30 марта, 15 июля, 23 ноября, 8 декабря 2016 г.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу "Развитие образования в Рузаевском муниципальном районе" на 2016 - 2020 годы" (далее - Программа).
2. Финансовому управлению администрации Рузаевского муниципального района при формировании бюджета Рузаевского муниципального района на соответствующие годы включать Программу в перечень муниципальных программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета Рузаевского муниципального района, и ежегодно уточнять объем ассигнований на её реализацию.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы администрации Рузаевского муниципального района по социальным вопросам Кострову О.П.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования в средствах массовой информации и подлежит размещению на официальном сайте органов местного самоуправления Рузаевского муниципального района в сети "Интернет" по адресу: www.ruzaevka-rm.ru.
Глава администрации |
Н.В. Иняткина |
Постановлением Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 8 декабря 2016 г. N 1472 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
муниципальной программы "Развитие образования в Рузаевском муниципальном районе" на 2016 - 2020 годы
30 марта, 15 июля, 23 ноября, 8 декабря 2016 г.
Основной исполнитель Программы |
Управление образования Администрации Рузаевского муниципального района. |
Соисполнители Программы |
Управление культуры администрации Рузаевского муниципального района; МАУ "Центр молодежной политики и туризма"; ГБУЗ РМ "Рузаевская межрайонная больница" (по согласованию); МАУ "Центр физической культуры и спорта"; Отдел МВД России по Рузаевскому муниципальному району (по согласованию); Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (по согласованию); |
Подпрограммы Программы |
подпрограмма 1 "Развитие системы дошкольного образования в Рузаевском муниципальном районе" на 2016 - 2020 годы; подпрограмма 2 "Развитие общего образования Рузаевского муниципального района" на 2016 - 2020 годы; подпрограмма 3 "Создание современных условий для обучения и воспитания" на 2016 - 2020 годы; подпрограмма 4 "Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Рузаевском муниципальном районе" на 2016 - 2020 годы. |
Цель Программы |
обеспечение высокого качества образования в Рузаевском муниципальном районе в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики |
Задачи Программы |
формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития района и Республики Мордовия; развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования; модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации; обновление современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия; консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в воспитании детей и молодежи. |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
- доступность дошкольного образования (отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования); - охват детей в возрасте 5 - 18 лет программами дополнительного образования (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте 5 - 18 лет); - отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10% школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10% школ с худшими результатами единого государственного экзамена; - удовлетворенность населения качеством дошкольного, общего, дополнительного образования; - удельный вес численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями (с учетом федеральных государственных образовательных стандартов), в общей численности обучающихся государственных и муниципальных общеобразовательных организаций; - доля численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников в учреждениях образования; - доля образовательных организаций района, реализующих программы духовно-нравственной направленности, от их общего количества |
Этапы и сроки реализации Программы |
реализация Программы будет осуществляться в течение 2016 - 2020 годов в 3 этапа: первый этап - 2016 - 2017 годы; второй этап - 2018 - 2019 годы; третий этап - 2020 год |
Объемы бюджетных ассигнований Программы |
Прогнозируемый объем финансирования мероприятий Программы в ценах соответствующих лет составит 5 332489,4 тыс. рублей, в том числе по годам: 2016 год - 623595,1 тыс. рублей; 2017 год - 915497,1 тыс. рублей; 2018 год - 949661,1 тыс. рублей; 2019 год - 1631941,3 тыс. рублей; 2020 год - 1211794,8 тыс. рублей.
В том числе: из муниципального бюджета 975261,9 тыс. руб., из них по годам: 2016 год - 51123,9 тыс. рублей; 2017 год - 209817,2 тыс. рублей; 2018 год - 221269,3 тыс. рублей; 2019 год - 237101,5 тыс. рублей; 2020 год - 255950 тыс. рублей.
из республиканского бюджета 3542257,0 тыс. руб., из них по годам: 2016 год - 572471,2 тыс. рублей; 2017 год - 612980,3 тыс. рублей; 2018 год - 684602,3 тыс. рублей; 2019 год - 780808,4 тыс. рублей; 2020 год - 891394,8 тыс. рублей.
из бюджетов всех уровней 814970,6 тыс. руб., из них по годам: 2017 год - 92699,6 тыс. рублей; 2018 год - 43789,5 тыс. рублей; 2019 год - 614031,5 тыс. рублей; 2020 год - 64450 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить достижение следующих социально-экономических эффектов: - обеспечение доступности дошкольного образования для 100% детей в возрасте от 3 до 7 лет; - увеличение доли детей 5 - 18 лет, охваченных программами дополнительного образования, до 75%; - доведение отношения среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10% школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10% школ с худшими результатами единого государственного экзамена до 1,7%; - предоставление возможности обучаться в соответствии с основными современными требованиями для 100% обучающихся общеобразовательных организаций; - увеличение численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников в регионе до 33%; - увеличение доли образовательных организаций республики, реализующих программы духовно-нравственной направленности до 100% |
Раздел 1. Общая характеристика системы образования: основные проблемы и прогноз ее развития
Муниципальная Программа "Развитие образования в Рузаевском муниципальном районе" разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года (утверждена Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. N 94-З "О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года").
Основной целью развития Рузаевского муниципального района является повышение конкурентоспособности территории за счет повышения качества жизни населения.
Отрасль образования выступает в качестве одной из основных отраслей, призванных обеспечить высокое качество жизни населения. Ключевые позиции стратегической и бюджетной политики развития образования базируются на общей стратегии развития государства (инвестиции в человека и модернизации социальной сферы), на проводимой в республике бюджетной политике (применение механизмов, стимулирующих организацию к повышению качества оказания услуг, снижение объемов неэффективных расходов, концентрация ресурсов в программной части бюджета образования).
В настоящее время в районе обеспечено стабильное функционирование системы образования и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития.
В системе образования Рузаевского муниципального района 50 муниципальных образовательных организаций с контингентом обучающихся и воспитанников 8718 человек.
В целях повышения эффективности функционирования образовательных организаций в новых социально-экономических и демографических условиях за счет эффективного использования материально-технических, финансовых и кадровых ресурсов продолжается работа по оптимизации сети общеобразовательных организаций.
За последние годы сеть общеобразовательных школ значительно оптимизирована. Однако при этом 38% школ остается малокомплектным.
В целях обеспечения равного доступа к качественному образованию всеми обучающимися создано 17 базовых школ, 4 ресурсных центра, где сконцентрированы лучшие кадровые и материальные ресурсы, ведется целенаправленная работа, позволяющая обеспечить предоставление качественных образовательных услуг.
В результате социально-экономического развития района и реализации мероприятий Программы будет выполнен прогноз развития системы образования Рузаевского муниципального района, представленный в подпрограммах Программы.
На новый уровень вышел процесс выстраивания системы оценки качества работы образовательных организаций: создан Общественный совет по независимой оценке качества работы образовательных организаций, в который вошли представители общественных организаций, Государственного Собрания Республики Мордовия, духовенства.
Реализация Программы позволит расширить возможности для получения качественного образования на всех уровнях, независимо от места жительства, с учетом потребностей разных групп населения, рынка труда, индивидуальных запросов.
Глава 1. Дошкольное, общее и дополнительное образование
По состоянию на 1 сентября 2015 г. в районе функционируют 26 муниципальных дошкольных образовательных организаций с контингентом 2860 человек и групп кратковременного пребывания с контингентом 90 человек. Охват детей дошкольным образованием составляет 68,73%.
В целях обеспечения доступности дошкольного образования для всех категорий граждан развивается сеть образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, за счет строительства новых зданий, эффективного использования имеющихся площадей.
В течение 2012 - 2015 годов построено 3, реконструировано 1, капитально отремонтировано 10 дошкольных образовательных организаций.
Однако 1058 детей в возрасте 0 - 7 лет не охвачено услугами дошкольного образования, в том числе 95 в возрасте от 3 до 7 лет.
На сегодняшний день главная задача, которая стоит перед нами - это активное внедрение вариативных форм дошкольного образования. Основной акцент необходимо сделать на создании групп кратковременного пребывания, открытие группы "Выездной воспитатель" в сельских поселениях, где проживают дети дошкольного возраста, но нет детских садов.
Рузаевский муниципальный район с 2011 года участвует в реализации проекта модернизации системы общего образования. В ходе реализации вышеуказанного проекта значительно повышена готовность общеобразовательных организаций к введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования (включая нормативное и финансовое обеспечение введения в основную образовательную программу занятий по внеурочной деятельности).
С 2009 года 100% муниципальных общеобразовательных организаций переведены на принципы нормативного подушевого финансирования и новую систему оплаты труда, ориентированную на результат, направленную на повышение доходов учителей.
Введение нормативного подушевого финансирования способствовало доведению средств непосредственно в общеобразовательные организации и их эффективному использованию. Каждый учащийся дает школе дополнительные средства, достаточный фонд оплаты труда не только для выплаты гарантированной части заработной платы, но и стимулирующих выплат.
Оптимизированы сеть, штатные расписания образовательных организаций. Достигнута наполняемость классов в общеобразовательных организациях: в городской местности - до 25,2 человек, в сельской местности - до 8,4 человека.
Соблюдается принцип государственно-общественного управления в деятельности образовательных организаций. 100% общеобразовательных организаций имеют органы государственно-общественного управления (управляющие советы, попечительские советы и т. д.).
В целях эффективного перехода всех школ на ФГОС основного общего образования функционируют 2 пилотных школы по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
В ходе модернизации общего образования значительно улучшены инфраструктура, материально-техническое оснащение общеобразовательных организаций в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Проект модернизации системы общего образования позволил увеличить количество автоматизированных рабочих мест учителя и учащихся 1 - 2 классов, обеспечить их интерактивными пособиями и учебным оборудованием для проведения практических работ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. 70% учащихся начальной школы обучаются в современных условиях.
Решена проблема обеспечения 100% учащихся школ бесплатными учебниками.
Повышена транспортная доступность образовательных услуг современного качества для учащихся школ, расположенных в сельской местности. За последние два года приобретены 2 транспортные единицы для подвоза учащихся. В 2012 - 2015 учебном году осуществляется подвоз 432 учащихся в 10 базовых школ на 15 транспортных средствах.
За последние 3 года в 57% школ проведен текущий ремонт. Капитально отремонтировано 12 школ (63% от имеющейся потребности).
Рузаевский муниципальный район принимает участие в дистанционном образовании республики. Продолжена работа по апробации и внедрению новых форм взаимодействия организаций, развитию инфраструктуры социальной мобильности обучающихся на основе развития дистанционных форм обучения. В нее включено 11 учащихся (1,8% от общей численности обучающихся.
Продолжается работа по обеспечению безопасности образовательных организаций за счет оснащения современными средствами пожаротушения и совершенствования школьных коммуникаций, ввода механизмов энергосбережения.
Увеличилась доля образовательных организаций, реализующих программы инклюзивного образования. Однако еще далеко не во всех организациях детям с ограниченными возможностями обеспечивается необходимый уровень психолого-медико-социального сопровождения.
Возможность получения дополнительного образования детьми обеспечивается организациями, подведомственными органам управления в сфере образования. В утвержденных федеральных государственных образовательных стандартах общего образования дополнительное образование присутствует как обязательный компонент обучения.
В системе образования сеть организаций дополнительного образования представлена 3 организациями, в которых занимаются более 8500 детей в возрасте от 5 до 18 лет.
Таким образом, в целом в масштабах района обеспечен высокий уровень доступности образования на всех уровнях: раннее развитие, дошкольное образование, непрерывное образование. Растет внимание к возможностям этих сфер в социализации подрастающего поколения, для удовлетворения потребностей граждан и развития человеческого потенциала.
Вместе с тем негативные тенденции в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия) продолжают иметь место и свидетельствуют о необходимости усиления участия образования в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок.
Одним из важнейших направлений деятельности на сегодняшний день является профилактика социального сиротства.
В настоящее время в районе разработан и успешно реализуется комплекс мер, направленный на устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на различные формы семейного воспитания, как приоритетного направления в решении проблем социального сиротства. Совершенствуются и предпринимаются все методы сохранения ребенка в кровной семье. Специалистами отдела опеки и попечительства несовершеннолетних проводится большая работа с приемными семьями. Ежеквартально проходят заседания Клуба с целью выявления трудностей, с которыми встречаются приемные родители в воспитании детей, решение данных проблем, а также обмен опытом между приемными родителями.
Глава 2. Кадры системы образования
Важным фактором, определяющим качество системы образования, является состояние кадрового потенциала на всех его уровнях.
С целью усиления объективности оценки деятельности руководящих работников в Рузаевском муниципальном районе постановлением администрации утверждены примерные критерии оценки деятельности руководящих работников образовательных организаций в зависимости от результатов и качества труда. С учетом данных критериев во всех общеобразовательных организациях приняты новые положения о стимулирующих выплатах, распределение которых осуществляется с участием управляющих советов.
В системе образования нашего района остается высокой доля учителей пенсионного возраста. Это требует разработки и реализации дополнительных мер, направленных на привлечение в отрасль молодых специалистов.
С целью привлечения молодых учителей со стажем до 5 лет в школы установлены ежемесячные надбавки от 2000 до 4500 тыс. рублей в зависимости от стажа работы.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 17 сентября 2012 г. N 347 "О внесении изменений в Республиканскую целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы" утверждена подпрограмма "Предоставление мер социальной поддержки молодым учителям на возмещение части затрат в связи с получением ипотечного кредита". Данная подпрограмма направлена на получение молодыми учителями ипотечного кредита на приобретение (строительство) жилого помещения, банковская процентная ставка по которому составляет 8,5% годовых, и субсидирование первого взноса в объеме 20% от суммы ипотечного кредита.
В результате проведенных мероприятий доля молодых специалистов в общеобразовательных организациях Рузаевского муниципального района увеличилась до 8,5%.
Финансовая поддержка лучших образцов отечественного образования осуществляется на муниципальном, региональном и федеральном уровнях: педагоги получают ежемесячно премию за подготовку призеров и победителей олимпиад различного уровня в размере от 500 рублей до 5 тыс. рублей.
Обновляется система подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров системы образования.
Программа реализует системный подход к модернизации системы непрерывного профессионального педагогического образования и включает комплекс мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации учителей и руководителей общеобразовательных организаций в соответствии с современными требованиями: нормативное правовое регулирование, развитие кадрового потенциала, обновление финансово-экономических механизмов и материально-техническое обеспечение системы педагогического образования и дополнительного профессионального педагогического образования.
Приоритетами системы повышения квалификации являются готовность педагогов и управленцев к реализации федерального государственного образовательного стандарта; подготовка педагогов к использованию информационно-коммуникационных технологий и современного учебного оборудования; обучение работников системы общего образования, включенных в кадровый резерв; профессиональная переподготовка специалистов по программе "Менеджмент в образовании".
Отрабатываются элементы персонифицированной системы повышения квалификации. Доля учителей, прошедших обучение по новым адресным моделям повышения квалификации и имевших возможность выбора программ обучения, от общей численности учителей составляет 33%.
Развиваются дистанционные формы переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных организаций.
На базе МБОУ "Лицей N 4" функционирует стажировочная площадка для распространения моделей образовательных систем, обеспечивающих доступное и качественное общее образование.
В целях повышения профессиональной компетентности педагогов осуществляется сотрудничество с организациями высшего профессионального образования района и республики.
Раздел 2. Приоритеты политики в сфере образования на период до 2020 года, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов Программы, сроков и этапов ее реализации
Глава 3. Приоритеты политики в сфере реализации Программы
Приоритеты политики в сфере образования Рузаевского муниципального района на период до 2020 года сформированы с учетом целей и задач, представленных в следующих стратегических документах:
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р);
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. N Пр-212);
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации 12 мая 2009 г. N 537);
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р);
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р);
Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1760-р;
федеральная целевая программа развития образования на 2014 - 2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2014 г. N 61);
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 602 "Об обеспечении межнационального согласия";
Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Закон Республики Мордовия от 8 августа 2013 г. N 53-З "Об образовании в Республике Мордовия";
Государственная программа Республики Мордовия "Развитие образования в Республике Мордовия" на 2014 - 2020 годы (утверждена постановлением Правительства Республики Мордовия от 4 октября 2013 г. N 451).
Миссией образования является реализация каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала, и в конечном итоге - социально-экономическое развитие России, Республики Мордовия Рузаевского муниципального района. Для этого сфера образования должна обеспечивать доступность качественных образовательных услуг на протяжении жизни каждого человека. Задачи доступности образования на основных уровнях (общее образование, среднее профессиональное и высшее образование) в России, Республике Мордовия, в том числе и в Рузаевском муниципальном районе, в значительной степени сегодня решены. Исключением пока остается дошкольное образование. Поэтому приоритетом политики на данном этапе развития образования является обеспечение доступности дошкольного образования.
Другим системным приоритетом является повышение качества результатов образования на разных уровнях и обеспечение соответствия образовательных результатов меняющимся запросам населения, а также перспективным задачам развития социально-экономического развития общества и экономики. Речь идет не только об усредненных индивидуальных образовательных результатах, но и о качественных характеристиках, о равенстве возможностей для достижения качественного образовательного результата. Перед системой образования Рузаевского муниципального района стоит задача переосмысления представлений о "качественном" образовании на всех его уровнях, определение того, какие индивидуально усвоенные и коллективно распределенные знания, компетенции, установки являются ключевыми для личной успешности каждого участника образовательного процесса.
Программа должна обеспечивать реализацию государственной политики человеческого развития не только через традиционные институты, но и через всю среду образования и социализации человека. В этой связи системным приоритетом Программы становится развитие сферы непрерывного образования, включающей гибко организованные вариативные формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека.
Современное качество и гибкость могут достигаться только при активном участии всех заинтересованных лиц, включая самих обучающихся, их семьи, работодателей. Поэтому к системным приоритетам системы образования относится модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг, включая обучающихся, их семьи, работодателей и местные сообщества через вовлечение их как в развитие системы образования и управление образовательным процессом, так и непосредственно в образовательную деятельность. Вместе с тем на различных уровнях образования выделяются свои приоритеты, отвечающие сегодняшним проблемам и долгосрочным вызовам. Они подробно описаны в подпрограммах Программы.
Основные мероприятия подпрограмм отражают актуальные и перспективные направления политики в сфере образования.
Наряду с перечисленными приоритетами при формировании основных мероприятий Программы учитывались изменения, отраженные в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации", реализация которого началась с 1 сентября 2013 года.
Стратегической целью муниципальной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного социально ориентированного развития.
Реализация муниципальной политики в данной сфере деятельности будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям:
вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи;
формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи;
гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи.
Глава 4. Цель, задачи и инструменты Программы
Цель Программы сформулирована с учетом положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р) и изменений, произошедших в системе образования за последние годы, Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года (утверждена Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. N 94-З "О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года").
Целью Программы является обеспечение высокого качества образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики.
Задачи Программы:
первая задача - формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Рузаевского муниципального района, посредством:
изменения его структуры, обеспечивающей гражданам возможность получения непрерывного образования;
развития эффективных финансово-экономических механизмов управления (внедрение нормативного финансирования, учитывающего результативность работы организаций; введение эффективного контракта с руководящими и педагогическими кадрами);
обновления методов и технологий обучения;
вторая задача - развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей, включает:
обеспечение доступности качественного общего образования независимо от места жительства, социального и материального положения семей и состояния здоровья обучающихся;
создание современных условий обучения;
развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций;
внедрение и совершенствование современных организационно-экономических механизмов управления образованием;
третья задача - модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования, направленная на всестороннее развитие детей и достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации. Она предусматривает стимулирование качественного труда педагогических работников, внедрение современных стандартов общего образования, обновление содержания, технологий и материальной среды образования, в том числе развитие информационных технологий;
четвертая задача - обновление муниципальной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия. Реализация задачи предусматривает разработку и внедрение мониторинговых исследований в образовании, развитие участия в международных сопоставительных исследованиях качества образования и создание инфраструктуры по выработке решений по повышению качества образования на основе результатов участия, расширение участия работодателей и общественности в оценке качества образования.
Цель и задачи Программы взаимосвязаны с целями и задачами ряда программ.
Основными инструментами реализации Программы являются:
дифференцированное финансовое обеспечение муниципальных заданий образовательных организаций;
поддержка учреждений образования в обмен на обязательства по модернизации;
поддержка программ и инициативных проектов образовательных организаций;
поддержка лучших практик и проектов их распространения;
стимулирование инициативы, активности и самостоятельности отдельных организаций и инновационных сетей.
Степень достижения цели и задач Программы будет определяться на основе целевых индикаторов и показателей, перечень которых приведен в приложении 1 к Программе.
Глава 5. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов Программы
Реализация мероприятий Программы позволит достичь следующих основных результатов:
обеспечение доступности дошкольного образования для 100% детей в возрасте от 3 до 7 лет;
увеличение доли детей 5 - 18 лет, охваченных программами дополнительного образования, до 75%;
доведение отношения среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентах школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентах школ с худшими результатами единого государственного экзамена до 1,7 процента;
предоставление возможности обучаться в соответствии с основными современными требованиями для 100% обучающихся общеобразовательных организаций;
увеличение доли детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в семейные детские дома и патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) организациях всех типов до 88%;
увеличение численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников в районе до 30%;
увеличение доли образовательных организаций Рузаевского муниципального района, реализующих программы духовно-нравственной направленности до 100%.
Глава 6. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы будет осуществляться в 3 этапа:
1 этап - 2016 - 2017 годы;
2 этап - 2018 - 2019 годы;
3 этап - 2020 год.
На первом этапе основные мероприятия Программы будут направлены на создание на всех уровнях образования условий для равного доступа граждан к качественным образовательным услугам.
Будет завершено формирование и внедрение финансово-экономических механизмов обеспечения обязательств государства в сфере образования.
Будет обеспечен вывод инфраструктуры школьного образования на базовый уровень условий образовательного процесса, отвечающих современным требованиям.
Будут реализованы адресные меры ликвидации зон низкого качества образования.
Будут внедрены федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования.
Наряду с этим на первом этапе Программы будет осуществлена поддержка инновационных сетей, включающих исследователей и коллективы инновационных школ, в разработке новых образовательных программ и технологий общего образования.
Особое внимание будет уделено вопросам повышения качества управления образовательными организациями. Именно уровень управления организацией становится самым критичным для успехов, планируемых на первом и последующих этапах преобразований. Поэтому должна быть практически выстроена система переподготовки и укрепления управленческих кадров организаций образования.
Будет решена задача обеспечения информационной прозрачности системы образования для общества.
Это позволит стабилизировать ситуацию в муниципальной системе образования и создать условия для ее устойчивого развития в соответствии с изменяющейся социальной, культурной и технологической средой.
Второй этап Программы будет ориентирован на полноценное использование созданных условий для обеспечения нового качества и конкурентоспособности образования в Рузаевском муниципальном районе.
Переход на эффективный контракт с педагогическими работниками, модернизация системы педагогического образования и повышения квалификации обеспечат на этом этапе качественное обновление педагогического корпуса. Будут сформированы механизмы опережающего обновления содержания образования, а также будет создана высокотехнологичная образовательная среда.
Будут сформированы основные компоненты целостной муниципальной системы оценки качества образования, которая станет основой саморегуляции системы образования и деятельности отдельных институтов.
Будет сформирована с участием общественности независимая система оценки качества работы образовательных организаций, включая введение публичных рейтингов их деятельности.
Будут сформированы современные сети организаций общего и дополнительного образования.
На третьем этапе реализации Программы акцент будет сделан на развитии сферы непрерывного образования, развитии образовательной среды, дальнейшей индивидуализации образовательных программ.
В центре внимания окажется система дополнительного образования, которая будет обеспечивать охват детей и молодежи программами позитивной социализации, поддерживать их самореализацию. В результате сеть образовательных организаций, федеральные государственные образовательные стандарты, система информационной открытости и оценки учебных достижений будут обеспечивать максимальные возможности для выбора и реализации индивидуальных образовательных траекторий.
Раздел 3. Обобщенная характеристика основных мероприятий Программы
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:
организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);
организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации);
создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;
создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя муниципальных образовательных организаций;
обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;
учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района.
Исходя из перечисленных полномочий, в Программе предусмотрены основные мероприятия по реализации в Рузаевском муниципальном районе федеральной государственной образовательной политики в области образования в разрезе подпрограмм.
Подпрограммы Программы состоят из основных мероприятий, которые отражают актуальные и перспективные направления муниципальной политики в сфере образования.
В Программе определены стратегические направления развития муниципальной системы образования.
Рядом основных мероприятий предусмотрено проведение традиционных и формирование новых мероприятий, направленных на развитие творческой, научной, спортивной составляющей деятельности обучающихся.
Обеспечение высокого качества образования связано не только с созданием организационных, кадровых, инфраструктурных, материально-технических и учебно-методических условий. Важной составляющей обеспечения устойчиво высокого качества образовательных услуг и его повышения является объективная и охватывающая все уровни образования система оценки качества.
Наряду с перечисленными мерами при формировании основных мероприятий Программы учитывались изменения, отраженные в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" и Законе Республики Мордовия "Об образовании в Республике Мордовия", и мероприятия, которые необходимо осуществить с целью его реализации, а также мероприятия по обеспечению реализации Программы.
Перечень основных мероприятий Программы представлен в подпрограммах.
В рамках реализации основных мероприятий подпрограмм из республиканского бюджета будет выделена субсидия бюджету Рузаевского муниципального района для стимулирования развития доступности и повышения качества дошкольного образования, общего образования, дополнительного образования детей (условием предоставления такой субсидии будет положительное решение о выделении из республиканского бюджета единой субсидии муниципальным районам на развитие муниципальных образовательных систем):
повышение заработной платы педагогических работников образовательных организаций;
обеспечение распространения результатов комплексных проектов модернизации образования;
внедрение вариативных моделей дошкольного образования;
разработка, апробация и распространение механизмов улучшения работы школ с низкими результатами обучения;
развитие доступного и эффективного дополнительного образования детей и молодежи (продвижение культуры, спорта), адаптация детей-мигрантов и так далее.
Финансирование и реализация соответствующих мероприятий в рамках Программы, а также республиканских целевых программ будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия и местного бюджета Рузаевского муниципального района.
За счет средств республиканского бюджета осуществляется софинансирование расходных обязательств в рамках заключаемых с Министерством образования Республики Мордовия соглашений. При конкурсном распределении средств федерального и республиканского бюджетов будут учитываться достигнутые Рузаевским муниципальным районом результаты по развитию образования и уровень выполнения ранее заключенных с Министерством образования Республики Мордовия соглашений.
Наряду с этим район принимает участие в реализации задач и мероприятий республиканской программы развития образования на 2014 - 2020 годы.
В рамках данной программы предлагается оценивать достижение целевых показателей:
доступность дошкольного образования (отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования);
отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10% школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10% школ с худшими результатами единого государственного экзамена;
охват детей в возрасте 5 - 18 лет программами дополнительного образования (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте 5 - 18 лет);
удовлетворенность населения качеством дошкольного, общего и дополнительного образования;
удельный вес численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями (с учетом федеральных государственных образовательных стандартов), в общей численности обучающихся государственных и муниципальных общеобразовательных организаций;
доля численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников в регионе;
доля образовательных организаций, реализующих программы духовно-нравственной направленности, от их общего количества.
Раздел 4. Обобщенная характеристика мер муниципального регулирования в рамках Программы
Система мер регулирования является универсальной для всех образовательных организаций, обучающихся в данных организациях граждан, независимо от уровня образования.
Меры регулирования основаны на сочетании прямой поддержки (государственное финансирование, поддержка педагогических, научных и научно-педагогических кадров, в том числе сельских учителей, финансовое обеспечение системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а также специальная поддержка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) и косвенного регулирования, к которому относятся меры льготного налогообложения, вычеты из налогов и налогооблагаемой базы для организаций и граждан, государственная поддержка образовательного кредитования, оплата коммунальных услуг для образовательных организаций, жилищно-коммунальных услуг для работников сферы образования, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), льготы по пенсионному обеспечению и продолжительности рабочего времени и отдыха, включая длительные отпуска и другие меры социального обеспечения.
В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" систематизирована поддержка педагогических работников, обучающихся, родителей и законных представителей обучающихся, предусмотрена синхронизация вводимых изменений с изменениями и дополнениями в Трудовой кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и Семейный кодекс Российской Федерации, а также в законы о защите прав ребенка, нормативные правовые документы, регулирующие пенсионное обеспечение и социальную защиту населения.
Эффективность бюджетного финансирования и инвестирования напрямую зависит от конечных результатов.
Раздел 5. Описание мер правового регулирования в рамках Программы
В связи с реализацией Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в течение 2016 - 2020 годов в рамках Программы на основе принятых республиканских нормативных актов будут приняты муниципальные нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию указанного федерального закона, других федеральных нормативных актов.
Раздел 6. Прогноз сводных показателей по этапам реализации Программы (при оказании образовательными организациями муниципальных услуг (работ))
Прогноз сводных показателей включает показатели муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг по реализации образовательных программ всех уровней образования муниципальными образовательными организациями.
Прогноз сводных показателей по этапам реализации Программы представлен в приложении 1 к данной Программе.
Раздел 7. Финансовое обеспечение мероприятий Программы
В рамках Программы наряду с финансовым обеспечением муниципального задания, управления сетью образовательных организаций - участников Программы планируется финансовое обеспечение мероприятий, направленных на стимулирование повышения качества образовательных услуг, развитие перспективных направлений и образовательных организаций и так далее.
Планируемые мероприятия, начиная с 2016 года, в рамках бюджетного процесса будет уточняться финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие системы образования и повышение качества образовательных услуг.
