Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия): <_>
рассмотрев дело N 02-35/2016-019, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
в отсутствие заявителя: <_>
в отсутствие представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: ООО "АИФ - Владимир" (ИНН 3327331750, г.Владимир, 600020, ул. Б.Нижегородская, д.27А), установила:
В Ивановское УФАС России поступило заявление от жителя г.Иваново по факту распространения рекламы с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Так, из заявления следует, что реклама информационной продукции (спектакля Д. Бозина "Прыжок в стихи-ю") без указания возрастной категории была опубликована в газете "Аргументы и факты в Иванове" N11 от 16-22 марта 2016 года на стр.9.
Указанная реклама содержит признаки нарушения ч.10.1 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), согласно которой не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", без указания категории данной информационной продукции.
Факт распространения рассматриваемой рекламы подтверждается: заявлением, газетой "Аргументы и факты в Иванове" N11 от 16-22 марта 2016 года.
Ивановским УФАС России по данному факту 12 сентября 2016 года возбуждено дело N 02-35/2016-019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии со свидетельством о регистрации СМИ ПИ N77-18073 от 25 мая 2004 года учредителем газеты "Аргументы и факты в Иванове" является ЗАО "Аргументы и факты".
В своих письменных пояснениях ЗАО "Аргументы и факты" (вх. N2822 от 05.09.2016) указало, что рассматриваемое объявление не подпадает под определение рекламы, т.к. в ч.2 ст.2 Закона о рекламе установлен перечень информации, на которую положения закона не распространяются. При этом объявление было размещено в специальной рубрике, носит справочно-информационный характер, размещалось с целью информирования граждан о проводящихся культурных мероприятиях и возможностях проведения досуга, опубликовано без оплаты.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Действительно, в п. 3 ч.2 ст. 2 Закона о рекламе установлено, что настоящий закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.
Однако, как отмечено в Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 02.04.2009 по делу N А29-9994/2008, исходя из смысла вышеназванной нормы закона, информация, на которую действие Закона о рекламе не распространяется, должна носить чисто технический характер. Основополагающее отличительное свойство справочно-информационных и аналитических материалов - отсутствие цели привлечения внимания, продвижения или продажи описываемого товара, услуги.
При этом понятие "товар" в п. 3 ст.3 Законе о рекламе - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно п.1 ст. 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к спектаклю Д. Бозина "Прыжок в стихи-ю и-не-за-те-вай";
- призвана формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования, способствует его продвижению на рынке.
Исходя из изложенного, Комиссия считает доводы ЗАО "Аргументы и факты" (вх. N2822 от 05.09.2016) необоснованными.
Вместе с тем, согласно материалам дела (договору N1006-ред-15 от 30 декабря 2014 года, письменным пояснениям ЗАО "Аргументы и факты" (вх. N2822 от 05.09.2016), письменным пояснениям ООО "АИФ - Владимир" (вх. N2778 от 26.08.2016) распространением рассматриваемой рекламы занималось ООО "АИФ - Владимир".
Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее - Закон о защите детей) регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.
Согласно ч. 5 ст.2 Закона о защите детей информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи.
В рассматриваемом случае рекламировалось следующее зрелищное мероприятие, подпадающие под изложенное определение информационной продукции, - спектакль Д. Бозина "Прыжок в стихи-ю".
Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ) предусмотрено, что распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе.
В соответствии со ст.2 Закона о СМИ под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения.
Согласно письменным пояснениям ООО "АИФ - Владимир" (вх. N2778 от 26.08.2016) полностью обстоятельства размещения в газете рассматриваемой рекламы установить не удалось по причине увольнения ответственного сотрудника из редакции СМИ. При этом макет был опубликован в трех номерах периодического печатного издания и не оплачивался рекламодателем.
Государственное бюджетное учреждение Ивановской области "Ивановский областной театр кукол" (ГБУ "Театр кукол"), на сцене которого 30 марта 2016 года состоялось рекламируемое зрелищное мероприятие, представило в материалы дела сведения об его организаторе. Наряду с этим ООО "АИФ - Владимир" в письменных пояснениях (вх. N3086 от 29.09.2016) указало, что возрастная категория рекламируемого мероприятия - "12+".
В соответствии с ч.1 ст.6 Закона о защите детей классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно.
В п.3 ч.1 ст.12 Закона о защите детей установлено, что обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом: применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры "12" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 12 лет".
Таким образом, рассматриваемая реклама не соответствует требованиям ч. 10.1 ст.5 Закона о рекламе, т.к. в опубликованном макете не была указана возрастная категория рекламируемой информационной продукции "12+".
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
За нарушение требований ч. 10.1 ст.5 Закона о рекламе согласно ч.7 ст. 38 данного закона ответственность несет рекламораспространитель. Рекламораспространителем в данном случае является ООО "АИФ - Владимир".
На рассмотрение дела представитель ООО "АИФ - Владимир" не явился, в Ивановское УФАС России направлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу спектакля Д. Бозина "Прыжок в стихи-ю", опубликованную в газете "Аргументы и факты в Иванове" N11 от 16-22 марта 2016 года на стр.9, ненадлежащей, поскольку были нарушены требования ч.10.1 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "АИФ - Владимир" предписание о прекращении нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии со ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 05 октября 2016 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подписи членов Комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
05 октября 2016 года г. Иваново
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия): <_>
на основании своего решения от 05 октября 2016 года по делу N 02-35/2016-019 о признании ненадлежащей рекламы спектакля Д. Бозина "Прыжок в стихи-ю", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "АИФ - Владимир" (ИНН 3327331750, г.Владимир, 600020, ул. Б.Нижегородская, д.27А) устранить выявленные нарушения ч.10.1 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", для чего в срок до 10 октября 2016 года прекратить распространение в газете "Аргументы и факты в Иванове" ненадлежащей рекламы спектакля Д. Бозина "Прыжок в стихи-ю" либо дополнить текст указанием на возрастную категорию рекламируемой информационной продукции.
2. ООО "АИФ - Владимир" представить в Ивановское УФАС России письменные доказательства исполнения п. 1 настоящего предписания в срок до 13 октября 2016 года.
Невыполнение в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подписи членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 5 октября 2016 г. N 02-35/2016-019
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 7.10.2016