В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" Правительство Челябинской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую стратегию действий в интересах детей Челябинской области на 2012-2017 годы.
2. Министерству образования и науки Челябинской области (Кузнецов А.И.) в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления представить на утверждение Правительства Челябинской области план первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации направлений стратегии действий в интересах детей в Челябинской области на 2012-2017 годы.
3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
4. Организацию выполнения настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Челябинской области Рыжего П.А.
Председатель |
М.В. Юревич |
Утверждена
постановлением Правительства
Челябинской области
от 30 октября 2012 г. N 600-П
Стратегия действий
в интересах детей в Челябинской области
на 2012-2017 годы
Раздел I. Общие положения
1. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства.
Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства в Челябинской области стала реализация следующих областных целевых программ:
областная целевая программа "Дети Южного Урала" на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Челябинской области от 15.12.2010 г. N 302-П "Об областной целевой программе "Дети Южного Урала" на 2011 - 2015 годы";
Постановлением Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 г. N 334-П постановление Правительства Челябинской области от 15 декабря 2010 г. N 302-П признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
областная целевая программа "Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области" на 2010-2014 годы, утвержденная постановлением Правительства Челябинской области от 21.01.2010 г. N 6-П "Об областной целевой программе "Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области" на 2010 - 2014 годы";
Постановлением Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 г. N 341-П постановление Правительства Челябинской области от 21 января 2010 г. N 6-П признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
областная целевая программа "Патриотическое воспитание молодых граждан Челябинской области" на 2012 - 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Челябинской области от 16.11.2011 г. N 398-П "Об областной целевой программе "Патриотическое воспитание молодых граждан Челябинской области" на 2012 - 2015 годы";
Постановлением Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 г. N 364-П постановление Правительства Челябинской области от 16 ноября 2011 г. N 398-П признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
областная целевая Программа реализации национального проекта "Образование" в Челябинской области на 2009 2012 годы, утвержденная постановлением Правительства Челябинской области от 20.11.2009 г. N 298-П "Об областной целевой Программе реализации национального проекта "Образование" в Челябинской области на 2009-2012 годы".
Это позволило закрепить позитивные тенденции снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и требуют от органов государственной власти Челябинской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области (далее именуются - органы государственной власти и местного самоуправления), гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.
В целях обеспечения благополучного и защищенного детства актуальными в настоящее время являются разработка и принятие нового документа - стратегии действий в интересах детей в Челябинской области на 2012-2017 годы (далее именуется - Стратегия).
Главная цель Стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики Челябинской области в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации.
Основные проблемы в сфере детства
2. Основными проблемами в сфере детства являются:
недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства;
неравенство между муниципальными образованиями Челябинской области в отношении объема и качества доступных услуг для детей и их семей, обеспечении участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно;
нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей.
Ключевые принципы Стратегии
3. Ключевые принципы Стратегии:
реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. Создание в Челябинской области условий для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, организация профилактической помощи и адресной поддержки семье и ребенку;
защита прав каждого ребенка. В Челябинской области должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств;
максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В Челябинской области должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности;
сбережение здоровья каждого ребенка. В Челябинской области должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи;
внедрение технологий социальной работы, предполагающих опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами;
уделение особого внимания уязвимым категориям детей. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество;
обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей. Необходимо обеспечить условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с детьми и их родителями;
партнерство во имя ребенка. В Челябинской области политика в сфере детства должна опираться на межведомственное взаимодействие, на технологии социального партнерства, привлечение общественных организаций к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей.
4. Стратегия призвана обеспечить формирование единого подхода органов государственной власти и местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства.
Стратегия разработана с учетом Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", которая включает следующие основные цели: способствование появлению дружественных к ребенку услуг в учреждениях здравоохранения, образования, социальной защиты, правосудия, искоренение всех форм насилия в отношении детей; гарантирование прав детей в ситуациях, когда дети особо уязвимы.
Реализацию Стратегии предусматривается осуществлять по следующим направлениям: семейная политика детствосбережения; доступность качественного обучения и воспитания; культурное развитие и информационная безопасность детей; здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия; дети - участники реализации Стратегии.
Раздел II. Семейная политика детствосбережения
Краткий анализ ситуации
5. На учете в органах социальной защиты населения состоит 210 652 семьи, в которых воспитывается 308 883 ребенка.
Данные семьи и дети по различным объективным причинам нуждаются в особом внимании государства в рамках реализации государственной семейной политики.
Действующая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в совокупности с другими социальными гарантиями формирует социальную поддержку семьи, материнства и детства и обеспечивает прямую материальную поддержку в связи с рождением и воспитанием детей.
Органами социальной защиты населения Челябинской области назначается и выплачивается 16 видов пособий на детей. Из них: 11 видов установлены федеральными законами и выплачиваются за счет средств федерального бюджета и 5 видов - областными законами, которые финансируются из средств областного бюджета. Всего в 2011 году было назначено 125 355 пособий на детей.
С целью создания условий для улучшения качества жизни семьи в Челябинской области предусмотрен комплекс мер: выплата единовременного социального пособия малоимущим семьям, предоставление бесплатных путевок детям на отдых и оздоровление, поддержка многодетных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг семьям.
Для социального обслуживания семей и детей в Челябинской области имеется сеть учреждений, финансируемых за счет средств областного бюджета. Виды и количество таких учреждений указаны в таблице.
|
|
Таблица |
N п/п |
Виды учреждений |
Количество учреждений |
1. |
Специализированные учреждения для несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в социальной реабилитации |
23 |
2. |
Центры помощи семье и детям |
2 |
3. |
Социально-реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями здоровья |
3 |
4. |
Комплексные центры социального обслуживания населения (отделения по работе с семьей и детьми) |
50 |
Организация работы по предоставлению социальных услуг семьям и детям в учреждениях социального обслуживания семьи и детей осуществляется согласно национальным и государственным стандартам.
Ежегодно в центрах помощи семье и детям предоставляются различные социальные услуги для 85 тысяч человек в объеме свыше 180 тысяч услуг.
Общая численность семей группы социального риска, семей, находящихся в социально опасном положении, состоящих на профилактическом учете, составляет 6 662 семьи, в них детей - 12 551 ребенок. Работа с данной категорией семей основывается на комплексном межведомственном подходе с учетом индивидуальных особенностей членов семьи.
Основные задачи в сфере реализации семейной политики детствосбережения
6. Основными задачами в сфере реализации семейной политики детствосбережения являются:
сокращение бедности среди семей с детьми и улучшение их материального благополучия;
предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям;
повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми;
обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с детьми;
обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуальной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, реализуемой на межведомственной основе, направленной на сохранение воспитания ребенка в родной семье.
Меры, реализуемые в рамках семейной политики детствосбережения
7. Стратегией предусматривается реализация следующих мер в рамках семейной политики детствосбережения:
1) меры, направленные на сокращение бедности среди семей с детьми и улучшения их материального благополучия:
выплата единовременного социального пособия малоимущим семьям, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
организация отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
разработка и реализация муниципальными образованиями Челябинской области программ, пропагандирующих ценности семьи, приоритет ответственного родительства, защищенного детства, нетерпимость ко всем формам насилия и телесного наказания в отношении детей;
назначение и выплата всех видов пособий в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством;
предоставление областного материнского (семейного) капитала;
награждение знаком отличия Челябинской области "Материнская слава";
2) меры, направленные на формирование безопасного и комфортного семейного окружения для детей, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с детьми:
функционирование телефонов доверия на базе учреждений социального обслуживания Челябинской области;
функционирование центров помощи семье и детям;
функционирование отделения социально-психологической реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на базе Челябинского областного центра социальной защиты "Семья";
организация эффективного взаимодействия с общественными некоммерческими организациями;
размещение социальной рекламы, пропагандирующей семейные ценности, нетерпимое отношение к насилию;
внедрение передового опыта работы в сфере профилактики жестокого обращения с детьми и реабилитации пострадавших;
3) меры, направленные на повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми:
выполнение национальных и государственных стандартов учреждениями социального обслуживания семьи и детей Челябинской области;
предоставление государственных услуг в электронном виде в сфере реализации социальной поддержки семей с детьми;
повышение квалификации специалистов, работающих с семьями и детьми;
развитие материально-технической базы учреждений, предоставляющих социальные услуги семьям и детям;
реализация областной целевой программы "Дети Южного Урала" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 15.12.2010 г. N 302-П "Об областной целевой программе "Дети Южного Урала" на 2011 - 2015 годы";
4) меры, направленные на обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуальной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, реализуемой на межведомственной основе, направленной на сохранение воспитания ребенка в родной семье:
функционирование отделений помощи семье и детям, отделений профилактики семейного неблагополучия на базе учреждений системы социальной защиты населения Челябинской области;
оптимизация работы по профилактике семейного неблагополучия в рамках реализации соглашения о межведомственном взаимодействии органов и учреждений системы профилактики;
утверждение регламентов межведомственного взаимодействия по выявлению семейного неблагополучия, организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, семьями "группы риска";
функционирование специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
внедрение новых форм и методов работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации;
введение запрета на изъятие детей из семей без предварительного проведения социально-реабилитационной работы, включая возможность замены лишения родительских прав ограничением родительских прав с организацией в этот период реабилитационной работы с семьями;
создание медико-социальных кабинетов в учреждениях здравоохранения;
организация и проведение праздничных мероприятий в поддержку семьи и детства.
Ожидаемые результаты реализации семейной политики детствосбережения
8. Ожидаемые результаты реализации семейной политики детствосбережения:
снижение уровня бедности, дефицита доходов у семей с детьми и ликвидация крайних форм проявления бедности;
снижение численности семей, находящихся в социально опасном положении, сокращение числа случаев жестокого обращения с детьми в семьях;
формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства;
повышение качества услуг для семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;
создание эффективных механизмов, способствующих сокращению случаев лишения родительских прав, выявлению семей, входящих в группу риска, их социальному сопровождению и реабилитации;
сокращение числа детей, остающихся без попечения родителей;
реадаптация детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;
расширение охвата лиц, нуждающихся в материальной поддержке; улучшение материального благополучия семей с детьми, снятие социальной напряженности;
сокращение сроков предоставления государственных услуг;
выявление семейного неблагополучия на ранних стадиях;
снижение числа отказных детей, профилактика нежелательной беременности.
Раздел III. Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей
Краткий анализ ситуации
9. По состоянию на 1 января 2012 года в Челябинской области функционирует 1 528 учреждений, реализующих программы дошкольного образования. В них воспитывается 193,5 тыс. детей дошкольного возраста. Охват детей в возрасте 1 - 6 лет дошкольным образованием составляет 81,6 процента. В рейтинге субъектов Российской Федерации Челябинская область по этому показателю занимает второе, а в рейтинге территорий Уральского федерального округа - первое место. Высокий уровень доступности дошкольного образования достигается за счет мер, предпринимаемых органами государственной власти и местного самоуправления, по увеличению мощности сети детских садов.
В Челябинской области с 2003 года реализуется областная целевая программа развития дошкольного образования, благодаря которой за последние 9 лет численность воспитанников детских садов увеличилась со 132 до 193,5 тыс. человек, или на 46 процентов.
Несмотря на предпринимаемые меры, вновь образованных мест недостаточно, чтобы покрыть растущие потребности населения. Рождаемость в Челябинской области продолжает превышать темпы увеличения мощности сети детских садов. По предварительным данным Федеральной службы государственной статистики, в 2012 году рост численности детей 1 - 6 лет в Челябинской области составит 11,6 тыс. человек. На устройство детей в детские сады на 1 января 2012 года зарегистрировано 58,2 тыс. человек. Основную часть детей, не устроенных в детские сады, составляют дети до 3 лет, в том числе в составе очередников большая доля детей до 1 года (35,8 процента), родители которых записываются в детский сад заблаговременно из-за дефицита мест. В самых проблемных муниципальных образованиях Челябинской области, которых примерно 30 процентов, время ожидания места в детском саду составляет 3 - 3,5 года.
Прогнозируемый рост численности детского населения требует продолжения наращивания мощности сети учреждений, реализующих программы дошкольного образования.
10. Основные направления развития общего образования в Челябинской области определены национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", планом действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1507-р "О реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
По состоянию на 1 сентября 2011 года в Челябинской области по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (далее именуются - ФГОС) обучалось 46 415 учащихся, в том числе первоклассников - 36 529 человек, что составляет 33,7 процента от общей численности обучающихся 1 ступени.
Переход на новые образовательные стандарты сопровождается курсовой подготовкой педагогических и управленческих кадров. Все учителя и руководители общеобразовательных учреждений, реализующих ФГОС в апробационном режиме, и 80,5 процента учителей первых классов 2011/2012 учебного года прошли курсовую подготовку в объеме не менее 72 часов, 19,5 процента учителей обучились по модульному курсу на базе государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования".
На реализацию мероприятий по введению ФГОС из регионального бюджета направлено 44 141,17 тыс. рублей (увеличен норматив подушевого финансирования на 1 обучающегося по новым стандартам с учетом 10 часов внеурочной деятельности).
Изменена система государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования.
В целях обеспечения соблюдения порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, введена система общественного наблюдения при проведении экзаменов.
Продолжает совершенствоваться единый государственный экзамен и государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 классов с использованием механизмов независимой оценки знаний, апробируется независимая оценка качества подготовки выпускников начальной школы в рамках построения региональной системы оценки качества образования.
Деятельность по изменению школьной инфраструктуры направлена и на обновление материально-технической базы и строительство новых школ. В течение последних трех лет построено 3 новые школы.
Финансовой основой обновления материально-технической базы школ Челябинской области является национальный проект "Образование" с объемом средств консолидированного бюджета за 2009 - 2011 годы 1 308,7 млн. рублей.
За три года закуплено и поставлено в образовательные учреждения: 41 компьютерный класс, 163 комплекта оборудования для кабинетов физики, химии, биологии, 250 автоматизированных мест учителя (далее именуется - АРМ), свыше 6000 комплектов технологического оборудования - с общей стоимостью оборудования 213,5 млн. рублей, в том числе 148,4 млн. рублей (70 процентов) за счет средств областного бюджета, 65,1 млн. рублей (30 процентов) за счет средств местных бюджетов.
Реализация комплекса мер по обновлению материально-технической базы образовательных учреждений позволила увеличить долю учащихся, обучающихся в условиях, отвечающих современным требованиям, с 20 процентов в 2009 году до 52,5 процента в 2011 году.
Однако в связи с переходом начальной и основной школы на новые стандарты требуется дальнейшее обновление учебной базы школ, в том числе оборудование учебных кабинетов, оснащение рабочих мест учителей современным мультимедийным и интерактивным оборудованием, создание равных возможностей между муниципальными образованиями Челябинской области в отношении объема и качества доступных образовательных услуг для обучающихся.
11. Развитие системы воспитания и дополнительного образования детей в Челябинской области обеспечивается путем совершенствования системы профессионального развития кадров, осуществляющих воспитание, создания моделей воспитательных систем в образовательных учреждениях, интеграции воспитания в общий процесс обучения и развития детей, развития дополнительного образования детей, реализации областных целевых программ, межведомственных проектов.
Наиболее эффективными формами работы с детьми по профилактике асоциальных явлений стали: реализация муниципальных целевых программ, система профилактических межведомственных акций "Образование всем детям", "Дети улиц", "Защита", "Подросток", создание банков данных по внеурочной занятости обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию, формирование института наставничества над несовершеннолетними, использование интернет-ресурсов для организации профилактической работы. Эффективным профилактическим направлением работы с группой риска является психологическое сопровождение обучающихся в образовательном процессе, оказание индивидуальной и групповой консультативной психологической помощи.
В качестве результативности функционирования областной системы воспитания детей можно рассматривать сохранение и приумножение достигнутых ранее результатов и закрепление тенденции перевода воспитания в статус приоритетной позиции.
В Челябинской области ежегодно реализуются мероприятия, направленные на поиск и поддержку одаренных детей, в рамках областной целевой Программы реализации национального проекта "Образование" в Челябинской области на 2009 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 20.11.2009 г. N 298-П "Об областной целевой Программе реализации национального проекта "Образование" в Челябинской области на 2009 - 2012 годы", по направлению "Развитие системы поддержки одаренных детей и талантливой молодежи".
Вместе с тем остаются проблемы, связанные с профилактикой семейного неблагополучия, недостаточным вниманием к ребенку со стороны родителей, распространением информации, представляющей для детей опасность, заключающуюся в порождении агрессивного поведения несовершеннолетних по отношению к сверстникам, взрослым.
Основные задачи в сфере обеспечения доступности качественного обучения и воспитания, культурного развития и информационной безопасности детей
12. Основными задачами в сфере обеспечения доступности качественного обучения и воспитания, культурного развития и информационной безопасности детей являются:
расширение доступности дошкольного образования, развитие сети учреждений, реализующих программы дошкольного образования;
обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития Челябинской области;
создание региональной системы оценки качества образования, обеспечивающей единство требований к подготовленности выпускников, объективность оценки достижений обучающихся и качества работы образовательных учреждений, преемственность между разными ступенями образования;
формирование полноценной системы повышения квалификации специалистов, обеспечивающих функционирование региональной системы оценки качества образования;
формирование системы воспитания детей, обеспечивающей высокий уровень профилактической работы, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития различных категорий детей, правовое просвещение родителей и детей;
развитие системы дополнительных образовательных услуг на бесплатной основе. Создание условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей;
совершенствование системы управления здоровьесберегающим образованием и профилактической деятельностью через обновление нормативно-правовой базы, создание механизмов реализации моделей межведомственного взаимодействия по данным направлениям;
внедрение технологий, моделей и проектов, обеспечивающих развитие здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях.
Меры, реализуемые в сфере обеспечения доступности качественного обучения и воспитания, культурного развития и информационной безопасности детей
13. Стратегией предусматривается реализация следующих мер в сфере обеспечения доступности качественного обучения и воспитания, культурного развития и информационной безопасности детей:
1) меры, направленные на обеспечение доступности и качества образования:
реализация областной целевой программы "Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области" на 2010 - 2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 21.01.2010 г. N 6-П "Об областной целевой программе "Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области" на 2010 - 2014 годы";
законодательное закрепление прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями на включение их в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование);
формирование доступной среды для детей-инвалидов в учреждениях образования Челябинской области в рамках реализации областной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов в Челябинской области" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 15.12.2010 г. N 301-П "Об областной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов в Челябинской области" на 2011 - 2015 годы";
Постановлением Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 г. N 336-П постановление Правительства Челябинской области от 15 декабря 2010 г. N 301-П признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
принятие областной целевой программы развития образования на 2013 - 2015 годы;
внедрение современных технологий контроля за соблюдением установленного порядка проведения экзаменов;
создание регионального центра оценки качества образования;
проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с использованием механизмов независимой оценки знаний путем создания территориальных экзаменационных комиссий;
обеспечение предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях;
создание условий для развития деятельности 46 территориальных психолого-медико-педагогических комиссий;
2) меры, направленные на поиск и поддержку одаренных и талантливых детей и молодежи:
организация и проведение областных олимпиад школьников по общеобразовательным предметам;
обеспечение участия школьников во всероссийских и международных олимпиадах школьников по общеобразовательным предметам, творческих конкурсах;
проведение конкурса победителей и призеров международных, всероссийских, областных олимпиад школьников по общеобразовательным предметам и вручение им премий Губернатора Челябинской области в порядке, установленном Губернатором Челябинской области;
проведение конкурсного отбора на выплату премий для поддержки талантливой молодежи за счет средств федерального бюджета;
конкурсный отбор образовательных учреждений для создания на их базе предметных лабораторий для работы с одаренными детьми;
создание системы непрерывного социального, психолого-педагогического сопровождения талантливых детей и молодежи;
реализация областной концепции сопровождения и поддержки одаренных и перспективных детей Челябинской области;
3) меры, направленные на развитие воспитания и социализацию детей:
внедрение современных программ, проектов, конкурсов гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование российской гражданской идентичности, культуры толерантности, готовности к защите Отечества и позитивного отношения у молодых людей к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации;
реализация областной целевой программы "Патриотическое воспитание молодых граждан Челябинской области" на 2012 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 16.11.2011 г. N 398-П "Об областной целевой программе "Патриотическое воспитание молодых граждан Челябинской области" на 2012 - 2015 годы";
поддержка и развитие профессионального мастерства педагогических работников, проведение областных конкурсов профессионального мастерства;
предоставление субвенций местным бюджетам на выплату ежемесячного вознаграждения за классное руководство;
предоставление субсидий местным бюджетам на оказание единовременной материальной помощи молодым специалистам муниципальных образовательных учреждений;
сотрудничество органов местного самоуправления, гражданского общества, представителей различных конфессий, средств массовой информации, родительских сообществ в области воспитания и социализации детей;
привлечение Челябинской Региональной Общественной Организации "Совет родителей обучающихся и воспитанников образовательных учреждений Челябинской области" к управлению развитием областной системы воспитания;
обеспечение открытости учреждений культуры, библиотек для всех детей, создание равных прав и возможностей для детей всех социальных слоев общества, обладающих разными интеллектуальными и физическими возможностями;
обеспечение проведения комплексной профилактики негативных явлений в детской среде, разработка эффективных механизмов профилактики девиантного поведения, организация конкурсов среди образовательных учреждений на лучшую просветительскую работу по профилактике асоциальных явлений в детско-подростковой среде;
4) меры, направленные на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого образования и воспитания детей:
организация деятельности учреждений дополнительного образования детей Челябинской области в соответствии с требованиями Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.06.2012 г. N 504 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей";
сохранение сети учреждений дополнительного образования детей; укрепление материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей;
организация системы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в сфере дополнительного образования детей; проведение областного конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям";
организация системы повышения квалификации руководителей и педагогических работников учреждений дополнительного образования детей в вопросах реализации ФГОС; развитие новых механизмов, процедур, технологий сетевого взаимодействия с учреждениями образования, культуры, спорта и других сфер;
доведение оплаты труда педагогов дополнительного образования детей, работающих в общеобразовательных учреждениях, до уровня не ниже среднего для учителей в Челябинской области;
реализация ежегодного областного календаря массовых мероприятий для обучающихся и воспитанников образовательных учреждений;
привлечение подростков к различным видам общественно полезной и личностно значимой деятельности;
5) меры, направленные на обеспечение информационной безопасности детства:
создание и внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность;
социальная адаптация и развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством использования современных информационных технологий и дистанционных образовательных технологий;
участие в создании правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики;
организация мониторинга по вопросам обеспечения безопасности образовательной среды образовательных учреждений, а также по вопросам научно-методического и нормативно-правового обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических требований к использованию информационно-компьютерных средств в образовании детей;
создание и использование интернет-порталов и сайтов в образовательных учреждениях, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для детей и родителей, а также распространяющих информацию о правах ребенка для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей;
стимулирование родителей к использованию услуги "Родительский контроль", позволяющей устанавливать ограничения доступа к сети Интернет.
Ожидаемые результаты в сфере обеспечения доступности качественного обучения и воспитания, культурного развития и информационной безопасности детей
14. Ожидаемые результаты в сфере обеспечения доступности качественного обучения и воспитания, культурного развития и информационной безопасности детей:
обеспечение доступности дошкольного образования для всех категорий детей Челябинской области;
обеспечение развития способностей каждого ученика массовой школы, доступности для каждого старшеклассника выбора профилей обучения, соответствующих его склонностям;
расширение вариативности программ, рассчитанных на детей с разным уровнем способностей, в том числе для детей с особой одаренностью;
расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях;
повышение рейтинга школьников Челябинской области в международных, общероссийских оценках качества образования;
рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в образовательных учреждениях;
увеличение численности детей и подростков, задействованных в различных формах внешкольной деятельности;
увеличение доли школьников, вовлеченных в освоение дополнительных образовательных программ, в том числе не менее 60 процентов - на бесплатной основе;
увеличение числа детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность, творческую инициативу, ответственное отношение к своему поведению;
сокращение числа детей и подростков с асоциальным поведением;
формирование интереса детей к историческому и культурному наследию Южного Урала, Челябинской области, России;
сокращение новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей.
Раздел IV. Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни
Краткий анализ ситуации
15. Демографическая ситуация в Челябинской области в течение 2005 - 2009 годов характеризовалась рядом положительных тенденций, прежде всего повышением рождаемости и снижением смертности. Однако несмотря на прогностическое увеличение доли населения моложе трудоспособного возраста, к 2013 году сохранится неблагоприятная динамика снижения общей численности женщин фертильного возраста и детского населения в возрасте 15 - 17 лет. В связи с этим основной задачей является обеспечение мероприятий по охране здоровья женщин и детей как основного репродуктивного потенциала и обеспечение мероприятий по улучшению демографической ситуации путем снижения материнской и младенческой смертности.
На начало 2012 года в 21 муниципальном образовании Челябинской области показатели младенческой смертности были выше, чем в среднем по региону, функционировало лишь 2 межрайонных родильных дома - в городах Златоусте и Магнитогорске. В настоящее время в Челябинской области отсутствуют межрайонные перинатальные центры.
Недостаточно финансовое обеспечение региональных и муниципальных целевых программ в области охраны и укрепления здоровья детей; ненадлежащим образом организуется медико-социальная помощь беременным и кормящим матерям, проведение диспансеризации и иммунизации детей; бесплатные медицинские услуги, гарантированные государством, неправомерно подменяются платными медицинскими услугами; не налажено должным образом обеспечение лекарствами и питанием в учреждениях здравоохранения.
Значительное влияние на организм ребенка оказывает школьная среда: ее доля в структуре значимых факторов составляет 20 процентов. У обучающихся наблюдается распространенность функциональных отклонений, хронических заболеваний и общая патологическая пораженность. В связи с этим в образовательных учреждениях активно внедряются здоровьесберегающие технологии.
В системе дошкольного образования Челябинской области поддерживается работа специализированных групп коррекционной и оздоровительной направленности для всех видов нарушений развития детей (опорно-двигательный аппарат, зрение, слух, интеллект, речь) и отклонений в состоянии здоровья (туберкулез, аллергопатология, ВИЧ-инфекция).
Третий час физической культуры введен в 96 процентах общеобразовательных учреждений благодаря внедрению методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации по введению третьего часа физической культуры, утвержденных письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.10.2010 г. N ИК-1494/19 "О введении третьего часа физической культуры"). Вместе с тем актуальной остается проблема оснащения спортивных залов и сооружений образовательных учреждений спортивным оборудованием и инвентарем.
В общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей Челябинской области реализуется 2 337 образовательных программ физкультурно-спортивной направленности, по которым занимается 100 200 детей. В главных спортивных общероссийских проектах прошедшего года "Мини-футбол в школу", "Баскетбол в школу", "Волейбол в школу", "Белая ладья", "КЭС-баскет" и особенно известных "Президентских состязаниях", "Президентских играх" ежегодно принимают участие более 275 тысяч школьников и 20 тысяч школьных команд образовательных учреждений Челябинской области.
Для занятий физической культурой и спортом обеспечиваются условия, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Общее количество учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений (далее именуются - СКОУ), занимающихся спортом, - 2 120 человек. Показатель охвата детей в СКОУ дополнительным образованием - 84,1 процента. Наиболее востребованными и популярными среди учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений остаются занятия общефизической подготовкой, футболом, лыжным спортом.
В городских округах Магнитогорский, Златоустовский, Миасский накоплен положительный опыт по внедрению инициатив Всемирной организации здравоохранения и Детского фонда Организации Объединенных Наций "Клиника, доброжелательная к подростку", в основе которой лежит принцип "трех Д": добровольность (желание самого подростка обратиться к врачам), доброжелательность (комфортный для подростка микроклимат учреждения), доступность (удобное для подростка время и форма обращения к специалистам).
16. Формирование здорового образа жизни среди детей и подростков является одним из приоритетных направлений деятельности органов исполнительной власти Челябинской области.
В Челябинской области отдых и оздоровление детей осуществляется через различные формы отдыха и оздоровления (лагеря с дневным пребыванием детей, загородные оздоровительные лагеря, палаточные лагеря, многодневные туристские походы, экспедиции, экскурсии). В систему загородного отдыха и оздоровления входит 73 учреждения, из которых 6 работают в круглогодичном режиме.
В результате целенаправленной работы по организации летнего отдыха и оздоровления обучающихся в 2011 году произошло увеличение охвата всеми формами отдыха и оздоровления детей с 77 процентов до 82 процентов. Показатель эффективности оздоровления детей составил 92 процента (в 2010 году - 89 процентов). Важнейшим условием успешной работы по здоровьесбережению является модернизация системы школьного питания.
В учреждениях системы общего и специального коррекционного образования созданы необходимые условия для обеспечения обучающихся и воспитанников горячим питанием. Охват горячим питанием стабильно на протяжении последних трех лет составляет 80-82 процента (общероссийский показатель - 65 процентов). Ежегодно происходит увеличение размера субсидии, выделяемой местным бюджетам на обеспечение продуктами питания детей из малообеспеченных семей и детей с нарушениями состояния здоровья. В результате мероприятий по улучшению материально-технической базы пищеблоков износ технологического оборудования по сравнению с 2009 годом в среднем по Челябинской области сократился с 63 до 38 процентов. Вместе с тем работа по оснащению пищеблоков образовательных учреждений современным технологическим оборудованием требует дальнейшего продолжения.
Основные задачи в сфере обеспечения здравоохранения, дружественного к детям, и здорового образа жизни
17. Основными задачами в сфере обеспечения здравоохранения, дружественного к детям, и здорового образа жизни являются:
создание условий для здорового развития каждого ребенка с рождения, обеспечение доступа всех категорий детей к качественным услугам и стандартам системы здравоохранения, обеспечение средствами лечения болезней и восстановления здоровья;
развитие подростковой медицины, клиник, дружественных к детям и молодежи, стимулирование потребности в здоровом образе жизни;
обеспечение надлежащих комплексных услуг и стандартов в сфере здравоохранения для детей с особыми потребностями;
формирование современной модели организации отдыха и оздоровления детей на принципах государственно-частного партнерства;
создание условий для организации устойчивой, безопасной, ориентированной на развитие личности ребенка региональной системы круглогодичного оздоровления, отдыха и занятости детей;
формирование потребности у детей и подростков в здоровом питании и совершенствование системы обеспечения качественным питанием детей в образовательных учреждениях, лечебных и лечебно-профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях;
повышение качества и доступности школьного питания, последовательный переход на современную систему организации питания;
внедрение технологий, моделей и проектов, обеспечивающих развитие здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях;
разработка инновационных программ, технологий, направленных на формирование устойчивой мотивации обучающихся к занятиям физической культурой и спортом, позитивного отношения к здоровому образу жизни.
Меры, реализуемые в сфере обеспечения здравоохранения, дружественного к детям, и здорового образа жизни
18. Меры, реализуемые в сфере обеспечения здравоохранения, дружественного к детям, и здорового образа жизни:
1) меры по созданию дружественного к ребенку здравоохранения:
совершенствование нормативно-правового обеспечения в области охраны здоровья детей, медицинской помощи женщинам и детям;
внедрение эффективных организационных и медицинских технологий на основе современных порядков и стандартов оказания медицинской помощи детям;
совершенствование трехуровневой системы оказания медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам в Челябинской области в зависимости от степени риска по материнской и перинатальной патологии, расширение сети межрайонных перинатальных центров;
создание службы сопровождения и поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, для предотвращения отказов от ребенка; профилактика нежеланной беременности и повышение информированности всех женщин репродуктивного возраста по вопросам планирования семьи и доступности аборта, внедрение малоинвазивных вмешательств при беременности; обеспечение ежегодного проведения акций "В защиту нерожденного ребенка" (в первую очередь среди студенческой аудитории, неработающих женщин);
обеспечение юридического и психологического сопровождения рожениц в женских консультациях и родильных домах;
строительство областного перинатального центра;
осуществление комплекса мер, направленных на снижение младенческой и детской смертности;
выполнение мероприятий по профилактике и снижению материнской смертности с учетом территориальных особенностей;
совершенствование системы наблюдения за детьми первого года жизни в амбулаторно-поликлинических учреждениях в целях выявления детей, подверженных риску задержки двигательного, речевого и когнитивного развития, и своевременного оказания им медицинской помощи;
обеспечение возможности экстренной транспортировки больных детей из труднодоступных районов и организация доступа врачей в такие районы для профилактической работы с детьми;
обеспечение повсеместного проведения обследования детей на наличие наследственных заболеваний, включая генетическое обследование детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с предоставлением соответствующей информации кандидатам в опекуны и усыновители;
развитие технологий комплексной диагностики и ранней медико-социальной помощи детям с отклонениями в развитии и здоровье, а также оказание необходимой помощи их семьям;
осуществление необходимых организационных мер по обеспечению нахождения родителей (законных представителей) рядом с ребенком, получающим медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения;
изучение потребностей детей в получении всех видов высокотехнологичной медицинской помощи и лечения, сокращение времени ожидания такой помощи и лечения;
законодательное закрепление возможности софинансирования оказания высокотехнологичной медицинской помощи детям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и благотворительных пожертвований;
создание федерального регистра детей с редкими заболеваниями и организация адресного финансирования лечения таких детей за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета согласно этому регистру, а также ускорение решения вопроса об обеспечении детей с редкими (орфанными) заболеваниями специальным лечением, питанием и реабилитационным оборудованием;
обеспечение создания сети учреждений (отделений), служб, оказывающих паллиативную медицинскую помощь детям, страдающим неизлечимыми заболеваниями;
обеспечение ежегодной обязательной диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
развитие подростковой медицины, создание молодежных консультационных центров, центров охраны репродуктивного здоровья подростков и центров медико-социальной помощи подросткам;
проведение просветительской работы по предупреждению ранней беременности и абортов у несовершеннолетних, распространения санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних, их родителей и законных представителей;
поддержка успешно реализуемых в Челябинской области проектов создания клиник, дружественных к детям и молодежи;
создание кризисных центров по типу "маленькая мама" для оказания помощи несовершеннолетним беременным и матерям с детьми;
восстановление медицинских кабинетов в общеобразовательных учреждениях;
повышение ответственности медицинского персонала медицинских учреждений за некачественное оказание медицинской помощи детям;
2) меры по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков:
обеспечение реализации комплекса мероприятий социальной рекламы, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних, информирование о деятельности служб поддержки и экстренной психологической и социально-правовой помощи, в том числе через сеть Интернет, телефоны службы анонимного консультирования;
активизация деятельности центров здоровья для детей в сфере проведения обследования детей, обучения их гигиеническим навыкам и мотивирования к отказу от вредных привычек;
проведение мониторинга по стандартной оценке качества жизни ребенка, включая эмоциональный, коммуникативный и психосоматический компоненты;
внедрение регулярного государственного мониторинга основных поведенческих рисков, опасных для здоровья детей и подростков;
разработка системы мер по предотвращению подросткового суицида, включая подготовку психологов в системе здравоохранения для работы с детьми и подростками с суицидальными наклонностями, а также организацию проведения психологическими службами образовательных учреждений профилактической работы с детьми, родителями, социальным окружением ребенка;
активизация работы по исполнению соответствующих ведомственных нормативных правовых актов о психологическом тестировании обучающихся в образовательных учреждениях на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ;
повышение эффективности проведения мероприятий, направленных на профилактику ВИЧ-инфекции, вирусного гепатита B и C, туберкулеза и совершенствование системы противодействия распространению этих заболеваний среди целевых групп школьников;
совершенствование физкультурно-спортивной работы с детьми и подростками по месту жительства, включая увеличение обеспеченности плоскостными сооружениями и детскими клубами, а также внедрение механизмов совместного использования спортивной инфраструктуры образовательными учреждениями и спортивными школами;
обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в образовательных учреждениях всех типов, в том числе и во внеурочное время;
проведение областных смотров-конкурсов, направленных на развитие и формирование здорового образа жизни детей и подростков;
3) меры по формированию современной модели организации отдыха и оздоровления детей, основанной на принципах государственно-частного партнерства:
создание на областном уровне системы координации деятельности органов и организаций, обеспечивающих отдых и оздоровление детей;
формирование реестра организаций отдыха детей Челябинской области; предоставление субсидий местным бюджетам на организацию отдыха детей в каникулярное время;
разработка схемы взаимодействия санаторно-курортных учреждений с реабилитационными центрами для предоставления более качественных услуг детям-инвалидам и детям с хроническими заболеваниями по путевкам "Мать и дитя";
расширение сети санаторно-курортных учреждений для совместного пребывания детей с родителями (законными представителями);
проведение областного конкурса на лучшую организацию отдыха и оздоровления детей среди муниципальных районов и городских округов Челябинской области;
4) меры по формированию культуры здорового питания детей и подростков, обеспечению качества и режима питания как залога здоровья ребенка:
организация просветительской работы с использованием специальных обучающих программ, средств массовой коммуникации, включая интернет-технологии, социальную рекламу, направленной на формирование культуры здорового питания;
обеспечение регулярных проверок качества питания в образовательных, лечебных и лечебно-профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях;
организация особого контроля за обеспечением качественным питанием больных детей, страдающих социально значимыми заболеваниями;
проведение областного конкурса среди муниципальных общеобразовательных учреждений на лучшую организацию питания;
реализация дополнительных образовательных программ по формированию культуры здорового питания.
Ожидаемые результаты в сфере обеспечения здравоохранения, дружественного к детям, и здорового образа жизни
19. Ожидаемые результаты в сфере обеспечения здравоохранения, дружественного к детям, и здорового образа жизни:
снижение показателей младенческой, детской, материнской смертности, инвалидности детей;
гарантированное обеспечение детской медицины всеми необходимыми лекарствами и медицинским оборудованием;
доступность и своевременность для всех категорий детей качественных профилактических и медицинских услуг, средств лечения болезней и восстановления здоровья;
получение комплексных медицинских услуг детьми с особыми потребностями, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми, проживающими в труднодоступных местностях;
сокращение числа детей и подростков с ВИЧ-инфекциями, вирусными гепатитами B и C, туберкулезом, в том числе получивших их в медицинских учреждениях;
снижение случаев ранней беременности и абортов у несовершеннолетних девушек;
наличие доступной развитой сети учреждений, осуществляющих консультирование детей и оказывающих помощь детям в режиме онлайн и по телефону доверия;
сокращение числа подростковых суицидов;
увеличение числа образовательных учреждений, внедривших здоровьесберегающие технологии обучения, технологии "школа здоровья", являющихся территориями, свободными от табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков;
сокращение числа детей и подростков, употребляющих табачную и алкогольную продукцию, наркотики, психотропные и другие токсические вещества;
гарантированное обеспечение детской медицины всеми необходимыми лекарствами и медицинским оборудованием;
доступность отдыха и оздоровления для детей;
обеспечение детей качественным и здоровым питанием как в семье, так и в образовательных, медицинских и оздоровительных учреждениях;
увеличение доли детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Раздел V. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства
Краткий анализ ситуации
20. К категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов и ВИЧ-инфицированных детей. Обеспечение равных возможностей для этой группы детей базируется на принципе комплексного подхода и недискриминации.
В органах опеки и попечительства Челябинской области на учете состоит более 15 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 71 процент (11 145 детей) воспитываются в замещающих семьях, остальные дети (4 571 ребенок) находятся под надзором образовательных, медицинских организаций, а также в учреждениях социального обслуживания населения.
Наметилась положительная тенденция увеличения числа детей-сирот, которые проживают и воспитываются в семьях.
Необходимо отметить, что за последний год выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось более чем на 2,5 процента. Основными причинами такого сокращения являются положительный результат профилактической работы, проводимой всеми службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и изменение подхода к установлению статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Устройство детей, лишившихся родительского попечения, является одним из основных направлений в работе специалистов отделов опеки и попечительства Челябинской области.
В 2011 году на учете в региональном банке данных детей, оставшихся без попечения родителей, состояло 4 607 детей, которые находились на полном государственном обеспечении. С 2006 года численность детей, состоящих в банке данных, сократилась на 27,5 процента.
Наметились положительные тенденции, которые обозначились в работе по передаче детей в семьи:
рост количества детей, возвращенных в кровную семью в связи с восстановлением родителей в родительских правах, установлением отцовства, снятием ограничения в родительских правах, так, за полгода возвращено родителям 384 ребенка, что на 4,6 процента больше аналогичного периода прошлого года;
развитие формы устройства детей - опека на возмездной основе (приёмная семья). В Челябинской области за 4 года существенно увеличилось количество приемных семей (2006 год - 25 приёмных семей, 2010 год - 622, на 1 июля 2012 года - 802 семьи). Ежегодный прирост приемных семей составляет более 10 процентов;
снижение количества возвратов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из замещающих семей в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В течение первого полугодия 2012 года в учреждения было возвращено детей-сирот на 28 процентов меньше аналогичного периода прошлого года.
21. На современном этапе развития системы образования важной составляющей государственной политики по отношению к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья становится обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения ими качественного образования всех уровней с целью оптимальной социальной адаптации и интеграции в общество. Специальное (коррекционное) образование является неотъемлемой частью региональной системы образования Челябинской области.
В реабилитационных центрах ежегодно от 4 500 до 5 000 детей с ограниченными возможностями здоровья получают услуги социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-правовые, социально-бытовые и социально-экономические.
В целях повышения качества предоставляемых услуг развивается материальная база данных учреждений, повышается профессиональный уровень специалистов, осуществляющих работу с семьями и детьми, внедряются новые современные формы работы.
Организовано патронатное сопровождение семей, имеющих детей-инвалидов, в учреждениях социального обслуживания семьи и детей.
Основные задачи в сфере обеспечения равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства
22. Основными задачами в сфере обеспечения равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства, являются:
обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
реформирование сети и деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
развитие системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе;
обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду;
всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: создание современной комплексной инфраструктуры реабилитационно-образовательной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.
Меры, направленные на обеспечение равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства
23. Меры, направленные на обеспечение равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства:
1) меры, направленные на обеспечение приоритета семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей:
методическое сопровождение и контроль по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации, касающегося развития форм жизнеустройства детей, от которых отказались при рождении, включая прекращение практики длительного содержания "отказных" детей в детских больницах без медицинских показаний;
создание служб подготовки и сопровождения замещающих семей на базе детских домов региона;
разработка и внедрение методических рекомендаций по организации работы органов опеки и попечительства в части восстановления в родительских правах родителей воспитанников учреждений интернатного типа, поиску родственников и установлению с ними социальных связей для возврата детей в родные семьи, применению обязательного психологического тестирования для кандидатов в опекуны, попечители, усыновители, улучшения качества подготовки потенциальных замещающих родителей в целях исключения возврата детей из замещающих семей в учреждения интернатного типа, выполнению в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рекомендаций Комитета министров Совета Европы о правах детей, находящихся в учреждениях опеки;
2) меры, направленные на развитие системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для социализации в обществе:
развитие служб постинтернатного сопровождения и содействия в социальной адаптации выпускников интернатных учреждений;
деятельность попечительских советов в 55 образовательных и 23 специализированных учреждениях региона, в том числе и по осуществлению общественного контроля;
обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями;
3) меры, направленные на обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду:
регулярный мониторинг потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в предоставлении услуг в сфере социальной защиты;
осуществление социального патронажа семей, воспитывающих детей-инвалидов;
4) меры, направленные на всестороннюю поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья:
укрепление материально-технической базы учреждений системы социальной защиты населения, оказывающих услуги детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, а также их семьям;
приобретение автотранспорта для учреждений системы социальной защиты населения, оказывающих услуги детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, а также их семьям;
совершенствование механизмов реализации индивидуальных программ реабилитации;
внедрение системы по социальному сопровождению семей, воспитывающих детей-инвалидов;
обеспечение свободного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, оснащение среды жизнедеятельности инвалидов техническими средствами реабилитации, информационными средствами и средствами, облегчающими жизнь;
развитие системы взаимодействия с некоммерческими, общественными организациями, направленной на всестороннюю поддержку семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Ожидаемые результаты в сфере обеспечения равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства
24. Ожидаемые результаты в сфере обеспечения равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства:
увеличение количества детей, устроенных в замещающие семьи;
увеличение случаев возврата детей, оставшихся без попечения родителей, в кровные семьи;
увеличение количества граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
увеличение количества подготовленных кандидатов в опекуны, попечители и усыновители;
уменьшение случаев возврата детей в государственные учреждения из замещающих семей;
повышение уровня жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствие фактов нарушения действующего законодательства;
сокращение количества детских домов в Челябинской области;
увеличение количества адаптированных в обществе воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соблюдение их законных прав и интересов;
своевременное обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями;
увеличение числа семей, воспитывающих детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги;
создание реабилитационно-образовательной инфраструктуры, обеспечивающей максимально полную реабилитацию и образование большинства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов, создание условий для социализации детей-инвалидов с внедрением их в среду здоровых сверстников;
распространение среди населения доброжелательного, сочувственного отношения к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья;
повышение уровня жизнедеятельности инвалидов и мобильных групп населения на территории Челябинской области.
Раздел VI. Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия
Краткий анализ ситуации
25. Ежегодно около восьми тысяч детей в Челябинской области вовлекаются в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Организация своевременных профилактических мер позволила сократить уровень подростковой преступности. По итогам 7 месяцев 2012 года количество несовершеннолетних участников преступлений сократилось на 9,5 процента.
Самой опасной проблемой является насилие над детьми. Значительная часть преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности детей совершается в семье со стороны родителей и иных законных представителей.
Координирующим органом Челябинской области по выработке и реализации государственной политики в отношении детей на межведомственном уровне является межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Челябинской области, образованная постановлением Правительства Челябинской области от 22.02.2006 г. N 29-П "Об утверждении Положения о межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Челябинской области и Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных образованиях Челябинской области".
Координация деятельности муниципальных органов и учреждений Челябинской области, призванных осуществлять профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиту их прав, возложена на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований Челябинской области.
Основные задачи в сфере создания системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия
26. Основными задачами в сфере создания системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия являются:
развитие законодательных основ системы защиты детства, введение в действие существующих международных стандартов обеспечения и защиты прав и интересов детей;
предупреждение и выявление фактов нарушения прав несовершеннолетних, в том числе жестокого обращения с ними со стороны родителей и иных законных представителей;
реформирование системы правосудия в части специализации судей, рассматривающих дела в отношении несовершеннолетних;
защита детей от информации, угрожающей их благополучию, безопасности и развитию;
создание системы предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних, а также организация деятельности учреждений, специалистов по социально-психологической реабилитации детей - жертв насилия и оказанию помощи следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей;
повышение эффективности работы межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Челябинской области, указанной в пункте 25 настоящей Стратегии.
Меры, реализуемые в сфере создания системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия
27. Меры, реализуемые в сфере создания системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия:
1) меры, направленные на реформирование законодательства Челябинской области в части, касающейся защиты прав и интересов детей:
выполнение законодательства Российской Федерации в части, касающейся установления мер повышенной защиты прав детей, пострадавших от преступных посягательств, обеспечения конфиденциальности информации об участии в уголовном деле несовершеннолетнего, а также введения ответственности за распространение сведений о таком несовершеннолетнем, в том числе через сеть Интернет и средства массовой информации;
участие в разработке программы восстановительного правосудия в отношении детей, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, предусматривающей комплекс воспитательных мер и мер социально-психологического и педагогического сопровождения, а также обеспечение взаимодействия судов и правоохранительных органов со специалистами по ювенальным технологиям - медиаторами, психологами, социальными педагогами и социальными работниками при ее реализации;
укрепление института уполномоченных по правам ребенка в Челябинской области путем принятия соответствующих законодательных актов, определяющих их компетенцию и права, включая право на обращение в суд, порядок представления докладов;
совершенствование работы органов опеки и попечительства, повышение ответственности специалистов этих органов, усиление профилактических мер по защите прав и интересов детей, находящихся в социально опасном положении, обеспечение раннего выявления семей, находящихся в кризисной ситуации, в целях защиты прав детей, проживающих в таких семьях, и сохранения для ребенка его родной семьи;
2) меры, направленные на создание дружественного к ребенку правосудия (под дружественным к ребенку правосудием подразумевается система гражданского, административного и уголовного судопроизводства, гарантирующая уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение с учетом принципов, закрепленных в рекомендациях Совета Европы по правосудию в отношении детей, а также с учетом возраста, степени зрелости ребенка и понимания им обстоятельств дела):
соблюдение основных принципов и элементов дружественного к ребенку правосудия: общедоступность; соответствие возрасту и развитию ребенка; незамедлительное принятие решений; направленность на обеспечение потребностей, прав и интересов ребенка; уважение личности и достоинства ребенка, его частной и семейной жизни; признание ключевой роли семьи для выживания, защиты прав и развития ребенка; активное использование в судебном процессе данных о детях, условиях их жизни и воспитания, полученных судом в установленном законом порядке; усиление охранительной функции суда по отношению к ребенку; приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия; специальная подготовка судей по делам несовершеннолетних; наличие системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служб примирения), а также процедур и норм общественного контроля за соблюдением прав ребенка;
законодательное установление поэтапного введения дружественного к ребенку правосудия, определение его форм, принципов и механизмов осуществления, развитие сети психолого-педагогических учреждений для работы с детьми, находящимися в конфликте с законом, и их социальным окружением;
совершенствование нормативно-правовой базы деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
включение в систему органов профилактики правонарушений несовершеннолетних судов, подразделений Следственного комитета Российской Федерации по Челябинской области, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уполномоченных по правам ребенка и неправительственных организаций;
3) меры, направленные на улучшение положения детей в период нахождения в учреждениях уголовно-исполнительной системы и в постпенитенциарный период:
создание в Челябинской области системы, позволяющей обеспечить высокую эффективность работы с детьми, находящимися в конфликте с законом;
организация работы по восстановлению отношений детей, находящихся в местах лишения свободы, с их семьями и ближайшим социальным окружением и оказание помощи таким детям в адаптации по окончании отбывания наказания;
разработка и внедрение инновационных программ профессионального обучения детей, лишенных свободы, для овладения ими современных профессий, востребованных на рынке труда;
создание системы общественного контроля за соблюдением прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении или в конфликте с законом;
улучшение материально-технической, методической базы учреждений уголовно-исполнительной системы;
разработка программы ресоциализации отбывших наказание несовершеннолетних и формирование государственного заказа по адресному оказанию данной услуги;
распространение на лиц, осужденных к лишению свободы в несовершеннолетнем возрасте и освободившихся в возрасте от 18 до 23 лет, права на получение социальной поддержки, сопровождение и постпенитенциарную реабилитацию со стороны служб, осуществляющих эту работу в отношении несовершеннолетних;
отнесение несовершеннолетних, находящихся в следственных изоляторах и воспитательных колониях, к категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
4) меры, направленные на предотвращение насилия в отношении несовершеннолетних и реабилитацию детей - жертв насилия:
совершенствование нормативно-правовой базы по предотвращению насилия в отношении детей и реабилитации детей - жертв насилия;
развитие сети организаций, осуществляющих психологическую и социальную реабилитацию детей - жертв насилия, а также оказывающих помощь следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей.
Ожидаемые результаты в сфере создания системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия
28. Ожидаемые результаты в сфере создания системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия:
повышение уровня защищенности ребенка от насилия и любых форм эксплуатации, обеспечение гарантий получения детьми - жертвами насилия социально-психологической помощи;
выплата единовременного социального пособия малоимущим семьям, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
снижение количества правонарушений, совершаемых детьми и в отношении детей;
расширение практики применения технологий восстановительного подхода в сфере правосудия, а также в иных сферах, затрагивающих права и законные интересы ребенка;
повышение качества реабилитационной и социализирующей деятельности в отношении детей, лишенных свободы, сокращение сроков нахождения детей в местах лишения свободы, расширение оснований применения мер ответственности, не связанных с лишением свободы;
расширение спектра мер воспитательного характера, создание системы защиты детства.
Раздел VII. Дети - участники реализации Стратегии
Краткий анализ ситуации
29. Одна из целей Стратегии - содействие участию детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
В Челябинской области создана правовая основа для участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, действуют детские и молодежные общественные объединения, организации, молодежные советы.
В большинстве школ образованы и активно работают органы ученического самоуправления.
Вместе с тем право детей на участие в судебном или административном разбирательстве реализуется в недостаточной степени. Необходимо расширить участие детей в принятии решений, затрагивающих их интересы и исключить следующие риски: усиление формализма, недооценка возможностей и заниженные ожидания результатов участия детей в принятии решений; дискриминация определенных групп детей (девочек, детей младшего и среднего возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей из малообеспеченных семей, детей из семей мигрантов, детей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей); массовая пассивность, разочарованность детей; нарушение принципа приоритета развития ребенка и принципа добровольности его участия в принятии решений; нарушение конфиденциальности в отношении ребенка и стремление взрослых манипулировать его мнением.
Основные задачи в сфере содействия участию детей в принятии решений, затрагивающих их интересы
30. Основными задачами в сфере содействия участию детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, являются:
воспитание у детей гражданственности, расширение их знаний в области прав человека;
привлечение детей к участию в общественной жизни;
обеспечение правового обучения и воспитания детей, а также специалистов, работающих с детьми;
освещение в средствах массовой информации темы участия детей в общественной жизни;
разработка и внедрение в практику стандартов и методик участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы;
создание системы мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы;
обеспечение основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, таких как: добровольность; включенность всех групп детей; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности); открытость, честность взрослых в общении с детьми; недопущение использования детей различными политическими силами в качестве инструмента достижения собственных целей.
Меры, направленные на участие детей в принятии решений, затрагивающих их интересы
31. Меры, направленные на участие детей в принятии решений, затрагивающих их интересы:
разработка и внедрение образовательных программ, обеспечивающих получение детьми знаний в области прав человека и прав ребенка;
включение в учебные программы подготовки и переподготовки специалистов, работающих с детьми, специального раздела, разъясняющего право детей на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы, и принципы его реализации;
обучение детей способам обеспечения конфиденциальности и защиты своих личных данных в сети Интернет;
развитие института уполномоченных по правам ребенка в городских округах и муниципальных районах Челябинской области, образовательных учреждениях Челябинской области;
внедрение социальных технологий для привлечения детей к участию в жизни местного сообщества, в рассмотрении и экспертизе решений, касающихся прав и интересов детей;
создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, включая систематический сбор качественных и количественных данных об уровне такого участия детей всех возрастных и социальных групп, а также о ресурсном обеспечении процесса участия детей в принятии указанных решений.
Ожидаемые результаты в сфере содействия участию детей в принятии решений, затрагивающих их интересы
32. Ожидаемые результаты в сфере содействия участию детей в принятии решений, затрагивающих их интересы:
совершенствование законодательства Челябинской области в части, касающейся обеспечения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы;
создание образовательных программ по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав ребенка;
расширение влияния института уполномоченных по правам ребенка на всех уровнях;
создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы;
создание правовой основы участия детей в жизни общества.
Раздел VIII. Механизм реализации Стратегии
33. Стратегия реализуется во взаимосвязи с областными целевыми программами:
областной целевой программой "Дети Южного Урала" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 15.12.2010 г. N 302-П "Об областной целевой программе "Дети Южного Урала" на 2011 - 2015 годы";
областной целевой программой "Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области" на 2010 - 2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 21.01.2010 г. N 6-П "Об областной целевой программе "Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области" на 2010 - 2014 годы";
областной целевой программой "Патриотическое воспитание молодых граждан Челябинской области" на 2012 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 16.11.2011 г. N 398-П "Об областной целевой программе "Патриотическое воспитание молодых граждан Челябинской области" на 2012 - 2015 годы";
областной целевой Программой профилактики преступлений и иных правонарушений в Челябинской области на 2012 - 2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 16.11.2011 г. N 405-П "Об областной целевой Программе профилактики преступлений и иных правонарушений в Челябинской области на 2012 - 2013 годы";
областной целевой Программой противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Челябинской области на 2010 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 18.02.2010 г. N 33-П "Об областной целевой Программе противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Челябинской области на 2010 - 2012 годы";
областной целевой Программой профилактики и противодействия проявлениям экстремизма в Челябинской области на 2011 - 2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 16.11.2011 г. N 404-П "Об областной целевой Программе профилактики и противодействия проявлениям экстремизма в Челябинской области на 2011 - 2013 годы";
Постановлением Правительства Челябинской области от 29 апреля 2013 г. N 197-П постановление Правительства Челябинской области от 16 ноября 2011 г. N 404-П признано утратившим силу с 1 января 2013 г.
областной целевой Программой реализации национального проекта "Образование" в Челябинской области на 2009 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 20.11.2009 г. N 298-П "Об областной целевой Программе реализации национального проекта "Образование" в Челябинской области на 2009 - 2012 годы".
34. Стратегию предусматривается реализовать в два этапа: первый в 2012 - 2014 годах и второй в 2015 - 2017 годах.
Для успешной реализации Стратегии следует создать соответствующую систему индикаторов по каждому направлению и организовать постоянный мониторинг эффективности проводимых мероприятий.
На основе постоянного мониторинга реализации Стратегии предусматривается проводить корректировку управленческих решений. Контроль за эффективностью использования финансовых и иных ресурсов необходимо осуществлять в соответствии с действующим законодательством Челябинской области с привлечением общественности. В качестве инструмента финансового контроля планируется использовать аудит эффективности, предполагающий независимую оценку экономической эффективности и результативности проводимых мероприятий, их соответствия поставленным целям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В стратегии определены основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации. Отмечены основные проблемы в сфере детства: неравенство между муниципальными образованиями в отношении объема и качества доступных услуг для детей, недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей.
Стратегия задала курс на создание условий для здорового развития каждого ребенка, на предотвращение насилия в отношении несовершеннолетних, повышение уровня жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, снижение уровня бедности, дефицита доходов у семей с детьми. Стратегию предусматривается реализовать в два этапа: первый в 2012 - 2014 годах и второй в 2015 - 2017 годах.
Постановление Правительства Челябинской области от 30 октября 2012 г. N 600-П "Об утверждении стратегии действий в интересах детей в Челябинской области на 2012-2017 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Южноуральская панорама" от 10 ноября 2012 г. N 172 (спецвыпуск N 41)