Постановление Правительства Челябинской области
от 19 декабря 2012 г. N 676-П
"О Концепции промышленной политики Челябинской области
на период до 2020 года"
Постановлением Правительства Челябинской области от 16 декабря 2015 г. N 663-П настоящее постановление признано утратившим силу
В целях реализации Закона Челябинской области "О промышленной политике" Правительство Челябинской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию промышленной политики Челябинской области на период до 2020 года.
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
3. Организацию выполнения настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Челябинской области Феклина И.Е.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2013 года.
Исполняющий обязанности |
С.Л. Комяков |
Утверждена
постановлением Правительства
Челябинской области
от 19 декабря 2012 г. N 676-П
Концепция
промышленной политики Челябинской области на период до 2020 года
I. Введение
Под промышленной политикой понимается система мер государственного регулирования экономики, направленных на стимулирование развития промышленности, повышения национальной конкурентоспособности и эффективности производства за счет технологической модернизации, совершенствования управления, решения инфраструктурных и социальных проблем в интересах благосостояния населения и обеспечения национальной безопасности страны.
Настоящая Концепция промышленной политики Челябинской области до 2020 года (далее именуется - Концепция) разработана в соответствии со статьей 5 Закона Челябинской области от 27.11.2003 г. N 197-ЗО "О промышленной политике в Челябинской области". Требования, предъявляемые на современном этапе к функционированию промышленного комплекса, являются основанием для формирования положений промышленной политики и выработки действий по реализации мер государственной поддержки.
Закон Челябинской области от 27.11.2003 г. N 197-ЗО "О промышленной политике в Челябинской области" определяет промышленную политику как систему правовых, экономических и организационных мер, направленных на повышение эффективности работы промышленного комплекса, исходя из социально-экономических интересов Челябинской области.
Концепция является основой промышленной политики Челябинской области на период до 2020 года. Концепция содержит:
1) цель и задачи;
2) анализ состояния промышленного комплекса Челябинской области;
3) основные направления развития промышленного комплекса Челябинской области;
4) ожидаемые основные результаты реализации Концепции;
5) механизм и контроль реализации Концепции.
В дальнейшем, исходя из сформулированных требований к Концепции и изменений социально-экономической ситуации, предусматривается возможность корректировки целевых показателей, задач и ресурсов.
Основанием для разработки Концепции являются:
1) Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";
2) Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р "Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года";
3) Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р "Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года";
4) Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 г. N 1757-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года";
5) Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23 апреля 2010 г. N 319 "Об утверждении Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года";
6) Стратегия развития металлургической промышленности России на период до 2020 года, утвержденная приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 18 марта 2009 г. N 150 "Об утверждении Стратегии развития металлургической промышленности России на период до 2020 года";
7) Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года, утвержденная приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 14 марта 2008 г. N 119 "Об утверждении Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 года";
8) Стратегия развития лёгкой промышленности России на период до 2020 года, утвержденная приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 24 сентября 2009 г. N 853 "Об утверждении Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года и Плана мероприятий по ее реализации";
9) Закон Челябинской области от 27.11.2003 г. N 197-ЗО "О промышленной политике в Челябинской области";
10) Закон Челябинской области от 26.05.2005 г. N 383-ЗО "О стимулировании инновационной деятельности в Челябинской области";
11) Закон Челябинской области от 23.06.2011 г. N 154-ЗО "О снижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков";
12) Закон Челябинской области от 27.03.2008 г. N 250-ЗО "О развитии малого и среднего предпринимательства в Челябинской области";
13) Стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года, утвержденная постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 25.10.2007 г. N 890 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года";
Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 26 марта 2014 г. N 1949 постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 25 октября 2007 г. N 890 признано утратившим силу
14) основные направления развития энергетики Челябинской области на период до 2015 года, утвержденные постановлением Губернатора Челябинской области от 27.06.2007 г. N 212 "Об утверждении основных направлений развития энергетики Челябинской области на период до 2015 года".
II. Цель и задачи Концепции
Цель Концепции - создание условий для развития промышленного комплекса Челябинской области на основе инновационного обновления промышленных предприятий, призванного обеспечить эффективное использование ресурсов и повышение качества продукции и услуг.
Задачи Концепции:
1) увеличение объема и ассортимента конкурентоспособной, наукоёмкой и высокотехнологичной продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках;
2) повышение эффективности использования ресурсов в промышленном комплексе Челябинской области;
3) рост валового регионального продукта Челябинской области;
4) совершенствование управления на предприятиях, внедрение современных систем управления качеством, прогрессивных методов организации производства;
5) обеспечение инвестиционной привлекательности, привлечение инвестиций в промышленный комплекс;
6) развитие производственной инфраструктуры промышленности;
7) повышение экологической безопасности производств.
III. Анализ состояния промышленного комплекса Челябинской области
Экономику Южного Урала в значительной степени определяет промышленное производство, а её основой являются металлургический и машиностроительный комплексы, доля которых в промышленности составляет 67,7 процента. Металлургические предприятия производят 26 процентов всероссийского выпуска стали, 27 процентов проката, 11,5 процента стальных труб.
Промышленный комплекс является базовым звеном экономики, влияющим на социально-экономическое состояние Челябинской области. Промышленными предприятиями производится более 41 процента валового регионального продукта, который составил 645,9 млрд. рублей в 2010 году (диаграмма 1). Динамика индекса промышленного производства Челябинской области представлена на диаграмме 2.
В промышленности Челябинской области работают более 35 процентов от общего числа занятых в экономике Челябинской области.
Диаграмма 1
Доля промышленности в валовом региональном продукте
Диаграмма 2
Индекс промышленного производства Челябинской области за 2000-2011 годы
* - 2000-2004 годы - отраслевая структура промышленности;
** - 2005-2011 годы - структура промышленности по видам экономической деятельности
IV. Структура промышленного комплекса
Промышленный комплекс разделен на следующие виды деятельности:
1) добыча полезных ископаемых;
2) обрабатывающие производства, в том числе:
текстильное и швейное производство;
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви;
производство машин и оборудования (без производства оружия и боеприпасов);
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;
производство транспортных средств и оборудования;
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий;
производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов;
производство прочих неметаллических минеральных продуктов;
прочие обрабатывающие производства;
3) производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
Основу промышленного комплекса Челябинской области составляют обрабатывающие производства, доля которых в структуре отгрузки товаров промышленными предприятиями в 2011 году составила 90,3 процента (диаграммы 3, 4).
Диаграмма 3
Структура промышленного комплекса Челябинской области
Диаграмма 4
Структура отгрузки товаров промышленных предприятий обрабатывающих производств в 2011 году
1 - металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (62,8 процента);
2 - машиностроительный комплекс (12,2 процента);
3 - химическая и нефтехимическая промышленность (4,9 процента);
4 - производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака (8,1 процента);
5 - лёгкая промышленность (0,4 процента);
6 - прочие обрабатывающие производства, в том числе обработка отходов и лома чёрных и цветных металлов, производство мебели, ювелирных изделий, игрушек, спортивных товаров (11,6 процента).
V. Металлургический комплекс
Основной вклад в промышленное производство Челябинской области вносит металлургический комплекс, доля которого составляет 56,7 процента.
Объём промышленного производства в металлургическом комплексе Челябинской области в 2011 году составил 555,2 млрд. рублей: было произведено 13,2 млн. тонн чугуна, 17,8 млн. тонн стали, 16,1 млн. тонн металлопроката и 1,15 млн. тонн стальных труб (диаграмма 5).
