Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Саратовской области
от 8 декабря 2006 г. N 388-П
Концепция
информатизации Саратовской области до 2010 года
Введение
Саратовская область - экономически и социально развитый регион России, для эффективного управления которым необходима полная, достоверная и своевременная информация.
Информация превратилась в один из главных стратегических ресурсов общества. Он может использоваться для удовлетворения информационных потребностей общества во всех сферах деятельности, улучшения условий жизни населения, повышения эффективности промышленного производства, содействия позитивному развитию социально-политических отношений в государстве.
Полномасштабное вовлечение России в процесс формирования глобального информационного общества активизировало развитие инфраструктуры единого информационного пространства страны, привело к существенным позитивным изменениям в информационном обеспечении государственной политики.
В Российской Федерации происходит массовое внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность государственных и муниципальных органов власти.
Сегодня информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - это механизм, с помощью которого можно достичь принципиально нового уровня прозрачности, подконтрольности и оперативности деятельности органов государственной власти, что является ключевым фактором экономического роста, повышения конкурентоспособности государства в условиях глобального процесса построения информационного общества. Данный процесс принято называть "построение электронного государства". Информационно-коммуникационные технологии - главный механизм, с помощью которого можно модернизировать систему госуправления и способствовать формированию гражданского общества. ИКТ играют ключевую роль в обеспечении открытости государства, соблюдения прав граждан на информацию.
Информационно-коммуникационные технологии открывают принципиально новые возможности для повышения качества образования и обеспечения условий для реализации конституционных прав граждан на получение равных возможностей для получения современного образования всех уровней и ступеней.
Одной из функций органов государственной власти является организация государственного учета - сбор, хранение и передача информации. Без упорядочивания государственных систем учета невозможно перейти к повсеместному оказанию услуг в соответствии с идеологией административной реформы. Внедрение информационных технологий должно сыграть ключевую роль в решении этой задачи.
Концепция информатизации Саратовской области до 2010 года (далее - Концепция) позволит осуществить переход от технологического характера информатизации ("оснащенность" компьютерами) к политическим, экономическим и социальным приоритетам (прозрачность и подотчетность государства, его эффективность).
Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Устав (Основной Закон) Саратовской области, законы и другие нормативно-правовые акты Саратовской области, регламентирующие вопросы развития информатизации и использования информационных технологий:
Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
Федеральный закон "Об электронной цифровой подписи";
Федеральный закон "О связи";
Федеральный закон "О персональных данных";
Программа социально-экономического развития Саратовской области на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденная Законом Саратовской области от 26 декабря 2005 года N 140-ЗСО;
Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года N 65;
Концепция региональной информатизации до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 года N 1024-р;
Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 года N 1244-р;
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 года, N Пр-1895.
В определении роли информатизации в совершенствовании существующей системы государственного управления Концепция опирается также на основные положения Послания Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2005 года.
Цели и задачи Концепции определены в соответствии с приоритетами социально-экономической политики Российской Федерации и Саратовской области.
Эффективная реализация Концепции обеспечивается совершенствованием областной нормативной правовой базы, направленной на принятие нормативных правовых актов, регулирующих создание и эксплуатацию информационных систем, обеспечением их совместимости, установлением единообразных требований по информационной безопасности.
Обеспечение мониторинга и анализа хода реализации Концепции осуществляется в соответствии с системой мониторинга, разрабатываемой в ходе реализации Концепции.
В настоящей Концепции используются следующие основные понятия:
информация - сведения, сообщения или данные независимо от способа их поиска, хранения, обработки, предоставления или распространения;
информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;
информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены;
"электронное правительство" - комплекс государственных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих поддержку деятельности органов государственной власти области и органов местного самоуправления, а также объединяющей общей информационно-технологической инфраструктуры области. Позволяет использовать информационно-коммуникационные технологии для оказания государственных услуг, совершенствования взаимоотношений с гражданами и организациями, между органами государственной власти, а также их внутренних процедур деятельности;
информационное общество - новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительными чертами информационного общества являются: увеличение роли информации и знаний в жизни общества; возрастание доли информационных коммуникаций; создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах. Информационное общество - современный тип общества, где ведущую роль приобретают информационные технологии и средства массовой коммуникации. Информационное общество отличается от общества, в котором преобладают традиционная промышленность и сфера услуг, тем, что информация, знания, информационные услуги и все отрасли, связанные с их производством (телекоммуникационная, компьютерная, телевизионная), растут более быстрыми темпами, являются источником новых рабочих мест, становятся доминирующими в экономическом развитии.
1. Тенденции информатизации органов власти Саратовской области
В настоящее время в Саратовской области сложилась благоприятная ситуация для проведения работ в области информатизации органов власти, закладываются основы создания современной информационно-технологической и организационной инфраструктуры информатизации. Существует и ряд проблем. Недостаточная координация разработок привела к тому, что ведомственные подразделения областных и муниципальных органов управления зачастую формируют информационные ресурсы независимо друг от друга, действуя либо в инициативном порядке, либо в рамках программ ведомственного характера. Необходим переход от информатизации отдельных органов управления к созданию интегрированных территориальных информационных систем, а также функциональной архитектуры информатизации области, организации централизованного управления процессами информатизации.
О создании и ведении Единого реестра информационных систем органов исполнительной власти Саратовской области, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Саратовской области см. постановление Правительства Саратовской области от 9 марта 2007 г. N 111-П
В Правительстве области разработан ряд правовых актов, затрагивающих сферу информатизации органов государственной власти области, к числу которых относятся:
распоряжение Губернатора Саратовской области от 25 июля 1997 года N 951-р "О программе создания и ведения единой базы данных "Саратовское региональное законодательство";
распоряжение Правительства Саратовской области от 23 июля 2004 года N 199-Пр "О создании единой системы электронного документооборота в органах исполнительной власти Саратовской области";
Закон Саратовской области от 26 декабря 2005 года N 140-ЗСО "Об утверждении Программы социально-экономического развития Саратовской области на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы)";
распоряжение Губернатора Саратовской области от 17 апреля 2006 года N 272-р "О рабочей группе по реализации концепции единой государственной системы управления и передачи данных".
Эти и другие документы, однако, не полностью регламентируют сферу информатизации органов власти области. Целые блоки вопросов не охвачены правовым полем. Необходим единый подход к созданию нормативной правовой базы информатизации, постоянный мониторинг, анализ ситуации и оперативное решение возникающих проблем. Появление все новых и новых технологических возможностей значительно опережает развитие законодательства.
В области реализуется ряд областных целевых программ, включающих мероприятия по информатизации:
областная целевая программа "Создание автоматизированной информационной системы "Электронный социальный регистр населения Саратовской области" на 2006-2007 годы;
областная целевая программа "Развитие культуры" на 2006-2008 годы;
областная целевая программа "Дети Саратовской области" на 2004-2006 годы;
областная целевая программа "Развитие образования" на 2006-2008 годы;
областная целевая программа "Развитие местного самоуправления в Саратовской области на 2006-2008 годы";
областная целевая программа "Проведение административной реформы в Саратовской области в 2007-2008 годах";
областная целевая программа "Создание системы кадастра недвижимости в Саратовской области на 2007-2011 годы".
Перечисленные проекты реализуются порой независимо друг от друга, зачастую дублируют проводимые работы. Концепция призвана служить объединяющим фактором для всех программ, она позволит осуществить системный подход к процессу построения областного сегмента "электронного правительства".
Существует конгломерат разнородных информационных ресурсов органов власти области и органов местного самоуправления, отличных по виду носителей, характеру содержащейся информации, функциональному назначению, ведомственной принадлежности и форме собственности, не обладающих единым управлением и возможностью оперативного информационного взаимодействия. К их числу следует отнести:
файловые хранилища документов в электронном виде;
информационно-справочные системы структурных подразделений;
системы документооборота, ограниченные ведомственной принадлежностью;
отраслевые базы и банки данных, не имеющие общего стандартизированного списка пересекающихся показателей и характеристик, основанные на различных, не совместимых друг с другом платформах;
программные продукты, выполненные на заказ для решения узкоспециализированных задач, выходные формы которых не допускают дальнейшей обработки.
Реализация Концепции предполагает разработку единого комплекса программных средств на современной технологической платформе, поддерживающего задачи, решаемые органами власти области, а также создание системы единых регламентов и стандартов информационного обмена между программными средствами, обеспечивающей их тесную интеграцию.
2. Характеристика состояния информатизации некоторых органов власти Саратовской области
2.1. Характеристика состояния информатизации Правительства Саратовской области
В органах исполнительной власти Саратовской области широко используются Интернет и Интранет-технологии.
Доступ в Интернет организован как стандартный сервис корпоративной сети Правительства области, обеспечивается с рабочих мест сотрудников органов исполнительной власти и широко используется в их повседневной деятельности для поиска и анализа информации.
Правительство Саратовской области представлено в сети Интернет официальным сервером www.saratov.gov.ru, который содержит большой объем информации о регионе (общие сведения, структура органов власти, информация о районах области, культура, сведения о вакансиях в органах исполнительной власти области, информация о размещении государственного заказа, новостные каналы и др.).
Система электронной почты органов исполнительной власти построена на основе стандартов Интернет с использованием корпоративного решения Microsoft, основой которого служит сервер электронной почты на базе MS Exchange 2003, насчитывающий около 1400 пользователей.
Основными и наиболее востребованными информационными ресурсами органов исполнительной власти области являются постоянно обновляющиеся нормативно-правовые базы данных, информационные ресурсы и базы данных отраслевых министерств и структурных подразделений Правительства области.
В структурных подразделениях Правительства идет процесс внедрения специализированных систем масштаба предприятия:
система электронного документооборота, состоящая из подсистем "Служебная корреспонденция", "Контроль исполнения документов", "Электронная протокольная служба", "Электронный банк документов", "Центральная справочная система", "Система подготовки документов", "Письма и обращения граждан";
в министерстве финансов области и финансовых органах муниципальных районов и городских округов области установлено единое программное обеспечение АС "Бюджет", которое позволяет ежедневно предоставлять в министерство финансов области информацию по планированию и исполнению бюджета в автоматизированном виде без значительных затрат рабочего времени. Финансовые органы муниципальных образований области и министерство финансов области используют единое программное обеспечение. В базе данных министерства финансов области при помощи программного комплекса "Удаленное рабочее место" работают главные распорядители и получатели бюджетных средств. Передача финансовой информации осуществляется в электронном виде по каналам связи. В настоящее время ведется работа по установке программного обеспечения получателям средств областного бюджета, расположенным на территории г. Саратова и муниципальных образований области. С 2006 года кассовые выплаты из областного бюджета осуществляются с единого счета областного бюджета, что позволяет ежедневно отслеживать информацию о кассовых расходах по всем получателям средств областного бюджета;
в управлении делами Правительства области с начала 2005 года запущена в эксплуатацию автоматизированная система управления финансами на базе корпоративной информационной системы "Галактика". Планируется ее внедрение в подведомственных управлению делами подразделениях для обеспечения единого стандарта финансового учета. В других министерствах и ведомствах Правительства области используются финансовые системы "Парус" и "1С";
министерство экономического развития и торговли области внедряет автоматизированную информационную систему "АИС-Регион" для прогнозирования социально-экономических процессов. Она представляет собой упорядоченное хранилище данных и позволяет осуществлять имитационное моделирование социально-экономических процессов. Система служит инструментом в опытных разработках прогноза социально-экономического развития области;
министерство здравоохранения и социальной поддержки области внедряет АИС "Электронный социальный регистр области", которая позволит вести максимально полный и достоверный учет граждан, нуждающихся в социальной поддержке со стороны государства, обеспечить адресность социальной помощи, осуществить централизованный контроль правомерности предоставления организациями льготных услуг гражданам Саратовской области.
Таким образом, можно сделать вывод о потенциальной готовности системы органов исполнительной власти Саратовской области к внедрению информационно-коммуникационных технологий в качестве одного из основных инструментов в принятии управленческих решений в социально-экономическом развитии Саратовской области.
Следует отметить, что на уровне Правительства области и его структурных подразделений, по сравнению с районами области, имеет место ярко выраженная концентрация телекоммуникационных и информационных ресурсов.
2.2. Характеристика состояния информатизации Саратовской областной Думы
В Саратовской областной Думе создана и постоянно развивается собственная локальная компьютерная сеть, которая связана с сетью Правительства области выделенным каналом связи. Обеспечена работа депутатов и сотрудников аппарата с системами нормативно-правовой информации. Используется комплексное решение для учета и управления "Предприятие" и "Зарплата и кадры".
Осуществляется формирование, развитие и актуализация электронного архива документов областной Думы (постановлений, законов и вводящих их в действие распоряжений Губернатора области). С этой целью используется внедренная в 1999 году система электронного документооборота. В электронном архиве наряду с карточками с атрибутивной информацией хранятся полные тексты документов, в которые регулярно вносятся принимаемые изменения.
С 1999 года работает официальный сайт Саратовской областной Думы www.srd.ru. Систематически проводятся опросы его посетителей по различным аспектам, связанным с деятельностью областной Думы. Работает общественная интернет-приемная, в которой граждане могут получить квалифицированные ответы на интересующие их вопросы.
Большое внимание уделяется информационной безопасности. Закуплен программный комплекс по обеспечению защиты локальных сетей организаций со стороны Интернет, с конца 2004 года началась его эксплуатация.
Саратовская областная Дума вошла в первоначальный перечень из 27 региональных парламентов, подключаемых к компьютерным сетям в соответствии с федеральной целевой программой "Электронная Россия (2002-2010 годы)". В ноябре 2004 года завершена настройка установленного оборудования. У сотрудников областной Думы появилась возможность пользоваться информационными ресурсами, размещенными в локальных сетях Совета Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и подключившихся к ним региональных законодательных органов. Участники федеральной целевой программы "Электронная Россия (2006-2010 годы)" могут посещать официальный сайт Саратовской областной Думы, минуя Интернет, используя каналы связи, организованные при проведении мероприятий этой программы. Законодательный орган области вошел в первый десяток регионов Российской Федерации, предоставивших другим такую возможность.
3. Основные цели и задачи Концепции
Основные цели Концепции:
повышение эффективности управления социально-экономическим развитием области;
обеспечение доступа населения и организаций к информации о деятельности органов государственной власти области и участия широкой общественности в процессе экспертизы проектов решений в сфере региональной политики и экономики, а также контроля эффективности их реализации;
улучшение качества государственного управления в органах государственной власти области;
создание условий для развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, отвечающей современным требованиям и обеспечивающей потребности населения и органов государственной власти области в информации и их информационном взаимодействии;
обеспечение информационной безопасности региональных и муниципальных информационных систем, информационно-телекоммуникационной структуры на территории области;
повышение качества образования в Саратовской области на основе использования новых информационных технологий;
обеспечение условий для реализации конституционных прав граждан на получение равных возможностей для получения современного образования всех уровней и ступеней;
решение приоритетных задач развития Саратовской области на основе привлечения высококвалифицированных специалистов и использования информационных ресурсов научно-образовательной сферы.
Основные задачи Концепции:
внедрение и массовое распространение информационных технологий, нацеленных на повышение эффективности и качества государственного управления и местного самоуправления, функционирования экономики и социальной сферы;
развитие областной нормативной правовой базы, регламентирующей сферу информатизации;
создание комплексной государственной информационной системы областного уровня на основе эффективного использования существующих и вновь приобретаемых технических средств обеспечения информационных процессов;
систематизация информационных систем и ресурсов Саратовской области, обеспечение их взаимодействия, устранение дублирующей информации, обеспечение широкого доступа к ним жителей и хозяйствующих субъектов;
совершенствование информационного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований области, жителей и хозяйствующих субъектов области на основе использования информационно-коммуникационных технологий;
повышение информационной открытости органов государственной власти и органов местного самоуправления, эффективности их взаимодействия с гражданами и организациями, качества оказываемых им услуг;
внедрение технологий "электронного правительства" в деятельность органов государственной власти области;
создание единой научно-образовательной информационной среды области.
4. Управление информатизацией
См. Положение о межведомственном совете по информатизации в Саратовской области, утвержденное постановлением Правительства Саратовской области от 12 февраля 2007 г. N 42-П
4.1. Межведомственный координационный совет по информатизации
В целях эффективной координации деятельности по реализации программ и проектов информатизации области планируется создать Межведомственный координационный совет по информатизации при Правительстве области (далее - Совет).
Совет будет создан для решения следующих задач:
анализ основных направлений и темпов развития информатизации области;
рассмотрение программ и проектов информатизации области и подготовка рекомендаций по их реализации, а также предложений по их совершенствованию;
рассмотрение типовых решений в сфере информатизации области и подготовка рекомендаций по их использованию, а также предложений по их модернизации и развитию;
подготовка предложений по развитию и совершенствованию нормативной правовой и методической базы в сфере информатизации области, рассмотрение проектов нормативных правовых актов и стандартов в этой сфере.
В состав Совета включаются представители органов государственной власти области, по согласованию включаются представители органов местного самоуправления, научных кругов и общественных организаций. К деятельности Совета привлекаются компании - разработчики решений по созданию "электронного правительства" области.
4.2. Разработка областной целевой программы по информатизации
В целях повышения эффективности бюджетных расходов и планирования деятельности органов по осуществлению информатизации Саратовской области должна быть принята соответствующая целевая программа.
Программа должна предусматривать необходимый объем бюджетных расходов на внедрение информационных технологий в рамках работ по созданию "электронного правительства" области и других проектов по информатизации в соответствии с положениями настоящей Концепции.
Целевая программа по информатизации предполагает исследование текущей ситуации в сфере информатизации Саратовской области, она должна содержать проект "электронного правительства" области и определение показателей его эффективности, создание концептуальной, информационной, функциональной и технической архитектуры "электронного правительства" области с учетом соответствующих стандартов в соответствии с положениями настоящей Концепции.
Выбор и корректировка приоритетов программы информатизации должны осуществляться на основании:
проведения исследований потребностей населения области в государственных и муниципальных услугах, доступе к социально значимой информации и открытым информационным ресурсам;
анализа возможностей получения значимого социально-экономического эффекта в результате реализации отдельных задач и подсистем "электронного правительства" области;
необходимых объемов расходов на реализацию отдельных задач в сфере информатизации области;
мониторинга уровня информатизации области, организации статистического наблюдения за эффективностью реализации "электронного правительства" области;
анализа и учета отечественного и зарубежного опыта, международных норм и тенденций в сфере развития и использования информационных технологий.
Программа в обязательном порядке будет включать набор целевых показателей результативности и выполнения отдельных мероприятий для обеспечения контроля эффективности использования соответствующих бюджетных расходов.
Состав мероприятий программы и планы их реализации определяются на этапе ее разработки и могут ежегодно корректироваться.
Перечень отдельных проектов, реализуемых в рамках мероприятий программы, определяется ежегодно органами управления в сфере информатизации области.
4.3. Совершенствование областной нормативной правовой базы по информатизации
Важнейшим условием развития информатизации области является наличие региональной законодательной базы в сфере информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающей эффективное функционирование "электронного правительства" области.
Широкое распространение информационно-коммуникационных технологий в деятельности современного общества требует наличия эффективно действующих норм и правил, регулирующих указанную сферу. Применительно к Саратовской области такие нормы, действующие или подлежащие принятию на областном уровне, необходимо соотнести с федеральным нормативным правовым регулированием. Информатизация в Саратовской области как субъекте Российской Федерации в значительной степени регулируется федеральным законодательством, включающим большое число законодательных и иных актов. В их числе федеральные законы базового характера: "О связи", "Об электронной цифровой подписи", "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и др.
В то же время упомянутые законы и иные законодательные акты Российской Федерации оставляют неохваченным целый ряд вопросов. К действующим законам для разъяснения многих положений требуются подзаконные акты. Нормативные правовые акты Саратовской области в сфере информации и информатизации не в полной мере отвечают современным требованиям.
Необходимо проведение экспертизы действующей нормативной правовой базы, разработка новых правовых актов, регулирующих отношения в сфере информатизации и информационной безопасности.
5. "Электронное правительство" области
Одним из основных направлений реализации государственной политики в сфере региональной информатизации является создание в области "электронного правительства" области, включающего следующие основные элементы:
информационно-аналитическая подсистема, обеспечивающая возможность мониторинга, анализа, прогнозирования и планирования деятельности органов государственной власти области и органов местного самоуправления по достижению целей социально-экономического развития области;
функциональные подсистемы, обеспечивающие потребности населения и органов государственной власти области в информационном обмене, а также контроль и надзор;
интеграционные подсистемы, предоставляющие возможность организации и обеспечения электронного информационного взаимодействия подсистем "электронного правительства" области как между собой, так и с информационными системами органов местного самоуправления, а также с информационными системами других субъектов федерации и государственными информационными системами федерального значения;
общая информационно-технологическая инфраструктура, обеспечивающая возможность совместного функционирования отдельных подсистем "электронного правительства" области.
Подсистемы "электронного правительства" области создаются на основе единых требований отраслевых и государственных стандартов, а также региональных нормативов.
5.1. Информационно-аналитическая подсистема "электронного правительства" области
Информационно-аналитическая подсистема "электронного правительства" области должна обеспечить возможность анализа и прогнозирования уровня социально-экономического развития области, моделирование возможных путей повышения эффективности государственного регулирования в области. Кроме того, подсистема должна обеспечить доступ населения и органов государственной власти к информации о показателях социально-экономического развития области, предоставлять информацию о ходе реализации приоритетных национальных проектов.
Информационно-аналитическая подсистема должна обеспечивать автоматизацию процесса сбора, обработки и анализа информации, необходимой для поддержки принятия решений на всех уровнях управления областью.
Сбор и хранение первичной информации о показателях социально-экономического развития области осуществляется в базах данных органов исполнительной власти области, в базах данных администраций муниципальных образований, в базах данных муниципальных предприятий, оказывающих услуги населению, в базах данных учреждений федеральных органов власти на территории области. Необходимо дополнительно закрепить на областном уровне право государства на использование любых информационных ресурсов, созданных частично или полностью за счет бюджета области.
Информационно-аналитическая подсистема "электронного правительства" области должна обеспечить информационное взаимодействие с базами государственных статистических данных, формируемыми на региональном уровне территориальными подразделениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере государственной статистики.
Для обеспечения функционирования информационно-аналитической подсистемы "электронного правительства" области необходимо создать областные центры обработки данных.
Органы местного самоуправления должны иметь возможность использовать областные центры хранения и передачи данных для формирования и размещения информационных баз данных муниципального уровня.
5.2. Функциональные подсистемы "электронного правительства" области
Функциональные подсистемы "электронного правительства" области включают в себя:
подсистемы учета физических и юридических лиц, зарегистрированных на территории области;
подсистемы оформления и учета выданных гражданам и юридическим лицам лицензий на осуществление определенного вида деятельности и контроля соблюдения лицензиатами условий лицензионных соглашений;
подсистемы оформления и учета выданных гражданам и юридическим лицам разрешений на осуществление конкретных действий;
подсистемы регистрации и постановки на учет актов, документов, прав и объектов, а также ведения соответствующих реестров, регистров и кадастров;
подсистемы учета предоставленных лицам, имеющим право на получение социальной поддержки, льгот, пособий, дотаций, субсидий и произведенных по ним выплат.
В рамках "электронного правительства" области для обеспечения деятельности учреждений и предприятий бюджетной сферы создаются:
в сфере образования - подсистемы информационно-аналитической и нормативно-методической поддержки образовательного процесса;
в сфере здравоохранения и медицины - подсистемы мониторинга в области здравоохранения, а также государственные информационные системы, включающие справочную информацию о наличии лекарственных средств в аптечных учреждениях;
в сфере культуры - подсистемы учета культурных ценностей и библиотечных фондов, ведения баз данных, содержащих информацию о них, а также подсистемы информационно-справочного обслуживания населения;
в сфере социального обслуживания населения - подсистемы учета лиц, нуждающихся в социальной помощи со стороны государства, информационные системы предоставления социальных услуг, оказываемых учреждениями и предприятиями социального обслуживания, подсистема электронных социальных карт жителей области;
в сфере транспорта - подсистемы оформления проездных документов, учета объемов перевозок пассажиров и контроля оплаты ими проезда, ведения расписаний и информационно-справочного обслуживания населения, регистрации транспортных маршрутов;
в сфере потребительского рынка и услуг - информационно-маркетинговые центры, подсистемы учета товаропроизводителей и поставщиков, а также проведения электронных закупок и торговли;
в сфере физической культуры и спорта - подсистемы информационно-справочной поддержки пропаганды спорта и здорового образа жизни;
в сфере жилищно-коммунального хозяйства - подсистемы технической инвентаризации и учета технического состояния жилищного фонда (учета объемов потребления населением предоставляемых коммунальных услуг, их себестоимости, а также произведенных расчетов и существующей задолженности), оформления счетов за предоставленные коммунальные услуги и приема платежей;
в сфере промышленности - подсистемы управления корпоративными ресурсами и производством;
в сфере малого и среднего бизнеса - подсистемы информационно-справочной поддержки деятельности малого и среднего бизнеса;
в сфере управления государственными финансами - подсистемы формирования, исполнения и отчетности об исполнении бюджета.
В целях обеспечения информационной открытости деятельности органов государственной власти области и органов местного самоуправления, а также информирования населения о результатах социально-экономического развития области и отдельных муниципальных образований в рамках "электронного правительства" области предусматривается создание и развитие в сети Интернет сайтов органов государственной власти области и органов местного самоуправления, построенных на основе единых требований.
Органы местного самоуправления должны иметь возможность использования в сети Интернет сайтов и порталов "электронного правительства" области.
В целях обеспечения доступности информации о деятельности органов государственной власти области для широких слоев населения формируется соответствующая инфраструктура коллективного доступа.
Для повышения эффективности деятельности органов государственной власти области должны быть созданы следующие подсистемы:
управление материально-техническими ресурсами;
управление финансами и составление бюджетной отчетности;
управление кадрами и профессиональным развитием сотрудников;
управление делопроизводством и документооборотом;
обработка обращений и запросов граждан и организаций;
учет договоров органов государственной власти с гражданами и организациями;
управление реализацией программ и проектов;
проведение закупок органами государственной власти области и органами местного самоуправления для государственных и муниципальных нужд.
Для создания функциональных подсистем могут использоваться типовые решения в сфере региональной информатизации, создаваемые в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)".
5.3. Интеграционные подсистемы и подсистемы обеспечения информационного взаимодействия "электронного правительства" области
Создаются областной и муниципальный уровни информационно-технологической инфраструктуры в рамках региональной инфраструктуры для следующих компонентов информационной системы:
государственного регистра населения, обеспечивающего информационный автоматизированный обмен персональными данными между различными системами учета населения в рамках устанавливаемых регламентов, а также возможность однозначной идентификации личности в них;
государственного кадастра объектов недвижимости, обеспечивающего учет их размещения и технического состояния;
государственного реестра прав на объекты недвижимости, обеспечивающего их учет в рамках государственной регистрации;
единой государственной геоинформационной системы, обеспечивающей инфраструктуру хранения пространственных данных;
регистра лиц, имеющих право на получение социальной поддержки;
государственного кадастра природных ресурсов;
государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
системы государственной статистики;
информационной системы обеспечения охраны правопорядка, общественной безопасности, защиты населения и объектов инфраструктуры от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических действий;
основных государственных классификаторов и справочников, обеспечивающих унификацию используемых названий, терминов и др.
5.4. Подсистемы обеспечения информационной безопасности "электронного правительства" области
В целях обеспечения защиты "электронного правительства" области, его отдельных подсистем, областных информационных систем и информационного обмена от несанкционированного доступа и изменения, а также в целях борьбы с компьютерными вирусами и предотвращения утечек информации должна быть сформирована единая политика обеспечения информационной безопасности и реализована соответствующая подсистема.
Политика обеспечения информационной безопасности должна устанавливать:
общую модель угроз в сфере информационной безопасности "электронного правительства" области;
классификацию объектов "электронного правительства" области по необходимому уровню обеспечения защиты информации и общие требования к ним;
критерии отнесения объектов системы "электронного правительства" области к системам, требующим защиты, и перечень необходимых мер по обеспечению их защиты;
порядок согласования требований к отдельным подсистемам "электронного правительства" области, а также аттестации объектов "электронного правительства" области;
порядок доступа к подсистемам "электронного правительства" области.
Подсистема обеспечения информационной безопасности "электронного правительства" области должна включать в себя функции доступа к подсистемам, регистрации и учета действий пользователей при работе с системой, мониторинга нарушений в области информационной безопасности, антивирусной защиты, а также защиты информации при ее передаче и обработке с использованием сертифицированных средств.
Защита сведений, составляющих государственную тайну, обеспечивается в рамках деятельности постоянно действующей технической комиссии по защите государственной тайны в органах исполнительной власти Саратовской области.
5.5. Общие инфраструктурные элементы "электронного правительства" области
В состав "электронного правительства" области включаются следующие общие инфраструктурные элементы обеспечения его эффективного функционирования:
единая информационно-технологическая инфраструктура, реализуемая на основе аренды существующих магистральных каналов связи, создания сетей доступа и узлов подключения к ним бюджетных организаций, обеспечивающая возможность электронного информационного обмена между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями и учреждениями, находящимися в их ведении, территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, гражданами и организациями, а также доступа к сети Интернет;
система функционирования электронной подписи, обеспечивающая возможность безопасной передачи и однозначного установления авторства и целостности электронных документов и сообщений;
областной центр управления, обеспечивающий общую инфраструктуру размещения и обслуживания подсистем "электронного правительства" области, предоставление услуг по поддержке и администрированию областных и муниципальных информационных систем;
единая система мониторинга состояния и администрирования общих инфраструктурных элементов и сервисов "электронного правительства" области;
инфраструктура общественного доступа к открытой информации "электронного правительства" области в сети Интернет, включающая создание соответствующих центров доступа.
В рамках создания "электронного правительства" области должна быть обеспечена интеграция информационно-технологической инфраструктуры области с общей информационно-технологической инфраструктурой федерального уровня.
6. Научно-образовательная информационная среда области
В Саратовской области присутствуют все факторы, которые могут служить основой для развития единой научно-образовательной информационной среды:
наличие нескольких крупных вузов, в том числе отраслевых;
наличие центра фундаментальной науки - Саратовского научного центра Российской академии наук;
наличие ряда крупных отраслевых научно-исследовательских институтов и наукоемких производств;
наличие развитой телекоммуникационной инфраструктуры области и жесткой конкуренции на рынке услуг связи;
существование опорных точек доступа к ведомственной сети передачи данных Министерства образования и науки Российской Федерации RUNNet и транспортной сети для науки и образования RBNet.
Задачами создания научно-образовательной информационной среды области являются:
обеспечение условий для доступа учащихся к современным электронным средствам обучения, интеграции их с традиционными учебными пособиями;
разработка регионально-ориентированных информационных ресурсов образовательного назначения и электронных обучающих средств;
создание системы дистанционного обучения и консультирования учащихся учебных заведений различного уровня;
организация областной электронной библиотеки и обеспечение доступа к размещенным в ней информационным ресурсам, организация системы доставки электронных учебно-методических материалов, научных изданий;
создание системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических, административных и инженерно-технических кадров образовательных и научных учреждений в области телекоммуникационных средств и новых информационных технологий;
обеспечение образовательных учреждений средствами вычислительной техники, современными электронными средствами обучения, а также средствами доступа к глобальным информационным ресурсам;
развитие телекоммуникационной научно-образовательной сети, ее соединение с глобальными сетями высокоскоростными каналами связи;
организация информационных производств;
развитие интеграции фундаментальной науки и высшей школы в информационной сфере;
организация и развитие информационного обслуживания научно-инновационной деятельности Саратовской области на основе создания информационно-аналитической системы, обеспечивающей использование потенциала высшей школы как важнейшего государственного ресурса социально-экономического развития области.
Необходимо обеспечение интеграции научно-образовательной информационной среды области и единой образовательной среды Российской Федерации.
Создание научно-образовательной информационной среды области позволит:
повысить качество образования за счет эффективного использования современных информационных технологий;
создать условия для обеспечения равных возможностей гражданам области на получение образования всех уровней и ступеней;
создать основу для использования результатов фундаментальных и прикладных исследований для реализации открытого образования;
реализовать возможность персонализации образования путем создания и реализации индивидуальных образовательных траекторий;
создать систему методической поддержки преподавателей учебных учреждений всех уровней в области новых информационных технологий;
создать информационные производства, в том числе электронных средств обучения и программно-методического обеспечения, программного обеспечения, мультимедийных продуктов;
воссоздать систему привлечения молодых специалистов к научно-исследовательской деятельности на основе использования возможностей новых информационных технологий для организации общения студентов с ведущими учеными;
эффективно использовать научно-технический потенциал высшей школы как важнейший государственный ресурс социально-экономического развития области.
7. Требования к информационному, программному, техническому и телекоммуникационному обеспечению
7.1. Общие принципы, решения и требования
Соответствие действующему законодательству. Информационные системы должны удовлетворять требованиям действующего законодательства Российской Федерации, а также быть быстро адаптируемыми к его изменениям.
Интеграция. Информационные системы должны интегрировать в единой среде задачи органов государственной власти, бюджетных предприятий и организаций Саратовской области. Должно быть обеспечено построение единого информационного пространства при взаимодействии органов государственной власти. Должны использоваться единые функциональные спецификации и интерфейсы, общие информационные и системно-технические ресурсы, единые средства управления и администрирования, универсальные средства аналитической обработки данных, интегрированные средства обеспечения информационной безопасности.
Открытость. Информационные системы строятся на основе принципов архитектурной открытости, простоты функционального расширения и модификации. Система должна обеспечивать возможность наращивания функциональности за счет взаимодействия с программным обеспечением независимых поставщиков, а при необходимости и с собственными наработками пользователей. Должна обеспечиваться поддержка Интернет- и Интранет-технологий.
Масштабируемость. Все компоненты "электронного правительства" области должны обеспечивать возможность существенного роста потоков данных, количества рабочих мест и количества задач без изменения прикладного программного обеспечения. Такое масштабирование должно обеспечиваться средствами администрирования и настройки, а также за счет усиления (расширения) технических ресурсов. Масштабируемость дает экономию вложений (подсистемы "электронного правительства" области не придется перестраивать по мере роста объема обрабатываемой информации и количества одновременно работающих пользователей).
Многоплатформенность. Комплекс информационных систем должен создаваться с учетом взаимодействия клиентов и серверов в рамках нескольких выбранных платформ, включающих клиентские компьютеры, серверы баз данных и приложений и др., а также серверные и клиентские операционные системы.
Надежность, отказоустойчивость и безопасность. Информационные системы должны быть надежными и защищенными, обеспечивать бесперебойную работу, получение достоверных результатов и защиту от несанкционированных действий.
Эволюционность. Информационные системы должны функционировать до 10 лет без замены платформы или с "прозрачной" заменой по мере необходимости. Архитектура "электронного правительства" должна обеспечивать возможность поэтапной разработки и подключения задач и подсистем на всем протяжении ее эксплуатации. Как следствие, должна быть реализована возможность практически неограниченного расширения функционального наполнения "электронного правительства".
Должна быть обеспечена возможность изменения и наращивания функциональных возможностей информационных систем, не выходя за рамки принятой изначально концепции развития и технологической базы, в соответствии со специфическими потребностями пользователей, изменениями регулирующих нормативов.
Экономичность и эффективность. Комплекс информационных систем должен обеспечивать автоматизацию важнейших функций при существенных ограничениях на трудоемкость и стоимость его создания, эксплуатации, сопровождения и развития.
7.2. Требования к информационному обеспечению
К составу, структуре и способам организации данных и применению систем управления базами данных. Используемые для хранения данных системы управления базами данных должны поддерживать возможность хранения в едином хранилище данных больших объемов информации (комплексность, единство баз данных функциональных подсистем), обеспечивать возможности функционального расширения и наращивания мощности.
К информационному обмену между подсистемами "электронного правительства". Должна поддерживаться распределенная обработка информации, доступ к ресурсам как по локальной сети, так и средствами удаленного доступа.
Комплекс информационных систем должен использовать единую систему классификации и кодирования, функционировать в гетерогенных средах и на различных аппаратных платформах, обеспечивать взаимодействие и совместимость с различными программными продуктами.
К структуре процесса сбора, обработки, передачи данных и представлению данных. При сборе, обработке и передаче данных необходима согласованность, достоверность и целостность информации, получаемой из разных источников.
К защите данных от разрушений при авариях и сбоях в электропитании. Должна обеспечиваться высокая надежность функционирования и устойчивость к сбоям, надлежащий уровень защиты и конфиденциальности передаваемых данных.
К контролю, хранению, обновлению и восстановлению данных. Должна обеспечиваться непротиворечивость и полнота хранимой информации, возможность резервного копирования данных и восстановления данных из резервной копии.
7.3. Требования к техническому обеспечению
Установленные для эксплуатации систем "электронного правительства" технические средства (персональные компьютеры, принтеры, устройства резервного хранения данных, серверы, сетевые компоненты и пр.) должны быть совместимы между собой на сетевом уровне и поддерживать сетевые протоколы стека TCP/IP.
Информационные системы не должны требовать для своего функционирования использования уникального технического обеспечения.
8. Организация управления реализацией Концепции
В систему организации и контроля реализации Концепции войдут:
межведомственный координационный совет по информатизации, в рамках деятельности которого осуществляется мониторинг выполнения мероприятий Концепции и производится экспертная оценка проектов, реализуемых в рамках Концепции;
министерство экономического развития и торговли Саратовской области, осуществляющее координацию действий по ее реализации;
министерство образования Саратовской области, осуществляющее координацию действий по созданию единой научно-образовательной информационной среды области;
другие министерства и ведомства Саратовской области, заинтересованные в реализации Концепции.
9. Ожидаемые результаты
Предусмотренные Концепцией меры обеспечат кардинальное ускорение процессов информационного обмена в экономике и обществе в целом, в том числе между гражданами и органами государственной власти, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, создание принципиально новых возможностей для мониторинга процессов в экономике и обществе и принятия своевременных решений по регулированию этих процессов и, как следствие, рост числа граждан и организаций, использующих информационные технологии во взаимоотношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Использование современных информационных систем при осуществлении работы органов исполнительной власти Саратовской области и органов местного самоуправления позволит повысить эффективность принятия управленческих решений за счет существенного увеличения объема и скорости обработки информации.
Большое значение будет иметь интеграция государственных и муниципальных информационных ресурсов в единую информационную систему, что позволит сократить возможности для финансовых махинаций, нарушения законов, уклонения от уплаты налогов.
В результате реализации Концепции фактически сформируется единый порядок сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации (информационный процесс), что существенно повысит возможности координации действий силовых структур и будет способствовать повышению безопасности и обороноспособности страны.
Реализация Концепции создаст необходимые условия для приведения стандартов Саратовской области в сфере информатизации в соответствие с общероссийской системой стандартов и будет способствовать расширению присутствия области в сети Интернет.
На базе развития современных методов информационного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и организациями появятся принципиально новые возможности для обеспечения открытости и гласности принятия решений, повышения уровня доверия и взаимодействия, сокращения затрат времени на реализацию гражданами России своих конституционных прав и обязанностей.
Создание научно-образовательной информационной среды области позволит повысить качество образования за счет эффективного использования современных информационных технологий, создать условия для обеспечения равных возможностей гражданам области на получение образования всех уровней и ступеней.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Саратовской области от 8 декабря 2006 г. N 388-П "О Концепции информатизации Саратовской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.