Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 ноября 2001 г. N А56-13966/01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Закордонской Е.П., Почечуева И.П.,
при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга Макаровой Т.В. (доверенность от 16.11.01),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.09.01 по делу N А56-13966/01 (судьи Баталова Л.А., Левченко Ю.П., Галкина Т.В.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с Санкт-Петербургской общественной организации инвалидов "Региональный союз инвалидов "Вита" (далее - общественная организация "Вита") 5 000 рублей штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за нарушение установленного статьей 83 НК РФ срока постановки на учет в налоговом органе.
Решением арбитражного суда от 18.06.01 с ответчика взыскано 2 500 рублей штрафа. В остальной части иска отказано в связи с наличием смягчающих ответственность налогоплательщика обстоятельств, что предусмотрено статьями 112 и 114 НК РФ.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.09.01 решение арбитражного суда отменено в части взыскания с ответчика 2 500 рублей штрафа. В иске отказано полностью.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции, указывая на неправильную оценку апелляционной инстанцией обстоятельств, связанных с подачей ответчиком заявления и постановкой его на налоговый учет.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие общественной организации "Вита", надлежащим образом извещенной о времени и месте слушания дела.
Законность постановления апелляционной инстанции от 17.09.01 проверена в кассационном порядке.
Пунктом 3 статьи 83 НК РФ предусмотрена обязанность организации подать в налоговый орган заявление о постановке на учет в десятидневный срок после государственной регистрации. Как следует из материалов дела, государственная регистрация общественной организации "Вита" состоялась 30.10.01. В удостоверение факта регистрации регистрирующий орган выдал ответчику не обычное (стандартное) свидетельство о государственной регистрации общественного объединения, как предусмотрено законодательством, а временное. Это обстоятельство вызвало сомнение в законности постановки на учет организации при наличии у нее "временного свидетельства" не только у общественной организации "Вита", но и у налоговой инспекции, поскольку правило статьи 84 НК РФ наряду с заявлением о постановке на учет требует представления в налоговый орган свидетельства о государственной регистрации.
Как установлено судом первой инстанции, общественная организация "Вита" подала заявление о постановке на учет 14.12.2000. Таким образом, общество действительно не выполнило требование закона о направлении соответствующего заявления в налоговый орган в десятидневный срок. Однако при установлении состава налогового правонарушения как основания для привлечения к ответственности арбитражный суд не может ограничиваться лишь формальной констатацией факта правонарушения, не выявляя субъективной стороны этого нарушения.
Суд апелляционной инстанции исследовал все обстоятельства, связанные с фактом подачи общественной организацией "Вита" заявления о постановке на учет в налоговый орган, и дал объективную правовую оценку этим обстоятельствам. Суд признал правомерными доводы ответчика о влиянии на событие правонарушения факта выдачи регистрирующим органом непредусмотренного законодательством "временного свидетельства", что вызвало обращение организации с жалобами в соответствующие органы. Апелляционная инстанция обратила внимание и на то, что общественная организация "Вита" поставлена на учет в налоговом органе только 21.02.01. Суд отметил это обстоятельство как подтверждение доводов ответчика о том, что инспекция не признавала временное свидетельство основанием для постановки организации на налоговый учет. Таким образом, суд связывает постановку ответчика на налоговый учет с получением от регистрирующего органа свидетельства о государственной регистрации общественной организации "Вита" от 26.01.01. Такой вывод истцом не опровергается.
Привлечение к ответственности лица при отсутствии его вины в совершении налогового правонарушения противоречит статье 109 НК РФ.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд апелляционной инстанции дал оценку обстоятельствам данного дела с учетом доводов обеих сторон. У кассационной инстанции нет оснований для переоценки выводов суда апелляционной инстанции относительно субъективной стороны правонарушения, поскольку такая оценка не противоречит законодательству.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.09.01 по делу N А56-13966/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.В.Ветошкина |
И.П.Почечуев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 ноября 2001 г. N А56-13966/01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника