Решение Арбитражного суда Пензенской области от 30 апреля 2015 г. по делу N А49-129/2015
г. Пенза |
|
30 апреля 2015 г. |
Дело N А49-129/2015 |
Резолютивная часть решения объявлена 27 апреля 2015 года.
Полный текст решения изготовлен 30 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Корниенко Д.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дементьевой Ю.А., при участии: Миронова И.С., Вологиной Л.А. - представителей истца, Волковой Л.В. - представителя ответчика, в отсутствие представителей третьего лица, рассмотрев в судебном заседании дело по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области (440039, г. Пенза, ул. Крупской, 3; ОГРН 1025801217397) к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Нижнеломовская межрайонная больница" (442153, Пензенская область, г. Нижний Ломов, ул. Сергеева, 89; ОГРН 1025800973967) о взыскании 190 902 руб. 19 коп., с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства здравоохранения Пензенской области, установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пензенской области обратился в Арбитражный суд Пензенской области с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Нижнеломовская межрайонная больница" о взыскании 190 902 руб. 19 коп., в том числе: 167 557 руб. 28 коп. - неосновательное обогащение в размере средств обязательного медицинского страхования (далее - средства ОМС), использованных не по целевому назначению, 16 755 руб. 73 коп. - штраф в соответствии с п. 9 ст. 39 Федерального закона РФ от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", 6 589 руб. 18 коп. - пени в соответствии с п. 9 ст. 39 Федерального Закона РФ от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
В подтверждение факта нецелевого использования средств медицинского страхования истец представил акт комплексной проверки от 16 мая 2014 года.
В судебное заседание 20.04.2015 г. представитель третьего лица не явился. О времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ третье лицо извещено надлежащим образом.
Представители сторон против проведения судебного заседания в отсутствие представителей третьего лица не возражали.
При таких обстоятельствах, с учетом мнения представителей сторон, арбитражный суд, руководствуясь статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ, считает возможным провести судебное заседание в отсутствие третьего лица.
В судебном заседании истец, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, заявленные требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика иск не признал, просил в его удовлетворении отказать, поскольку, несмотря на установленные актом комплексной проверки от 16.05.2014 г. факты нецелевого использования больницей денежных средств, денежные средства были израсходованы больницей по соответствующим статьям расходов.
В судебном заседании 20.04.2015 г. арбитражным судом по собственной инициативе в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв до 15 ч. 00 мин. 27 апреля 2015 года.
После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителя истца - Вологиной Л.А. и третьего лица.
Ответчик после перерыва представил дополнение к возражениям относительно заявленных требований, просил в удовлетворении иска отказать также и по тем основаниям, что действующим законодательством истцу не представлено право обращаться в суд с заявленными требованиями.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил:
Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Пензенской области проведена комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования, полученных Государственным бюджетным учреждением "Нижнеломовская межрайонная больница" за период с 01.07.2011 г. по 31.12.2013 г.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 16.05.2014 г., в котором зафиксированы нарушения, допущенные медицинской организацией, выразившиеся в нецелевом использовании средств ОМС в сумме 167 557 руб. 28 коп.
26 мая 2014 года ТФОМС Пензенской области направил ответчику требование о возврате в бюджет ТФОМС Пензенской области денежных средств в сумме 167 557 руб. 28 коп., использованных не по целевому назначению, в течение 10-ти рабочих дней со дня предъявления требования, а также об уплате штрафа и пени в соответствии с п. 9 ст. 39 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"82).
В связи с тем, что в установленный срок требование не было исполнено, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассмотрев заявленные требования, арбитражный суд считает иск неподлежащим удовлетворению, при этом суд исходит из следующего:
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счёт средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В силу статьи 37 Закона N 326-ФЗ право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключённых в его пользу между участниками ОМС договора о финансовом обеспечении ОМС и договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
Участники медицинского страхования, к которым относятся территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации (ч. 2 ст. 9 Закона N 326-ФЗ) выполняют обязательства по заключённому договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Закон N 326-ФЗ, определяя в статьях 38, 39 функции каждого участника обязательного медицинского страхования, предусматривает оказание медицинскими учреждениями медицинской помощи в системе медицинского страхования на основании договоров со страховыми медицинскими организациями, в которых должен быть определён порядок контроля за использованием страховых средств. В частности, в договоре на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС должны содержаться положения, предусматривающие обязанности медицинской организации по представлению отчётности об использовании средств ОМС, об оказанной застрахованному лицу медицинской помощи, и иной отчётности в порядке, установленном Федеральным фондом.
Ответственность за ненадлежащее исполнение условий договора медицинская организация несёт в соответствии со статьями 39, 41 Закона N 326-ФЗ. В силу п. 1 ст. 41 Закона N 326-ФЗ в случае нарушения медицинским учреждением условий договора страховая медицинская организация вправе частично или полностью не возмещать затраты по оказанию медицинских услуг, требовать возврата средств в страховую медицинскую организацию при выявлении нарушений договорных обязательств в отношении объёмов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Как следует из п. 2 ст. 41 Закона N 326-ФЗ ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств по целевому расходованию средств обязательного медицинского страхования регулируется в рамках договорных правоотношений.
Представителем фонда в судебном заседании не оспаривается, что денежные средства обязательного медицинского страхования получены в рамках договоров со страховыми медицинскими организациями, а фонд участником заключенных учреждением договоров со страховыми медицинскими организациями не является.
В соответствии с п. 12 ч. 7 ст. 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В силу ч. 9 ст. 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трёхсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10-ти рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 25.07.1996 г. N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Указом предусмотрено (пункт 4), что средства на обязательное медицинское страхование, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления нарушений.
Таким образом, ни Законом N 326-ФЗ, ни Указом N 1095 территориальным фондам обязательного медицинского страхования не предоставлено право предъявлять иски о взыскании с медицинских учреждений средств обязательного медицинского страхования, полученных в рамках договоров со страховыми медицинскими организациями и использованных не по целевому назначению.
Территориальные фонды ОМС имеют право предъявлять медицинской организации соответствующие требования, а также предписания об устранении нарушений и о возврате денежных средств, использованных не по целевому назначению, однако данные правомочия не означают права территориальных фондов ОМС на предъявление соответствующих исков при неисполнении медицинскими организациями требований и предписаний.
В силу пунктов 29 и 30 Положения о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами ОМС, утверждённого Приказом ФФОМС от 16 апреля 2012 года N 73, Территориальный фонд обеспечивает контроль за ходом реализации результатов проверки, в том числе осуществляет: контроль за представлением и исполнением плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков (в случае установления территориальным фондом срока устранения нарушений и недостатков - контроль за устранением выявленных нарушений и недостатков в установленный срок); контроль за возвратом (возмещением) средств, использованных не по целевому назначению; контроль за уплатой штрафов, пеней; начисление пеней и направление медицинской организации письменного сообщения о необходимости уплаты пеней (с приложением расчёта размера пеней).
В случае выявления фактов нарушения законодательства об обязательном медицинском страховании, требующих незамедлительных мер по их устранению, в случае неисполнения медицинской организацией требований территориального фонда о возврате (возмещении) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) об уплате штрафов, пеней, а также в случае неустранения выявленных нарушений в установленные сроки территориальный фонд вправе направить соответствующую информацию и материалы проверки в правоохранительные и судебные органы для привлечения виновных лиц к ответственности.
Таким образом, указанным Положением также не предусмотрено право территориальных фондов ОМС при выявлении нецелевого использования средств ОМС на предъявление исков в суд о взыскании таких средств с медицинских организаций.
При таких обстоятельствах, применительно к рассматриваемой ситуации, ТФОМС не располагает ни правами, ни полномочиями, ни основаниями к предъявлению требований восстановления денежных средств на счетах ОМС, а также возврату их на счёт ТФОМС.
Кроме того, выявленные истцом нарушения, перечисленные в акте проверки от 16.05.2014 г. сами по себе не свидетельствуют о нецелевом расходовании средств ОМС.
Под нецелевым использованием бюджетных средств, как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 14.1 Постановления от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", признается использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Иными словами, нарушение требований, предъявляемых к медицинской организации, как к субъекту экономической деятельности, осуществляющему специфический вид деятельности, при условии соблюдения таким субъектом цели использования предоставленных ему бюджетных средств, не может быть квалифицировано как нарушение требований бюджетного законодательства и условий получения средств из бюджета или как нецелевое использование.
Таким образом, расходование средств обязательного медицинского страхования, в том числе на выплаты работникам, непосредственно оказывающим медицинские услуги, при наличии трудовых договоров, заключенных с работниками, даже при условии, что у медицинской организации отсутствуют документы, подтверждающие наличие у соответствующих работников необходимого уровня квалификации, а также использование денежных средств для целей оказания надлежащей медицинской помощи, не может быть признано нецелевым расходованием средств обязательного медицинского страхования.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что из представленных истцом в материалы дела документов невозможно установить факт нецелевого расходования средств обязательного медицинского страхования в размере 167 557 руб. 28 коп.
В связи с вышеизложенным, исковые требования Фонда удовлетворению не подлежат.
Так как истец от уплаты госпошлины освобожден и в удовлетворении его требований судом отказано, госпошлина по настоящему дела не взыскивается.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в полном объеме через Арбитражный суд Пензенской области.
Судья |
Д.В. Корниенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.