Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 7
Влияние инновационной политики Российской Федерации на социально-экономическое развития городского округа Саранск
Важным инструментом инновационной политики государства на всех уровня управления является государственно-частное партнерство. В настоящее время оно выступает ключевым элементом стимулирования развития инновационных территориальных кластеров на федеральном уровне, в перечень которых по результатам конкурсного отбора вошел кластер "Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением" Республики Мордовия (протоколы от 13 июня 2012 г. N 18-АК, от 29 июня 2012 г. N 54-ОФ) *(1).
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 11 ноября 2011 г. (протокол N Пр-3484ГС от 22 ноября 2011 г., пункт 2, подпункт "в"), а также решений Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (протокол от 30 января 2012 г. N 1, раздел I, пункт 6) Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями в рамках деятельности Рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (далее - Рабочая группа) подготовлены предложения по мерам государственной поддержки развития инновационных территориальных кластеров.
В качестве основных инструментов поддержки пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров предлагаем определить следующие:
1. Предоставление субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на цели реализации мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных кластеров.
В рамках программ развития пилотных кластеров с учетом оценок их инновационного и производственного потенциала и проработанности представленных программ были сформированы две группы, в первую из которых были включены 14 кластеров, программы развития которых предлагается поддержать через предоставление субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации, на территории которых они базируются.
При этом предполагается выделение из федерального бюджета средств в общем объеме до 5 млрд. рублей ежегодно в течение 5 лет, начиная с 2013 года. Указанные выплаты предлагается осуществлять за счет частичного перераспределения средств, предусматриваемых в настоящее время на обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Указанные субсидии предполагается предоставлять на условиях софинансирования реализации программ развития инновационных территориальных кластеров субъектами Российской Федерации в объеме с учетом уровня их бюджетной обеспеченности.
Субсидии предлагается выделять бюджетам субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены пилотные кластеры первой группы, в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий в рамках поддержки реализации программ развития данных пилотных кластеров, по следующим основным направлениям:
развитие транспортной, энергетической, инженерной, инфраструктуры;
развитие жилищной и социальной инфраструктуры, включая материально-техническую базу здравоохранения, культуры и спорта;
развитие инновационной и образовательной инфраструктуры, выполнение работ и проектов в сфере исследований и разработок, осуществления инновационной деятельности, подготовка и повышение квалификации кадров;
реализация других мероприятий в целях повышения конкурентоспособности организаций-участников кластера и повышения качества жизни на территории базирования кластера.
Ежегодный размер субсидии предлагается определять на основе результатов оценки целесообразности реализации проектов, содержащихся в заявке на предоставление субсидии, с учетом ожидаемых социально-экономических эффектов и утверждать распоряжением Правительства Российской Федерации.
Порядок предоставления субсидий субъектам Российской Федерации на цели реализации мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных кластеров, представляется целесообразным установить постановлением Правительства Российской Федерации, разработку и согласование которого Минэкономразвития России планирует завершить в III квартале 2012 г.
С учетом вышеизложенного Минэкономразвития России предлагает при формировании проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотреть бюджетные ассигнования на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в размере 5 млрд. рублей на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов ежегодно.
2. Обеспечение поддержки реализации мероприятий программ развития пилотных кластеров в рамках федеральных целевых программ и государственных программ Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 Правительству Российской Федерации поручено предусмотреть увязку государственных программ Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", "Развитие авиационной промышленности", "Космическая деятельность России", "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности", "Развитие судостроения", "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности", "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" с формируемыми пилотными проектами инновационных территориальных кластеров.
При этом на основе пилотных программ развития территориальных кластеров субъектами Российской Федерации в настоящее время подготовлены предложения по включению ряда проектов в состав разрабатываемых федеральных целевых программ и государственных программ Российской Федерации, а также действующих федеральных целевых программ в целях обеспечения развития транспортной, энергетической, инженерной, жилищной, социальной, образовательной и инновационной инфраструктуры, финансирования исследований и разработок, осуществления инновационной деятельности.
Общий объем заявленного финансирования реализации указанных проектов, в соответствии с представленными данными, в 2013 - 2018 годах составляет 376,6 млрд. рублей, в т. ч. из средств федерального бюджета - 224,8 млрд. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации - 45,5 млрд. рублей, внебюджетных источников - 106,4 млрд. рублей. При этом объем заявленного финансирования проектов с подготовленной документацией, по оценке пилотных кластеров, составляет 89,4 млрд. рублей, в т. ч. из средств федерального бюджета - 68,1 млрд рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации - 7,5 млрд. рублей, внебюджетных источников - 13,8 млрд. рублей.
3. Привлечение государственных институтов развития к реализации программ развития пилотных кластеров.
В целях привлечения государственных институтов развития к реализации программ развития пилотных кластеров Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российскому фонду технологического развития, ОАО "Роснано", ОАО "Российская венчурная компания", Российскому фонду технологического развития, Фонду развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий, Фонду инфраструктурных и образовательных программ, поручено обеспечить реализацию следующих форм поддержки реализации программ развития пилотных кластеров:
в случае целесообразности заключение соглашений с органами управления пилотных кластеров (или соответствующими муниципальными образованиями, субъектами Российской Федерации) о реализации совместных проектов по содействию развитию инновационной деятельности, в том числе на условиях софинансирования, включая мероприятия по поддержке проведения исследовательских работ и коммерциализации технологий, развитию инновационной инфраструктуры;
содействие выводу инновационной продукции компаний, входящих в состав пилотных кластеров, на внутренний и внешний рынки;
привлечение российских и зарубежных инвесторов к участию в реализации проектов, базирующихся в пилотных кластерах;
разработка и реализация программ переподготовки и повышения квалификации, в том числе совместно с образовательными организациями, расположенными на территориях базирования пилотных кластеров.
4. Стимулирование участия крупных компаний с государственным участием, реализующих программы инновационного развития, перечисленных в перечне поручений Президента Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N Пр-307, а также в решении Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (протокол от 30 января 2012 г. N 1, раздел I, пункт 4), в деятельности пилотных кластеров.
В целях стимулирования спроса крупных компаний с государственным участием, реализующих программы инновационного развития, на инновационную продукцию предприятий-участников кластеров Минэкономразвития России поручено подготовить предложения по внесению дополнений в Методические материалы по формированию системы мониторинга реализации программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий (одобрены решением Рабочей группы, протокол от 29 декабря 2011 г. N 45-АК) с целью обеспечения предоставления компаниями на регулярном основе информации об их участии в деятельности пилотных кластеров.
Представителям государства в компаниях, перечисленных в перечне поручений Президента Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N Пр-307, а также компаний, перечисленных в пункте 4 решения Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (протокол от 30 января 2012 г. N 1, раздел I), поручено обеспечить разработку плана по участию в деятельности инновационных территориальных кластеров, программы развития которых включены в перечень пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров, утверждаемый Правительством Российской Федерации, по приоритетным для компании направлениям технологического развития на 2013 год.
5. Распространение на территории базирования пилотных кластеров части налоговых льгот, которые законодательно предусмотрены для проекта "Сколково".
В целях создания у предприятий-участников кластеров стимулов к осуществлению прорывных инноваций Минэкономразвития России, Минфину России, Минрегиону России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Фондом развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий поручено разработать и представить в Правительство Российской Федерации в установленном порядке проект федерального закона, направленного на распространение на участников пилотных инновационных территориальных кластеров налоговых льгот по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, законодательно предусмотренных для участников проекта "Сколково".
-------------------------------------------
*(1) Проект Перечня направлен на утверждение в Правительство Российской Федерации (письмо от 18 июля 2012 г. N 14767-АБ/Д19и)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.