Решение Арбитражного суда Пензенской области от 17 апреля 2015 г. по делу N А49-8094/2014
г. Пенза |
|
17 апреля 2015 г. |
Дело N А49-8094/2014 |
Резолютивная часть решения объявлена " 10 " апреля 2015 года.
В полном объёме решение изготовлено " 17 " апреля 2015 года.
Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Лавровой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дмитриевой Л.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области, ОГРН 1025801217397
к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Нижнеломовская межрайонная больница", ОГРН 1025800973967
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
Министерство здравоохранения Пензенской области
общество с ограниченной ответственностью ГК "Надежда-Фарм"
о взыскании 2 537 643 руб. 12 коп.
при участии:
от истца: Миронов И.С. - представитель по доверенности от 12.01.2015 г., паспорт; Меренков С.В. - представитель по доверенности от 12.01.2015 г., паспорт.
от ответчика: Волкова Л.В. - представитель по доверенности от 12.01.2015 г., паспорт.
от первого третьего лица: Ушаков Е.В. - представитель по доверенности от 22.08.2014 г., паспорт.
от второго третьего лица: Золотенков М.Н. - представитель по доверенности от 24.03.2015 г., паспорт.
установил: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пензенской области обратился в Арбитражный суд Пензенской области с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Нижнеломовская межрайонная больница" о взыскании 2568201 руб. 38 коп., из которых: 2239849 руб. 61 коп. - неосновательное обогащение в размере средств обязательного медицинского страхования (далее - средства ОМС), использованных не по целевому назначению, 269219 руб. 74 коп. - штраф в соответствии с пунктом 9 статьи 39 Федерального закона Российской Федерации от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", 59132 руб. 03 коп. - пени в соответствии с пунктом 9 статьи 39 Федерального Закона Российской Федерации от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
В подтверждение факта нецелевого использования средств медицинского страхования истец представил акт комплексной проверки от 06 марта 2014 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство здравоохранения Пензенской области и общество с ограниченной ответственностью ГК "Надежда-Фарм".
В процессе рассмотрения дела истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил исковые требования до суммы 2537643 руб. 12 коп. (том 6, л.д. 24-25), в том числе:
- 272048 руб. 18 коп. - средства ОМС, использованные на оплату труда с начислениями на неё медицинских работников, не имеющих сертификата специалиста, и, соответственно, не имеющих права оказывать медицинскую помощь,
- 35120 руб. 15 коп. - средства ОМС, использованные на оплату труда главного врача (январь 2012 года) по трудовому договору от 06 июня 2011 года, прекратившему действие 31 декабря 2011 года, с начислением на заработную плату выплат за стаж, повышающего коэффициента по занимаемой должности и доплаты за совмещение должностей, не предусмотренных условиями договора,
- 149738 руб. 96 коп. - средства ОМС, направленные на оплату труда работников без подтверждающих документов,
- 27129 руб. 14 коп. - средства ОМС, направленные на оплату и списание ГСМ с нарушением п. 5 раздела II распоряжения Минтранса России от 14 марта 208 года N 23-р и по нормам не соответствующим сезонному периоду,
- 3109 руб. 37 коп. - средства ОМС, направленные на оплату и списание ГСМ по зимним нормам расхода в апреле 2013 года,
- 453 руб. 60 коп. - средства ОМС, направленные на мягкий инвентарь в зубопротезный кабинет, в то время как зубопротезирование, как вид медицинской помощи, предоставляемой бесплатно за счёт средств ОМС не предусмотрено,
- 3300 руб. 00 коп. - средства ОМС, направленные на приобретение антибактериального мыла, которое не входит в список расходных материалов по программе Модернизации по повышению доступности амбулаторной помощи,
- 1721821 руб. 07 коп. - средства ОМС, направленные на оплату медикаментов по сделке между ГБУЗ "Пачелмская ЦРБ" и ООО ГК "Надежда-Фарм", которую документально медицинская организация подтвердить не смогла,
- 266506 руб. 83 коп. - сумма штрафа в соответствии с пунктом 9 статьи 39 Федерального закона Российской Федерации от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации",
- 58415 руб. 82 коп. - сумма пени в соответствии с пунктом 9 статьи 39 Федерального закона Российской Федерации от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Судебное разбирательство по делу откладывалось до 10 апреля 2015 года.
В ходе заседания истец поддержал исковые требования с учётом заявленных уточнений.
Представители ответчика и третьего лица (Министерства здравоохранения Пензенской области) иск не признали по основаниям, изложенным в письменных отзывах (том 3, л.д. 1-6, 30-32).
Представитель третьего лица (ООО ГК "Надежда-Фарм") оставил иск на усмотрение суда.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения участников процесса, Арбитражный суд Пензенской области установил:
Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Пензенской области проведена комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования, полученных Государственным бюджетным учреждением "Пачелмская центральная районная больница" за период с 01 июля 2011 года по 31 декабря 2013 года.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 06 марта 2014 года, в котором зафиксированы нарушения, допущенные медицинской организацией, выразившиеся в нецелевом использовании средств ОМС в сумме 2239849 руб. 61 коп. (том 1, л.д. 14-74).
24 марта 2014 года и 17 июля 2017 года ТФОМС Пензенской области направил ответчику, как правопреемнику ГБУЗ "Пачелмская ЦРБ" (том 1, л.д. 85-87, 127-128, том 2, л.д. 46-53), требования о возврате в бюджет ТФОМС Пензенской области денежных средств в сумме 2239849 руб. 61 коп., использованных не по целевому назначению, в течение 10-ти рабочих дней со дня предъявления требования, а также об уплате штрафа и пени в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (том 1, л.д. 75-82).
Неисполнение указанных требований послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Рассмотрев заявленные требования, Арбитражный суд Пензенской области считает иск неподлежащим удовлетворению При этом суд исходит из следующего:
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счёт средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В силу статьи 37 Закона N 326-ФЗ право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключённых в его пользу между участниками ОМС договора о финансовом обеспечении ОМС и договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
Участники медицинского страхования, к которым относятся территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации (часть 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ) выполняют обязательства по заключённому договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Закон N 326-ФЗ, определяя в статьях 38, 39 функции каждого участника обязательного медицинского страхования, предусматривает оказание медицинскими учреждениями медицинской помощи в системе медицинского страхования на основании договоров со страховыми медицинскими организациями, в которых должен быть определён порядок контроля за использованием страховых средств. В частности, в договоре на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС должны содержаться положения, предусматривающие обязанности медицинской организации по представлению отчётности об использовании средств ОМС, об оказанной застрахованному лицу медицинской помощи, и иной отчётности в порядке, установленном Федеральным фондом.
Ответственность за ненадлежащее исполнение условий договора медицинская организация несёт в соответствии со статьями 39, 41 Закона N 326-ФЗ. В силу пункта 1 статьи 41 Закона N 326-ФЗ в случае нарушения медицинским учреждением условий договора страховая медицинская организация вправе частично или полностью не возмещать затраты по оказанию медицинских услуг, требовать возврата средств в страховую медицинскую организацию при выявлении нарушений договорных обязательств в отношении объёмов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Как следует из пункта 2 статьи 41 Закона N 326-ФЗ ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств по целевому расходованию средств обязательного медицинского страхования регулируется в рамках договорных правоотношений.
Представителем фонда в судебном заседании не оспаривается, что денежные средства обязательного медицинского страхования получены в рамках договоров со страховыми медицинскими организациями, а фонд участником заключенных учреждением договоров со страховыми медицинскими организациями не является.
В соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Согласно части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трёхсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10-ти рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 года N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Указом предусмотрено (пункт 4), что средства на обязательное медицинское страхование, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления нарушений.
Таким образом, ни Законом N 326-ФЗ, ни Указом N 1095 территориальным фондам обязательного медицинского страхования не предоставлено право предъявлять иски о взыскании с медицинских учреждений средств обязательного медицинского страхования, полученных в рамках договоров со страховыми медицинскими организациями и использованных не по целевому назначению.
Территориальные фонды ОМС имеют право предъявлять медицинской организации соответствующие требования, а также предписания об устранении нарушений и о возврате денежных средств, использованных не по целевому назначению, однако данные правомочия не означают права территориальных фондов ОМС на предъявление соответствующих исков при неисполнении медицинскими организациями требований и предписаний.
В силу пунктов 29 и 30 Положения о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами ОМС, утверждённого Приказом ФФОМС от 16 апреля 2012 года N 73, Территориальный фонд обеспечивает контроль за ходом реализации результатов проверки, в том числе осуществляет: контроль за представлением и исполнением плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков (в случае установления территориальным фондом срока устранения нарушений и недостатков - контроль за устранением выявленных нарушений и недостатков в установленный срок); контроль за возвратом (возмещением) средств, использованных не по целевому назначению; контроль за уплатой штрафов, пеней; начисление пеней и направление медицинской организации письменного сообщения о необходимости уплаты пеней (с приложением расчёта размера пеней).
В случае выявления фактов нарушения законодательства об обязательном медицинском страховании, требующих незамедлительных мер по их устранению, в случае неисполнения медицинской организацией требований территориального фонда о возврате (возмещении) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) об уплате штрафов, пеней, а также в случае неустранения выявленных нарушений в установленные сроки территориальный фонд вправе направить соответствующую информацию и материалы проверки в правоохранительные и судебные органы для привлечения виновных лиц к ответственности.
Таким образом, указанным Положением также не предусмотрено право территориальных фондов ОМС при выявлении нецелевого использования средств ОМС на предъявление исков в суд о взыскании таких средств с медицинских организаций.
Кроме того, выявленные истцом нарушения (оплата труда работников, не имеющих сертификата специалиста; оплата труда работников без подтверждающих документов; списание ГСМ с нарушением норм сезонности и нормативов) сами по себе не свидетельствуют о нецелевом расходовании средств ОМС. Ссылка истца на то, что ответчик документально не подтвердил наличие задолженности по сделке с ООО ГК "Надежда-Фарм" также опровергнут собранными в ходе рассмотрения дела доказательствами.
При таких обстоятельствах, применительно к рассматриваемой ситуации, ТФОМС не располагает ни правами, ни полномочиями, ни осноаниеми к предъявлению требований восстановления денежных средств на счетах ОМС, а также возврату их на счёт ТФОМС.
Таким образом, исковые требования фонда удовлетворению не подлежат.
Так как истец от уплаты госпошлины освобожден и в удовлетворении его требований судом отказано, госпошлина по настоящему дела не взыскивается.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области оставить без удовлетворения.
Решение Арбитражного суда Пензенской области может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Пензенской области.
Судья |
И.А. Лаврова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.