Решение Арбитражного суда Республики Татарстан
от 14 августа 2007 г. N А65-11335/2007 СА1-42
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 9 августа 2007. Полный текст решения изготовлен 14 августа 2007 года.
9 августа 2007 г. Арбитражный суд Республики Татарстан,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Ассоциации распространителей наружной рекламы г.Казани к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани о признании отдельных положений нормативного правового акта органа местного самоуправления, недействующими,
установил:
Ассоциация распространителей наружной рекламы г.Казани (далее - заявитель, Ассоциация) обратилась к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее - ответчик) с заявлением о признании Регламента "О размещении средств наружной рекламы и информации в городе Казани" в части: п. 2 главы 1, определяющей "архитектурно-технические требования", пункта 1 главы 4, подпунктов "б", "в" пункта 1.1, подпунктов "а" пункта 1.2, пункта 3.4 главы 4, пункта 2 главы 7, пункта 4 главы 9, не соответствующими Федеральным законам и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и недействующими с момента принятия.
По-видимому, в предыдущем абзаце имеется опечатка. Имеется в виду пункт 3.4 главы 6, а не главы 4, как указано выше.
В ходе судебного разбирательства представитель заявителя требования поддержал, просил признать Регламент "О размещении средств наружной рекламы и информации" (далее - Регламент), опубликованный в газете "Казанские ведомости" от 16 августа 2006 г. N 181, недействующим в части и не соответствующим: Федеральному закону от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", Федеральному закону от 16.10.2006 N 160-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О рекламе", Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановлению Правительства Российской Федерации от 21 марта 2002 N 174 "О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства", Государственному стандарту ГОСТ 27751-88 (СТ СЭВ 384-87), постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 2 августа 2006 г. N 391 "О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения проектов документов территориального планирования и проектной документации в Республике Татарстан" и утверждении Положения об Управлении государственной вневедомственной экспертизы Республики части# принят ответчиком с превышением компетенции и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Представители ответчика требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве, представили копию Регламента "О размещении средств наружной рекламы и информации в городе Казани", а также доказательства его опубликования в газете "Казанские ведомости" от 16 августа 2006 г. N 181.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований (далее - третье лицо), требования не признал, указав, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует федеральным законам и иным нормативным правовым актам. Муниципальное учреждение "Казанская реклама" является уполномоченным ответчиком лицом по согласованию документов для выдачи разрешения на установку рекламных конструкций с согласующими организациями и лицом, уполномоченным на заключение договоров по размещению средств наружной рекламы.
Суд, исследовав представленные доказательства по делу, выслушав представителей сторон, третьего лица, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.
Частью 3 ст. 191 АПК РФ предусмотрено, что дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ, действующего до 01.01.2009 года в части, не противоречащей главе 12 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления могут быть обжалованы в арбитражный суд в установленном законом порядке. Такой порядок предусмотрен АПК РФ.
Согласно Уставу заявитель является саморегулируемой организацией в сфере рекламы, созданной в форме ассоциации, имеющей право в порядке статей 31, 32 Федерального закона от 13 марта 2006 N 38-ФЗ "О рекламе" обжаловать в арбитражный суд нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 195 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеются в виду положения ст.194 АПК РФ.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 34), Законом Республики Татарстан "О местном самоуправлении в Республики Татарстан" от 28 июля 2004 N 45-ЗРТ (ст. 25), Уставом муниципального образования города Казани определено, что Исполнительный комитет муниципального образования города Казани является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. Правовой акт указанного органа в обжалуемых частях обладает всеми признаками нормативного правового акта, поскольку им установлены правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Данным правовым актом регулируются отношения, связанные с размещением средств наружной рекламы и информации в городе Казани. Действие Регламента не ограничено во времени и он подлежит применению во всех случаях размещения средств наружной рекламы и информации в городе Казани.
Исходя из указанных обстоятельств, судом осуществлена проверка оспариваемого нормативного правового акта в соответствии с правилами глав 22 и 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" город Казань является городским поселением.
