Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Саратовской области от 30 мая 2012 г. N 266-П наименование настоящего приложения изложено в новой редакции, вступающей в силу со дня подписания названного постановления
Приложение
к постановлению Правительства Саратовской области
от 30 июля 2010 г. N 350-П
Долгосрочная областная целевая программа
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Саратовской области на период до 2020 года: "Энергоэффективный регион"
11 мая, 30 декабря 2011 г., 30 мая, 29 декабря 2012 г., 5 апреля, 4 июля 2013 г.
Постановлением Правительства Саратовской области от 4 июля 2013 г. N 326-П в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Паспорт Программы
Наименование Программы |
долгосрочная областная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Саратовской области на период до 2020 года: "Энергоэффективный регион" (далее - Программа) |
Основание разработки Программы |
Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики"; постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года N 1830-р "Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации"; распоряжение Правительства Саратовской области от 12 февраля 2010 года N 35-Пр "О подготовке долгосрочной областной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Саратовской области на период до 2020 года"
|
Государственный заказчик Программы
|
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области |
Основные разработчики Программы |
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство промышленности и энергетики области, государственное автономное учреждение "Агентство энергосбережения" Саратовской области, Саратовский государственный технический университет (по согласованию), Саратовский государственный аграрный университет имени Н.Л.Вавилова (по согласованию)
|
Цель, задачи Программы, важнейшие целевые индикаторы и показатели |
Цель Программы - обеспечение рационального использования топливно-энергетических ресурсов за счёт реализации энергосберегающих мероприятий на основе широкомасштабного внедрения энергоэффективных технологий, повышения энергетической эффективности в секторах экономики Саратовской области и снижения энергоёмкости валового регионального продукта (далее - ВРП) к 2020 году на 40 процентов (по сравнению с 2007 годом). Основные задачи Программы: обеспечение устойчивого процесса повышения эффективности энергопотребления в секторах экономики области, в том числе за счёт запуска механизмов стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности в различных сферах экономики области, реализации типовых энергосберегающих проектов, активизирующих деятельность хозяйствующих субъектов и населения по реализации потенциала энергосбережения; снижение объёмов выбросов парниковых газов; формирование целостной и эффективной системы управления процессом повышения энергоэффективности за счёт развития новых институтов, ресурсного, институционального и информационного обеспечения деятельности по повышению энергоэффективности. Важнейшие целевые индикаторы и показатели: снижение энергоёмкости валового регионального продукта не менее чем на 27 процентов на первом этапе (к 2015 году) и на 12,5 процента на втором этапе (к 2020 году); обеспечение годовой экономии первичной энергии в размере не менее 0,7 млн. тонн условного топлива (далее - т у.т.) на первом этапе к 2015 году и 1,5-2,1 млн т у.т. на втором этапе к 2020 году
|
Сроки и этапы реализации Программы |
2011-2020 годы, в том числе: I этап: 2011-2015 годы; II этап: 2016-2020 годы
|
Исполнители основных мероприятий |
министерство здравоохранения области, министерство социального развития области, министерство культуры области, министерство образования области, министерство сельского хозяйства области, министерство промышленности и энергетики области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство транспорта и дорожного хозяйства области, комитет транспорта области, комитет государственного регулирования тарифов области, комитет охраны окружающей среды и природопользования области, органы местного самоуправления области (по согласованию), ГАУ "Агентство энергосбережения" Саратовской области, предприятия, учреждения и организации (по согласованию)
|
Объёмы и источники обеспечения Программы |
всего на реализацию мероприятий Программы на 2011-2020 годы требуется 14292217,6 тыс. рублей, из них: I этап (2011-2015 годы) - 4423217,6 тыс. рублей, II этап (2016-2020 годы) - 9869000 тыс. рублей; в том числе средства федерального бюджета (прогнозно): I этап (2011-2015 годы) - 990202,4 тыс. рублей; II этап (2016-2020 годы) - 1880000 тыс. рублей; средства областного бюджета: I этап (2011-2015 годы) - 376608,9 тыс. рублей, II этап (2016-2020 годы) - 1029490,8 тыс. рублей; средства местных бюджетов (прогнозно): I этап (2011-2015 годы) - 686959,0 тыс. рублей; II этап (2016-2020 годы) - 1812777,6 тыс. рублей; внебюджетные источники (прогнозно): I этап (2011-2015 годы) - 2369447,3 тыс. рублей; II этап (2016-2020 годы) - 5146731,6 тыс. рублей
|
Система организации контроля за исполнением Программы |
контроль за исполнением Программы осуществляется министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства области и министерством экономического развития и торговли области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ"
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
обеспечение достижения за счёт реализации мероприятий и проектов Программы по повышению энергоэффективности (без учёта возобновляемых источников энергии): суммарной экономии первичной энергии в размере не менее 7,5 млн. т у.т. на I этапе (2011-2015 годы) и не менее 18 млн. т у.т. за весь срок реализации Программы (2011-2020 годы); годовой экономии на приобретение всеми потребителями энергоресурсов: в 2015 году - 10315874 тыс. рублей; в 2020 году - 18200100 тыс. рублей (в текущих ценах); суммарной экономии затрат на энергию всеми потребителями энергоресурсов: в 2011-2015 годах - 65745100 тыс. рублей; в 2011-2020 годах - 158022106 тыс. рублей (в текущих ценах); годовой экономии средств бюджетов всех уровней на приобретение энергоресурсов: к 2015 году - 412780 тыс. рублей; к 2020 году - 1333000 тыс. рублей; суммарной экономии средств бюджетов всех уровней на приобретение энергоресурсов: в 2011-2015 годах - 1196314 тыс. рублей; в 2011-2020 годах - 6751000 тыс. рублей. Обеспечение достижения за счёт реализации мероприятий по повышению энергоэффективности на основе использования возобновляемых источников энергии: замещения органического топлива за счёт производства энергии на основе использования возобновляемых источников в объёме 0,35 млн. т у.т. в 2011-2020 годах; снижения выбросов парниковых газов за счёт реализации мероприятий по замещению органического топлива за период 2011-2020 годов в объёме 9,2 млн. тонн СО2. |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
Для решения проблемы экономии энергоресурсов на территории области используется программный метод. В 1998 и в 2005 годах были приняты и реализованы Губернаторская программа "Энергосбережение Саратовской области на 1998-2005 годы" и областная целевая программа "Энергоэффективность Саратовской области" на 2006-2010 годы, в которых получили развитие следующие направления:
реконструкция котельных, оборудованных изношенными котлами, модернизация систем теплоснабжения, включая децентрализацию с установкой автономных источников теплоснабжения;
реконструкция тепловых сетей с использованием современной теплоизоляции;
модернизация систем наружного освещения;
внедрение частотного регулирования производительности насосных агрегатов в системах водоснабжения;
оснащение потребителей приборами контроля и системами учета энергоресурсов в организациях и учреждениях бюджетной сферы, жилищном фонде.
Общий объём финансирования только из областного бюджета за период 1999-2009 годов превысил 500000 тыс. рублей. От проведенных мероприятий по энергосбережению в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве области экономия топливно-энергетических ресурсов составила 820 тыс. тонн условного топлива.
Однако мероприятия по энергосбережению носили локальный характер и были направлены на предупреждение аварийных ситуаций. Настоящая Программа в отличие от программ предыдущих лет направлена на системную работу по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при модернизации отраслей экономики области.
Основной проблемой, решению которой способствует Программа, является преодоление энергетических барьеров экономического роста, в том числе за счёт экономии средств, высвобождаемых в результате реализации энергосберегающих мероприятий.
Мероприятия Программы сбалансированы, охватывают все отрасли экономики Саратовской области и должны стать не только инструментом повышения эффективности использования энергоресурсов для дальнейшего развития экономики, но и одним из базовых элементов технологического перевооружения Саратовской области. Важными результатами энергосбережения должны быть обеспечение технической доступности энергии для развивающейся экономики (возможности подключения новых объектов к инженерным сетям или обеспечения их топливом при децентрализованном энергоснабжении) и удержание расходов на энергоресурсы в пределах экономической доступности для всех групп потребителей.
Вместе с тем в настоящее время для Саратовской области очевидны следующие проблемы в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности:
значительный износ основных фондов до 60 процентов, высокая аварийность оборудования, обусловленная превышением его ресурса и недостаточной технологической дисциплиной;
значительная протяженность сетей, разбросанность поселений и социально значимых объектов;
повышенные потери при производстве и потреблении энергии, высокий расход первичных топливных ресурсов;
несоответствие оснащенности производства современному научно-техническому уровню;
низкая платежеспособность потребителей и ограниченность бюджетных средств для совершенствования муниципальных схем и систем энергоснабжения;
отсутствие эффективной рыночной инфраструктуры предоставления услуг в сфере энергоснабжения;
нехватка специалистов, имеющих необходимые профессиональные навыки и профильную подготовку в сфере эффективного и рационального использования энергии.
Совокупность этих факторов предопределяет удорожание приведенной единицы поставляемой энергии для конечных потребителей, возникновение критических ситуаций в энергоснабжении, снижение его надёжности, безопасности и доступности, высокую энергоёмкость регионального продукта.
Реализация мероприятий Программы в Саратовской области направлена на расширение и активизацию деятельности по энергосбережению и повышению энергоэффективности, вовлечение в этот процесс и поддержку инициатив муниципальных структур, всех слоев населения и хозяйствующих субъектов, внедрение и распространение на местах практики комплексного и эффективного использования топливно-энергетических ресурсов.
Мобилизация средств на одностороннее увеличение энергетических мощностей влечёт за собой повышение внутренних цен на энергию за пределы порогов платёжной способности потребителей, снижение экономической доступности энергии и, как следствие, торможение экономического роста. Растущие затраты на топливо при ограничениях на рост тарифов не позволят адекватно обеспечивать топливом объекты электроэнергетики и жилищно-коммунального комплекса, а также формировать средства на обновление и модернизацию инфраструктуры. В результате будет снижаться надёжность, безопасность и доступность энергетических услуг всем потребителям. Единственной разумной альтернативой остается повышение энергоэффективности.
Саратовская область располагает техническим потенциалом повышения энергоэффективности, который составляет более 40 процентов от уровня потребления энергии. В абсолютных объемах это 4,52 млн. тонн условного топлива далее - (т у.т.) в год. Ресурс повышения энергоэффективности следует рассматривать как один из основных энергетических ресурсов будущего экономического роста.
Энергоёмкость ВРП Саратовской области в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5-3,5 раза выше, чем в большинстве развитых стран. Уровни энергоёмкости производства промышленных продуктов выше среднемировых в 1,2-2 раза и выше лучших мировых образцов в 1,5-4 раза. Удельный расход энергии на отопление 1 м2 площади жилых зданий в 2000-2008 годах практически не изменился и (при приведении к сходным климатическим условиям) оставался в 1,5 раза выше, чем в странах Западной Европы.
При низкой энергоэффективности снижаются шансы на успешную реализацию проектов строительства новых объектов. Опыт их реализация показал, что ограничения на подключение новых потребителей к сетям и недостаточное оснащение инфраструктурой новых строительных площадок сдерживают жилищное и промышленное строительство. Без повышения эффективности использования энергии и повышения нагрузки неэффективно используемых мощностей трудности с осуществлением строительства новых объектов будут только усугубляться.
Низкая энергоэффективность порождает низкую конкурентоспособность промышленности. В условиях экономического кризиса 2008-2009 годов высокие удельные расходы энергоресурсов в промышленности дополнительно возросли из-за падения нагрузки производственных мощностей более быстрыми темпами, чем снижалось энергопотребление. Это происходит на фоне падения цен на продукцию этих предприятий и роста цен на энергоносители. В итоге доля энергетических издержек в структуре себестоимости промышленности резко выросла, а конкурентоспособность промышленности упала, что существенно осложняет её выход из кризиса.
Низкая энергоэффективность жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы порождает высокую нагрузку коммунальных платежей на муниципальные и областной бюджеты и снижает финансовую стабильность. Расходы консолидированного бюджета Саратовской области на жилищно-коммунальное хозяйство выросли с 4,39 млрд. рублей в 2007 году до 5,5 млрд. рублей в 2009 году, а на 2010 год было запланировано 5,7 млрд. рублей. Около четверти расходов как бюджета региона, так и местных бюджетов уходит на оплату в той или иной форме жилищных и коммунальных услуг, предоставляемых неэффективными коммунальными системами для общественных зданий, жилых домов с высокими тепловыми потерями.
Низкая энергоэффективность снижает экологическую безопасность региона, порождает высокий уровень загрязнения окружающей среды и выбросов парниковых газов, наносит огромный вред здоровью населения. В 2006-2009 годах выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников выросли на 5 процентов, а от автотранспорта - на 18 процентов. Ущерб для здоровья населения от загрязнения атмосферного воздуха оценивается в 3-8 процентов от валового регионального продукта. Это является одной из причин высокой смертности населения. Доля топливно-энергетического комплекса в суммарных выбросах вредных веществ промышленностью области составляет 48 процентов, в том числе жидких и газообразных - 56 процентов, в сбросе загрязненных сточных вод - 23 процента. Экологическая составляющая становится важным критерием определения направлений и механизмов экономического развития региона.
Выход Саратовской области на стандарты благосостояния развитых стран на фоне усиления глобальной конкуренции требует кардиального# повышения производительности использования всех факторов производства, включая энергию.
Реализации огромного потенциала энергосбережения мешают барьеры, которые имеют очень разную природу: ценовые и финансовые; барьеры, связанные со структурой и организацией экономики и рынка; институциональные барьеры; социальные, культурные, поведенческие и так далее. Практически все они устранимы с помощью целевых мер политики по повышению энергоэффективности.
Валовой региональный продукт Саратовской области по своей структуре в числе энергоёмких в Приволжском федеральном округе. При комплексном подходе к организации энергосберегающих мероприятий должна быть выполнена намеченная в Указе Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" цель по снижению к 2020 году энергоёмкости валового внутреннего продукта Российской Федерации не менее чем на 40 процентов по сравнению с 2007 годом.
Для обеспечения достижения этой цели необходимо создание целостной системы управления процессом повышения энергетической эффективности региональной экономики, обеспечивающей распределение полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, поручение на создание которой было дано Президентом Российской Федерации по итогам расширенного заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации 2 июля 2009 года.
Повышение энергоэффективности области потребует выработки и последовательного воплощения долгосрочной государственной стратегии в этой области, координации усилий органов исполнительной и законодательной власти, совместной работы федеральных, региональных органов власти и местного самоуправления, крупного, среднего и малого бизнеса, а также формирования эффективных механизмов взаимодействия всех участников процесса.
До настоящего времени мероприятия в области повышения энергетической эффективности носили локальный характер и финансировались в основном за счёт средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований. Решение проблемы требует применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий, концентрации ресурсов экономики и построения единой системы управления политикой повышения энергоэффективности в регионе. Существенное снижение нерационального потребления энергии во всех сферах жизнедеятельности и с полным географическим охватом не может быть обеспечено самостоятельно собственниками объектов и сооружений. Задача кардинального повышения уровня энергоэффективности может быть решена только программно-целевыми методами.
Решение основных задач Программы носит долгосрочный характер, что обусловлено необходимостью как изменения системы отношений на рынках энергоносителей, так и замены и модернизации значительной части производственной, инженерной и социальной инфраструктуры и её развития на новой технологической базе.
Их реализация требует государственного регулирования и высокой степени координации действий Правительства области, органов местного самоуправления, бизнеса, населения и других экономических агентов.
Постановлением Правительства Саратовской области от 4 июля 2013 г. N 326-П в раздел II настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
II. Основная цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
Одним из основных целевых ориентиров долгосрочного социально-экономического развития Саратовской области на период до 2020 года обозначена безопасность граждан и общества. В качестве одного из направлений системного достижения поставленной цели выбран переход региональной экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития.
Повышение конкурентоспособности экономики Саратовской области среди регионов требует развития энергетической инфраструктуры и повышения энергоэффективности экономики. Реализация Программы должна внести свай вклад в обеспечение экономической, энергетической и экологической безопасности Саратовской области за счёт повышения энергоэффективности региональной экономики.
Для устранения энергетических барьеров социально-экономического развития Саратовской области и использования потенциала энергосбережения необходимо значительное снижение энергоёмкости валового регионального продукта.
Основной целью Программы является обеспечение рационального использования топливно-энергетических ресурсов за счёт реализации энергосберегающих мероприятий на основе широкомасштабного внедрения энергоэффективных технологий, повышения энергетической эффективности в секторах экономики Саратовской области и снижения энергоёмкости валового регионального продукта к 2020 году на 40 процентов (по сравнению с 2007 годом).
Снижение энергоёмкости валового регионального продукта достигается комбинацией целого ряда факторов, которые определяются макроэкономической политикой и конъюнктурой рынков: структурные сдвиги в экономике; сдвиги в продуктовой структуре промышленности; рост цен на энергоносители; автономный технический прогресс (повышение энергоэффективности в процессах нового строительства и постепенной замены старого оборудования новым). Следствием реализации мероприятий Программы должно стать значительное ускорение темпов повышения энергетической эффективности Саратовской области с выходом на темпы развития, предусмотренные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.
Важнейшими целевыми индикаторами и показателями Программы в части реализации энергоэффективных мероприятий и проектов по энергосбережению и повышения энергетической эффективности, позволяющими осуществлять мониторинг прогресса, являются:
снижение энергоёмкости валового внутреннего продукта не менее чем на 27,0 процента на первом этапе (к 2015 году) и на 12,5 процента на втором этапе (к 2020 году);
обеспечение годовой экономии первичной энергии в размере не менее 0,7 млн. т у.т. на первом этапе к 2015 году и 1,5-2,1 млн т у.т. на втором этапе к 2020 году.
Индикаторами выполнения мероприятий Программы по повышению энергетической эффективности на основе использования возобновляемых источников энергии являются:
замещение потребления первичных энергетических ресурсов в объёме 0,35 млн. т у.т. за период 2011-2020 годы;
снижение выбросов парниковых газов в объёме 5,4 млн. тонн С02 за период 2011-2020 годы.
Реализация Программы будет осуществляться поэтапно.
I этап (2011-2015 годы) - обеспечение перехода на энергоэффективный путь развития экономики;
II этап (2016-2020 годы) - развитие по энергоэффективному пути.
Не позднее конца 2014 года параметры реализации Программы для второго этапа должны быть уточнены.
Достижение цели Программы требует реализации комплекса долгосрочных взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам мероприятий с использованием межотраслевого подхода (с охватом всех секторов экономики).
Основные задачи Программы:
обеспечение устойчивого процесса повышения эффективности энергопотребления в секторах экономики области, в том числе за счёт запуска механизмов стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности в различных сферах экономики области, реализации типовых энергосберегающих проектов, активизирующих деятельность хозяйствующих субъектов и населения по реализации потенциала энергосбережения;
снижение объёмов выбросов парниковых газов;
формирование целостной и эффективной системы управления процессом повышения энергоэффективности за счёт развития новых институтов, ресурсного, институционального и информационного обеспечения деятельности по повышению энергоэффективности.
Реализация мероприятий и проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности позволит в период 2011-2020 годов:
получить суммарную экономию первичной энергии в объёме не менее 18 млн. т у.т.;
обеспечить годовую экономию электрической энергии в 2020 году в размере не менее 3,9 млрд. кВт-ч;
получить годовую экономию тепловой энергии в 2020 году в размере не менее 4,1 млн. Гкал;
снизить выбросы парниковых газов в объёме не менее 9,2 млн. т экв. СО2;
получить суммарную экономию средств бюджетов всех уровней на приобретение и субсидирование приобретения энергоресурсов в размере 3,14 млрд. рублей;
обеспечить масштабное внедрение новых ресурсосберегающих технологий в различных секторах экономики, применение которых позволит получить эффект и за пределами 2020 года;
сформировать в Саратовской области энергоэффективное общество.
Постановлением Правительства Саратовской области от 11 мая 2011 г. N 248-П в раздел III настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
III. Система (перечень) программных мероприятий
Специфика повышения энергоэффективности в отдельных секторах экономики (организация управления и принятия решений, степень и возможности регулирования, структура и схожесть технических и институциональных решений) вызывает необходимость выделения следующих направлений по реализации программных мероприятий:
повышение энергоэффективности в теплоснабжении и коммунальном хозяйстве;
повышение энергоэффективности в промышленности;
повышение энергоэффективности в жилищном секторе;
повышение энергоэффективности в сельском хозяйстве;
повышение энергоэффективности на транспорте;
повышение энергоэффективности в организациях бюджетной сферы и сферы услуг;
повышение энергоэффективности на основе использования возобновляемых источников энергии;
ресурсное, организационное и информационное обеспечение деятельности по повышению энергоэффективности.
С учетом общих сведений для расчета целевых показателей Саратовской области (приложение N 1 к Программе) для каждого из направлений произведен расчет целевых показателей повышения энергоэффективности (приложение N 2 к Программе).
Основные программные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности учитывают комплекс энергосберегающих работ, предусмотренных в прорабатываемых в настоящее время проектах под руководством Министерства экономического развития Российской Федерации:
"Считай, экономь и плати" (бережливая модель потребления энергоресурсов, установка приборов учёта);
"Новый свет" (поэтапная замена ламп накаливания на энергоэффективные световые устройства);
"Энергоэффективный квартал" (реализация в нескольких городах тиражируемых программ повышения энергоэффективности);
"Малая комплексная энергетика" (внедрение оборудования для локальной энергетики);
"Энергоэффективный социальный сектор" (тиражируемые программы повышения энергоэффективности и энергосбережения школ, поликлиник и больниц).
Реализация Программы предусматривает государственную поддержку. Практика оказания такой поддержки энергоэффективным проектам показала целесообразность использования долевого участия для финансирования настоящей Программы. Современная государственная поддержка в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности заключается в стимулировании и содействии в разработке пилотных энергоэкономичных проектов для последующего тиражирования наиболее эффективных и их реализации, достижения лучших в отраслях экономики показателей энергоэффективности.
Государственная поддержка энергосбережения и повышения энергоэффективности включает такие организационные и методические направления, как:
разработка рекомендаций и методик применения нормативно-правовых актов, устанавливающих и пересматривающих обязательные условия и требования к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств, средств генерации и передачи, энергии, зданий и сооружений, товаров, работ и услуг, закупаемых для государственных или муниципальных нужд, а также к учёту производства, передачи и потребления энергетических ресурсов, проведению энергетических аудитов и к энергетической паспортизации объектов;
методическое обеспечение разработки муниципальных программ энергосбережения и повышения энергоэффективности и типовые инструменты в этой сфере (которые необходимо доводить до регионов и федеральных органов исполнительной власти);
популяризация реального опыта снижения потерь при использовании оптимальных режимов генерации, распределения и потребления энергии, оборудования и приборов с экономичным энергопотреблением, эффективных и оперативных средств и методов учёта, контроля и регулирования энергии, улучшения теплофизических характеристик при капитальном ремонте зданий и сооружений, обустройстве и реконструкции инженерных коммуникаций; в этих целях осуществляется проведение межрегиональных встреч и конференций, содействие исполнителям реализованных проектов в размещении публикаций и информации;
формирование и доведение типовых инвестиционных проектов с возможностью широкого применения в различных секторах социально-экономической инфраструктуры и быстрой адаптации в конкретных условиях региона с минимальными затратами;
поддержка предприятий, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, временных творческих коллективов и индивидуальных предпринимателей по разработке и серийному выпуску видов импортозамещающего оборудования, приборов и материалов с повышенными показателями энергоэффективности или применяемых для энергосбережения;
обустройство на территории Саратовской области комплекса демонстрационных и пилотных объектов с повышенной энергетической эффективностью;
определение сфер и форм, создание механизмов государственно-частного партнерства в рамках реализации целевых соглашений и типовых инвестиционных проектов энергосбережения и повышения энергоэффективности в энергоемких сферах (электроэнергетике, промышленности, транспорте и других) и программ в бюджетной, жилищной и коммунальной сфере;
разработка документов оказания энергосервисных услуг и правил взаимоотношений между сторонами при их оказании и учёте энергосберегающего эффекта, системы аккредитации и аттестации предприятий, организаций и предпринимателей, оказывающих услуги на энергетическом рынке;
развитие рыночных отношений при оказании услуг в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности, формирование сети некоммерческих партнерств, саморегулируемых организаций, специализированных энергосервисных компаний, профильных консалтинговых и проектных организаций;
подготовка специальных передач на телевизионных и радиоканалах, публикаций и статей в печатных и электронных средствах массовой информации.
Для выполнения Программы требуется разработка информационного обеспечения, которое на региональном уровне включает отчетные данные органов государственной статистики, крупных компаний, корпораций, в первую очередь, с долей государственной собственности, организаций федеральной бюджетной сферы.
В информационное обеспечение выполнения Программы должны войти результаты исследований ученых и специалистов, публикуемые в различных изданиях по вопросам энергосбережения, средствах массовой информации, пропагандирующие личный опыт энергопотребителей в повышении энергоэффективности и рационального использования топлива и энергии. На это должны быть направлены тематические и отраслевые выставки, научно-практические конференции, семинары, различные конкурсы среди коллективов и работников энергопотребляющих и энергопроизводящих организаций и предприятий.
Информационное обеспечение работ по повышению энергоэффективности в сфере потребления энергоресурсов на региональном уровне будет достигаться на основе расширения информационно-аналитической системы министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерства промышленности и энергетики области. В своем развитии она предусматривает:
создание системы сбора исходных данных по использованию энергоресурсов на областном и муниципальном уровнях;
контроль технических и финансовых результатов выполнения Программы с аналитической обработкой исходных данных в региональном и отраслевом разрезах;
мониторинг энергопотребления в региональной и муниципальной бюджетной сферах, включая учёт, распределение выделяемых энергоресурсов;
разработку системы поддержки принятия решений по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности для руководителей областного и муниципального уровня.
Одной из важнейших составляющих управления процессом энергосбережения является проведение мониторинга выполнения программных мероприятий.
Целями мониторинга являются:
получение систематизированной информации о выполнении программных мероприятий по энергосбережению, внедрению современных приборов учёта и регулирования расхода энергоресурсов, поиск резервов экономии топлива и энергии;
выявление динамики показателей энергоэффективности в отраслях экономики и бюджетной сфере, определение положительных тенденций и "узких мест";
прогноз выполнения целевых показателей Программы для выработки соответствующих рекомендаций по их достижению и реализации необходимых технических решений.
Данные мониторинга используются для подготовки решений органов законодательной и исполнительной власти области, выработки рекомендаций хозяйствующим субъектам и муниципальным образованиям.
Должна быть создана и введена в действие база данных по инновациям в сфере энергопотребления и энергоэффективности, использованию отечественного и мирового потенциала, что будет способствовать использованию новшеств на любом предприятии.
Переход на инновационный путь энергоресурсопотребления требует совершенствования подготовки для различных отраслей экономики и бюджетных организаций рабочих и инженерных кадров, повышения квалификации и переподготовки работающих специалистов.
Для информационного обеспечения Программы предусматривается выполнение следующих первоочередных мероприятий:
создать и ввести в действие систему государственного информационного обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
разработать программу подготовки специалистов различного уровня и специальностей в сфере энергоэффективности и энергоиспользования;
создать и ввести в действие базу данных по инновациям в сфере энергопотребления и энергоэффективности, использованию мирового и отечественного инновационного потенциала в этой сфере;
разработать и осуществить меры по широкой популяризации экономии энергоресурсов среди населения и в бизнесе, поддержки деятельности общественных организаций в этой сфере.
Система мероприятий по формированию нормативного обеспечения деятельности по повышению энергоэффективности ориентирована на создание необходимых и достаточных условий для запуска механизмов Программы.
Совершенствование и развитие действующей нормативной основы является необходимым условием достижения целевых показателей Программы, поскольку содержание основной части программных мероприятий представляет собой принципиально новые для российской правовой системы механизмы, сочетающие экономическое стимулирование и административное предписание в сфере повышения энергоэффективности.
Принимая во внимание содержание мероприятий, предусмотренных Программой, нормативное обеспечение её реализации направлено на решение следующих задач:
оснащение приборами учёта и стимулирование экономии энергоресурсов;
повышение энергетической эффективности товаров, работ и услуг;
повышение энергоэффективности при создании и эксплуатации зданий, строений, сооружений (в том числе в жилищном фонде), а также в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан;
обеспечение энергосбережения и повышение энергетической эффективности в государственном секторе;
повышение энергетической эффективности в отдельных секторах экономики;
принятие и реализация областной и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
обеспечение энергосбережения и повышение энергоэффективности в компаниях с государственным (муниципальным) участием и регулируемых организациях;
регулирование порядка проведения энергетических обследований;
информационное и образовательное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также формирование системы мониторинга в соответствующей сфере;
определение направлений и форм государственной поддержки энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Система (перечень) программных мероприятий на 2011-2015 годы (I этап) представлена в приложении N 3 к Программе.
Постановлением Правительства Саратовской области от 4 июля 2013 г. N 326-П в подраздел 3.1 раздела III настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
3.1. Повышение энергоэффективности в теплоснабжении и коммунальном хозяйстве
Типовые технические мероприятия, реализуемые на объектах теплоснабжения и в коммунальном хозяйстве, к 2020 году должны обеспечить: снижение удельного расхода топлива на котельных до 169,0 кг у.т./Гкал; снижение удельного расхода электроэнергии на котельных до 12,0 кВт-ч/Гкал; наращивание электрической мощности газотурбинных ТЭЦ до 100 МВт к 2020 году, снижение доли потерь в тепловых сетях до 10,7 процентов, существенное повышение эффективности системы уличного освещения за счёт доведения доли энергоэффективных светильников до 95 процентов.
Типовые технические мероприятия включают:
применение ГТУ-ТЭЦ для последовательного сокращения котельных и перехода на когенерацию электроэнергии и тепла в крупных городах и муниципальных образованиях;
применение типовых технических решений по использованию возобновляемых источников низкопотенциального тепла с коэффициентом преобразования 4-5 в системах теплоснабжения в крупных городах и муниципальных образованиях;
использование мини-ТЭЦ - установок совместной выработки тепловой и электрической энергии на базе газотурбинных установок с котлами-утилизаторами, газотурбинных установок, газопоршневых установок, турбодетандерных установок;
вывод из эксплуатации котельных, выработавших ресурс, или имеющих избыточные мощности;
модернизацию, техническое перевооружение и реконструкцию котельных с использованием нового современного энергоэффективного оборудования;
строительство новых котельных, в том числе блочно-модульных с использованием современных технологий с КПД не ниже 85 процентов для котельных на твердом топливе, не ниже 90 процентов - на жидком топливе и не ниже 92 процентов - на природном газе;
использование современных методов обработки воды для котлов и теплотрасс с целью предотвращения коррозии и отложения солей на поверхностях трубопроводов и теплообменной аппаратуре;
совместная выработка тепловой и электрической энергии на котельных за счёт использования располагаемого перепада давления пара на паровых котельных для выработки электроэнергии, достаточной для покрытия собственных нужд; газотурбинных надстроек в газовых котельных с целью выработки электроэнергии на базе теплового потребления, использования газопоршневых аппаратов для выработки электроэнергии и теплоты для собственных нужд, а также за счёт строительства мини-ТЭЦ как на газе, так и на биомассе на объектах ЖКХ с производством электроэнергии в размере до 0,8 млрд. кВт-ч/год к 2020 году;
строительство новых тепловых сетей с использованием современных технологий и материалов (пенополиуретана, изопрофлекса, полиэтилена различных модификаций);
замена тепловых сетей с использованием нового современного энергоэффективного оборудования и материалов (пенополиуретана, изопрофлекса, полиэтилена различных модификаций);
вывод из эксплуатации тепловых сетей, в том числе за счёт децентрализации и перевода на индивидуальное поквартирное отопление;
использование телекоммуникационных IT-систем централизованного технологического управления системами теплоснабжения;
обеспечение устойчивой и экономичной работы тепловых сетей и источников тепловой энергии, качества отопления и горячего водоснабжения потребителей за счёт проведения комплексной автоматизации тепловых пунктов с выведением основных параметров на диспетчерские пункты управления системой теплоснабжения;
установка регулируемого привода в системах водоснабжения и водоотведения с доведением доли двигателей, оснащенных таким приводом, до 40 процентов (мощности) от всего числа двигателей, где такой привод применим;
замена 50 процентов светильников уличного освещения на энергоэффективные к 2015 году и замена еще 35 процентов к 2020 году (с учётом существующего 10 процентного уровня эффективных светильников - выход к 2020 году на уровень 95 процентов);
модернизацию и техническое перевооружение систем теплоснабжения организаций коммунального комплекса и бюджетной сферы;
диспетчеризацию и автоматизацию котельных, в том числе перевод котельных на автоматизированную систему диспетчерского управления.
Типовые организационные мероприятия включают:
создание нормативной основы, обеспечивающей скоординированное развитие систем централизованного теплоснабжения городов и крупных поселений, позволяющей в полной мере использовать преимущества когенерационных теплоэнергетических установок; введение управления системами централизованного теплоснабжения поселений через единого теплового диспетчера;
введение методов оценки инвестиционных проектов в сфере теплоснабжения на основе интегрированной региональной энергоэффективности теплоснабжения;
совершенствование тарифной политики в сфере теплоснабжения, поощряющей экономию, переход к расчётам потребителей тепловой энергии с теплоснабжающими организациями на основе двухставочных тарифов, стимулирование потребителей через реализацию механизмов тарифной политики к установке приборов учёта;
совершенствование налоговой политики, поощряющей экономию энергоресурсов;
обеспечение резерва электроснабжения котельных за счет установки автономных генераторов или резервных линий электропередачи;
повышение качества теплоснабжения, введение показателей качества тепловой энергии, режимов теплопотребления и условий осуществления контроля их соблюдения как со стороны потребителей, так и со стороны энергоснабжающих организаций, с установлением размера санкций за их нарушение, разработка и введение типовых договоров теплоснабжения;
обеспечение системного подхода при оптимизации работы систем централизованного теплоснабжения путем реализации комплексных мероприятий не только непосредственно в тепловых сетях (наладка, регулировка, оптимизация гидравлического режима и так далее), но и в системах теплопотребления, непосредственно в зданиях (утепление строительной части зданий, проведение работ по устранению дефектов проекта и монтажа систем отопления и так далее);
разработка комплексных программ "Энергоэффективный город", "Энергоэффективный квартал", "Энергоэффективный дом";
проведение энергетического аудита объектов теплоснабжения и коммунального хозяйства с периодичностью не менее 1 раза в 5 лет;
реализация типового проекта "Эффективная генерация" - модернизация и реконструкция котельных, ликвидации неэффективно работающих котельных и передача тепловой нагрузки на эффективную когенерацию, снижения на этой основе затрат топлива на выработку тепла;
реализация типового проекта "Надёжные сети" - мероприятия по модернизации и реконструкции тепловых сетей с применением новейших технологий и снижения на этой основе затрат на транспорт тепла, использование предварительно изолированных труб высокой заводской готовности с высокими теплозащитными свойствами теплоизоляционной конструкции, герметично изолированной теплоизоляцией от увлажнения извне и с устройством системы диагностики состояния изоляции, обеспечение применения вместо сальниковых компенсаторов сильфонных, исключающих утечки теплоносителя;
совершенствование государственного нормирования и контроля технологических потерь в тепловых сетях при передаче тепловой энергии на основе использования современных норм проектирования тепловых сетей;
предоставление субсидии бюджетам муниципальных районов и поселений области на реализацию мероприятий по повышению энергетической эффективности на энергоемких объектах и в системах теплоснабжений организаций коммунального комплекса.
За счёт реализации этого комплекса мер в теплоснабжении и коммунальном хозяйстве годовая экономия первичной энергии достигнет: к 2015 году 0,159 млн. т у.т.; к 2020 году - 0,9 млн. т у.т., а суммарная экономия первичной энергии: в 2011-2015 годах 1,9 млн. т у.т.; в 2011-2020 годах - 4,1 млн. т у.т.
Постановлением Правительства Саратовской области от 4 июля 2013 г. N 326-П в подраздел 3.2 раздела III настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
3.2. Повышение энергоэффективности в промышленности
Это направление реализуется за счёт мероприятий, согласованных в рамках долгосрочных (5-10 лет) целевых соглашений Правительства Российской Федерации с крупными холдингами и компаниями-производителями наиболее энергоемкой промышленной продукции и (или) с промышленными ассоциациями (саморегулируемыми организациями), внедрения типовых технических мероприятий по модернизации общепромышленного оборудования.
При разработке целевого соглашения используются результаты энергетических аудитов, которые проводятся 1 раз в 5 лет на всех объектах энергоёмкой промышленности, у которых годовые затраты на энергоснабжение превышают 10 млн. рублей.
В промышленности должны быть внедрены типовые технические мероприятия (по пяти основным группам) на типовом общепромышленном оборудовании, которое используется в различных отраслях промышленности и не является уникальной частью промышленной технологии:
внедрение эффективных электродвигателей и оптимизация систем электродвигателей: установка новых электродвигателей, соответствующих классу высокоэффективных; отказ от перемотки старых двигателей; замена старых двигателей на высокоэффективные двигатели;
внедрение регулируемого электропривода в промышленности с доведением числа электродвигателей, оснащенных регулируемым электроприводом, до 1500 единиц в 2015 году и до 3500 единиц в 2020 году;
внедрение эффективных систем сжатого воздуха;
внедрение систем эффективного производственного освещения (повышение эффективности систем освещения за счёт использования энергоэффективных ламп с электронной пускорегулирующей аппаратурой, введение систем контроля за освещением при активизации использования дневного света, замена 50 процентов неэффективных систем освещения на эффективные, установка датчиков присутствия, доведение доли эффективных светильников в промышленности до 53 процентов в 2015 году (0,25 млн. единиц) и до 73 процентов в 2020 году (0,35 млн. единиц);
внедрение систем эффективного пароснабжения (повышение эффективности систем пароснабжения за счёт налаживания учёта пара, теплоизоляции паропроводов, арматуры, установки конденсатоотводчиков, использования вторичного тепла).
Необходимо также внедрение энергосберегающих мероприятий, характерных для отдельных отраслей (производств) промышленного сектора.
В нефтедобыче по мере роста доли трудноизвлекаемых запасов нефти доля более энергоемких вторичных и третичных методов добычи будет повышаться (в 2 раза) с одновременным ростом удельных расходов энергии по отношению к 2007 году. Для нейтрализации этого эффекта коэффициент технологических потерь по нефтяной отрасли будет снижен с нынешних 1 процента до 0,4 процента к 2020 году. Экономия топливно-энергетических ресурсов в нефтедобыче определена исходя из реализации энергосберегающих мероприятий, позволяющих снизить (частично компенсировать) еще больший рост потребления энергии в нефтедобыче.
В добыче газа при сохранении тенденции к снижению среднего дебита скважины удельный расход энергии на добычу 1000 м3 природного газа может продолжить рост. Компенсировать этот фактор позволит совершенствование технологий газодобычи (снижение расхода газа на технологические нужды, оптимизация работы технологических объектов, совершенствование учёта и контроля за использованием газа и др.). В результате реализации энергосберегающих мероприятий в газодобыче будет получена экономия энергоресурсов, которая должна предотвратить увеличение удельного расхода энергии на добычу 1000 м3 природного газа.
Снижение доли сжигания попутного газа в факелах, что позволит сократить потери газа (на 0,24 и 3,2 млн. т у.т. в 2015 году и 2020 году соответственно). Это может быть достигнуто, в том числе и за счёт изменения ценообразования на попутный газ, введения системы учёта, увеличения штрафов, ужесточения лицензионных требований к недропользователям, обеспечения недискриминационного доступа к газотранспортной инфраструктуре независимым производителям газа.
В нефтеперерабатывающей промышленности должны быть обеспечены: вывод из эксплуатации старого оборудования, ввод новых мощностей, соответствующих по удельным расходам лучшей мировой практике, модернизация действующих мощностей с повышением индекса энергоэффективности в нефтеперерабатывающей промышленности до 54 процентов к 2015 году и до 56,5 процента к 2020 году.
В нефтехимической промышленности, химических производствах, в процессах при получении минеральных удобрений необходимо обеспечить: вывод из эксплуатации старого оборудования, ввод новых мощностей, соответствующих по удельным расходам энергоносителей лучшим образцам современной техники. Продолжить разработку и внедрение в промышленность добычи и энерготехнологического использования высокосернистых горючих сланцев Заволжья для расширения сырьевой базы нефтехимических производств и строительной индустрии.
Оказывать содействие и поддержку в сфере энергосбережения предприятиям малого и среднего бизнеса.
В чёрной металлургии должны быть реализованы прогрессивные и энергоэффективные технологические тенденции: рост доли выплавки электростали, увеличение доли получения заготовок с машин непрерывного литья заготовок (установок непрерывной разливки стали), рост доли использования металлолома.
В рамках долгосрочных целевых соглашений с предприятиями цементной промышленности ставится задача снизить суммарный расход энергии на производство клинкера и цемента, отнесенный к 1 т цемента, с 176 кг у.т./т в 2008 году до 153 кг у.т./т в 2015 году и до 135 кг у.т./т в 2020 году за счёт повышения доли цемента, производимого по "сухому" способу, до 33 процентов в 2020 году.
За счет реализации комплекса мер в промышленности годовая экономия первичной энергии достигнет к 2015 году 0,274 млн. т у.т., к 2020 году - 1,27 млн. т у.т.
Постановлением Правительства Саратовской области от 4 июля 2013 г. N 326-П в подраздел 3.3 раздела III настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
3.3. Повышение энергоэффективности в сельском хозяйстве
Областная целевая программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Саратовской области на 2008-2012 годы" ставит задачу ускоренного перехода сельского хозяйства к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий. Основой технической и технологической модернизации, согласно этой программе, является обновление парка сельскохозяйственной техники.
О долгосрочной областной целевой программе "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области" на 2013-2020 гг. см. постановление Правительства Саратовской области от 7 сентября 2012 г. N 544-П
В перспективе одним из главных приоритетов в сельском хозяйстве области является освоение энергосберегающих технологий, адаптированных к условиям конкретного товаропроизводителя.
Совершенствование технологий возделывания сельскохозяйственных культур будет осуществляться в направлении минимизации обработки почвы посредством рационализации технологических операций и их комбинирования в едином процессе.
В новом парке посевных и почвообрабатывающих машин однооперационные агрегаты будут заменяться многофункциональными, универсально-комбинированными энергосберегающими техническими средствами.
В области оснащения мобильной энергетикой приоритетное значение придается существенному повышению единичной мощности агрегатов, комфортности, топливной экономичности.
Предусматривается постепенное увеличение площади пашни, обрабатываемой по энергосберегающим технологиям (до 30 процентов к 2015 году и до 40 процентов к 2020 году), и формирование комплекса машин повышенной мощности и многофункциональности, соответствующих данным технологиям.
Высокие параметры нового поколения машин позволят значительно уменьшить количественно перспективный парк техники и уменьшить энергоемкость производства.
Повышение энергоэффективности тепличного хозяйства (улучшение изоляции теплиц; автоматизация систем управления источниками тепла и микроклиматом; внедрение эффективных систем подогрева воды для полива, аккумуляторов тепла; утилизация тепла отходящих газов для обогрева; использование частотно-регулируемого привода; внедрение новых технологий на площади зимних теплиц 240 тыс. м2 к 2015 году и 520 тыс. м2 к 2020 году).
За счёт реализации этого комплекса мер в сельском хозяйстве годовая экономия первичной энергия достигнет: к 2015 году 0,027 млн. т у.т., к 2020 году - 0,06 млн. т у.т., а суммарная экономия первичной энергии: в 2011-2015 годах - 0,21 млн. т у.т., в 2011-2020 годах - 0,59 млн. т у.т.
Постановлением Правительства Саратовской области от 4 июля 2013 г. N 326-П в подраздел 3.4 раздела III настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
3.4. Повышение энергоэффективности на транспорте
Это направление реализуется за счёт мероприятий, согласованных в рамках долгосрочных (5-10 лет) целевых соглашений Правительства Российской Федерации с государственными компаниями, контролирующими трубопроводный и железнодорожный транспорт, а также за счёт реализации типовых технических мероприятий по модернизации и замене парка транспортных средств, внедрению методов энергоэффективного вождения и развитию транспортной инфраструктуры городов и логистики.
При разработке целевого соглашения используются результаты энергетических аудитов, которые проводятся 1 раз в 5 лет на всех объектах транспорта, у которых годовые затраты на энергоснабжение превышают 10 млн. рублей.
Транспортировка газа
Удельный расход на транспортировку природного газа по трубопроводам должен сократиться с 28,2 кг у.т./млн. м3-км в 2007 году до 25,0 кг у.т./млн. м3-км в 2020 году, в том числе за счёт оптимизации технологических режимов, модернизации или замены старых силовых агрегатов и компрессоров с КПД 24-28 процентов на новые с КПД 32-36 процентов, установки систем "улавливания" утечек газа при неработающих компрессорах, установки пневматического оборудования с низкими выбросами газа (для компрессорных установок непрерывного действия), совершенствования технического обслуживания клапанов и поверхностей трубопроводов, установки пневматического оборудования с низкими выбросами газа (для компрессорных установок периодического действия), установки уплотнителей на поршневые компрессоры, установки сепараторов на резервуары попутного газа и замены оборудования компрессорных станций, применения газодетандерных установок, преобразующих имеющиеся перепады давления на газораспределительных станциях, повышение степени утилизации тепла технологических потоков.
Транспортировка нефти
Снижение удельного расхода на транспортировку нефти по трубопроводам с 1,75 кг у.т./тыс.т-км в 2007 году до 1,2 кг у.т./тыс.т-км в 2020 году, на транспортировку нефтепродуктов по трубопроводам с 3,2 кг у.т./тыс.т-км в 2007 году до 1,6 кг у.т./тыс.т-км в 2020 году. Получение экономии энергии на трубопроводах сырой нефти и нефтепродуктов будет обеспечено путем реконструкция объектов нефтепроводов, установки современных насосов, повышения качества внутренней поверхности трубопроводов, за счёт перекладки изношенных участков трубопроводов с сокращением аварийности, вызывающей как потери нефти в результате её разлива из повреждённого нефтепровода, так и загрязнения почв и рек углеводородами, сокращения потерь нефти, внедрения автоматизированных систем управления и телемеханики, улучшение технического состояния нефтеперекачивающих агрегатов, широкого внедрения установок улавливания легких фракций и др.
Железнодорожный транспорт
Удельный расход на электротягу поездов железных дорог должен сократиться с 12 кг у.т./10 тыс. ткм брут в 2007 году до 10,0 кг у.т./10 тыс. ткм брут в 2020 году, а удельный расход тепловозов и дизель-поездов должен сократиться с 62,2 кг у.т./10 тыс. ткм брут в 2007 году до 40,0 кг ух/10 тыс. ткм брут в 2020 году. Экономия топливно-энергетических ресурсов будет получена за счёт замены изношенного парка оборудования на электровозы нового поколения со сниженным аэродинамическим сопротивлением, уменьшенной массой поездов, рекуперативного торможения и более эффективной тяги, применения более эффективных технологий управления и диспетчеризации и информационных технологий, замены биметаллических подвесных тросов на медные, применения параллельного секционирования, строительства дополнительных тяговых подстанций, ремонта железнодорожных путей и строительства высокоскоростных магистралей.
Автомобильный транспорт
В автомобильном транспорте реализуются типовые технические мероприятия:
обновление парка легковых автомобилей на основе приобретения с 2012 года новых автомобилей с наилучшими показателями выбросов С02 и (или) топливной экономичности на 100 км пробега (по сравнению со средними показателями выпускаемых легковых автомобилей);
обновление парка грузовых автомобилей и автобусов на основе введения с 2015 года стандартов на наилучшие показатели выбросов С02 и (или) топливной экономичности на 100 км пробега новых грузовых автомобилей и автобусов по классам грузоподъемности и вместимости (по сравнению со средними показателями выпускаемых грузовых автомобилей);
внедрение газодизельных автомобилей и спецтехники на сжатом природном газе;
компенсация покупателям гибридных легковых автомобилей и автомобилей с объёмом двигателя до 1 л и на этой основе увеличение доли гибридных и малолитражных автомобилей;
организация курсов по эффективному вождению (обязательное введение в программы автошкол предмета "Энергоэффективное вождение" начиная с 2011 года), обязательная переподготовка водителей автобусов и грузовых автомобилей раз в 5 лет;
применение интегрированного подхода к планированию работы транспорта (перспективный городской план работы транспорта), что позволит снизить показатель среднего пробега автомобилей.
За счёт реализации этого комплекса мер на транспорте годовая экономия первичной энергии достигнет: к 2015 году 0,015 млн. т у.т., к 2020 году - 0,1 млн. т у.т., а суммарная экономия первичной энергии: в 2011-2015 годах - 0,35 млн. т у.т.; в 2011-2020 годах - 0,8 млн. т у.т.
Постановлением Правительства Саратовской области от 4 июля 2013 г. N 326-П в подраздел 3.5 раздела III настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
3.5. Повышение энергоэффективности в организациях бюджетной сферы и сферы услуг
Типовые технические мероприятия, реализуемые на объектах бюджетной сферы и сферы услуг, обеспечивают решение задачи снижения удельного расхода энергии на 1 м2 площади этих объектов на 15 процентов к 2015 году и на 27 процентов к 2020 году и включают:
оснащение приборами учёта тепловой энергии, природного газа и электроэнергии всех объектов бюджетной сферы и сферы услуг;
проведение энергетического аудита 1 раз в 5 лет на всех объектах бюджетной сферы;
проведение энергетического аудита в организациях сферы услуг (добровольного или обязательного, в соответствии с действующим законодательством);
строительство всех новых зданий по СНиП "Энергоэффективность в зданиях", в которых вводятся требования к снижению удельного расхода энергии на цели отопления;
повышение доли бюджетных зданий и зданий сферы услуг, подлежащих ежегодно комплексному капитальному ремонту;
утепление не менее 2,3 млн. м2 зданий бюджетной сферы и 2,10 млн. м2 прочих зданий сферы услуг;
замена старых отопительных котлов в индивидуальных системах отопления бюджетных зданий и зданий сферы услуг;
повышение эффективности систем освещения бюджетных зданий и зданий сферы услуг;
закупки энергопотребляющего оборудования высоких классов энергоэффективности для организаций бюджетной сферы за счёт введения соответствующих требований в законодательство о закупке товаров для государственных и муниципальных нужд.
За счёт реализации этого комплекса мер в бюджетной сфере и сфере услуг годовая экономия первичной энергии достигнет: к 2015 году 0,039 млн. т у.т., к 2020 году - 0,15 млн. т у.т., а суммарная экономия первичной энергии: в 2011-2015 годах - 0,48 млн. т у.т.; в 2011-2020 годах - 1,18 млн. т у.т.
В организациях бюджетной сферы всех уровней целесообразно направлять средства, образуемые в результате осуществления программных энергосберегающих мероприятий, для дальнейшего энергосбережения (порядка 70 процентов стоимости экономии), включая проведение работ по компенсации реактивной мощности у потребителей, оснащению приборами учёта и регулирования расхода энергоресурсов (10-15 процентов) и для поощрения участников реализации данных энергосберегающих мероприятий (15-20 процентов) в течение трёх лет после их осуществления.
Постановлением Правительства Саратовской области от 4 июля 2013 г. N 326-П в подраздел 3.6 раздела III настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
3.6. Повышение энергоэффективности в жилищном секторе
Типовые технические мероприятия, позволяющие снизить удельный расход энергии в расчете на 1 м2 площади жилых домов:
реализация типового проекта "Расчёт по факту", включающего мероприятия по переходу на оплату коммунальных услуг населением на основе показаний приборов учёта потребления коммунальных услуг в многоквартирных жилых зданиях;
проведение добровольного энергетического аудита;
оснащение жилых зданий, присоединенных к системам централизованного энергоснабжения, подомовыми и поквартирными коммерческими приборами учёта и регулирования потребления энергии;
создание автоматизированных систем мониторинга потребления и экономии энергоресурсов и воды в управляющих компаниях и товариществах собственников жилья муниципальных образований;
реализация типового проекта "Энергоэффективный микрорайон", включающего мероприятия по модернизации и реконструкции жилых и общественных зданий с применением новейших технологий и снижению на этой основе затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг населению;
строительство новых жилых зданий по СНиП "Тепловая защита зданий", в которых вводятся требования к снижению удельного расхода энергии на цели отопления на 15 процентов с 2011 года, еще на 15 процентов с 2015 года и еще на 10 процентов в 2020 году (строительство в 2011-2020 годах жилых зданий суммарной площадью не менее 7,4 млн. м2 по СНиП с повышенными требованиями энергоэффективности);
реализация типового проекта "Теплый дом", предусматривающего снижение потребления коммунальных ресурсов в многоквартирных жилых домах по итогам проведения комплексного капитального ремонта;
повышение доли многоквартирных жилых зданий, подлежащих ежегодно комплексному капитальному ремонту, до 3 процентов к 2018 году с введением требования снижения удельного расхода на цели отопления по итогам ремонта не менее чем на 30 процентов; предусматривается капитальный ремонт в 2011-2020 годах жилых зданий площадью 6,56 млн. м2;
утепление не менее 11 процентов квартир (1,43 млн. м2) и площади мест общего пользования в многоквартирных зданиях, не подлежащих капитальному ремонту, к 2015 году и 20 процентов (4,18 млн. м2) к 2020 году (установка пластиковых стеклопакетов, теплоотражающих пленок и прокладок для окон, теплоотражающих экранов за радиаторами, доводчиков дверей, остекление лоджий, промывка систем отопления, установка современных радиаторов и термостатических вентилей, общедомовых систем регулирования подачи тепловой энергии и другое);
реализация типового проекта "Экономный свет" - мероприятия по замене ламп накаливания (с поэтапным их запретом в соответствии с положениями Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") на энергоэффективные осветительные устройства в жилых зданиях для сокращения расходов на оплату электроэнергии населением;
повышение эффективности систем внутридомового и квартирного освещения (включая проведение замены ламп накаливания на компактные люминесцентные или светодиодные лампы с доведением их доли в структуре источников света до 83 процентов при сокращении доли ламп накаливания до 0 процентов и росте доли люминесцентных, галогеновых, светодиодных и прочих энергосберегающих ламп до 17 процентов) при общем числе ламп у населения 5,05 млн. единиц в 2015 году и 6,65 млн. единиц в 2020 году;
повышение энергоэффективности крупных электробытовых приборов (стимулирование замены холодильников, морозильников и стиральных машин со сроком службы выше 15 лет на новые энергоэффективные модели - класс А и выше (замена 0,12 млн. единиц в период 2011-2015 годов и 0,14 млн. единиц в период 2016-2020 годов), а также стиральных машин (замена 0,13 млн. единиц в 2011-2015 годов и 0,13 млн. единиц в период 2016-2020 годов);
замена старых отопительных котлов в жилых зданиях с индивидуальными системами отопления на новые энергоэффективные котлы с КПД не ниже 95 процентов (до 61 тыс. котлов в период 2011-2015 годов и до 72 тыс. котлов в период 2016-2020 годов);
предоставление субсидии бюджетам муниципальных районов и поселений области на реализацию мероприятий по повышению энергетической эффективности на энергоемких объектах и в системах теплоснабжений организаций коммунального комплекса.
За счёт реализации этого комплекса мер в жилищном секторе годовая экономия первичной энергии достигнет: к 2015 году - 0,135 млн.т у.т., к 2020 году - 0,15 млн. т у.т., а суммарная экономия первичной энергии: в 2011-2015 годах 0,65 млн. т у.т., в 2011-2020 годах - 1,5 млн. т у.т.
Постановлением Правительства Саратовской области от 4 июля 2013 г. N 326-П в подраздел 3.7 раздела III настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
3.7. Повышение энергетической эффективности на основе использования возобновляемых источников энергии
Повышение энергетической эффективности на основе использования возобновляемых источников энергии необходимо для обеспечения долгосрочного устойчивого экономического развития региона, способствует вовлечению инновационных технологий и оборудования в энергетическую сферу и является одним из значимых мероприятий, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации по ограничению антропогенных выбросов парниковых газов.
Значения целевых показателей установлены Основными направлениями государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года, утверждёнными распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 года N 1-р.
Принятые решения о необходимости развития использования возобновляемых источников энергии нашли свое отражение в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утверждённой Указом Президента Российской федерации от 12 мая 2009 года N 537, которой установлено, что одним из необходимых условий обеспечения национальной и глобальной энергетической безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу является разработка и международный обмен перспективными энергосберегающими технологиями, а также использование экологически чистых, альтернативных источников энергии.
Природно-климатические условия территории Саратовской области позволяют широко использовать возобновляемые источники энергии: солнца, ветра, гидроэнергии, топливной древесины. Наряду с этим в Саратовской области ежегодно образуется свыше 4,16 млн. т (по абсолютно сухому веществу) органических отходов, в том числе 2,7 млн. т отходов сельскохозяйственного производства, 0,6 млн. т твёрдых бытовых отходов городов, 0,19 млн. т жидких отходов и 0,67 млн. т отходов деревообработки.
Вместе с тем, при сложившихся в настоящее время на мировых энергетических рынках конъюнктуре и уровне технологического развития без государственной поддержки экономически возможно использование лишь незначительной части доступных ресурсов отдельных видов возобновляемых источников энергии, за исключением энергии вод, используемой объектами крупной гидроэнергетики.
Низкие темпы развития энергетики на основе использования возобновляемых источников энергии определяются следующими факторами:
неконкурентоспособность проектов использования возобновляемых источников энергии в существующей рыночной среде по сравнению с проектами на основе использования ископаемых видов органического топлива;
наличие барьеров институционального характера, отсутствие программ поддержки широкомасштабного использования возобновляемых источников энергии;
отсутствие инфраструктуры, требуемой для обеспечения ускоренного развития энергетики на основе использования возобновляемых источников энергии, в том числе недостаточность уровня и качества научного обслуживания её развития;
отсутствие надлежащей информационной среды, включая информацию о потенциальных ресурсах возобновляемых источников энергии, достоверных данных о показателях реализованных проектов;
отсутствие нормативно-технического и методического регулирования, а также инженерных и программных средств, необходимых для проектирования, сооружения и эксплуатации генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии.
Для устранения указанных барьеров и выполнения принятых политических решений и поставленных стратегических задач Программой предусмотрена реализация мероприятий по следующим направлениям использования возобновляемых источников энергии:
солнечная энергия;
биоэнергетика;
производство и использование пеллет на основе отходов древесины.
За счет реализации комплекса мер годовая экономия первичной энергии достигнет к 2015 году - 0,008 млн. т у.т., к 2020 году - 0,15 млн. т у.т., а суммарная экономия первичной энергии в 2011-2015 годах - 0,032 млн. т у.т., в 2011-2020 годах - 1,5 млн. т у.т.
Постановлением Правительства Саратовской области от 30 декабря 2011 г. N 812-П в раздел 3.8 раздела III настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
3.8. Выявление бесхозяйных объектов, используемых для передачи энергоресурсов следующего содержания:
Часть первая утратила силу.
В области существуют 77 бесхозяйных объектов теплоснабжения (ЦТП), водоснабжения (НС) - 26, газоснабжения - 190 и электроснабжения - 74.
В настоящее время осуществляются мероприятия по дальнейшему выявлению подобных объектов в порядке, установленном законодательством.
Постановлением Правительства Саратовской области от 30 мая 2012 г. N 266-П раздел III настоящего приложения дополнен подразделом 3.9, вступающим в силу со дня подписания названного постановления
3.9. Обеспечение деятельности по повышению энергетической эффективности В целях обеспечения деятельности по повышению энергетической эффективности планируется осуществление следующих мероприятий:
создание информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории области;
обеспечение в соответствии с законодательством обучения работников органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, организаций по вопросам повышения энергетической эффективности;
содействие формированию бережливой модели поведения населения, включая информирование граждан о возможных типовых решениях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Постановлением Правительства Саратовской области от 4 июля 2013 г. N 326-П в раздел IV настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Необходимый объём финансирования Программы 14292217,6 тыс. рублей (в ценах 2010 года).
Источники финансирования программы и распределение денежных средств по годам представлены в таблице 1.
Основными источниками финансирования Программы являются собственные и привлеченные средства предприятий и организаций, а также средства федерального, областного и бюджетов муниципальных образований.
К внебюджетным источникам (прогнозно) относятся:
инвестиционная составляющая в тарифе регулируемых организаций;
взносы участников реализации Программы, включая организации различных форм собственности;
средства частных инвесторов, привлекаемые в рамках государственно-частного партнерства, в том числе на условиях оплаты от полученной экономии энергетических ресурсов в стоимостном выражении;
доходы от продажи единиц сокращения выбросов в рамках проектов совместного осуществления, целевые отчисления от прибыли организаций, заинтересованных в осуществлении Программы;
кредиты, займы кредитных организаций, средства фондов и общественных организаций, иностранных инвесторов, заинтересованных в реализации отдельных мероприятий Программы;
иные внебюджетные источники.
Привлечение средств внебюджетных источников (прогнозно) осуществляют государственный заказчик и соисполнители программных мероприятий.
Для устойчивого финансирования мероприятий Программы за счет средств внебюджетных источников (прогнозно) государственный заказчик и соисполнители Программы подписывают с соответствующими организациями протоколы (соглашения) о намерениях или другие документы, подтверждающие финансирование мероприятий Программы за счет внебюджетных источников (прогнозно).
Распределение финансовых средств по направлениям, отраслям для повышения энергоэффективности на период 2011-2015 годов представлено в таблице 2.
Объем и структура бюджетного финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению в соответствии с реальными возможностями с учетом фактического выполнения программных мероприятий.
Таблица 1. Источники исполнения программы
(тыс. рублей)
Таблица 2. Распределение финансовых средств по Программе на 2011-2015 годы
(тыс. рублей)
V. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Текущее управление и контроль реализации Программы осуществляются государственным заказчиком - министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.
Исполнители Программы участвуют в реализации программных мероприятий.
Государственным заказчиком совместно с исполнителями Программы формируется детализированный организационно-финансовый план выполнения мероприятий по реализации Программы, обеспечивающих реализацию типовых проектов Программы. План уточняется не реже одного раза в год на основе оценки результативности мероприятий Программы и достижения целевых индикаторов. Перечень проектов, реализуемых в рамках Программы, корректируется и при необходимости дополняется. С этой целью формируется база данных по предполагаемым проектам Программы. При этом первая корректировка Программы предусматривается на третий год её реализации, а последующие корректировки - один раз в три года.
Выбор исполнителей проектов и мероприятий Программы, финансируемых за счёт бюджетных средств, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации по вопросам размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а также на основе конкурентного отбора инвестиционных проектов, обеспечивающих энергосбережение и повышение энергетической эффективности в различных секторах и сферах экономики Российской Федерации.
В механизме реализации Программы на всех стадиях предусмотрено использование современной системы экспертизы, позволяющей отбирать наиболее перспективные проекты для финансирования, проводить независимую экспертизу конкурсных заявок с целью выявления исполнителей, предложивших лучшие условия исполнения заказов, и осуществлять эффективную экспертную проверку качества полученных результатов. Экспертиза и отбор проектов в структурообразующих направлениях Программы основываются на принципах объективности, компетентности и независимости.
В целях обеспечения согласованных действий при реализации Программы создается межведомственный координационный совет, формируемый из представителей государственного заказчика Программы и исполнителей. Положение о межведомственном координационном совете и его персональный состав утверждаются Правительством Саратовской области.
См. Положение о Координационном совете по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Саратовской области, утвержденное постановлением Правительства Саратовской области от 23 декабря 2010 г. N 655-П
Постановлением Правительства Саратовской области от 4 июля 2013 г. N 326-П в раздел VI настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
VI. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы, перечень целевых показателей
Принципиальными особенностями Программы являются комплексность и дифференцирование мероприятий по различным секторам экономики и по формам реализации. Предусматривается разработка и реализация новых методологических подходов и инновационных технологий. В связи с этим в рамках реализации Программы предусматривается осуществлять углубленный мониторинг её реализации.
Конкретные количественные и качественные оценки социальных, экологических и экономических результатов реализации Программы даются по каждому мероприятию (в этом разделе Программы приведены оценки без учёта мероприятий по возобновляемым источникам энергии).
Анализ мероприятий, планируемых при выполнении Программы, показал, что при их реализации не происходит ухудшения исходного состояния окружающей среды и не требуется проведение восстановительных и рекультивационных работ.
Экономическая эффективность мероприятий Программы в связи со спецификой решаемых проблем может быть прямой и косвенной.
При этом под результатами реализации программных мероприятий понимается достижение следующих результатов, определяющих её эффективность:
снижение к 2020 году энергоёмкости валового регионального продукта Саратовской области за счёт реализации мероприятий программы снижения энергоёмкости ВРП не менее чем на 27,0 процентов на первом этапе (к 2015 году) и на 12,5 процентов на втором этапе (к 2020 году);
обеспечение (только за счёт реализации мероприятий Программы) годовой экономии первичной энергии в размере не менее 0,7 млн. т у.т. на первом этапе в 2015 году и 1,5-2,1 млн т у.т. на втором этапе в 2020 году;
обеспечение за счёт реализации мероприятий Программы суммарной экономии энергии не менее 7,5 млн. т у.т. на первом этапе (2011-2015 годы) и не менее 18 млн. т у.т. за весь срок реализации Программы (2011-2020 годы);
получение годовой экономии при приобретении энергоресурсов всеми потребителями: в 2015 году - 15,6 млрд. рублей; в 2020 году - 18,2 млрд. рублей (в текущих ценах);
обеспечение суммарной экономии затрат на энергию всеми потребителями энергоресурсов: в 2011-2015 годах - 65,7 млрд. рублей; в 2011-2020 годах - 158,02 млрд. рублей (в текущих ценах);
получение годового снижения выбросов парниковых газов к 2015 году - 5,4 млн. т экв. СО2, к 2020 году - 9,2 млн. т экв. СО2.
Эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы, оценивается: экономией бюджетных средств на оплату энергоносителей организациям бюджетной сферы и коммунального хозяйства, а также снижением расходов на дотирование энергопотребления населения. Кроме того, учитывается расширение налогооблагаемой базы от снижения издержек производства в промышленности, на транспорте, в сельской хозяйстве и в сфере услуг (по налогу на прибыль), за счёт снижения издержек производства.
Годовая экономия средств бюджетов всех уровней на приобретение и субсидирование приобретения энергоресурсов составит (прогнозно): к 2015 году - 0,412 млрд. рублей; к 2020 году - 1,3 млрд. рублей.
Суммарная экономия средств бюджетов всех уровней на приобретение и субсидирование приобретения энергоресурсов составит (прогнозно): в 2011-2015 годах - 1,2 млрд. рублей; в 2011-2020 годах - 6,7 млрд. рублей.
Оценка эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы, базируется на основных положениях Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов (утверждены Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике 21 июня 1999 года N ВК 477) и постановления Правительства Саратовской области от 16 ноября 2009 года N 572-П "О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.