Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
от 26 августа 2016 г. N ТГ-08-12/2016-92Ж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия Удмуртского УФАС России) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля органов власти Удмуртского УФАС России - <> члены Комиссии: <> - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти (отсутствует), <> - ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти, <> - специалист - эксперт отдела контроля органов власти (отсутствует), <> - ведущий специалист - эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков, кворум соблюден,
рассмотрев дело N ТГ 08-12/2016-92Ж по жалобе ООО "РА "Регион" (далее - Заявитель) на действия Организатора торгов - Администрации г. Сарапула (далее - Организатор торгов) при проведении аукциона по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, "государственная собственность которого не разграничена" (извещение N 010816/4465574/01),
на заседании Комиссии:
в присутствии представителей Администрации г. Сарапула - <> по доверенности от 25.08.2016 года N02-10/4742, <> по доверенности от 25.08.2016 года N02-10/4741, <> от 25.08.2016 года N02-10/4740,
в отсутствии представителей Заявителя - ООО "РА "Регион", установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике 17.08.2016 года поступила жалоба ООО "РА "Регион" на действия Организатора торгов - Администрации г. Сарапула при проведении аукциона по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, "государственная собственность которого не разграничена" (извещение N 010816/4465574/01) (далее - Аукцион).
По мнению заявителя, Аукцион проведен с нарушением Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы России от 10 февраля 2010 N67 (далее - ПравилаN67), Земельного кодекса Российской Федерации, а именно:
- в состав одного лота включено более 7 рекламных конструкций разного формата;
- при проведении осмотра мест под размещение рекламных конструкций установлено, что по состоянию на 12.08.2016 года на них располагаются иные рекламные конструкции, что может привести к невозможности использования земельных участков по назначению (приложен фотоматериал рекламных конструкций).
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представители Администрации г. Сарапула письменно и устно пояснили, что с доводами не согласны, считают жалобу необоснованной, письменные возражения на жалобу представлены - 25.08.2016 года.
Также пояснили, что рекламные конструкции, которые изображены на фотоматериале, являющемся приложением к жалобе ООО "РА "Регион", не входят в состав лотов аукционной документации.
Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев жалобу ООО "РА "Регион" письменные и устные пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.
Постановлением Администрации г. Сарапула от 24.12.2013 года N3696 утверждено Положение о проведении аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности муниципального образования "Город Сарапул" или на земельном участке, государственная собственность которого не разграничена (далее - Положение).
30.06.2016 года издано постановление Администрации г. Сарапула N1716 "О проведение аукциона по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, "государственная собственность которого не разграничена".
01.08.2016 года на официальном сайте в сети интернет - www.torgi.gov.ru размещено извещение N 010816/4465574/01 о проведении аукциона по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, "государственная собственность которого не разграничена".
На официальном сайте в сети интернет - www.torgi.gov.ru указано, что Организатором по Аукциону (извещение N 010816/4465574/01) является Администрация г. Сарапула.
Срок подачи заявок установлен с 04.08.2016 года по 01.09.2016 года.
В составе конкурсной документации утверждено 6 лотов.
ЛОТ N 1
п/п |
N в схеме размещения рекламных конструкций на территории МО "Город Сарапул" |
Адресный ориентир местоположения рекламной конструкции |
Тип рекламной конструкции |
Площадь информацион-ного поля, кв.м. |
1 |
1 |
Ул. Азина, выезд в Сигаево, справа |
билборд |
36 |
2 |
92 |
Ул. К. Маркса, 42 |
сити-борд |
19,98 |
3 |
97 |
Ул. Дубровская, д. 61 |
билборд |
36 |
4 |
112 |
Ул. Дубровская, напротив дома N 8 |
билборд |
36 |
5 |
118 |
Ул. Советская, д. 120 |
сити-борд |
19,98 |
6 |
133 |
Ул. Ленина, д. 6а |
сити-борд |
19,98 |
7 |
143 |
Ул. Фурманова, 5 |
билборд |
36 |
8 |
165 |
ул. Гончарова, выезд Мыльники, слева |
билборд |
36 |
9 |
201 |
Ижевский тракт, перекресток ул. Оранжерейная, 150-м, справа |
билборд |
36 |
10 |
238 |
ул. Путейская, 65-м от пересечения с ул. Серова, справа |
билборд |
36 |
ЛОТ N 2
N п/п |
N в схеме размещения рекламных конструкций на территории МО "Город Сарапул" |
Адресный ориентир местоположения рекламной конструкции |
Тип рекламной конструкции |
Площадь информацион-ного поля, кв.м. |
1 |
3 |
ул. Азина, выезд в Сигаево, слева |
билборд |
36 |
2 |
40 |
ул. Дубровская, д. 55 |
сити-борд |
19,98 |
3 |
91 |
Ул. К. Маркса, д. 62 |
сити-борд |
19,98 |
4 |
100 |
Ул. Дубровская, напротив д. 86а |
билборд |
36 |
5 |
121 |
Ул. Советская, д. 57 |
сити-борд |
19,98 |
6 |
134 |
Ул. Азина, д. 144 |
билборд |
36 |
7 |
195 |
ул. Путейская, 1410 м. от развилки с ул. Путейская, слева |
билборд |
36 |
8 |
200 |
Ижевский тракт, 100-м. От ул. Оранжерейная |
билборд |
36 |
9 |
226 |
ст. Ижевский тракт, 1363-м до пересечения с ул. Лесная |
билборд |
36 |
ЛОТ N 3
N п/п |
N в схеме размещения рекламных конструкций на территории МО "Город Сарапул" |
Адресный ориентир местоположения рекламной конструкции |
Тип рекламной конструкции |
Площадь информацион-ного поля, кв.м. |
1 |
4 |
Ул. Азина, д. 172 |
билборд |
36 |
2 |
12 |
Ул. Азина, 163, квартал 127 |
билборд |
36 |
3 |
64 |
Ул. Советская, д. 84 |
сити-борд |
19,98 |
4 |
193 |
ул. Путейская, 1740 м. от развилки с ул. Путейская, справа |
билборд |
36 |
5 |
202 |
Ижевский тракт, перекресток ул. Оранжерейная, 150-м, слева |
билборд |
36 |
6 |
234 |
ул. Ленина, 62 |
билборд |
36 |
7 |
241 |
ул. Путейская, через дорогу от д. 9 |
билборд |
36 |
8 |
250 |
ул. Азина, д. 64 |
сити-борд |
19,98 |
ЛОТ N 4
N п/п |
N в схеме размещения рекламных конструкций на территории МО "Город Сарапул" |
Адресный ориентир местоположения рекламной конструкции |
Тип рекламной конструкции |
Площадь информацион-ного поля, кв.м. |
1 |
7 |
Ул. Азина, через дорогу от д. 172б |
билборд |
36 |
2 |
38 |
Ул. Азина, 103 |
сити-борд |
19,98 |
3 |
44 |
ул. Лесная, д. 22 |
билборд |
36 |
4 |
87 |
К. Маркса, д. 81а |
сити-борд |
19,98 |
5 |
104 |
Ул. Путейская, д. 4 |
билборд |
36 |
6 |
198 |
Ижевский тракт, 1,5 км. от ул. Энтузиастов |
билборд |
36 |
7 |
249 |
ул. Азина, д. 41 |
сити-борд |
19,98 |
ЛОТ N 5
N п/п |
N в схеме размещения рекламных конструкций на территории МО "Город Сарапул" |
Адресный ориентир местоположения рекламной конструкции |
Тип рекламной конструкции |
Площадь информацион-ного поля, кв.м. |
1 |
8 |
Ул. Азина, д. 172б |
билборд |
36 |
2 |
26 |
Ул. Азина - переулок Азинский |
сити-борд |
19,98 |
3 |
45 |
Ул. Пугачева, д. 130 |
сити-борд |
19,98 |
4 |
85 |
Ул. К. Маркса, 84 |
сити-борд |
19,98 |
5 |
102 |
Ул. Путейская, 1г, слева |
билборд |
36 |
6 |
191 |
ул. Путейская, за мостом через р. Сарапулка (845-м. от развилки с ул. Путейская, слева) |
билборд |
36 |
7 |
199 |
Ижевский тракт, д. Пастухово |
билборд |
36 |
8 |
224 |
ул. Мира, 140-м. от пересечения с ул. Тимирязево |
билборд |
36 |
9 |
231 |
ул. Ленина, 38 |
билборд |
36 |
10 |
244 |
ул. Путейская, д. 62 |
билборд |
36 |
11 |
251 |
ул. Азина, д. 88 |
сити-борд |
19,98 |
ЛОТ N 6
N п/п |
N в схеме размещения рекламных конструкций на территории МО "Город Сарапул" |
Адресный ориентир местоположения рекламной конструкции |
Тип рекламной конструкции |
Площадь информацион-ного поля, кв.м. |
1 |
50 |
Ул. Советская, д. 128 |
сити-борд |
19,98 |
2 |
51 |
Ул. Дачная, д. 23 |
сити-борд |
19,98 |
3 |
157 |
ул. Калинина, д. 2 |
билборд |
36 |
4 |
166 |
Ул. Гончарова, 57 |
билборд |
36 |
5 |
192 |
ул. Путейская, 1100-м. от развилки с ул. Путейская, справа |
билборд |
36 |
6 |
203 |
Ижевский тракт, 100-м. от ул. Оранжерейная, в город |
билборд |
36 |
7 |
232 |
ул. Ленина, д. 27а |
билборд |
36 |
8 |
239 |
ул. Путейская, 65-м от пересечения с ул. Серова, слева |
билборд |
36 |
9 |
220 |
ул. Мира, через дорогу от д. 1 |
билборд |
36 |
10 |
247 |
ул. Азина, через дорогу от д. 172 |
билборд |
36 |
11 |
252 |
ул. Азина, д. 47 |
сити-борд |
19,98 |
Установлено, что по состоянию на 25.08.2016 года на участие в аукционе подана заявка ООО "Рекламная группа "СПРУТ - МЕДИА" по всем 6 лотам.
1. Отношения, возникающие при передаче прав на размещение и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности или на земельном участке, государственная собственность которого не разграничена, регулирует Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Как разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.11.2010 N8263/10, рекламная конструкция всегда устанавливается на определенный срок и по смыслу Закона о рекламе является вещью движимой. Правоотношения между собственником рекламной конструкции и собственником недвижимости, к которой присоединяется рекламная конструкция, подчиняются не только требованиям Закона о рекламе, но и положениям гражданского законодательства, на что прямо указано в части 5 статьи 19 Закона о рекламе.
Правила N67 устанавливают порядок организации и проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества.
Статья 39.11 Земельного кодекса РФ включает положения по подготовке и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
Проведение аукциона на заключение договора по продаже прав на размещение и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, "собственность которого не разграничена", не предполагает передачу земельного участка, следовательно, данные отношения не регулируются земельным законодательством и Правилами N67.
Органы местного самоуправления в силу полномочий, предоставленных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления" вправе решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы.
В соответствии с частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.
09 февраля 2016 года Администрацией г. Сарапула принято постановление N 245 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования "г. Сарапул".
Материалами дела установлено, что формирование лотов, выставляемых на конкурс, осуществлялось в соответствии с утвержденной Схемой. При этом в лоты, включающие множественность рекламных конструкций, вошли рекламные конструкции, расположенные в различных районах города, что соответствует принципу максимально равномерного охвата территории города Сарапула и обуславливает объединение в один лот более одного рекламного места.
Согласно пояснениям представителей Администрации г. Сарапула лоты формировались по принципу однотипности рекламных конструкций.
Согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы, изложенным в письме от 26.10.2012 N АК/35008 включение в один лот мест из различных зон, на которые разделена территория муниципального образования для целей установки рекламных конструкций (при наличии такого "зонирования" территории муниципального образования) - пропорционально доле информационных полей рекламных конструкций, расположенных в разных зонах, может выступать в качестве одного из признаков отсутствия ограничения конкуренции при формировании лотов.
Из материалов дела установлено, что именно подобным образом были сформированы лоты аукциона, в состав которых включены рекламные места из территориальных зон муниципального образования "города Сарапул" для целей установки рекламных конструкций.
Закон о рекламе не содержит ограничений по порядку формирования лотов на торгах на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций или величины таких лотов, а также не содержит запрета на объединение в один лот заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в нескольких местах, предназначенных для установки и эксплуатации рекламных конструкций; право формирования лотов принадлежит заказчику - органу местного самоуправления, который сформировал их самостоятельно с учетом требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, Закона о рекламе, а также в соответствии с разъяснениями, данными в письме ФАС России от 26.10.2012 N АК/35008 "О торгах на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций".
Исходя из вышеизложенного Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о несостоятельности довода Заявителя о том, что включение в состав одного лота более 7 конструкций противоречит действующему законодательству.
2. Согласно п. 5.1 ст. 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 5.6 ст. 19 Закона о рекламе аукцион или конкурс на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, которое находится в государственной или муниципальной собственности и на котором на основании договора между соответственно органом государственной власти, органом местного самоуправления и владельцем рекламной конструкции установлена рекламная конструкция, проводится по истечении срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Таким образом, Закон о рекламе обуславливает проведение указанного аукциона или конкурса истечением срока действия прежнего договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
На заседании Комиссии представители Администрации г. Сарапула пояснили, что в состав лота N3 включена рекламная конструкция с адресным ориентиром: ул. Азина, 163, квартал 127, срок эксплуатации которой не истек.
Законом о рекламе прямо установлено, что проведение торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности возможно только по истечении срока действия ранее заключенного договора.
Таким образом, включение в состав лота рекламной конструкции, срок эксплуатации которой не истек неправомерно и может повлечь нарушение прав третьих лиц, а именно стороны действующего договора.
Установлено, что состав лотов аукциона по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, "государственная собственность которого не разграничена" утвержден постановлением Администрации г. Сарапула от 30.06.2016 года N1716.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что в действиях Администрация г.Сарапула имеются нарушения пункта 5.6. статьи 19 Закона о рекламе, что выразилось во включении в состав лота N3 рекламной конструкции, срок эксплуатации которой не истек и свидетельствует об обоснованности довода Заявителя в данной части жалобы.
В связи с установлением в действиях Администрации г. Сарапула нарушений пункта 5.6 статьи 19 Закона о рекламе, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о выдачи Администрации г. Сарапула предписания о внесении изменений в аукционную документацию.
Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, решила:
1. Признать жалобу ООО "РА "Регион" на действия Организатора торгов - Администрации г. Сарапула при проведении аукциона по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, "государственная собственность которого не разграничена" (извещение N 010816/4465574/01) обоснованной.
2. Признать Администрацию г. Сарапула нарушившей пункт 5.6 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", что выразилось во включении в состав лота N3 рекламной конструкции, срок эксплуатации которой не истек.
3. Выдать Администрации г. Сарапула предписание о внесении изменений в аукционную документацию на проведение аукциона по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, "государственная собственность которого не разграничена".
Председатель Комиссии <>
Члены Комиссии <>
<>
Настоящее решение и предписание может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия от 26 августа 2016 г. N ТГ-08-12/2016-92Ж
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 9.9.2016