756. Налоговая инспекция требует от нашего предприятия ежеквартально представлять полный перечень организаций-дебиторов, при этом предприятие задолженности перед бюджетом не имеет. Правомерно ли требование ГНИ?
На наш взгляд, Ваше несогласие с требованием ГНИ вполне обосновано. Обязанность ежеквартально представлять в налоговые органы перечни организаций-дебиторов и сведения о суммах их задолженности (как просроченной, так и непросроченной) возложена только на те юридические лица, которые имеют задолженность перед бюджетами по уплате налогов и иных обязательных платежей (т.е. исключительно на недоимщиков). Этот вывод следует из пунктов 1, 2 Порядка бесспорного взыскания недоимки по платежам в бюджет в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов, утвержденного письмом Госналогслужбы РФ от 28.02.94 N НИ-4-13/33н, Минфина РФ от 01.03.94 N 03-01-07 и Центробанка РФ от 01.03.94 N 80, а также из Перечня форм отчетности, представляемых налогоплательщиками-организациями в налоговые органы (приложение 5 к Методическим указаниям для государственных налоговых инспекций по осуществлению справочно-информационного обслуживания налогоплательщиков, утвержденным письмом Госналогслужбы РФ от 22.07.96 N ПВ-6-12/501).
Между тем следует иметь в виду, что законодательством о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации установлена необходимость представления к концу года всеми налогоплательщиками (как являющимися, так и не являющимися недоимщиками) сведений об организациях-дебиторах, имеющих наибольшую задолженность перед ними. Это требование следует из Справки к разделу 2 формы N 5 Приложения к годовому бухгалтерскому балансу, утвержденному Приказом Минфина РФ от 12.11.96 N 97 "О годовой бухгалтерской отчетности". В данном разделе Приложения к балансу предприятиями указываются наименования организаций-дебиторов, остаток их задолженности на конец года, а также особо выделяется задолженность, срок которой составляет более трех месяцев.
Вполне очевидно, что данное требование к составу годовой бухгалтерской отчетности введено с целью облегчения работы налоговых органов по взысканию выявленных по концу отчетного года недоимок по платежам в бюджеты в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов. Напомним, что подобная возможность предоставлена органам налоговой службы п. 29 указа Президента РФ от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и взаимоотношениях бюджетов различных уровней".
Между тем следует подчеркнуть, что в соответствии с п. 1 приказа Минфина РФ от 03.02.97 N 8 "О квартальной бухгалтерской отчетности организаций" в состав квартальной бухгалтерской отчетности форма N 5 не включена, в связи с чем можно сделать вывод о том, что представление налоговой инспекции сведений об организациях-дебиторах и суммах их задолженности в каждом квартале текущего года не является обязанностью предприятий, не имеющих долгов перед бюджетом по уплате налогов и иных обязательных платежей.
Ю. Камфер
Выпуск 24, декабрь 1997 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".