Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
от 11 октября 2016 г. N 18191/05
Резолютивная часть решения оглашена "06" октября 2016 года
В полном объёме решение изготовлено "11" октября 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика (далее - Комиссия) при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 N N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) в составе:
|
рассмотрев в отсутствии представителей Заявителя и в присутствии представителей Заказчика дело N 1863/05 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком Закона N 223-ФЗ при проведении открытого конкурса в электронной форме N31604044152 (N1609/ОКЭ-С-КАВ/16) на право заключения договора выполнения работ по капитальному ремонту объектов Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (далее - Конкурс), установила:
Жалоба Заявителя поступила в Ростовское УФАС России 20.09.2016. Согласно доводам жалобы, в нарушение положений Закона N 223-ФЗ Заказчиком в документации установлены необоснованные требования к участникам закупки, что приводит к ограничению конкуренции (круга участников), а именно: требование о наличии допуска к видам работ, не предусмотренным действующим законодательством, и требование о наличии материальных ресурсов (производственно-складские помещения, площадью не менее 500 кв.м. в пределах границ Северо-Кавказской железной дороги) и трудовых ресурсов у участника закупки (подтверждение квалификации персонала).
Представители Заказчика, присутствовавшие при рассмотрении настоящего дела, в возражении на жалобу Заявителя пояснили, что в соответствии с Законом N 223-ФЗ в установленный срок Заказчиком утверждено и опубликовано Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД" (далее - Положение о закупке ОАО "РЖД").
При проведении открытого конкурса в электронной форме N31604044152 (N1609/ОКЭ-С-КАВ/16) на право заключения договора выполнения работ по капитальному ремонту объектов Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" Заказчик руководствовался требованиями Закона N 223-ФЗ, Положения о закупке ОАО "РЖД". Требования к участникам закупки сформулированы исходя из потребностей Заказчика и не противоречат действующему законодательству.
Жалобу ООО "ТЕТРИС" представители Заказчика просили признать необоснованной.
Рассмотрение дела N 1863/05 откладывалось до 10 час. 00 мин. 06.10.2016, после чего рассмотрение продолжено в присутствии представителей Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее.
Закон N 223-ФЗ, в соответствии со статьей 8 вступил в силу с 1 января 2012 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.
Пунктами 1-3 статьи 2 Закона N 223-ФЗ указано, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Положение о закупке утверждается: высшим органом управления государственной корпорации или государственной компании в случае, если заказчиком выступает государственная корпорация или государственная компания.
Проводя открытый конкурс в электронной форме N31604044152 (N1609/ОКЭ-С-КАВ/16) на право заключения договора выполнения работ по капитальному ремонту объектов Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" Заказчик руководствовался (должен был руководствоваться) положением о закупках.
Данные документы размещены на официальном сайте, и были доступны всем участникам заказа.
Согласно части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
- неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
- предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
- осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Изложенные в жалобе Заявителя доводы в рамках Закона 223-ФЗ не рассматриваются антимонопольным органом с учётом положений статьи 10 Закона 223-ФЗ. Таким образом, жалоба ООО "ТЕТРИС" является необоснованной.
В то же время, в соответствии с частью 1 и пунктом 3 части 2 статьи 39 Федерального орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является, в том числе,
Как следует из части 1 статьи 2 и части 1 статьи 3 Закона N 135-ФЗ, антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции.
Из смысла части 20 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ следует, что по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа может устанавливать и иные не являющиеся предметом обжалования нарушений норм антимонопольного законодательства и принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона N 135-ФЗ.
Заказчиком 30.08.2016 на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) опубликована информация о проведении Конкурса в рамках предмета закупки с начальной (максимальной) ценой 13 570 000,00 руб.
В соответствии с пунктом 2.1 конкурсной документации на проведение открытого конкурса N1609/ОКЭ-С-КАВ/16 (далее - Документация) участник должен иметь разрешительные документы на право осуществления деятельности, предусмотренной конкурсной документацией, а именно - действующие свидетельства о допуске к выполнению строительно-монтажных работ, предусмотренных конкурсной документацией, в соответствии с перечнем видов работ, утвержденным приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (в ред. Приказов Минрегиона РФ от 23.06.2010 N 294, от 26.05.2011 N 238, от 14.11.2011 N 536), выданные саморегулируемой организацией (СРО).
В подтверждение участник в составе заявки представляет действующие допуски СРО к выполнению работ по предмету конкурса, включающие в себя следующие работы:
1.2 Геодезический контроль точности геометрических параметров зданий и сооружений<*>
2.1. Разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов или их частей<*>
2.2. Строительство временных: дорог; площадок; инженерных сетей и сооружений<*>
3.1 Механизированная разработка грунта<*>
6.1. Опалубочные работы<*>
6.2. Арматурные работы<*>
6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций<*>
7.2 Монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам, ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок<*>
9.2. Устройство конструкций из кирпича, в том числе с облицовкой<*>
10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений<*>
10.5. Монтаж, усиление и демонтаж технологических конструкций<*>
12.3. Защитное покрытие лакокрасочными материалами<*>
12.9 Гидроизоляция строительных конструкций<*>
12.10 Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования<*>
14.1 Облицовка поверхностей природными и искусственными камнями и линейными фасонными камнями;
15.1 Устройство и демонтаж системы водопровода и канализации<*>
15.2 Устройство и демонтаж системы отопления<*>
15.4 Устройство и демонтаж системы вентиляции и кондиционирования воздуха<*>
15.5 Устройство системы электроснабжения<*>
15.6 Устройство электрических и иных сетей управления системами жизнеобеспечений зданий и сооружений<*>
24.14. Наладки систем вентиляции и кондиционирования воздуха<*>
32.1. Строительный контроль за общестроительными работами (группы видов работ N1-3, 5-7, 9-14) <*>
Свидетельство о допуске по всем видам работ, указанным в пункте 2.1 конкурсной документации, должно содержать отметку о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии), предусмотренных статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В подтверждение наличия разрешительных документов участник в составе заявки представляет действующие свидетельства о допуске к выполнению работ в соответствии с перечнем видов работ, утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624, выданные саморегулируемой организацией (СРО), включающие в себя все виды работ, указанные в пункте 2.1 конкурсной документации, в редакции указанного приказа.
Как установила комиссия Ростовского УФАС России перечень видов работ, закупаемых Заказчиком в соответствии с вышеупомянутым приказом предусматривают виды и группы видов работ (со значком <*>), требующих получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, отмечаются значком <*>
Требования к описанию объекта закупки содержатся в части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.
Так, согласно указанной норме, в закупочной документации должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
Как следует из материалов дела (раздел 2 Документации) Заказчиком в составе заявки затребованы допуски СРО к выполнению работ по предмету конкурса, включающие в себя следующие работы:
6.1. Опалубочные работы<*>
6.2. Арматурные работы<*>
6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций<*>
7.2 Монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам, ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок<*>
10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений<*>
10.5. Монтаж, усиление и демонтаж технологических конструкций<*>
12.9 Гидроизоляция строительных конструкций<*>
12.10 Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования<*>
32.1. Строительный контроль за общестроительными работами (группы видов работ N1-3, 5-7, 9-14) <*>
Однако, в соответствии с законодательством Российской Федерации (Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N624) указанный вид работ не относится к видам работ, влияющим на безопасность объекта капитального строительства, и не имеют (не могут иметь) значок <*>
Таким образом, утверждение Заказчиком документации противоречащей установленным законодательством Российской Федерации стандартам, требованиям к допускам к видам работ нарушает требования части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, а также не отвечает принципам Закона N 223-ФЗ и антимонопольным требованиям к торгам, что может привести к ограничению конкуренции (круга участников) при проведении закупки.
Антимонопольные требования к торгам закреплены в статье 17 Закона N 135-ФЗ, согласно которой, при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Данные требования антимонопольного законодательства корреспондируются с основными принципами Закона N 223-ФЗ (частью 1 статьи 3), согласно которым Заказчик при закупке товаров, работ, услуг должен руководствоваться принципами:
- информационной открытости закупки;
- равноправия, справедливости, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
- целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
- отсутствием ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.
Под конкуренцией в силу пункта 9 статьи 4 Закона N 135-ФЗ понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Таким образом, утверждение документации открытого конкурса в электронной форме N31604044152 (N1609/ОКЭ-С-КАВ/16) на право заключения договора выполнения работ по капитальному ремонту объектов Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" с требованиями о наличии у участника закупки допусков к видам работ, влияющим на безопасность объекта капитального строительства, и не имеют (не могут иметь) значок <*> не предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации (в том числе Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N624), приводит и/или может привести к ограничению конкуренции, а действия (бездействие) Заказчика нарушают требования части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ и части 1 статьи 3, части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.
Доводы заявителя о необоснованности требований Заказчика к наличию материальных и квалифицированных кадровых ресурсов отклоняются Комиссией как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
Вместе с тем, следует отметить, что используемые Заказчиком формулировки в описании требований к подтверждению квалификации персонала путём приложения документов, указанных в пункте 2.4 Документации, могут ввести участников закупки в заблуждение, что в свою очередь может иметь последствием недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
Руководствуясь положениями Закона N 223-ФЗ, частью 20 статьи 18.1, пунктом 31 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "ТЕТРИС" необоснованной.
Признать ОАО "РЖД" в лице Северо-Кавказской Дирекции по эксплуатации зданий и сооружений структурное подразделение Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" нарушившим часть 1 статьи 3, часть 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ и часть 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ.
Выдать ОАО "РЖД" в лице Северо-Кавказской Дирекции по эксплуатации зданий и сооружений структурное подразделение Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" предписание:
об отмене составленных протоколов закупочной процедуры N31604044152 (N1609/ОКЭ-С-КАВ/16) на право заключения договора выполнения работ по капитальному ремонту объектов Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД";
о внесении изменений в конкурсную документацию N31604044152 (N1609/ОКЭ-С-КАВ/16) на право заключения договора выполнения работ по капитальному ремонту объектов Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" с учётом позиции Комиссии Ростовского УФАС России, сформулированной в настоящем решении;
о продлении срока подачи заявок на участие в закупке N31604044152 (N1609/ОКЭ-С-КАВ/16) на право заключения договора выполнения работ по капитальному ремонту объектов Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" с учётом требований Закона N 223-ФЗ.
Рассмотреть вопрос о привлечении Заказчика и виновного лица Заказчика к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
Н.А. Кожемяко |
Члены комиссии |
М.И. Исмаилов Е.Д. Корнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 11 октября 2016 г. N 18191/05
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.10.2016