Законом Республики Татарстан от 15 сентября 2004 N 46-ЗРТ "О границах территории и статусе муниципального образования города Казани (статьи 1 и 2) установлены границы муниципального образования, город Казань наделен статусом городского округа. Указанные положения закреплены в статье 1 Устава муниципального образования города Казани, утвержденного решением представительного органа муниципального образования города Казани от 17 декабря 2005 г. N 3-5 (далее - Устав города Казани).
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в структуру органов местного самоуправления входит, в том числе, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) и выборные должностные лица местного самоуправления. Согласно пункту 1 статьи 37 указанного федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования# наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Статья 25 Закона Республики Татарстан "О местном самоуправлении в Республике Татарстан" от 28 июля 2004 N 45-ЗРТ, воспроизводя аналогичные положения федерального закона, дополнительно устанавливает, что местная администрация муниципального образования имеет наименование - исполнительный комитет.
В соответствии со статьей 5 Устава города Казани к органам местного самоуправления муниципального образования города Казани относится исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - Исполнительный комитет.
Статьей 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 6 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 г. N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан" по вопросам местного значения, отнесенным к их компетенции, органы местного самоуправления и должностные лица издают муниципальные правовые акты.
В систему правовых актов входят: устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Таким образом, муниципальные правовые акты, в том числе нормативные, могут принимать лишь те органы и должностные лица местного самоуправления, которые указаны в законе и уставе муниципального образования.
Статьей 56 Устава города Казани предусмотрено, что в систему муниципальных правовых актов также входят нормативные и иные правовые акты Городской Думы и Руководителя Исполнительного комитета, согласно статье 28 Устава Руководитель Исполнительного комитета издает постановления и распоряжения.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Полномочия Руководителя Исполнительного комитета по изданию постановлений и распоряжений регламентируются статьей 43 Устава.
Из материалов дела следует, что Руководитель исполнительного комитета г.Казани на основании Положения о распределении полномочий между должностными лицами местного самоуправления Исполнительного комитета города Казани, утвержденного постановлением Руководителя Исполнительного комитета г.Казани от 12.01.2006 N 56, наделен полномочиями устанавливать правила в области размещения рекламной информации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 13 марта 2006 N 38-ФЗ "О рекламе" Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.
Таким образом, указанными нормами федеральных законов и закона Республики Татарстан полномочия по размещению средств наружной рекламы и информации в городе Казани отнесены к компетенции органов местного самоуправления. При этом, соответствующие органы местного самоуправления, определенные муниципальными правовыми актами, обладают полномочиями по разработке и утверждению порядка размещения средств наружной рекламы и информации в городе Казани.
Решением представительного органа муниципального образования - Казанской городской Думы от 18 октября 2006 г. N 35-12 "О размещении средств наружной рекламы и информации в городе Казани" утверждено Положение о порядке размещения рекламных конструкций и средств наружной информации на территории города Казани, согласно пункту 3.3 которого, ответчик в лице уполномоченных им органов и должностных лиц вправе утверждать регламент размещения средств наружной рекламы и информации в городе Казани, осуществлять координацию работ по реализации единой городской политики в сфере рекламно-информационного оформления города; выдавать и согласовывать разрешения на размещение рекламных конструкций, определять процедуру рассмотрения документов на установку рекламных конструкций и средств наружной информации; заключать договоры на размещение рекламных конструкций, разрабатывать проекты муниципальных правовых актов в области размещения средств наружной рекламы и информации на территории города Казани и решать другие вопросы.
Постановлением Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 3 августа 2006 года N 1584 утвержден Регламент "О размещении средств наружной рекламы и информации в городе Казани" (далее - Регламент), опубликованный в газете "Казанские ведомости" от 16 августа 2006 г. N 181.
1. Заявитель считает, что пункт 2 главы 1 Регламента, определяющий архитектурно-технические требования к рекламным конструкциям, не соответствует Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
а) Согласно пункту 4 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" рекламная конструкции# и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
В соответствие с пунктами 15 статьи 19# указанного Федерального закона основаниями для отказа в выдаче разрешения, принимаемого органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, являются, в том числе, несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме территориального планирования или генеральному плану; нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа. Разрешение может быть также признано недействительным в судебном порядке в силу пункта 20 статьи 19 указанного закона по иску органа местного самоуправления ввиду: несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме территориального планирования или генеральному плану; нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа.
Согласно части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Пункт 20 статьи 15 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 г. N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан" среди вопросов местного значения определяет утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
В соответствии с пунктом 26 статьи 8 Устава города Казани к вопросам местного значения города Казани относятся наряду с другими вопросами утверждение генерального плана города, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генерального плана города Казани документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования города Казани.
Пунктами 4, 6 Положения о порядке размещения рекламных конструкций и средств наружной информации на территории города Казани, утвержденного решением Казанской городской Думы от 18 октября 2006 N 35-12, непременным требованием к рекламным конструкциям и средствам наружной информации является высокий эстетический уровень исполнения, а также рекламные конструкции должны гармонично вписываться в архитектурную среду и внешнее благоустройство территории города.
Следовательно, пункт 2 главы 1 Регламента, определяющий архитектурные требования оспариваемого нормативного правового акта Регламента к порядку размещения средств наружной рекламы соответствует Федеральному закону от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" и не подлежит признанию недействующим.
б) Доводы заявителя, что пункт 2 главы 1 Регламента в части определения технических требований к размещению средств наружной рекламы не соответствует Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - ФЗ-184 от 27.12.2002) и органы местного самоуправления какими-либо полномочиями не обладают, суд считает обоснованными.
Пункт 1 статьи 1 указанного федерального закона определяет отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; оценке соответствия.
Согласно статье 4 ФЗ-184 от 27.12.2002 законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из указанного закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации не обладают правом издавать нормативные правовые акты в сфере технического регулирования, поэтому, заявленное требование о признании пункта 2 главы 1 Регламента в части определения технических требований не соответствует Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и подлежит в указанной части признанию недействующим.
Таким образом, пункт 2 главы 1 Регламента в части определения архитектурных требований соответствует Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и не подлежит признанию недействующим, в части определения технических требований не соответствует Федеральному закону от 27.12.2003 "О техническом регулировании" и подлежит признанию недействующим.
2. Доводы заявителя, что пункт 1 главы 4 Регламента определяет технические требования к проектированию, монтажу и эксплуатации рекламных конструкций не соответствует положениям Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и Федеральному закону от 13 марта 2006 N 38-ФЗ "О рекламе" не приняты судом, поскольку заявителем не учтено, что абзац "а" подпункта 1.1 пункта 1 главы 4 Регламента содержит редакцию: "до принятия соответствующего технического регламента проектирование, изготовление и размещение рекламных конструкций должны соответствовать действующим строительным нормативам и правилам", то есть Регламент воспроизводит положения постановления Правительства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 316 "О мерах по реализации Федерального закона "О техническом регулировании".
Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии, исполняющий функции национального органа Российской Федерации по стандартизации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 316 "О мерах по реализации Федерального закона "О техническом регулировании" постановил, что со дня вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" признать национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 года.
Согласно пункту 11 статьи 7 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу технического регламента утверждается перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки их соответствия. В случае отсутствия указанных национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технического регламента или объектам технического регулирования Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу технического регламента утверждаются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 июня 2005 г. N 170-ст введен в действие с 1 сентября 2003 для применения в Российской Федерации национальный стандарт ГОСТ Р 52044-2003 с наименованием: "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения" с изменением N 1.
Строительные нормы и правила подлежат обязательному исполнению наряду с другими аналогичными нормами, принятыми ранее и зарегистрированными Минюстом России в установленном порядке, в соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов.
Согласно пункту 5 Государственного стандарта ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения" конструкции средств наружной рекламы следует проектировать, изготавливать и устанавливать с учетом нагрузок и других воздействий, соответствующих требованиям СНиП (1)-(9) и других нормативных документов. Конструкции средств наружной рекламы должны соответствовать строительным нормам и правилам, другим нормативным документам.
