536. Предприятие выполняет комплекс работ по учету, контролю и физической защите ядерных оружейных материалов в рамках межправительственного Соглашения от 17.04.96 между Минфином РФ и Посольством США. В связи с этим предприятию предоставлены льготы по налогообложению.
Конечный результат работы предприятия - отчет, направляемый в одну из лабораторий США.
Действует ли в настоящий момент данное Соглашение?
Имеет ли предприятие право воспользоваться льготами в рамках этого Соглашения?
Как правильно отражать НДС, если не применять льготу?
В связи с реализацией программ помощи, оказываемой Российской Федерации на безвозмездной основе Правительством США, было подписано Соглашение между Министерством финансов Российской Федерации и Посольством Соединенных Штатов Америки от 17.04.96 о предоставлении отсрочки юридическим и физическим лицам, непосредственно участвующим в реализации такой помощи, по уплате налоговых платежей.
Соглашение являлось основанием для предоставления отсрочки по уплате налогов и пошлин на период до вступления в силу положений федерального закона о внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах, регулирующих вопросы налогообложения в связи с реализацией программ иностранной помощи, но не более чем на шесть месяцев со дня подписания настоящего Соглашения. Данный закон в течение указанного срока принят не был, и поэтому по истечении шести месяцев Соглашение фактически утратило силу.
Однако Госналогслужба РФ письмом обратилась в Правительство РФ с просьбой поручить Минфину РФ безотлагательно решить вопрос о предоставлении отсрочки по налоговым платежам в рамках Соглашения от 17.04.96 в связи с большим количеством вопросов, возникших в результате прекращения действия данного Соглашения.
Учитывая, что вышеупомянутый закон был принят на рассмотрение Государственной Думой, принимая во внимание то, что по данному вопросу поступали многочисленные заявления от американских политических и деловых кругов, Министерство финансов РФ сочло необходимым продлить действие Соглашения от 17.04.96 до принятия соответствующего закона (письмо Минфина РФ от 28.04.97 N 04-06-02/1). Данное решение было доведено до налоговых органов письмом Госналогслужбы РФ от 19.05.97 N ВЕ-6-06/378.
Следует заметить, что согласно ст. 10 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", льготы по налогам применяются только в соответствии с действующим законодательством.
Названное Соглашение являлось основанием для предоставления отсрочек в рамках указа Президента РФ от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях во взаимоотношениях бюджетов различных уровней", в соответствии с которым отсрочка платежей может быть предоставлена только в пределах календарного года на срок не более шести месяцев (п. 30). Указом Президента РФ от 15.11.97 N 1233 был признан утратившим силу Указ Президента РФ N 2270.
Учитывая вышеизложенное, следует сделать вывод, что оснований для предоставления отсрочек по уплате налоговых платежей в рамках Соглашения от 17.04.96 более не существует.
В настоящее время порядок предоставления отсрочек по налогам в федеральный бюджет определен ст. 23 Федерального закона от 26.03.98 N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год", в соответствии с которой отсрочки и (или) рассрочки по налоговым платежам предоставляются на основаниях, предусмотренных данной статьей, к числу которых реализация программ безвозмездной помощи Российской Федерации не относится.
Однако в данной ситуации необходимо отметить следующее. В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон N 1992-1), в облагаемый НДС оборот включаются любые получаемые предприятием денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг). Таким образом, если предприятием в качестве безвозмездной помощи получены денежные средства, то НДС они облагаться не будут, так как получение данных средств не связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).
В том случае, если в качестве безвозмездной помощи от иностранной организации предприятием получены товары (работы, услуги), то, по нашему мнению, они также не должны облагаться НДС, так как полученные товары (работы, услуги) следует рассматривать в качестве полученных в виде гранта, а в соответствии с п. 9 инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (далее - Инструкция N 39) средства, предоставляемые безвозмездно иностранными организациями российским организациям (предприятиям) в виде гранта на осуществление целевых программ с последующим отчетом об их использовании, объектом налогообложения НДС не являются.
При этом под термином "грант" в данном случае следует понимать благотворительные пожертвования, носящие целевой характер (ст. 15 Федерального закона от 11.08.95 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях").
Предоставляемые пожертвования могут быть как в денежной, так и в натуральной форме.
Существует мнение, что под термином "грант" для целей налогообложения следует понимать целевые средства, предоставленные безвозмездно только иностранными благотворительными организациями. Средства, предоставляемые безвозмездно иностранными юридическими лицами, не являющимися благотворительными организациями, а также гражданами, не являются грантами и подлежат налогообложению на общих основаниях в соответствии с действующим налоговым законодательством. При этом сторонники данной точки зрения ссылаются на письмо Госналогслужбы РФ N ЮУ-4-06/88н и Минфина РФ N 04-06-01 от 11.06.93.
По нашему мнению, данное письмо разъясняет порядок налогообложения грантов только в отношении налога на прибыль (в части подоходного налога с физических лиц данное письмо признано утратившим силу, см. приложение 15 к инструкции Госналогслужбы от 29.06.95 N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц") и на НДС не распространяется. Данная точка зрения подтверждается тем, что на момент издания вышеназванного письма от 11.06.93 термин "грант" не упоминался ни в действовавшей в то время редакции Закона N 1992-1, ни в инструкции Госналогслужбы от 09.12.91 N 1 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" и соответственно разъяснения в отношении указанного термина относились только к тем актам налогового законодательства, в которых упоминалось понятие "грант", а именно к актам в отношении налога на прибыль и подоходного налога.
Кроме того, в п. 9 Инструкции N 39 не установлено, что иностранная организация, безвозмездно предоставившая средства в виде гранта, должна иметь статус благотворительной.
На основании вышеизложенного, по нашему мнению, средства, предоставленные безвозмездно иностранными организациями российским организациям в виде гранта на осуществление целевых программ с последующим отчетом об их использовании, объектом налогообложения НДС не являются независимо от того, предоставлены эти средства благотворительной организацией или нет.
В. Мешалкин
Выпуск 19, октябрь 1998 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".