Реализация мероприятий Программы, финансируемых из бюджетов всех уровней, предусматривает конкурсный отбор исполнителей в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Раздел 8. Анализ рисков реализации Программы и описание мер управления рисками ее реализации
К основным рискам реализации Программы относятся:
финансово-экономические риски - недофинансирование мероприятий Программы, в том числе со стороны республиканского бюджета Республики Мордовия, муниципального бюджета, образовательных организаций;
нормативные правовые риски - непринятие или несвоевременное принятие необходимых нормативных актов, влияющих на мероприятия Программы;
организационные и управленческие риски - недостаточная проработка вопросов, решаемых в рамках Программы, недостаточная подготовка управленческого потенциала, неадекватность системы мониторинга реализации Программы, отставание от сроков реализации мероприятий;
социальные риски, связанные с сопротивлением населения, профессиональной общественности и политических партий и движений целям и реализации Госпрограммы.
Финансово-экономические риски связаны с возможным недофинансированием ряда мероприятий, в которых предполагается софинансирование деятельности по достижению целей Программы. Минимизация этих рисков возможна через заключение договоров о реализации мероприятий, направленных на достижение целей Программы, через институционализацию механизмов софинансирования.
Нормативные риски. В Программе заложены мероприятия, направленные на изменения в системе образования, предусмотренные Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации". Реализация ряда мероприятий также зависит от сроков принятия подзаконных актов к Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации".
Устранение (минимизация) рисков связано с качеством планирования реализации Программы, обеспечением мониторинга ее реализации и оперативного внесения необходимых изменений.
Организационные и управленческие риски. Ошибочная организационная схема и слабый управленческий потенциал (в том числе недостаточный уровень квалификации для работ с новыми инструментами) могут приводить к неэффективному управлению процессом реализации Программы, несогласованности действий основного исполнителя и участников Программы, низкому качеству реализации программных мероприятий на муниципальном уровне и уровне образовательных организаций. Устранение риска возможно за счет организации единого координационного органа по реализации Программы и обеспечения постоянного и оперативного мониторинга (в том числе социологического) реализации Программы и ее подпрограмм, а также за счет корректировки программы на основе анализа данных мониторинга. Важным средством снижения риска является проведение аттестации и переподготовка управленческих кадров системы образования, а также опережающая разработка инструментов мониторинга до начала реализации Программы.
Социальные риски могут выражаться в сопротивлении общественности осуществляемым изменениям, связанном с недостаточным освещением в средствах массовой информации целей, задач и планируемых в рамках Программы результатов, с ошибками в реализации мероприятий Программы, с планированием, недостаточно учитывающим социальные последствия. Минимизация названного риска возможна за счет обеспечения широкого привлечения общественности к обсуждению целей, задач и механизмов развития образования, а также публичного освещения хода и результатов реализации Программы. Важно также демонстрировать достижения реализации Программы и формировать группы лидеров.
Снижение риска недостаточного финансирования возможно при обеспечении правильного расчета необходимых объемов средств муниципального бюджета Рузаевского муниципального района и необходимого дополнительного финансирования из республиканского бюджета, а также привлечения внебюджетных источников. Устранение риска недостаточной межуровневой координации возможно через информационное обеспечение, операционное сопровождение реализации Госпрограммы, включающее мониторинг реализации Программы и оперативное консультирование всех ее исполнителей.
Раздел 9. Методика оценки эффективности Программы
Методика оценки эффективности и результативности Программы учитывает, во-первых, степень достижения целей и решения задач Программы в целом и ее подпрограмм, во-вторых, степень соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств муниципального бюджета и, в-третьих, степень реализации мероприятий и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации.
Снижение риска недостаточных управленческих возможностей возможно за счет выделения группы муниципальных образовательных учреждений с недостаточным потенциалом управления и обеспечения консультационной поддержки этих муниципальных учреждений образования.
Оценка степени достижения целей и решения задач Программы в целом осуществляется на основании показателей (индикаторов) достижения целей и решения задач Программы. Показатель степени достижения целей и решения задач Программы в целом рассчитывается по формуле (для каждого года реализации программы):
(1),
где:
- значение показателя степени достижения целей и решения задач Программы в целом;
N - число показателей (индикаторов) достижения целей и решения задач Программы;
- соотношение фактического и планового значения k-го показателя (индикатора) достижения целей и решения задач Программы.
Значение, превышающее единицу, свидетельствует о высокой степени эффективности реализации Программы.
Оценка степени достижения целей и решения задач подпрограмм Программы учитывает показатели (индикаторы) эффективности Программы, показатели степени реализации мероприятий и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации и рассчитывается согласно формуле:
(2),
где:
- значение показателя степени достижения целей и решения задач i-й подпрограммы;
- число показателей (индикаторов) i-й подпрограммы;
- соотношение фактического и планового значения k-го показателя (индикатора) достижения целей и решения задач i-й подпрограммы, т. е. фактические показатели степени реализации мероприятий и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации.
Значения, превышающие единицу, свидетельствуют о высокой степени эффективности реализации подпрограмм.
Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств муниципального бюджета рассчитывается согласно формуле:
(3),
где:
- запланированный объем затрат из средств муниципального бюджета на реализацию Программы;
- фактический объем затрат муниципального бюджета на реализацию Программы.
Значение ЭИС, превышающее единицу, свидетельствует о высокой степени соответствия фактических затрат их запланированному уровню и эффективности использования средств муниципального бюджета.
Общая эффективность и результативность Программы определяется по формуле:
(4),
где:
М - число подпрограмм Программы.
Значения ПР, превышающие единицу, свидетельствуют о высокой эффективности и результативности Программы.