Важнейшими особенностями развития металлургического комплекса являются:
политика ресурсосбережения и снижения экологического воздействия на все сферы жизнедеятельности населения региона на фоне мирового повышения стоимости энергоресурсов и требований к охране окружающей среды;
приобретение компаниями активов смежных металлопотребляющих отраслей и объектов инфраструктуры (энергетических мощностей);
повышение качественных характеристик продукции и совершенствование ее сортамента;
укрупнение компаний-производителей и расширение их деятельности на территории других стран, в том числе интеграция в рамках присоединения России к Всемирной торговой организации (далее именуется - ВТО).
В металлургической промышленности сохраняется тенденция диверсификации бизнеса с созданием крупных вертикально и горизонтально интегрированных структур с поставщиками сырья и потребителями продукции. Кроме того, в связи с высокой энергоемкостью производства металлопродукции металлургические компании стремятся приобретать энергетические активы.
Главной целью развития металлургического комплекса Урала на период до 2020 года является инновационное обновление отрасли, обеспечивающее повышение ее экономической эффективности, решение экологических проблем, ресурсосбережение и повышение конкурентоспособности продукции (с учетом перспектив развития металлопотребляющих отраслей), а также увеличение поставок на рынок государств - участников Содружества Независимых Государств и мировой рынок.
Крупнейшими металлургическими предприятиями Челябинской области являются:
1) открытое акционерное общество "Магнитогорский металлургический комбинат";
2) открытое акционерное общество "Челябинский металлургический комбинат";
3) открытое акционерное общество "Челябинский трубопрокатный завод";
4) открытое акционерное общество "Златоустовский металлургический завод";
5) открытое акционерное общество "Ашинский металлургический завод";
Диаграмма 5
"Объём промышленного производства в металлургическом комплексе Челябинской области в 2011 году"
6) открытое акционерное общество "Челябинский электрометаллургический комбинат";
7) закрытое акционерное общество "Кыштымский медеэлектролитный завод";
8) закрытое акционерное общество "Карабашмедь";
9) открытое акционерное общество "Челябинский цинковый завод";
10) открытое акционерное общество "Уфалейникель";
11) закрытое акционерное общество "Саткинский чугуноплавильный завод";
12) открытое акционерное общество по производству огнеупоров "Комбинат "Магнезит";
13) открытое акционерное общество "ЭНЕРГОПРОМ-Челябинский электродный завод".
Основные проблемы, с которыми сталкиваются предприятия металлургического комплекса:
1) отсутствие достаточной железорудной базы черной металлургии, рудной базы по бокситам, олову, вольфраму, редкоземельному сырью (иттриевая группа);
2) низкое содержание металла в рудах цветных металлов;
3) наличие повышенных по сравнению с зарубежными предприятиями-аналогами удельных расходов сырья, материальных ресурсов и энергоресурсов в натуральном выражении на производство однотипных видов металлопродукции;
4) дефицит высококвалифицированных рабочих и инженерно-технических работников;
5) низкий уровень производительности труда.
Необходимые мероприятия по развитию металлургического комплекса:
1) разработка новых месторождений;
2) приобретение угольных и рудных сырьевых активов;
3) усиление положения на внутреннем и внешнем рынках благодаря повышению качества продукции, проведению маркетинговых исследований и выработке рыночной стратегии;
4) организация качественной логистики;
5) внедрение инновационных технологий;
6) внедрение энергосберегающих технологий и расширение собственной энергетической базы;
7) ускорение структурных преобразований с выводом неэффективных мощностей или диверсификацией производств;
8) обеспечение промышленных предприятий кадрами требуемой квалификации и в достаточном количестве;
9) изыскание инвестиций на модернизацию производства;
10) повышение эффективности экспорта продукции;
11) снижение негативного воздействия на окружающую среду в районах размещения предприятий путем технического перевооружения;
12) разработка новых технологий переработки сырья;
13) производство новых видов продукции высокого передела.
VI. Машиностроительный комплекс
Машиностроение в Челябинской области представлено тремя основными видами экономической деятельности: производство машин и оборудования, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производство транспортных средств и оборудования.
В 2011 году численность работников, занятых в этих видах деятельности, составила 96,5 тыс. человек, или 34,5 процента от числа работников обрабатывающих видов деятельности.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами за 2011 год составил 108,3 млрд. рублей, или 12,2 процента от объема отгруженной продукции обрабатывающих видов деятельности (диаграмма 6).
Экономический кризис негативно повлиял на итоги работы машиностроительных предприятий в 2009 году. В 2010 и в 2011 году в работе предприятий машиностроения наметились положительные тенденции. Повысились объемы производства транспортных средств и оборудования (индекс промышленного производства за 2011 год - 110,5 процента), машин и оборудования (111,8 процента), электрооборудования, электронного и оптического оборудования (118,9 процента).
Крупнейшими машиностроительными предприятиями Челябинской области являются:
1) открытое акционерное общество "Автомобильный завод "УРАЛ";
2) общество с ограниченной ответственностью "Челябинский тракторный завод-УРАЛТРАК";
3) закрытое акционерное общество "Механоремонтный комплекс";
4) открытое акционерное общество "Челябинский кузнечно-прессовый завод";
5) открытое акционерное общество "Челябинский механический завод";
6) закрытое акционерное общество "Челябинские строительно-дорожные машины";
7) Челябинский электровозоремонтный завод - филиал открытого акционерного общества "Желдорреммаш".
Крупнейшими предприятиями оборонно-промышленного комплекса Челябинской области являются:
1) открытое акционерное общество "Златоустовский машиностроительный завод";
2) открытое акционерное общество "Миасский машиностроительный завод";
3) "Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С.М. Кирова" - филиал федерального государственного унитарного предприятия "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева";
4) федеральное государственное унитарное предприятие "Приборостроительный завод";
Диаграмма 6
Производство и стоимость отгруженной продукции машиностроительного комплекса Челябинской области
5) федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "Маяк";
6) федеральное государственное унитарное предприятие "Российский Федеральный Ядерный Центр - Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина".
Основными проблемами машиностроительного и оборонно-промышленного комплексов Челябинской области являются:
1) снижение уровня спроса на продукцию машиностроительных предприятий в результате появления на рынке аналогичной продукции зарубежных компаний, в том числе из Китая;
2) моральный и физический износ основных фондов предприятий, достигший критической отметки;
3) технологическое отставание от передовых стран, в первую очередь, в станкостроительной сфере;
4) различие в технических условиях на продукцию в России и за рубежом;
5) утрата рядом промышленных предприятий кредитной и инвестиционной привлекательности;
6) отток квалифицированных специалистов из сферы промышленного производства и научно-технической деятельности;
7) дефицит высококвалифицированных рабочих и инженерно-технических работников;
8) низкий уровень заработной платы.
Эти факторы влияют на снижение качества продукции и производительности труда, ведут к росту брака, ограничению технологических возможностей предприятий, росту затрат в производстве, экологическим потерям и в конечном итоге к существенному снижению конкурентоспособности машиностроительной продукции, выпускаемой предприятиями Челябинской области. Практически на всех рынках машиностроительной продукции наблюдается экспансия импорта.
Для решения указанных проблем машиностроительному комплексу Челябинской области предстоит решить следующие основные задачи:
техническое перевооружение и производственно-технологическая реструктуризация предприятий отрасли;
обновление и модернизация парка технологического оборудования;
диверсификация машиностроительного производства и расширение номенклатуры выпускаемой продукции;
сохранение и развитие научно-технического потенциала;
развитие производств, осуществляющих разработку и внедрение импортозамещающих технологий и продукции;
проведение активной энергосберегающей политики и осуществление мероприятий по снижению прямых затрат;
повышение производительности труда;
переход от стратегии выпуска единых серий и параметрических рядов машиностроительной продукции к стратегии преимущественного выпуска комплектного оборудования, что приведёт к расширению функции обслуживания потребителя;
увеличение экспортной составляющей в реализации продукции машиностроения;
повышение эффективности системы сбыта на машиностроительных предприятиях;
улучшение инвестиционного климата в машиностроении и активизация инвестиционных потоков долгосрочного характера;
поддержание и дальнейшее развитие сети региональных технопарков, а также содействие развитию особых экономических зон;
расширение объемов деятельности специализированных технологических центров;
обеспечение создания и поддержание работы узкоспециализированных малых и инновационных предприятий;
всестороннее развитие предприятий машиностроения на основе внутрирегиональной отраслевой и межотраслевой кооперации, а также содействие процессам внешней кооперации между предприятиями;
развитие радиофармацевтического производства на предприятиях Челябинской области.
В развитии автомобилестроения ключевыми элементами реструктуризации являются: активное привлечение иностранных партнеров, организация многочисленных совместных производств (на примере успешно работающего общества с ограниченной ответственностью "ИВЕКО-АМТ").
VII. Комплекс лёгкой промышленности
Основные тенденции развития.
Анализ работы предприятий лёгкой промышленности показывает рост объёма производства с 848 млн. рублей в 2000 году до 4,1 млрд. рублей в 2011 году (диаграмма 7). Крупные предприятия комплекса, имея технологические преимущества перед конкурентами, создали эффективную сбытовую сеть в Челябинской области и стране в целом, что позволило сократить сроки реализации продукции, снизить потери, а грамотно спланированная ценовая политика позволила занять устойчивые позиции на межрегиональном рынке.
Основные проблемы комплекса лёгкой промышленности:
1) техническая и технологическая отсталость легкой промышленности от зарубежных стран, выражаемая в высокой материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости производства;
2) низкий уровень инновационной и инвестиционной деятельности отрасли, выражаемый в слабой конкурентоспособности отечественных товаров, в низкой доле инновационной продукции в объеме продаж на российском и мировом рынках;
3) высокий удельный вес импорта, ставший причиной усиления стратегической и товарной зависимости государства от зарубежных стран;
Диаграмма 7
Производство и стоимость отгруженной продукции комплекса лёгкой промышленности Челябинской области
4) отсутствие цивилизованного рынка потребительских товаров, выражаемое в обострении конкуренции на внутреннем рынке между российскими и зарубежными товаропроизводителями;
5) социальная и кадровая проблема, проявляющаяся в дефиците высококвалифицированных специалистов, управленческих кадров, основных и вспомогательных рабочих по всем технологическим переделам.
Основные мероприятия по развитию отрасли:
налаживание экономических связей и восстановление сырьевой базы предприятий;
повышение инвестиционной привлекательности предприятий;
продвижение продукции путём участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях на территории России и за её пределами;
повышение производственного потенциала легкой промышленности на основе технического перевооружения и модернизации производства, внедрения прорывных технологий и создание новых высокопроизводительных производств, обеспечивающих активизацию инновационной деятельности предприятий, снижение технологической и товарной зависимости отрасли от зарубежных стран;
обеспечение экономической эффективности производства, существенного роста производительности труда, экологической безопасности технологических процессов и продукции, ресурсосбережения, повышения культуры производства;
повышение конкурентоспособности и увеличение объемов выпуска наукоемкой продукции для населения, медицины, образовательной сферы, для силовых структур и ведомств, строительной, мебельной и транспортной индустрии;
формирование цивилизованного потребительского рынка и рыночной инфраструктуры, развитие межрегиональной и межотраслевой товаропроводящей сети, коммерческих связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;
стимулирование инвестиционной активности, повышение эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, развитие наукоемких производств, привлечение инновационных фондов развития и иностранных инвестиций;
углубление процессов кооперации, интеграции и развития межтерриториального и межотраслевого взаимодействия субъектов науки, промышленности и малого предпринимательства;
развитие системы воспроизводства трудовых ресурсов, подготовки и переподготовки рабочих, менеджеров и управленческих кадров, способных умело вести производство и бизнес в условиях открытого рынка;
усиление таможенного контроля, внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации, в те его нормы, которые непосредственно направлены на правовое регулирование внешнеэкономических сделок купли-продажи товаров, в которых выражены результаты права интеллектуальной собственности.
Основные крупные предприятия лёгкой промышленности Челябинской области:
1) закрытое акционерное общество "Обувная фирма "Юничел";
2) общество с ограниченной ответственностью "Магнитогорская обувная фабрика";
3) закрытое акционерное общество "ПЕПЛОС";
4) закрытое акционерное общество "Зюраткуль";
5) общество с ограниченной ответственностью "Силуэт-Классик";
6) открытое акционерное общество "Челябинский трикотаж";
7) открытое акционерное общество "Швейник";
8) общество с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Спецпошив";
9) закрытое акционерное общество "СТАЛМА-СПЕЦОДЕЖДА";
10) открытое акционерное общество Швейная компания "Фаворит".
Крупным проектом отрасли до 2020 года будет строительство автоматизированного склада площадью 6000 квадратных метров в закрытом акционерном обществе "Обувная фирма "Юничел". В данном проекте планируется внедрение системы бережливого производства. Также на предприятиях отрасли планируются внедрение системы энергосбережения и проведение мероприятий по энергоаудиту и техперевооружению.
VIII. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
Характеристика и анализ энергосистемы.
На территории Челябинской области действуют электростанции, принадлежащие следующим компаниям: открытое акционерное общество "Фортум", открытое акционерное общество "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии", открытое акционерное общество "ИНТЕР РАО - Электрогенерация", а также блок-станции промышленных предприятий.
Суммарная установленная мощность электростанций энергосистемы на 01.01.2012 г. составила 5310 мегаватт.
Наиболее крупные электростанции, расположенные на территории Челябинской области: Троицкая государственная районная электростанция (далее именуется - ГРЭС), Южноуральская ГРЭС, Челябинская теплоэлектроцентраль - 1 (далее именуется - ТЭЦ), Челябинская ТЭЦ-2, Челябинская ТЭЦ-3, Аргаяшская ТЭЦ, Челябинская ГРЭС.
Генерирующие станции введены в эксплуатацию: Аргаяшская ТЭЦ - в 1954 году, ТЭЦ-1 - в 1942 году, ТЭЦ-2 - в 1962 году, ТЭЦ-3 - в 1996 году, Челябинская ГРЭС - в 1931 году, Троицкая ГРЭС - в 1954 году, Южноуральская ГРЭС - в 1952 году. Большая часть оборудования на всех электрических станциях Челябинской области была установлена до 1960 года, около 40 процентов, или 1983 мегаватт, были введены в период 1961-1970 годов. В настоящее время это оборудование морально и физически устарело, выработало свой ресурс и подлежит замене. Замена оборудования необходима в целях повышения энергетической безопасности региона.
На территории Челябинской области действуют электрические сети напряжением 500, 220, 110 кВ и ниже. Челябинская энергосистема имеет развитые электрические связи с Курганской, Свердловской, Оренбургской, Башкирской энергосистемами и с единой энергосистемой Казахстана, по которым осуществляются балансовые перетоки мощности и электроэнергии.
Эксплуатацию электросетевых объектов напряжением 220 кВ и выше осуществляет Южно-Уральское предприятие магистральных электрических сетей - филиал открытого акционерного общества "Федеральная Сетевая Компания Единой Энергетической Системы", а 110 кВ и ниже - филиал открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" - "Челябэнерго".
В энергосистеме Челябинской области Златоустовско-Кропачёвский энергоузел не обладает достаточной надежностью электроснабжения при проведении ремонтных работ на высоковольтной линии (далее именуется - ВЛ) 500 кВ Уфимская - Кропачёво и аварийном отключении ВЛ 500 кВ Златоуст - Челябинск.
Потребление электроэнергии в Челябинской области в 2009 году составило 32159,0 млн. кВт.ч, в 2010 году - 35129,6 млн. кВт.ч.
Потреблено электроэнергии обрабатывающими производствами в 2009 году 17277,8 млн. кВт.ч, в 2010 году - 19146,5 млн. кВт.ч.
Производство электроэнергии за 2011 год всеми электростанциями Челябинской области составило 24,9 млрд. кВт.ч, что на 6,7 процента меньше аналогичного периода прошлого года (диаграмма 8). Это объясняется плановым ремонтом оборудования на электростанциях Челябинской области в текущем году (в частности, на Троицкой ГРЭС). Потребление электроэнергии увеличилось на 3,5 процента по сравнению с 2010 годом и составило 36,4 млрд. кВт.ч.
Прослеживается существенное увеличение потребления электрической энергии за период 2009-2011 годов (диаграмма 9).
Наибольшее влияние на уровень электропотребления в Челябинской области оказывают обрабатывающие производства, что обуславливается их значительной долей в структуре электропотребления (54,9 процента). Второе место по электропотреблению занимает производство и распределение электроэнергии, газа и воды (10 процентов). Потребление электроэнергии населением составляет 8,2 процента. В обрабатывающих производствах наибольшую долю составляет металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (82,6 процента).
В целом энергосистема Челябинской области работает надёжно и обеспечивает слаженную работу предприятий, хозяйств и социальной сферы. Этому в немалой степени способствовало Соглашение "О взаимодействии по реализации мероприятий энергетических компаний для обеспечения надёжного электроснабжения и создания условий по присоединению к электрическим сетям потребителей Челябинской области" от 25.12.2006 г. N 45 (далее именуется - Соглашение), заключенное между Российским открытым акционерным обществом энергетики и электрификации "ЕЭС России" (далее именуется - РАО "ЕЭС России") и Правительством Челябинской области. В нём определены первоочередные мероприятия по строительству и реконструкции генерирующих мощностей и сетевой инфраструктуры. Соглашение предусматривало мероприятия по развитию генерирующего и электросетевого хозяйства на период 2006-2011 годов.
Диаграмма 8
Собственное производство тепловой и электрической энергии в Челябинской области
Диаграмма 9
Динамика производства, потребления и передачи электроэнергии в Челябинской области (млн. киловатт-час)
IX. Добыча полезных ископаемых и производство строительных материалов
Основные тенденции развития:
разработка действующих месторождений полезных ископаемых;
ежегодный прирост запасов общераспространенных полезных ископаемых;
осуществление геологоразведочных работ за счет собственных средств организаций - недропользователей;
сохранение спроса на получение права пользования недрами.
Основные мероприятия, проводимые в сфере недропользования в рамках реализации Федерального закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах", постановления Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 г. N 69 "О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение", постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 921 "Об утверждении правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения", Закона Челябинской области от 29.03.2012 г. N 294-ЗО "О пользовании недрами на территории Челябинской области", постановления Правительства Челябинской области от 24.01.2003 г. N 7 "О создании комиссии по рассмотрению заявок и подготовке предложений на выделение квот на добычу драгоценных металлов при Правительстве Челябинской области", постановления Правительства Челябинской области от 23.05.2012 г. N 230-П "Об уполномоченном органе":
Постановлением Правительства Челябинской области от 21 мая 2014 г. N 231-П постановление Правительства Челябинской области от 24 января 2003 г. N 7 признано утратившим силу
проведение ежегодного семинара с заместителями глав городов и районов Челябинской области по теме "О взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления Челябинской области по вопросам природопользования";
проведение ежегодного совещания с руководителями золотодобывающих предприятий Челябинской области по вопросу "О добыче драгоценных металлов";
проведение заседаний научно-технического совета Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области; экспертного совета по лицензированию пользования участками недр местного значения, расположенных на территории Челябинской области, при Министерстве промышленности и природных ресурсов Челябинской области; аукционных комиссий на предоставление права пользования недрами; экспертной комиссии по запасам общераспространенных полезных ископаемых при Министерстве промышленности и природных ресурсов Челябинской области; экспертной комиссии по согласованию нормативов потерь общераспространенных полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, комиссии по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых.
В перспективе планируется разработка месторождений медных руд Чебачье в Верхнеуральском муниципальном районе, Михеевского в Варненском муниципальном районе и Султановского в Кунашакском муниципальном районе, железных руд Теченского в Сосновском муниципальном районе и Суроямского в Нязепетровском муниципальном районе, титано-магнетитовых руд Медведёвское в Кусинском муниципальном районе и городе Златоусте, что даст значительный рост объемов добычи медных и железных руд, попутного извлечения из медных руд драгоценных металлов и, соответственно, увеличение доходов от налога на добычу полезных ископаемых.
В Челябинской области действует около 200 горнодобывающих и перерабатывающих предприятий, отрабатывающих многочисленные месторождения бурого угля, черных и цветных металлов, золота, нерудного сырья и стройматериалов. Кроме того, на территории Челябинской области отрабатывается ряд месторождений, являющихся сырьевой базой предприятий Республики Башкортостан, Оренбургской и Свердловской областей. Продукция горнодобывающих и перерабатывающих предприятий Челябинской области направляется во многие регионы России и Содружества Независимых Государств, а по производству огнеупоров, графита, талька, гранулированного кварца, цинка, формовочных песков, флюсов, феррохрома, каолинов Челябинская область занимает ведущее место на Урале и в России. Динамика объемов добычи угля и железной руды, а также производства строительных материалов в Челябинской области представлена на диаграммах 10 и 11 соответственно.
Крупнейшие горнодобывающие предприятия Челябинской области:
1) открытое акционерное общество "Магнитогорский металлургический комбинат";
2) открытое акционерное общество по добыче угля "Челябинская угольная компания";
3) открытое акционерное общество "Южуралзолото Группа Компаний";
4) открытое акционерное общество по производству огнеупоров "Комбинат "Магнезит";
5) открытое акционерное общество "Верхнеуральская руда";
Диаграмма 10
Добыча угля и железной руды в Челябинской области
Диаграмма 11
Производство строительных материалов в Челябинской области
6) общество с ограниченной ответственностью "Бакальское рудоуправление";
7) открытое акционерное общество "Александринская горно-рудная компания";
8) открытое акционерное общество "Уфалейникель";
9) открытое акционерное общество "Кварц";
10) открытое акционерное общество "Вишневогорский горно-обогатительный комбинат";
11) общество с ограниченной ответственностью "Регионснабсбыт".
Крупнейшие предприятия Челябинской области по производству строительных материалов:
1) филиал открытого акционерного общества "Лафарж цемент" ("Уралцемент");
2) закрытое акционерное общество "Катавский цемент";
3) общество с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческое объединение "Челябинск-стройиндустрия";
4) закрытое акционерное общество "Челябинский завод железобетонных изделий N 1";
5) закрытое акционерное общество "ЖБИ-2";
6) открытое акционерное общество "Магнитострой";
7) закрытое акционерное общество Челябинский завод стройиндустрии "КЕММА".
Основные проблемы минерально-ресурсного комплекса Челябинской области:
1) исчерпание доступного для добычи резервного фонда месторождений, уменьшение количества перспективных участков недр, сложности с оформлением прав пользования земельными участками для целей недропользования;
2) отсутствие бюджетного финансирования на выполнение геологоразведочных работ на участках недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые;
3) несоблюдение организациями - недропользователями установленных сроков лицензионных соглашений: геологоразведочных работ, начала (добычи) разработки месторождений;
4) недостаток геологических кадров и специалистов горного дела;
5) использование устаревшего оборудования не позволяет максимально извлекать полезные компоненты, увеличивает потери в недрах и в отходах горнодобывающего производства;
6) несовершенство законодательства о недропользовании не стимулирует предприятия инвестировать средства в геологоразведочные работы и развитие собственной сырьевой базы.
Необходимые мероприятия по развитию минерально-ресурсного комплекса Челябинской области:
1) совместная работа органов государственной власти Челябинской области по совершенствованию федерального и регионального законодательства о недропользовании в направлении стимулирования предприятий для развития сырьевой базы;
2) совместная работа органов государственной власти Челябинской области по совершенствованию федерального и регионального природноресурсного законодательства в направлении учета взаимных интересов пользователей различных видов природных ресурсов: лесных, водных, земельных и ресурсов недр;
3) совместная работа органов исполнительной власти Челябинской области с горнодобывающими предприятиями по вопросам технического перевооружения горнодобывающих предприятий и кадрового обеспечения специалистами горно-геологического профиля;
4) использование современной передовой техники и технологий для комплексного использования минерального сырья и извлечения полного состава полезных компонентов;
5) содействие органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Челябинской области пользователям недр, осуществляющим добычу полезных ископаемых в соответствии с действующим законодательством, для устранения конкуренции со стороны нелегальных пользователей недр путем выстраивания системы геологического надзора в сочетании с геологическим контролем.
X. Основные направления Концепции
Создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест
В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" одним из первоочередных направлений развития российской экономики обозначено создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест.
Модернизация промышленности базируется на ряде отраслевых стратегий и программ развития, основной целью которых является увеличение доли конкурентоспособной отечественной продукции за счёт развития и создания новых высокотехнологичных производств. Вопросы модернизации и технического перевооружения промышленности в последние годы являются приоритетными в деятельности государственных структур Челябинской области. В этой сфере при активном взаимодействии с руководителями промышленных предприятий и организаций региона сформирована сводная информация по перспективам краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного развития отраслевых предприятий. Реализация программ осуществляется в рамках предоставления различных форм государственной поддержки Челябинской области, в том числе областной государственной гарантии.
Модернизация металлургических производств позволяет повысить экономическую и энергетическую эффективность, снизить негативное воздействие на окружающую среду, а также стимулирует производство продукции высокого передела, способствующего повышению ее качества и конкурентоспособности. Некоторые инвестиционные проекты металлургических предприятий Челябинской области, реализуемые за счет собственных и привлеченных средств, Правительство Российской Федерации определило как приоритетные. Реализация этих проектов дает мультипликативный эффект для всех отраслей промышленности.
Например, пуск стана-5000 в открытом акционерном обществе "Магнитогорский металлургический комбинат" - это и обеспечение трубных компаний штрипсом для производств труб большого диаметра, и обеспечение спроса топливно-экономического комплекса в этих трубах, и обеспечение спроса мостостроения, котлостроения, энергетического и атомного машиностроения и строительства.
Пуск первого в России рельсобалочного стана по производству 100-метровых рельс в открытом акционерном обществе "Челябинский металлургический комбинат" позволит открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" отказаться от импортных закупок и одновременно ускорить необходимую перекладку железнодорожных путей, требующих немедленной замены, и прокладку новых, современных, соответствующих мировому уровню железных дорог темпами, в 4 раза превосходящими ныне реализуемые.
Модернизируют свое производство и другие металлургические предприятия.
Аналогично на многих крупных предприятиях машиностроения реализуются долгосрочные программы крупномасштабного технического перевооружения (открытое акционерное общество "Автомобильный завод "УРАЛ", общество с ограниченной ответственностью "Челябинский тракторный завод-УРАЛТРАК", открытое акционерное общество "Челябинский кузнечно-прессовый завод" и другие).
Одним из основных направлений развития общества с ограниченной ответственностью Научно-технический центр "Приводная техника" является реализация проекта строительства завода по производству специальных электрических машин в городе Снежинске с предоставлением государственных гарантий Правительства Челябинской области.
Развитие инновационной деятельности и привлечение инвестиций в промышленный комплекс Челябинской области
Нормативно-правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность в Челябинской области:
1) Закон Челябинской области от 27.03.2008 г. N 250-ЗО "О развитии малого и среднего предпринимательства в Челябинской области";
2) Закон Челябинской области от 28.08.2003 г. N 175-ЗО "О стимулировании инвестиционной деятельности в Челябинской области";
3) Закон Челябинской области от 24.09.2009 г. N 475-ЗО "Об участии Челябинской области в государственно-частном партнерстве";
4) постановление Правительства Челябинской области от 16.06.2010 г. N 39-П "О порядке отбора заявок на реализацию инвестиционных проектов в области освоения лесов на территории Челябинской области".
Предоставление льгот по налогам на прибыль и на имущество организаций регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:
1) Закон Челябинской области от 23.06.2011 г. N 154-ЗО "О снижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков";
2) Закон Челябинской области от 27.11.2003 г. N 189-ЗО "О налоге на имущество организаций";
3) постановление Правительства Челябинской области от 28.09.2011 г. N 332-П "О Порядке формирования перечня приоритетных инвестиционных проектов Челябинской области".
Предоставление государственных гарантий Челябинской области регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:
1) Закон Челябинской области от 28.08.2008 г. N 297-ЗО "О предоставлении государственных гарантий Челябинской области";
2) постановление Правительства Челябинской области от 15.06.2011 г. N 177-П "О Порядке проведения конкурсного отбора инвестиционных проектов субъектов инвестиционной деятельности, претендующих на получение государственных гарантий Челябинской области, и о внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 27.10.2010 г. N 212-П";
3) постановление Правительства Челябинской области от 27.10.2010 г. N 212-П "О перечне документов для предоставления областной государственной гарантии";
4) постановление Правительства Челябинской области от 10.12.2010 г. N 289-П "О перечне документов для предоставления государственной гарантии Челябинской области по облигационному займу".
Разработка и реализация программ Челябинской области регламентируются следующими нормативно-правовыми актами:
1) постановление Правительства Челябинской области от 20.04.2011 г. N 97-П "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Челябинской области";
Постановлением Правительства Челябинской области от 25 июля 2013 г. N 148-П постановлением Правительства Челябинской области от 20 апреля 2011 г. N 97-П признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
2) постановление Правительства Челябинской области от 22.11.2007 г. N 256-П "Об утверждении Порядка разработки и реализации областных целевых программ";
Постановлением Правительства Челябинской области от 25 июля 2013 г. N 148-П постановление Правительства Челябинской области от 22 ноября 2007 г. N 256-П признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
3) постановление Правительства Челябинской области от 09.10.2008 г. N 316-П "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ".
Совещательными органами власти по вопросам инвестиционной деятельности являются:
1) Комиссия по инвестициям при Губернаторе Челябинской области, состав которой утвержден постановлением Губернатора Челябинской области от 18.11.2010 г. N 366 "О составе Комиссии по инвестициям при Губернаторе Челябинской области";
Постановлением Губернатора Челябинской области от 24 июня 2013 г. N 212 постановление Губернатора Челябинской области от 18 ноября 2010 г. N 366 признано утратившим силу
2) Консультативный совет по иностранным инвестициям в Челябинской области, состав которого утвержден распоряжением Губернатора Челябинской области от 11.03.2010 г. N 250-р "О составе Консультативного совета по иностранным инвестициям в Челябинской области и внесении изменений в распоряжение Губернатора Челябинской области от 16.04.2007 г. N 634-р".
Распоряжением Губернатора Челябинской области от 24 октября 2012 г. N 1300-р распоряжение Губернатора Челябинской области от 11 марта 2010 г. N 250-р признано утратившим силу
Нормативно-правовые акты, регулирующие поддержку и развитие инновационной деятельности:
1) Закон Челябинской области от 26.05.2005 г. N 383-ЗО "О стимулировании инновационной деятельности в Челябинской области";
2) Закон Челябинской области от 23.06.2011 г. N 154-ЗО "О снижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков".
Основные направления развития инвестиционной деятельности:
1) привлечение средств инвесторов для развития экономики Челябинской области (создание каталога инвестиционных проектов Челябинской области, проведение ежегодных инвестиционных форумов, привлечение средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний);
2) привлечение из федерального бюджета финансовых средств на строительство объектов на территории Челябинской области в рамках федеральной адресной инвестиционной программы;
3) государственная поддержка за счёт средств областного бюджета предприятий, реализующих инвестиционные проекты (компенсация части затрат на оплату процентов по кредитам коммерческих банков);
4) предоставление льгот по налогам, зачисляемым в областной бюджет, инвесторам, осуществляющим прямые инвестиции в экономику Челябинской области;
5) поддержка инновационной деятельности;
6) аккредитация промышленных предприятий в качестве инновационных технопарков;
7) применение мер по обеспечению быстрой окупаемости вложенных инвестиций (размещение территориальных заказов, временное снижение региональных и местных налогов, возмещение затрат на уплату процентов по кредитам и другое);
8) устранение либо минимизация рисков регионального и локального уровней, которые могут возникнуть при реализации инвестиционных проектов.
В целях информационной поддержки инновационной деятельности Министерством экономического развития Челябинской области создан интернет-сайт (www.chelreg-innov.ru).
Вместе с тем государственным органам исполнительной власти Челябинской области необходимо провести работу по следующим направлениям:
1) оказание прямых и косвенных мер поддержки субъектам промышленности, а также проектным организациям (конструкторским бюро, научно-исследовательским институтам, высшим учебным заведениям);
2) оказание помощи субъектам промышленности в обеспечении защиты прав интеллектуальной собственности (до и после момента регистрации охранных документов на объекты интеллектуальной собственности);
3) оказание мер поддержки при недобросовестной конкуренции со стороны иностранных и отечественных компаний;
4) развитие системы профессионального образования;
5) разработка мер по поддержке предприятий Челябинской области при вступлении России в ВТО;
6) содействие внедрению энергосберегающих технологий и энергосберегающей продукции;
7) содействие в продвижении продукции предприятий Челябинской области на внутренний и внешний рынки.
Развитие электроэнергетических и тепловых мощностей Челябинской области
Стратегическими целями развития электроэнергетических и тепловых мощностей Челябинской области являются:
надежное энергоснабжение экономики и населения региона электроэнергией;
сохранение целостности и развитие единой энергетической системы;
повышение эффективности функционирования и обеспечение устойчивого развития электроэнергетики на базе новых современных технологий;
техническое перевооружение тепловых электростанций, работающих на газе, с замещением паросиловых турбин на парогазовые;
снижение вредного воздействия на окружающую среду.
Износ активной части фондов в электроэнергетике составляет 60 - 65 процентов, в том числе в сельских распределительных сетях - свыше 75 процентов. Отечественное оборудование, составляющее техническую основу электроэнергетики, морально устарело, уступает современным требованиям и лучшим мировым изделиям, поэтому необходимо не только поддержание работоспособности, но и существенное обновление основных производственных фондов на базе новой техники и технологий производства и распределения электроэнергии и тепла.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 823 "О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики" в Челябинской области разработаны и утверждены схема и программа перспективного развития электроэнергетики на 2012-2016 годы.
Для обеспечения прогнозируемых уровней электропотребления при оптимистическом и благоприятном вариантах необходимо развитие генерирующих мощностей и электросетевого хозяйства в Челябинской области.
Основными мероприятиями по развитию энергетической отрасли в Челябинской области до 2020 года являются строительство:
энергоблока N 1 (400 МВт) открытое акционерное общество "ИНТЕР РАО - Электрогенерация" - Южноуральская ГРЭС - 2, ввод в эксплуатацию - 2013 год;
энергоблока N 2 (400 МВт) открытое акционерное общество "ИНТЕР РАО - Электрогенерация" - Южноуральская ГРЭС - 2, ввод в эксплуатацию - 2014 год;
энергоблока N 3 (400 МВт) открытое акционерное общество "ИНТЕР РАО - Электрогенерация" - Южноуральская ГРЭС - 2, ввод в эксплуатацию - 2015 год;
энергоблока N 10 (660 МВт) открытое акционерное общество "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" - Троицкая ГРЭС, ввод в эксплуатацию - 2015 год;
энергоблоков N 1 и 2 (по 225 МВт) открытое акционерное общество "Фортум" - Челябинская ГРЭС, ввод в эксплуатацию - 2014 год;
ВЛ 500 кВ Троицкая ГРЭС - Приваловская, ввод в эксплуатацию - 2015 год. Сооружение вышеназванной ВЛ 500 кВ значительно улучшит режимы работы сети 110 кВ и повысит надежность электроснабжения потребителей Златоустовско-Кропачёвского энергорайона.
Кроме того, развитие энергетики на территории Челябинской области реализуется в соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р "Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года".
Основные мероприятия, направленные на развитие электрической и тепловой энергетики:
1) оказание прямых мер поддержки (субсидии) для реализации проектов по энергосбережению (установка средств учета и регулирования расхода энергоресурсов, замена морально устаревших средств энергопотребления на менее энергоёмкие и другое);
2) привлечение инвестиций в освоение энергосберегающих технологий (например, светодиодные технологии, технологии "солнечный дом" и другое);
3) привлечение инвестиций в развитие производства экологически чистой электроэнергии;
4) максимальное использование эффекта когенерации;
5) реконструкция и автоматизация системы централизованного теплоснабжения с применением современных энергоэффективных технологий, включая индивидуальные тепловые пункты потребителей, переход потребителей на независимые схемы подключения;
6) внедрение автоматизированной системы коммерческого учета тепловой энергии потребителей и границ балансовой принадлежности.
Развитие промышленного комплекса на основе кластерного подхода
Металлургический комплекс:
1) развитие кластеров на территориях концентрации наиболее крупных предприятий (города Челябинск и Магнитогорск) в целях повышения конкурентоспособности региона;
2) обеспечение разработки медных месторождений на территории Челябинской области в целях создания надёжной системы поставок меднорудного сырья. Продукция медного кластера востребована предприятиями Челябинской области, в том числе на вновь создаваемых производствах и в машиностроительном кластере;
3) содействие в разработке технологии эффективного извлечения никеля из бедных никельсодержащих руд.
Машиностроительный комплекс:
1) развитие кластера в приборостроении в городе Челябинске путем стимулирования разработок инновационных технологий и внедрения их в массовое производство;
2) создание кластера по производству автомобилей;
3) создание инвесторами новых производств, ориентированных на поставки сырья и продукции, производимой в металлургическом кластере Челябинской области;
4) развитие инвесторами производства машин и оборудования, внедрение передовых технологий и использование потенциала оборонно-промышленного комплекса для производства продукции гражданского назначения;
5) перепрофилирование убыточных машиностроительных предприятий на выпуск конкурентоспособной продукции в составе машиностроительного кластера на имеющихся площадях.
Энергетический комплекс:
1) развитие энергетического кластера путем формирования эффективной энергетической инфраструктуры;
2) ввод новых генерирующих мощностей; создание и реконструкция электросетей; установка средств учета и регулирования расхода топливно-энергетических ресурсов; согласование интересов предприятий топливно-энергетического комплекса с интересами развития Челябинской области и региона, оптимизация затрат.
В области энергосберегающих технологий сформирован научно-производственный кластер, занимающийся разработкой, изготовлением и последующим обслуживанием пунктов учета тепловой энергии для жилых домов, производственных помещений.
В его состав входят предприятия: закрытое акционерное общество "Российская приборостроительная корпорация "Системы управления", федеральное государственное унитарное предприятие "Завод "Прибор", открытое акционерное общество "Миасский машиностроительный завод", закрытое акционерное общество "Промышленная группа "Метран" и открытое акционерное общество "Челябинский завод "Теплоприбор".
Для развития промышленного комплекса на основе кластерного подхода необходимо:
оказание косвенных мер поддержки по межрегиональному сотрудничеству: продвижение продукции и услуг региональных компаний на внутреннем и внешнем рынках, организация и участие в мероприятиях российского и международного уровня различных субъектов промышленности в составе областной делегации;
организация кластеров, основанных на ключевых бизнес-компетенциях субъектов промышленности южноуральского региона;
выделение земельных участков для свободного планирования и застройки с необходимой инфраструктурой: транспортные пути, газопровод, электросети и другое;
привлечение в индустриально-технологические парки отечественных и иностранных инвесторов;
создание условий для привлечения высококлассных специалистов из других регионов Российской Федерации и стран Содружества Независимых Государств (улучшение экологической обстановки в регионе, предоставление жилья, льготное кредитование и другое);
создание условий для подготовки молодых специалистов, в том числе рабочих специальностей (поддержка сферы профессионального и высшего образования);
формирование региональной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
Рост качества, повышение производительности труда в промышленном комплексе Челябинской области
Стимулирование промышленного комплекса к повышению качества продукции, внедрению эффективных методов управления качеством производится следующим образом:
1) проведение выставочно-ярмарочных мероприятий, конференций, "круглых столов" по вопросам обеспечения качества и повышения конкурентоспособности продукции и услуг;
2) участие в проведении конкурса "100 лучших товаров России".
Необходимо отметить, что производительность труда определяется количеством продукции, производимой за единицу рабочего времени, или затратами труда на единицу продукции. Индикативным показателем, характеризующим производительность труда, является выработка продукции на одного работника промышленно-производственного персонала за единицу времени, которая определяется как отношение объема продукции (работ, услуг) к среднесписочной численности персонала.
В целях повышения производительности труда необходимо проведение комплекса мероприятий:
1) мониторинг выполнения индикативных показателей по составляющим производительности труда в разрезе промышленных предприятий и отраслей с проведением соответствующих корректировок;
2) проведение работ по активизации участия предприятий во внедрении и сертификации систем менеджмента качества на соответствие международным стандартам;
3) организация и проведение тематических заседаний органами исполнительной власти Челябинской области совместно с Челябинским региональным объединением работодателей "ПРОМАСС", Челябинским региональным объединением работодателей "Союз промышленников и предпринимателей", Ассоциацией предприятий оборонно-промышленного комплекса Челябинской области, Южно-Уральской торгово-промышленной палатой и другими заинтересованными организациями по вопросам внедрения инноваций и повышения производительности труда;
4) проведение инвентаризации свободных производственных мощностей и площадей для формирования предложений заинтересованным партнерам по размещению производства;
5) снижение производственных затрат;
6) внедрение инновационных разработок и методов управления производством;
7) техническое перевооружение предприятий;
8) внедрение автоматизированных энерго- и ресурсосберегающих технологий;
9) развитие альтернативной и малой энергетики;
10) реструктуризация и оптимизация производственных мощностей;
11) проведение организационных работ по привлечению в Челябинскую область международных корпораций для открытия дочерних фирм и филиалов;
12) разработка и реализация программ по повышению квалификации руководящих кадров высшего и среднего звена предприятий Челябинской области в сфере менеджмента, маркетинга и финансов;
13) развитие на предприятиях Челябинской области системы внутрипроизводственного обучения, повышения квалификации работников, воссоздание системы сотрудничества с образовательными учреждениями;
14) ежегодное увеличение объемов реализации продукции на каждом промышленном предприятии;
15) проведение технологической модернизации промышленных предприятий;
16) диверсификация производственной деятельности предприятий и внедрение инновационных разработок, при этом доля новой и модернизированной продукции на промышленных предприятиях должна увеличиваться;
17) автоматизация производственной и управленческой деятельности;
18) повышение уровня менеджмента на промышленных предприятиях;
19) повышение качественных характеристик и конкурентоспособности продукции, производимой предприятиями.
Координация выставочно-конгрессной деятельности и содействие межрегиональному сотрудничеству
Нормативно-правовые акты по развитию выставочно-конгрессной деятельности:
1) постановление Губернатора Челябинской области от 23.08.2007 г. N 259 "О составе координационного совета по выставочной деятельности";
Постановлением Губернатора Челябинской области от 19 августа 2013 г. N 294 постановление Губернатора Челябинской области от 23 августа 2007 г. N 259 признано утратившим силу
2) ежегодные постановления Губернатора Челябинской области об организации выставочно-конгрессной деятельности с перечнем мероприятий на текущий год для продвижения продукции предприятий и установления кооперационных связей.
Действия по продвижению продукции и услуг предприятий Челябинской области на региональные рынки:
1) заключение и реализация соглашений с субъектами Российской Федерации, а также реализация протоколов и планов мероприятий о сотрудничестве;
2) проведение областных и межрегиональных выставок, ярмарок, экономических миссий и видеоконференций;
3) создание системы информационной поддержки продвижения товаров и услуг предприятий Челябинской области на внешние рынки.
Для достижения межрегионального сотрудничества необходимо реализовать следующие мероприятия:
1) последовательное осуществление перевода экономики Челябинской области на инновационный и высококонкурентный в рыночных условиях путь развития;
2) наращивание мощности и эффективности производств экспортно-ориентированных отраслей;
3) развитие и укрепление внешних связей в сфере коммерческого, инвестиционного и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами и торговыми партнерами;
4) повышение инвестиционной привлекательности отраслей и предприятий Челябинской области;
5) проведение географической диверсификации внешнеэкономических связей, освоение новых рынков в соответствии с приоритетами долгосрочного социально-экономического развития Челябинской области.
Регулирование трудовых отношений через систему социального партнёрства
Стратегические направления социального партнёрства:
1) регулирование социально-трудовых отношений на основе коллективных договоров, отраслевых и территориальных соглашений;
2) содействие дальнейшему развитию социального партнерства в Челябинской области в соответствии с действующим законодательством;
3) информационное и организационно-методическое обеспечение системы социального партнерства;
4) информирование через средства массовой информации о деятельности региональной, отраслевых и территориальных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;
5) проведение пропаганды социального партнерства (социальная реклама в средствах массовой информации, конференции, семинары, интернет-сайты, посвященные теме социального партнерства);
6) усовершенствование законодательства в области социального партнерства;
7) организация и проведение пиар-кампаний с целью повышения престижа рабочих профессий;
8) мотивация работников различных отраслей экономики (региональные конкурсы и награды);
9) создание дополнительных возможностей и инструментов мотивации для выпускников средних образовательных учреждений, молодых и высококлассных специалистов.
Регулирование трудовых отношений с помощью развития системы социального партнёрства предполагает следующее:
1) обеспечение реализации Концепции путём заключения соглашений и коллективных договоров работодателей с трудовыми коллективами;
2) развитие партнёрства в сфере подготовки рабочих кадров для предприятий Челябинской области и повышения престижа рабочих профессий, проведение конкурсов и соревнований среди представителей рабочих профессий в целях повышения их престижа:
всероссийский конкурс профессионального мастерства "Мастера России", конкурсы профессионального мастерства "Мастера Южного Урала";
конкурс профессионального мастерства "Серебряная игла";
социальные инициативы предприятий по проведению профессиональных конкурсов;
3) взаимодействие с профсоюзами в создании условий для эффективной деятельности.
Интеграция в мировую экономику в соответствии с правилами и положениями ВТО
В связи с вступлением России в ВТО перед промышленным сектором нашего региона стоит задача создания механизмов и условий, которые помогли бы предприятиям работать в новых условиях жесткой конкуренции и продолжать развиваться, модернизировать производство с учетом новых требований.
Для большинства промышленных предприятий Челябинской области сегодня можно выделить следующие перспективы:
открытие внешних рынков положительно скажется на деятельности экспортно-ориентированных предприятий (в большей степени горно-металлургических) и негативно повлияет на предприятия, ориентированные на внутренний рынок (машиностроительный сектор);
снижение таможенных пошлин для ввоза подержанных грузовых автомобилей может привести к уменьшению спроса на продукцию предприятий автомобильного сектора;
отсутствие на промышленных предприятиях систем менеджмента качества, сертифицированных по международным стандартам, негативно повлияет на конкурентоспособность российской продукции;
снятие ограничений на передачу российским компаниям иностранных технологий и интеллектуальной собственности повысит инвестиционный климат и расширит долю присутствия иностранных компаний на территории Челябинской области, а либерализация рынка должна привести к снижению импортной пошлины и уменьшению средней стоимости товара.
Пока крайне сложно оценить все плюсы и минусы вступления России в ВТО. Нужен детальный анализ принятых для нашей страны таможенных пошлин, условий их регулирования, сроков адаптации и возможных последствий импортных интервенций.
В связи с этим в рамках проводимой модернизации производственных процессов на промышленных предприятиях необходима реализация социальных программ по оказанию поддержки:
трудоспособному населению (выплаты дополнительных пособий безработным, переподготовка специалистов для работы в "экспортных" отраслях экономики и другое);
предприятиям в вопросах снятия либо снижения нетарифных барьеров и инфраструктурных препятствий при осуществлении экспортных операций;
предприятиям по вопросам мер, касающихся недобросовестной конкуренции со стороны иностранных компаний.
XI. Государственная политика Правительства Челябинской области в развитии промышленности Челябинской области
1. Основными мерами Правительства Челябинской области при осуществлении государственной промышленной политики являются:
1) организация, планирование и управление процессом по реализации Концепции, активизация и инициирование развития инновационного предпринимательства;
2) организация взаимодействия с собственниками промышленных предприятий в интересах экономики Челябинской области;
3) стимулирование роста экспортно-ориентированных производств, в том числе по предприятиям оборонно-промышленного комплекса;
4) привлечение иностранных инвестиций;
5) поддержка участников инвестиционных программ в рамках осуществления мер государственной поддержки;
6) поддержка в проведении сертификации производства;
7) содействие формированию и расширению спроса на продукцию экспортно-ориентированных организаций на зарубежных рынках;
8) стимулирование создания новых рабочих мест на действующих и вновь создаваемых организациях, в том числе на малых, создаваемых с участием крупных и средних промышленных организаций.
2. В качестве важнейших ресурсов по реализации Концепции рассматриваются:
1) интеллектуальный и производственный потенциалы;
2) финансовые и другие инвестиционные ресурсы, использование которых способствует обновлению и развитию производственных мощностей в промышленности:
инвестиции собственников промышленных организаций;
собственные средства промышленных организаций;
средства, предусмотренные областными целевыми программами;
средства, высвобожденные в результате предоставления промышленным организациям налоговых льгот и инвестиционных налоговых кредитов;
банковские кредиты;
внешние привлеченные инвестиции, кредиты по линии международных банков и организаций, промышленный лизинг.
XII. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Основной результат реализации Концепции - инновационное обновление промышленного комплекса, обеспечивающее повышение его экономической эффективности, экологической безопасности, ресурсосбережение и рост конкурентоспособности продукции в требуемых номенклатуре, качестве и объемах поставок как на внутренний, так и на внешний рынки.
Реализация Концепции позволит решить проблему кадрового обеспечения предприятий путём сотрудничества с образовательными учреждениями, повысить уровень межрегиональной кооперации. Ожидается рост конкурентоспособности предприятий Челябинской области за счет применения кластерного подхода к развитию экономики.
Экономический рост Челябинской области будет базироваться на модернизации производственной базы крупных промышленных центров.
Развитие конкурентоспособной сырьевой базы для отраслей традиционной специализации промышленности (прежде всего машиностроение и металлургия) вместе с их модернизацией и обновлением производственных мощностей позволит сформировать новые точки роста, основанные на ускоренном развитии топливно-энергетического комплекса, металлургии, химии, а также транспорта. Импульс технологического развития получат обрабатывающие отрасли, главным образом связанные с обеспечением развития энергетики, сырьевого сектора, транспорта.
Главные перспективы развития экономики Челябинской области - развитие центра обрабатывающей промышленности, прежде всего машиностроения и металлургии; ядра оборонно-промышленного комплекса, в том числе ведущих предприятий, развивающих самые современные технологии (ядерные, ракетостроения и другие); комплекса научно-исследовательских и образовательных центров.
XIII. Механизм и контроль реализации Концепции
Реализация Концепции и контроль осуществляются следующими механизмами:
1) принятие Концепции Правительством Челябинской области и осуществление Министерством промышленности и природных ресурсов Челябинской области контроля за её реализацией;
2) разработка и реализация ежегодных планов мероприятий с утверждением индикативных показателей, сроков, конкретных исполнителей и объёмов финансирования в рамках областного бюджета;
3) мониторинг достижения индикативных показателей;
4) подведение итогов реализации ежегодных планов мероприятий по реализации Концепции;
5) корректировка (по мере необходимости) индикативных показателей и путей их достижения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В связи со вступлением России в ВТО перед промышленным сектором нашего региона стоит задача создания механизмов и условий, которые помогли бы предприятиям работать в новых условиях жесткой конкуренции и продолжать развиваться, модернизировать производство с учетом новых требований.
Областными властями разработана концепция, направленная на создание условий для развития промышленного комплекса области на основе инновационного обновления промышленных предприятий, призванного обеспечить эффективное использование ресурсов и повышение качества продукции и услуг. Достичь этой цели предполагается за счет модернизации высокопроизводительных рабочих мест, увеличения доли конкурентоспособной отечественной продукции за счёт развития и создания новых высокотехнологичных производств.
Основной результат реализации Концепции - инновационное обновление промышленного комплекса, обеспечивающее повышение его экономической эффективности, экологической безопасности, ресурсосбережение и рост конкурентоспособности продукции.
Постановление вступает в силу с 1 января 2013 года.
Постановление Правительства Челябинской области от 19 декабря 2012 г. N 676-П "О Концепции промышленной политики Челябинской области на период до 2020 года"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2013 г.
Текст постановления опубликован в газете "Южноуральская панорама" от 29 декабря 2012 г. N 201 (спецвыпуск N 49)
Постановлением Правительства Челябинской области от 16 декабря 2015 г. N 663-П настоящее постановление признано утратившим силу