Таким образом, указанные строительные нормы и правила подлежат обязательному исполнению наряду с другими аналогичными нормами, принятыми ранее и зарегистрированными Минюстом России в установленном порядке, в соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании", впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов.
Следовательно, пункт 1 главы 4 Регламента соответствует Федеральному закону "О техническом регулировании", постановлению Правительства Российской Федерации N 316 от 02.03.2003 "О мерах реализации Федерального закона "О техническом регулировании"; пункту 4 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и не подлежит признанию недействующим.
3. Доводы заявителя по содержанию редакции подпункта "а" пункта 1.2, подпункта "б" пункта 1.1 главы 4 Регламента, что "монтажные работы по установке рекламных конструкций выполняются в соответствие с проектной документацией и, что проектирование, монтаж, техническая экспертиза рекламных конструкций осуществляется организациями, имеющими соответствующие лицензии" противоречит положениям пунктов 101-103 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ, постановлению Правительства Российской Федерации от 21 марта 2002 N 174 "О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства", ГОСТу 27751-88 (СТ СЭВ 384-87), находят свое подтверждение.
Согласно Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
В соответствии с п. 4 статьи 19 указанного закона рекламная конструкция (средства стабильного территориального размещения) и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
Согласно пункту 3.9, 3.10 ГОСТа Р 52044-2003 наружной рекламой являются рекламы, распространяемые в виде плакатов, стендов, щитовых установок, панно, световых табло и иных технических средств.
К средствам наружной рекламы относятся технические средства стабильного территориального размещения рекламы.
В порядке пунктов 5.1, 5.2, 5.5, 5.7 указанного ГОСТа конструкции средств наружной рекламы следует проектировать, изготовлять и устанавливать с учетом нагрузок и других воздействий, соответствующих требованиям (1)-(9) и других нормативных документов. Конструкции средств наружной рекламы должны соответствовать строительным нормам и правилам, другим нормативным документам.
В средствах наружной рекламы используют осветительные приборы промышленного изготовления, обеспечивающие требования электро- и пожаробезопасности. Осветительные приборы и устройства, подключаемые к электросети, должны соответствовать требованиям Правил устройства электроустановок (10), а их эксплуатация - требованиям Правил эксплуатации и техники безопасности (11), (12). Крепление осветительных приборов и устройств должно обеспечивать их надежное соединение с опорной частью конструкции и выдерживать нормативные ветровую, снеговую и вибрационную нагрузки.
Согласно пунктам 1 и 4 Приложения СНиП 2.01.07.85*, утвержденному постановлением Госстроя СССР от 29 августа 1985 года N 135 с изменениями от 29 мая 2003 для учета ответственности зданий и сооружений, характеризуемой экономическими, социальными и экологическими последствиями их отказов, устанавливаются три уровня: I - повышенный, II - нормальный, III - пониженный.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеются в виду положения Приложения N 7 СНиП 2.01.07.85*
Пониженный уровень ответственности следует принимать для сооружения сезонного или вспомогательного назначения (парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения).
Согласно пункту 4 Правил учета степени ответственности зданий и сооружений при проектировании (Приложение к постановлению Госстроя СССР от 19 марта 1981 N 41) значения коэффициента надежности по назначению Gn устанавливаются в зависимости от класса ответственности зданий и сооружений. К классу Ш относятся здания и сооружения объектов, имеющих ограниченное народнохозяйственное и (или) социальное значение, такие как: склады без процессов сортировки и упаковки для хранения сельскохозяйственных продуктов, удобрений, химикатов, угля, торфа и др., теплицы, парники, одноэтажные жилые дома, опоры проводной связи, опоры освещения населенных пунктов, ограды, временные здания и сооружения) и т.п.
Согласно пунктам 101-103 статьи 17 Федерального закона N 128-ФЗ (в редакции Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314, действовавшего до 01.07.2007) лицензированию подлежат проектирование и строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения, инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.
В соответствии с Положениями о лицензировании деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности, а также в соответствии с государственным стандартом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 марта 2002 N 174 (действовавшим до 1 июля 2007 года) к лицензионной деятельности относится деятельность по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, и включает в себя разработку проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт и техническое перевооружение зданий и сооружений жилого, производственного, социального, культурно-бытового, специального и иного назначения и их комплексов, инженерной и транспортной инфраструктур (далее именуется - деятельность по проектированию зданий и сооружений).
Деятельность по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом включает выполнение строительно-монтажных работ, в том числе общестроительных, отделочных, санитарно-технических, специальных и монтажных работ, а также выполнение работ по ремонту зданий и сооружений, пусконаладочных работ и функций заказчика-застройщика.
Из пояснений представителя ответчика установка рекламной конструкции не относится к строительству.
На момент утверждения оспариваемого Регламента действовал и действует в настоящее время государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 22 апреля 2003 г. N 124-ст., согласно пунктам 5.1, 5.2 государственного стандарта конструкции средств наружной рекламы следует проектировать, изготавливать и устанавливать с учетом нагрузок и других воздействий, в соответствии с требованиями СНиП (1)-(9), Правилами эксплуатации и техники безопасности (10)-(12) и других нормативных документов.
Соответствие проектной документации и конструкции средств наружной рекламы строительным нормам и правилам и другим нормативным документам должно быть подтверждено заключениями уполномоченных на то организаций. Таковыми в соответствии с Регламентом являются согласующие организации.
Доводы заявителя, что необходимо также руководствоваться Государственным стандартом СССР ГОСТ 27751-88 (СТ СЭВ 384-87) "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения по расчету", судом не приняты, поскольку постановлением Госстроя РФ от 30 июня 2003 г. N 129 настоящий ГОСТ признан не действующим на территории РФ с 1 января 2004 года. Согласно пункту 1 указанного постановления установлено принять и ввести в действие с 1 января 2004 г. строительные нормы и правила "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения" ((1)-(9)), а также СНиПы ((10)-(12)).
Федеральный закон от 13 марта 2006 N 38-ФЗ "О рекламе", Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" N 128-ФЗ (в редакции Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314, Положение о лицензировании деятельности по проектированию зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, Положение о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21 марта 2002 N 174, ГОСТ Р 52044-2003 не устанавливают требования о проектировании, монтаже, технической экспертизе средств наружной рекламы организациями, имеющими соответствующие лицензии (п.п. "б" п. 1.1 главы 4 Регламента), а также выполнение монтажных работ по установке рекламных конструкций в соответствии с проектной документацией организациями, имеющими соответствующие лицензии (п.п. а" п. 1.2 главы 4).
Следовательно, подпункт "а" пункта 1.1, подпункт "б" пункта 1.2 главы 4 Регламента не соответствуют и противоречат федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам и подлежат признанию недействующими.
Согласно Определению Арбитражного суда Республики Татарстан от 3 сентября 2007 г. N А65-11335/2007 СА1-42 Об исправлении опечатки, в предыдущем абзаце слова "подпункт "а" пункта 1.1, подпункт "б" пункта 1.2" следует читать "подпункт "б" пункта 1.1, подпункт "а" пункта 1.2"
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3. Заявитель оспаривает правомерность подпункта "в" пункта 1.1 главы 4 Регламента, указывая, что данный подпункт противоречит Положению о порядке проведения государственной экспертизы и утверждения проектов территориального планирования и проектной документации в Республике Татарстан, утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.08.06 N 391.
В оспариваемом пункте Регламента содержатся требования о получении экспертного заключения на рабочий проект органов государственной вневедомственной экспертизы для технически сложных объектов наружной рекламы, основания которых требуют специального типа фундаментов с глубиной заложения более 2 м или использования свайного фундамента, объектов высотой более 10 м, объектов с площадью одного рекламного поля более 20 кв.м.
Согласно п. 1.5 Положения о порядке проведения государственной экспертизы и утверждения проектов документов территориального планирования и проектной документации в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинетом Министров Республики Татарстан от 2 августа 2006 г. N 391, целями государственной экспертизы проектов документов территориального планирования и проектной документации являются: предотвращение создания объектов, строительство и использование которых нарушает права физических и юридических лиц или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке норм и правил.
Доводы заявителя, что согласно пункту 1.2.Положения проектная документация зданий и сооружений до ее утверждения подлежит государственной экспертизе за исключением объектов и строительных работ, перечисленных в приложении к Положению, в том числе объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения на строительство, суд считает обоснованными.
В соответствии с пунктом 6 Приложения к Положению N 391 от 02.08.06 государственная экспертиза проектной документации не проводится, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получения разрешения на строительство. Как уже отмечалось, представитель ответчика пояснил, что установка рекламной конструкции не является строительством.
В соответствии с пунктом 2 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других).
В силу части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Таким образом, требование подпункта "в" пункта 1.1 главы 4 Регламента, устанавливающие получение экспертного заключения на рабочий проект органов государственной вневедомственной экспертизы для технически сложных объектов наружной рекламы, основания которых имеют специальный тип фундаментов с глубиной заложения более 2 м или использования свайного фундамента, объектов высотой более 10 м, объектов с площадью одного рекламного поля более 20 кв.метров не соответствует и противоречит Положению о порядке проведения государственной экспертизы и утверждения проектов территориального планирования и проектной документации в Республике Татарстан, утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.08.06 N 391, а также части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и подлежит признанию недействующим.
4. Доводы заявителя, что пункт 3.4 главы 6 Регламента в редакции: "смену изображений на рекламных конструкциях необходимо производить без заезда автотранспорта на газон" противоречит пункту 8 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 "О рекламе", суд считает обоснованными по следующим основаниям.
Принятая ответчиком редакция пункта 3.4 главы 6 Регламента была предусмотрена ГОСТом Р 52044-2003 и действовала с 01.04.2004 по 31.08.2005 года. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 июня 2005 г. N 170-ст пункт 5.9 указанного Государственного стандарта исключен с 01.09.2005 года.
Пункт 8 ст. 19 Федерального закона от 13.03.06 N 38 "О рекламе" устанавливает, что на период действия договора владелец рекламной конструкции имеет право беспрепятственного доступа к недвижимому имуществу, к которому присоединяется рекламная конструкция, и пользования этим имуществом для целей, связанных с осуществлением прав владельца рекламной конструкции, в том числе с ее эксплуатацией, техническим обслуживанием и демонтажем.
Согласно пунктам 6.12, 6.13 Государственного стандарта ГОСТ Р 52044-2003, пункту 4.7 Положения о размещении рекламных конструкций и средств наружной информации на территории города Казани, утвержденного решением Казанской городской Думы от 18.10.06 N 35-12 фундаменты размещения стационарных средств наружной рекламы должны быть заглублены на 15-20 см ниже уровня грунта с последующим восстановлением газона на нем. Рекламораспространитель обязан восстановить благоустройство территории после установки (демонтажа) средства размещения наружной рекламы в течение 10 суток.
Таким образом, пункт 3.4 главы 4 Регламента, устанавливающий запрет заезда автотранспорта на газон для смены изображений на рекламных конструкциях, суд признает не соответствующим Федеральному закону от 13.03.2006 N 38 "О рекламе", ГОСТу Р 52044-2003, соответственно, подлежащим признанию недействующим.
Согласно Определению Арбитражного суда Республики Татарстан от 3 сентября 2007 г. N А65-11335/2007 СА1-42 Об исправлении опечатки, в предыдущем абзаце слова "главы 4" следует читать "главы 6"
5. Заявитель считает, что пункт 2 главы 7 Регламента в редакции: "для заключения договора на новый срок владелец рекламной конструкции обязан не позднее, чем за один месяц до окончания срока действия договора, направить в отдел наружной рекламы и информации аппарата Исполнительного комитета г.Казани заявление о заключении договора на новый срок" противоречащим пункту 5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.06 N 38-ФЗ "О рекламе", поскольку отдел наружной рекламы и информации города Казани не является лицом, управомоченным собственником заключать договоры на размещение рекламных конструкций.
В соответствии с пунктом 5 ст. 19 Федерального закона от 13.03.06 N 38-ФЗ "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
В оспариваемом пункте Регламента указано, что для заключения договора на новый срок владелец рекламной конструкции направляет заявление о заключении договора на новый срок в отдел наружной рекламы и информации аппарата Исполнительного комитета г.Казани и в данном тексте не имеется утверждения, что данный отдел заключает договор на размещение рекламной конструкции, поскольку пунктом 1 главы 7 Регламента данная обязанность возложена на Муниципальное учреждение "Казанская реклама".
Заявителем не учтена процедура, предшествующая заключению договора, предусмотренная главой 5 Регламента, согласно которой, отдел наружной рекламы и информации аппарата Исполнительного комитета г.Казани от имени органа местного самоуправления выдает разрешение на установку рекламной конструкции, предварительно направив документы владельца объекта в Муниципальное учреждение "Казанская реклама" на согласование с согласовывающими организациями и только после получения разрешения, документы направляются в уполномоченный орган (МУ "Казанская реклама") для заключения договора о размещении рекламной конструкции (п. 12 главы 5).
Причем, постановлением Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани N 237 от 13.02.06 было создано Муниципальное унитарное предприятие г.Казани "Казанская реклама", постановлением указанного органа N 831 от 27.04.06 переданы полномочия по оформлению разрешения органа местного самоуправления на размещение рекламных конструкций, заключению договоров на размещение рекламных конструкций, демонтажу незаконно установленных конструкций", постановлением N 1229 от 28.06.06 Муниципальное унитарное предприятие реорганизовано в Муниципальное учреждение "Казанская реклама".
Следовательно, доводы заявителя, что отдел наружных реклам и информации города Казани не является уполномоченным лицом согласно пункта 2 главы 7 на заключение договоров не соответствует редакции изложенной в ней, поскольку в данном пункте указано на направление заявления владельцем рекламной конструкции о заключении договора и не имеется утверждения, что именно данный отдел должен заключать договоры на размещение рекламной конструкции.
Таким образом, пункт 2 главы 7 Регламента соответствует Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и не подлежит признанию недействующим.
6. Заявитель считает, что редакция пункта 4 главы 9 Регламента "до вступления в силу технических регламентов расстояние между ранее установленными щитовыми конструкциями формата 3х6 м, устанавливается не менее 50,0 м, расстояние до перекрестков - 30,0 м, после перекрестков - 15,0 м." не соответствует Федеральному закону от 16.10.2006 N 160-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О рекламе" (далее - ФЗ-160 от 16.10.2006), а также оспариваемый пункт противоречит положениям пунктов 18, 20 Федерального закона от 13 марта 2006 N 38-ФЗ "О рекламе", которым установлен исчерпывающий перечень оснований для аннулирования и признания недействительным разрешения на установку рекламных конструкций.
Согласно пункту 4 ст. 19 Федерального закона от 13.03.06 N 38-ФЗ "О рекламе" рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. Поскольку технический регламент на размещение рекламных конструкций на день утверждения Регламента и по настоящее время не разработан на федеральном законодательном уровне, то в соответствие с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов необходимо руководствоваться ГОСТом Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения" с изменением N 1, согласно п. 6.6 которого, при площади рекламного объявления от 6 до 18 кв.метров расстояние между отдельно размещенными на одной стороне дороги средствами наружной рекламы должно быть не менее 100 метров, рекламного объявления размером менее 6 кв.метров - 30 метров, согласно пункту 6.1 указанного ГОСТа средства наружной рекламы не должны быть размещены в населенных пунктах на пересечениях автомобильных дорог менее 50 метров от них.
Указание в пункте 4 главы 9 Регламента расстояния между ранее установленными щитовыми конструкциями формата 3х6 м не менее 50,0 м, расстояния до перекрестков - 30,0 м, после перекрестков - 15,0 метров не соответствует статье 16 Федерального закона от 16.10.2006 N 160-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О рекламе".
Данным федеральным законом установлено, что разрешение на распространение наружной рекламы, выданное органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа до 1 июля 2006 года, признается разрешением на установку рекламной конструкции, а решение об его аннулировании или признании его недействительным может быть принято по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе".
Следовательно, пункт 4 главы 9 Регламента не соответствует Федеральному закону от 16.10.2006 N 160-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О рекламе" и подлежит признанию недействующим.
В соответствие со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины распределяются пропорционально удовлетворенным требованиям, поскольку требования заявителя удовлетворены частично, то уплаченная заявителем по платежному поручению от 26.12.2006 N 8 государственная пошлина в размере 1000 рублей подлежит взысканию в его пользу с ответчика (п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 117 от 13.03.2007).
Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 194-195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан, решил:
Заявление удовлетворить частично.
Признать:
- пункт 2 главы 1 Регламента "О размещении средств наружной рекламы и информации в городе Казани", утвержденного постановлением Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 3 августа 2006 года N 1584 в части определения технических требований средств наружной рекламы не соответствующим Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и недействующим;
- подпункты "а" пункта 1.2, "б" пункта 1.2 главы 4 Регламента не соответствующими Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314), постановлению Правительства Российской Федерации от 21 марта 2002 N 174 "О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства", Государственному стандарту ГОСТ Р 52044-2003, принятому постановлением Госстандарта РФ от 22 апреля 2003 N 124-ст и недействующими.
Согласно Определению Арбитражного суда Республики Татарстан от 3 сентября 2007 г. N А65-11335/2007 СА1-42 Об исправлении опечатки, в предыдущем абзаце слова "слова "подпункт "б" пункта 1.2" следует читать "подпункт "б" пункта 1.1"
- подпункт "в" пункта 1.1 главы 4 Регламента не соответствующим Положению о порядке проведения государственной экспертизы и утверждения проектов документов территориального планирования и проектной документации в Республике Татарстан, утвержденному постановлением Кабинетом Министров Республики Татарстан от 2 августа 2006 г. N 391, Градостроительному кодексу Российской Федерации и недействующим;
- пункт 3.4 главы 6 Регламента не соответствующим Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и недействующим;
- пункт 4 главы 9 Регламента не соответствующим Федеральному закону от 16.10.2006 N 160-ФЗ ""О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О рекламе"#, Государственному стандарту ГОСТ Р 52044-2003 и недействующим.
В остальной части требований, отказать.
Признать:
- пункт 2 главы 1 Регламента "О размещении средств наружной рекламы и информации в городе Казани", утвержденного постановлением Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 3 августа 2006 года N 1584 в части определения архитектурных требований средств наружной рекламы соответствующим Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе";
- пункт 1 главы 4 Регламента соответствующим Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", постановлению Правительства Российской Федерации N 316 от 02.03.2003 "О мерах реализации Федерального закона "О техническом регулировании";
- пункт 2 главы 7 Регламента соответствующим Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Решение арбитражного суда по данному делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Пункт 2 главы 7, подпункт "а" пункта 1.2, подпункт "б" пункта 1.2 главы 4, подпункт "в" пункта 1.1 главы 4, 3.4 главы 6, пункт 4 главы 9 Регламента "О размещении средств наружной рекламы и информации в городе Казани" не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани в соответствие с требованиями указанных выше федеральных законов.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущены опечатки. Имеется в виду подпункт "б" пункта 1.1 главы 4, а не подпункт "б" пункта 1.2, как указано выше. Кроме того, пункт 2 главы 7 Регламента признан не противоречащим федеральному законодательству, а следовательно, подлежит применению.
Решение в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, опубликовать в газете "Казанские ведомости".
Взыскать с Исполнительного комитета муниципального образования города Казани в пользу Ассоциации распространителей наружной рекламы г.Казани судебные расходы в размере 1000 рублей. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Поволжского округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда РТ от 14 августа 2007 г. N А65-11335/2007 СА1-42
Решение арбитражного суда вступает в законную силу немедленно после его принятия
Сообщение о настоящем решении опубликовано в газете "Казанские ведомости" от 12 сентября 2007 г. N 196
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Республики Татарстан по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривающего дело, и фамилий лиц, присутствующих в судебном заседании