конкурсной документации на сайтах, налоговыми органами по форме, утвержденной приказом ФНС России от 5 июня 2015 г. N ММВ-7-17/227@, с учетом внесенных в приказ изменений из каждой ИФНС, указанной в справке об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов (оригинал с печатью и подписью уполномоченного лица ИФНС либо нотариально заверенная копия). В случае наличия вступившего в законную силу решения суда о признании обязанности заявителя по уплате недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации исполненной или решения компетентного органа, которым указанные суммы признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, дополнительно представляется соответствующее решение (копия, заверенная участником).
При этом, на заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика не представили доказательств, подтверждающих невозможность исполнения договора, заключенного по результатам Конкурса, в случае наличия у участника задолженности в размере более 1000 рублей по налогам, сборам и пени на дату рассмотрения заявки на участие в Конкурсе.
Кроме того, требование о представлении в составе заявки справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, выданной по состоянию на дату не ранее дня опубликования Извещения и Документации в ЕИС, накладывает на участника Конкурса дополнительные обязанности, связанные с необходимостью обращения в налоговые органы в срок не ранее дня размещения в ЕИС Извещения и Документации, а также ограничивает возможность участников Конкурса в своевременном получении указанной справки, что влечет ограничение количества участников закупки.
8. Пунктами 6.4.3.6, 6.4.3.7, 6.4.3.8 Документации установлены следующие требования к участникам Конкурса:
- отсутствие просроченной задолженности перед ОАО "РЖД" за 3 (три) года, предшествующие дате размещения извещения о проведении конкурса и конкурсной документации;
- отсутствие неисполненных обязательств перед ОАО "РЖД";
- непричинение вреда имуществу ОАО "РЖД".
Установление вышеуказанных требований в качестве обязательных требований к участникам Конкурса ограничивает количество участников Конкурса, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2 пункта 32 Положения о закупках и нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
Вместе с тем, выявленные нарушения не повлияли на результаты проведения Конкурса.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции решила:
1. Признать жалобу ООО "ПКП "Теплосфера" от б/д Nб/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 848/ОКЭ-ЦДПО/16 на право заключения договора на поставку, монтаж, пуско-наладку и ввод в эксплуатацию оборудования для систем освещения пассажирских платформ, Лот N8 (извещение N 31603622732) обоснованной в части неправомерно установленного требования о наличии в составе заявок участников дилерских/ дистрибьюторских договоров.
2. Признать ОАО "РЖД" нарушившим часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Обязательное к исполнению предписание не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результат Конкурса.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 3 августа 2016 г. N 17/54421/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.8.2016