Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Саратовской области
"Об областной целевой программе
"Развитие малого и среднего предпринимательства
в Саратовской области на 2008-2010 годы"
Областная целевая программа
"Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области на 2008-2010 годы"
22 мая, 31 октября 2008 г., 1 апреля, 15 мая, 16 июня, 11 августа, 9 сентября, 25 декабря 2009 г.
Постановлением Правительства Саратовской области от 9 сентября 2009 г. N 430-П в паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Паспорт областной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области на 2008-2010 годы"
Наименование Программы |
- областная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области на 2008-2010 годы" (далее - Программа)
|
Основание для разработки Программы |
- Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", распоряжение Правительства Саратовской области от 31 мая 2007 года N 126-Пр "О разработке проекта областной целевой программы "Развитие малого предпринимательства в Саратовской области на 2008-2010 годы"
|
Государственный заказчик Программы
|
- министерство экономического развития и торговли области |
Основные разработчики Программы |
- министерство экономического развития и торговли области, Совет по развитию предпринимательства при Губернаторе области
|
Цель и задачи Программы |
- основной целью Программы является создание условий, стимулирующих граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности и обеспечивающих качественный и количественный рост эффективно работающих малых и средних предприятий в приоритетных отраслях экономики области. Указанная цель достигается путем решения следующих задач: правовое, организационное и аналитическое обеспечение деятельности субъектов предпринимательской деятельности; финансовая поддержка приоритетных направлений развития малого и среднего предпринимательства; развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства; информационное обеспечение реализации Программы; формирование положительного имиджа предпринимателя области
|
Сроки реализации Программы
|
- 2008-2010 годы
|
Исполнители основных мероприятий Программы |
- министерство экономического развития и торговли области, министерство информации и печати области, комитет капитального строительства области, администрации муниципальных районов и городских округов области (по согласованию)
|
Объемы и источники финансирования Программы |
объемы и источники финансирования Программы - общий объем финансирования Программы составляет 2629516,9 тыс. рублей, в том числе: из федерального бюджета (прогнозно) - 1013672,0 тыс. рублей; из областного бюджета - 345222,7 тыс. рублей; из местных бюджетов (прогнозно) - 9222,2 тыс. рублей; из внебюджетных источников (прогнозно) - 1261400,0 тыс. рублей
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- увеличение вклада малого предпринимательства в валовой региональный продукт области до 17 процентов; увеличение доли промышленной и наукоемкой продукции в общем объеме продукции, произведенной малыми и средними предприятиями области, до 80 процентов; увеличение объема инвестиций в основной капитал малых предприятий области до 3 млрд. рублей; развитие и выход на самоокупаемость объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; привлечение научного и интеллектуального потенциала региона к решению вопросов развития предпринимательской деятельности; рост доходов и уровня социальной защищенности работников, занятых в предпринимательской сфере; рост предпринимательской активности в регионе, выход продукции малых и средних предприятий области на внешние рынки; увеличение доли среднего класса, создающего новые рабочие места и являющегося основой стабильности общества
|
Система организации контроля за исполнением Программы |
- контроль за исполнением Программы осуществляется министерством финансов области, министерством экономического развития и торговли области в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ" |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Реализация задачи построения рыночной экономики требует повышенного внимания к развитию предпринимательства со стороны органов государственной власти, что нашло свое отражение в программах социально-экономического развития Российской Федерации и Саратовской области на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), где развитие предпринимательства является одним из основных приоритетов экономической политики.
В области государственная политика в сфере малого бизнеса осуществлялась в соответствии с областными целевыми программами, которые действовали в период 1998-2000 и 2005-2007 годов. Анализ мероприятий этих программ, проведенный в 2006 году, показал, что большая часть мероприятий носила декларативный характер из-за недостаточного финансового обеспечения, что не позволило достичь обозначенных целей. Подобная ситуация была характерна для большинства российских регионов. С целью перелома данной ситуации Правительством Российской Федерации функции по регулированию сектора малого предпринимательства были переданы Минэкономразвития России. С целью активизации развития малого предпринимательства федеральным министерством были утверждены механизмы поддержки региональных программ развития малого бизнеса. Это потребовало внесения существенных изменений в действующую Программу на 2005-2007 годы в части аккумулирования средств в пользу создания специализированных организаций поддержки в сфере производства и наукоемких технологий. Корректировка Программы позволила области принять участие в мероприятиях федеральной программы развития предпринимательства и привлечь в 2005-2007 годах на эти цели 122,5 млн. рублей из федерального бюджета.
Качественные изменения Программы на 2005-2007 годы, поддержка федерального бюджета позволили сформировать основу инфраструктуры развития предпринимательства в области. В настоящее время в регионе созданы венчурный и гарантийный фонды, планируется расширение сети бизнес-инкубаторов.
Согласно статистическим данным в 2007 году число малых предприятий, действующих в области, составило 13,8 тыс., что на 18 процентов превышает аналогичный показатель 2006 года.
В 2007 году среднесписочная численность работников малых предприятий области составила 82,2 тыс. человек (107,8 процента к уровню 2006 года).
Оценивая сложившуюся структуру малого предпринимательства по видам деятельности, необходимо обратить внимание на то, что по-прежнему наибольшее количество малых предприятий сосредоточено в сфере торговли и услуг (47,3 процента). Сфера производства составляет 13,2 процента, сфера строительства -12,2 процента, сфера транспорта и связи - 4,2 процента. Тем не менее в структуре произведенной малыми предприятиями области продукции лидирующее положение занимает именно производственный сектор (промышленная продукция - 30,2 процента, строительство - 37,1 процента, транспорт и связь - 6,7 процента), доля торговли и услуг составляет 9,8 процента в общем объеме произведенной продукции.
Несмотря на то, что среднемесячная зарплата работников малых предприятий области выросла с 2004 года 2,6 раза и составила на 1 января 2008 года 6212,4 рубля, она значительно ниже среднеобластной и свидетельствует о наличии так называемой "зарплаты в конвертах". Однако положительная динамика роста зарплаты свидетельствует о переходе значительного числа малых предприятий в рамки правового поля.
Экономический эффект от деятельности малого бизнеса оценивается с точки зрения его вклада в валовой региональный продукт (далее - ВРП).
Вклад малых предприятий в ВРП области увеличился с 6,6 процента в 2004 году до 13 процентов в 2007 году. Следует отметить, что в данном показателе органами статистики не учитывается вклад крестьянско-фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей.
Сумма налоговых платежей по специальным налоговым режимам от субъектов малого предпринимательства области в бюджетную систему в 2007 году составила 1,6 млрд. рублей, что превышает показатель 2006 года на 24 процента.
В 2007 году инвестиции в основной капитал малых предприятий составили 1,7 млрд. рублей, что на 17 процентов больше аналогичного показателя 2006 года (по сравнению с 2004 годом рост более чем в три раза).
Создаваемая инфраструктура поддержки субъектов малого предпринимательства призвана дать дополнительный и качественный толчок росту числа малых предприятий в производственном секторе экономики, инновационной сфере, новых направлениях био-, нанотехнологий в области. Это требует дальнейшего государственного регулирования и поддержки.
Настоящая Программа является логическим продолжением предыдущей Программы и учитывает результаты ее реализации.
Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" впервые введено понятие субъекта среднего предпринимательства. В развитии региона среднее предпринимательство, с одной стороны, выступает как "точка экономического роста", а с другой, способствует интеграции крупного и малого предпринимательства, выполняя функцию "связующего" звена. На настоящий момент действующая в Российской Федерации структура статистических данных не позволяет оценить состояние и уровень развития среднего предпринимательства как в целом по Российской Федерации, так и в Саратовской области. Однако проблемы, сдерживающие рост субъектов среднего предпринимательства, и тенденции развития этого сектора экономики по большей части такие же, как и у малого предпринимательства.
2. Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является создание условий, стимулирующих граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности и обеспечивающих качественный и количественный рост эффективно работающих малых и средних предприятий в приоритетных отраслях экономики области (приложение 2 к Программе).
Указанная цель будет достигаться путем решения следующих задач:
правовое, организационное и аналитическое обеспечение деятельности субъектов предпринимательской деятельности;
финансовая поддержка приоритетных направлений развития малого и среднего предпринимательства;
развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
информационное обеспечение реализации Программы;
формирование положительного имиджа предпринимателя области.
Способы и механизмы решения каждой из задач определены в основных мероприятиях Программы (приложение 1 к Программе). Выполнение этих задач должно обеспечить не только простое воспроизводство малых и средних предприятий, переход малых предприятий в категорию средних, но и существенно усилить роль малого и среднего бизнеса в социально-экономическом развитии области.
3. Перечень программных мероприятий
В Программе предусматриваются мероприятия по следующим разделам:
3.1. Правовое, организационное и аналитическое обеспечение деятельности субъектов предпринимательской деятельности
Основные мероприятия настоящего раздела направлены на комплексный анализ и дальнейшее совершенствование нормативного правового обеспечения предпринимательской деятельности, что является одним из приоритетных направлений при создании благоприятных условий для развития предпринимательства.
В целях выработки стратегии развития малого и среднего бизнеса на среднесрочную перспективу, получения достоверной информации в сфере предпринимательства Программой предусмотрено проведение ежеквартального анализа состояния предпринимательства в разрезе муниципальных районов области.
Данным разделом Программы предусматривается постоянный и системный мониторинг образования административных барьеров посредством анализа обращений субъектов малого и среднего предпринимательства на телефонную "горячую линию" с целью выработки мер, направленных на защиту прав и законных интересов предпринимателей, оказание правовой поддержки субъектам предпринимательской деятельности.
Результатом реализации данного раздела Программы должна стать согласованная система нормативных правовых актов, ограничивающая влияние административных барьеров, определяющая различные формы государственной поддержки и обеспечивающая равную доступность к их получению субъектами предпринимательской деятельности.
Постановлением Правительства Саратовской области от 16 июня 2009 г. N 247-П в раздел 3.2 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
3.2. Финансовая поддержка приоритетных направлений развития малого и среднего предпринимательства
Обеспечение эффективного функционирования сформированной в предыдущие годы инфраструктуры поддержки субъектов предпринимательства (венчурный фонд, гарантийный фонд, бизнес-инкубатор) может быть достигнуто только при наличии достаточного количества просчитанных и оформленных по существующим стандартным правилам бизнес-идей.
Однако высокая стоимость документарного оформления бизнес-идеи, прогнозирования реализации проекта с учетом возможных негативных воздействий, определение и расчет рисков, оценка сложившейся конъюнктуры на предполагаемом рынке реализации проекта сдерживают рост ожидаемых предложений.
Преодоление данного негативного момента планируется обеспечить посредством коммерциализации (документарного оформления) идей, отобранных на конкурсной основе, за счет средств областного бюджета, то есть доведения бизнес-идеи до оформленных по действующим стандартам бизнес-планов. Данные проекты в дальнейшем будут выдвигаться на конкурсы, проводимые Правительством области (для финансирования с участием средств областного бюджета), фондом содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере области, федеральными фондами, предлагаться для банковского кредитования под гарантии гарантийного фонда.
Реализация мероприятий должна обеспечить ежегодную разработку до 200 новых проектов с общей капитализацией не менее 1 млрд. рублей.
В целях увеличения капитализации субъектов малого и среднего бизнеса Программой предусмотрено предоставление государственной поддержки, направленной на стимулирование привлечения инвестиционных ресурсов из внебюджетных источников в экономику предпринимательства области. Субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам, направленным на приобретение (создание) основных и пополнение оборотных средств, и части лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) облегчит доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к заемным ресурсам. Данная форма поддержки сокращает расходы, связанные с уплатой процентов по кредитам, снижает риски кредитных организаций по предоставлению кредита и расширяет круг заемщиков.
См. Положение о предоставлении субсидий на возмещение части лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) и части процентной ставки по банковским кредитам на приобретение (создание) основных и пополнение оборотных средств, заключенным субъектами малого и среднего предпринимательства области, в рамках реализации областной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области на 2008-2010 годы", утвержденное постановлением Правительства Саратовской области от 16 июня 2009 г. N 248-П
В рамках раздела одной из важных задач является развитие системы микрокредитования субъектов малого бизнеса.
Мероприятия по развитию кредитной кооперации, формированию инфраструктуры микрофинансирования направлены в первую очередь на развитие кредитных потребительских кооперативов граждан, кредитных сельскохозяйственных кооперативов и других микрофинансовых организаций, расширение сети филиалов и представительств действующих кооперативов на территории области.
Это позволит существенно облегчить доступ субъектов малого предпринимательства к так называемым "быстрым кредитам".
В рамках раздела будут осуществляться мероприятия по поддержке микрофинансовых организаций, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, направленные на формирование фондов микрофинансовых организаций, на предоставление гарантии (поручительства) по кредитам в коммерческих банках, на компенсацию части затрат по уплаченным процентам по кредитам российских кредитных организаций, на компенсацию части затрат на проведение внешней аудиторской и ревизионной проверки деятельности, на компенсацию части затрат на обучение и повышение квалификации, на компенсацию части затрат на приобретение и разработку специализированного лицензионного программного обеспечения.
Мероприятия предполагается осуществить за счет средств, поступивших из федерального бюджета, и за счет средств областного бюджета на условиях софинансирования.
Данные формы государственной поддержки обеспечат привлечение внебюджетных ресурсов в экономику малого предпринимательства области.
Важнейшим фактором успешного развития производственного сектора малого предпринимательства области является решение вопроса освоения новых рынков сбыта готовой продукции. При этом приоритетная поддержка будет оказываться экспортно-ориентированным предприятиям.
Проводимые мероприятия должны обеспечить рост доли экспорта в общей структуре производимой предприятиями малого бизнеса продукции.
Основные направления данной поддержки будут выстраиваться в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 года N 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" и на условиях равного софинансирования средствами областного и федерального бюджетов.
В рамках данной процедуры предполагается участие области в ежегодных конкурсах, проводимых Министерством экономического развития Российской Федерации, на предоставление федерального софинансирования.
Одной из основных проблем, сдерживающих развитие субъектов малого и среднего предпринимательства области, являются трудности при присоединении к объектам инфраструктуры. В связи с этим Программой предусматриваются мероприятия, направленные на субсидирование части затрат субъектов малого и среднего бизнеса области, связанных с технологическим присоединением к электрическим сетям сетевых организаций, газопроводам, тепловым и водоканальным сетям, при создании или расширении производства, в начале предпринимательской деятельности.
Одним из приоритетных направлений финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства является снижение их издержек при создании собственного бизнеса. Предполагается оказывать поддержку в виде грантов начинающим субъектам малого предпринимательства для создания собственного бизнеса.
Главным инструментом укрепления инновационной составляющей экономики области является фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере области. Его задачами в период действия Программы являются отбор и финансирование реализации инновационных проектов на территории области, поддержка и участие в финансировании инновационных проектов, реализуемых на территории области другими, в том числе частными венчурными фондами.
Общий объем финансовой поддержки инновационных проектов в рамках Программы составляет 280 млн. рублей из внебюджетных источников.
Мероприятия Программы по предоставлению гарантий субъектам малого предпринимательства направлены на создание механизма диверсификации банковских рисков при кредитовании субъектов малого предпринимательства. Гарантийный фонд позволит устранить главное препятствие на пути предпринимателей к банковским кредитным ресурсам - отсутствие достаточного залогового обеспечения. В его основу положен принцип гарантирования части кредита (до 50 процентов), выдаваемого гарантийным фондом банку, кредитующему субъект малого предпринимательства.
Предполагается, что гарантийный фонд позволит дополнительно привлекать в развитие производственного сектора области ежегодно в среднем 1000 млн. рублей кредитных ресурсов.
Не менее важной для малого бизнеса является имущественная поддержка со стороны органов исполнительной власти области. Одно из направлений такой поддержки определено Федеральным законом "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предоставляющим субъектам малого и среднего предпринимательства преимущественные права на приобретение арендуемого имущества. Законом Саратовской области от 25 сентября 2008 года N 242-ЗСО "О мерах по реализации в Саратовской области субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественных прав на приобретение арендуемого имущества" установлен срок рассрочки по оплате недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности области. Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в частности передача во владение или в пользование государственного имущества на льготных условиях, является одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти области.
Постановлением Правительства Саратовской области от 16 июня 2009 г. N 247-П в раздел 3.3 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
3.3. Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
В рамках настоящей Программы оказывается поддержка организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства области, оказывающим на льготных условиях услуги по поддержке и развитию субъектов малого и (или) среднего предпринимательства области, затраты на создание и (или) функционирование которых полностью или частично производятся за счет средств федерального, и (или) областного, и (или) местного бюджетов в рамках региональной (муниципальных) программ развития предпринимательства в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 года N 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства".
Результатом реализации программы "Развитие малого предпринимательства в Саратовской области на 2005-2007 годы" по развитию и поддержке предпринимательства явилось создание основы инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства - областного бизнес-инкубатора.
Под бизнес-инкубатором в рамках настоящей Программы понимается организация инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, учрежденная органом государственной власти области или органом местного самоуправления, осуществляющая поддержку предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду нежилых помещений и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических и прочих услуг, соответствующая общим требованиям к бизнес-инкубатору, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 5 марта 2007 года N 75 "О мерах по реализации в 2007 году мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства".
Об имущественной поддержке субъектов малого предпринимательства Саратовской области, арендующих нежилые помещения в организациях инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, учрежденных органом государственной власти области, осуществляющих поддержку предпринимателей на ранней стадии их деятельности см. Закон Саратовской области от 30 сентября 2009 г. N 132-ЗСО
В 2006 году в области начат проект по организации областного бизнес-инкубатора на базе двух зданий областной формы собственности площадью 1822,6 кв. метров для оказания эффективной поддержки вновь созданным и работающим не более одного года субъектам малого предпринимательства.
В 2007 году был завершен капитальный ремонт первого корпуса областного бизнес-инкубатора, проведены полное оснащение офисных помещений мебелью, оргтехникой, подключение к компьютерным и телефонным сетям.
Для создания равного доступа к услугам, предоставляемым бизнес-инкубатором, планируется развитие сети бизнес-инкубаторов в муниципальных районах и городских округах области. В организации бизнес-инкубаторов важная роль принадлежит органам местного самоуправления. Их возможным вкладом в организацию бизнес-инкубатора является предоставление помещений муниципальной формы собственности.
Финансовая поддержка бюджетам муниципальных образований области предоставляется на осуществление капитального ремонта и реконструкции помещений муниципальных бизнес-инкубаторов, на обеспечение их деятельности.
В области планируется создание сети муниципальных бизнес-инкубаторов. В отдельных муниципальных районах имеются здания, находящиеся в муниципальной собственности, высокой степени готовности, удовлетворяющие Общим требованиям к бизнес-инкубатору и порядку предоставления помещений и оказанию услуг субъектам малого предпринимательства в бизнес-инкубаторе, утверждаемым приказами Министерства экономического развития Российской Федерации в соответствующем финансовом году. В результате реализации мероприятия планируется создание более 250 новых субъектов малого предпринимательства, а также рост числа занятых за счет создания дополнительных рабочих мест.
В целях обеспечения благоприятных условий и стимулирования малых и средних предприятий в реализации их внешнеэкономического потенциала Программой предусматривается создание Евро Инфо Корреспондентского Центра (далее - ЕИКЦ) в Саратовской области. Инициатором присоединения регионов России к сети Евро Инфо Центров является Минэкономразвития России. ЕИКЦ создается для оказания на безвозмездной основе информационно-консультационной поддержки предприятиям и компаниям России и стран Евросоюза, заинтересованным в установлении и развитии взаимного делового сотрудничества. Создание ЕИКЦ в Саратовской области предполагается на базе областного бизнес-инкубатора. Создание и обеспечение деятельности ЕИКЦ осуществляются на условиях софинансирования из федерального бюджета.
3.4. Информационное обеспечение реализации Программы
Эффективность реализуемых в рамках Программы мероприятий, обеспечение полной загрузки созданных инфраструктурных организаций поддержки развития предпринимательства, рачительное использование бюджетных ресурсов будут достигнуты, в том числе и с помощью активного информационного сопровождения Программы.
Данное сопровождение должно обеспечить привлечение максимального количества участвующих в реализации Программы субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций финансового рынка, предприятий производственного сектора.
Основные требования, предъявляемые к информационному сопровождению: открытость, наглядность, доступность, охват широких слоев населения.
Исходя из этого, планируется размещать важнейшую информацию о ходе реализации Программы, возможностях, открываемых Программой для субъектов предпринимательской деятельности, в средствах массовой информации (газетах, журналах, телевидении, радио), на билбордах, стендах, размещенных в организациях, постоянно посещаемых субъектами малого и среднего предпринимательства (налоговых органах, банках, торгово-промышленной палате и т.д.), листовках.
Создание специализированной телевизионной передачи, посвященной вопросам развития предпринимательства, направлено на широкую аудиторию состоявшихся предпринимателей, потенциальных предпринимателей, а также граждан, интересующихся развитием бизнеса в области. Программа направлена на освещение экономических, финансовых новостей, актуальных проблем регионального бизнеса. Создание программы - это создание инструмента быстрого доведения информации о формах и направлениях государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и отражение реального и доверительного взаимодействия органов исполнительной власти области и бизнеса.
В настоящее время "Интернет" - это быстро растущий рынок информации. Поэтому формирование системы информационной поддержки предпринимательской деятельности должно предусматривать создание и сопровождение в сети "Интернет" "Информационного портала малого и среднего бизнеса в Саратовской области". Портал - это источник обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к информационной, маркетинговой, консалтинговой, образовательной и другим системам поддержки предпринимательства.
Одним из механизмов, обеспечивающих информационную открытость органов власти области, реализующих государственную политику поддержки малого и среднего предпринимательства, является ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки.
Создание областной общедоступной системы информационно-консультационных услуг будет в значительной степени стимулировать предпринимательскую активность и приведет к повышению эффективности деятельности предприятий в сфере малого и среднего бизнеса, что, в свою очередь, облегчит решение ряда социальных и экономических проблем региона.
В данном разделе предусмотрены мероприятия по организации подготовки, переподготовки кадров для малого предпринимательства с целью расширения возможности доступа предпринимателей к системе обучающих услуг. Данными мероприятиями предусматривается разработка региональных учебных программ для субъектов малого бизнеса, выпуск учебных сертификатов, дающих право предпринимателю на получение образовательных услуг в любом образовательном учреждении области.
3.5. Формирование положительного имиджа предпринимателя области
На федеральном и региональном уровнях с определенной периодичностью проводятся публичные мероприятия в виде форумов, конференций для представителей малого и среднего бизнеса, направленные на обмен опытом, идеями, расширение рынков сбыта товаров и услуг. На таких мероприятиях государственные органы, неправительственные структуры и социально ответственные предприниматели вырабатывают основные направления частно-государственного партнерства. Саратовский бизнес имеет разработки, высоко оцененные и широко известные далеко за пределами региона, в инновационной сфере, сфере био-, нанотехнологий. Для участия и достойного представления потенциала области необходимы средства для формирования экспозиции, аренды выставочных площадей, подготовки презентационного материала.
Область богата ремесленниками, занимающимися различными видами народного творчества. В целях сохранения национального и художественного наследия необходима поддержка в подготовке презентационного материала и брендовых изделий, отражающих колорит и самобытность области.
Организация и проведение ежегодного областного конкурса "Предприниматель Саратовской губернии" имеет целью формирование положительного имиджа предпринимательства, популяризацию и пропаганду социальной значимости предпринимательства.
См. Положение о ежегодном областном конкурсе среди субъектов малого предпринимательства "Предприниматель Саратовской губернии", утвержденное постановлением Губернатора Саратовской области от 30 июня 2004 г. N 165
Постановлением Правительства Саратовской области от 9 сентября 2009 г. N 430-П в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
4. Порядок и условия оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках настоящей Программы
Государственная поддержка в рамках настоящей Программы предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства, отвечающим условиям, установленным статьями 4, 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и:
осуществляющим приоритетные виды деятельности по перечню, утверждаемому Правительством области;
не находящимся в стадии реорганизации, ликвидации, несостоятельности (банкротства);
не имеющим просроченную задолженность по налогам, иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
на имущество которых в установленном порядке не наложен арест или обращено взыскание;
зарегистрированным в соответствии с действующим законодательством на территории области;
принявшим на себя обязательства по сохранению общего количества рабочих мест на период не менее 6 месяцев со дня получения поддержки;
обеспечившим долевое участие в финансировании проекта.
В целях оказания государственной поддержки министерство экономического развития и торговли области ежегодно обеспечивает публикацию в средствах массовой информации, являющихся официальным источником опубликования правовых актов области, объявления о начале приема заявлений субъектов малого и среднего предпринимательства с указанием срока окончания приема необходимых документов. Форма заявления утверждается Правительством области. К заявлению прилагаются следующие документы:
для юридических лиц - копия учредительных документов и всех изменений к ним, копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года, копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (с предъявлением оригиналов указанных документов в случае, если их копии не заверены нотариусом), выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, полученная в период срока приема заявок;
для индивидуальных предпринимателей - копия документа, удостоверяющего личность, копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года, и копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (с предъявлением оригиналов указанных документов в случае, если их копии не заверены нотариусом), выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, полученная в период срока приема заявок;
копии документов, подтверждающих назначение на должность руководителя и главного бухгалтера при наличии соответствующих должностей;
документы, подтверждающие соответствие субъекта малого или среднего предпринимательства условиям, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (форма по КНД 1110018 "Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год"), справка на бланке заявителя, подписанная руководителем и главным бухгалтером, с информацией:
о средней численности работников данного субъекта малого или среднего предпринимательства за предшествующий календарный год;
об объемах выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость;
копия информационного письма территориального органа федерального органа исполнительной власти в области статистики о включении в Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО) с указанием видов экономической деятельности;
справка об отсутствии у субъекта малого или среднего предпринимательства признаков, ограничивающих возможность предоставления государственной поддержки в рамках настоящей Программы;
справка налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по налогам и иным обязательным платежам, полученная в период срока приема заявок;
годовую налоговую декларацию и (или) налоговую декларацию на последнюю отчетную дату - для субъектов малого предпринимательства, применяющих специальные режимы налогообложения;
для субъектов малого и среднего предпринимательства, применяющих общую систему налогообложения:
бухгалтерский баланс (форма N 1) и отчет о прибылях и убытках (форма N 2) за предшествующий год и на последнюю отчетную дату - для юридических лиц; годовая декларация по форме N 3-НДФЛ за предшествующий год - для индивидуальных предпринимателей;
справка на бланке заявителя, подписанная руководителем, об обязательствах по сохранению общего количества рабочих мест на период не менее 6 месяцев со дня получения поддержки.
Дополнительно к указанным документам представляются:
субъектами малого предпринимательства, претендующими на получение субсидии на доведение бизнес-идеи до стадии инвестиционного проекта:
технико-экономическое обоснование бизнес-идеи;
субъектами малого и среднего предпринимательства, претендующими на получение субсидии на возмещение части процентной ставки по банковским кредитам и (или) части лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга):
а) копия кредитного договора и (или) копия договора финансовой аренды (лизинга);
б) документы, подтверждающие факт приобретения (создания) основных средств;
в) технико-экономическое обоснование приобретения основных и (или) пополнения оборотных средств;
г) аннотация технико-экономического обоснования приобретения основных и (или) пополнения оборотных средств;
д) календарный план освоения основных и (или) оборотных средств;
субъектами малого предпринимательства, претендующими на получение субсидии на предоставление грантов на создание собственного бизнеса:
а) бизнес-проект по форме, установленной министерством экономического развития и торговли области;
б) копия документов, подтверждающих получение среднего профессионального образования или высшего профессионального образования, или об окончании курсов обучения основам ведения предпринимательской деятельности, включая курсы, организованные центрами занятости населения (с предъявлением оригиналов), или справку учреждения высшего профессионального образования или среднего профессионального образования о том, что учредитель субъекта малого предпринимательства (индивидуальный предприниматель) является студентом последнего курса данного учреждения;
в) копия удостоверения аспиранта - если учредителем субъектов малого предпринимательства (индивидуальным предпринимателем) являются аспиранты образовательных учреждений высшего профессионального образования (с предъявлением оригиналов);
г) копия студенческого билета и зачетной книжки - если учредителем субъектов малого предпринимательства (индивидуальным предпринимателем) являются студенты образовательных учреждений высшего профессионального образования или среднего профессионального образования (с предъявлением оригиналов);
д) документ работодателя, подтверждающий установление на предприятии гражданину, являющемуся учредителем субъекта малого предпринимательства (индивидуальным предпринимателем), обратившемуся за субсидией, неполного рабочего времени, временной приостановки работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, - если учредителем субъектов малого предпринимательства (индивидуальным предпринимателем) являются лица, находящиеся под угрозой увольнения;
е) документ городского, районного центра занятости населения, подтверждающий, что гражданин, являющийся учредителем субъекта малого предпринимательства (индивидуальным предпринимателем), до даты государственной регистрации имел статус безработного;
ж) копии документов, подтверждающих вложение заявителем в реализацию бизнес-проекта собственных и заемных средств в размере, предусмотренном бизнес-проектом.
Получив документы, представленные субъектами малого предпринимательства, министерство экономического развития и торговли области осуществляет их регистрацию.
Комплексную оценку представленных документов и проверку их на соответствие условиям и критериям, установленным настоящей Программой, законодательством Российской Федерации и законодательством области, осуществляет рабочая группа по вопросам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, сформированная министерством экономического развития и торговли области. По результатам рассмотрения документов субъектов малого и среднего предпринимательства рабочей группой по вопросам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства подготавливается заключение о соответствии или несоответствии субъекта малого и среднего предпринимательства условиям и критериям предоставления государственной поддержки в рамках настоящей Программы, которое оформляется протоколом. Министерство экономического развития и торговли области издает приказ об утверждении перечня субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей субсидии. Субъекту малого и среднего предпринимательства в течение пяти дней со дня издания приказа министерством экономического развития и торговли области направляется письменное уведомление о соответствии или несоответствии условиям и критериям предоставления субсидии в рамках настоящей Программы. Общий срок рассмотрения заявления и документов субъекта малого и среднего предпринимательства, претендующего на получение субсидии, не может превышать 30 дней со дня окончания срока приема документов.
Предоставление средств областного бюджета по мероприятиям Программы осуществляется на основании соглашений, заключаемых органом исполнительной власти области, уполномоченным Правительством области.
Субсидии субъектам малого предпринимательства области на доведение бизнес-идеи до стадии инвестиционного проекта предоставляются в целях обеспечения коммерциализации бизнес-идей, реализуемых в производственном секторе экономики области. Субсидия предоставляется в размере 90 процентов от стоимости услуг по разработке бизнес-идеи до стадии инвестиционного проекта, но не более одного процента от общей суммы, предусмотренной в Программе на указанные цели. Предоставление субсидии осуществляется после предъявления субъектом малого предпринимательства копии договора с организацией о разработке инвестиционного проекта и копии платежного поручения, подтверждающего внесение собственных средств в установленном размере.
Субсидии на возмещение части лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) и части процентной ставки по банковским кредитам предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, у которых основной вид деятельности является приоритетным.
О предоставлении субсидии субъектам малого предпринимательства на доведение бизнес-идеи до стадии инвестиционного проекта в рамках реализации областной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области на 2008-2010 годы" см. постановление Правительства Саратовской области от 3 июля 2008 г. N 266-П
Субсидии на возмещение части процентной ставки по банковским кредитам на приобретение (создание) основных и пополнение оборотных средств предоставляются в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора, но не более фактически произведенных субъектом малого или среднего предпринимательства затрат по уплате процентов по банковскому кредиту. Предоставление субсидии осуществляется по мере представления субъектом малого или среднего предпринимательства справок банка о сумме фактически уплаченных процентов. Возмещению подлежит часть процентной ставки по банковскому кредиту, уплаченная в течение соответствующего финансового года, на который предоставляется государственная поддержка.
Субсидии на возмещение части лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) составляют разницу между общей суммой платежей по договору лизинга и стоимостью предмета лизинга. Размер субсидии в процентном соотношении к стоимости предмета лизинга не может превышать размер ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора финансовой аренды (лизинга). Предоставление субсидии осуществляется по мере представления субъектом малого или среднего предпринимательства справок лизингодателя о сумме фактически уплаченной части лизинговых платежей. Компенсации подлежит часть лизинговых платежей, уплаченная в течение соответствующего финансового года, на который предоставляется государственная поддержка.
См. Положение о предоставлении субсидий на возмещение части лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) и части процентной ставки по банковским кредитам на приобретение (создание) основных и пополнение оборотных средств, заключенным субъектами малого и среднего предпринимательства области, в рамках реализации областной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области на 2008-2010 годы", утвержденное постановлением Правительства Саратовской области от 16 июня 2009 г. N 248-П
Государственная поддержка в рамках настоящей Программы предоставляется также потребительским кооперативам (далее - кооперативы) и сельскохозяйственным потребительским кооперативам (далее - сельскохозяйственные кооперативы) на возмещение части процентной ставки по привлеченным банковским кредитам для предоставления займов своим членам - субъектам малого и среднего предпринимательства для осуществления предпринимательской деятельности, на возмещение части затрат на проведение внешней аудиторской и (или) ревизионной проверки деятельности, на обучение и повышение квалификации специалистов, на приобретение и (или) разработку специализированного лицензионного программного обеспечения при условии:
наличия у кооператива (сельскохозяйственного кооператива) опыта работы по предоставлению займов субъектам малого и среднего предпринимательства не менее 1 года;
размер совокупного портфеля займов кооператива должен составлять не менее 5 миллионов рублей, размер совокупного портфеля займов сельскохозяйственного кооператива должен быть не менее 500 тысяч рублей;
количество заемщиков кооператива, имеющих непогашенный остаток задолженности по договорам займов, включая заемщиков кооперативов предыдущего уровня, должно составлять не менее 100, количество заемщиков сельскохозяйственных кооперативов, имеющих непогашенный остаток задолженности по договорам займов, включая заемщиков сельскохозяйственных кооперативов предыдущего уровня, должно составлять не менее 25;
отсутствия у кооператива (сельскохозяйственного кооператива) просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации.
Субсидии на возмещение части процентной ставки по привлеченным банковским кредитам для предоставления займов своим членам - субъектам малого и среднего предпринимательства для осуществления предпринимательской деятельности предоставляются кооперативу при условии:
привлечения кредита в банке на срок не более 3 лет с целью предоставления займов для осуществления предпринимательской деятельности членам кооперативов, являющимся субъектами малого предпринимательства;
привлечения не ранее 1 января 2008 года кредита в банке на срок не более 3 лет с целью предоставления займов для осуществления предпринимательской деятельности членам кооперативов, являющимся субъектами среднего предпринимательства;
исполнения кооперативом текущих обязательств по договору в срок и в объемах, которые установлены графиком погашения кредита.
Компенсации подлежит одна вторая затрат, произведенных кооперативами в течение соответствующего финансового года, на который предоставляется государственная поддержка, на уплату процентов по кредитам, привлеченным с целью предоставления займов членам кооперативов, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, но не более одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дату предоставления кредита.
Субсидии на возмещение части процентной ставки по привлеченным банковским кредитам для предоставления займов своим членам - субъектам малого и среднего предпринимательства для осуществления предпринимательской деятельности предоставляются сельскохозяйственному кооперативу при условии:
привлечения кредита в банке с целью предоставления займов для осуществления предпринимательской деятельности членам сельскохозяйственных кооперативов, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства;
исполнения сельскохозяйственным кооперативом текущих обязательств по договору в срок и в объемах, которые установлены графиком погашения кредита.
Компенсации подлежат две трети затрат, произведенных сельскохозяйственными кооперативами в течение соответствующего финансового года, на который предоставляется государственная поддержка, на уплату процентов по кредитам, привлеченным с целью предоставления займов членам сельскохозяйственных кооперативов, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, но не более двух третьих ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дату предоставления кредита.
Субсидии на возмещение части затрат на проведение внешней аудиторской и (или) ревизионной проверки деятельности предоставляются при условии представления аудиторского заключения компанией, имеющей лицензию на проведение аудиторских проверок и действующей не менее двух лет, и (или) представления ревизионного заключения ревизионным союзом, состоящим в саморегулируемой организации ревизионных союзов.
Компенсации подлежит 80 процентов затрат, произведенных кооперативами (сельскохозяйственными кооперативами) на проведение внешней аудиторской и (или) ревизионной проверки, но не более 50 тысяч рублей.
Субсидии на возмещение части затрат на обучение и повышение квалификации специалистов кооперативов (сельскохозяйственных кооперативов) предоставляются при условии:
наличия у образовательного учреждения лицензии на оказание образовательных услуг в области высшего или среднего профессионального (дополнительного) образования;
наличия у центров обучения опыта проведения тренингов для микрофинансовых организаций не менее трех лет (в случае оказания тренинговых услуг, не требующих лицензирования).
Компенсации подлежит 80 процентов затрат, произведенных кооперативами и сельскохозяйственными кооперативами на обучение и повышение квалификации специалистов кооперативов и сельскохозяйственных кооперативов в течение финансового года, но не более 100 тысяч рублей.
Субсидии на возмещение части затрат на приобретение и (или) разработку специализированного лицензионного программного обеспечения предоставляются в размере 80 процентов затрат, произведенных кооперативами и сельскохозяйственными кооперативами на приобретение и (или) разработку специализированного программного обеспечения в течение финансового года, но не более 75 тысяч рублей.
Для получения субсидий кооператив (сельскохозяйственный кооператив) представляет в уполномоченный орган следующие документы:
а) единовременно:
заявление на предоставление субсидии по форме, утвержденной Правительством области;
копии учредительных документов и всех изменений к ним, копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица, копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (с предъявлением оригиналов);
копии документов, подтверждающих назначение на должность руководителя и главного бухгалтера;
справку налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по налогам и иным обязательным платежам палату подачи заявки;
бухгалтерский баланс за предшествующий год, справку о размере совокупного портфеля займов кооператива (сельскохозяйственного кооператива) на дату подачи документов, заверенную руководителем кооператива (сельскохозяйственного кооператива) и главным бухгалтером;
положительное аудиторское заключение и (или) ревизионное заключение по итогам работы за предшествующий год;
программу финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства кооперативом (сельскохозяйственным кооперативом);
реестр заемщиков, имеющих непогашенный остаток задолженности, заверенный руководителем кооператива (сельскохозяйственного кооператива) и главным бухгалтером.
Кооператив (сельскохозяйственный кооператив), претендующий на получение субсидии на возмещение части процентной ставки по привлеченным банковским кредитам для предоставления займов своим членам - субъектам малого и среднего предпринимательства для осуществления предпринимательской деятельности, дополнительно представляет:
заверенные банком копию кредитного договора, выписку из ссудного счета, график погашения кредита и уплаты процентов по нему;
заверенные руководителем кооператива (сельскохозяйственного кооператива) и банком копии платежных поручений, подтверждающих целевое использование кредита, расчет размера субсидии на уплату процентов по кредиту, заверенные банком копии платежных поручений, подтверждающих уплату начисленных по кредиту процентов (ежемесячно);
справку налогового органа на последнюю отчетную дату об отсутствии у кооператива (сельскохозяйственного кооператива) просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации (ежеквартально).
Кооператив (сельскохозяйственный кооператив), претендующий на получение субсидии на возмещение части затрат на проведение внешней аудиторской и (или) ревизионной проверки деятельности, дополнительно представляет:
копию договора с аудиторской компанией на проведение аудиторской проверки и (или) соглашения об участии в ревизионном союзе кооперативов (сельскохозяйственных кооперативов), заключенного в целях проведения ревизии, платежные документы, подтверждающие оплату услуг по проведению аудиторской проверки и (или) оплату членских взносов в ревизионный союз по соглашению об участии, копию лицензии аудиторской компании и (или) документ, подтверждающий членство ревизионного союза в саморегулируемой организации ревизионных союзов.
Кооператив (сельскохозяйственный кооператив), претендующий на получение субсидии на возмещение части затрат на обучение и повышение квалификации специалистов, дополнительно представляет:
копии договоров на обучение и повышение квалификации специалистов кооперативов (сельскохозяйственных кооперативов), платежные документы, подтверждающие оплату услуг по проведению обучения и повышения квалификации, копию лицензии образовательного учреждения и (или) документы, подтверждающие наличие опыта проведения тренингов для микрофинансовых организаций не менее трех лет.
Кооператив (сельскохозяйственный кооператив), претендующий на получение субсидии на возмещение части затрат на приобретение и (или) разработку специализированного лицензионного программного обеспечения, дополнительно представляет:
копии договоров на приобретение и (или) разработку специализированного программного обеспечения для микрофинансовой деятельности, акты выполненных работ, накладные, платежные документы, подтверждающие оплату услуг по приобретению и (или) разработке специализированного программного обеспечения для деятельности кооператива (сельскохозяйственного кооператива).
Основаниями для отказа в принятии к рассмотрению заявления на предоставление Субсидии являются:
а) несоответствие заемщика требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящего Положения;
б) непредставление документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения.
Министерство экономического развития и торговли области регистрирует заявления на предоставление субсидии в день их поступления в специальном журнале, который должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью этого органа, и в течение 10 дней с даты регистрации направляет кооперативу (сельскохозяйственному кооперативу) письменное уведомление о принятии затрат к субсидированию или об отказе в субсидировании (с указанием причин отказа).
В случае недостаточности выделенных бюджетных средств для удовлетворения всех поступивших и принятых заявлений субсидии предоставляются заявителям в порядке хронологии поступления заявлений.
Кооперативу (сельскохозяйственному кооперативу) может быть отказано в предоставлении субсидии по основаниям, указанным в Положении о порядке предоставления из областного бюджета субсидии на возмещение части процентной ставки по привлеченным банковским кредитам потребительским кооперативам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам для предоставления займов своим членам - субъектам малого и среднего предпринимательства для осуществления предпринимательской деятельности, а также части затрат на проведение внешней аудиторской и (или) ревизионной проверки деятельности, на обучение и повышение квалификации специалистов, на приобретение и (или) разработку специализированного лицензионного программного обеспечения.
В случае несогласия кооператива (сельскохозяйственного кооператива) с решением министерства экономического развития и торговли области кооператив (сельскохозяйственный кооператив) имеет право на его обжалование в порядке, установленном законодательством.
Поддержка экспортно-ориентированного малого бизнеса осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
Субсидирование части затрат микрофинансовых организаций и поддержка экспортно-ориентированного малого бизнеса осуществляются в соответствии с федеральным законодательством.
Размер субсидии на предоставление грантов субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса, предоставляемой одному заявителю, не может превышать 300,0 тысяч рублей.
В случаях приостановления предоставления и (или) возврата субсидий, а также неосвоения субъектом малого или среднего предпринимательства субсидии в полном объеме высвободившиеся бюджетные средства подлежат перераспределению между другими заявителями - субъектами малого и среднего предпринимательства, подавшими заявки в текущем финансовом году, но не получившими субсидию по причине ограниченности бюджетных средств, предусмотренных на данные цели.
4.1. Цели и условия предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета, критерии отбора муниципальных образований области для предоставления указанных субсидий и методика распределения субсидий между муниципальными образованиями области на государственную поддержку малого предпринимательства
Субсидии бюджетам муниципальных образований области на государственную поддержку малого предпринимательства (далее - субсидии) предоставляются на реализацию следующих мероприятий:
а) расширение сети (создание) бизнес-инкубаторов для вновь созданных и работающих не более одного года субъектов малого предпринимательства на территории области:
строительство части здания бизнес-инкубатора;
реконструкция, расширение и техническое перевооружение здания (части здания) бизнес-инкубатора;
капитальный ремонт здания (части здания) бизнес-инкубатора;
б) обеспечение деятельности бизнес-инкубаторов для вновь созданных и работающих не более одного года субъектов малого предпринимательства на территории области.
Критерием отбора муниципальных образований области для получения субсидий является наличие здания, находящегося в муниципальной собственности, общая площадь которого составляет не менее 250 кв.м.
Субсидии предоставляются при условии:
а) наличия утвержденной в установленном порядке муниципальной программы развития малого предпринимательства;
б) утверждения в бюджете муниципального образования области расходов на разработку проектно-сметной документации на создание муниципального бизнес-инкубатора;
в) утверждения в бюджете муниципального образования области расходов на обеспечение деятельности муниципального бизнес-инкубатора в размере десяти процентов от годовой суммы содержания муниципального бизнес-инкубатора (данное условие применяется с момента начала работы муниципального бизнес-инкубатора);
г) обеспечения использования здания, предоставленного для размещения в нем бизнес-инкубатора, по целевому назначению в течение десяти лет;
д) определения назначения муниципального бизнес-инкубатора. Бизнес-инкубатор должен иметь одно из нижеперечисленных назначений:
производственное (помещение и услуги предоставляются субъектам малого предпринимательства, осуществляющим производственную деятельность);
офисное;
инновационное;
агропромышленное;
смешанное (указать, какие именно назначения).
Расчет субсидий из областного бюджета на расширение сети (реконструкцию) муниципальных бизнес - инкубаторов представляется в соответствии с проектно-сметной документацией, представленной муниципальными образованиями области.
В случае, если средства областного бюджета для предоставления субсидий на расширение сети (реконструкцию) муниципальных бизнес - инкубаторов выделяются в сумме, превышающую потребность, рассчитанную в соответствии с проектно-сметной документацией, неиспользованный остаток этих средств подлежит перераспределению между другими мероприятиями Программы.
В случае неполного обеспечения расширения сети (реконструкции) муниципальных бизнес-инкубаторов средствами областного бюджета распределение субсидий между муниципальными образованиями области осуществляется по следующей формуле:
Ро = М х (С/Н), где
Ро - размер субсидии муниципальному образованию области;
М - сумма средств, необходимая на создание (обеспечение деятельности)
бизнес-инкубатора в муниципальном образовании области;
С - субсидия, предусмотренная в областном бюджете на государственную
поддержку малого предпринимательства муниципальных образований
области (создание, обеспечение деятельности бизнес-инкубаторов);
Н - общая сумма средств, необходимая на государственную поддержку малого
предпринимательства муниципальных образований области (создание,
обеспечение деятельности бизнес-инкубаторов).
Порядок предоставления субсидии бюджетам муниципальных образований области и условия ее расходования устанавливаются Правительством области.
Расчет субсидии на содержание муниципальных бизнес-инкубаторов осуществляется по следующей формуле:
С = С1 х К х Н х 0,9, где
С1 - среднемесячная стоимость содержания одного рабочего места в
областном бизнес-инкубаторе;
К - количество рабочих мест в муниципальном бизнес-инкубаторе;
Н - количество месяцев работы муниципального бизнес-инкубатора в году.
Среднемесячная стоимость содержания одного рабочего места в областном бизнес-инкубаторе рассчитывается как отношение годового содержания областного бизнес-инкубатора к общему количеству рабочих мест в нем, деленное на 12 месяцев.
5. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы осуществляется в период 2008-2010 годов.
В течение 2008 года предполагается дальнейшее развитие объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства в области.
В 2009 году предполагается обеспечение полной загрузки созданных объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, расширение географии предоставления предусмотренных Программой форм государственной поддержки, что позволит эффективно воздействовать на процессы развития малого бизнеса региона.
К концу 2010 года планируется вывод элементов созданных объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства на режим самоокупаемости.
Успешная реализация мероприятий Программы позволит сформировать устойчивый, динамично развивающийся слой мелких и средних собственников, активно развивающих приоритетные направления предпринимательства и создающих новые рабочие места.
Постановлением Правительства Саратовской области от 9 сентября 2009 г. N 430-П в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
6. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы обеспечивается за счет средств областного бюджета с привлечением средств федерального, местных бюджетов и внебюджетных источников.
В целом на реализацию Программы в 2008-2010 годах предусматриваются расходы в размере 2629516,9 тыс. рублей. Из средств областного бюджета - 345222,7 тыс. рублей, в том числе в 2008 году - 92810,1 тыс. рублей, в 2009 году - 166885,6 тыс. рублей, в 2010 году - 85527,0 тыс. рублей; из средств федерального бюджета (прогнозно) - 1013672,0 тыс. рублей; из средств местных бюджетов (прогнозно) - 9222,2 тыс. рублей; из внебюджетных источников (прогнозно) - 1261400,0 тыс. рублей.
Порядок расходования средств областного бюджета, предусмотренных на поддержку малого и среднего предпринимательства, утверждается Правительством области.
Постановлением Правительства Саратовской области от 11 августа 2009 г. N 349-П в раздел 7 настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
7. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Организацию выполнения Программы осуществляет государственный заказчик - министерство экономического развития и торговли области.
Структура программных мероприятий представлена пятью разделами, которые обеспечивают комплексный подход и координацию работы всех участников Программы.
Контроль за исполнением Программы осуществляется в установленном порядке областной Думой, министерством финансов области, министерством экономического развития и торговли области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ".
Постановлением Правительства Саратовской области от 1 апреля 2009 г. N 116-П в раздел 8 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
8. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Реализация Программы обеспечит получение следующих результатов:
увеличение вклада малого предпринимательства в валовой региональный продукт области до 17 процентов;
увеличение размера средней заработной платы на малых и средних предприятиях в два раза;
увеличение доли промышленной и наукоемкой продукции в общем объеме продукции, произведенной малыми и средними предприятиями области, до 80 процентов;
увеличение объема инвестиций в основной капитал малых предприятий области до 3 млрд. рублей;
развитие и выход на самоокупаемость объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
привлечение научного и интеллектуального потенциала региона к решению вопросов развития предпринимательской деятельности;
рост доходов и уровня социальной защищенности работников, занятых в предпринимательской сфере;
рост предпринимательской активности в регионе, выход продукции малых и средних предприятий области на внешние рынки;
увеличение доли среднего класса, создающего новые рабочие места и являющегося основой стабильности общества;
увеличение доходов областного и местных бюджетов за счет налоговых поступлений от предприятий малого и среднего предпринимательства;
улучшение материально-технической базы малых и средних предприятий.
<< Статья 2 Статья 2 |
Приложение 1. >> Перечень мероприятий Программы |
|
Содержание Закон Саратовской области от 1 октября 2007 г. N 200-ЗСО "Об областной целевой программе "Развитие малого и среднего... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.