Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Саратовской области
от 20 ноября 2013 г. N 638-П
Государственная программа Саратовской области
"Повышение энергоэффективности и энергосбережения в Саратовской области до 2020 года"
Паспорт программы
Наименование государственной программы |
государственная программа Саратовской области "Повышение энергоэффективности и энергосбережения в Саратовской области до 2020 года" (далее - государственная программа) |
Ответственный исполнитель государственной программы |
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области |
Соисполнители государственной программы |
министерство промышленности и энергетики области |
Участники государственной программы |
министерство культуры области, министерство социального развития области, министерство здравоохранения области, министерство образования области, органы местного самоуправления области (по согласованию), организации жилищно-коммунального хозяйства области (по согласованию), предприятия промышленности, энергетики и трубопроводного транспорта области (по согласованию) |
Подпрограммы государственной программы |
подпрограмма 1 "Обеспечение населения твердым топливом"; подпрограмма 2 "Энергосбережение и повышение энергоэффективности теплоснабжения и системы коммунальной инфраструктуры" |
Программно-целевые инструменты государственной программы |
отсутствуют |
Цель государственной программы |
повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов |
Задачи государственной программы |
обеспечение перевода экономики на энергоэффективный путь развития и реализации потенциала энергосбережения; обеспечение формирования целостной и эффективной системы управления процессом повышения энергоэффективности; обеспечение потребности населения в твердом топливе |
Целевой показатель государственной программы |
энергоемкость валового регионального продукта с 36,49 кг у.т. на тыс. рублей в 2012 году до 25,99 кг у.т. на тыс. рублей к 2020 году |
Этапы и сроки реализации государственной программы |
2014-2020 годы |
Объемы финансового обеспечения государственной программы |
общий объем финансового обеспечения государственной программы за счет всех источников - 38057906,3 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 7675841,8 тыс. рублей; 2015 год - 5239155,0 тыс. рублей; 2016 год - 6679517,9 тыс. рублей; 2017 год - 5096637,9 тыс. рублей; 2018 год - 6533157,9 тыс. рублей; 2019 год - 4043207,9 тыс. рублей; 2020 год - 2790387,9 тыс. рублей, из них: областной бюджет - 744176,3 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 115101,8 тыс. рублей; 2015 год - 62235,0 тыс. рублей; 2016 год - 65367,9 тыс. рублей; 2017 год - 125367,9 тыс. рублей; 2018 год - 125367,9 тыс. рублей; 2019 год - 125367,9 тыс. рублей; 2020 год - 125367,9 тыс. рублей; федеральный бюджет (прогнозно) - 532000,0 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 76000,0 тыс. рублей; 2015 год - 76000,0 тыс. рублей; 2016 год - 76000,0 тыс. рублей; 2017 год - 76000,0 тыс. рублей; 2018 год - 76000,0 тыс. рублей; 2019 год - 76000,0 тыс. рублей; 2020 год - 76000,0 тыс. рублей; местные бюджеты (прогнозно) - 303000,0 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 43000,0 тыс. рублей; 2015 год - 35000,0 тыс. рублей; 2016 год - 40000,0 тыс. рублей; 2017 год - 50000,0 тыс. рублей; 2018 год - 50000,0 тыс. рублей; 2019 год - 45000,0 тыс. рублей; 2020 год - 40000,0 тыс. рублей; внебюджетные источники (прогнозно) - 36478730,0 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 7441740,0 тыс. рублей; 2015 год - 5065920,0 тыс. рублей; 2016 год - 6498150,0 тыс. рублей; 2017 год - 4845270,0 тыс. рублей; 2018 год - 6281790,0 тыс. рублей; 2019 год - 3796840,0 тыс. рублей; 2020 год - 2549020,0 тыс. рублей, в том числе по подпрограммам: подпрограмма 1 "Обеспечение населения твердым топливом" - 43538,3 тыс. рублей; подпрограмма 2 "Энергосбережение и повышение энергоэффективности теплоснабжения и системы коммунальной инфраструктуры" - 38014368,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы |
вывод из эксплуатации не менее 60 котельных, выработавших ресурс, или имеющих избыточные мощности; реконструкция не менее 1000 км тепловых сетей; строительство не менее 70 новых блочно-модульных котельных; перевод на индивидуальное поквартирное отопление не менее 9500 квартир в жилых домах с низкоэффективным централизованным отоплением; установка не менее 280000 энергоэффективных светильников в системах наружного освещения городов и поселков области; проведение комплексных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности не менее чем в 250 государственных учреждениях; снижение объемов субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией населению области твердого топлива по фиксированной цене до 5832,1 тыс. рублей к 2020 году |
1. Характеристика сферы реализации государственной программы
Общая характеристика
Топливно-энергетический комплекс (далее - ТЭК) области представляет собой совокупность систем обеспечения тепловой энергией (далее - теплоэнергетика), электрической энергией (далее - электроэнергетика), газом (далее - газоснабжение) и нефтепродуктами (далее - нефтепродуктообеспечение) и является важнейшей составной частью региональной экономики.
Потребление топливно-энергетических ресурсов в области составляет порядка 18-20 миллионов тонн условного топлива (млн. т у.т.).
Экономика области - многоотраслевой комплекс. Значительная часть добавленной стоимости формируется базовыми секторами экономики области - промышленностью, сельским хозяйством и транспортным комплексом.
Основой производственного потенциала области является промышленный комплекс, который состоит из более 5551 предприятий и организаций, в том числе порядка 60 процентов - это крупные и средние предприятия, имеет многоотраслевую структуру (электроэнергетика, топливная, химическая отрасли, машиностроение, производство строительных материалов, пищевая промышленность) и производит экспортно-ориентированную продукцию, а также продукцию оборонно-промышленного комплекса.
На долю области приходится 41,8 процента производства троллейбусов в стране, 5 процентов - химических волокон и нитей, 4,5 процента - бытовых холодильников и морозильников, 3,5 процента - цемента, 4,1 процента - электроэнергии, 2,4 процента - первичной переработки нефти.
Благоприятные и разнообразные почвенно-климатические условия обусловили высокий уровень развития и различную специализацию сельского хозяйства области. Агропромышленный комплекс (АПК) области является важной частью АПК России, обеспечивая устойчивость развития области и продовольственную безопасность страны.
Территория области обслуживается транспортной инфраструктурой, которая интегрирована в транспортную сеть Приволжского федерального округа и в Европейскую часть России, и включает в себя 5 видов транспорта - железнодорожный, воздушный, речной транспорт, транспорт автомобильных дорог, трубопроводный.
Протяженность нефтепроводов на территории области в однониточном исполнении составляет 1046 км, в том числе 22 нитки подводных переходов протяженностью 22,9 км (из них 3 перехода через р. Волгу). Имеется резервуарный парк емкостью 0,11 млн. куб.м (ЛПДС "Красноармейская" - 2 РВС по 50,0 тыс. куб.м, ГНПС "Саратов" - 2 РВС по 5,0 тыс. куб.м).
Информация о структуре секторов экономики Саратовской области представлена на рис. 1.
Сравнение структуры валового регионального продукта (далее - ВРП) Саратовской области со структурой суммарного ВРП регионов России свидетельствует, что доля добавленной стоимости вида деятельности "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" в области существенно (в 2,3 раза) выше, чем в среднем по России. Это характеризует значимую роль области как "энергетического донора" экономики Российской Федерации (по производству электроэнергии Саратовская область занимает 7 место среди российских регионов).
Доля добычи полезных ископаемых в структуре ВРП области существенно ниже данного показателя в структуре ВРП субъектов Российской Федерации, что свидетельствует о несырьевой направленности экономики области.
Саратовская область входит в десятку российских регионов - лидеров по производству продукции сельского хозяйства. Удельный вес сельского хозяйства в ВРП области (12,5 процента) значительно превышает российский показатель в структуре валовой добавленной стоимости (около 4,9 процента).
Также в структуре ВРП области существенно превышают аналогичные общероссийские показатели: доля строительства - 5,9 процента, доля транспорта и связи - 12,1 процента.
Электроэнергетика
Саратовская область обладает мощным энергетическим потенциалом. На территории Саратовской области расположены электростанции, принадлежащие следующим компаниям: ОАО "Концерн "Росэнергоатом", ОАО "РусГидро", ОАО "Волжская ТГК", а также блок-станция ООО "Балаковские минеральные удобрения" (входит в ЗАО "ФосАгро АГ"). Суммарная установленная мощность электростанций Саратовской энергосистемы по состоянию на 1 января 2012 года составляет 6692 МВт.
Услуги по передаче электрической энергии на территории региона оказывают 66 территориальных сетевых организаций, из них 12 являются специализированными организациями (филиал ОАО "ФСК ЕЭС" МЭС Волги, филиал ОАО "МРСК Волги" - "Саратовские распределительные сети", ЗАО "Саратовское предприятие городских электрических сетей", ОАО "Облкоммунэнерго" и другие).
Общая протяженность электрических сетей составляет 64672,64 км, установленная трансформаторная мощность - 15352,3 МВА. Характеристика электросетевого комплекса представлена в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика электросетевого комплекса
Объекты электросетевого комплекса |
Установленная мощность, МВА |
Штук (км) |
Класс напряжения 500 кВ | ||
Подстанции |
1202,0 |
1 |
Воздушные линии |
- |
947,74 |
Класс напряжения 220 кВ | ||
Подстанции |
3695,9 |
17 |
Воздушные линии |
- |
1638,7 |
Класс напряжения 110 кВ | ||
Подстанции |
6247,6 |
268 |
Воздушные линии |
- |
6658,9 |
Кабельные линии |
- |
1,4 |
Класс напряжения 35 кВ | ||
Подстанции |
1351,2 |
263 |
Воздушные линии |
- |
4665,3 |
Кабельные линии |
- |
39,0 |
Класс напряжения 10-0,4 кВ | ||
Подстанции |
2855,6 |
12681 |
Воздушные линии |
- |
46562,6 |
Кабельные линии |
- |
4159,0 |
Итого (подстанции): |
15352,3 |
13230 |
Итого (кабельные линии): |
- |
4199,4 |
Итого (воздушные линии): |
- |
60473,24 |
На территории области расположено 18 подстанций (ПС) напряжением 500-220 кВ (в том числе 1 ПС напряжением 500 кВ - подстанция "Курдюм"), протяженность магистральных линий электропередач напряжением 500 и 220 кВ составляет 2586,44 км.
Основную долю в структуре электропотребления Саратовской области в 2011 году занимают: отрасль промышленности - 2376,9 млн. кВт/час или 17,5 процента от общей величины электропотребления, потребление населением - 2103,1 млн. кВт/час или 15,5 процента, отрасль транспорта и связи - 1579,0 млн. кВт/час или 11,6 процента. Предприятия сельского хозяйства (1,1 процента от общего объема) и строительная сфера (0,8 процента) занимают незначительную долю в общем объеме потребления. Основные показатели потребления и производства электроэнергии в Саратовской области за 2009-2011 год представлены в таблице 2.
Таблица 2
Основные показатели потребления и производства электроэнергии в Саратовской области
Наименование |
Размерность |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Промышленность |
млн. кВт/час |
2131,3 |
2213,4 |
2376,9 |
% от потребления |
16,9 |
16,8 |
17,5 |
|
Строительство |
млн. кВт/час |
87,4 |
107,9 |
113,9 |
% от потребления |
0,7 |
0,8 |
0,8 |
|
Сельское хозяйство |
млн. кВт/час |
140,3 |
144,7 |
147,7 |
% от потребления |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
|
Транспорт и связь |
млн. кВт/час |
1499,6 |
1514,9 |
1579,0 |
% от потребления |
11,9 |
11,5 |
11,6 |
|
Население |
млн. кВт/час |
2041,2 |
2094,4 |
2103,1 |
% от потребления |
16,2 |
15,9 |
15,5 |
|
Бюджетные потребители |
млн. кВт/час |
631,0 |
618,7 |
623,4 |
% от потребления |
5,0 |
4,7 |
4,6 |
|
Прочие потребители |
млн. кВт/час |
1693,5 |
1894,5 |
1689,3 |
% от потребления |
13,4 |
14,4 |
12,5 |
|
Итого полезный отпуск потребителям: |
млн. кВт/час |
8224,3 |
8588,5 |
8633,3 |
прирост, % |
92,2 |
104,4 |
100,5 |
|
Потери электрической энергии в сетях |
млн. кВт/час |
1910,4 |
2166,3 |
2365,5 |
% от потребления |
15,2 |
16,5 |
17,5 |
|
Собственные нужды электростанций и потери в пристанционных узлах |
млн. кВт/час |
2462,2 |
2405,7 |
2555,7 |
% от потребления |
19,5 |
18,3 |
18,9 |
|
Всего: |
млн. кВт/час |
12596,9 |
13160,6 |
13554,5 |
прирост, % |
93,6 |
104,5 |
103,0 |
Кроме того, 17,5 процента в структуре потребления составляют потери
в электрических сетях (2365,5 млн. кВт/час) и 18,9 процента - расход энергии на собственные нужды на электростанциях (2555,7 млн. кВт/час).
Относительно 2006 года прирост электропотребления по группе населения составил 280,3 млн. кВт/час электрической энергии или
115,4 процента, что свидетельствует о росте энерговооруженности населения.
Между тем, электроэнергетический комплекс Саратовской области характеризуется следующими проблемами:
значительное количество электросетевых объектов имеют высокий физический износ и требуют реконструкции;
требуется реконструкция и модернизация общесистемных средств управления (РЗА, ПАА, АИИСКУЭ);
в эксплуатации остается значительное количество морально устаревшего маслонаполненного коммутационного оборудования, что снижает надежность его работы;
на территории области находится в эксплуатации электросетевое оборудование, срок эксплуатации которого превысил нормативный;
распределительные сети низкого напряжения находятся в собственности более 60 собственников, количество которых ежегодно растет. Указанные собственники не несут ответственности за надежное электроснабжение потребителей, общая надежность и управляемость таких сетей снижается;
проблема оформления сервитутов на земельные участки охранных зон, доступа к территориям частной застройки, по которым проходят линии.
Теплоэнергетика и газоснабжение
Комбинированная выработка тепловой и электрической энергии осуществляется в трех городах: Саратов, Энгельс, Балаково от генерирующих станции ОАО "Волжская ТГК", являющегося самым крупным поставщиком тепловой энергии в Саратовской области. В 2011 году на тепловых станциях и котельных компании произведено 8363,9 тыс. Гкал или 59,2 процента от общего объема тепловой энергии в регионе. Темп роста производства тепловой энергии в 2011 году составил 1,6 процента относительно 2010 года.
Основным потребителем тепловой энергии в Саратовской области является население. В 2011 году потребление тепловой энергии, выработанной централизованными теплоисточниками (ТЭЦ и коммунальные котельные), населением составило - 6632,1 тыс. Гкал или 46,9 процента от общего количества тепла, бюджетными организациями - 1909 тыс. Гкал или 13,5 процента от общего количества тепла. Потери тепловой энергии в сетях и собственные нужды станций (котельных) равны 14,3 и 2 процентам от общего количества тепла соответственно (по отчетным данным компаний).
Основным топливом для тепловых электрических станций и котельных Саратовской области является природный газ (топочный мазут является аварийным и резервным топливом).
Потребители области ежегодно потребляют порядка 6 млрд. куб.м газа. На долю промышленных потребителей в общем объеме потребляемого областью газа приходится порядка 50-55 процентов. Самыми крупным потребителем газа в области являются тепловые электрические станции ОАО "Волжская ТГК".
По магистральным газопроводам общей протяженностью 5,5 тыс. км ежегодно транспортируется около 110 млрд. куб.м природного газа. Газораспределительными организациями различных форм собственности на территории области эксплуатируется 29,5 тыс. км газораспределительных сетей.
Добыча природного газа в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличилась на 330,7 млн. куб.м и на 759,4 млн. куб.м - по сравнению с 2010 годом. Потребление газа населением также увеличилась с 2010 года. Основные показатели добычи и потребления природного газа в Саратовской области представлены в таблице 3.
Таблица 3
Основные показатели добычи и потребления природного газа в Саратовской области
Показатели |
Единица измерения |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год (оценка) |
Добыча природного газа |
млн. куб.м |
500,60 |
929,30 |
1260,00 |
1280,00 |
Потребление природного газа |
млн. куб.м |
5969,33 |
5998,90 |
5999,00 |
6281,63 |
в том числе по группам потребителей: |
|
|
|
|
|
население |
млн. куб.м |
1498,07 |
1532,51 |
1562,44 |
1595,60 |
прочие потребители |
млн. куб.м |
4471,26 |
4466,39 |
4436,56 |
4686,03 |
из них бюджетные |
млн. куб.м |
166,20 |
176,40 |
188,20 |
200,30 |
Уровень газификации в области составляет 92,9 процента, в том числе в городах - 97,8 процента, в сельской местности - 89,2 процента.
В 2011 году на производство электрической и тепловой энергии на тепловых электрических станциях и котельных израсходовано 2647,7 тыс. т условного топлива, в том числе 2258,4 млн. куб.м природного газа и 30,3 тыс. т топочного мазута. Таким образом, доля природного газа в топливном балансе тепловых электрических станций по итогам 2011 года составляет 98,4 процента.
Таблица 4
Фактический и удельный расход топлива на производство электрической и тепловой энергии в 2011 году по ОАО "Волжская ТГК"
Наименование |
Потребность в топливе |
Удельный расход топлива |
|||
газ |
топочный мазут |
условное топливо |
на электрическую энергию |
на тепловую энергию |
|
млн. куб.м |
тыс. тонн |
тыс. т у.т. |
г у.т./кВт ч |
кг у.т./ Гкал |
|
Саратовская ГРЭС |
180,2 |
|
208,0 |
170,2 |
175,8 |
Саратовская ТЭЦ-1 |
54,8 |
|
63,2 |
191,7 |
186,8 |
Саратовская ТЭЦ-2 |
455,7 |
2,3 |
529,0 |
352,1 |
185,6 |
Энгельсская ТЭЦ-3 |
246,6 |
5,8 |
292,6 |
302,3 |
172,8 |
Балаковская ТЭЦ-4 |
587,8 |
16,6 |
701,0 |
291,3 |
179,9 |
Саратовская ТЭЦ-5 |
598,2 |
5,6 |
698,0 |
251,0 |
167,2 |
Итого по ТЭС: |
2123,3 |
30,3 |
2491,8 |
281,5 |
178,0 |
Котельные |
135,1 |
|
156,0 |
0,0 |
182,4 |
Всего: |
2258,4 |
30,3 |
2647,7 |
281,5 |
177,4 |
По итогам 2011 года удельный расход условного топлива на отпущенную электрическую энергию по тепловым электрическим станциям ОАО "Волжская ТГК" составляет 281,5 г у.т./кВт час. Удельный расход условного топлива на отпущенную тепловую энергию (с учетом отпуска тепловой энергии котельными) составил 177,4 кг у.т./Гкал.
Удельный расход условного топлива на отпущенную тепловую энергию по котельным, расположенным в Саратовской области, по экспертным оценкам составляет от 175 до 215 кг у.т./Гкал. Причиной столь высокого значения указанного показателя является тот факт, что основная масса котельных была введена в эксплуатацию в 70-е годы ХХ века. Основное и вспомогательное оборудование котельных морально и физически устарело за прошедшие 40 лет эксплуатации.
Анализ современного технического состояния этих источников тепловой энергии в системах централизованного теплоснабжения Саратовской области приводит к следующим выводам.
Общим для большинства котельных является большой физический износ оборудования, достигший 68-70 процентов.
Анализ состояния котельных, работающих на природном газе, показал, что котельные с котлами единичной мощностью более 5-6 Гкал/час имеют достаточно высокий коэффициент использования теплоты топлива (74-76 процентов). Технические показатели котельных, оборудованных котлами малой мощности ("НР-18", "ЗИО-60", "Универсал", "Энергия", "Стреля" и т.п.), значительно ниже - коэффициент использования теплоты топлива не превышает 70-73 процентов. Это определяется как крайне низкими техническими характеристиками самих котлов, так и повсеместным отсутствием либо неработоспособностью системы водоподготовки и, соответственно, возросшими термическими сопротивлениями на поверхностях нагрева.
Кроме значительного износа основных фондов и высокой аварийности оборудования, обусловленной превышением его ресурса, в энергосистеме региона имеются следующие проблемы:
значительная протяженность сетей, разбросанность поселений и социально значимых объектов;
повышенные потери при производстве и потреблении энергии, высокий расход первичных топливных ресурсов;
недостаточная технологическая дисциплина;
несоответствие оснащенности производства современному научно-техническому уровню;
низкая платежеспособность потребителей и ограниченность бюджетных средств для совершенствования муниципальных схем и систем энергоснабжения;
отсутствие эффективной рыночной инфраструктуры предоставления услуг в сфере энергоснабжения;
нехватка специалистов, имеющих необходимые профессиональные навыки и профильную подготовку в сфере эффективного и рационального использования энергии.
Деятельность жилищно-коммунального хозяйства сопровождается большими потерями энергетических ресурсов при их производстве, передаче и потреблении. Расчеты и результаты тепловизионного контроля ограждающих конструкций зданий показывают, что общие теплопотери зданий на 50-60 процентов выше нормативных. Усугубляет ситуацию рост тарифов на тепловую и электрическую энергию, опережающий уровень инфляции, что приводит к повышению расходов бюджетов всех уровней на энергообеспечение.
Совокупность этих факторов предопределяет удорожание приведенной единицы поставляемой энергии для конечных потребителей, возникновение критических ситуаций в энергоснабжении, снижение его надежности, безопасности и доступности, высокую энергоемкость валового регионального продукта (ВРП).
За последние годы (2009-2012) энергоемкость ВРП Саратовской области снижалась в среднем на 4 процента в год.
Основными аспектами снижения энергоемкости ВРП явились структурные сдвиги в экономике, поскольку промышленность развивалась медленнее, чем сфера услуг, а в промышленности опережающими темпами росло производство менее энергоемких товаров, а также реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности - переход на новый класс бытовой техники и осветительных приборов, широкое распространение приборов учета ресурсов, ввод жилья с повышенным уровнем теплозащиты, реконструкция и модернизация инженерных систем и прочее.
В Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года N 1715-р, обозначено, что снижение удельной энергоемкости экономики является центральной задачей энергетической политики России, без решения которой энергетический сектор неизбежно будет сдерживать социально-экономическое развитие страны.
В целях снижения энергоемкости экономики наряду со структурными изменениями предусматривается интенсивная реализация организационных и технологических мер по экономии топлива и энергии, то есть проведение целенаправленной энергосберегающей политики.
Нереализованный потенциал организационного и технологического энергосбережения составляет до 40 процентов общего объема внутреннего энергопотребления. Согласно существующим оценкам удельный вес различных составляющих в общей величине указанного потенциала характеризуется следующими данными:
жилые здания - 18-19 процентов;
электроэнергетика, промышленность, транспорт - в каждом случае в диапазоне от 13 до 15 процентов;
теплоснабжение, оказание услуг, строительство - в каждом случае в диапазоне от 9 до 10 процентов;
энергоснабжение государственных учреждений - в диапазоне от 5 до 6 процентов.
Для решения проблемы экономии энергоресурсов на территории области использовался программный метод. В 1998 и в 2005 годах были приняты и реализованы Губернаторская программа "Энергосбережение Саратовской области на 1998-2005 годы" и областная целевая программа "Энергоэффективность Саратовской области" на 2006-2010 годы, в которых получили развитие следующие направления:
реконструкция котельных, оборудованных изношенными котлами, модернизация систем теплоснабжения, включая децентрализацию с установкой автономных источников теплоснабжения;
реконструкция тепловых сетей с использованием современной теплоизоляции;
модернизация систем наружного освещения;
внедрение частотного регулирования производительности насосных агрегатов в системах водоснабжения;
оснащение потребителей приборами контроля и системами учета энергоресурсов в организациях и учреждениях бюджетной сферы, жилищном фонде.
Общий объем финансирования только из областного бюджета за период 1999-2009 годов превысил 500 млн. рублей. В результате проведенных мероприятий по энергосбережению в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве области экономия топливно-энергетических ресурсов составила 820 тыс. т у.т.
Однако мероприятия по энергосбережению носили локальный характер и были направлены на предупреждение аварийных ситуаций.
За последние несколько лет за счет реализации мероприятий долгосрочной областной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Саратовской области на период до 2020 года: "Энергоэффективный регион", утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 30 июля 2010 года N 350-П:
модернизировано более 154 объектов теплоснабжения с реконструкцией тепловых сетей с применением энергосберегающих материалов;
переведено на индивидуальное поквартирное отопление жилых домов с низкоэффективным централизованным отоплением более 3081 квартиры;
установлены современные измерительные комплексы с электронной коррекцией по температуре и давлению в более 246 коммунальных котельных;
установлены более 620 современных энергосберегающих светильников уличного освещения.
В результате выполненных энергосберегающих мероприятий по энергосбережению в бюджетной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве и промышленности сэкономлено порядка 8,5 млн. т у.т.
Саратовская область располагает техническим потенциалом повышения энергоэффективности, который составляет более 40 процентов от уровня потребления энергии. В абсолютных объемах это 4,52 млн. т у.т. в год. Ресурс повышения энергоэффективности следует рассматривать как один из основных энергетических ресурсов будущего экономического роста.
Повышение энергоэффективности региона потребует выработки и последовательного воплощения долгосрочной государственной стратегии в этой области, координации усилий органов исполнительной и законодательной власти, совместной работы федеральных, региональных органов власти и местного самоуправления, крупного, среднего и малого бизнеса, а также формирования эффективных механизмов взаимодействия всех участников процесса.
Решение проблемы требует применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий, концентрации ресурсов экономики и построения единой системы управления политикой повышения энергоэффективности в регионе. Существенное снижение нерационального потребления энергии во всех сферах жизнедеятельности и с полным географическим охватом не может быть обеспечено самостоятельно собственниками объектов и сооружений. Задача кардинального повышения уровня энергоэффективности может быть решена посредством реализации настоящей государственной программы.
2. Цели и задачи государственной программы
Цель государственной программы - повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.
Задачами государственной программы являются:
обеспечение перевода экономики на энергоэффективный путь развития и реализации потенциала энергосбережения;
обеспечение формирования целостной и эффективной системы управления процессом повышения энергоэффективности;
обеспечение потребности населения в твердом топливе.
3. Целевые показатели государственной программы
Основным показателем реализации государственной программы является: энергоемкость валового регионального продукта с 36,49 кг у.т. на тыс. рублей в 2012 году до 25,99 кг у.т. на тыс. рублей к 2020 году.
Сведения о целевых показателях государственной программы приведены в приложении N 1 к государственной программе.
4. Прогноз конечных результатов государственной программы, сроки и этапы реализации государственной программы
В результате реализации государственной программы планируется достижение следующих конечных результатов государственной программы:
вывод из эксплуатации не менее 60 котельных, выработавших ресурс, или имеющих избыточные мощности;
реконструкция не менее 1000 км тепловых сетей;
строительство не менее 70 новых блочно-модульных котельных;
перевод на индивидуальное поквартирное отопление не менее 9500 квартир в жилых домах с низкоэффективным централизованным отоплением;
установка не менее 280000 энергоэффективных светильников в системах наружного освещения городов и поселков области;
проведение комплексных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности не менее чем в 250 государственных учреждениях;
снижение объемов субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией населению области твердого топлива по фиксированной цене до 5832,1 тыс. рублей к 2020 году.
Срок реализации государственной программы - 2014-2020 годы.
5. Обобщенная характеристика мер правового регулирования
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы приведены в приложении N 2 к государственной программе.
6. Обобщенная характеристика мер государственного регулирования
Меры налогового и иных видов государственного регулирования в сфере реализации государственной программы не предусматриваются.
7. Обобщенная характеристика подпрограмм государственной программы
Государственная программа реализуется в рамках двух подпрограмм, которые обеспечивают достижение целей и решение задач государственной программы.
Подпрограмма 1 "Обеспечение населения твердым топливом".
Цель - повышение эффективности использования бюджетных средств, предоставляемых на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией населению области твердого топлива по фиксированной цене.
Для достижения цели планируется:
предоставление субсидии из областного бюджета на возмещение недополученных доходов юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в связи с реализацией населению области твердого топлива.
Подпрограмма 2 "Энергосбережение и повышение энергоэффективности теплоснабжения и системы коммунальной инфраструктуры".
Цель - энергосбережение и повышение энергетической эффективности в секторах экономики области.
Для достижения цели планируется:
предоставление субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований области на реализацию муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
модернизация и реконструкция объектов тепло- и водоснабжения, систем уличного освещения, оптимизация схем тепло- и водоснабжения;
модернизация и реконструкция оборудования, в том числе электросетевого хозяйства, на предприятиях промышленности, энергетики и трубопроводного транспорта;
проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в государственных учреждениях социальной сферы;
развитие механизмов государственно-частного партнерства и энергосервисной деятельности.
8. Финансовое обеспечение реализации государственной программы
Источниками финансового обеспечения государственной программы являются средства областного, а также федерального (прогнозно), местного (прогнозно) бюджетов и внебюджетные источники (прогнозно).
Общий объем финансового обеспечения составляет 38057906,3 тыс. рублей, в том числе:
областной бюджет - 744176,3 тыс. рублей;
федеральный бюджет (прогнозно) - 532000,0 тыс. рублей;
местные бюджеты (прогнозно) - 303000,0 тыс. рублей;
внебюджетные источники (прогнозно) - 36478730,0 тыс. рублей.
Сведения об объемах и источниках финансового обеспечения государственной программы приведены в приложении N 3 к государственной программе.
9. Анализ рисков реализации государственной программы и меры управления рисками
При реализации настоящей государственной программы и для достижения поставленных целей необходимо учитывать возможные финансовые и экономические риски.
Важнейшими условиями успешной реализации государственной программы являются минимизация рисков, эффективный мониторинг выполнения намеченных мероприятий, принятие оперативных мер по корректировке приоритетных направлений и показателей государственной программы.
Основные риски, связанные с реализацией государственной программы, определяются следующими факторами:
ограниченностью источников финансирования и неразвитостью механизмов ресурсного обеспечения энергосберегающих мероприятий;
неопределенностью конъюнктуры и неразвитостью рынка энергосервисных услуг;
зависимостью от состояния и конъюнктуры российского и мирового рынка энергетических ресурсов.
Меры управления рисками реализации государственной программы следующие:
оптимизация распределения конкретных рисков между участниками и исполнителями государственной программы с учетом их реальных возможностей по управлению соответствующими рисками;
применение сценарно-вариантного подхода при планировании мероприятий государственной программы;
использование на уровне инвестиционных проектов механизмов страхования рисков;
организация контроля результатов по основным направлениям реализации государственной программы, расширение прав и повышения ответственности исполнителей государственной программы;
выработка своевременных предложений по корректировке и синхронизация мероприятий государственной программы;
развитие механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающих четкое законодательное распределение прав, ответственности и рисков между государством и инвестором.
Минимизация рисков достигается в ходе регулярного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий государственной программы, а также на основе обеспечения эффективной координации деятельности соисполнителей и иных организаций, участвующих в реализации государственной программы.
В связи с разнообразием рисков, объектов рисков, их специфики, комплексностью целей государственной программы, на достижение которых риски могут оказать свое влияние, количественная характеристика рисков невозможна.
10. Характеристика подпрограмм государственной программы
Подпрограмма 1 "Обеспечение населения твердым топливом"
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
"Обеспечение населения твердым топливом" (далее - подпрограмма) |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
министерство промышленности и энергетики области |
Соисполнители подпрограммы |
организации, осуществляющие реализацию населению области твердого топлива (по согласованию) |
Цель подпрограммы |
повышение эффективности использования бюджетных средств, предоставляемых на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией населению области твердого топлива по фиксированной цене |
Задача подпрограммы |
оптимизация затрат на поставку твердого топлива населению области |
Целевые показатели подпрограммы |
объем реализации твердого топлива населению области по фиксированной цене в натуральном выражении с 2691,2 т у.т. в 2012 году до 895 т у.т. к 2020 году |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
2014-2020 годы |
Объем и источники финансового обеспечения подпрограммы (по годам) |
общий объем финансового обеспечения подпрограммы за счет средств областного бюджета составит 43538,3 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 8545,8 тыс. рублей; 2015 год - 5832,0 тыс. рублей; 2016 год - 5832,1 тыс. рублей; 2017 год - 5832,1 тыс. рублей; 2018 год - 5832,1 тыс. рублей; 2019 год - 5832,1 тыс. рублей; 2020 год - 5832,1 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
снижение объемов субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией населению области твердого топлива по фиксированной цене до 5832,1 тыс. рублей к 2020 году |
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем и прогноз ее развития
Подпрограмма разработана с учетом результатов реализации областной программы газификации Саратовской области на базе природного газа на 2005-2006 годы и до 2010 года, утвержденной Законом Саратовской области от 29 декабря 2006 года N 152-ЗСО, направленной на обеспечение потребителей области углеводородным газом и завершение газификации отдельных населенных пунктов. За период с 2005 по 2013 годы уровень газификации области повысился на 9,5 процента и составляет 97,3 процента. Газифицировано 3076 домовладений в 33 населенных пункта области. Кроме положительных экологических результатов, газификация имеет большое социальное значение, которое выражается в сокращении времени, затрачиваемого населением на приготовление пищи, горячей воды и отопление жилья при использовании газа по сравнению с использованием твердого топлива.
Вместе с тем, несмотря на высокий уровень газификации области, газификация сельских населенных пунктов составляет 92,5 процента, при этом основным энергоресурсом, используемым для отопления, является твердое топливо.
На открытое акционерное общество "Областное лесотопливное предприятие" (далее - ОАО "Облтоп") возложена социальная функция по обеспечению твердым топливом населения области, проживающего в домах с печным отоплением, объектов социальной сферы и бюджетных организаций области, а также оказанию других видов услуг населению и организациям. Отпуск угля населению производится после предоставления справки из администрации о площади отапливаемого помещения по установленной норме. В состав ОАО "Облтоп" входят 5 филиалов: Озинский, Перелюбский, Хвалынский, Балашовский, Калининский, и торговые площадки в Аркадаке и Пугачеве.
Программа экономической деятельности предприятия на каждый планируемый год формируется на основе ежегодно предоставляемых администрациями районов области заявок о потребности в твердом топливе (угле) и количестве домовладений.
Сезонность спроса на твердое топливо (уголь), высокая рыночная себестоимость, обусловленная в том числе тарифами на железнодорожные перевозки, ведет к резкому снижению спроса на твердое топливо (уголь), что сказывается на финансовой стабильности работы самого предприятия и сокращению поставок населению.
Частично разница между фиксированной ценой и фактически сложившейся себестоимостью твердого топлива возмещается ОАО "Облтоп" из областного бюджета согласно договору, заключенному с министерством промышленности и энергетики области.
Подпрограмма направлена на обеспечение надежности поставки твердого топлива населению. Снижение затрат областного бюджета на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией населению твердого топлива по фиксированной цене взаимно увязано с реализацией запланированных мероприятий по газификации населенных пунктов.
Общее количество запланированных к газификации домовладений с учетом реализации мероприятий по утвержденной Правительством области и ОАО "Газпром" "Программе развития газоснабжения и газификации Саратовской области на период 2012-2015 годы" и областной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" составит 1557 домовладений, в том числе в основных районах, потребляющих уголь: Перелюбском (253 домовладения), Хвалынском (250 домовладений) и Калининском (83 домовладения) районах.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цель, задачи, целевые показатели, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и этапов реализации подпрограммы
В связи с увеличением уровня газификации населения и переориентированием рынка оказания услуг ресурсоснабжения, становится актуальным вопрос обеспечения устойчивого снабжения населения области твердым топливом, решение которого требует поддержки со стороны органов власти.
Основная цель подпрограммы - повышение эффективности использования бюджетных средств, предоставляемых на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией населению области твердого топлива по фиксированной цене.
Основная задача, обеспечивающая достижение цели, - оптимизация затрат на поставку твердого топлива населению области.
Целевым показателем, определяющим решение поставленной задачи является: объем реализации твердого топлива населению области в натуральном выражении с 2691,2 т у.т. в 2012 году до 895 т у.т. к 2020 году.
Сведения о целевых показателях подпрограммы приведены в приложении N 1 к государственной программе.
По итогам реализации подпрограммы ожидается снижение объемов субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией населению области твердого топлива по фиксированной цене до 5832,1 тыс. рублей к 2020 году.
Срок реализации подпрограммы - 2014-2020 годы.
3. Характеристика мер государственного регулирования
Меры налогового и иных видов государственного регулирования в сфере реализации подпрограммы не предусмотрены.
4. Характеристика мер правового регулирования
В целях реализации подпрограммы необходимо разработать проект постановления Правительства Саратовской области "О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 13 апреля 2004 года N 92-П "Об обеспечении населения области твердым топливом" в части установления фиксированной цены на твердое топливо, с учетом роста цен (тарифов) на энергоносители для населения, утвержденного в соответствии с прогнозом социально-экономического развития.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации подпрограммы приведены в приложении N 2 к государственной программе.
5. Сводные показатели прогнозного объема выполнения областными государственными учреждениями и (или) иными некоммерческими организациями государственных заданий на оказание физическим и (или) юридическим лицам государственных услуг (выполнение работ)
В реализации подпрограммы выполнение государственных заданий не предусмотрено.
6. Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы
В целях обеспечения решения задачи подпрограммы планируется реализация следующего основного мероприятия.
Основное мероприятие 1.1 "Возмещение недополученных доходов в связи с реализацией населению твердого топлива".
Предоставление субсидии осуществляется министерством промышленности и энергетики области на основании договоров, заключенных с получателями субсидии, в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета за счет бюджетных ассигнований в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных министерству промышленности и энергетики области.
Перечень основных мероприятий подпрограммы приведен в приложении N 4 к государственной программе.
7. Информация об участии в реализации подпрограммы органов местного самоуправления муниципальных образований области, государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также внебюджетных фондов Российской Федерации
В рамках реализации подпрограммы в основном мероприятии 1.1 "Возмещение недополученных доходов в связи с реализацией населению твердого топлива" принимают участие организации, осуществляющие реализацию населению области твердого топлива (по согласованию).
8. Обоснование объема финансового обеспечения, необходимого для реализации подпрограммы
Общий объем финансового обеспечения подпрограммы на 2014-2020 годы за счет средств областного бюджета составит 43538,3 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 8545,8 тыс. рублей;
2015 год - 5832,0 тыс. рублей;
2016 год - 5832,1 тыс. рублей;
2017 год - 5832,1 тыс. рублей;
2018 год - 5832,1 тыс. рублей;
2019 год - 5832,1 тыс. рублей;
2020 год - 5832,1 тыс. рублей.
Сведения об объемах и источниках финансового обеспечения подпрограммы приведены в приложении N 3 к государственной программе.
9. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы
Реализация подпрограммы предполагает возмещение недополученных доходов в форме субсидии юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в связи с реализацией ими населению твердого топлива по фиксированной розничной цене.
Основные риски, связанные с реализацией подпрограммы, определяются следующими факторами:
ограниченностью финансирования (так как подпрограмма базируется на государственной поддержке намеченных к реализации мероприятий, изменение объемов финансирования подпрограммы способно в значительной мере повлиять на результативность ее реализации);
непредвиденно высоким ростом оптовых цен на твердое топливо (уголь), а также тарифов на железнодорожные перевозки, который может привести к существенному удорожанию себестоимости твердого топлива (угля), реализуемого населению области.
Минимизация рисков возможна на основе:
регулярного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятия подпрограммы;
разработки дополнительных мер государственной поддержки.
Минимизация рисков достигается в ходе регулярного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятия подпрограммы, а также на основе обеспечения эффективной координации деятельности соисполнителей и иных организаций, участвующих в реализации мероприятия подпрограммы.
В связи с разнообразием природы рисков, объектов рисков, их спецификой, комплексностью целей подпрограммы, на достижение которых риски могут оказать свое влияние, количественная оценка факторов рисков невозможна.
Подпрограмма 2 "Энергосбережение и повышение энергоэффективности теплоснабжения и системы коммунальной инфраструктуры"
Паспорт подпрограммы
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем и прогноз ее развития
Подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергоэффективности теплоснабжения и системы коммунальной инфраструктуры" разработана с учетом результатов реализации долгосрочной областной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Саратовской области на период до 2020 года: "Энергоэффективный регион", утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 30 июля 2010 года N 350-П.
Подпрограмма направлена на обеспечение повышения конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности экономики области, а также роста уровня и качества жизни населения за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации, технологического развития и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов.
Энергоемкость валового регионального продукта Саратовской области в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5-3 раза выше, чем в большинстве развитых стран и в 2007 году составляла 43,18 кг у.т. на тыс. рублей. Более 80 процентов мощностей действующих электростанций, 83 процентов жилых зданий, 70 процентов котельных, 70 процентов технологического оборудования электрических сетей и 66 процентов тепловых сетей было построено еще до 1990 года. Около четверти используемых в настоящее время бытовых холодильников было приобретено более 20 лет назад. В промышленности эксплуатируется 30 процентов полностью изношенных основных фондов.
В последние годы основной вклад в снижение энергоемкости валового регионального продукта вносили структурные сдвиги в экономике, поскольку промышленность и жилой сектор развивались медленнее, чем сфера услуг, а в промышленности опережающими темпами росло производство менее энергоемких продуктов. За счет внедрения новых технологий при новом строительстве и модернизации энергоемкость валового внутреннего продукта снижалась в среднем только на 1 процент в год, или примерно так же, как и во многих развитых странах, что не позволило существенно сократить технологический разрыв с этими странами.
При низкой энергоэффективности снижаются шансы на успешную реализацию проектов строительства новых объектов. Опыт их реализации показал, что ограничения на подключение новых потребителей к сетям и недостаточное оснащение инфраструктурой новых строительных площадок сдерживают жилищное и промышленное строительство. Без повышения эффективности использования энергии и повышения нагрузки неэффективно используемых мощностей трудности с осуществлением строительства новых объектов будут только усугубляться.
Низкая энергоэффективность порождает низкую конкурентоспособность промышленности. В условиях нестабильности спроса на промышленную продукцию высокие удельные расходы энергоресурсов в промышленности дополнительно возросли из-за падения нагрузки производственных мощностей более быстрыми темпами, чем снижалось энергопотребление. Это происходит на фоне падения цен на продукцию этих предприятий и роста цен на энергоносители. В итоге доля энергетических издержек в структуре себестоимости промышленности резко выросла, а конкурентоспособность промышленности упала, что существенно осложняет ее выход из кризиса.
Низкая энергоэффективность жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы порождает высокую нагрузку коммунальных платежей на муниципальные и областной бюджеты и снижает финансовую стабильность.
Формирование в регионе энергоэффективного общества - это неотъемлемая составляющая развития экономики области по инновационному пути. Переход к энергоэффективному варианту развития должен быть совершен в ближайшие годы, иначе экономический рост будет сдерживаться из-за высоких цен и снижения доступности энергетических ресурсов.
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности следует рассматривать как один из основных источников будущего экономического роста. Однако до настоящего времени этот источник был задействован лишь в малой степени. Существенное повышение уровня энергетической эффективности может быть обеспечено только при комплексном подходе к вопросу энергосбережения, поскольку:
затрагивает все отрасли экономики и социальную сферу, всех производителей и потребителей энергетических ресурсов;
требует государственного регулирования и высокой степени координации действий не только органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, но и организаций и граждан;
требует запуска механизмов обеспечения заинтересованности всех участников мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в реализации целей и задач государственной программы;
требует мобилизации ресурсов и оптимизации их использования.
Решение проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности носит долгосрочный характер, что обусловлено необходимостью как изменения системы отношений на рынках энергоносителей, так и замены и модернизации значительной части производственной, инженерной и социальной инфраструктуры и ее развития на новой технологической базе.
Реализация мероприятий подпрограммы позволит значительно повысить уровень энергетической эффективности, необходимый для достижения темпов роста экономики.
Общий вклад подпрограммы в экономическое развитие Саратовской области заключается в обеспечении эффективного использования бюджетных средств, предоставляемых для осуществления мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. За счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации экономики и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов будут созданы дополнительные условия для повышения конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности российской экономики, роста уровня и качества жизни населения.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цель, задачи, целевые показатели, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и этапов реализации подпрограммы
Приоритетами государственной политики в сфере реализации подпрограммы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" и Энергетической стратегией России на период до 2030 года, являются:
снижение к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации не менее чем на 40 процентов по отношению к уровню 2007 года;
обеспечение рационального и экологически ответственного использования энергии и энергетических ресурсов;
создание благоприятной экономической среды для энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
развитие правового и технического регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
поддержка стратегических инициатив в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В соответствии с заданными приоритетами определена цель подпрограммы - энергосбережение и повышение энергетической эффективности в секторах экономики области.
Основные задачи, обеспечивающие достижение цели:
внедрение энергосберегающих технологий и энергетически эффективного оборудования на энергоемких объектах коммунального комплекса;
внедрение энергосберегающих технологий и энергетически эффективного оборудования в промышленности, энергетике и трубопроводном транспорте;
внедрение энергосберегающих технологий и энергетически эффективного оборудования в бюджетной сфере и сфере услуг.
Целевыми показателями, определяющими решение поставленных задач являются:
экономия топливно-энергетических ресурсов на энергоемких объектах коммунального комплекса в натуральном выражении/стоимостном выражении с 279610 т у.т./1521478 тыс. рублей в 2012 году до 1008578 т у.т./11228287 тыс. рублей к 2020 году;
доля многоквартирных домов, переведенных на индивидуальное поквартирное отопление в общем числе многоквартирных домов с низкоэффективным централизованным отоплением с 17,2 процента в 2012 году до 40 процентов к 2020 году;
доля установленных энергоэффективных уличных светильников в общем числе уличных светильников на территории муниципальных образований области с 15,2 процента в 2012 году до 38,8 процента к 2020 году;
экономия топливно-энергетических ресурсов в промышленности, энергетике и трубопроводном транспорте в натуральном выражении/стоимостном выражении с 731288 т у.т./3 979250 тыс. рублей в 2012 году до 2637818 т у.т./29366289 тыс. рублей к 2020 году;
индекс энергетической эффективности предприятий нефтеперерабатывающей промышленности (ежегодно) с 50,9 процента в 2012 году до 55 процентов к 2020 году;
объем потерь электрической энергии при ее передаче на объектах электросетевого хозяйства предприятий промышленности, энергетики и трубопроводного транспорта с 14,5 млн. кВт·ч в 2012 году до 6,4 млн. кВт·ч к 2020 году;
экономия топливно-энергетических ресурсов в бюджетной сфере и сфере услуг в натуральном выражении/стоимостном выражении с 64525 т у.т./351110 тыс. рублей в 2012 году до 232749 т у.т./2591143 тыс. рублей к 2020 году.
Сведения о целевых показателях подпрограммы приведены в приложении N 1 к государственной программе.
По итогам реализации подпрограммы ожидается достижение следующих результатов:
вывод из эксплуатации не менее 60 котельных, выработавших ресурс, или имеющих избыточные мощности;
реконструкция не менее 1000 км тепловых сетей;
строительство не менее 70 новых блочно-модульных котельных;
перевод на индивидуальное поквартирное отопление не менее 9500 квартир в жилых домах с низкоэффективным централизованным отоплением;
установка не менее 280000 энергоэффективных светильников в системах наружного освещения городов и поселков области;
проведение комплексных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности не менее чем в 250 государственных учреждениях.
Срок реализации подпрограммы - 2014-2020 годы.
3. Характеристика мер государственного регулирования
Меры налогового и иных видов государственного регулирования в сфере реализации подпрограммы не предусмотрены.
4. Характеристика мер правового регулирования
В целях реализации подпрограммы необходимо разработать проект постановления Правительства области, утверждающего цели, условия, критерии отбора и методику распределения субсидии бюджетам муниципальных образований области на реализацию мероприятий по повышению энергетической эффективности на энергоемких объектах коммунального комплекса, порядок предоставления и условия ее расходования, проект приказа министерства культуры области о реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в учреждениях, подведомственных министерству культуры области, проект приказа министерства социального развития области о реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в учреждениях, подведомственных министерству социального развития области, проект приказа министерства здравоохранения области о реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в учреждениях здравоохранения, подведомственных министерству здравоохранению области, проект приказа министерства образования области о реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в образовательных организациях, подведомственных министерству образования области.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации подпрограммы приведены в приложении N 2 к государственной программе.
5. Сводные показатели прогнозного объема выполнения областными государственными учреждениями и (или) иными некоммерческими организациями государственных заданий на оказание физическим и (или) юридическим лицам государственных услуг (выполнение работ)
В реализации подпрограммы выполнение государственных заданий не предусмотрено.
6. Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы
В целях обеспечения решения задачи подпрограммы планируется реализация следующих основных мероприятий.
Основное мероприятие 2.1 "Субсидии бюджетам муниципальных образований области на реализацию мероприятий по повышению энергетической эффективности на энергоемких объектах коммунального комплекса".
Предоставление субсидии бюджетам муниципальных образований области на реализацию мероприятий по повышению энергетической эффективности на энергоемких объектах коммунального комплекса, в том числе:
модернизация, техническое перевооружение и реконструкция котельных с использованием современного энергоэффективного оборудования;
модернизация и техническое перевооружение систем теплоснабжения организаций коммунального комплекса и объектов бюджетной сферы;
строительство новых котельных, в том числе блочно-модульных с использованием современных технологий с КПД не ниже 85 процентов для котельных на твердом топливе, не ниже 90 процентов - на жидком топливе и не ниже 92 процентов - на природном газе;
замена и строительство новых тепловых сетей с использованием современных технологий и материалов, перекладка тепловых сетей;
вывод из эксплуатации котельных, выработавших ресурс, или имеющих избыточные мощности;
обеспечение устойчивой и экономичной работы тепловых сетей и источников тепловой энергии, качества отопления и горячего водоснабжения потребителей за счет проведения комплексной автоматизации тепловых пунктов с выведением основных параметров на диспетчерские пункты управления системой теплоснабжения;
перевод котельных на автоматизированную систему диспетчерского управления;
использование современных методов обработки воды для котлов и теплотрасс с целью предотвращения коррозии и отложения солей на поверхностях трубопроводов и теплообменной аппаратуре;
использование установок совместной выработки тепловой и электрической энергии на базе газотурбинных установок с котлами-утилизаторами, газотурбинных установок, газопоршневых установок, турбодетандерных установок;
внедрение высокоэффективного насосного оборудования, частотных преобразователей в системах водоснабжения и водоотведения;
установка регулируемого привода в системах водоснабжения и водоотведения.
Основное мероприятие 2.2 "Перевод жилых зданий с низкоэффективным централизованным отоплением на индивидуальное квартирное отопление":
установка индивидуальных теплогенераторов в жилых помещениях в жилых домах с низкоэффективным централизованным отоплением;
установка радиаторов отопления, приборов учета потребления газа и иного отопительного оборудования в жилых помещениях;
реконструкция внутридомовой системы отопления многоквартирного жилого дома, децентрализация системы теплоснабжения населенного пункта.
Основное мероприятие 2.3 "Модернизация наружного освещения в муниципальных образованиях области":
замена светильников уличного освещения на энергоэффективные;
замена опор уличного освещения;
модернизация пунктов управления уличным освещением;
внедрение автоматизированной системы управления уличным освещением;
строительство новых линий уличного освещения.
Основное мероприятие 2.4 "Техническое перевооружение и реконструкция оборудования на предприятиях промышленности, энергетики и трубопроводного транспорта":
установка новых и замена старых электродвигателей, соответствующих классу высокоэффективных;
внедрение регулируемого электропривода в промышленности;
внедрение эффективных систем сжатого воздуха;
внедрение энергосберегающих газовых инфракрасных излучателей;
внедрение воздушных компрессоров;
внедрение автоматизированных систем учета и контроля энергоносителей;
внедрение систем эффективного производственного освещения;
внедрение систем эффективного пароснабжения (теплоизоляция паропроводов, арматуры, установки конденсатоотводчиков, использования вторичного тепла);
модернизация, техническое перевооружение и реконструкция котельного оборудования, реконструкция центральных тепловых пунктов;
организация тепловой защиты зданий и сооружений;
модернизация и реконструкция действующих конденсационных и теплофикационных установок с использованием современного энергоэффективного оборудования;
модернизация высоковольтных кабельных линий и трансформаторных подстанций;
вывод из эксплуатации низкоэкономичного выработавшего моральный и физический ресурс паросилового оборудования газовых ТЭС;
вывод из эксплуатации старого промышленного оборудования;
проведение энергетического обследования.
Основное мероприятие 2.5 "Модернизация электросетевого хозяйства на предприятиях промышленности, энергетики и трубопроводного транспорта":
внедрение высокоэффективных надёжных системообразующих и распределительных электрических сетей большей пропускной способности, трансформаторов, синхронных компенсаторов, ограничителей тока;
реконструкция распределительных электрических сетей среднего и низкого напряжения (35-0,38 кВ), и магистральных электрических сетей высокого напряжения (110 кВ и выше);
замена приборов учета электрической энергии на более высокий класс точности;
внедрение автоматизированных подстанций в системообразующих и распределительных сетях всех напряжений без постоянного дежурного персонала;
модернизация систем освещения, внедрение автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета энергии.
Основное мероприятие 2.6 "Повышение энергоэффективности в учреждениях, подведомственных министерству культуры области":
поверка, замена вышедших из строя приборов учета;
внедрение автоматизированной системы контроля и учета расхода энергетических ресурсов;
замена окон на энергоэффективные пластиковые;
установка рекуператоров тепла вентиляционного воздуха (централизованных и децентрализованных);
утепление наружных ограждающих конструкций, уплотнение щелей и неплотностей оконных и дверных проемов;
установка теплоотражающего экрана за отопительным прибором;
оснащение отопительных приборов индивидуальными автоматическими регуляторами теплового потока (термостатами);
модернизация, техническое перевооружение и реконструкция котельных с использованием современного энергоэффективного оборудования для теплоснабжения зданий учреждений, подведомственных министерству культуры области;
установка системы автоматического регулирования температуры теплоносителя на вводе в здание, в зависимости от температуры наружного воздуха;
утепление труб внутренней разводки системы отопления;
проведение промывки системы отопления;
замена старых отопительных котлов в индивидуальных системах отопления на новые энергоэффективные котлы;
модернизация систем освещения, с установкой энергосберегающих светильников и автоматизированных систем управления освещением;
замена существующих насосов на насосные установки с частотным преобразователем;
установка датчиков присутствия (движения);
применение устройств автоматического регулирования и управления вентиляционными установками в зависимости от температуры наружного воздуха, времени суток;
модернизация электропроводки;
установка автоматических смесителей с инфракрасными датчиками и фиксированной температурой подаваемой воды;
закупка энергопотребляющего оборудования высоких классов энергоэффективности.
Основное мероприятие 2.7 "Повышение энергоэффективности в учреждениях, подведомственных министерству социального развития области":
поверка, замена вышедших из строя приборов учета;
внедрение автоматизированной системы контроля и учета расхода энергетических ресурсов;
замена окон на энергоэффективные пластиковые;
установка рекуператоров тепла вентиляционного воздуха (централизованных и децентрализованных);
утепление наружных ограждающих конструкций, уплотнение щелей и неплотностей оконных и дверных проемов;
установка теплоотражающего экрана за отопительным прибором;
оснащение отопительных приборов индивидуальными автоматическими регуляторами теплового потока (термостатами);
модернизация, техническое перевооружение и реконструкция котельных с использованием современного энергоэффективного оборудования для теплоснабжения зданий учреждений, подведомственных министерству социального развития области;
установка индивидуальных тепловых пунктов;
установка системы автоматического регулирования температуры теплоносителя на вводе в здание, в зависимости от температуры наружного воздуха;
утепление труб внутренней разводки системы отопления;
проведение промывки системы отопления;
замена старых отопительных котлов в индивидуальных системах отопления на новые энергоэффективные котлы;
модернизация систем освещения, с установкой энергосберегающих светильников и автоматизированных систем управления освещением;
установка преобразователей частоты для электроприводов лифтов;
замена существующих насосов на насосные установки с частотным преобразователем;
установка датчиков присутствия (движения);
применение устройств автоматического регулирования и управления вентиляционными установками в зависимости от температуры наружного воздуха, времени суток;
модернизация электропроводки;
установка автоматических смесителей с инфракрасными датчиками и фиксированной температурой подаваемой воды;
закупка энергопотребляющего оборудования высоких классов энергоэффективности.
Основное мероприятие 2.8 "Повышение энергоэффективности в учреждениях здравоохранения, подведомственных министерству здравоохранению области":
поверка, замена вышедших из строя приборов учета;
внедрение автоматизированной системы контроля и учета расхода энергетических ресурсов;
замена окон на энергоэффективные пластиковые;
установка рекуператоров тепла вентиляционного воздуха (централизованных и децентрализованных);
утепление наружных ограждающих конструкций, уплотнение щелей и неплотностей оконных и дверных проемов;
установка теплоотражающего экрана за отопительным прибором;
оснащение отопительных приборов индивидуальными автоматическими регуляторами теплового потока (термостатами);
модернизация, техническое перевооружение и реконструкция котельных с использованием современного энергоэффективного оборудования для теплоснабжения зданий учреждений здравоохранения, подведомственных министерству здравоохранению области;
установка индивидуальных тепловых пунктов;
установка системы автоматического регулирования температуры теплоносителя на вводе в здание, в зависимости от температуры наружного воздуха;
утепление труб внутренней разводки системы отопления;
проведение промывки системы отопления;
замена старых отопительных котлов в индивидуальных системах отопления на новые энергоэффективные котлы;
модернизация систем освещения, с установкой энергосберегающих светильников и автоматизированных систем управления освещением;
установка преобразователей частоты для электроприводов лифтов;
замена существующих насосов на насосные установки с частотным преобразователем;
установка датчиков присутствия (движения);
применение устройств автоматического регулирования и управления вентиляционными установками в зависимости от температуры наружного воздуха, времени суток;
модернизация электропроводки;
установка автоматических смесителей с инфракрасными датчиками и фиксированной температурой подаваемой воды;
закупка энергопотребляющего оборудования высоких классов энергоэффективности.
Основное мероприятие 2.9 "Повышение энергоэффективности в образовательных организациях, подведомственных министерству образования области":
поверка, замена вышедших из строя приборов учета;
внедрение автоматизированной системы контроля и учета расхода энергетических ресурсов;
замена окон на энергоэффективные пластиковые;
установка рекуператоров тепла вентиляционного воздуха (централизованных и децентрализованных);
утепление наружных ограждающих конструкций, уплотнение щелей и неплотностей оконных и дверных проемов;
установка теплоотражающего экрана за отопительным прибором;
оснащение отопительных приборов индивидуальными автоматическими регуляторами теплового потока (термостатами);
установка системы автоматического регулирования температуры теплоносителя на вводе в здание, в зависимости от температуры наружного воздуха;
утепление труб внутренней разводки системы отопления;
проведение промывки системы отопления;
замена старых отопительных котлов в индивидуальных системах отопления на новые энергоэффективные котлы;
модернизация систем освещения, с установкой энергосберегающих светильников и автоматизированных систем управления освещением;
замена существующих насосов на насосные установки с частотным преобразователем;
установка датчиков присутствия (движения);
применение устройств автоматического регулирования и управления вентиляционными установками в зависимости от температуры наружного воздуха, времени суток;
модернизация электропроводки;
установка автоматических смесителей с инфракрасными датчиками и фиксированной температурой подаваемой воды;
проведение обучающих и пропагандистских мероприятий для учащихся;
закупка энергопотребляющего оборудования высоких классов энергоэффективности.
Перечень основных мероприятий подпрограммы приведен в приложении N 4 к государственной программе.
7. Информация об участии в реализации подпрограммы органов местного самоуправления муниципальных образований области, государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также внебюджетных фондов Российской Федерации
В рамках реализации подпрограммы принимают участие органы местного самоуправления муниципальных образований области (по согласованию), организации жилищно-коммунального хозяйства области (по согласованию), предприятия промышленности, энергетики и трубопроводного транспорта области (по согласованию).
Органы местного самоуправления муниципальных образований области (по согласованию) и организации жилищно-коммунального хозяйства области (по согласованию) принимают участие в следующих мероприятиях:
в основном мероприятии 2.1 "Субсидии бюджетам муниципальных образований области на реализацию мероприятий по повышению энергетической эффективности на энергоемких объектах коммунального комплекса";
в основном мероприятии 2.2 "Перевод жилых зданий с низкоэффективным централизованным отоплением на индивидуальное квартирное отопление";
в основном мероприятии 2.3 "Модернизация наружного освещения в муниципальных образованиях области".
Предприятия промышленности, энергетики и трубопроводного транспорта области (по согласованию) принимают участие:
в основном мероприятии 2.4 "Техническое перевооружение и реконструкция оборудования на предприятиях промышленности, энергетики и трубопроводного транспорта";
в основном мероприятии 2.5 "Модернизация электросетевого хозяйства на предприятиях промышленности, энергетики и трубопроводного транспорта".
8. Обоснование объема финансового обеспечения, необходимого для реализации подпрограммы
Общий объем финансового обеспечения подпрограммы на 2014-2020 годы за счет всех источников составит 38014368,0 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 7667296,0 тыс. рублей;
2015 год - 5233323,0 тыс. рублей;
2016 год - 6673685,8 тыс. рублей;
2017 год - 5090805,8 тыс. рублей;
2018 год - 6527325,8 тыс. рублей;
2019 год - 4037375,8 тыс. рублей;
2020 год - 2784555,8 тыс. рублей,
из них:
областной бюджет - 700638,0 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 106556,0 тыс. рублей;
2015 год - 56403,0 тыс. рублей;
2016 год - 59535,8 тыс. рублей;
2017 год - 119535,8 тыс. рублей;
2018 год - 119535,8 тыс. рублей;
2019 год - 119535,8 тыс. рублей;
2020 год - 119535,8 тыс. рублей;
федеральный бюджет (прогнозно) - 532000,0 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 76000,0 тыс. рублей;
2015 год - 76000,0 тыс. рублей;
2016 год - 76000,0 тыс. рублей;
2017 год - 76000,0 тыс. рублей;
2018 год - 76000,0 тыс. рублей;
2019 год - 76000,0 тыс. рублей;
2020 год - 76000,0 тыс. рублей,
местные бюджеты (прогнозно) - 303000,0 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 43000,0 тыс. рублей;
2015 год - 35000,0 тыс. рублей;
2016 год - 40000,0 тыс. рублей;
2017 год - 50000,0 тыс. рублей;
2018 год - 50000,0 тыс. рублей;
2019 год - 45000,0 тыс. рублей;
2020 год - 40000,0 тыс. рублей;
внебюджетные источники (прогнозно) - 36478730,0 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 7441740,0 тыс. рублей;
2015 год - 5065920,0 тыс. рублей;
2016 год - 6498150,0 тыс. рублей;
2017 год - 4845270,0 тыс. рублей;
2018 год - 6281790,0 тыс. рублей;
2019 год - 3796840,0 тыс. рублей;
2020 год - 2549020,0 тыс. рублей.
Сведения об объемах и источниках финансового обеспечения подпрограммы приведены в приложении N 3 к государственной программе.
9. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы
Основные риски, связанные с реализацией подпрограммы, определяются следующими факторами:
ограниченностью источников финансирования и неразвитостью механизмов ресурсного обеспечения энергосберегающих мероприятий;
неопределенностью конъюнктуры и неразвитостью рынка энергосервисных услуг;
зависимостью от состояния и конъюнктуры российского и мирового рынка энергетических ресурсов.
Меры управления рисками реализации подпрограммы следующие:
оптимизация распределения конкретных рисков между участниками и исполнителями подпрограммы с учетом их реальных возможностей по управлению соответствующими рисками;
применение сценарно-вариантного подхода при планировании мероприятий подпрограммы;
использование на уровне инвестиционных проектов механизмов страхования рисков;
организация контроля результатов по основным направлениям реализации подпрограммы, расширение прав и повышения ответственности исполнителей подпрограммы;
выработка своевременных предложений по корректировке и синхронизация мероприятий подпрограммы;
развитие механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающих четкое законодательное распределение прав, ответственности и рисков между государством и инвестором.
В связи с разнообразием природы рисков, объектов рисков, их спецификой, комплексностью целей подпрограммы, на достижение которых риски могут оказать свое влияние, количественная оценка факторов рисков невозможна.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.