Помимо расчетов по данной методике предполагается проведение оценки эффективности конкретных мероприятий и мер Программы с использованием современных экономических и социологических количественных и качественных методов, используемых в странах Организации экономического сотрудничества и развития.
Приложение 1
к Программе "Развитие образования
в Рузаевском муниципальном районе"
на 2016 - 2020 годы
Сведения о показателях (индикаторах) Программы
N |
Показатель (индикатор) |
Единица измерения |
Значения показателей |
||||
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||
1 |
Доступность дошкольного образования (отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования) |
% |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
2 |
Охват детей в возрасте 5 - 18 лет программами дополнительного образования (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте 5 - 18 лет) |
% |
69 |
70 |
72 |
74 |
75 |
3 |
Отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентах школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентах школ с худшими результатами единого государственного экзамена |
% |
1,78 |
1,76 |
1,74 |
1,72 |
1,7 |
4 |
Удовлетворенность населения качеством дошкольного, общего, дополнительного, и среднего профессионального образования |
% |
77,0 |
78,0 |
79,0 |
80,0 |
80,0 |
5 |
Удельный вес численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями (с учетом федеральных государственных образовательных стандартов), в общей численности обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций |
% |
84 |
86 |
90 |
95 |
100 |
6 |
Доля численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников в регионе |
% |
27,9 |
30,1 |
31,2 |
32,4 |
33,0 |
7 |
Доля образовательных организаций республики, реализующих программы духовно-нравственной направленности, от их общего количества |
% |
50 |
65 |
75 |
90 |
100 |
Постановлением Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 8 декабря 2016 г. N 1472 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение 1
к муниципальной программе"Развитие образования
в Рузаевском муниципальном районе"
на 2016 - 2020 годы
Перечень
мероприятий муниципальной программы "Развитие образования в Рузаевском муниципальном районе" на 2016 - 2020 годы
30 марта, 15 июля, 23 ноября, 8 декабря 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 23 октября 2015 г. N 1479 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие образования в Рузаевском муниципальном районе" на 2016 - 2024 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Рузаевская газета" от 26 октября 2015 г. N 34 (спецвыпуск)
Постановлением Администрации Рузаевского муниципального района от 1 февраля 2023 г. N 39 настоящий документ признан утратившим силу с 11 февраля 2023 г. Действие названного постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 9 января 2023 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 30 декабря 2022 г. N 852
Изменения вступают в силу с 31 декабря 2022 г.
Постановление Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 10 августа 2022 г. N 500
Изменения вступают в силу с 11 августа 2022 г.
Постановление Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 8 апреля 2022 г. N 248
Изменения вступают в силу с 9 апреля 2022 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 21 марта 2022 г.
Постановление Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 26 января 2022 г. N 42
Изменения вступают в силу с 27 января 2022 г.
Постановление Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 18 октября 2021 г. N 631
Изменения вступают в силу с 19 октября 2021 г.
Постановление Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 12 февраля 2021 г. N 69
Изменения вступают в силу с 13 февраля 2021 г.
Постановление Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 23 сентября 2020 г. N 506
Изменения вступают в силу с 24 сентября 2020 г.
Постановление Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 14 сентября 2020 г. N 476
Изменения вступают в силу с 15 сентября 2020 г.
Постановление Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 2 сентября 2020 г. N 445
Изменения вступают в силу с 3 сентября 2020 г.
Постановление Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 27 августа 2020 г. N 422
Изменения вступают в силу 28 августа 2020 г.
Постановление Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 30 июля 2020 г. N 352
Изменения вступают в силу с 31 июля 2020 г.
Постановление Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 29 июня 2020 г. N 298
Изменения вступают в силу с 30 июня 2020 г.
Постановление Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 14 апреля 2020 г. N 204
Изменения вступают в силу с 15 апреля 2020 г.
Постановление Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 29 ноября 2019 г. N 790
Изменения вступают в силу с 29 ноября 2019 г.
Постановление Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 26 июня 2019 г. N 417
Изменения вступают в силу с 26 июня 2019 г.
Постановление Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 25 апреля 2019 г. N 257
Изменения вступают в силу с 25 апреля 2019 г.
Постановление Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 25 марта 2019 г. N 144
Изменения вступают в силу с 25 марта 2019 г.
Постановление Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 1 ноября 2018 г. N 845
Изменения вступают в силу с 1 ноября 2018 г.
Постановление Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 12 сентября 2018 г. N 731
Изменения вступают в силу с 12 сентября 2018 г.
Постановление Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 4 апреля 2018 г. N 273
Изменения вступают в силу с 4 апреля 2018 г.
Постановление Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 29 января 2018 г. N 43
Изменения вступают в силу с 29 января 2018 г.
Постановление Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 13 ноября 2017 г. N 961
Изменения вступают в силу с 13 ноября 2017 г.
Постановление Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 22 июня 2017 г. N 495
Постановление Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 3 марта 2017 г. N 130
Постановление Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 10 февраля 2017 г. N 53
Постановление Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 8 декабря 2016 г. N 1472
Постановление Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 23 ноября 2016 г. N 1410
Постановление Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 15 июля 2016 г. N 861
Постановление Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 30 марта 2016 г. N 385
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления