Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 16 октября 2006 г. N Ф09-9096/06-С5
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 декабря 2008 г. N Ф09-2058/08-С4
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 мая 2008 г. N Ф09-2058/08-С4
См. также Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 апреля 2008 г. N Ф09-2058/08-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Думы Добрянского городского поселения Пермского края на решение суда первой инстанции от 04.08.2006 (резолютивная часть от 25.07.2006) Арбитражного суда Пермской области по делу N А50-10066/2006.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Комфортсервис" (далее - ООО "Комфортсервис") - Лысенко А.А. (доверенность от 26.02.2006);
Думы Добрянского городского поселения Пермского края - Гурьева С.В., начальник юридического отдела (доверенность от 13.10.2006 N 22).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
ООО "Комфортсервис" обратилось в Арбитражный суд Пермской области с заявлением о признании недействующим решения Думы Добрянского городского поселения Пермского края от 04.03.2006 N 76 в части тарифов на жилищные услуги для населения (содержание жилья - благоустроенные дома ЖЭУ 1-4), опубликованного в газете "Добрянский вестник" от 10.03.2006 N 10 (105).
Судом принято уточнение заявителем требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявитель просил признать недействующим п. 1 решения Думы Добрянского городского поселения Пермского края от 04.03.2006 N 76 в части пп. 1 (приложение N 1) - содержание площади, первая строка - благоустроенные дома ЖЭУ 1-4.
Определением от 16.06.2006 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Региональная энергетическая комиссия Пермской области и Администрация Добрянского городского поселения.
Решением суда первой инстанции от 04.08.2006 (резолютивная часть от 25.07.2006) решение Думы Добрянского городского поселения от 04.03.2006 N 76 в части приложения N 1, пп. 1, содержание площади, первая строка - благоустроенные дома ЖЭУ 1-4, признано недействующим, как не соответствующее ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и Основам ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2004 N 89.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Дума Добрянского городского поселения Пермского края просит решение суда первой инстанции отменить, передать дело на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов арбитражного суда обстоятельствам дела, неправильное применение ст. 4, п. 6 ст. 14, ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 4, 5 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Законность решения суда первой инстанции проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции, решением Думы Добрянского городского поселения от 04.03.2006 N 76 утверждены тарифы на жилищные услуги для населения Добрянского городского поселения на 2006 г. В приложении N 1 к указанному решению установлен тариф на услуги по содержанию жилья (содержание площади) населению (полная стоимость услуг) для благоустроенных домов ЖЭУ 1-4 в размере 9 руб. 51 коп. на 1 кв.м. Принятое решение опубликовано в газете "Добрянский вестник" от 10.03.2006 N 10 (105).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" к полномочиям Правительства Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок в соответствии с данным Федеральным законом отнесены утверждение основ ценообразования и правил регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением, ежегодно устанавливает предельные индексы в среднем по субъектам Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с предельными индексами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, устанавливают предельные индексы по муниципальным образованиям (ч. 3 ст. 4 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса").
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 5 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" представительные органы муниципальных образований устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
Органы местного самоуправления осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей; устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования (подп. 6, 7 п. 2 ст. 5 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса").
В соответствии с указанными нормами Правительство Российской Федерации постановлением от 17.02.2004 N 89 утвердило Основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которыми установлено, что методом установления цен и тарифов является метод экономической обоснованности (п. 5), дополнительным методом является метод индексации, согласно которому цены и тарифы, установленные с использованием метода экономической обоснованности, меняются с учетом индексов-дефляторов, устанавливаемых Министерством экономического развития и торговли (п. 6). Цены и тарифы применяются при определении в соответствии с законодательством Российской Федерации размеров платы населения за оказанные услуги по содержанию и ремонту жилья (п. 13).
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 27.10.2005 N 277 на 2006 г. коэффициент-дефлятор К1 установлен равным 1,132.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 стоимость жилищно-коммунальных услуг в составе федеральных стандартов предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м. общей площади жилья в месяц на 2006 г. для Пермской области установлена в размере 38,4 руб.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.12.2005 N 853-э/4 утверждены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок в среднем по субъектам Российской Федерации на 2006 г., в том числе для Пермского края - 120%.
Правление региональной энергетической комиссии Пермской области постановлением от 09.02.2006 N 1 утвердило предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок в среднем по муниципальным образованиям Пермского края. Для муниципального образования г. Добрянка установлен индекс в размере 117,5%.
Решением Добрянской городской думы Пермской области от 26.10.2005 N 575 полномочия рассмотрения, согласования и утверждения тарифов на жилищно-коммунальные услуги на 2006 г. переданы представительным органам городских, сельских поселений Добрянского муниципального района, в том числе по г. Добрянке - Думе Добрянского городского поселения.
В соответствии с п. 7 ст. 156 и п. 4 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирных домах определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно п. 17 Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства установление цен и тарифов осуществляется с учетом заключения независимой экспертизы.
Заявитель представил в суд первой инстанции экспертное заключение ООО "Инвест-Аудит" от 12.09.2005 по результатам проведения экспертизы экономического обоснования тарифов на содержание жилищного фонда на 2006 г. ООО "Комфортсервис", расчет стоимости технического обслуживания 1 кв.м жилья в 2006 г., а также документы, подтверждающие направление данных документов и соответствующих предложений муниципальным органам.
Согласно представленным заявителем документам по сравнению с 2005 г. расходы ООО "Комфортсервис" на осуществление технического обслуживания жилищного фонда в 2006 г. возросли с 9,51 руб. до 11,152 руб. за 1 кв.м, то есть на 12 процентов.
В соответствии с подп. "а" п. 16 Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства изменение более чем на 5 процентов суммарных расходов организаций на осуществление регулируемой деятельности по сравнению с расходами, принятыми при расчете цен и тарифов на предыдущий расчетный период регулирования, является основанием для установления цен и тарифов.
Расчеты ООО "Комфортсервис" Думой Добрянского городского поселения Пермского края не опровергнуты, заключения независимой экспертизы, подтверждающего обоснованность установленного Думой Добрянского городского поселения Пермского края тарифа на 2006 г. в размере 9 руб. 51 коп. на 1 кв.м, не представлено.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности Думой Добрянского городского поселения Пермского края в соответствии с ч. 6 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерности решения от 04.03.2006 N 76 в обжалуемой части.
Решение Думы Добрянского городского поселения от 04.03.2006 N 76 в указанной части правомерно признано недействующим, как не соответствующее ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и Основам ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение суда первой инстанции от 04.08.2006 (резолютивная часть от 25.07.2006) Арбитражного суда Пермской области по делу N А50-10066/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу Думы Добрянского городского поселения Пермского края - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 октября 2006 г. N Ф09-9096/06-С5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника