Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 12 марта 2007 г. N Ф09-1433/07-С6
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 августа 2007 г. N Ф09-1433/07-С6
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 апреля 2007 г. N 4848/07 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Каменска-Уральского Свердловской области на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2007 по делу N А60-21410/06 Арбитражного суда Свердловской области.
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - общество "РЖД") - Горохов Ю.Н. (доверенность от 22.12.2006);
администрации г. Каменска-Уральского Свердловской области (далее - администрация) - Дегтярева О.В. (доверенность от 04.07.2006 N 1687).
Общество "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в неподписании актов приема-передачи, актов осмотра технического состояния, актов передачи денежных средств на капитальный ремонт, проекта договора об обеспечении условий передачи жилищного фонда, перечня и характеристики жилищного фонда, переданных главе администрации муниципального образования "Город Каменск-Уральский" сопроводительным письмом от 29.05.2006 N НГЧ-10/662/1 и обязании ответчика подписать данные документы. Также заявитель просил обязать администрацию г. Каменска-Уральского Свердловской области принять в муниципальную собственность 46 жилых домов, расположенных по адресам: г. Каменск-Уральский, ул. Привокзальная, д. 9, 33, 35, 47, 53, 55, 57, 59, 61, 65, 67, 85; ул. Северный проезд, д. 1; ул. 1-я Синарская, д. 16; ул. 97-й км, д. 1, 2, 3; 100-й км, д. 1, 1б, 1а, 2, 3, 4, 5; о. п. 7-й км, д. 1, 2, 3, 5, 6; ст. УАЗ, д. 1, 2, 6, 7, 8, 10, 23, ст. Кунавино, д. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11 (с учетом принятых судом уточнений заявленных требований).
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 26.09.2006 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области (далее - агентство).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.10.2006 (резолютивная часть от 19.10.2006) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2007 решение отменено, требования заявителя удовлетворены в части признания незаконным бездействия администрации муниципального образования "Город Каменск-Уральский", выразившегося в неподписании актов приема-передачи, актов осмотра технического состояния, актов передачи денежных средств на капитальный ремонт, проекта договора об обеспечении условий передачи жилищного фонда, перечня и характеристики жилищного фонда, переданных главе администрации муниципального образования "Город Каменск-Уральский" сопроводительным письмом от 29.05.2006 N НГЧ-10/662/1, как противоречащего постановлению Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 и п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации..." (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), и обязания ответчика подписать данные документы. Также суд обязал администрацию муниципального образования "Город Каменск-Уральский" принять в муниципальную собственность 46 жилых домов, расположенных по адресам: г. Каменск-Уральский, ул. Привокзальная, д. 9, 33, 35, 47, 53, 55, 57, 59, 61, 65, 67, 85; ул. Северный проезд, д. 1; ул. 1-я Синарская, д. 16; ул. 97-й км, д. 1, 2, 3; 100-й км, д. 1, 1б, 1а, 2, 3, 4, 5; о. п. 7-й км, д. 1, 2, 3, 5, 6; ст. УАЗ, д. 1, 2, 6, 7, 8, 10, 23, ст. Кунавино, д. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11. В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказано.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, администрация просит постановление отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на несоответствие вывода суда о бездействии ответчика обстоятельствам дела, неприменение судом норм права, подлежащих применению (ч. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ, ст. 133 Конституции Российской Федерации и ст. 9 Федерального закона от 25.09.1997 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", неправильное толкование п. 5 Положения "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 (далее - Положение), Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы, Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1).
В отзыве на кассационную жалобу общество "РЖД" просит оставить обжалуемое постановление без изменения ввиду необоснованности доводов заявителя.
Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на основании доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, общество "РЖД" 30.05.2006 обратилось к главе администрации с просьбой принять названные выше 46 жилых домов, находящихся на его балансе, в муниципальную собственность (письмо от 29.05.2006 N НГЧ-10/662/1). К заявлению общество приложило проект договора об обеспечении условий передачи жилищного фонда, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность; перечень и характеристику жилого фонда, находящегося в обременении Егоршинской дистанции гражданских сооружений; акты приема-передачи; акты осмотра технического состояния, акты передачи денежных средств на капитальный ремонт по каждому дому.
Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского в письме от 04.07.2006 N 1142 сообщил обществу "РЖД" о том, что муниципальное образование не может осуществить приемку указанных жилых домов от общества в муниципальную собственность, поскольку не урегулирован вопрос о финансировании затрат по отселению граждан, проживающих в ветхих домах, расчет средств на финансирование капитального ремонта жилого фонда составлен без учета состояния вышеуказанных домов, а также не представлена техническая документация по инженерным сетям и земельным участкам и возвратил представленные документы заявителю в неподписанном виде.
Ссылаясь на то, что ответчик обязан принять спорные объекты в муниципальную собственность в силу приложения 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.1993 N 1325 "О финансировании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых в ведение местных органов исполнительной власти при приватизации предприятий", п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235, распоряжения Правительства Российской Федерации от 20.08.2002 N 1155-р "О прогнозном плане (программе) приватизации федерального имущества на 2003 г.", распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.10.2002 N 1453-р, распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации от 08.04.2004 N 1499-р/110а/Т-92р, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Город Каменск-Уральский".
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что ни Федеральным законом от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", ни постановлением Правительства от 18.09.2003 N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги", ни распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации от 08.04.2004 N 1499-р/110а/Т-92р не установлено, в собственность какого уровня подлежат передаче названные выше объекты, не внесенные в уставный капитал общества "РЖД" в процессе приватизации. Кроме того, в нарушение п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 уполномоченным органом не было принято решение о передаче спорных домов в муниципальную собственность г. Каменска-Уральского, то есть не был соблюден установленный законом порядок их передачи. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235, утратившее силу на момент принятия судебного решения, а также постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.1993 N 1325 и распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.10.2002 N 1453-р суд признал не подлежащими применению.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение, принятое судом первой инстанции, и частично удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 г. N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги", принятого в соответствии со ст. 3, 4 Федерального закона от 27.02.2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения в его уставный капитал единого хозяйствующего субъекта было создано открытое акционерное общество "Российские железные дороги".
Во исполнение п. 7 вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации совместным распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации от 08.04.2004 г. N 1499-р/110а/Т-92р утвержден перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта и подлежащих передаче в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность (приложение N 1 к распоряжению).
Согласно выписке из приложения N 1 к данному распоряжению в названный перечень включены 46 спорных жилых дома, находящихся в г. Каменске-Уральском Свердловской области.
В соответствии с п. 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к настоящему постановлению, в частности, объекты жилого и нежилого фонда, за исключением входящих в состав имущества приватизируемых предприятий, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
В силу п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. N 235 передаче в муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включенные в состав приватизируемого имущества предприятий.
Пунктом 5 Положения установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в собственность которых передаются вышеуказанные объекты, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи по утверждаемой Министерством строительства Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации форме.
Приказом Министерства строительства и Министерства финансов Российской Федерации "Об утверждении технической документации и актов приема-передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную (муниципальную) собственность" от 06.06.2005 N 17-72 утверждены формы таких документов, в том числе акт приема-передачи средств на финансирование капитального ремонта жилищного фонда.
В силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.10.1992 г. N 1453-р обязательной передаче в муниципальную собственность до 31.12.2004 подлежат объекты жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, находящиеся в федеральной собственности.
Руководствуясь названными правовыми актами, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что указанные выше жилые дома, не включенные в состав приватизируемого имущества истца, подлежат передаче в муниципальную собственность и на органы местного самоуправления возлагается обязанность по их принятию, которая не обусловлена никакими обстоятельствами. При этом суд верно указал, что факт отмены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2006 г. N 437 ряда распоряжений и постановлений Правительства Российской Федерации о передаче объектов из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность не повлиял на обязанность ответчика принять в муниципальную собственность жилой фонд, не вошедший в состав имущества приватизируемых предприятий, так как постановление Верховного Совета РФ N 3020-1, которым предусмотрена передача в муниципальную собственность объектов государственной собственности, указанных в приложении N 3, независимо о того, на чьем балансе они находятся, является действующим.
Установив факт бездействия ответчика, выразившегося в неподписании актов приема-передачи, актов осмотра технического состояния, актов передачи денежных средств на капитальный ремонт, перечня и характеристики жилищного фонда, переданных главе администрации муниципального образования "Город Каменск-Уральский" сопроводительным письмом от 29.05.2006 г. N НГЧ-10/662/1, суд верно указал, что данное бездействие противоречит положениям постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. N 235, действовавшего на момент обращения истца к ответчику с просьбой о принятии спорных жилых домов в муниципальную собственность, а также п. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ, в связи с чем признал его незаконным и обязал ответчика выполнить обязанность по принятию в муниципальную собственность перечисленных выше жилых домов. Поскольку техническая документация и акты приема-передачи, составленные по форме, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации, подлежат подписанию как истцом, так и ответчиком, то требования истца об обязании ответчика подписать данные документы суд также обоснованно удовлетворил.
Наряду с этим суд верно указал, что требование о подписании проекта договора об обеспечении условий передачи жилищного фонда удовлетворению не подлежит в силу п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку обязанность ответчика подписать указанный договор ни Гражданским кодексом Российской Федерации, ни вышеуказанными правовыми актами не предусмотрена.
Между тем в резолютивную часть постановления суд апелляционной инстанции ошибочно включил вывод о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Город Каменск-Уральский", выразившегося в неподписании проекта договора об обеспечении условий передачи жилищного фонда, и обязании ответчика подписать данный проект, перечислив проект договора об обеспечении условий передачи жилищного фонда в ряду иных документов, переданных главе администрации муниципального образования "Город Каменск-Уральский". Учитывая, что данный вывод противоречит выводам суда, содержащимся в мотивировочной части постановления, суд кассационной инстанции считает необходимым изменить постановление суда, исключив из второго абзаца его резолютивной части фразу: "проекта договора об обеспечении условий передачи жилищного фонда".
Доводы заявителя кассационной жалобы о несоответствии выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам и неправильном применении судом норм материального права подлежат отклонению. Выводы суда апелляционной инстанции сделаны на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2007 по делу N А60-21410/06 Арбитражного суда Свердловской области изменить.
Исключить из резолютивной части постановления фразу "проекта договора об обеспечении условий передачи жилищного фонда".
В остальной части постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 марта 2007 г. N Ф09-1433/07-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника